В каких профессиях нужно внимание

Опубликовано: 17.05.2024

kb12_2015-profo_01

На человека постоянно воздействует масса различных раздражителей. Наше сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает.

Внимание – особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Это направленность и сосредоточенность нашего сознания (психики) на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В зависимости от характера объекта, на который направленно внимание, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание – внимание, направленное на внутренний мир самого человека, его мысли, чувства, переживания и т. д.

Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание требует волевых усилий, чтобы удерживать в течение определенного времени в поле зрения определенный предмет, сосредоточивать на каком-либо объекте свое внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, предмет сам обеспечивает внимание, заставляя на себя смотреть, слушать и т. д. Для многих видов деятельности очень важно развитие произвольного внимания.

Различают пять основных свойств внимания: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), объем, переключение, распределение.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от мышления и восприятия, является обязательным условием любой профессиональной деятельности. Внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на своем рабочем месте, к чистоте эксплуатируемого оборудования и т. д. Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития – общий порядок и неукоснительное выполнение всех правил учебной или производственной деятельности. Профессионально значимые свойства внимания – интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения – по-разному выступают в различных видах деятельности и в разных профессиях имеют разное значение.

Существуют профессии (сборщики, корректоры и др.), в которых требуется длительное и устойчивое внимание (и периодическая его концентрация) на одном или даже нескольких объектах в течение всего рабочего дня.

Большая группа профессий, связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы и т. д.), называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия внешнего мира. Согласитесь, трудно представить себе рассеянного водителя автомобиля или летчика, испытывающего трудности в концентрации внимания.

Едва ли в какой-либо другой профессии умение владеть вниманием играет такую важную роль, как в авиации. Из всех ошибок, совершаемых летчиками, большинство происходит из-за несовершенства владения вниманием. Полет требует от человека способности охватывать вниманием в единицу времени большое количество объектов, т. е. способности очень быстро переключать внимание при обязательном условии достаточной интенсивности и времени сосредоточения внимания на каждом из объектов, необходимых для точного восприятия. Условно это называют объемом внимания.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания во время трудовой деятельности необходимы почти постоянно, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся в психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т. д.

Большинство профессий не требует повышенного внимания. Однако с развитием техники в ряде современных профессий (например, в профессиях водителя и оператора) количество объектов, требующих обслуживания, увеличивается настолько, что один человек не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам.

kb12_2015-profo_02

Как управлять своим вниманием? Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения?

Развитие устойчивости внимания тесно связано с выраженностью волевых качеств человека. В книге «Закон Мерфи» Артура Блоха сказано: «необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься». Воспитание волевого внимания по сути сводится к воспитанию чувства ответственности и тренировке волевого усилия.

Приучайте себя любую работу выполнять внимательно, даже если она привычна для вас и легка. Помните: выполняя работу без внимания, мы воспитываем в себе невнимательность. Необходимо заставлять себя быть внимательным, учиться концентрировать свое внимание, даже если этого совсем не хочется, учиться делать внимание послушным. Например, нужно приучать себя в первую очередь выполнять те дела, которые хочется отложить «на потом»; выполнять неинтересную, но необходимую работу.

Верный путь развития внимания – приучать себя работать в самых разнообразных условиях (к примеру, в шумной и отвлекающей обстановке), стараться не замечать того, что мешает занятиям, не реагировать на посторонние раздражители. Это «закаляет», тренирует внимание.

Чтобы развить внимание, нужно тренироваться. Суть тренировок в том, чтобы в течение ограниченного времени методично, не отвлекаясь, выполнять определенное задание. Тренируйтесь в переключении внимания: сознательно и осмысленно перемещайте внимание с одного предмета на другой. Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.

Помните, если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом и профессиональном облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

kb12_2015-profo_03

Внимательность – способность человека длительное время пребывать в состоянии психологической и зрительной (слуховой) концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в людях, природе, искусстве, науке, в любом аспекте жизни.

Невнимательность характеризуется легкой отвлекаемостью, рассеянностью при слабом произвольном внимании, абсолютной неустойчивостью внимания, при котором человек все внимание направляет на один конкретный объект, не замечая ничего другого.

Помните, лучший способ формирования внимательности – это не позволять себе выполнять работу небрежно.

При всех преимуществах цифровой эпохи один из ее серьезных недостатков заключается в том, что мы постоянно отвлекаемся: нужно то поискать в Google, то проверить сообщения в WhatsApp, то добавить что-то в корзину в интернет-магазине. Последние исследования в области психологии показывают, что с ростом использования социальных медиа обостряется дефицит внимания, снижаются эмпатия и социальные навыки, a также усугубляются нарциссические черты личности и усиливается чувство неудовлетворенности жизнью.

Одно из направлений исследований, связанное с проблемой рассеянного внимания в цифровой среде, касается рабочей продуктивности. Согласно данным Google Trends, все больше людей задают в поисковой системе запрос «Как быть продуктивным», а значит, эта тема действительно волнует многих.

Но ошибочно было бы предполагать, что все мы в равной степени подвержены влиянию отвлекающих факторов. Исследования свидетельствуют, что склонность отвлекаться зависит от индивидуальных особенностей работы мозга и рассеянность (равно как и сосредоточенность) внимания – одна из черт личности.

Мы привыкли ценить сосредоточенность и умение надолго полностью погрузиться в работу и ни на что не отвлекаться, но и в рассеянности есть плюсы. Она усиливает любознательность и творческие качества: чем меньше вы отфильтровываете не относящуюся к делу информацию, тем более оригинальными и необычными будут ваши идеи.

К тому же, если человек не может примириться с рутиной, скучной и повторяющейся работой, это побуждает его искать новые и нетрадиционные пути, которые учат мыслить по-другому и видеть другие горизонты, обогащают социальный, интеллектуальный и жизненный опыт.

Хороший способ побороть негативное влияние отвлекающих факторов – найти работу с подходящим вашему складу количеством переключений. В конце концов, талантливый человек – это человек на своем месте, чья деятельность соответствует его природным качествам, наклонностям и привычкам.

Как работать, если ничего не успеваешь

Вот четыре профессии, в которых рассеянное внимание и склонность отвлекаться могут пригодиться. Если вы замечаете, что не можете долгое время фокусироваться на одной и той же задаче или проблеме, быстро находите решения и хотите большего разнообразия в повседневной работе, рассмотрите эти возможности.

1. Предприниматель

Немногие профессии задают такое же многообразие видов деятельности, как предпринимательство. Найти идею, затем ресурсы для ее воплощения, пообщаться с ключевыми выгодополучателями, вывести компанию на рынок и развить этот рынок – в мире бизнеса нет места скуке и рутине. Неудивительно, что метаанализ показывает высокий уровень «открытости новому опыту» среди предпринимателей. Они отличаются от руководителей и менеджеров большим любопытством, интересом к разнообразию и новизне, неприятием скучных, рутинных и предсказуемых задач. Также исследования показывают, что по сравнению с наемными сотрудниками у предпринимателей более широко развит диапазон навыков и компетенций.

2. Связи с общественностью и медиа

3. Консультант

Еще одна отличная карьерная возможность для тех, кто не терпит монотонности и рутины, – сфера консалтинга. Карьера здесь, как правило, только выигрывает от рассеянности внимания и открытости новому. Консультанту нужны знания и компетенции, однако гораздо важнее то, что консультант хочет узнать, чем то, что он уже знает. Успех в консалтинге сопутствует скорее универсальным, а не узким специалистам. И каждая новая задача в консалтинге – это изучение нового, знакомство с новым клиентом или получение нового опыта.

4. Журналист

Журналистика еще одно прибежище для людей с гиперактивным мышлением. Эта профессия зачастую совмещает в себе элементы трех вышеописанных: вам нужно уметь продать себя, как предпринимателю, быть открытым и оперативно реагировать на новости и события, а также уметь переключаться с одной темы на другую в поисках ответа на новые вопросы. Переключаясь, вы осваиваете что-то новое, и для вас более значимо не то, что вы уже знаете, а то, что можно еще узнать. Как верно подметил американский философ Эрик Хоффер, «во времена крутых перемен будущее принадлежит тем, кто способен учиться. Именно такие люди обычно оказываются способными выжить в мире, которого больше нет».

Об авторе: Томас Чаморро-Премузик – главный специалист по кадрам в ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете

Презентация на тему: " Профессиональное внимание Различные профессии требуют различного внимания. Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов." — Транскрипт:

3 Различные профессии требуют различного внимания. Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других. Внимание – это направленность сознания на определенный объект. Внимание – это направленность сознания на определенный объект.

4 Во внимании проявляется избирательность сознания. Во внимании проявляется избирательность сознания. Внимание – не самостоятельная форма психического отражения, а организация любых других его форм. Внимание – не самостоятельная форма психического отражения, а организация любых других его форм.

5 Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что так и было. Но вот в 1887г французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать одно стихотворение и в тоже время писать другое. Это уже достоверный факт. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить, что так и было. Но вот в 1887г французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать одно стихотворение и в тоже время писать другое. Это уже достоверный факт.

6 Летчик-инструктор, обучая курсанта аэроклуба выполнению взлета, должен научить его распределять, рассредотачивать внимание между многими процессами Летчик-инструктор, обучая курсанта аэроклуба выполнению взлета, должен научить его распределять, рассредотачивать внимание между многими процессами

7 Определение расстояния до земли Определение расстояния до земли Устранение кренов и сноса Устранение кренов и сноса Выдерживание направления Выдерживание направления Определение на слух работу мотора Определение на слух работу мотора Инструктору при этом приходиться оценивать качество работы курсанта каждого их элементов взлета. Инструктору при этом приходиться оценивать качество работы курсанта каждого их элементов взлета.

8 Распределение внимания – это качество его, проявляющееся при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Распределение внимания – это качество его, проявляющееся при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Устойчивость внимания – это длительное удержание его на чем-либо, сопротивляемость внимания утомлению и отвлечению. Устойчивость внимания – это длительное удержание его на чем-либо, сопротивляемость внимания утомлению и отвлечению.

9 Очень сосредоточенного внимания требует профессия часовщика. Очень сосредоточенного внимания требует профессия часовщика. Еще более оно концентрировано у дежурного, который наблюдает за экраном и приборами современного предприятия. Еще более оно концентрировано у дежурного, который наблюдает за экраном и приборами современного предприятия.

10 У машиниста локомотива, шофера, дирижера внимание широко распределенное и быстро переключаемое. У машиниста локомотива, шофера, дирижера внимание широко распределенное и быстро переключаемое.

11 Внимание врача, ведущего прием, или педагога требует не столь частых, но зато более глубоких переключений. Внимание врача, ведущего прием, или педагога требует не столь частых, но зато более глубоких переключений.

12 Автоматизация производства и сельского хозяйства повышает роль так называемых наблюдательных профессий. Автоматизация производства и сельского хозяйства повышает роль так называемых наблюдательных профессий.

13 Конечно, молодой музыкант должен несколько иначе развивать свое внимание, чем молодой шофер или чертежник. Конечно, молодой музыкант должен несколько иначе развивать свое внимание, чем молодой шофер или чертежник. Но есть правила общие для многих. Но есть правила общие для многих.

14 . Приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях – вот верный путь формирования внимания Приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях – вот верный путь формирования внимания

15 Следует учиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражателям. Следует учиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражателям.

16 Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств: надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств: надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий.

17 Лучший способ стать внимательным – это никогда не позволять себе выполнять любую работу невнимательно! Лучший способ стать внимательным – это никогда не позволять себе выполнять любую работу невнимательно!

Распределение внимания - это способность одновременно успешно выполнять две или более различные деятельности.

Умение распределять внимание необходимо учителю, ученику на уроке, водителю автомобиля, дирижёру, лётчику и др.

Две работы могут успешно выполняться только в том случае, если одна из них или обе привычны, не требует концентрации внимания, контроля сознания.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны.

Младшие школьники плохо распределяют внимание. Поэтому не следует отвлекать внимание ребёнка при выполнении задания, заставлять выполнять несколько дел одновременно. Но постепенно школьника надо приучать к распределению внимания.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Ф.О. - перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.

Переключение внимания требует волевых усилий. Поэтому школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной.

Переключение внимания полезно при утомлении и однообразной работе.

Внимание легче переключать от менее важного к более значительному.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности (при переходе от одного объекта, одного действия к другому внутри определенной деятельности), либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха (когда предыдущая работа уже утомила человека). В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объектов или операций, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно не должно быть слишком частым -- это может иметь отрицательные последствия.

Выделяют ряд показателей переключения внимания. Это прежде всего время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой; производительность, или продуктивность, работы (объем ее или время выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество, точность работы (ее безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением). Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Изменение направленности при неполном переключении не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для успешного выполнения новой деятельности, решения новой задачи. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. Поэтому при организации внимания учащихся на уроке необходимо учитывать, как время переключения, так и особенности выполнения работы после переключения внимания. В случаях, когда быстрота переключения сочетается с его незавершенностью, необходимо подчинить новую деятельность новым задачам и требованиям.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности. Так, показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной. Успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит и от того, насколько интенсивно было привлечено внимание к предыдущей деятельности. При глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом. Протекание переключения во многом определяется значимостью цели новой деятельности для личности, ее ясностью и четкостью.

Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий. Предполагается, что индивидуально-типические особенности переключения внимания связаны с особенностями подвижности нервных процессов. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем упражнения.

Многие современные профессии, к которым готовит старшеклассников школа, предъявляют высокие требования именно к переключаемости внимания. Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания учащихся обусловлена особенностями протекания самого учебного процесса: сменой различных учебных предметов в течение школьного дня, последовательностью этапов изучения материала на уроках, что предполагает смену видов и форм активности учащихся. Рациональное переключение внимания имеет важное значение и с точки зрения гигиены умственного труда, является одним из важных условий поддержания необходимого уровня работоспособности.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение. Под отвлечением понимают непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В “помехоустойчивости”, т.е. способности индивида работать сосредоточенно в условиях действия отвлекающих раздражителей, имеются значительные индивидуальные различия. Эти различия связаны, как предполагается, с силой нервной системы. Так, у лиц с сильной нервной системой при выполнении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность деятельности может даже несколько повышаться. При слабой нервной системе воздействие отвлекающих раздражителей при прочих равных условиях (отношение к деятельности, мотивы и т.д.) может привести к ухудшению показателей деятельности.

Распределение внимания -- свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания -- одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда. Оно требуется в работе операторов, рабочих-многостаночников, водителей транспорта и т.д. Например, оператор, управляющий движущимися объектами, должен наблюдать за показаниями приборов и в то же время следить за меняющейся обстановкой, осуществлять операции контроля и управления.

Важное значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагировать на отвлечение учащихся, на нарушение ими дисциплины. Распределение внимания необходимо учителю и при опросе учащихся, когда важно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зрения весь класс. Умение распределять внимание в педагогической деятельности в значительной степени определяется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой становится практически невозможным. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. При их совмещении продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, оно может быть развито путем упражнения и накопления соответствующих навыков.

К числу свойств внимания относится его объем, определяемый количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в интервале времени 0,07 -- 0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5 -- 7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Так, при предъявлении осмысленного текста легко схватываются 14-буквенные слова. Вместе с тем, схватывая объект в целом, субъект восприятия именно поэтому может не замечать в нем ошибок. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

В трудовой деятельности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве. Переключение может переходить в распределение, акт распределения дополняться и заменяться быстрым переключением. Границы между объемом, распределением и переключением практически неуловимы, они являются сторонами единого акта внимания.

Восприятие – процесс познания окружающего мира при помощи органов чувств (Е. Н. Николаева, 2001).

Сенсорная деятельность может различаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии, связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного нахождения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности моторной деятельности

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом. По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно: в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны, ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи-мотористки и другие профессии станочников (Иванова Е.М., 1987).

Профессиональные особенности внимания.

Внимание – это способность мозга ограничить круг объектов и явлений, с которыми человек имеет дело в процессе познания и интеллектуальной деятельности, для повышения эффективности взаимодействия с ними и улучшения качества переработки поступающей информации (Е. Н. Николаева, 2001).

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. К характеристикам внимания относят селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Селективность , или избирательность, внимания характеризует его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности.

Объем внимания измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий.

Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания или «бдительности».

Переключение внимания – возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому (Данилова Н. Н., 1998).

В разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требуют все время распределять внимание и переключать его с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно, то концентрировать внимание, то переключать его (Иванова Е.М., 1987).

Профессиональные особенности памяти.

Память — одно из основных свойств нервной системы, выража­ющееся в способности длительное время хранить информацию о со­бытиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. При изучении памя­ти важен механизм хранения и использования знаний.

Память человека включает четыре характеристики — запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, который влияет на последующее восприятие.

В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды. Выделяют несколько типов памяти:

Ÿ Иконическая память удерживает точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств, то есть образ предмета. Длительность хранения образа 0,1-0,5 с. Емкость ее ограничена 3-5 элементами. Этот тип памяти связывают с последействием в периферических и центральных звеньях, связанным с разложением зрительного пигмента.

Ÿ Кратковременная, оперативная, память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отображение, емкость ее — 7±2 предъявляемых элемента. Длительность сохранения сле­дов от 5 до 60 с. Запоминание связано с повторением.

Ÿ Долговременная память удерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни.

Переход от кратковременной к долговременной памяти — это преобразование процесса получения информации в процесс ее сохранения.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Большая нагрузка на память требуется при обучении, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, которые прекрасно освоили станок, не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии, в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например: в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке (Иванова Е.М., 1987).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Читайте также: