Чем глубже разделение труда тем больше появляется новых профессий полагал

Опубликовано: 17.05.2024

Тест по предмету: Социология

Наименование работы: Ответы на экзаменационные тесты по социологии

Просмотрели: 5637 раз(а).

Скачали: 5603 раз(а).

Дата добавления работы:

Автор(ы) работы: Наташа

Формат файла: Документ Word

Размер rar архива: 31,776 кБайт

Язык работы: Русский

Пароль к архиву: 6T4682

Содержание, краткий фрагмент тестов "Ответы на экзаменационные тесты по социологии":

1. Первым в истории трудом по общей социологии считают:
б) “Курс позитивной социологии”
2. Этот человек прославился как основатель социологии:
б) О. Конт
3. О влиянии географических и климатических факторов на “дух народов” писал:
б) Монтескьё
4. Какой закон, по мнению О. Конта, лежит в основе прогресса общества:
б) закон трех стадий нтеллектуальной эволюции человечества
5. Этот социолог на семь лет раньше Ч. Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире:
а) Г. Спенсер
6.Г. Спенсер ввел в научный оборот следующий термин:
а) социальный институт
7. Г. Спенсер придавал особое значение некоему социальному институту:
а) социального контроля
8. Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связи между религией и капитализмом:
а) М. Вебер
9.Этот американский социолог использовал театр как метафору для описания интеракции при помощи понятия “управление своими впечатлениями”:
б) Дж. Мид
10. Представители этого направления утверждают, что человек реагирует не столько на стимулы, сколько на значения и символы:
б) символический интеракционизм
11. Этот американский социолог разработал теорию этнометодологии:
а) Г. Гарфинкель
12. Он выделил в структуре личности три компонента: Оно, Я и Сверх-Я:
б) З. Фрейд
13. Этот социолог считал, что уровень солидарности социальной группы, влияет на уровень самоубийств:
б) Э. Дюркгейм
14. Этот социолог главным для развития общества считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата:
б) К. Маркс
15. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий, полагал:
б) К. Маркс
16. Естественное состояние догражданского общества, по Т. Гоббсу, характеризуется как:
б) война всех против всех
17.Этот социолог считал, что главной задачей социологии является понимание смысла и значений социальных человеческих действий:
б) М. Вебер
18. Для него общество это процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия являются мода, соревнование, конфликт и т.д.:
а) Г. Зиммель
19. “Идеальный тип” – метод исследования предложенный:
б) М. Вебером
20. Англия – пример органической модернизации, Россия – неорганической, по мнению:
а) Г. Спенсера
21. Он предлагал опираться на социальны факты и изучать их статистически, утверждая, что именно они являются “элементами социальной реальности и их совокупность есть общество”:
б) Э. Дюркгейм
22. Его учение состоит из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества:
б) О. Конта
23. Этот ученый считал, что причина социального поведения человека во врожденных гормических инстинктах:
б) У. Мак-Дугалл
24.Он рассматривает цивилизацию как продукт интеллектуальной, творческой элиты, которая в современных условиях оттесняется толпой:
а) Г. Лебон
25. Исходным пунктом социальной теории, по его мнению, является закон “подражательности”:
а) Г. Тарда
26. Этот американский социолог считается автором теории социального обмена:
б) Дж. Хоманс
27. Кто из русских социологов отрицал позитивистскую линейно-эволюционную концепцию истории:
а) Н.Я. Данилевский
28. Способность к кооперации у людей развивается под воздействием среды, а точнее водного фактора, считал:
а) Л.И. Мечников
29.Этот социолог считал личность единственным активным элементом общества, а условием развития общества является мораль:
б) Н.К. Михайловский
30. Этот русский социолог обосновал законность женской эмансипации:
а) В.М. Хвостов;
31.Социология указывает на постоянное в историческом процессе считал:
а) Н.И. Кареев
32. Кому принадлежат эти слова: “Скажите каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир”. а) Н.К. Михайловский
33. Этот социолог раскрыл роль позитивных и негативных санкций в осуществлении социального контроля: а) П.А. Сорокин
34. В объяснении причин прогресса решающую роль отводил биосоциальному фактору – росту населения, его объему и плотности:
а) М.М. Ковалевский
35. М.М. Ковалевский назвал социологию:
б) генетическая социология;
36. Е. де Роберти считал, что социология необходима для:
а) оптимизации процессов управления поведением людей
37. В какую историческую эпоху понятие общество и государство не различали и употребляли их в качестве синонимов:
б) античности
38. Вначале социологию называли:
а) социальной физикой;
39. Первая кафедра социологии в России открылась:
в) в Психо - неврологическом институте.

40. Это направление изучает деятельность людей в малых социальных группах, фиксирует внимание на мотивах поведения:
а) символический интеракционизм
41. В традиции современной русской социологии преобладает подход, выделяющий в качестве ключевой категории социологического анализа категорию:
а) социальная общность
42. Представители этих направлений считали “социальное” разновидностью законов природы:
а) натурализм
43. Это направление связывает деление общества на классы с разделением труда:
б) марксизм
44.Социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом, что им хочется делать то, что они делают, - так считает:
а) Э. Фромм
45. Социологическая парадигма, исследующая способ классификации людьми окружающего мира, чтобы придать смысл социальной жизни называется:
б) этнометодология;
46.Установите наличие преемственности между социологическими системами теория эволюционизма Г. Спенсера:
а) структурный функционализм Т. Парсонса;
47.Установите наличие преемственности между социологическими системами символический интеракционизм и:
а) понимающая социология
48. Кто является основоположником социально - философской теории об общественно - экономических формациях, классовой борьбе и социальной революции:
в) К. Маркс
49. В споре с каким социологическим направлением сформировались теории социального конфликта:
а) эволюционизма
50. Социология - это наука
а) об обществе
52. “Идеальный тип” представляет собой:
в) идеально-типическое, включающее все элементы реального социального факта
101

Тэги: тесты по социологии к экзамену и зачету. ответы к тестам по социологии

Полагаясь на понятие социальной солидарности, Э. Дюркгейм построил одну из самых плодотворных теорий развития общества в мировой социоло­гии 4 . От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологическое. Общество, по Дюркгейму, это особая реальность, не сводимая к сумме составляющих его элементов, а позже он говорил об об­ществе как о боге, превосходящем по моральной и материальной силе инди­вида и навязывающем ему определенное поведение и мышление.

В книге «О разделении общественного труда» 5 Дюркгейм изложил также теорию строения и эволюции общества. Согласно Дюркгейму, развитие че-

1юркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 98.

Тодробнее см.: Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1991. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900; Дюркгейм Э. О разделении обше-твенного труда. Метод социологии. М, 1991; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // !ападноевропейская социология XIX — начала XX века. М., 1996. С. 256-309.

ловеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (д0 индустриальное общество); органической солидарности (часть доиндустпы ального и все индустриальное общество).


Рис. 18. Теория механической и органической солидарности Дюркгейма

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности. личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба допол­няют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделе­ния труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

В зрелых обществах гарантия личности — это не просто словесное при­знание прав и свобод человека, автономности сознания, но прежде всего признание самостоятельной сферы действия за индивидом 6 . Разумеется, сте­пень свободы личности от коллектива точно измерить нельзя, она величина условная. Даже в своих профессиональных занятиях, выступая членом той или иной организации, «мы согласуемся с обычаями, навыками, которые нам общи со всей нашей корпорацией. Но в этом случае испытываемое нами иго менее тяжело, чем когда все общество давит на нас. » 7 .

Если трудовая организация, обладающая своей непохожей на общество корпоративной моралью, служит своего рода мостом между индивидом и обществом, то ее социальную функцию трудно переоценить. Она — свое­образный стабилизатор напряжения. Коллектив давит не прямо на инди-

6 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 103.

видов, выравнивая их по единому стандарту, насилуя индивидуальное в человеке, а опосредованно, через организации. Организации защищают личность от насилия коллектива. Стало быть, чем разнообразнее индиви­ды в обществе, тем более разнообразными должны быть и трудовые орга­низации, их объединяющие. Значит, отношения между организациями и в обществе в целом постепенно становятся все более терпимыми, демокра­тичными. От выигрыша частей целое не проигрывает. Напротив, солидар­ность в таком обществе обретает новое качество. «Каждый орган. имеет тут свою особую физиономию, свою автономию, и, однако, единство организ-матем больше, чем явнее эта индивидуализация частей. На основании этой аналогии мы предлагаем назвать органической солидарность, происходя­щую от разделения труда»**.

По мере дальнейшего разделения труда границы между профессиями стираются, их различия становятся все менее выпуклыми. Зато разнооб­разие внутри профессий усиливается. Возрастает и количество профес­сий 9 , разнообразнее специализация индивидов, выполняемые ими фун­кции. Поэтому более сложными и дифференцированными становятся трудовые организации, основывающиеся не на сходстве, а на разнооб­разии функций.




Солидарность на сходстве, убежден Дюркгейм, слабее солидарности на разнообразии. Если коллектив удовлетворяет какую-то одну социальную потребность индивида, например в защите, то индивид имеет только одну точку соприкосновения с коллективом. Такая односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать. Поэтому в примитивных обще­ствах члены какой-то группы легко входили в нее и легко уходили. Дюрк­гейм в качестве примера называет калмыков и монголов, но и русские крес­тьяне легко покидали своего хозяина — помещика (во всяком случае, до се­редины XVII в.), когда он начинал сильно притеснять их. Они уходили на свободные земли юго-западной части России и Сибири, основывая новые поселения и трудовые организации (в результате сформировалось донское казачество и начиналась колонизация Сибири).

В низших обществах при незначительном разделении труда социальные связи были не так прочны, как в современном обществе с развитым разделе­нием труда. Римляне с легкостью раздавали права гражданства покоренным племенам, взятые в плен могли легко инкорпорироваться в новое общество, хотя бы через усыновление. В нынешних обществах процесс гражданской ас­симиляции — натурализация — очень сложен и длителен (например, в США).

Чем стереотипнее коллективное сознание, проще обычаи и верования, тем менее развита личность. Наоборот, чем сложнее и неопределеннее правила поведения, тем больше требуется индивидуальной рефлексии, чтобы общие нормы применить к частным случаям. С прогрессом общества средняя сте­пень интенсивности и определенности коллективного сознания, согласно Дюркгейму, убывает 10 . Ранее коллективное сознание регулировало все сфе­ры социальной жизни, а впоследствии — все меньшую и меньшую их часть. Если на ранних стадиях авторитет главы семейства почитался общественным

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 108.

10 Там же. С. 121.

долгом, то уже в Древнем Риме уважение к отцу стало частным делом кадого; общество в целом это уже не интересовало. ^

Выйдя из-под коллективного контроля, семейная жизнь изменяладома к дому; семейные чувства потеряли свое однообразие и определенное ° Т полагает Дюркгейм. Из коллективной жизни постепенно выделяется но/^'сфера — частная жизнь. В развитом современном обществе неприкоснове^ 4 ность частной жизни гарантируется всеми его институтами. Напротив^менее развитых обществах, особенно тоталитарных, частная жизнь инцш В дов не защищена от насилия со стороны коллектива. "

В простых обществах регламентированы все стороны экономической социальной жизни. Дюркгейм ссылается при этом на Фюстеля де Куланжч который писал, что прежде государство сохраняло свою тиранию до мепо чей. «Одежда обыкновенно утверждалась неизменно законами каждой общи­ны: законодательство Спарты регулировало прическу женщин, а афинское запрещало им приданое больше трех платьев. В Родосе закон запрещай брить бороду. В Спарте, наоборот, он требовал, чтобы брили усы»". Вместе с тем при излишней регламентации бытовых мелочей архаическое законодатель­ство было не способно решить более важные вопросы. Например, редко где однозначно соответствующим определением разделялись проступок и пре­ступление. Все это предоставляло огромный простор личному мнению су­дей и произволу правителей. Допустим, в Афинах малейшее нарушение ре­лигиозных ритуалов квалифицировалось не как проступок, а как преступле­ние, наказываемое смертью.

Из современной истории можно привести в пример репрессивный закон 1941 г., согласно которому за 20-минутное опоздание советского рабочего или служащего могли сослать в лагерь на 10 лет. Фактически для многих эта мера была равнозначна смертной казни. Подобные случаи, а их можно привести множество, свидетельствуют о сохранении коллективного контроля, приняв­шего жестко репрессивные формы, даже в таком прогрессивном строе, ка­ким мы считали социализм. По существу сталинский его этап знаменует не что иное, как регрессивное возвращение к примитивным фазам коллектив­ной жизни, давно уже пройденным человечеством.

В обществах, где частная жизнь не отделена от коллективной, ее автоно­мия и самостоятельность не гарантированы, авторитет общего сознания но­сит принудительный характер. Нередко этот авторитет приобретает атрибу­тику религиозного преклонения, хотя по своему содержанию он является светским, а именно идеологическим.

Для того чтобы увеличилась свобода личности, полагает Дюркгейм, не­достаточно, чтобы индивидуальное сознание стало более зрелым. Нужно, чтобы оно увеличилось более чем общее сознание, чтобы оно освободилось от его ига, его абсолютной и превосходящей власти 12 . Иными словами, дол­жны расшириться социальные функции индивида, его удельный вес отно­сительно социального целого.

Итак, по Дюркгейму, цивилизация развивается в сторону сокращения тирании коллективного сознания и возрастания суверенитета индивидуаль­ного. Исходной клеточкой, или «социальной протоплазмой», всеобщего кол-

1 ' Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 127. 12 Там же. С. 133.

лективизма служила орда. Это идеальный тип (Дюркгейм применяет чисто веберовское понятие) механической солидарности, исключительного сход­ства индивидов во всем.

Совершенный образец такой социальной организации можно найти у индейцев Северной Америки. Все взрослые обоих полов ирокезского племени равны между собой. Даже родство, говорит Дюркгейм, здесь еще не органи­зовано, «ибо нельзя дать этого имени распределению масс по поколениям» и . В понятие «организация» Дюркгейм, видимо, вкладывает наличие кровно­родственной связи людей, механизма распределения и закрепления соци­альных функций между ними.

Обширный естественный коллектив — орда — распадается на частные сегменты. Это первобытная семья, т.е. сообщество единокровных родствен­ников. Подобный сегмент социального целого французский социолог назы­вает кланом. Социальные чувства, объединяющие людей в такую ячейку, — коллективная месть, коллективная ответственность и взаимное наследова­ние собственности. По существу первобытный клан отличается и от совре­менного клана, и от собственно семьи, ибо представляет достаточно много­численный ареал — до нескольких тысяч человек.

Внутренняя организация клана (Дюркгейм называет ее политико-фамиль­ной) еще достаточно слабая. Каждый взрослый держится по отношению к вождю совершенно независимо, влияние каждого основано наличных зас­лугах, межличностные отношения строятся на взаимном доверии и терпе­нии. Каждый клан, иногда это отдельное поселение, ведет свое происхож­дение от одного предка. В принципе еще никто не отличает себя от других как самостоятельную личность. Существует только одна коллективная лич­ность и общая собственность. Такой тип неразвитых межличностных и соб­ственнических отношений, где индивид поглощен группой, Дюркгейм на­зывает коммунизмом 14 .

Он отличается от предшествующего этапа тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей, а именно, О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а два других (Э. Дюркгейм и М. Вебер) — продвинутую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798—1857), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт совершил поистинекоперниканский переворот в социологии, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид— почти ничто, а точнее абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связаннаяконсенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из двух частей —социальной статики, описывающей законы существования, исоциальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Карл Маркс (1818—1883) куда более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу своих детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателемтеории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придаваланомалиям, т. е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917), как и О. Конт, был французом. Но, в отличие от последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически.Подсоциальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению, наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считалсоциальную солидарность,а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т. е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — формасоциального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных намеханической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном наорганической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Макс Вебер (1864—1920) — соотечественник К. Маркса — жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Веберпревыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид, обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» — собирательные понятия. Мы говорим о «капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений.Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел ктеории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Сделаем выводы: развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Конечно, и общество в их время стало намного богаче и сложнее. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.

Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю социологии и остановились у самого порога ее современного этапа. Но мы переступим его в следующих разделах книги, ибо вся она посвящена тем понятиям, методам и концепциям, которые созданы социологами XX века.

22. Как называется социальное действие, по классификации М. Вебера, ориентированное на успех?

Ответ: цели рациональным.

23. Назовите два необходимых признака, характеризующие социальное действие по М. Веберу?

Ответ: Поведение, действие.

24. Основоположником какого направления в социологии принято считать О. Конта?

Ответ: Научной позитивизм.

25. Дайте определение категории «Общество»?

Ответ: исторически развившаяся совокупность людей, жизнедеятельность которых направлена на удовлетворение своих духовных и материальных потребностей

26. Дайте определение категории «Община»?

Ответ: совокупность людей, имеющих общее постоянное место жительства, зависящих друг от друга в повседневной жизни и осуществляющих многие виды деятельности ради удовлетворения общих экономических и социальных потребностей

27. Дайте определение категории социальный институт?

Ответ: объединение людей. Которые выполняют определенные социально значимые функции, призванные удовлетворять важные потребности общественного или личного характера

28. Какой категорией в социологии описывают процессе становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок и образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе?

Ответ: Экстериоризация.

29.Как в социологии называют процесс усвоения новых ролей, ценностей и установок на каждом этапе жизни?

Ответ: Ресоциализация

30. Какой термин используют социологи для описания процесса, противоположного социализации, означающего утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм поведения, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы? Ответ: Десоциализация

31. Как называют процесс превращения внешних реальных действий, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе норм, ценностей, установок и пр?

Ответ: Интернализация (интериоризацией)

32. Как называют процесс, в результате которого внутренняя жизнь человека получает внешне выраженную знаковую и социальную форму своего существования?

Ответ: Экстериоризация

33. Как называют ситуацию в обществе, характеризующуюся распадом норм регулирующих социальное взаимодействие (ценностный вакуум) ?

Ответ: Аномия

34. Как социологи называют реакцию на аномию, предполагающую отрицание общественных целей и средств их достижения?

Ответ: Ретреатизм

35. Как называют тип личности, появляющийся в то время и в том месте, где из конфликта культур начинают появляться новые сообщества: человек, находящийся на границе различных социальных групп, испытывающий влияние их норм и ценностей, зачастую противоречащих друг к другу?

Ответ: Маргинал

36.В каком веке впервые появилось понятие «инженер» -

Ответ: в 16 в

37.В какой стране термин инженер впервые стал употребляться?-

Ответ: в Голландии

38.Специалистов какого профиля первоначально называли инженерами –

Ответ: кто управлял военными машинами

39. От какого понятия происходит слово "Инженер"

Ответ: Творить, создавать.

40. В какой стране понятие инженера утвердилось как звание ученого-строителя –

Ответ: Франция

41.Какому американскому исследователю и инженеру принадлежит работа «Система кусочных расценок», 1895 г – Ответ: Тейлор

42.Какую систему повышения эффективности трудового процесса выработал Тейлор –

Ответ: детализации

43. Кто впервые стал применять методы стандартизации и типизации на своих заводах?

Ответ: Форд

44. Кто создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые вписывали человека?

Ответ: Форд

45. Кто из ученых предполагал, что автоматизация выгодна для работников поскольку она устраняет неприятные и сохраняет более интересные аспекты работы, требующие от них определенной квалификации, свободы действий и способности принимать решения?

Ответ: Блаунер

46. Как называется концепция абсолютизирующая некоторые черты научно-технической революции и предпринимающая попытку доказать, что новая технология и электроника являются решающим фактором социального прогресса?

Ответ: теория технотрон общества

47. Способность системы функционировать, воспроизведя свою структуру, поддерживающая свое равновесие:

Ответ: стабильность

48. Кто первым разделил человеческие потребности по степени очередности при этом отмечая что потребности удовлетворенные перестают быть активными стимуляторами?

Ответ: Маслоу

49. На какие два типа Маслоу делил пирамиду потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, социальной причастности, признании и уважении, потребность в самосовершенствовании?

Ответ: базисные и производственные

50. На чем должно основываться социальное управление по Мэйо Ответ: на достижениях социальной инженерии

51. С внедрением какого метода в практику социологических исследований связывает формирование индустриальной социологии?

Ответ: Экспериментальный

52. Метод позволяющий выяснить социальный индекс популярности каждого члена группы, выделить формального, эмоционального и организационного лидера, изгоя и пр

Ответ: Социометрии

53. Дайте определение социальному взаимодействию.

Ответ: Социальное действие

54. Появление категории «неформальные группы» тесно связано с Ответ: Мейо

55. Появление категории «человеческий фактор» тесно связано с

Ответ:Мейо

56. Социальная мобильность —

Ответ: изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальнойструктуре (социальной позиции), перемещение из одногосоциального слоя (класса, группы) в другой (вертикальнаямобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

57. Каким термином пользуются социологи, чтобы выразить состояние дел в трудовом коллективе, в условиях когда рабочие не имеют представления о том, что они именно делают: для чего служат те или иные детали и пр.

Ответ: Десперитоолизация

58.Что такое социализация индивида.

59. Как называют ускорение научно- технического прогресса, проявляющаяся в росте количества инноваций на единицу времени?

Ответ:Акселерация

60. Как называют заказные социологические исследования, направленные на решение практических задач?

Ответ: Прикладное

61. Науку, занимающуюся изучением влияния на эффективность труда таких составляющих как дизайн помещения, освещения, отопление, влажность, вентиляция , шумы, вибрация, окраска и пр. называют человеческой инженерией. Какое еще название имеет данная наука?

Ответ:Эргоэкономика

62. Требование обеспечения обеспечение инженерам- управленцам возможности находить наилучшие технические, экономические и организационные решения производственных проблем называют?

Ответ:Оптимальные

63. Назовите тип руководства, при котором руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен на их лояльность и послушание, иначе говоря, проявляют «отеческую опеку»?

Ответ: Патернализм

64. Как называют стиль руководства направленного на разумное сочетание административных методов с широким использованием творчества подчиненных

ответ: коллегиальный

65. Какой из перечисленных стилей руководства характеризуется тем, что руководитель по существу передает свои полномочия подчиненным, формулируя стоящие перед коллективом задачи в самом общем виде?

ответ: Либеральный

66. Какой из перечисленных стилей руководства характеризуется стремлением руководителя к жестокому единоначалию?

Ответ: Авторитарный

67. Какие виды труда относят к основным в социологии труда

Ответ: Ручной , механизированный, автоматизированный

68. Дайте определение абстрактного труда:

Ответ: Абстрактный труд - специфическая социально- экономическая форма труда при товарном производстве и развитом общественном разделении труда, в которой выражается общественный характер труда

69. К категории «белых воротничков» относят людей, занятых

ответ: Умственным трудом

70. К категории «синих воротничков» относят людей. Занятых

ответ: Физическим трудом

71. Под чьим руководством и в каком году была организована первая группа социологических исследований в Казахском политехническом институте, преобразованная затем в отраслевую лабораторию комплексных социально- экономических исследований?

Ответ: Сыдыков в 70 гг.

72. Где находится самый крупный научный центр по изучению проблем индустриальной социологии и вопросов связанных с техническим прогрессом?

Ответ:Германия

73. концепцию общественно экономической формации разработали?

Ответ: К. Марксом и Ф. Энгельсом.

74. Как называют одноразовое исследование, позволяющее получить информацию о состоянии и характеристиках какого- либо явления в момент его изучения? Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы «моментальный срез», но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Ответ:Точечное

75. Как называют повторное исследование, ориентированное на выявление динамики изучаемого объекта? В зависимости от цели сбор интересующей повторной информации может осуществляться в несколько этапов, а временной интервал между исследованиями может быть различным, так как разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой.

Ответ: Трендовое

76. Самым распространенным методом сбора первичной социологической информации является:

Ответ: Опрос

77. Как называют человека, который участвует в опросе и призван отвечать на вопросы анкеты?

Ответ: Респондент

78. Как называют исследование, цель которого повысить надежность и качество разработанного инструментария.

79. С чего начинается любое социологическое исследование.

Ответ: Стратегического плана

80. Какой из нижеперечисленных нормативов составления анкеты, показывает насколько разумно выбрана данная форма инструмента для измерения той или иной характеристики.

81. С какого раздела начинают составлять программу

Ответ: Определение проблемы ситуации

82. Автор теории “идеальный тип”:

83. Как называются первые вопросы в анкете, цель которых

заинтересовать опрашиваемого, облегчить включение в процесс

84. Как называется вопрос-кафетерий, в котором предлагается выбор

Ответ: Закрытый Вопрос

85.вопросы, в которых респонденты высказываются в свободной форме называют

Ответы:открытые вопросы

86. как называется альтернативный вопрос, предлагающий выбор одного из двух

Ответ: дихотомический

87. как называются вопросы с преамбулой,которые служат для перехода от одного тематического блока вопросов к другому

Ответ: буферные

88.что является предмет социологии

Ответ:общество

89.как в социологии называют эффект при котором проявляется психологическая ригидность индивида,что,несомненно требует установления

Ответ: галоэффект

90.кто ввел научный оборот понятие «социальное действие»

Ответ:Вебер

91. в случаях,когда необходимо проанализировать обширный по объему(газеты,кинофильмы,теле и радиопередачи) используют формализованный метод исследования содержания социологической информации посредством выявленияустойчиво повторяющихся смысловых единиц текста(название,понятий,имен,суждений и тд.)

Ответ: социометрия
93 как называют наблюдение осуществляемое «изнутри» исследуемой совокупности людей:

Ответ: включенное
94 как называется ошибка, которую выделил Гилфорд у наблюдателей, склонных судить о наблюдаемых, исходя из своих собственных черт и стандартов поведения:

Ответ: ошибка контраста
95 Как называют ведущего, который проводит фокус-группое интервью:

Ответ: модератор
96 Перемещение индивида, социальной группы, влекущие изменение их социального статуса, можно отнести к

Ответ: вертикальной мобильности
97 как называют человека, который облегчает/направляет беседу участников открытых групповых дискуссий:

Ответ: фасилитатор
98 труд по Карлу Марксу – это процесс:

Ответ: между человеком и природой

99.Важным этапом в развитии социологических исследований в Казахской ССР было: социальное планирование на промышленных предприятиях

100.Как называют требование получения одних и тех же результатов при многократном использовании данного метода или методик, которое соблюдают для повышения общего уровня надежности первичной социальной информации: стабильность

101.Какой закон, по мнению О конта лежит в основе прогресса общества: Закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества

102.Какой термин Г Спенсер ввел в научный оборот: социальный институт

103.Какому социальному институту Спенсер придавал особое значение: Социального контроля

104.Кто из социологов считает что уровень солидарности соцруппы влияет на уровень самоубийств:Э.Дюркейм

105.Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий, полагал: К. Маркс

106. Как называется процесс постепенного слияния человека или группы с новой для них этнической средой? ассимиляция

107.Где раньше всего началось развитие социологической мысли?Ответ: в Европе

108. Где социологические исследования сразу стали проводить как прикладные ?

Ответ: в США

109 Как называется процесс распространения городской системы расселения, сокращение удельного веса сельских жителей ?

Ответ: урбанизация

110. по месту проведения наблюдения основным, выделают?

Ответ:полевые(эксперименты, осуществляемые в естественных условиях);

· лабораторные (в искусственно созданной обстановке со строго нормированными параметрами);

· смешанные (комбинированные) эксперименты

111. Какой метод исследования общества, с точки зрения О. Конта, является основным;

Ответ: наблюдение

112. Кто из социологов классического периода считал, что социология есть наука о социальных фактах – идеях , нормах, ценностях вырабатываемых коллективным сознанием?

Ответ: A. Э. Дюркгейм.

113. П. А. Сорокин явился автором следующих концепций:

Ответ: социальной стратификации и мобильности.

114. Социальная сфера жизни общества представляет собой область:

Ответ: взаимодействия социальных сил.

115. Какого вида социальной мобильности не существует?

Ответ: горизонтальной восходящей.

116. Кто первым применил термин «Социология»?

Ответ: Огюст Конт(1839г.)

117. Первыми специальными трудами по социологии являются:

Ответ: «Курс позитивной философии» в шести томах (1830—1842), «Система позитивной политики» в четырёх томах (1851—1854) О. Конта

118. Чем объяснил Абай причину социальной несправедливости в обществе?

Ответ: разделением общества на богатых и бедных и противоречием их интересов

119. Назовите данное Абаем определение социальной роли науки:

Ответ: наука дает человеку свет, показывает путь выхода из невежества

120. Идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии, стал:

Ответ.Прагматизм

121. Деятельность социолога ограничивается разработкой социальных проектов и программ на заказ без теоретических разработок в концепции и представляется в социологии как:

В экономической науке со времен Адама Смита разделение труда рассматривалось как процесс повышения эффективности общественного производства . Смит даже видел в разделении труда чудодейственную силу общественной природы —незаменимый источник прибавочной стоимости. Разделение труда приводит к величайшему прогрессу в развитии производительных сил. Возникает профессиональная специализация, что, с одной стороны, способствует повышению общей экономической эффективности, а с другой — ведет к некоторому одностороннему развитию знаний, умений и навыков человека. Разделение труда органично связано с кооперацией труда — специализированный труд требует соединения его в единую организационную систему. Причину разделения труда экономисты-классики видели в естественных наклонностях человека к тому или иному виду труда. То есть согласно последовательно экономической точке зрения разделение труда всегда существовало; когда его не было, то не было и общества.

Историки и антропологи по-другому видели развитие разделения труда. В условиях примитивного общества нет никакого общественного разделения труда — все выполняют одинаковые функции. Например, Карл Бюхер считал, что естественное разделение труда — по полу и возрасту — не приводит к образованию социального разделения труда. В обществе охотников и собирателей мужчины, как правило, занимаются охотой, а женщины и дети — собирательством. Но такая дифференциация трудовой деятельности не означает разделения труда в социальном смысле — нет возможности каждому выбрать тот вид труда, которым он хотел бы заниматься. Там, мужчины могут заниматься только мужскими занятиями, а женщины — женскими, поэтому без перемены и обособления труда, заключал он, нет и общественного разделения труда. При этом основная производительная сила первобытной общины — в кооперации, коллективном характере труда и потребления. Обычно историки марксистского толка выделяют так называемое первое общественное разделение труда — когда земледелие отделилось от скотоводства. Возникли те племена, которые специализировались на земледелии, и те, которые специализировались на скотоводстве. Им надо было обмениваться продуктами своего труда — так закрепилось общественное разделение труда. Многие ученые теперь не согласны с такой точкой зрения; земледелие возникло из специализированного собирательства, а скотоводство — из охоты за стадом. Никакого особенно развитого обмена между этими племенами не было. Действительно, первое разделение труда возникает только при переходе к оседлому образу жизни — когда при развитом земледелии появляется ремесло, то есть в соседской общине возникают те, кто специализируется на изготовлении орудий труда (кузнецы, гончары, ткачи и др.). Дальнейшее общественное разделение труда связано с возникновением городов и выделением торговли как отдельного от ремесла вида занятия. Поначалу и ремесленники, и торговцы выступали представителями маргинальных групп — они и селились отдельно, и отношение к ним было крайне настороженное, но постепенно люди различных профессий стали восприниматься как свои в обществе. Именно вот это отношение и заинтересовало социологов — как и почему возникает разделение труда?

Самой известной в социологии является теория разделения труда Э. Дюркгейма . Он, в зависимости от уровня разделения труда, определяет два типа обществ — механической солидарности и органической солидарности. Первый тип общества (это примитивные общества) основан на соединении одинаковых элементов (социальных сегментов) в единое целое. В этом обществе сегментарного типа нет различия индивидов или групп, обусловленного разделением труда, — интеграция обеспечивается одинаковостью действия и мышления индивидов. Общественные нормы, нацеленные на наказание отличия действия от общепринятого, регулируют и поддерживают это единство действия и мышления. В чем же причины изменения этого типа обществ? Дюркгейм говорит о трех группах причин : во-первых, это рост населения. Если на ограниченной территории возрастает численность индивидов и групп, организованных по сегментарному признаку, то с необходимостью между ними будут возникать конфликты. Следовательно, чтобы не уничтожить себя, общество должно трансформироваться — его структура меняется от конкурирующих одинаковых сегментов к разнородным группам и индивидам (так происходило при переходе от кочевого к оседлому образу жизни и развитию земледелия и скотоводства). Во-вторых, изменение форм сознания — прежде всего религиозного — с необходимостью ведет к большей свободе мышления и принятию в свое общество фигуры чужого, именно так происходило при переходе от политеизма к монотеизму (например, для христианина, говорил апостол Павел, «нет эллина и иудея, а все и во всем Христос»), Эта религиозная терпимость обращалась и к рабам, и к женщинам, и к инородцам — и далее ко всем лицам, имеющим маргинальный образ жизни и занятия. В-третьих, это распространение городского образа жизни: в городе общественное мнение и контроль действуют по другому принципу в отличие от контроля крестьянской общины (горожанин сталкивается в своей повседневной жизни с большим числом людей, но все они не знакомы с ним лично, от их мнения он не зависит, соответственно, и меньше принимает их мнение во внимание). Так возникает личная свобода и независимость горожанина , следовательно, он волен выбирать себе любую профессию.

Читайте также: