Как считается юридический стаж на должность судьи

Опубликовано: 17.05.2024

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 года N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 г. N 263).

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 19 апреля 2000 г. N 694 упомянутый выше указ признан утратившим силу. О требованиях, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда см. Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.

4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Министр юстиции
Российской Федерации

27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.

Регистрационный N 1250

В стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях требующих высшее или среднее юридическое образование. При отсутствии соответствующего образования работа на указанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также засчитывается в стаж работа, которая непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, и если она требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 1997 г.

Регистрационный N 1250

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования

Текст Инструкции опубликован в газете "Российские вести" от 27 февраля 1997 г. N 38, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 4 (дата подписания выпуска в печать 20 февраля 1997 г.), в Еженедельнике официальной информации "Курьер", 1997, N 5, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, N 5

Пресс-обзор по делу № А51-5624/2018 по иску Прокурора Приморского края в интересах РФ о признании недействительным торгов

14.05.2021

Вручение удостоверений

14.05.2021

Пресс-обзор по делу № А59-3244/2020 по заявлению компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» о признании недействительным платежного извещения по налогу с прибыли иностранных юридических лиц

Квалификационные требования к кандидатам на должность судьи

В соответствии со статьей 4 Закона от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии указанным выше требованиям судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

  • на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;
  • в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в cоответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

  • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
  • анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
  • подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
  • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
  • документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи и другими необходимыми документами, указанными в Законе.

Отбор кандидатов на должность судьи

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом “О статусе судей в Российской Федерации” возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии, не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи (кроме действующего судьи), вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

  • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;
  • анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 - 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;
  • подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
  • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;
  • документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
  • сведения о результатах квалификационного экзамена;
  • характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;
  • сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2009 N 6-П положения пункта 8 статьи 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», предполагающие, что принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу, признаны не противоречащими Конституции РФ.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания “Заслуженный юрист Российской Федерации”, ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

  • Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;
  • в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;
  • лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" Совет судей Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2013 г.

постановлением Совета судей

от 23 мая 2013 г. N 305

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ СУДЕЙ

ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДОПЛАТЫ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

1.2. Настоящее Положение устанавливает:

перечень периодов работы, службы, военной службы, включаемых в выслугу лет судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, гарнизонных военных судов, специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов и мировых судей (далее также - судьи, судья) для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет (далее также - выслуга лет);

порядок и условия определения выслуги лет судей.

2. Перечень периодов работы, службы, военной службы,

включаемых в выслугу лет судей

2.1. В выслугу лет судей включаются периоды работы судьей, в том числе в Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Суде Евразийского экономического сообщества, Европейском Суде по правам человека, других международных судах.

2.2. В выслугу лет судей также включаются периоды работы, службы на требующих высшего юридического образования:

должностях государственных арбитров;

государственных должностях Российской Федерации;

государственных должностях субъектов Российской Федерации;

должностях федеральной государственной гражданской службы;

должностях государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

государственных должностях федеральных государственных служащих;

государственных должностях федеральной государственной службы;

государственных должностях государственной службы субъектов Российской Федерации;

должностях муниципальной службы;

муниципальных должностях муниципальной службы;

должностях органов местного самоуправления;

должностях прокуроров и стажеров прокуроров;

должностях нотариусов, стажеров нотариусов;

должностях стажеров адвокатов;

должностях в государственных органах;

должностях в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

должностях в научных организациях;

должностях в международных, межгосударственных и межправительственных органах и организациях;

должностях в Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Суде Евразийского экономического сообщества, Европейском Суде по правам человека, других международных судах;

должностях сотрудников в органах внутренних дел;

должностях сотрудников в органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации;

должностях сотрудников в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;

должностях сотрудников в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

должностях сотрудников в федеральных органах налоговой полиции;

должностях сотрудников в таможенных органах Российской Федерации;

должностях сотрудников в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.3. В выслугу лет судей также включаются периоды:

на должностях в аппаратах судов, в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и его органах, в органах и учреждениях юстиции, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

на должностях в государственном арбитраже;

на должностях секретарей судебного заседания и секретарей суда до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. N 1368 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации", а также заведующих канцелярией и секретарей коллегии в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции;

в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам;

в качестве адвоката, помощника адвоката;

в качестве помощника нотариуса;

в качестве стажера судьи;

на должностях руководителей и специалистов юридических подразделений, юрисконсультов, правовых инспекторов в профсоюзных органах и их аппаратах;

на должностях в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г., если переводу на партийную работу предшествовала работа в судах или на должностях по юридической профессии.

2.3.2. Исполнения народным заседателем обязанностей народного судьи по решению правомочных органов.

2.3.3. Службы на должностях в органах и учреждениях прокуратуры, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

2.3.4. Военной службы:

в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах СССР и РСФСР, а также государств - бывших республик СССР, не входящих в Содружество Независимых Государств (до 31 декабря 1994 г.);

в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств.

2.4. Кроме того, в выслугу лет судей включается время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если отпуск приходился на время выполнения работы, службы, военной службы в должностях, указанных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 Положения.

2.5. В выслугу лет судей включаются периоды работы, службы, указанные в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего Положения, в государственных органах, иных органах, организациях, учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях СССР, РСФСР и Российской Федерации.

3. Порядок и условия определения выслуги лет судей

3.1. Периоды работы, службы, военной службы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в выслугу лет судей в календарном исчислении, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения.

3.2. Периоды военной службы по контракту включаются в выслугу лет судей из расчета один день военной службы за один день работы, а военной службы по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Действительная военная служба военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов, офицеров, а также время обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования (военных образовательных учреждениях профессионального образования) в качестве курсантов со дня заключения контракта о прохождении военной службы приравнивается к военной службе по контракту. Действительная срочная военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин, призывавшихся на военную службу, а также время обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования (военно-учебных заведениях, военных образовательных учреждениях профессионального образования) в качестве курсантов до 28 февраля 1993 г., а с 1 марта 1993 г. - до заключения контракта о прохождении военной службы приравнивается к военной службе по призыву.

Периоды военной службы включаются в выслугу лет судьи независимо от времени его увольнения с военной службы, продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем назначения (избрания) судьей, а также места работы во время этого перерыва.

3.3. При определении выслуги лет судей все включаемые в нее периоды работы, службы, военной службы суммируются.

3.4. Документами для определения выслуги лет судьи являются трудовая книжка, военный билет и другие документы, оформленные в установленном порядке.

3.5. Стаж работы судей, дающий право на получение доплат за выслугу лет, исчисленный согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. N 18-А-Р, постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. "О порядке выплаты судьям доплат за выслугу лет" и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 4, подлежит пересчету по состоянию на 1 июля 2013 г. в соответствии с разделом 2 настоящего Положения.

В случае если вновь исчисленная выслуга лет судьи для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет окажется меньше исчисленного ранее стажа работы судьи, дающего право на получение доплаты за выслугу лет, в выслуге лет судьи сохраняются периоды работы, службы, военной службы, которые были включены ему в установленном порядке в стаж до вступления в силу настоящего Положения.

3.6. Выслуга лет судей определяется комиссиями по определению выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет (далее - комиссии, комиссия) после зачисления их в штат суда. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Состав комиссий формируется из числа судей и федеральных государственных гражданских служащих соответствующих судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Решения комиссий оформляются протоколами, которые подписываются председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, секретарем комиссии и членами комиссии. Протоколы заседаний комиссий являются основанием для издания приказов об установлении судьям размера ежемесячной доплаты за выслугу лет.

Размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет устанавливаются:

судьям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов - приказами председателей соответствующих судов;

судьям районных судов, городских судов, межрайонных судов, гарнизонных военных судов, специализированных судов и мировым судьям - приказами начальников управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

судьям гарнизонных военных судов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, - приказами председателей окружных (флотских) военных судов.

3.7. При увеличении стажа работы судьей, дающего право на установление ежемесячной доплаты за выслугу лет в большем размере, издается приказ председателя соответствующего суда, начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации на основании представления кадрового органа.

3.8. Выписки из протокола заседания комиссии об определении выслуги лет судьи и приказа об установлении размера ежемесячной доплаты за выслугу лет (их копии) приобщаются к его личному делу.

4. Заключительные положения

Право давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего Положения, предоставлено Совету судей Российской Федерации.

Путь к судейской мантии: per aspera ad astra

Должность судьи в РФ для многих студентов и выпускников юридических факультетов представляется вершиной карьеры юриста.

Соответственно, ещё в начале учёбы перед многими из них встаёт вопрос, какие действия следует совершать, чтобы достичь этой вершины.

Конечно, есть расхожая шутка, что нужно просто родиться в семье судьи!

И в реалиях нашей страны есть некая доля правды в этом утверждении.

Но отталкиваться от него всё же не стоит.

Важно определиться, в каком суде в итоге мы хотим видеть себя и какие шаги следует предпринять в самом начале пути, чтобы добиться своей цели.

Поэтому попробуем расписать алгоритм действий, итогом которых может стать мантия судьи.

Институт судебной власти страны выглядит таким образом:

много судей

  1. Конституционный суд – высшая ступень судебной власти. Подразделяется на уставные (конституционные) суды субъектов РФ.
  2. Суды общей юрисдикции (под общую юрисдикцию в РФ попадает также система военных судов):
    • Верховный Суд РФ,
    • суды субъектов РФ (областные, краевые, республиканские),
    • городские или районные суды,
    • мировые суды.
  3. Арбитражные суды:
    • Высший Арбитражный Суд РФ,
    • федеральные арбитражные суды округов,
    • арбитражные суды округов,
    • арбитражные суды субъектов РФ.

Именно он регулирует все требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи в нашей стране.

Общие требования

судимость

  1. Высшее юридическое образование. Требование неукоснительное. Как показывает опыт, выпускники государственных вузов имеют приоритет относительно кандидатов, окончивших коммерческие учебные заведения. Так что, если мечта стать судьёй настигла на пороге поступления на юрфак, подходить к выбору вуза следует тщательно. Также преимущество будет у тех, кто окончил юридический факультет очно.
  2. Кандидат на должность судьи не должен в прошлом привлекаться к уголовной ответственности. Либо должна быть т.н. реабилитация по сроку давности. На деле даже с погашенной судимостью у кандидата вряд ли будет шанс пройти отбор. Будут учитываться даже незначительные правонарушения в прошлом (например, приводы в милицию). Требование кристального прошлого распространяется и на родственников человека, решившего надеть судейскую мантию, проверке подвергнется даже не самая близкая родня.
  3. Потенциальный судья должен быть гражданином РФ. Кроме того, он обязан предоставить сведения, что не имеет гражданства другой страны и даже вида на жительства в любом иностранном государстве.
  4. Дееспособность. Здесь следует смотреть статью 60 Конституции РФ, где даётся четкое определение гражданской дееспособности. Недееспособность гражданина, помимо возрастной (недостижение совершеннолетия), доказывается через суд.
  5. Будущий судья должен предоставить справки о том, что не состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Цель – исключить наркоманию, алкоголизм, токсикоманию и расстройства ЦНС. Этот пункт напрямую связан с предыдущим: именно эти справки являются доказательством дееспособности.
  6. Должны быть исключены иные заболевания. Их перечень был утверждён Советом судей РФ 26 декабря 2000 г. и обновлён в 2010 году. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, включает в себя 32 наименования болезней. Естественно, медицинская комиссия предшествует назначению на пост судьи любого ранга.
  7. Судья не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Также не может совмещать судейство с другой государственной или муниципальной службой.
  8. Судья не должен иметь политических пристрастий: состоять в партии или открыто поддерживать политические течения.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту о том, как заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ

Или ТУТ вы узнаете все про федеральный закон о статусе судей

Что такое оперативно розыскные мероприятия:

https://legalmap.ru/articles/kp/Executive/fz-ob-ord/

Возрастные ограничения

Ограничения по возрасту варьируются для судей в зависимости от вида суда. Регулируются ограничения статьёй 119 Конституции РФ.

Дополняет требования к судьям ст. 4 упомянутого ранее закона о статусе судей.

Если рассматривать по восходящей:

ребенок в мантии

  • самые простые требования предъявляются к кандидатам в судьи нижних ступеней судов общей юрисдикции: возраст от 25 лет, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет;
  • для судей арбитражного суда (а также для судей Верховного суда субъектов РФ и городских судов Москвы и Санкт-Петербурга) ценз повышается: возрастная ступень – 30 лет, стаж от 7 лет;
  • требования к судьям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ: возраст 35 лет, профессиональный юридический стаж не менее 10 лет;
  • судья Конституционного суда не может быть моложе 40 лет. А стаж работы от 15 лет.

Реальные пути к работе судьи

Рассмотрим статистические данные: у кого больше шансов стать судьёй.

Какой стаж по профессии охотнее рассматривается?

В мировых судах проще стать судьёй, проработав определённое время на должности помощника судьи.

нотариус - надпись и ручка

Или даже в судебном секретариате.

Хотя вопрос, считать ли секретариат работниками суда, до сих пор не отрегулирован на законодательном уровне.

Однако должность мирового судьи не считается слишком престижной среди выпускников юридических вузов.

В других судах общей юрисдикции большой процент судей, ранее работавших в прокуратуре.

Негласная судебная этика: адвокатов неохотно берут в судьи, процент бывших работников адвокатуры в судах невелик.

А нотариусов, к примеру, берут охотнее.

При этом желательно наличие учёных степеней.

Экзамены при поступлении на должность судьи

Каждый кандидат на должность судьи сдаёт квалификационный экзамен.

Для допуска к сдаче квалификационного экзамена кандидат предоставляет заявление.

А также пакет документов:

  • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копию;
  • анкету, содержащую биографические сведения о претенденте;
  • подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копию;
  • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
  • документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

экзамен на должность судьи

При наличии всех вышеуказанных документов комиссия не имеет права отказать кандидату в сдаче экзамена.

Подробнее требования к сдаче экзамена и механизм обжалования в случае несогласия с результатами можно найти всё в том же законе о статусе судей в РФ.

Результаты экзамена действительны в течение 3 лет с момента сдачи.

При назначении кандидата на должность судьи – в течение всего срока работы на судейской должности.

Итак, механизм поступления в судьи не так уж и сложен.

Попробуем подвести краткий итог, составив портрет кандидата, у которого больше шансов попасть на должность судьи:

  • окончил юридический факультет хорошего вуза на дневном отделении (в идеале с отличием);
  • будучи студентом, проходил практику в суде. Курсовые и дипломная работа посвящены судебной системе РФ;
  • поступил на работу в суд помощником судьи. Возможно, в прокуратуру, нотариальную контору, прошел аспирантуру, занимался преподавательской деятельностью;
  • кристальная биография (притом у родственников тоже);
  • здоров психически и физически;
  • не занимается коммерческой деятельностью (во всяком случае прекратил её перед подачей документов в квалификационную комиссию);
  • заранее изучил возможные задания квалификационного экзамена на должность судьи.

Безусловно, существует много подводных камней, характерных для нашей страны.

В пункте 5 стаьи 4 ФЗ "О статусе судей" указано, что в стаж работы в области юриспруденции для назначении на должность судьи включается время работы на гос и муниципальной службе, в юридических службах организаций, в качестве преподавателя юридических дисциплин, адвокатов, нотариусов.

Но в этом списке нет частнопрактикующих юристов, то есть юристов, которые ведут деятельность, как индивидуальные предприниматели. Я работаю юристом 12 лет, хожу все эти годы по судам, и не вижу, честно говоря, отличия между мной, и юристом организации или юристом имеющим, статус адвоката. Хотя я успел поработать и муниципальным служащим и преподавателем юридических дисциплин, но стаж работы в этих сферах не дотягивает до 5 лет.
Более того, теперь когда для участия во многих судах необходимо наличие высшего образования, и доступ для судебного представительства сильно ограничен, не пора ли всем юристам, имеющим опыт работы в качестве юриста, высшее юридическое образование и необходимый стаж, дать возможность стать судьёй?
Для чего вообще нужен этот закрытый перечень юридических профессий только после которых можно стать судей?

На мой взгляд - это ничем необоснованное искусственно созданное неравенство, которое появилось в законе не иначе, как по ошибке. Хотя я могу и ошибаться. Если кому-то из коллег известно почему это так, хотелось бы послушать мнения)

Комплексная программа повышения квалификации корпоративных юристов

Актуальные проблемные вопросы исполнения, обеспечения и прекращения договорных обязательств

Актуальные проблемные вопросы исполнения, обеспечения и прекращения договорных обязательств

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Комментарии (30)

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1) не предполагает обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти.

Соответствующая компетенция федерального законодателя вытекает прежде всего из статьи 119 Конституции Российской Федерации, предусматривающей помимо общих положений о необходимых для замещения должности судьи минимальном возрасте, образовании и стаже работы по юридической профессии возможность введения федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Из этого следует, что федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые, так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О, от 2 февраля 2006 года N 37-О и от 12 июля 2006 года N 263-О).
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" положения статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" изложены в новой редакции. По смыслу оспариваемого заявителем подпункта 1 пункта 5 данной статьи в этой редакции, в стаж, необходимый для назначения на должность судьи, подлежит включению только время работы на соответствующих должностях, требующих высшего юридического образования.

Нормативное установление специального требования о наличии высшего юридического образования для целей исчисления рассматриваемого стажа направлено на обеспечение надлежащего уровня квалификации лиц, являющихся кандидатами на должность судьи, и относится к компетенции федерального законодателя. Оспариваемая норма Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает единое правило для всех кандидатов на должность судьи и не препятствует гражданину без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений реализовать право на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи при наличии требуемого стажа работы в области юриспруденции. Таким образом, оспариваемое законоположение само по себе конституционные права заявителя не нарушает.

Определение же того, соответствует ли заявитель требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2028-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбченко Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

Если честно, то лично я бы поставил перед обществом следующую дилемму:
- либо граждане, не имеющие юридического образования, не должны нести юридической ответственности за нарушение законодательства, поскольку, не имея юридического образования, они не способны понимать законодательство и, в силу такого непонимания, не могут быть судьями, прокурорами, нотариусами, адвокатами, представителями в судах;
- либо на любые должности, включая судейские, прокурорские, могут назначаться все граждане, независимо от того, имеют они юридическое образование или не имеют.

В противном случае мы получаем ситуацию, при которой:
- с одной стороны, гражданину запрещено быть судьёй, прокурором, нотариусом, адвокатом, представителем в суде, поскольку у него нет юридического образования. То есть, презюмируется, что человек без юридического образования не способен понимать законодательство;
- с другой стороны, граждане, не имеющие юридического образования и, в силу этого, не способные понимать законодательство, привлекаются налево и направо за те или иные нарушения законодательства.

Никакой логики в этом нет.

То же самое может быть и с начальником юридического отдела в какой-нибудь конторе или на госслужбе, или с собственником (руководителем) юридической конторы.

Довольно часто так и бывает, что начальники ни в зуб ногой в той сфере, которой руководят, ничего не делают, но формально - юристы (или доктора, или инженеры) со стажем.

Не в правиле дело , а в негласных критериях.

А по существу, представляется, что увеличение штата помощников -это сейчас насущная необходимость, и вакансии могли бы быть заполнены и из числа ИП

Система назначение судей центральной правительственной властью по конкурсу существует во Франции, а также в Италии и Испании.Для назначения помощником судьи или членом суда первой инстанции необходимо получить высшее юридическое образование и после трехлетней практической подготовки выдержать конкурсный экзамен -пять наиболее выдающихся кандидатов для немедленного назначения на должности помощников судей или членов суда первой инстанции. Прочие, выдержавшие экзамен, назначаются на места помощников судей с тем, что после двух лет занятий десять из них, внесенные в список достойных повышения, могут быть назначены членами суда или помощниками судей.

Читайте также: