К чему приводит стихийность выбора профессии

Опубликовано: 06.05.2024

prof1
В наше время всем важно понимать, к каким последствиям приводит неправильный выбор профессии. Для начала стоит четко определить, что мы хотим и чего не хотим. Карьера, которую выбрали без детального списка «за» и «против» может влиять на каждодневную рутину и, следовательно – на всю жизнь. Поэтому, стоит составить график со списком, который покажет, как правильная карьера поможет процветанию на работе и поможет реализовать наши планы.

Что может привести к неправильному карьерному выбору?

Если рассматривать старшеклассников, все мы можем согласиться с тем, что им приходиться принять довольно сложное решение. В таком раннем возрасте студенты обычно делают неправильный выбор, поскольку они не имеют ни малейшего представления о том, в чем им хотелось бы преуспеть в будущем. Поэтому, решения касательно карьеры для большинства абитуриентов часто обусловлены влиянием семьи и друзей. В таком жизненном периоде сделать рациональный выбор крайне сложно.

Рассмотрим несколько ситуаций, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Так как некоторые из выпускников, возможно, не имели отличного старта в работе, остаются барахтаемся в той же лодке, так как выбор в момент завершения высшего образования был неправильным. А для других выпускников, которые сделали правильный выбор на то время, скоро приходит понимание, что они остаются прикованы к какой-то определенной отрасли на протяжении длительного периода и сейчас уже не могут попробовать себя в других сферах деятельности.

Если Вам не удастся понять свои интересы и таланты, Вам будет крайне сложно выбрать подходящую работу. Только когда Вы цените свой талант и навыки, в которых сильны, тогда Вы сможете подобрать для себя подходящую работу на рынке труда.

Последствия и наказания, которыми грозит неправильный выбор профессии в долгосрочном периоде

  1. Удовлетворение от своей работы: первое и важнейшее, что может случиться с индивидом – это то, что ему не нравится то, чем он занимается. Работа, которую Вы выполняете каждый день, не приносит Вам удовлетворения или радость от свершения хороших дел. Вы никогда не будете успешны, если Вас не устраивают обязанности Вашей работы. Карьеру следует выбирать, исходя из Ваших способностей и умений, которыми Вы владеете.
  2. Слабая производительность/эффективность: Еще один важнейший эффект – это то, что Вы не сможете хорошо исполнять свои обязанности. Мы все знаем, что именно эффективность – это то, что ценится и то, что позволяет нам двигаться по карьерной лестнице. Но если Вы выбрали неправильную для себя профессию, то Ваша производительность ущемлена, так как Вы не в состоянии отдавать себя работе на 100%. Это может стать важным сигналом для Вашего понимания и осознания того, что Ваша работа не соответствует Вашей характеристике.
  3. Тревога и стресс: Тревога и стресс могут быть ключевыми факторами, которые дают нам понять, что наша работа – это дорога в никуда. Здоровье – это богатство, мы все это знаем. Тревожность и стресс, связанные с работой, часто дают о себе знать дома и вредят взаимоотношениями с членами семьи. Все это влияет на климат в семье. Такие последствия надо быстро отслеживать и предпринимать действия касательно неправильной для Вас работы.
  4. Социальное пренебрежение: Это когда мы чувствуем, что пытаемся остаться в темном углу. Нежелание проводить время с друзьями и социализироваться. Но почему? Такое происходит потому, что люди, которые окружают нас, нашли свое призвание в жизни и могут быть счастливее нас. Осознание этого оказывает сильное влияние на нас и может заставить чувствовать так, как будто мы проиграли войну против себя. Тогда мы склонны игнорировать социальную активность и уходить в себя. В связи с этим, еще одна характеристика жизни человека, живущего в стрессе, выходит на первый план. Это зависть, которую мы чувствуем относительно других людей из-за их успеха. Вы смотрите на свою карьеру, как на целостность и начинаете сравнивать ее с карьерой другого человека. Такая ситуация имеет место быть только когда Вы осознаете, что Ваша рутина не делает Вас счастливым, в отличие от других людей. Поэтому, такая ситуация должна послужить звоночком, который оповещает Вас, что следует открыть новую страницу своей жизни. Вызов состоит в том, чтобы изменить Ваше восприятие и двигаться вперед, делая свою жизнь лучше.

Что же дальше?

Теперь, когда это статья помогла нам углубиться в проблемы, связанные с неправильным выбором карьеры, стоит остановится и подумать. Если, читая нашу статью, Вы обнаружили, что были в ситуациях, описанных выше, или знаете человека, который проходит данную фазу в жизни, ознакомьте их с неприятными последствиями выбора неправильной профессии. Мы надеемся, что статья поможет выявить ранние признаки того, что Ваша работа Вам не подходит. И даже если Вы и не находитесь в подобной ситуации в жизни, эти знание будут ценными в будущем. Это должно сделать нас счастливее, так как мы уже знаем, насколько на нас влияют выбор правильной профессии.

Выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности; формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; информирование учащихся о многообразие мира профессий;

Задачи:

Образовательные — Расширить кругозор обучающихся в мире профессий, познакомить с терминологией мира профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся,
Воспитательные — расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях; раскрыть творческий потенциал обучающихся, диагностика готовности к выбору профессии.

Коррекционно-развивающие — воспитание сплоченности, чувства коллективизма, развитие стремления к познанию нового о мире профессий, коррекция неправильно произносимых звуков, фраз.

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, сантехник, профессор,

Инженер, акробат и рабочий.

Все профессии очень разные,

Интересные и опасные,

Могут стать для кого-то судьбою.

Трудно сделать выбор порою.

Я рада видеть вас

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашей встрече?

Сегодня мы окунемся в разнообразный мир — мир профессий! Поднимите руки. Кто уже выбрал себе профессию? В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.

Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Для ознакомления возьмите более близкие — те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного.

Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться.

Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером

Вопрос : Кем вы хотели стать, когда учились в третьем классе? А в пятом? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды и книг. И профессий тоже.

Вопрос : Так можете ли вы сказать, что ваш вкус к какой-то профессии определился, если о других вы просто ничего не слышали, не говоря уж о сравнении?

Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.

Что же обозначает слово «профессия»? профессия (лат. professio — От profiteor — объявляю своим делом) , род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Существует еще такое понятие как « Специальность », как вы его понимаете?

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид) вид занятий в рамках одной профессии

Например, ты не встретишь ведь «учителя вообще». Это будет или учитель математики, или географии и т. д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач — педиатр, хирург, стоматолог…, юрист — адвокат, прокурор, нотариус…, слесарь — слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик… и т. д.

А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? (ответы учащихся)

Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)

Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущие, журналисты, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, эколог, президент (это должность).

Самые забытые: конюх, трубочист, камердинер, ямщик, мельник, шорник (человек, ухаживающий за лошадьми).

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь, водопроводчик.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк, подводник, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный, космонавт

Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (ответы детей)

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях.

Я предлагаю немного поиграть, и в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Игра «разминка — юморинка»

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач — В — медицинский работник (врач)

Марля — М — разноцветный рабочий (маляр)

Кредитор — д — руководитель предприятия (директор)

Старина — с - младший медицинский работник (санитар)

Водосток — С — животноводческая профессия (скотовод)

Фиакр — Ф - волшебная цирковая профессия (факир)

Существует много разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.

Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.

— Самые редкие профессии. Что же это такое? Это или очень старое или очень новое дело, или настолько сложное, требующее такого уровня мастерства, что им владеют очень немногие. Или спрос невелик, а необходимость в специалистах таких профессий все равно есть. Названия некоторых из них звучат загадочно и непонятно: титестер, пастижер, сомелье. Названия других, хотя и имеют иностранное происхождение, очень хорошо всем известны (например — пиротехники, каскадеры, космонавты). Ведь редкие профессии выбираются по зову сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко. Сегодня вы познакомитесь с несколькими такими профессиями.

Пастижер — специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.

Стрингер . Иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера — внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.

Есть в Антарктике самая редкая профессия на Земле — Переворачиватель пингвинов . Может, она официально как-топо-другому зовется, но не в этом дело. Дело в том, что пингвин, если упадет на спину, то не может самостоятельно встать. В нормальных условиях пингвин вообще-то никогда на спину не падает-то ли ему хвост мешает, то ли центр тяжести так расположен. Но в Антарктике, рядом с аэродромами, там, где летают всякие самолеты - вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них возьмут да и брякнутся на спину без надежды встать самостоятельно. И вот для этих-то целей и есть переворачиватель пингвинов. После каждого взлета или посадки он ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на ноги. Очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий.

Конкурс «Угадай-ка» Участник, нащупав предмет, должен угадать его и предположить в работе каких профессионалов он используется. (предметы: ложка, ручка, ножницы, нитки, шприц, газета)

Задание: Блиц-опрос

— кошка, шприц, лекарства (ветеринар)

— зеркало, ножницы, расческа (парикмахер)

— набор игл, нитки, ткань (швея)

— тетради, указка, классный журнал (учитель)

— сумка, газета, письмо (почтальон)

— фотоаппарат, пленка, квитанция (фотограф)

— телевидение, радио, микрофон (журналист)

Дальнейший путь каждого из вас — это профессиональное образовательное учреждения, в которых вы продолжите образование и получите профессию. А что повлияло на выбор вашей профессии, мы сейчас узнаем.

- «Почему я выбираю эту профессию?»

Популярность профессии мнение воспитателей за компанию с друзьями близко к дому мне интересна эта профессия есть возможность поработать за границей моя будущая профессия хорошо оплачиваемая эта профессия, очень нужна людям.

На заранее подготовленных тестах вопросы:

1.Профессия выбирается раз и навсегда (да) (нет).

2.Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да) (нет).

3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да((нет).

4.Профессия предназначена человеку от рождения (да) (нет).

5.Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами»(да) (нет).

6.Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей (да) (нет).

7.Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да) (нет).

8.Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да) (нет).

На самом деле, все эти утверждения относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.

0–2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, высок.

3–5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — к психологу, к социальному педагогу, к воспитателям.

6 и более — вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

Игра «Самая — самая » Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

2. Самая денежная (банкир, модель,….);

3. Самая волосатая (парикмахер, ….);

4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод…);

6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…);

7. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог…).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

А вы хотели бы узнать к каким профессиям вы склонны?

У каждого из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности одного человека лучше выражены в 1–2 сферах. Так что классификация типов профессий не могла однажды не появиться. «Человек-природа», человек-знак», «человек-человек», «человек-техника», «человек-художественный образ». Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, следствием чего может быть депрессия, стрессовое состояние.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда?

Вопрос : Так уж и все работы хороши! Разве нет плохих работ?

Ответ, обобщение сказанному: Работа сама по себе, если забыть о людях, которые ее делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа-это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определенным результатом. А хороша или плоха работа — только в оценке разных людей. Вы можете назвать какую-то работу плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь.

Не стоит ориентироваться только на престижность профессии.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Итог . Вот и подошла к концу наша встреча. Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? (Ответы учащихся)

Я желаю вам, чтобы всегда в любой ситуации у вас хватило сил и мужества добиваться поставленной цели и, чтобы в вашей жизни была любимая профессия, полезная людям. Дорогие ребята, профессий в мире очень много — интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 25.05.2021).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

- во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

- в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

Возможно, ваша первая мысль, возникшая при виде заголовка этой статьи: «О, это для каких-то школьников! Мне это не надо».

На самом деле, проблемы с выбором профессии — и дальнейшим следованием ему, этому выбору — знакомы не только восемнадцатилетним абитуриентам.

С необходимостью переквалификации сталкиваются люди всех возрастов: при переезде в новый регион, при выходе из декрета или на пенсию, при изменении материального положения.

Сегодня ЛаЛаЛань познакомит вас с основными причинами изменения профессии. Говорим о том, в каком возрасте человек способен понять, чем он хочет заниматься в жизни, и с чего начать, если это понимание наконец-то пришло.


Выбирать профессию сразу после школы

Наверняка в школьные годы многие, кто читает А. С. Пушкина по программе, слыша отовсюду про «солнце русской поэзии», недоумевают: что же он такого сделал? За что это я его должен любить? Язык слишком простой, слова обыкновенные…

Подобная ситуация повторяется и дальше: Достоевский, Чехов, Толстой… Читать приходится, но внутри ничего не откликается. Романы кажутся сложными, читаются из-под палки. У многих схожие чувства вызывают логарифмы, формулы по физике, химические реакции…

И лишь спустя годы,возвращаясь к литературе, математике, естественным наукам осознанно, зная, что мы хотим найти, — мы это находим.


Этой осознанности недостает многим вчерашним школьникам, которые сейчас, как им кажется, должны сделать выбор, предопределяющий всю их будущую жизнь. За такие мысли сложно и не нужно никого винить, это проблема всей образовательной и воспитательной системы и общая инфантилизация населения. Вспомните: Джульетте было 13, когда она хотела связать свою жизнь с Ромео, а в военные годы героями труда и военных подвигов становились мальчишки и девчонки. Сейчас мы и наши дети учатся сначала до 18 лет, потом еще до 22, 24, 30. И непонятно, когда настает полноценная «взрослая пора».

Быть замотивированным на выбор профессии всей жизни уже в 17–18 лет невероятно сложно. Практически невозможно! В этом возрасте большинство юношей и девушек могут ориентироваться на свои интересы, хобби, краткосрочный опыт летней подработки, но учиться 4–6 лет на определенную специальность и работать долгие годы по этому направлению — это не то же самое, что заниматься этим в свободное время раз в неделю.


А что на Западе?

Иная практика широко распространена в зарубежных странах. В Европе и Америке не обязательно идти получать высшее образование сразу после окончания школы.

Часто молодые люди берут себе год на то, чтобы оглянуться кругом, посмотреть мир, попробовать себя в разных профессиях, определиться на практике со своими желаниями и потребностями. Это приводит к осознанному выбору профессии в период обучения в вузе и, как следствие, к меньшему проценту разочарованных студентов-выпускников.

Кроме того, многим известны «вечные студенты» в европейских университетах. Система высшего образования за рубежом в публичных университетах открыта каждому за минимальную плату, а потому есть возможность и в 40, и в 60, и в 80 лет защищать диплом по интересной для себя специальности. Никакого возрастного буллинга нет, а потому создается комфортная среда для обучения и получения новой профессии в любом возрасте.


Прежде чем сменить профессию

Решение о смене профессии часто дается гораздо сложнее, чем ее первоначальный выбор. При этом такие ситуации не редкость: переезд, смена ритма жизни, материального или семейного положения, декрет и пенсия сильно влияют на течение нашей жизни и побуждают к изменениям.

Психологически их принять бывает сложно: человек, долгие годы проработавший по одной специальности, может чувствовать себя неуверенно в новом коллективе и на новом месте, его беспокоит неопределенность, боязнь совершить ошибку.


Если же это решение назревало давно, то прежде чем решительно покончить с прошлым местом работы, проанализируйте ситуацию.

  • Не путаете ли вы усталость с желанием изменений? Частые перегрузки способствуют возникновению мыслей, о которых можно в дальнейшем сожалеть.
  • Нет ли на вашей нынешней работе возможностей роста, переквалификации? Умный руководитель предложит вам альтернативу вместо того чтобы потерять зарекомендовавшего себя сотрудника.
  • Готовы ли вы начинать все с начала, доказывать свою эффективность, создавать репутацию на новом месте? Важно понимать, что вам придется с этим столкнуться.


На что ориентироваться при выборе первой (или новой) профессии

  • Полезно представлять востребованность той или иной профессии сейчас и в ближайшие 5–10 лет. Например, в советские годы это были инженерные специальности, в 2000-х — управленческие (менеджмент), сейчас, бесспорно, набирают популярность профессии из области IT-технологий.
  • Учитывайте свои склонности, например, математический или гуманитарный склад ума, темперамент, характер. Энергичному холерику будет не просто заниматься медитативной офисной работой.
  • Объективно оценивайте плюсы и минусы интересующей вас профессии. Не забывайте о том, что что-то всегда остается за кадром.
  • Оценивайте не только содержательную часть профессии — то, чем вы планируете заниматься, но и формальную. Какой график? Как далеко от вашего дома находится место работы? Устраивает ли вас зарплата? Какой будет коллектив?
  • И, наконец, помните, что это просто работа. Она может стать делом вашей жизни, а может просто приносить вам деньги. И самое главное — вы ее всегда можете поменять.


Третий возраст

Когда говорят, что работу и специальность можно сменить всегда, практически никогда не лукавят. Согласимся, что возраст и состояние здоровья могут накладывать отпечаток на выбор профессии: например, пожилому мужчине 70+ может быть непросто попасть в космонавты. Однако современный рынок и развитие технологий делают возможным многое из того, что ранее было недоступно, и сменить профессию теперь можно и в старшем возрасте.

В Северной Америке и Европе существует понятие «третий возраст» — это период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию. Именно в это время многие меняют место работы или специальность: сказывается желание перемен и возможность реализовать свой истинный потенциал, не цепляясь за прошлую работу.

Даже в России с ее непростыми условиями жизни для многих пенсионеров есть специальные учебные программы для пожилых людей, например:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем – Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности – это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию – это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта.Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Читайте также: