Будет ли в будущем востребована профессия учителя

Опубликовано: 02.07.2024

«Учитель живет до тех пор, пока он учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», ― писал классик отечественной педагогики XIX века Константин Ушинский. С тех пор учительская профессия сильно изменилась, но эта истина не устарела: от учителя сегодня, как никогда, требуется непрерывное самообразование – быстрое освоение передовых знаний, технологий и практик.

В решении задач национального проекта «Образование» и подготовке кадров для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2024 года школьные преподаватели призваны играть особую роль: высокое качество общего образования, являющееся, по мнению экспертов, одной из важнейших предпосылок для успешного развития государства, во многом зависит от профессионализма школьного учителя. Это подтверждают многочисленные исследования, включая те, что проводятся в рамках PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.

С учетом новых задач меняются и квалификационные требования к учителю: они отражают появление у него дополнительных функций, иную расстановку акцентов в его профессиональной деятельности. Сегодня уже недостаточно просто преподавать предмет: учитель должен участвовать в управлении образованием, разрабатывая для каждого ученика – и совместно с ним – индивидуальный образовательный маршрут. Это требует от педагога активной личностной позиции и постоянного самообразования, основанного на профессиональной рефлексии.

«Учителя будущего должны детей понимать, понимать механизмы их развития. Важно не столько учить, сколько создавать условия для развития. Пока что наши программы призывают к доминирующей роли учителя, хотя на самом деле дети во многом умнее нас – их надо направлять, быть внимательным и понимающим по отношению к ним», – уверена Антонида Лукина, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ).

Эксперты подчеркивают, что задача школьного педагога не ограничивается передачей готовых знаний: он должен учить своих подопечных самостоятельно находить и грамотно использовать информацию. Следовательно, учитель обязан быть в курсе современных технологий, уметь работать с электронными образовательными ресурсами, приборами и приложениями.

«Профессия меняется. Уже сегодня учитель – организатор образования ребенка. Не детей, не всего класса, а именно каждого отдельного ребенка: современные технологии дают колоссальные возможности для индивидуализации, о чем так мечтали многие поколения учителей. Утихли разговоры о том, что компьютер заменит учителя: пришло понимание, что информационные технологии не заменяют учителя, а становятся инструментом его работы. Эта новая дидактика требует совсем иных компетенций учителя. По существу, это – менеджмент. Это – вызов для всей системы педагогического образования, которая, не скроем, пока не слишком готова к таким изменениям», – считает Оксана Мартыненко, директор Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Эксперты сходятся во мнении, что учитель будущего должен владеть и так называемыми soft skills, т. е. иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения.

«Педагог будущего, на мой взгляд, должен обладать высоким уровнем soft skills, hard skills, владеть современными интерактивными средствами подачи материала, навыками грамотной презентации и т. д.», – говорит Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого.

Может ли высшая школа помочь средней идти в ногу со временем? Университеты – участники Проекта 5-100 доказывают, что да. Например, в Балтийском федеральном университете (БФУ) им. И. Канта с 2017 года как отдельное структурное подразделение функционирует Институт образования. Сегодня здесь около 1 400 студентов проходят обучение по двадцати трем образовательным программам. Готовя выпускников по укрупненной специальности «Образование и педагогические науки», институт вносит важный вклад и в решение важнейших узкопрофильных задач региона.

«За все время существования педагогического образования в нашем университете мы еще никогда не объединялись в такую сложную структуру, позволяющую проводить исследования в области профессионального и дополнительного образования, лингвистического образования, специальной педагогики и психологии, когнитивной психологии, психолингвистики и общей педагогики», – поясняет директор Института образования БФУ, доктор педагогических наук, профессор Анна Бударина. По ее словам, «институт образования» – это устойчивое наименование (аналог university of education, успешно работающей международной модели), которое предопределяет выбор цели – создание трансрегионального центра, разрабатывающего современные технологии и содержание педагогического образования мирового уровня. При этом образование понимается как фундаментальный вид деятельности цивилизации, «который способен стать одним из ключевых факторов формирования региональной образовательной экосистемы в модели социально-педагогического образовательного округа».

Призывы экспертов готовить будущего педагога со школьной скамьи находят отклик у ведущих вузов страны. Программу профориентационной работы со школьниками осуществляют в СПбПУ. Развитием систем профессиональной ориентации для средних учебных заведений занимаются и в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ). Не забыто и другое направление деятельности – создание профильных классов. Так, Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета (ТюмГУ) курирует в школах Тюмени психолого-педагогические классы. Их образовательные программы, призванные способствовать осознанному профессиональному самоопределению учеников, состоят, как правило, из серии базовых и элективных курсов, реализуемых в форме педагогических мастер-классов, творческих лабораторий и психологических тренингов, а также социальной практики.

Российские вузы не только готовят «с парты» будущих учителей, но и работают с действующими. В частности, СПбПУ открывает курсы, направленные на повышение коммуникативной компетентности педагогов. Это – комплексная, многоуровневая программа, в разработке которой участвовали лингвисты, педагоги-психологи, бизнес-тренеры. «Крайне важно создавать уникальный грамотный продукт, который будет способствовать личному росту педагога. Необходимо в процессе переквалификации обогащать опыт учителя современными интерактивными средствами, готовить рабочие тетради, в которых емко, содержательно и структурированно будет представлена вся необходимая информация», – отмечает Анастасия Таболина.

Эксперты убеждены: профессия учителя останется востребованной. «Учитель – это не “вымирающая” профессия», – говорит Анна Бударина, определяя образцового сегодняшнего педагога как «рефлексирующего практика, умеющего моделировать современную образовательную среду». Рефлексия, по ее словам, и составляет отличие живой педагогической деятельности от алгоритмизированных производств.

Престижность профессии педагога в последнее время в России не слишком высока. На это влияет низкий уровень средней зарплаты, из-за чего молодежь неохотно устраивается в школу, а многие перспективные преподаватели стремятся реализовать себя в других отраслях.

Однако это актуально не для всех. Несмотря на все существующие проблемы, ежегодно появляется большое количество талантливых выпускников, которые с удовольствием идут работать в школу, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, стремятся трудиться творчески.

Они не подходят формально к своей работе, ограничиваясь скупым перечнем информации, которую они должны по программе дать своим ученикам. Перспективные молодые учителя вкладывают душу в своих воспитанников.

Учитель будущего

Очередным подтверждением тому, что в России хватает молодых и перспективным учителей, стало количества заявок, поданных от желающих попробовать себя в конкурсе профессионального мастерства « Учитель будущего. Студенты». Это один из проектов, который организован на президентской платформе «Россия – страна возможностей». Больше всего анкет пришло от преподавателей начальных классов, педагогов, собирающихся преподавать литературу, русский и иностранный языки.

Заявки принимались от студентов третьих-четвертых курсов, обучающихся на бакалавриате, а также магистрантов первого-второго курсов. Уже сейчас поступило около пяти тысяч заявок, при этом их прием еще продолжается. Он будет завершен только 25 января 2021 г. Стоит отметить, что это весьма престижный конкурс, организованный под эгидой федерального министерства просвещения.

Руководитель и организатор конкурса «Учитель будущего» Андрей Богданцев рассказал, что из общего количества потенциальных участников, приславших анкеты, более 60% - учащиеся отечественных педагогических вузов. Почти 40% – студенты непедагогических специальностей.

Около 80% заявок поступило от тех, кто обучается на программах специалитета и бакалавриата. Остальные – магистранты.

Если рассматривать отдельные вузы, от которых поступило больше всего заявок, то абсолютный лидер – столичный педагогический государственный университета. На втором месте – Томский педуниверситет, тройку замыкает Алтайский педуниверситет.

Незначительно от первой тройки вузов, подавших больше всего анкет, отстали Ульяновский государственный педуниверситет им И.Н. Ульянова, а также Мордовский государственный педуниверситет, названный в честь М.Е. Евсевьева.

Организаторы этого конкурса профессионального мастерства рассчитывают, что, благодаря проведению этого конкурса, удастся воспитать еще больше студентов, которые в будущем станут талантливыми педагогами в российских школах. Главная цель – поиск перспективных и молодых студентов, получающих высшее образование по педагогическим или непедагогическим специальностям. Их поддержка и полноценное развитие, которое будет способствовать их личностному и профессиональному росту.

Подчеркнем, что, несмотря на название, участниками могут стать не только будущие учителя, но и студенты, получающие высшее образование на других специальностях, но при этом в перспективе рассчитывающих непосредственно связать будущую профессию с педагогической деятельностью.

Этапы конкурса

Планируется проведение конкурса в три обязательных этапа. Сначала состоится регистрация всех желающих участников. Они автоматически участвуют в отборочной стадии, организованной дистанционно. После этого пройдет полуфинальный и финальный этапы на межрегиональном уровне. Они будут очными.

Все, кто подал заявки на участие в конкурсе будущих педагогов, проходят онлайн-тестирование. Его результаты – главный критерий для отбора. Тестирование состоится вскоре после завершения приема заявок – в феврале 2021 года.

Онлайн-тестирование будет состоять их трех основных блоков:

  1. Тестирование по определенному предмету, который каждый участник сможет самостоятельно выбрать в зависимости от текущей специализации.
  2. Конкурс на уровень функциональной грамотности участника. Для этого выбирается одна из методик для сравнительной оценки качества образования, имеющая международное признание и активно применяющаяся во многих авторитетных странах.
  3. Тест, позволяющий оценить общий уровень эрудиции будущего российского учителя.

По результатам этих трех этапов выбираются победители предварительного этапа, которые получают право принять участие в межрегиональном полуфинале.

Полуфинальная стадия конкурса одновременно будет организована в трех городах в разных частях Российской Федерации. Участников ожидают конкурсные испытания, причем будут не только индивидуальные, но и командные испытания. Благодаря им, будет дана оценка тому, насколько студент владеет знаниями по предмету, который планирует преподавать, эксперты оценят навыки, педагогические и психологические компетенции.

В финал выйдет 100 участников конкурса, которые получат максимальное количество баллов по результатам всех этапов конкурса.

Конкурс «Учитель будущего. Студенты» – отличная возможность для каждого участника проявить себя, продемонстрировать, как он себе представляет суть профессии педагога. Это дополнительная возможность в будущем получить перспективную работу в престижной школе, так как конкурс является одной из частей федерального проекта «Социальные лифта для каждого», который обеспечивает возможность профессионального и карьерного роста для каждого выпускника.

Перспективы профессии учителя на современном рынке труда в России

К работе учителя многие сейчас относятся неоднозначно. Главная причина этого в невысокой престижности педагогической специальности и низкой средней зарплате в большинстве российских регионов.

Оценивая, насколько престижна сейчас профессия учителя, Всероссийский центр изучения общественного мнения изучил уровень доходности и дальнейшие перспективы, в том числе для будущего карьерного роста по сравнению с другими специальностями. Отдельное внимание было уделено тому, какой уровень доверия к ее представителям по сравнению с представителями других специальностей.

Однако это один из немногих параметров, где у педагогов выгодные позиции. По большинству других параметров учителя существенно уступают представителям большинства других профессий.

Почему учитель – профессия будущего
Фото: yeah1.com

Как обычно, в начале октября мы отметили День учителя. По традиции сказали теплые слова: кто-то просто так, кто-то искренне. И потекли дни дальше своей чередой. Теперь об учителях можно будет вспомнить, когда прозвенят последние звонки, либо если вдруг возникнет медийный повод. Учителя тоже вернутся к своей рутине, беспощадно изматывающей к концу года.

Меня в многоголосице поздравлений как-то по-особому задели слова А.И. Адамского, который рискнул стать прогнозистом, предположив, что профессия учителя скоро превратится из массовой в элитную, дорогую, почетную.

По сути, эти слова обозначают принципиально иной вектор развития не только учительской профессии, но и образования вообще. Будущее, о котором написал Александр Изотович, превратит образование в очень технологический процесс, доступный для всех благодаря снижению человеческого фактора, развитию новых способов гарантированного качественного обучения. Парадокс? Почему же тогда профессия учителя станет элитной, тем более что со второй половины XX века усилия были направлены на массовизацию этой профессии, снижению рисков некачественного преподавания, развитию различных сервисов, повышающих квалификацию учителя?

Для ответа на этот вопрос приведу пример из своей практики.

…Недавно на занятии с магистрантами образовательной программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ мы вели с ребятами разговор о том, что для каждого из них является исследовательским интересом или что может стать темой их проектов. И в какой-то момент почувствовал, что впервые за всю свою профессиональную жизнь сталкиваюсь с ситуацией, когда речь идет о том, в чем я не разбираюсь и по поводу чего мне трудно компетентно высказываться. Термины Game Jam и Hackathon[1], за которыми – целый социокультурный пласт, не находятся в моем актуальном словаре. Но сегодня для подростков и сами эти термины, и та деятельность, которую они обозначают, не просто вполне понятны, они формируют их культуру, становятся частью инструментария для получения ими образования. Более того, именно такая деятельность, во многом непонятная большинству взрослых, и в том числе педагогам или родителям, уже определяет контуры социального настоящего и будущего, а, значит, требования к необходимым навыкам: действиям в условиях высокой неопределенности; готовности к решению задач со множеством неизвестных, умению быстрой кооперации с малознакомыми людьми для совместного решения сложных проблем или проектирования; мобилизации разнообразных навыков и умений применить знания из разных областей наук в условиях ограниченного времени.

Учит ли школа сегодня этому? Понимаем ли мы, что тот разрыв в понимании мира, способах его познания и, главное, в целевых установках, который наметился между молодыми людьми и людьми более старшего поколения, увеличивается, причем не только за счет быстрого технологического развития и гораздо более быстрой адаптивности к такому развитию подростков и молодежи, но и за счет неготовности осознать это и изменить сам характер и принципы образования большинства педагогов. Образовательный процесс обедняется очень узким характером постановки целей и задач, направленных на по-прежнему репродуктивное усвоение информации, которую кто-то по наивности полагает необходимым запихнуть в единый учебник, в единые списки произведений, в единый перечень фактов, которые нужно знать. И даже ответить на вопрос молодых людей: а почему именно это им нужно знать, а не что-то иное, мы нередко можем только нарративно, подразумевая, что наш ответ должен быть априори принят на веру. В этой связи трудно поверить в искренность тех педагогов, которые говорят о важности развития критического и творческого мышления. Слушая, как студенты говорят о проекте Game Jam для образовательных игр и о том, что очень трудно найти людей именно из сферы образования, которые могли бы понять предлагаемый проект, поддержать его, я поймал себя на мысли, как неожиданно быстро сам перехожу в категорию отстающих. И если еще недавно я с улыбкой воспринимал тех, кто как огня боится ноутбука, смартфона или интернета, то теперь есть опасность пополнить ряды тех, о ком тоже могут думать снисходительно.

Пожалуй, в контексте этого примера я понимаю, о какой грядущей элитарности профессии говорит А.И. Адамский. Видимо, дальше функции подателя информации и даже тестера, проверяющего успешность результатов освоения новых знаний или умений, будут успешно переданы искусственному интеллекту. И в этой связи, возможно, сама функция школы как института станет принципиально иной. Если школа не сможет найти способы ответить на все более агрессивные вызовы внешней среды, ей придется уступить место другим формальным и неформальным институтам. Уже сегодня видны как минимум две тенденции.

Первая – это все более возрастающая роль дополнительного образования, которое нередко совсем не уступает основному, поскольку оно более гибкое, менее регламентированное, быстрее подстраивается под требования и желания родителей и детей, предлагая индивидуальные траектории, формирующие столь важные навыки, которые жизненно необходимы не только в будущем, но и в настоящем.

Вторая – это постепенное увеличение ухода выпускников 9-х классов из школы в техникумы, колледжи. И это связано не только со стремлением избежать сдачи ЕГЭ. Все чаще эти ребята говорят о том, что в старшей школе учиться неинтересно, что в ней идет натаскивание к выпускному экзамену, а это можно делать и с репетитором без необходимости потратить два года в школе. Зато в системе СПО можно успеть получить навыки полезной профессии или специальности.

И я могу тут только присоединиться к сказанному Александром Изотовичем Адамским, говорящим об образовании через 30 лет. Хотя возможно, что он ошибся, и это будущее случится еще раньше.

[1] Для тех, кто, как и я, столкнулся с этими терминами впервые, поясню, что Game Jam – это своего рода соревнование разработчиков игр в течение короткого промежутка времени, hackathon – это форум, площадка разработчиков, на которой разработчики программного обеспечения из различных областей совместно решают какую-то проблему или ведут совместную разработку. Кстати, термин hackathon – вполне вошедший в обиход уже не только для программистов. Так, на днях «Международный Мемориал» проводил медиахакатон, посвященный разработке проектов на базе материалов «Мемориала» по теме «большого террора».

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:

«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:

«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».

Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.

Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.

Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

  • Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

  • Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

  • Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

  • Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

  • Цифровая грамотность

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

  • Аналитические способности
  • Умение учиться

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Эмоциональный интеллект

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

  • Организационные навыки и проектное мышление

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!


Эра компьютеризации образования наступила давно. Современные школьники живут в виртуальном пространстве, с коллективных на индивидуальные меняются ценности, достижения. Примерно треть жизни подросток проводит за компьютером. Вроде бы это хорошо — он избегает влияния улицы? Но часто из него в таких условиях вырастает человек с неразвитыми социальными навыками.

И школьный учитель в эпоху компьютеров и Интернета утратил свою значимость как источник знаний. «Википедия», электронные библиотеки, образовательные платформы с видеоуроками по каждому предмету и тестовыми заданиями на усвоение материала — для традиционной школы это и помощники, и конкуренты. Грозит ли школе полная цифровизация, где учителя заменят модератор (контролёр процесса) и тьютор (наставник), и какие вызовы она бросает устоявшейся системе среднего образования?

«Выпускники гаджетов»


При этом сам проект цифровизации образования имеет вполне ощутимую коммерческую подоплёку. Три года назад в Тюменской области одна IT-компания из Сингапура, которая реализует оборудование и программное обеспечение, уже пыталась продвинуть создание дистанционной электронной школы. Не получив финансовой поддержки, цифровые глашатаи переметнулись в Москву, где только первая закупка оборудования обошлась в 15 миллиардов бюджетных рублей. Сейчас в проекте задействовано уже 780 московских школ и 36 тысяч зон Wi-Fi.

«Цифровая школа не учит детей, не улучшает качество знаний, это развлечение, продолжение формирования клипового сознания. Мы получаем низкий уровень студентов, потому что они - «выпускники гаджетов», — уверена директор симферопольской школы № 7 Елена Хавченко. — Система ЕГЭ уже давно не социальный лифт, это кастовый подход к детям. При этом учительство отмирает, и в школу идут эмоционально выгоревшие люди, или неудачники».


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает продвигать проект «Форсайт компетенций 2030», разработанный в Сколково, где уже нет… профессии «учитель». Имеются лишь педагогические работники, замещающие должность учителя. И концепция цифровизации образования уже утверждена правительством РФ, к 2020 году она должна обрести конкретную программу.

«Университет выпускает недоделанных педагогов»

Стоит сказать, что и современный учитель мало соответствует образу советчика и наставника. Раскрыть талант ребенка, привить ему навыки критического мышления, креативности, общения с аудиторией, не прятаться за ширмой монитора, а открыто отстаивать свою позицию — это всё, в идеале, должен делать школьный педагог. Но как раз этому в вузах будущих учителей не обучают, не рассказывают, в чем нуждается современная школа.

Многие считают красные волосы более допустимыми, чем синие волосы.

В условиях нормативно-подушевого финансирования вузы заинтересованы буквально тянуть за уши студентов, чтобы не потерять бюджет и не сокращать штатный состав преподавателей. В итоге условные троечники с дипломом о высшем образовании идут работать в школу.

Учителя русского языка пишут замечания в дневник, делая ошибки в словах. И без того престиж профессии учителя за последние 10 лет упал на 51 %. Образ героического педагога, который в советский период формировался в литературе и на экране, был разрушен в 1990-е, и сейчас уже перешел в разряд комедийных.

В любом видеохостинге на запрос «учитель» в лидерах — негативные ролики, снятые на телефон и выложенные в Сеть: ученики издеваются над учителем, выводят из себя, провоцируют. Позитивных материалов нет, либо они не интересны пользователям и «выпадают» из первых страниц поисковиков. Кстати, в лидерах просмотров — видеозаписи расстрела в Керченском политехническом колледже.

На месте трагедии в Керчи

Сейчас обычный школьный учитель перегружен отчётностью, ему едва хватает времени на подготовку к уроку и проверке тетрадей. В сельских школах с их хронической нехваткой педагогов один учитель может ещё и преподавать несколько предметов.

Читайте также: