Без профессионального отбора можно получить профессию

Опубликовано: 02.10.2024

г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости относится к:

а) интеллектуальному типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:

7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:

г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в

8. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:

а) научной деятельностью;

б) конкретным практическим трудом;

в) воспитательной работой;

г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.

9. Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены:

а) словесные способности;

б) организаторские способности;

в) счетные способности;

г) способности к пространственному мышлению.

10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:

11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:

в) окулиста (лечащего болезни глаз);

г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа:

б) оператора ПК (персональный компьютер);

16. Профессия.«бухгалтер» относится к типу:

а) «человек — человек»;

б) «человек — художественный образ»;

в) «человек — техника»;

г) «человек — знаковая система».

17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:

18. Специального профессионального отбора требует профессия:

19. Для успешного выбора профессии необходимо:

а) принять решение по совету родственников;

б) получить ту же профессию, что и лучший друг;

в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;

г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.

20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

б) высокая зарплата;

в) хорошие условия труда;

г) заинтересованность в деле.

Вариант 2

а) составляет медицинские заключения учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;

б) обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;

в) выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;

г) дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии;

2. Профессия — это:

а) род трудовой деятельности;

б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;

в) служебная обязанность;

г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности.

3. Старший лаборант — это:

г) общественная деятельность.

4. Безработными не признаются:

а) инвалиды 3-й группы;

б) лица, не достигшие 18-летнего возраста;

в) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;

г) лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:

а) артистическому типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:

7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:

а) артистическая деятельность;

г) коммерческая деятельность.

8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом личности будет:

а) создание конкретных изделий;

б) обслуживание людей;

в) научные разработки;

г) обработка буквенной и цифровой информации.

9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:

а) словесные способности;

б) способности к общению;

в) счетные способности;

г) административные способности.

10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:

11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:

а) монотонного характера;

в) в изоляции от людей;

г) цикличная (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).

13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:

б) профессионального футболиста;

в) оператора ПК (персональный компьютер);

14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — природа», наиболее пригодна работа:

16. Профессия «парикмахер» относится к типу:

а) «человек — человек»;

б) «человек — художественный образ»;

в) «человек — техника»;

г) «человек — знаковая система».

17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:

г) настройщика пианино.

18. Без профессионального отбора можно получить профессию:

19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:

а) учесть потребность общества в данной профессии;

б) принять решение по совету родственников;

в) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнеся ее со своими возможностями;

г) связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.

20. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:

а) умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;

б) наличие соответствующего темперамента;

в) хорошие бытовые условия;

г) внешние данные.

Правильные ответы на контрольные вопросы для проверки знаний.

Вариант 1. 1в, 2г, 3б, 4г, 56, 6а, 7г, 8в, 9а, 10г, 11а, 12г, 13б, 14б, 15в, 16г, 17г, 186, 19в, 20г.

Вариант 2. 1б, 2а, 3в, 4г, 5г, 6а, 7а, 86, 9в, 10г, 11г, 12г, 13в, 14г, 156, 16б, 17г, 18в, 19в, 20а.

3аключение

Основной пафос данного пособия состоит в утверждении того, что развитие личности (ее направленности, компетентности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности. Таким образом, профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности. Выбор профессии — это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде — с другой.

Такой выбор ученик должен сделать уже в подростковом или юношеском возрасте, когда основным содержанием «кризиса» перехода от детства к взрослости является изменение движущих сил развития личности. Развитие ребенка осуществляется через противоречие между его собственной спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием). По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности. Недостаточная сформированность регуляторных механизмов приводит к тому, что молодой человек остается объектом воспитания и внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъекта собственной жизни и сделать самостоятельный личностный и профессиональный выбор

Развивающие технологии: психологические практикумы, профессиональное консультирование, психологическая диагностика, психотренинги обращены к личностным механизмам, регулирующим активность субъекта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности, ориентацию на свободный выбор и изменение в направлении будущего.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

Такие перспективы предполагают преобразование психологии профессионального развития из периферийной и прикладной отрасли психологии личности в важную область научного знания, дающую практикам мощные средства научно-технического и социального прогресса.

Приложение

Тест для профессионального ориентирования и

определения соответствия своих возможностей

Е.А. Климова — автор: А.К. Осницкий)

В процессе социализации и профессионального самоопределения учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ней. Иными словами активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения и важно оценить сформированность субъектной позиции учащегося.

Ряд существенных показателей сформированности субъектного отношения к собственным действиям можно получить с помощью ДДО. Достаточно, не изменяя формы опросника, направленного на выявление интереса к занятиям, задачу, предлагаемую учащимся автором опросника Е.А. Климовым, дополнить задачами оценки умений, затрачиваемых усилий и отношения к социальному давлению.

Среди факторов, которые определяют выбор той или иной профессии или сферы труда, важнейшее место отводят выраженности интересов к этому труду (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, В. В. Ярошенко). Но для выяснения субъектной позиции учащегося недостаточно знать степень выраженности интереса к данной сфере занятий. Удовлетворенность выбором обеспечивается также подготовленностью учащихся, т.е. наличием умений, необходимых для самостоятельной работы, и готовностью преодолевать возможные (обусловленные обстоятельствами выполнения работы) «дискомфортные» состояния: вынужденность или навязанность, ощущение социального давления. У учащихся к седьмому-девятому классам уже формируются представления об имеющихся у них умениях, о том, как переживаются ими принуждение и другие формы давления со стороны взрослых.

Противодействие принуждению, особенно сильно ощущаемому в подростковом возрасте, сопровождается как неприятными переживаниями от выполняемого поручения, задания, так и ожиданием этих неприятных переживаний в предчувствии подобной работы.

Сопоставление интересов и предпочтений с подготовленностью учащихся и их отношением к вынужденному выполнению заданий в разных сферах занятий оказалось возможным без существенного преобразования исходной формы ДДО путем простого добавления повторных обследований с новыми инструкциями и заключительного синтетического анализа данных.

Сравнительный анализ результатов, полученных в задании, разработанном Е.А. Климовым, и результатов, полученных в заданиях, разработанных специально для этих целей А.К. Осницким (1989, 1991), позволяет получить информацию об интересах, умениях, предпочтениях учащегося и сформированности его как субъекта деятельности, а также успешно прогнозировать удовлетворенность избираемой профессиональной деятельностью.

Опросник предъявляется несколько раз. При первом предъявлении дается инструкция: «Вам предъявляется список профессиональных занятий. Предлагаются они попарно. Представьте себе, что после соответствующего обучения вас научили выполнять любую работу. Вы все знаете, все умеете. Но если бы пришлось выбирать из двух возможных занятий только одно, какое из них вы бы предпочли? В соответствующей графе бланка отметьте крестиком выбранный вами вид занятия.» (Компьютерный вариант инструкции: «Вам предъявляется список профессиональных занятий. Предлагаются они попарно. Представьте себе, что после соответствующего обучения вас научили выполнять любую работу. Вы все знаете, все умеете. Но если бы пришлось выбирать из двух возможных занятий только одно, какое из них вы бы предпочли? Нажмите клавишу, соответствующую выбранному вами виду занятия»).

Второе предъявление опросника предваряется новой инструкцией: «Сейчас будут еще раз прочитаны ранее перечисленные виды занятий. Отметьте кружком те, в которых у вас в настоящее время есть хоть какие-нибудь умения. Речь не идет о мастерстве — главное, чтобы у вас были хотя бы простые начальные умения. Поэтому, если вы хоть что-то умеете делать сами, в каком-либо виде занятий, отмечайте». Виды занятий зачитываются уже не попарно, а просто по порядку. (Компьютерный вариант инструкции: «Ознакомившись с предъявляемыми видами занятий, укажите те, в которых у вас в настоящее время есть какие-нибудь умения. Речь не идет о мастерстве: главное — чтобы у вас были хотя бы простые, начальные умения. Отмечая наличие умений, нажмите соответствующую клавишу»).

Третье предъявление опросника сопровождается инструкцией: «Сейчас снова будут прочитаны виды занятий, с которым вы уже работали. Каково было бы ваше отношение к каждому из этих занятий, если бы какие-либо причины или обстоятельства вынудили Вас его выполнять? Хочется, не хочется, а выполнять надо! Количество проставляемых в клетках бланка плюсов (минусов) должно указывать выраженность вашего положительного (отрицательного) отношения к перечисляемым занятиям в этих условиях:

— «+ + +» — все равно работал бы с удовольствием (нашел бы в работе интересное для себя);

Елизавета Иванова

Думаете, что без диплома можно пойти только на стройку или в «Макдональдс»? Тогда эта статья для вас. Сегодня не обязательно оканчивать университет, чтобы найти интересную и прибыльную работу! Давайте рассмотрим самые популярные профессии без высшего образования. Обязательно читайте статью до конца, там вас ждет приятный бонус!

После получения диплома некоторые студенты понимают, что выбросили время и деньги на ветер. Треть выпускников вузов не работает по специальности. В современном мире можно учиться в интернете, а тренды постоянно меняются. Поэтому диплом не всегда нужен, чтобы построить успешную карьеру.

Намного важнее две вещи: мотивация работать в этой сфере и желание обучаться. Да, плохая новость: учиться все равно придется. Без курсов или среднего специального образования вы не обойдетесь.

Вот 6 сфер, в которых мы нашли самые высокооплачиваемые профессии без высшего образования:

  • социальные сети и интернет-маркетинг;
  • продажи;
  • кулинария;
  • авиация;
  • творческие специальности;
  • бьюти-индустрия

Хотите выбрать востребованную профессию? Воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Специалист проведёт тестирование и по его результатам составит вашу индивидуальную стратегию поступления: от специальности, вуза и нужных предметов ЕГЭ до изменений в процедуре поступления в 2021 году.

Социальные сети и интернет-маркетинг

Эта категория сегодня активно развивается. Каждая успешная компания должна иметь хорошие социальные сети, чтобы продвигать свои услуги. Главное качество для работника — не «корочка», а опыт и креативность. Веб-дизайнер поможет создать уникальный логотип, а SMM-менеджер сделает компанию узнаваемой в соцсетях. Средняя зарплата — 80 тысяч в офисе, 50 тысяч удаленно.

Для качественной рекламы нужен таргетолог. Это специалист, который занимается настройкой таргетированной рекламы для целевой аудитории в поисковых системах, социальных сетях. Это перспективная профессия, в которой есть и аналитика, и творчество. Ведение проектов на фрилансе может приносить от 30-50 тысяч стабильного дохода, в офисе – до 100 тысяч.

Продажи

Менеджер по продажам — одна из наиболее популярных профессий без высшего образования. Кстати, именно этот специалист обеспечивает финансовое благополучие компании. Основная задача такого менеджера — продажи товаров и услуг компании, расширение круга клиентов и поддержание партнерских отношений с ними. Большую часть своего рабочего времени специалист отдела продаж проводит в переговорах (телефонных или личных). Средняя зарплата — 40 тысяч.

Есть вариант попроще — продавец-консультант. Да-да, тот самый человек, который подбегает к вам в магазине. Не разочаровывайтесь раньше времени: эта профессия может быть очень престижной. Например, если вы любите автомобили — хороший продавец в автосалоне всегда пригодится. Отдельно отметим работу риэлторов. Люди не хотят сами разбираться в тонкостях законов, связанных с покупкой квартир, к тому же на рынке много мошенников. Хороший агент по недвижимости, который может определить реальную цену квартиры и знает все подводные камни, сегодня на вес золота. А научиться это можно только на собственном опыте.

Профессии без высшего образования в кулинарии

Чтобы стать поваром, достаточно получить среднее специальное образование. В дальнейшем необходимо развивать полученные навыки и экспериментировать. Чтобы стать выдающимся поваром, необходимо либо делать что-то лучше всех, либо делать это в своей уникальной манере. К профессии повара можно отнести и такие популярные увлечения, как выпечка и украшение тортов, пряников и кексов. Средняя зарплата — от 30 до 60 тысяч.

Еще одна профессия без высшего образования —дегустатор. Она не так распространена, как повар, но работодатели ее высоко ценят. Дегустациям могут «подвергаться» вино (характеристику составляет сомелье), чай (тестировщику чая, или титестру, необходимо не только пробовать различные сорта чая, но и путешествовать в страны-производители), другие продукты. Дегустаторы неплохо зарабатывают — от 30 до 70 тысяч.

Еще одно направление в сфере кулинарии — диетолог, или коуч по правильному питанию. Такие люди составляют меню, подходящее для здоровья клиентов. Желательно получить медицинское образование хотя бы в какой-то форме. Хороший диетолог, например, может получить от 100 тысяч в месяц.

Профессии без высшего образования в авиации

Сложно поверить, но для трудоустройства авиадиспетчером, пилотом или стюардессой не нужно высшее образование. Достаточно окончить курсы и пройти стажировку. Должность сопряжена с высоким уровнем ответственности, концентрацией внимания и стрессоустойчивостью. В некоторых европейских странах эта специальность входит в топ самых высокооплачиваемых профессий. Средняя зарплата бортпроводника — 45 тысяч, стюардессы в России получают до 120 тысяч.

С профиссией пилота все чуть сложнее. Для пассажирских и крупногабаритных судов нужно высшее образование. Можно стать пилотом легких судов после колледжа. Другой вариант — обучение пилотированию в аэроклабах, там можно получить сертификат по часам налета.

Творческие специальности и бьюти-индустрия

Для творческих людей есть множество профессий без высшего образования. Одна из них — фотограф. Он отвечает за все съемочные процессы: правильно устанавливает осветительные приборы, настраивает камеры, работает с моделью, корректирует изображения на компьютере. За магией красивого снимка стоят не только творческие способности, но и кропотливый труд. Заработок зависит от сочетания этих качеств — от 15 до 200 тысяч.

Райтер — это автор информационных или рекламных текстов, слоганов, сценариев рекламных роликов, текстов для сайтов. Данная специальность требует таланта, усердия и трудолюбия. Если рассматривать работу в офисе, зарплата копирайтера без опыта начинается от 25-30 тысяч в месяц и сильно растет в дальнейшем. Средний заработок фрилансеров в этой сфере составляет 40-60 тысяч. Топовые специалисты зарабатывают от 80-100 тысяч.

К специалистам индустрии красоты относятся мастера маникюра (наращивание, дизайн), специалисты по наращиванию ресниц, визажисты. Каждое из направлений сегодня очень востребовано. Для получения работы достаточно окончить специализированные курсы и иметь минимальный опыт работы. Работая в студии, такие специалисты могут получать от 30 до 50 тысяч, топовые профессионалы-фрилансеры зарабатывают от 100 тысяч.

Профессий в индустрии красоты много. Например, стилисты и костюмеры, которые подбирают для клиентов предметы одежды. Или тату-мастера, которые занимаются татуировками. Опытные специалисты могут зарабатывать от 50 тысяч в месяц.

На грани сфер здоровья и красоты также находятся востребованные специалисты: инструктор по йоге или стретчингу, массажист. Большинству обеспеченных людей не хватает в жизни физической активности, и они обращаются за помощью к этим специалистам. Кстати, хороший массажист может зарабатывать от 100 тысяч в месяц.

Это лишь несколько специальностей, каждая из которых требует определенных талантов, навыков и амбиций. Выбор профессий без высшего образования широк — остается лишь определиться со своими желаниями.

И обещанный бонус — видео от нашего образовательного центра!

Вы закончили школу - и теперь вполне можете работать и зарабатывать. Есть множество профессий, которые не требуют "корочки" ни высшего, ни даже среднего профессионального образования.

Все профессии, где у вас не спросят про образование, можно разделить на 3 категории.

Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии

Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность.
Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их "выдавят" новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны:

✔ Почтальон - сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам.
Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей
✔ Вахтер - специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества.
Зарплата: от 15 000 рублей
✔ Няня/бебиситтер/гувернантка - обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для профессиональной няни нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей

✔ Кассир - работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке.
Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей
✔ Продавец-консультант - сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара.
Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей.
✔ Помощник воспитателя в детском саду ("нянечка") - сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей
✔ Бармен - работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей

✔ Курьер - сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей
✔ Грузчик - рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара.
Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей
✔ Официант - сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками.
Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей
✔ Рабочий на стройке - работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ.
Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей
✔ Хостес - сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях.
Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей
✔ Администратор в офисе - сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей
✔ Вожатый - сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены.
Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей

✔ Водитель такси - сотрудник или физическое лицо, который занимается доставкой пассажиров на автомобиле. Корочка об образовании здесь не нужна, но водительские права обязательны.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Мойщик машин - работник автомойки, который моет автомобили.
Зарплата: от 15 000 до 75 000 рублей
✔ Дворник/уборщик (куда без него) - работник, который поддерживает чистоту на улице/в помещении.
Зарплата: от 10 000 до 60 000 рублей

Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка

В этих профессиях можно просто начать делать дело и развиваться, хотя на практике, конечно, все не так просто. Лучшие и самые востребованные постоянно учатся, проходят профессиональные курсы.

✔ Актер - исполнитель ролей в спектаклях и кино. Вы удивитесь, но среди обладателей Оскара большая часть не имеет актерского образования.
Зарплата: от 50 000 рублей
✔ Модель - человек, который позирует для фотографий, видеосъемок и участвует в показе одежды.
Зарплата: от 40 000 рублей
✔ Youtube-блогер - профессионально ведет видеоблог на платформе Youtube и зарабатывает на этом деньги.
Зарплата: от 100 рублей
✔ Репетитор - педагог, который преподает "в частном порядке", дома или онлайн.
Зарплата: от 10 000 рублей
✔ Стилист - специалист, который формирует общий стиль для клиента - подбирает одежду, прическу, макияж.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Писатель, копирайтер - разработчик, составитель рекламных и информационных текстов для компаний, автор книг и статей. Образование в этой профессии не главное, но без таланта или, как минимум, способностей, точно не обойтись.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Фотограф - специалист, который создает фотоснимки для журналов, газет, фотобанков или частных клиентов.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей

Специфические профессии, которым научат на работе

Есть востребованные и популярные профессии, где работа начинается с "учебки" или специальных курсов, где дают нужную теорию и практику. Например:

✔ Машинист в метро - специалист, который обеспечивает управление электропоездом и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена.
Зарплата: от 25 000 до 95 000 рублей
✔ Полицейский - сотрудник МВД, который уполномочен следить за соблюдением общественного порядка, а также охранять жизнь, здоровье и имущество граждан.
Зарплата: от 25 000 до 80 000 рублей
✔ Пожарный - сотрудник МЧС, состоящий на службе в подразделении пожарной охраны и ответственный за тушение пожаров.
Зарплата: от 25 000 до 90 000 рублей
✔ Спасатель - сотрудник МЧС, задача которого спасать людей в случае катастроф и экстремальных ситуаций.
Зарплата: от 25 000 до 60 000 рублей
✔ Стюард - специалист авиакомпании, который отвечает за комфортные условия полета для пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Водитель трамвая - специалиста, который управляет трамваем и перевозит пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 40 000 рублей

Мы рассказали о профессиях, для трудоустройства в которых вам не потребуется диплом. Тем не менее, только через образование и постоянное самообучение лежит путь к самым интересным профессиям и материальному благополучию. Если хотите добиться большего, продолжайте учиться!

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Согласно многочисленным исследованиям адекватный выбор своего возраста как наиболее предпочтительного свидетельствует о высоком уровне самосознания и самооценки и выступает пока­зателем личностной зрелости.

Можно поговорить с учащимися о внутреннем ощущении возраста (психологический возраст). На сколько он отличается от реального? Сильно ли «перетягивают» ожидаемые события бу­дущего настоящее и прошлое? Многое ли еще ожидается от жизни? Ощущение молодости возникает, когда прошлое оказы­вается «легковеснее» будущего. Однако и значимое, весомое прошлое может укоротить ощущение реального возраста, когда на волнах успеха порождаются новые надежды, планы. Превраща­ясь в снежный ком, прошлое катится в будущее, растет. И тогда цифра внутреннего возраста уменьшается. Чем наше будущее же­ланнее, богаче, осмысленнее, тем мы моложе.

Занятие 2. Комментарии к методике «Кто Я?»

Если учащийся закончил писать где-то в середине отведенного времени, считая, что все возможное о себе уже высказал, это может означать, что он ограничил себя жестким кругом представ­лений и не пользуется возможностью заглянуть за эту границу.

Если ответы относятся к одному из времен — прошлому, на­стоящему или будущему, то с чем это может быть связано? С прошлым связано много хорошего, чего не хватает теперь? Или все ответы устремлены в будущее? Или они вообще вне времени? Это связано с ощущением стабильности, постоянства или с же­ланием не замечать происходящих в себе и вокруг перемен? Если в ответах сочетаются все три времени, причем доминирует насто­ящее, то это может являться свидетельством постоянного ощу­щения времени своей жизни.




Чтобы определить отношение ответившего к самому себе, надо проставить около каждого ответа знак «+», если это в себе нравит­ся; знак «—», если не нравится; «О», если все равно и «?», если сложно решить, нравится это в себе или нет. Затем подсчитать, каких знаков больше. По их количеству можно сказать, принима­ет ли учащийся себя или отвергает, любит или нет, безразличен или сам не знает, как к себе относиться. Это довольно грубые ори­ентиры отношения человека к себе, но и они показательны.

И последнее. Насколько ответы «хороший», «плохой», «доб­рый», «злой», «умный», «глупый» и т.п. являются плодами само­анализа, размышлений о себе, а насколько — защитным ярлы­ком, помогающим уйти от себя и других?

Методика «Кто Я?» помогает разобраться в том, насколько человек знает самого себя, что именно знает, что хочет знать о себе, а от чего прячется.

Занятие 3. Упражнение «Настроение»

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бума­ги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет -линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью по­грузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим на­строением. Попробуйте представить, что вы переносите свое на­строение на бумагу, как бы материализуете его. Закончим рису­нок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа на­пишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без спе­циального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы за­ново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удоволь­ствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприят­ное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было унич­тожено.

Комментарии к занятию 4 (пункт III) III. Графическое изображение профессионального типа личности.

Для построения графика по оси абсцисс (профессиональный тип личности) отмечают 6 делений, соответствующих каждому типу, а по оси ординат -- максимально возможное количество набранных баллов по каждому типу (14 делений).

Строятся шесть точек, соответствующих количеству набран­ных баллов по каждому из 6 профессиональных типов личности. Точки соединяются друг с другом прямыми линиями, начиная с первой, соответствующей реалистическому типу, и заканчиваясь на шестой (артистический тип). Полученный график представля­ет собой индивидуальный профиль профессионального типа личности учащегося.

Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу

«В поисках своего призвания»

Выбери правильные ответы

Вариант 1

1. Цель профориентации — это:

а) знакомство школьников с профессиональными учебны­ми заведениями и предприятиями города для последую­щего выбора карьеры;

б) изучение профконсультантом индивидуально-психоло­гических особенностей учащихся для подбора подходя­щей профессии каждому из них;

в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;

г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.

2. Должность — это:

г) служебная обязанность.

3. Учитель начальных классов — это:

4. Безработными признаются:

а) лица, не достигшие 16 лет;

б) инвалиды 1 и 2 группы;

в) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х
вариантов подходящей работы в течение 10 дней;

г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и зара­ботка, зарегистрированные в Центре занятости населе­ния как ищущие работу.

5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручныхумении, ловкости, настойчивости отно­сится к:

а) интеллектуальному типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подхо­дитпрофессия;

7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного чело-

века, отдающего предпочтение четко сформулированным дей­ствиям, наиболее подходящей будет профессия:

г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).

8. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше
заниматься:

а) научной деятельностью;

б) конкретным практическим трудом;

в) воспитательной работой;

г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.

9. Для успешной деятельности у юриста более всего должны
быть выражены:

а) словесные способности;

б) организаторские способности;

в) счетные способности;

г) способности к пространственному мышлению.

10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:

11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выпол­нять:

13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:

в) окулиста (лечащего болезни глаз);

г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек - техника», наиболее пригодна работа:

б) оператора ПК (персональный компьютер);

16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:

а) «человек — человек»;

б) «человек — художественный образ»;

в) «человек — техника»;

г) «человек — знаковая система».

17. К типу «человек — художественный образ» относится профессия:

18. Специального профессионального отбора требует профессия:

19. Для успешного выбора профессии необходимо:

а) принять решение по совету родственников;

б) получить ту же профессию, что и лучший друг;

в) принять решение, зная требования профессии и учиты­вая свои особенности и возможности;

г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.

20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

б) высокая зарплата;

в) хорошие условия труда;

г) заинтересованность в деле.

Вариант 2

1. Психолог-профконсультант:

а) составляет медицинские заключения учащимся в соот­ветствии с выбранной ими профессией;

б) обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;

в) выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;

г) дает конкретные советы учащимся относительно вы­бранной ими профессии;

2. Профессия — это:

а) род трудовой деятельности;

б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;

в) служебная обязанность;

г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности.

3. Старший лаборант — это:

г) общественная деятельность.

4. Безработными не признаются:

а) инвалиды 3-й группы;

б) лица, не достигшие 18-летнего возраста;

в) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обра­щения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;

г) лица, не зарегистрированные в Центре занятости насе­ления как ищущие работу.

5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стре­мящийся к лидерству, относится к:

а) артистическому типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личнос­ти более подходитпрофессия:

7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:

а) артистическая деятельность;

г) коммерческая деятельность.

8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом личности будет:

а) создание конкретных изделий;

б) обслуживание людей;

в) научные разработки;

г) обработка буквенной и цифровой информации.

9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:

а) словесные способности;

б) способности к общению;

в) счетные способности;

г) административные способности.

10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:

11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:

а) монотонного характера;

в) в изоляции от людей;

г) цикличная (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).

13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:

б) профессионального футболиста;

в) оператора ПК (персональный компьютер);

14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темпера­мент:

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «чело­век — природа», наиболее пригодна работа:

16.Профессия «парикмахер» относится к типу:

а) «человек — человек»;

б) «человек — художественный образ»;

в) «человек — техника»;

г) «человек — знаковая система».

17. К типу «человек — художественный образ» относится про­фессия:

г) настройщика пианино.

18. Без профессионального отбора можно получить профессию:

19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:

а) учесть потребность общества в данной профессии;

б) принять решение по совету родственников;

в) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнеся ее со своими возможностями;

г) связать будущую деятельность с самым любимым школь­ным предметом.

20. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:

а) умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;

б) наличие соответствующего темперамента;

в) хорошие бытовые условия;

г) внешние данные.

Правильные ответы на контрольные вопросы для проверки знаний.

Вариант 1.1в,2г, 36, 4г, 56, 6а, 7г, 8в, 9а, 10г, 11а, 12г,136, 146, 15в, 16г, 17г, 186, 19в, 20г.

Вариант 2.1б,2а, Зв, 4г, 5г, 6а, 7а, 86, 9в, 10г, 11г, 12г, 13в, 14г, 156, 16б, 17г, 18в, 19в, 20а.

Стоит только загуглить: «Курсы программирования/маркетинга/продакт-менеджмента», — как фейсбучная лента превращается в рекламную площадку семинаров. Часто обучение можно оплатить в рассрочку, а если подождать несколько дней после ввода запроса — то и получить сниженную цену: боты сменят тон и вместо «Успей купить!» будут предлагать «скидку специально для тебя». Но как решиться на платный курс, когда нет никакого опыта в выбранной специальности? Вдруг деньги будут потрачены зря и приобрести новые навыки не получится? Или, как иногда пишут в негативных отзывах, не удастся найти работу после окончания? Предлагаем альтернативу: обучающие программы, за которые с вас не возьмут ни копейки, и курсы с оплатой после трудоустройства.

1. Продакт-менеджер

Чем занимается

Представители этой профессии придумывают новый продукт (например, сервис или приложение) либо модифицируют старый. Он должен быть интересен пользователям и одновременно приносить прибыль компании, экономя усилия разработчиков.

Задача продакта — выявлять потребности определенного клиентского сегмента. Например, работающим женщинам с маленькими детьми нужно, чтобы кто-то смотрел за ребенком, а няням — получать как можно больше предложений от родителей, готовых оплачивать их услуги.

Компания, планирующая создать подобный сервис, нанимает продакт-менеджера, который первым делом исследует рынок — изучает информацию о конкурентах и потенциальных клиентах: приходит на форумы мам и общается с ними, чтобы понять, что именно им нужно от няни, как они ищут их сейчас и какие проблемы у них возникают. Проанализировав собранные сведения, продакт-менеджер совместно с другими специалистами (дизайнером, программистом) придумывает, как будет выглядеть новый сервис и какими функциями его следует оснастить.


Также он может заниматься разработкой маркетинговой стратегии и, например, рассчитать, сколько клиентов привлекут деньги, потраченные на рекламу, и окупятся ли такие вложения. Чтобы оценить успешность проекта, продакт следит за метриками: много ли пользователей обращается в сервис более одного раза, каков суммарный размер их платежей и т. д. Важно не только создать хороший продукт, но и потратить на это как можно меньше ресурсов.

«Я работаю в digital-маркетинге уже около 6 лет. Сейчас я продакт-оунер в Bluepear.net. У нас в компании четыре специалиста, которые курируют свои направления, а я отвечаю за весь проект в целом: за монетизацию, улучшение пользовательского опыта и метрики.

В нашей профессии нет никаких ограничений. Ты можешь развивать свои проекты, работать в корпорации или стартапе. Хоть космический корабль построй (если экономика сойдется)!

На мой взгляд, самое важное для продакта — умение общаться и математическая подкованность. Приходится много работать с аналитикой и цифрами, и это принципиально важно для бизнеса».

Валентин Даречкин

Зарплата и карьерный рост

Зарплата начинающего продакт-менеджера в Москве — от 70 000–100 000 рублей. Вакансии есть и в стартапах, и в корпорациях. В небольших компаниях, как правило, один сотрудник ведет все продуктовые задачи. В крупных фирмах часто существуют целые департаменты, где каждый специалист занимается отдельным направлением.

В большой компании вершина карьерного роста — должность начальника отдела или продакт-оунера. Другой путь развития — открытие собственного бизнеса.

Где этому учат

Product University предлагает 8-недельный курс, который можно пройти бесплатно, но после изменения трудового положения половину первого оклада придется отдать. Обучение представляет собой выполнение ежедневных задач, результаты нужно выкладывать на платформе. Домашние задания проверяют не менторы, а другие ученики. Помимо этого, по каждому блоку есть видео и проверочные тесты.

Тот же курс можно пройти платно за 39 000 рублей.

В программу «Школа руководителей», организованную «Бюро», включены компетенции, необходимые продактам / менеджерам проектов, работающим в сфере дизайна. На первом этапе, где преподают теорию, есть девять бесплатных мест, на втором, посвященном практике, их остается три, а право льготного написания дипломной работы получает только один самый талантливый и трудолюбивый студент.

Полностью бесплатный месячный курс Product Mindset Beginner позволит освоить азы профессии.

2. Маркетолог-аналитик

Чем занимается

Исследует ситуацию на рынке: как клиенты реагируют на рекламу, как она влияет на продажи и какие стратегии выбирают конкуренты. Маркетолог-аналитик ищет информацию в открытых источниках и на специальных ресурсах, изучает данные, которые компания получает в процессе работы (например, сколько людей, кликнувших по ссылке в объявлении, в итоге совершили покупку и откуда они пришли на сайт интернет-магазина). В его обязанности также входит составление маркетингового плана, прогнозирование и исследование результатов рекламных кампаний. Это профессия для коммуникабельных перфекционистов с аналитическим складом ума.

Зарплата и карьерный рост

Начинающий маркетолог-аналитик получает в Москве 70 0000–90 000 рублей. В небольшой компании, скорее всего, придется работать одному и, помимо этого, взять на себя еще и ряд задач из смежных профессий. В крупных фирмах, как правило, есть отдел маркетинга, где каждый сотрудник имеет более узкий круг обязанностей. Успешный работник в перспективе может возглавить такой департамент или стать заместителем генерального директора, курирующим это направление.

Где этому учат

У Product University есть 8-недельный курс. Если вы найдете работу в течение 6 месяцев после окончания обучения, то обязуетесь отдать половину первой зарплаты.

Условия здесь почти такие же, что и на курсах продакт-менеджмента: ежедневные домашние задания проверяют не менторы, а другие студенты, по каждому блоку можно посмотреть видео и пройти проверочный тест. Программа ориентирована на самостоятельных людей, готовых находить любую информацию и во всём разбираться без посторонней помощи, выбивать кейсы из реальных компаний и активно искать работу. Product University помогает с трудоустройством, показывая партнерам резюме самых успешных студентов. Курс можно пройти платно за 39 000 рублей.

3. Специалист по продвижению в соцсетях (SMM)

Чем занимается

Основная задача эсэмэмщика — продвижение товаров и услуг в соцсетях: разработка стратегий, написание текстов, таргетированная реклама. Такой специалист ведет официальные страницы компании, выстраивает план публикаций, следит за тем, чтобы они были разнообразными, но при этом выдержанными в одном стиле. Часто он же обрабатывает фото, создает сториз и пишет тексты для соцсетей.

Зарплата и карьерный рост

SMM-специалист может быть сотрудником рекламного агентства или отдела маркетинга в компании. В крупной фирме он работает в связке с копирайтером и дизайнером, в мелкой выполняет их функции сам. Многие трудятся на фрилансе.

Размер зарплаты в основном зависит от того, сколько проектов ведет эсэмэмщик и какой объем работы приходится выполнять в рамках каждого из них. На hh.ru большинство вакансий попадает в диапазон 40 000–60 000 рублей, но есть и предложения на 100 000+.

Где этому учат

Азы профессии можно освоить бесплатно в SMM School. Многие изучают эту сферу самостоятельно, находя в свободном доступе видеоуроки на русском и английском, например TeachVideo. Также есть месячная программа от «Универсариума» из 6 модулей и курс основ интернет-маркетинга от Google, который можно проходить в удобном для вас режиме, без привязки к конкретным срокам.

4. UX-дизайнер

Чем занимается

UX-дизайнер (от англ. user experience — «опыт пользователя») отвечает за внешний и внутренний интерфейс сайта, приложения, компьютерной игры или устройства, улучшая его или создавая с нуля.

Он придумывает, какие кнопки будут нажимать покупатели одежды в интернет-магазине, разрабатывает механизмы сервисных программ, в которых проходят платежки и принимаются заказы.

Для создания простого сайта при умело направленном трафике нет смысла привлекать специалиста такого профиля — есть очень много готовых решений и шаблонов. А вот крупным платформам и интернет-магазинам с огромным количеством пользователей и возможных действий без него уже не обойтись — так же как в индустрии геймдева, программного обеспечения, в стартапах по созданию облачных сервисов, в разработке музыкального оборудования, гаджетов и пр.

Каждая из перечисленных сфер имеют свою специфику. Например, UX-дизайнер, занимающийся приложением или сайтом для обычных пользователей, подстраивается под потребности аудитории и старается сделать интерфейс максимально интуитивно понятным. Но если он создает программное обеспечение для бухучета или любой другой профессиональный сервис, то приоритетная цель — максимально эффективный функционал. Поэтому стороннему наблюдателю интерфейсы таких систем часто кажутся перегруженными и крайне неудобными. Зато профессионалам они позволяют решать весь комплекс задач, для которых их создали.


Чтобы освоить эту профессию, не обязательно иметь навыки графического дизайна и вообще уметь рисовать. Создавая прототип сайта, сервиса или приложения, такой специалист часто весьма смутно представляет себе визуальный стиль и цветовое оформление конечного продукта. Хотя многие из них работают по совместительству UI- и веб-дизайнерами — и вот они уже и рисуют, и занимаются структурой.

«Я UX-дизайнер в сервисе защиты от DDoS-атак.

Больше всего в моей работе меня привлекают головоломки: я постоянно сталкиваюсь с задачами, у которых на первый взгляд нет решения, а иногда и четких формулировок, что-то вроде „впихнуть невпихуемое“.

И чем сильнее это взрывает мозг, тем интереснее. Я не могу заставить себя работать, когда скучно, так что, если у вас та же проблема, UX-дизайн — отличный выбор. Кроме того, я ненавижу вставать по утрам и иногда люблю сменить обстановку, перебравшись, например, в кафе, а эта профессия обычно со свободным графиком. Из минусов — сидячий образ жизни, интернетозависимость: я практически никуда не выхожу без ноута.

UX-дизайнер всегда работает в команде. Обычно это полный или частичный SCRUM (методика гибкого планирования) по agile-принципам (когда главная цель — создание работающего продукта), поэтому тут никто никого не будет заставлять что-то делать из-под палки. Если вы не успели или забили на задачу — то подводите всю команду и ставите под удар целый проект. Так что эта профессия для самостоятельных, дисциплинированных и ответственных людей. Хотя, пожалуй, перечисленные качества не будут лишними и в любой другой сфере.

В общем, если всё это вам близко — можете смело идти и пробовать себя в UX».

Натали Юровская

Зарплата и карьерный рост

Зарплаты в Москве начинаются от 110 000–120 000 рублей в месяц.

Где этому учат

Курс UXJournal — набор коротких уроков по основам UX. На английском можно пройти 10-месячную программу (при загрузке 3 часа в неделю) от Coursera или ознакомиться с материалами от HackDesign. Во всех трех случаях обучение бесплатное.

5. Java-разработчик

Чем занимается

Пишет код на языке Java, создает и развивает архитектуру приложений под Android и сайтов, работает с базами данных. Авторы большинства курсов предлагают изучить это ремесло с нуля — знать азы программирования не обязательно.

Зарплата и карьерный рост

Зарплаты в Москве начинаются от 120 000–150 000 рублей.

Где этому учат

Для записи на курсы от Java Mentor нужно пройти тест, а также регулярно выполнять объемные задания (в том числе основанные на реальных кейсах), которые проверяет ментор. На учебу придется выделять не менее 25 часов в неделю в течение полугода. За свою работу Java Mentor просят 17% от фактического дохода «выпускника» (после вычета НДФЛ) на протяжении 2 лет. В это время компания оказывает ученикам карьерную поддержку. Возраст участников программы на момент поступления — от 18 до 54 лет.

Курсы от Geek Factory делятся не несколько модулей: Java Core — для тех, кто изучал основы этого языка программирования в университете, Java Web — для прошедших первый модуль или собеседование. При успешном выполнении тестового задания ученики получают возможность заключить договор с оплатой после трудоустройства. Занятия проходят онлайн дважды в неделю. Ментор проверяет домашние задания и отвечает на возникающие вопросы.

Курсы от Get Java Job можно проходить в своем ритме. Обычно до уровня middle ученики добираются за год и более. После завершения проекта студенты сдают большой выпускной экзамен. Отличникам предоставляется возможность учиться бесплатно, но после трудоустройства они должны будут отдать весь свой первый заработок. Студенты знакомятся с синтаксисом языка, решая простые алгоритмические задачки, после чего изучают реализацию основных структур данных и сортировок, а также знакомятся с Git и SQL. В модуле Web участники программы разрабатывают веб-приложение.

У тех, кто знает азы Java, есть возможность пройти оплачиваемую стажировку в Raiffeisen или Tinkoff и продолжать изучать язык, получая за это деньги.

6. Программист на Python

Язык Python позволяет писать плагины и скрипты, разрабатывать игры, мобильные приложения, онлайн-сервисы. Он активно применяется в области data science, которая включает в себя анализ данных, машинное обучение и многое другое. Также Python используют в научных расчетах, веб-разработке, создании программного обеспечения.

Азы можно изучить на платформе Stepik. Coursera предлагает бесплатный курс, рассчитанный на 87 часов. Осваивать этот язык прямо в браузере позволяет «Питонтьютор». Для студентов и выпускников до 25 лет, у которых уже есть определенная база, проводится оплачиваемая стажировка в Tinkoff.

Многие программисты изучают язык самостоятельно, особенно те, кто владеет английским, например на Udacity и Codeacademy.

«„Официальный“ опыт — 6 лет, но программирую я уже, страшно сказать, больше 10. Работаю, как правило, в стартапах, сейчас создал свой. Пишу в основном на DotNet, React, PSQL, Node, BASH, Python. Моя задача — создать стабильную систему, которую легко ремонтировать и расширять, но сложно сломать.

IT — это хобби, и я жалею, что сделал его работой. Однако другого способа выжить у меня просто нет.

В этой сфере комфортно себя чувствуют те, кому нравится решать головоломки. А если холодный расчет и рутинная работа вам не по душе, лучше выбрать что-то другое».

Дмитрий

7. Трекер

Чем занимается

Помогает стартапам искать точки роста, масштабироваться, налаживать процессы, двигаться к цели быстрее. Предприниматели обращаются к трекерам за экспертизой, позволяющей выявить слабые места, разработать план по устранению недостатков. Также эти специалисты помогают внедрить и наладить промежуточную статистику. Трекеры работают в акселераторах и в компаниях с большими продуктовыми командами.

Таша Сиводед

Где этому учат?

Профессию можно освоить на 8-недельном курсе от инвестиционного фонда «Месторождение». 50 лучших участников конкурсного отбора будут учиться бесплатно. После трудоустройства вы отдаете половину первой зарплаты.

8. SCRUM-мастер

Набирающая популярность профессия. Этот специалист следит, чтобы все люди, участвующие в создании продукта (например, программного обеспечения), придерживались SCRUM-подхода.

Рабочий процесс делится на спринты — периоды продолжительностью от недели до месяца. В начале каждого из них команда ставит цели, в конце — подводит итоги. SCRUM-мастер помогает разбить процесс на задачи, оценить их и запланировать спринт. Он проводит ежедневные встречи, связывает людей друг с другом, общается с руководителем (продакт-оунером).


SCRUM-мастер — это своего рода тренер, который занимается с командой рефлексией и находит точки роста. Например, он отвечает за увеличение объема задач в рамках отдельно взятого спринта.

«Мой стаж на позиции SCRUM-мастера/agile-коуча — 5 лет. Сначала учился в ScrumTrek, потом в Kanban University. Я работаю в группе компаний S7, моя главная задача — повышать результативность продуктовых команд. А именно: анализ статистики поставок, определение и устранение проблемных мест, исследование продуктовых метрик и инструментов, обучение фасилитации встреч и т. д.

Мне нравится моя работа, потому что она позволяет сразу видеть результат в цифрах: насколько быстрее команды поставляют новые фичи на рынок, какую прибыль это приносит компании.

Самое интересное в нашем деле — возможность экспериментировать. Самое сложное — работа с людьми. Начинающему специалисту стоит рассчитывать на 90 000 рублей, а опытный SCRUM-мастер получает до 700 000».

Игорь Филипьев, основатель «Школы Канбана»

Где этому учат

В SCRUM-мастера можно переквалифицироваться из разработчика, дизайнера, менеджера проектов и некоторых других профессий. Raiffeisen предлагает пройти курс с нуля с последующим трудоустройством. Во время обучения участникам выплачивается стипендия.

Читайте также: