Когда бетховен начал трудовую деятельность какую должность он занимал

Опубликовано: 11.05.2024

Происхождение
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 г. в Бонне в семье потомственных музыкантов. Его дед руководил придворной хоровой капеллой, а отец был певцом в этом коллективе, а также преподавателем музыки. Людвиг ван Бетховен был старшим из трех сыновей. Он очень рано проявил музыкальные способности, и отец начал давать ему уроки игры на фортепьяно, стремясь сделать из него "второго Моцарта", который начал сочинять музыку в пять лет. Бетховен впервые выступил на публике в семилетнем возрасте в Кёльне. В 1780 г. его преподавателем стал композитор, органист и дирижер Кристиан Нефе, который определил в нем композиторский талант.
Начало творческой деятельности
Когда Бетховену было 12 лет, вышло в свет его первое сочинение - вариации на тему марша Дресслера. В 13 лет он стал помощником органиста в придворной капелле, а в 14 - из-за тяжелого материального положения семьи был вынужден бросить школу и был назначен концертмейстером в Национальном театре Бонна.
В 1787 г. Бетховен отправился в Вену, чтобы взять несколько уроков у Моцарта. По распространенной версии, великий австрийский композитор сказал об ученике: "Он всех заставит говорить о себе!".
В 1792 г. Бетховен переехал в Вену, учился у Антонио Сальери и Йозефа Гайдна, который отмечал его виртуозную игру на фортепьяно, однако неодобрительно высказывался о "мрачной" манере исполнения.
Творчество
В Вене Бетховен приобрел известность как пианист-виртуоз, композитор и дирижер. При этом он не располагал внушительными финансовыми средствами, так как не имел официальной должности при венских театрах и, соответственно, жалования. Ради заработка он часто писал музыку на заказ и давал уроки игры на фортепьяно.
В течение первых 10 лет пребывания в Вене он написал три концерта, произведения для скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано, в том числе такие известные, как "Патетическая" и "Лунная", посвященная его ученице, в которую он был влюблен. Название сонате уже после смерти автора дал критик Людвиг Рельштаб, сравнив ее с лунным светом над Фирвальдштетским (Люцернским) озером, одним из самых живописных в Швейцарии.
В 1796 г. у композитора начали проявляться признаки глухоты, однако он не переставал сочинять музыку. 1802-1812 гг. считаются расцветом его творчества. В числе знаменитых произведений этого периода соната "К Элизе", входящая сегодня в программу музыкальных школ всего мира, симфонии "Пасторальная", "Героическая" (была написана в честь Наполеона, однако, разочаровавшись в его дальнейшей политике, Бетховен исключил его имя из партитуры) и "Аппассионата", ставшая любимым произведением Ленина.
В 1824 г. Бетховен, уже совсем потеряв слух, создал Девятую симфонию, считающуюся не только лучшим его произведением, но и одним из величайших творений в истории музыки. Бетховен выступил новатором, впервые соединив певческий голос и инструментальную музыку (четвертая часть симфонии, "Ода к радости" на слова Фридриха Шиллера; в н. в. используется как гимн Евросоюза). Первое исполнение симфонии было встречено овациями, продолжительность которых можно было сравнить лишь с приветствиями в отношении царствующих особ.
Всего Бетховен сочинил девять симфоний, свыше 50 сонат, 16 струнных квартетов, увертюры, оперу "Фиделио", воспевающую борьбу за справедливость и свободу, музыку к песням на стихи разных поэтов, включая Гёте, и др. Кроме того, в его наследие входят народных песен (в т. ч. русских). Большую часть произведений он создавал специально для фортепьяно, которое в то время еще не пользовалось широкой популярностью, способствуя таким образом росту интереса к этому инструменту. Многие из них любимы не только взрослой аудиторией, но и детьми. Наряду с Моцартом и Гайдном Бетховен считается самым ярким представителем Венской классической школы ("Венский классицизм"), музыкального направления второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. Также он заложил основы для развития музыки эпохи романтизма (продлилась до начала XX в.). Творчество Бетховена еще при его жизни было признано критиками и зрителями, он был знаменит далеко за пределами Германии и Австрии. Сегодня он остается самым исполняемым классическим композитором в мире.
Личные сведения
Людвиг ван Бетховен обладал тяжелым характером. Он был независимым, самолюбивым и замкнутым, многим казался угрюмым и грубым. У него часто бывали вспышки гнева по отношению к посторонним людям, которые, по его мнению, вели себя недостойно. Эти черты усугублялись с развитием глухоты. Однако с близкими и родными он был приветлив и доброжелателен. Известно, что он поддерживал материально не только своих братьев (после смерти одного из них заботился и о племяннике), но и нуждавшихся друзей.
С 1800-х гг. Бетховен начал пользоваться так называемыми разговорными тетрадями, в которые собеседники записывали вопросы к композитору. Он отвечал вслух или тоже письменно. Также он нередко заносил в эти тетради свои мысли о музыке и обществе.
Бетховен был критически настроен по отношению к властям, неоднократно резко высказывался в том числе против императора и законов, которые, как он считал, нарушали права человека. По его словам, "нет ничего более ничтожного, чем наши так называемые великие".
Увлечением композитора было чтение, а любимыми авторами - Шекспир, Гёте и Шиллер.
Бетховен никогда не был женат, но, по воспоминаниям друзей, постоянно находился в "состоянии влюбленности". Наиболее сильные чувства он испытывал к своим ученицам итальянкам Джульетте Гвиччарди и Терезе Мальфатти.
Кончина, память
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 г. в Вене на 57-м году жизни от болезни печени. В похоронной процессии приняли участие более 20 тыс. человек. Композитор был похоронен на кладбище в венском районе Веринг, а в 1888 г. его прах был перенесен на Центральное кладбище города.
В 1845 г. в Бонне был открыт первый памятник Бетховену, созданный на пожертвования, большую часть из которых внес композитор Ференц Лист. В 1880 г. монумент был воздвигнут в Вене. Сегодня насчитывается свыше 100 памятников композитору в разных странах, включая Индию, Россию, США и Японию.

Немецкий композитор и пианист родился 16 декабря 1770 году в городе Бонне, что находился в Священной Римской империи. Он стал одним из ярчайших представителей венской классической школы. Покинул этот мир 26 марта 1827 года в Вене, Австрия. Творил Бетховен как раз в период перехода от классицизма к романтизму. Является одним из главных представителей классической музыки. Свои произведения композитор писал в самых разных жанрах, в том числе и оперном, сочинял и музыку к драматическим постановкам, и хоровые композиции. Стал ключевой фигурой в симфонизме 19-го и 20-го веков. Краткая биография и творчество Бетховена поистине вдохновляют.

великий композитор

Семья великого композитора

Начать краткую биографию Людвига ван Бетховена стоит с его семьи. Появился Бетховен на свет в 1770 году 16 декабря. Родители Людвига – Иоганн Бетховен и Мария-Магдалина. Отец был певцом (тенор в придворной капелле), мать была дочерью придворного шеф-повара. Поженились Иоганн и Мария в 1767 году, через три года появился Людвиг ван Бетховен. Отец Иоганна пел в той капелле (бас), что и его сын. После работал капельмейстером.

работа композитора

Детство Бетховена

Иоганн твердо задался целью вырастить из своего сына нового Моцарта. С ранних лет Людвига обучали игре на скрипке и клавесине. В возрасте 8 лет в 1778 году состоялось первое выступление Бетховена. Но чуда не случилось, гениальных результатов маленький Людвиг не показал, и его отец бросил затею воспитания вундеркинда. Обучение Бетховена было перепоручено коллегам Иоганна.

Один учил мальчика играть на органе, другой продолжал обучать скрипке. Первым настоящим учителем стал композитор Кристиан Готлоб Нефе, который сразу определил, что у Бетховена есть талант. Он показал Людвигу произведения Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Первое сочинение Людвига ван Бетховена издали, когда мальчику было всего 12 лет. В то время он работал помощником придворного органиста.

Ситуация кардинально изменилась, когда мир покинул дед Бетховена. Мальчик бросил школу, учил языки, увлекался чтением. В 1787 году Людвиг впервые отправился в Вену, где Моцарт послушал его импровизацию и вынес вердикт, что этот композитор заставит всех говорить о себе. К сожалению, Людвигу пришлось вернуться на родину, так как его мать была тяжело больна. Ему тогда было всего 17, а на плечи парня легла ответственность за всю семью. В 1789 году Бетховен решает продолжить образование и начинает посещать лекции в университете. Спустя некоторое время в корне меняется направление творческой биографии Бетховена. Людвиг вновь отправляется в Вену, чтобы стать учеником Гайдна.

написание сонат

Биография и творчество Бетховена

Занятия с Гайдном быстро разочаровали и ученика, и учителя. Их взгляды не совпадали, и вскоре они расстались. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен стал известен каждому, как виртуозный пианист, его игра поражала слушателей до глубины души, из-за того, что он использовал в своих произведениях те элементы, которые ранее крайне редко применялись. В итоге можно сказать, что именно Бетховен создал фортепианный стиль, который был далек от привычной изысканной манеры клавесинистов.

Этот стиль четко прослеживается в сонатах № 8, № 13, № 14. Выделялся он не только своей музыкальной манерой, но и внешним видом. Композитор всегда был небрежно одет и не причесывался. Был резким, прямым и никогда не извинялся за свои слова. Но, несмотря на дерзкое и суровое поведение, близкие Людвига всегда говорили, что он добрый и отзывчивый человек. Примерно в это время сочинения Бетховена начали издаваться повсеместно, и их успех был невероятным. Биография Людвига ван Бетховена наполнена яркими моментами, которые омрачали проблемы со здоровьем.

взрослый бетховен

Первые проблемы со слухом

За 10 лет жизни в Вене Бетховен написал много шедевров. Но уже в 1796 году в возрасте 26 лет Людвиг начинает терять слух. У него обнаружили такое заболевание, как тиннитус – воспаление внутреннего уха, из-за которого появляется непрерывный звон в ушах. Врачи посоветовали Людвигу отдохнуть вдали от людей и музыки. Только покой и тишина не помогли композитору в должной мере, он начинает приходить к осознанию того, что глухота неизбежна.

Во время лечебного отдыха в Хайлигенштадте он начал работу над Третьей симфонией, в будущем композитор назовет ее «Героической». Из-за проблем со слухом Бетховен начинает вести «разговорные тетради». В них композитор общался со своими друзьями. Ему писали мысль или вопрос, на которую он отвечал либо устно, либо записывал. Впоследствии эти тетради стали историческими документами. С этих пор биография Бетховена меняет свое направление.

Бетховен за работой

Поздние годы

Если в фортепиано собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, то вот в симфонических произведениях особенный стиль Бетховена пришел к нему куда позже. Чайковский отмечал, что только в третьей симфонии чувствуется зрелость, невероятная сила творческого гения композитора. Глухота существенно повлияла на жизнь Бетховена. Он редко покидает стены дома, полностью лишается звукового восприятия. Из-за этого он становится еще более грубым, замыкается в себе. Но несмотря на это, в этот период Людвиг ван Бетховен создает свои самые известные шедевры. На те же годы приходится написание первой оперы «Фиделио».

овации и успех

Последние годы жизни

Последние годы жизни в биографии Л. Бетховена были сложными. 1812 год ознаменовался тем, что творческая активность композитора существенно упала. Это был застой, который длился около 3 лет, затем Бетховен взялся за работу с прежней силой и энтузиазмом. В это время было создано множество фортепианных сонат, сонат по виолончели, квартеты и даже вокальный цикл.

Композитор занялся даже обработкой народных песен. Особенно ценными в этот период времени являются сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором. Представление девятой симфонии состоялось 1824 году, после выступления публика приняла композицию бурными аплодисментами, Людвиг стоял все это время спиной к залу и не слышал этого восторга. Одна из певиц повернула композитора лицом к слушателям, те аплодировали стоя, махали шляпами и платками. Это длилось так долго, что полиции пришлось требовать, чтобы это прекратили. Такие выражения восторга принимались только по отношению к особе императора, но никак не обычного композитора. То время было политически неспокойное, свобода слова и мысли быстро пресекалась, но Бетховен не боялся высказывать свое мнение. Полиция его не трогала, их пугала невероятная популярность композитора.

жизнь композитора

Забота о племяннике

Это послужило причиной резкого ухудшения здоровья, он заработал тяжелое заболевание печени. Умер Бетховен в 1827 году, 26 марта. Композитору было всего 57 лет. Во время похорон играли Реквием до-минор Бетховена, а за его гробом шло около двадцати тысяч человек. По нему горевала вся Вена и весь мир.

Причины смерти

Биография композитора Бетховена имеет и таинственные обстоятельства, особенно это касается его смерти. После того как композитор оставил этот мир, буквально на следующий день специалисты провели вскрытие черепа, чтобы установить точную причину глухоты композитора, но точный диагноз поставить так и не получилось. Уже в 2007 году после исследований судмедэксперт Кристиан Рейтер высказал предположение, что врач Бетховена неумышленно ускорил смерть композитора. Он каждый раз протыкал Людвигу брюшину, чтобы выводить лишнюю жидкость, а место прокола протирал примочкой, которая была пропитана свинцом. Проведенные исследования показали, что после визитов врача у Бетховена раз за разом возрастал уровень свинца в организме.

Педагогическая деятельность Бетховена

Рассказывать краткую биографию Бетховена невозможно без упоминания об его учениках. Обучать музыке композитор начал еще в то время, когда в жил в родном городе. Его первый ученик до последнего дня жизни оставался верным и преданным другом Бетховена.

Следующей ученицей Людвига стала юная графиня Джульетта. Композитор был влюблен в девушку и всерьез думал о том, чтобы жениться на ней. Существует мнение, что знаменитую «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Еще одной ученицей Бетховена стала Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальным талантом, виртуозно играла на рояле, дирижировала и прекрасно пела, однако свою жизнь решила посвятить воспитанию детей. С Бетховеном они сохранили долгую и крепкую дружбу.

Ученицей композитора была и Доротея Эртман – популярные немецкая пианистка. Первым и единственным ребенком, которого обучал Бетховен, стал Карл Чени. Ему было всего девять лет, но он уже выступал со своими концертами. Он долго называл композитора Робинзоном Крузо, потому что в квартире у него всегда был беспорядок, а внешний вид Бетховена оставлял желать лучшего. Карл прозанимался у композитора около пяти лет. Однако никто из учеников Бетховена не унаследовал его манеру игры. Каждый привнес в свое творчество личные особенности. Это лишний раз доказывает, что Бетховен был не только великим композитором, но и выдающимся наставником.


Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.

Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.

Детство

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.

Портрет Бетховена в детстве

Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.

Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.

Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.

Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.

Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.

В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.

В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.

Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.

После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.

В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.

Музыка

В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.

Людвиг ван Бетховен играет на пианино

Через год Бетховен пишет музыкальное сопровождение на «Оду Радости» Шиллера, которую тот написал для масонской ложи в 1785-м. Потом Людвиг несколько раз меняет гимн, пока не добивается его триумфального звучания. Окончательный вариант симфонии он представил публике в 1824-м, и она вызвала неимоверный восторг.

Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.

Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.

Он часто переписывается с доктором Вегелером, и в одном из писем написал, что не собирается сдаваться. Всю жажду к жизни он вложил во «Вторую симфонию» и три скрипичных сонаты. Композитор понимает, что скоро полностью потеряет слух, поэтому набрасывается на работу.

В 1808-м Бетховен создает «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей. Она занимает особое место в его жизни и творчестве. Для отдыха Людвиг часто выбирал дальние деревушки, бывал на природе и там обдумывал новую музыку. Четвертую часть этой симфонии он назвал «Гроза. Буря». Ему удается в точности передать всю мощь стихии с помощью тромбонов, фортепиано и флейты.

В 1809-м дирекция городского театра попросила Бетховена написать музыку к драме Гете «Эгмонт». Он был поклонником творчества писателя, поэтому решил не брать за свою работу денежное вознаграждение. Он писал музыку во время театральных репетиций. Одна из актрис – Антония Адамбергер решила над ним пошутить и сказала, что у нее полностью отсутствует певческий талант, но тут же рассмеялась и мастерски спела арию. Бетховену эта шутка не понравилась, он сказал, что раз она умеет петь, то он пойдет писать эти песни.

В 1813-1815 годах Людвиг уже не может работать в полную силу, он глохнет окончательно. Однако и в таком положении он не сдается. Для того, чтобы «слышать» ноты, он использует тонкую деревянную палочку. Один кончик палочки зажат у него в зубах, второй он устанавливает на переднюю часть инструмента. Во время вибрации композитор чувствует, как звучит инструмент.

В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.

Личная жизнь

Сложности преследовали Людвига не только в творческой биографии, но и в личной жизни. Он хоть и мог общаться с аристократической элитой, но все равно в их глазах оставался простолюдином. Это не давало ему никакой надежды завоевать сердце благородной девицы. В 1801-м Бетховен воспылал страстью к юной графине Жюли Гвиччиарди. Это была неразделенная любовь, девушка отдала предпочтение графу фон Галленбергу, и вышла за него замуж. Людвиг был унижен и раздавлен, он пишет «Лунную сонату», которую с тех пор ассоциируют как гимн неразделенных чувств.

Людвиг ван Бетховен и Жозефина Брунсвик

В 1804-1810-м годах композитор питает нежные чувства к Жозефине Брунсвик, вдове графа Йозефа Дейма. Женщина тоже увлеклась Людвигом, она принимает ухаживания, отвечает на его письма. Но родственники Жозефины настояли на прекращении этого романа, они уверили ее, что из этого простолюдина никогда не получится достойной партии. Разрыв был очень болезненным, Бетховен решил принципиально жениться на ком попало, и предлагает замужество Терезе Мальфати. Но и здесь его ждал отказ, после которого музыкальное наследство композитора обогатилось сонатой «К Элизе».

Впечатлительный Бетховен настолько близко принял к сердцу эти отказы, что решил больше не делать попыток устроить свою личную жизнь. В 1815 году он судился с женой своего покойного брата за право опекать ее сына, своего племянника. Женщина была гулящей, поэтому суд оказался на стороне композитора. Спустя некоторое время оказалось, что племянник Карл такой же непутевый гулена, как и его мать.

Людвиг старается воспитать мальчика по строгим правилам, пытается разбудить в нем любовь к музыке, но Карл уже подвержен алкогольной и картежной зависимости. У Бетховена никогда не было собственных детей, поэтому он не знает, как наставить парня на правильный путь, и частенько не церемонится с ним. После очередного скандала Карл чуть было не наложил на себя руки, но все закончилось благополучно. Бетховен определил племянника в армию.

Смерть

В 1826-м Людвиг сильно заболел, у него диагностировали воспаление легких. Помимо этой болезни, он сильно страдал от желудочных болей. Доктор не смог назначить правильную дозу лекарства, поэтому болезнь продолжала прогрессировать. На протяжении шести месяцев Бетховен не вставал с постели. Его постоянно навещали друзья, предпринимавшие попытки хоть как-то облегчить состояние больного.






Памятники Людвигу ван Бетховену

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, ему шел 56 год. Природа разразилась в этот день грозой, что непривычно для марта, а в сам момент смерти грянул громовой раскат. После вскрытия стало известно, что у Бетховена полностью разложилась печень, имелись существенные повреждения слуховых и прилегающих нервов. Проводить выдающегося композитора в последний путь собралось двадцать тысяч человек, во главе похоронной процессии шел Франц Шуберт. Местом упокоения Бетховена стало Вэрингское кладбище Церкви Святой Троицы.

Факты

  • В возрасте 12 лет стал автором сборника вариаций для клавишных.
  • Первый среди музыкантов, живших на денежное пособие от городского совета.
  • Стал автором трех любовных писем к «Бессмертной Возлюбленной», которые обнародованы после его смерти.
  • За всю свою жизнь создал всего одну оперу – «Фиделио».
  • Бетховену приписывают авторство «Музыки ангелов» и «Мелодии слез дождя». Это величайшее заблуждение современников, Людвиг не имеет к ним никакого отношения.
  • Умел ценить настоящую дружбу, и никогда не отказывал в помощи нуждающимся.
  • Обладал умением трудиться одновременно над созданием пяти композиций.
  • Во время бомбардировки города войсками Наполеона в 1809 году боялся лишиться слуха. Сидел в подвале дома и с помощью подушек закрывал уши.
  • Первая скульптура Бетховена появилась в Бонне в 1845-м.
  • Популярная группа «Битлз» написала свою композицию «Because» на основе «Лунной сонаты», проигранной наоборот.
  • Официальным гимном Евросоюза утвердили «Оду к Радости».
  • Смерть композитора наступила в результате ошибки доктора, который назначил ему сильную дозу препарата, содержавшего свинец.
  • Фото великого композитора украшает почтовые марки Германии.

Произведения

Людвиг ван Бетховен стал автором девяти симфоний, одиннадцати увертюр, свыше сорока танцев и маршей, которые звучат в исполнении симфонических и духовых оркестров.

  • 9 симфоний
  • 8 симфонических увертюр
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 юношеских сонат для фортепиано
  • 32 сонаты для фортепиано
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • Концерт для скрипки с оркестром
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано
  • 16 струнных квартетов
  • 6 трио
  • Балет «Творения Прометея»
  • Опера «Фиделио»
  • Торжественная месса
  • Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»

Слушать симфонии

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Дом, в котором родился Бетховен, Bonngasse 20, сейчас это музей Beethoven-Haus

Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в 1770 году в Бонне, резиденции Кёльнского курфюрста-архиепископа. Курфюршество Кёльнское входило в состав Священной Римской империи Германской нации — конфедеративного государства1 со столицей в Вене, позднее распавшегося на Германскую и Австрийскую империи. Основателем музыкальной династии был дед композитора Лодевик ван Бетховен (Lodewijk van Beethoven, 1712–1773), фламандский музыкант (бас), к концу жизни занимавший должность капельмейстера - руководителя придворной капеллы. Его единственным сыном был Иоганн ван Бетховен (Johann van Beethoven, 1740—1792) - отец Людвига, названного так в честь деда. Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире. В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих (Maria Magdalena Kewerich, 1748—1787), дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа), а через три года родился Людвиг ван Бетховен. Ребенок был крещен по католическому обряду 17 декабря 1770 года, поэтому предположительно датой рождения считается 16 декабря. В то время детей крестили на следующий день после рождения, кроме того, известно, что и родные Бетховена, и один из его учителей Иоганн Альбрехтсбергер (Johann Albrechtsberger) отмечали день его рождения именно 16 декабря. Из семи детей Иоганна и Марии-Магдалины ван Бетховен выжили только трое - второй сын Людвиг и два его младших брата - Каспар Карл (Caspar Anton Carl, 1774 - 1815) и Николаус Иоганн (Nikolaus Johann, 1776 - 1848)

Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к маленькому Людвигу, который "за инструментом частенько бывал в слезах". Однако, например, авторитетный словарь Гроува (Grove Dictionary of Music and Musicians) утверждает, что для этого нет надежных документальных оснований, и что "спекуляции и мифотворчество сделали свое дело". Другими учителями Бетховена в этот период были: органист капеллы Жиль Ван ден Эден (Gilles van den Eeden, ум. 1782), Тобиас Фридрих Пфайфер (Tobias Friedrich Pfeiffer), друг семьи, который занимался с ним на клавире, и Франц Ровантини (Franz Rovantini) - скрипка и альт. Его музыкальный талант проявился рано, поэтому отец пытался сделать из него вундеркинда и второго маленького Моцарта. Так, например, на афише первого публичного выступления в марте 1778 года Людвиг был объявлен шестилетним ребенком, в то время, как ему уже шел восьмой год.

Портрет Бетховена (?) в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)

Портрет Бетховена (?) в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)

Однако, наибольшее влияние на начальное музыкальное образование Бетховена оказал Кристиан Готлиб Нефе (Christian Gottlob Neefe), назначенный органистом придворной капеллы в 1779 году. Нефе занимался с маленьким Людвигом композицией, под его руководством было написано и издано в марте 1783 года первое опубликованное произведение Бетховена - Вариации на тему марша Дресслера. С Нефе Бетховен внимательно изучал «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха и произведения Генделя, знакомился с музыкой старших современников: Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. С 10 лет Бетховен уже работаел в качестве помошника органиста, сначала бесплатно, а с 1784 года - как штатный музыкант капеллы, которой в это время руководил капельмейстер Andrea Luchesi. В 1783 году были опубликованы первые три фортепианные сонаты Бетховена, посвященные тогдашнему курфюрсту Максимилиану Фридриху, и получившие общее название "Курфюрст". Максимилиан Фридрих, который умер в 1784 году, вскоре после назначения Бетховена помощником органиста, обратил внимание на одаренного юношу и субсидировал его музыкальные занятия.

Новым курфюрстом стал Максимилиан Франц, младший сын австрийской императрицы Марии Терезии. Его правление отмечено модными в то время реформами в духе философии Просвещения, более широкой поддержкой образования и искусства. Юный Бетховен наверняка находился под впечатлением этих новых веяний, кроме того, на него могли повлиять идеи масонства, поскольку и Нефе, и многие из его окружения были членами местного отделения масонского ордена Иллюминатов.

В марте 1787 Бетховен впервые посетил Вену (точно неизвестно, кто финансировал это путешествие), видимо, в надежде учиться у Моцарта. Неизвестно, встречались ли они на самом деле, однако легенда приписывает Моцарту слова, сказанные в адрес юного Бетховена: "Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе". Спустя всего две недели Бетховен узнал, что его мать тяжело больна, и поспешил домой. Вскоре после этого Мария-Магдалина умерла от туберкулеза, а отец запил еще сильнее, так что Людвиг остался фактическим главой семьи, ответственным за судьбу двух младших братьев, и был вынужден провести еще около пяти лет в Бонне.

В это время он знакомится с людьми, составившими его окружение на ближайшие годы. Франц Вегелер, молодой студент-медик, познакомил его с семьей фон Брёйнинг, где Бетховен часто бывал, и в качестве учителя музыки для детей, и в качестве друга. Возможно, здесь он находил ту атмосферу семейного тепла, которой ему так не хватало дома. Пребывание в интеллигентной среде стимулировало его интерес к немецкой и античной литературе, философии, так что Бетховен даже поступил в 1789 году вольнослушателем на философский факультет Боннского университета, правда, пребывание его там было недолгим. В это же время Бетховен познакомился с графом Фердинандом фон Вальдштейн (Ferdinand von Waldstein), который всю жизнь оставался его другом и меценатом.


В 1789 году он получил судебное постановление, по которому половина заработной платы отца переходила непосредственно к нему на содержание семьи. Дополнительным источником дохода для него была служба в оркестре капеллы в качестве альтиста. Бетховен знакомится с итальянскими, французскими и немецкими операми, которые ставились при дворе в это время, среди них были и три оперы Моцарта. Здесь же он подружился со своим сверстником Антоном Рейха (Anton Reicha), флейтистом и скрипачом, а впоследствии известным композитором и теоретиком.

Начало карьеры в Вене

В 1792 году с помощью курфюрста Бетховен снова приезжает в Вену. Вероятно, он уже был представлен Йозефу Гайдну в конце 1790, когда тот во время путешествия в Лондон остановился в Бонне на Рождество, и они точно встречались на обратном пути Гайдна из Лондона в Вену в июле 1792. Поэтому вполне вероятно, что тогда же появилась договоренность о том, что Бетховен будет учиться у прославленного мастера. За это время Бетховен написал значительное количество работ (ни одна из них не была тогда опубликована, и большинство не имеют опуса), которые демонстрируют растущее разнообразие и зрелость стиля. Так, в цикле вариаций 1791 года исследователи (Barry Cooper. Beethoven.) находят истоки тем его третьей "Героической" симфонии. В ноябре 1792, на фоне слухов о войне против Франции, Бетховен покидает Бонн и едет в Вену, а вскоре после прибытия узнает, что его отец умер. Граф Вальдштейн в своей прощальной записке Бетховену написал: "Благодаря непрерывному усердию, Вы обретете дух Моцарта из рук Гайдна". Впрочем, Бетховен внутренне поддержал широко распространенное отношение к себе как к преемнику недавно умершего Моцарта, в течение ближайших нескольких лет изучая его работы, и придерживаясь в своем творчестве моцартовского стиля.


Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Под руководством Гайдна он стремился овладеть мастерством контрапункта. Кроме того, он брал уроки игры на скрипке у Игнаца Шуппанцига (Ignaz Schuppanzigh) и уроки итальянского вокального письма у Антонио Сальери. Занятия с Сальери продолжались, как минимум, до 1802, а возможно, и до 1809. После отъезда Гайдна в Англию в 1794, Бетховен должен был вернуться в Бонн, к курфюрсту. Но он предпочел остаться в Вене, продолжая обучение контрапункту у Иоганна Альбрехтсбергера. Он перестал получать стипендию от курфюрста, однако множество венских вельмож уже признали его талант и предложили финансовую поддержку. В их числе были князь Йозеф Франц Лобковиц (Joseph Franz Lobkowitz), князь Карл Лихновский (Karl Lichnowsky) и барон Готфрид ван Свитен (Gottfried van Swieten).

К 1793 году Бетховен уже зарекомендовала себя как импровизатор в салонах знати, кроме того, известно, что он часто исполнял прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха. Его друг Николай Зимрок начал публиковать его сочинения, и первыми, как считается, были изданы вариации для фортепиано на тему из оперы "Красная Шапочка" (Woo 66). Бетховен провел весь 1793 год и большую часть 1794 за сочинением, однако, видимо, воздерживался от "официальной" публикации своих работ.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Точно не установлено, был ли это первый, или второй концерт, оба они находились в этот момент в состоянии, близком к завершению, и оба были закончены и опубликованы через несколько лет. Вскоре после этого выступления Бетховен опубликовал свой первый опус - Фортепианные трио Opus 1, с посвящением его тогдашнему покровителю князю Лихновскому. Издание имело финансовый успех, так что прибыли Бетховена было почти достаточно для покрытия его годовых расходов. Читать дальше →

Портрет Бетховена

Галантный XVIII век подарил человечеству немало гениев, музыка которых и поныне вселяет восторг в людей. Одно из почетных мест среди них занимает Бетховен, чьи произведения составляют теперь общечеловеческое наследие. Биография Бетховена наполнена сложными моментами, взлетами и сокрушающими ударами судьбы. Подробнее о жизни композитора читайте в статье.

Биография Бетховена: детство, образование

Бонн — город, носивший несколько веков титул культурной столицы Германии, к XVIII веку его окончательно утратил. В этот период угасания Бонна родился будущий автор знаменитой «Лунной сонаты».

Когда родился Бетховен? Случилось это событие в 1770 году, холодным зимним днем — 16 декабря. Мальчика окрестили на следующий же день.

Краткая биография Бетховена окажется неполной, если не упомянуть его родителей:

  • Мария-Магдалина — мать композитора — происходила из семьи Кеверих. Отец ее работал главным поваром при дворе курфюрста в Кобленце.
  • Иоганн — отец. Певец (тенор) дворцовой капеллы. Эту должность получил по протекции своего отца Людвига, который к тому времени стал уже капельмейстером.

Маленький Бетховен

Биография Бетховена — ранние годы: YouTube / Полезные заметки

В том, что Людвиг ван Бетховен пойдет по отцовской стезе, родители не сомневались. Потому он проходит интенсивное обучение игре на двух популярных салонных инструментах той поры — скрипке и клавесине.

Публике предоставили возможность понять, кто такой Бетховен в 1778 году: мальчик впервые выступил перед публикой. Биография Бетховена, возможно, осталась бы вполне заурядной, если бы в 1782-м в Бонн не перебрался Кристиан Нефе. Этот композитор и виртуоз-органист понял, что Людвиг талантлив, и взялся его учить.

Юноша успел в школе отлично овладеть языками:

  • французским;
  • латинским;
  • итальянским.

Особую слабость Бетховен, биография которого интересна не только поклонникам классической музыки, питал к поэзии. Его любимыми авторами стали:

  • Шекспир.
  • Шиллер.
  • Гёте
  • Гомер.

С намерением продолжить образование Бетховен в 1787 году отправляется в Вену. Однако планы разрушает кончина матери, случившаяся 17 июля. В следующие годы происходит несколько событий:

  • В 1789 году юноша идет в местный университет. Здесь под влиянием Французской революции Людвиг сочиняет «Песнь свободного человека», яро критикующую сословное общество.
  • В 1792-м юноша встречается в Бонне с Гайдном. Бетховен, музыка которого ярко демонстрирует его талант, становится учеником Гайдна. Занятия, впрочем, скоро прекратились. Ученик и учитель разочаровались друг в друге. Образование Бетховена завершил Антонио Сальери.
  • В 1796 году Людвиг заболевает и теряет слух. Глухой композитор склоняется к самоубийству, но слуховые трубки, подаренные ему механиком Мельцелем, спасают отчасти ситуацию.

Молодой Бетховен

Биография Бетховена — молодые годы: YouTube / Полезные заметки

Людвиг ван Бетховен: творчество

Сочинительством музыки Людвиг начал заниматься, еще живя в Бонне. Считая первые произведения слабыми, он их несколько раз переделывает. Произведения Бетховена юношеской поры немногочисленны. Самое знаменитое из них — «Сурок».

По-настоящему известным композитор стал после переезда в Вену. Период с 1792-го по 1802-й ознаменовался относительной успешностью:

  • Поначалу Бетховена ценили как пианиста-виртуоза, ловко использовавшего в игре крайние регистры инструмента.
  • Позже начали пользоваться популярностью произведения, особенно камерные — квартеты, сонаты и пр.

Бетховен в возрасте

Биография Бетховена — творческий путь: YouTube / Полезные заметки

После начала болезни Бетховен некоторое время проводит в Хайлигенштадте. Здесь пишет первые страницы Героической (Третьей) симфонии. Она изначально посвящалась Наполеону. Однако, когда тот назначил себя императором и тем уничтожил все завоевания революции, это посвящение автор перечеркнул. С того момента симфония стала «Героической».

Творчество Бетховена рано обрело стилистическую узнаваемость. Уже первые сонаты автора раскрывают его талант и самобытность. Причем, по мнению Петра Ильича Чайковского, только Третья симфония смогла полностью раскрыть гений Бетховена.

Став глухим, Бетховен пишет свои лучшие произведения, в том числе единственную оперу. Называется она «Фиделио». Ее считал Людвиг самым дорогим своим произведением, потому что опера:

  • отняла много сил;
  • причинила массу мучений;
  • доставила больше всего огорчений.

Популярной опера стала лишь в 1814 году, а написал ее композитор в 1804-м.

Бетховен, произведения которого знают многие, оставил весомое музыкальное наследие:

  • девять симфоний;
  • пять концертов для фортепиано с оркестром;
  • восемь увертюр симфонических;
  • шестьдесят пьес для фортепиано;
  • музыкальное оформление для трех постановок («Король Стефан», «Эгмонт», «Кориолан»);
  • более пятнадцати струнных квартетов;
  • шесть трио.

Написал Бетховен также много сонат:

  • юношеских;
  • для скрипки и фортепиано;
  • для фортепиано;
  • для виолончели и фортепиано.

Особое место занимают в наследии композитора единственные в своем роде:

  • «Творения Прометея» (балет).
  • «Торжественная месса».
  • «К далекой возлюбленной» (вокальный цикл).
  • «Фиделио».

Бетховен творит — картина Карла Шлоссера

Биография Бетховена — творческое наследие: Wikipedia

Людвиг ван Бетховен: факты, личная жизнь, последние годы

Бетховен слыл весьма эпатажной личностью. Он не следил за внешностью, появлялся в обществе с растрепанными волосами, небрежно одетый. Это и обусловило повышенное внимание людей к его, как виделось окружающим, «скандальной» персоне.

При жизни слухи о нем часто распространялись в форме анекдотов, а Бетховен интересные факты о себе не отрицал, чем лишь подогревал интерес общества. Так, например:

  • Будучи в гостях у князя Лихновского, Бетховен отказался выступать и закрылся в комнате. Князь велел взломать дверь, и оскорбленный композитор уехал из поместья. После в письме он сообщил, что князей — тысячи, а Бетховен — один.
  • В курортном городке Теплице во время прогулки с Гёте Бетховен повстречал императора Франца со свитой. Немецкий поэт поклонился монарху, а Людвиг лишь слегка притронулся пальцами к полям шляпы.

Композитор никогда не был женат, но неоднократно влюблялся. Трижды Людвиг ван Бетховен, биография которого не может не впечатлять, просил о взаимности и всякий раз неудачно:

  • Первой была Джульетта Гвиччарди — певица и пианистка. Она предпочла композитору графа Галленберга. «Лунная соната» написана именно для нее.
  • Позднее была Тереза Мальфатти, дочь купца, которую не впечатлил багатель «К Элизе», подаренный ей Бетховеном.
  • Жозефина фон Брунсвик — ученица композитора — наотрез отказалась от близости с ним, причем дважды.

В итоге Бетховен отказался от идеи женитьбы. Он забирает к себе сына скончавшегося от пьянства брата. Мальчик получает хорошее образование, но азартные игры приводят его к полному падению. Воспитанник влезает в долги, пытается застрелиться и всем этим сильно расстраивает дядю.

Бетховен, годы жизни которого уже сочтены, страдает от тяжкого заболевания печени. Причем, как выяснили в 2007 году патологоанатомы, ускорило смерть лечение. Дело в том, что для откачки собиравшейся в брюшной полости Людвига жидкости врач Андреас Ваврух регулярно делал в его животе проколы, а после прикладывал к ним свинцовые примочки. Частицы металла скапливались в организме и отравляли его.

Бетховен скончался в 1827 году, 26 марта. Ему на момент смерти было неполных 57 лет. Похоронен композитор на Верингском кладбище под «Реквием», сочиненный Луиджи Керубини.

Портрет Бетховена Карла Штилера

Биография Бетховена — последние годы: Wikipedia

Биография Бетховена весьма противоречива. С одной стороны, она рассказывает об успехе — композитор был признан еще при жизни. С другой — повествует о его несчастливой личной жизни.

Читайте также: