Чем отличается чин от должности

Опубликовано: 16.05.2024

Классный чин государственной гражданской службы – класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной гражданской службы. Таблица соответствия основных классов воинским званиям также будет представлена в статье.

классные чины государственной гражданской службы

Общие сведения

Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ . Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате. Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе " О государственной гражданской службе Российской Федерации " определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

классные чины государственной гражданской службы таблица

Классификация

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес. после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

соотношение классных чинов государственной гражданской службы

Общие принципы

Государственные гражданские служащие Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

Нюансы

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, 1 классный чин государственной гражданской службы он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Наименования чинов

В перечень классных чинов государственной гражданской службы включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. – старшей.
  3. Советник 1-3 кл. – ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. – главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. – высшей.

Особенности присвоения

Высшие чины – действительный госсоветник 1-3 кл. – присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах – по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

  1. Исполнительных структур – Правительством.
  2. Других госорганов – их руководителями.

Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие – руководители администраций МО и их подразделений.

1 классный чин государственной гражданской службы

Сроки прохождения госслужбы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. – не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. – не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. – обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Дополнительно

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории "руководители", относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

Меры поощрения

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода – на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Особенности оплаты труда

Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

  1. Высшая – 150-200 %.
  2. Главная – 120-150 %.
  3. Ведущая – 90-120 %.
  4. Старшая – 60-90 %.
  5. Младшая – до 60 %.

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

Действительный госсоветник 1 кл.

  • адмирал флота, генерал армии;
  • адмирал, генерал-полковник.

Действительный госсоветник 2 кл.

Действительный госсоветник 3 кл.

Госсоветник 1 кл.

капитан 1 ранга, полковник.

Госсоветник 2 кл.

капитан 2 ранга, подполковник.

Госсоветник 3 кл.

капитан 3 ранга, майор.

  • гл. корабельный старшина, старшина;
  • гл. старшина, ст. сержант.
  • старшина 1 ст., сержант;
  • старшина 2 ст., мл. сержант.
  • старший матрос, ефрейтор;
  • матрос, рядовой.

Прокурорские работники

По Указу президента № 1563 от 21.11.2012 для этих сотрудников также установлены классные чины государственной гражданской службы. Погоны служащих к повседневной форме одежды можно увидеть ниже. Разделение чинов работников прокуратуры на группы не предусмотрено.

классные чины государственной гражданской службы погоны

Аттестация

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

Результаты проверки

По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

  1. Соответствует должности.
  2. Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
  3. Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
  4. Не соответствует замещаемому посту.

Квалификационный экзамен

Он проводится для решения вопроса о получении госслужащим классного чина. Как правило, экзамен назначается не чаще раза в год и не реже 1 раза в 3 г. В рамках мероприятия комиссией оцениваются знания, умения, навыки госслужащих в соответствии с положениями регламентов, ответственностью, сложностью профессиональной деятельности. Нормативными актами предусмотрены методы оценки. В их число входят индивидуальное собеседование, тестирование.

присвоение чинов государственной гражданской службы

Контракт

Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

  1. Испытание при поступлении на госслужбу.
  2. Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
  3. Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.

Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные обязанности, ответственность, права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.

Ответственность

Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

перечень классных чинов государственной гражданской службы

  1. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
  2. Прогул.
  3. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
  4. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
  5. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.

В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.

То есть, если мы видим человека с погонами полковника, это значит, что военнослужащий имеет квалификацию, образование и опыт службы, знания, позволяющие ему командовать полком. Не будем вдаваться в подробности и особенности других должностей и родов войск. Естественно, что, например, полковник медицинской службы не может командовать полком, но он способен занимать соответствующие должности в медицине. Причем звание полковника он получит только после того, как он определенное время прокомандует полком и докажет свою способность выполнять эти обязанности.

Каждой должности соответствует определенное воинское звание. Например, должности командира роты соответствует звание капитан. Следовательно, на эту должность может быть назначен офицер в звании капитан или ниже. Когда командование убедится, что офицер справляется с обязанностями командира роты, то ему присвоят звание капитан, но при условии, что он в предыдущем звании прослужил не менее трех лет. А вот звание майор командир роты уже получить не сможет. Чтобы стать майором, ему необходимо сначала получить должность заместителя командира батальона.

Однако не всегда понятия “должность” и “звание” были раздельными. Если обратиться к армии времен Петра I, то легко убедиться, что воинских званий как таковых не существовало вовсе. То, что мы привыкли понимать как звания — “полковник”, “капитан”, “сержант”, “поручик” в те времена существовали как конкретные воинские должности. Капралом именовался военнослужащий, командующий капральством (подразделение численностью 20–25 человек), сержант контролировал исполнение приказов капитана. Капитан командовал подразделением численностью около 100 человек. Ему помогали два–три поручика (офицер для поручений). Таких понятий как “командир полка”, “командир роты” и т.п. не было вовсе. Прапорщиком назывался военнослужащий, носящий в бою знамя (прапор). Майор (в переводе с голландского “старший”) являлся старшим офицером в полку и следил за службой остальных офицеров. Существовали еще должности так и не ставшие званиями, — каптенармус, фискал, провиантмейстер, аудитор, лейбшиц, квартирмейстер. Мало уделяется внимания и знакам различия, хотя еще Петром I были введены для офицеров нашейные знаки (горжеты), на которых по количеству золоченых и серебреных деталей можно было различить чины офицеров. А вот генералы вообще не имели знаков различия вплоть до 1827 года (до введения императором Николаем I звездочек на эполетах невозможно было отличить генерал–фельдмаршала от генерал–майора).

Нынешние воинские звания имеют достаточно много отличий от тех, которые существовали в России до 1917 года. В таблице приведены звания чинов армии с 1884 года по 1917 год. Это годы правления Александра III и Николая II.

Армейская пехота

Армейская кавалерия

Казачьи войска

Армейская артиллерия и инженерные войска

В русской армии, кроме гвардейских и армейских, существовали еще так называемые свитские звания.

К примеру, в 1711 году в армии среди других должностей появились две должности “флигель–адъютант” и “генерал–адъютант”. Это были особо доверенные военнослужащие, состоящие при высших военачальниках, а с 1713 года и при императоре. Их задача заключалась в выполнении ответственных личных поручений военачальника, контроле за исполнением приказаний, отданных военачальником, личной передаче исполнителям приказаний высшего военачальника.

Читателя не должно обманывать слово “генерал” в наименовании этих чинов. Следует как бы добавлять букву “а”. Тогда становится понятным — “генерала адъютант”. В 1722–1731 годах чин флигель–адъютанта при генерал–фельдмаршале был равен чину капитана, генерал–адъютант при генерал–фельдмаршале соответствовал подполковнику, а генерал–адъютант — полковнику.

Император Николай I, который не терпел неопределенности и любил все раскладывать по полочкам, выстраивать по ранжиру, ввел понятие “Свита Его Императорского Величества” и, соответственно, свитские звания, которые являлись просто почетными званиями и давались параллельно обычным воинским званиям. Впрочем, присвоение свитского звания более высокого по классу, чем имел офицер, означало автоматическое присвоение следующего соответствующего армейского звания.

С 1827 года свитское звание флигель–адъютанта равнялось полковнику. Свиты Его Величества генерал– майор и по армейской “табели о рангах” оставался генерал– майором. Генерал– адъютант был равен в чине генерал–лейтенанту. А генерал, состоящий при Особе Императора, в армии был на равных с генералом от инфантерии, кавалерии и т.д.

Все свитские звания были отменены Временным правительством 21 марта 1917 года.

Классный чин государственного гражданского служащего — это определенная степень подготовки должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Статус присваивают по мере продолжительности работы в госорганах и повышения уровня квалификации.

Что такое классный чин

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр Первый отменил разряды и ввел Табель о рангах, в котором закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила, но в 2004 году вновь ввели чины государственной гражданской службы РФ Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Сегодня в нашей стране классный чин — это установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы четко определяли — правоохранительная, но в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно закону № 79-ФЗ, существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный госсоветник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий — это низший гражданский чин, а самый почетный — первый класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом происходит присвоение классных чинов государственным гражданским служащим в 2021 году. Общие положения и условия перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Статус служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 закона № 79-ФЗ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

Подробно излагается порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы впервые и в последующем в положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном указом президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации разрешено устанавливать собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз статус присваивается федеральному служащему, занимающему соответствующую должность, после прохождения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не устанавливалось, то впервые его присвоят не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присваивают третий класс. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, станет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий отрабатывает в нижестоящем статусе. Но чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки пребывания в соответствующих чинах.

Сроки пребывания в классном чине

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл., а первый классный чин присваивается гражданскому служащему только после того, как он отработает госсоветником 3 и 2 классов.

Служащего разрешено в качестве повышения назначить на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к старшей группе, а после повышения попадает в ведущую (бывший референт 2 кл. сразу получает статус «советник государственной гражданской службы 3 класса», не проходя стадию референт 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не присвоят служащим, если:

  • в их отношении ведется служебная проверка;
  • на них заведены уголовные дела;
  • к ним применялись дисциплинарные взыскания.

Надбавки после присвоения нового классного чина

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Его размер на федеральном уровне установлен указом президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих и регулярно пересматривается.

Ниже представлена таблица классных чинов государственной гражданской службы и размеры прибавок федеральным служащим к должностным окладам за статус на март 2021 года.

Часто встречаюсь с тем, как путают чины (ранги, звания), должности, титулы и титулования, искажая историю. Расставим всё по местам?

По этому поводу у меня когда-то давно выходила книжка .

Чины = ранги = звания

Для начала - стандартная ошибка: работать статским советником нельзя, это - не должность !

Также почти ошибкой привязывать навсегда к изменяющемуся чину родственников и сослуживцев. Геронтьев прошёл путь в карьере до коллежского советника, и считать девушку внучкой коллежского советника - ну, например, полковника. А, вдруг полковник генералом станет?

Чаще других делают ошибки литераторы, анализируя произведения XIX века. Ну, не работал он коллежским регистратором, а имел такой чин.

Чин или ранг - квалификационный уровень чиновника (т.е., в России вообще чиновник - имеющий чин ). Как и в военной службе, старший лейтенант работает (служит) командиром роты, например. Так, и статский советник работает вице-губернатором. В основе системы чинов - петровская Табель о рангах с чинами гражданскими , военными , морскими , придворными , горными и учёными степенями . Военные чаще получают звания, гражданские - чины.

Должности

Должность - это рабочее место, которое должно соответствовать квалификации специалиста. Все должности я перечислить не могу: их множество: преподаватель, водитель, парикмахер и т.д.

И здесь ошибки, как правило, обратны: нельзя упразднить звание генерал-губернатора, т.к. это не звание, а должность . Генерал-губернаторы должны были по званию быть тайными советниками .

Примерно та же ошибка: звание сибирского губернатора было на самом деле должностью .

Титулы

Титул (в нужном нам направлении) - почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое пожизненно отдельным лицам (обычно дворянам). Из них выстраивалась настоящая иерархия:

Царь (возглавлял царство) или император (империю);

Великие Князья (за рубежом - герцоги от херц (сердце)) - родня царя;

Князья - очень дальние родственники царя;

Графы (когда-то - бояре );

Бароны (когда-то - дворяне ).

В этой цитате очень позабавило, как можно намешать в кучу титул князь и должности князь Новгородский , князь Киевский и т.п.

Путают постоянно звания и титулы. Чин и звание обер-гофмаршал (на самом деле) граф : на самом деле обер-гофмаршал - не военный чин. а придворный (см. Табель о рангах), а граф - титул , а не звание.

Титулования

Когда к носителю чина и титула обращаются особо, это обращение называют титулованием.

титулования к чинам у меня указаны в одном из столбиков в Табели о рангах, а титулования к титулам:

царь (император) = Ваше (императорское) Величество ;

Велик(ая)ий кня(жна, гиня)зь, наследни(ца)к = Ваше (императорской) Высочество ;

Велик(ая)ий кня(жна, гиня)зь = Ваше высочество ;

(Светлейший) Кня(жна, гиня)зь = Ваше сиятельство ;

Граф(иня) = Ваша светлость ;

Барон(есса) = Ваше благородие .

Ошибки часты в замене титулования титула.

Путаница

Очень часто путают последовательность званий, карьеру. Во многих литературных произведениях, посвящённых эпохе Российской империи, нарушаются последовательность и очерёдность вручения чинов, титулования и т.п.

Подведём итоги: ошибки с чинами, должностями и титулами весьма распространены и ухудшают впечатление от книг и кинофильмов на историческую тематику.

Бонус для дочитавших: видео про российский дворянские титулы. Не очень точно, добавлены помещики (титулом не являвшиеся) - это просто "должность" - владелец поместья.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Работнику, исполняющему обязанности по госслужбе, присваивается классный чин. Если сотрудник назначен на должность в пределах старшей группы по категории «специалист», «обеспечивающий специалист», он получит соответствующее звание. Разберем, когда присваивается «референт госслужбы».

Что такое классный чин

Классный чин в РФ — это степень соответствия умений, знаний и навыков человека требованиям, установленным для осуществления деятельности в сфере госслужбы.

Статья 11 Федерального закона № 79-ФЗ определяет пять групп должностей госслужбы, по которым присваиваются определенные чины.

действительный государственный советник РФ 1 кл.

действительный госсоветник РФ 2 кл.

действительный госсоветник РФ 3 кл.

государственный советник РФ 1 кл.

государственный советник РФ 2 кл.

государственный советник РФ 3 кл.

советник государственной службы РФ 1 кл.

референт государственной гражданской службы 1 класса

секретарь государственной службы РФ 1 кл.

Рассматриваемый чин референта служащему присваивает представитель нанимателя.

Когда и кому его присваивают

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

  • первым;
  • очередным.

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).

Для получения референта 1 класса сотрудник должен успешно пройти испытательный срок длительностью от 1 месяца до года. При отсутствии испытания получение возможно не раньше, чем через 3 месяца после начала исполнения обязанностей.

При присвоении учету подлежат имеющиеся воинские, специальные звания, чины юстиции, прокуратуры по прежнему месту госслужбы. Это значит, что при поступлении на должность старшей группы сотрудника с более высоким, чем полагается, званием ему присвоят более высокий класс: сотрудник, имеющий воинское звание младший лейтенант ВС РФ получит сразу референта ГГС РФ 1 класса. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 установлено соотношение чинов государственной гражданской службы и военных и специальных званий.


Претендовать на очередной ранг человек может при соблюдении двух условий.

Первое — окончание установленного срока прохождения госслужбы в определенном звании:

  • один год — референт государственной гражданской службы 2 класса, аналогично для 3-го;
  • срок не устанавливается — для 1-го.

Подсчет сроков начинается со дня присвоения.

Второе — исполнение обязанностей по должности, по которой есть чин равного или более высокого по отношению к имеющемуся уровня.

Очередное звание присваивается по результатам успешной сдачи экзамена на соответствие квалификации или по итогам аттестации.

Сроки проведения экзамена определены Указом Президента РФ № 111 от 01.02.2005:

  • окончание испытания при назначении;
  • при отсутствии испытания — 3 месяца с назначения;
  • при проявленной госслужащим инициативе — 3 месяца со дня предоставления им заявления в комиссию.

Очередное звание не присвоят сотруднику:

  • с дисциплинарным взысканием;
  • находящемуся в процессе служебной проверки;
  • по которому возбуждено уголовное дело.

Внеочередное присвоение возможно:

  • как мера поощрения за особые достижения — не ранее чем через полгода после нахождения в должности и не выше того чина, который соотносится с занимаемой должностью;
  • по окончании периода нахождения — одной ступенью выше того звания, которое соотносится с должностью и в пределах группы, к которой оно относится.

Для присвоения чина вне очереди нужно:

  • ходатайство руководителя госслужащего;
  • успешные результаты квалификационного экзамена;
  • достижения по службе. Такое присвоение возможно один раз за период госслужбы.

Если сотрудник освобожден от должности и уволен с госслужбы, ранг за ним сохранится, включая вариант возобновления службы.

Сколько доплачивают

Сумма оклада за имеющийся ранг определена Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763.

Изначально были установлены такие размеры (в рублях):

  • 1 кл. — 900;
  • 2 кл. — 750;
  • 3 кл. — 700.

С учетом всех повышений, включая 01.01.2018, суммы сейчас составляют:

  • 1 кл. — 1576;
  • 2 кл. — 1314;
  • 3 кл. — 1227.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Читайте также: