Национальная система учительского роста предполагает введение трех должностей каких

Опубликовано: 11.05.2024

Садыкова Резеда Радиковна

Доклад по теме "Национальная система учительского роста" подойдёт для выступления на педагогическом совете, на методическом объединении и на секционном занятии.

ВложениеРазмер
nsur_prezentatsiya.pptx 1.6 МБ
nsur.docx 34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Национальная система учительского роста

Национальная система учительского роста - это усовершенствованная система аттестации педагогов, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Справка 23 декабря 2015 года на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, проходившего под председательством Президента РФ, Правительству был дан ряд поручений. Одним из них стало обеспечение формирования НСУР, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.

«Дорожная карта» ( Приказ Минобрнауки РФ № 703 от 26 июля 2017 г. « Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») МОиН РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста » ) Ключевые мероприятия: установление новых должностей педагогических работников – 2017 г. внесение изменений в Федеральные образовательные стандарты ВО и СПО по направлению «Образование и педагогические науки» – 2017 г. разработка нового Порядка проведения аттестации – 2017 г . , внесение изменений в профстандарт «Педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций – 2018 г. внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам – 2019 г. составление и апробация контрольных измерительных материалов – 2020 г. разработка разноуровневых программ повышения квалификации по итогам апробации новой системы аттестации – 2020 г. Срок реализации - до 2020 г.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: • план (конспект) урока, • видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции, • образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем), • рефлексивный самоотчет. Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций ), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Система учительских должностей П редлагается выделение уровней квалификации по всем должностям: Должности Обобщенные трудовые функции Ведущий учитель Высшая категория Первая категория Соответствие С. Управление проектированием и реализацией образовательных программ Старший учитель Высшая категория Первая категория Соответствие В. Проектирование и реализация образовательных программ Учитель Высшая категория Первая категория Соответствие А. Реализация образовательных программ

Система аттестации В настоящее время – подтверждение соответствия занимаемой должности или – установление квалификационной категории по результатам субъективной оценки труда (фактически – на основе «портфолио», в связи с отсутствием единых критериев оценки) Согласно предлагаемой модели НСУР – подтверждение соответствия занимаемой должности или – установление квалификационной категории или – замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии с квалификацией с использованием при аттестации контрольных измерительных материалов) В период введения НСУР (до 2020 г.) аттестация будет проводится в одной из форм на выбор: либо как сейчас, либо на основе Единой федеральной оценки

Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки. Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы. Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников — после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.

Министерство просвещения в рамках национальной системы учительского роста создает новые должности для учителей: старший и ведущий педагог. Что это означает на практике, изменится ли зарплата и порядок аттестации таких учителей, разбираемся в нашей статье.

Учитель – старший учитель – ведущий учитель

Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение в школах с 2020 года новых педагогических должностей: старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник). Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Сейчас в школах существует возможность только горизонтального роста педагогов. Учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) – учитель первой категории – учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей.

Авторы НСУР говорят о введении модели вертикального роста преподавателей. Она состоит также из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник).

Приводим таблицу, наглядно иллюстрирующую распределение функционала учителей:

Добавим, что для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет для получения должности старшего учителя и 10 лет – ведущего. Кроме этого, понадобится пройти аттестацию. О ней ниже.

Зачем все это нужно

Ясно, что сразу две новые должности появились в школах не просто так. Одна из целей нововведения – помочь каждому учителю построить свой индивидуальный график профессионального развития и заинтересовать в прохождении этого «маршрута». Ведь национальная система учительского роста – прямое выполнение поручения В. В. Путина. В декабре 2015 года на заседании Государственного совета РФ президент России распорядился подготовить для педагогов систему профессионального роста, в которую должны попасть не менее половины российских учителей. Это требуется для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку государств с самым качественным образованием. При этом В. В. Путин подчеркнул, что правительство создаст в новой системе все условия для развития программы наставничества.

Министр просвещения О. Ю. Васильева считает, что НСУР поможет молодым специалистам получать аттестацию раньше, чем в нынешних условиях. А еще выпускников педагогических вузов очень выручит институт наставничества в рамках НСУР, когда опытные преподаватели будут помогать своим молодым коллегам.

Аттестация и зарплата: что с ними будет

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоят как минимум два вопроса. Повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и прохождения аттестации?

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

  • учитель много времени тратит на сбор документов (в Министерстве просвещения уверяют, что это примерно восемь килограммов (!) различных бумаг),
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы.

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы.

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Мнение учителей

Правительственную инициативу большинство педагогов воспринимают резко отрицательно – такого мнения придерживаются в Общероссийском профсоюзе образования и профсоюзе «Учитель». Чтобы не быть голословными, представители этих организаций опросили 14 000 состоящих в профсоюзе учителей по всей стране.

  • для повышения квалификации учитель должен пройти курсы объемом 520 часов. Это серьезная нагрузка. Чтобы не прерывать на это время работу в школе, учителя будут использовать дистанционные курсы. Но они платные и не дают по-настоящему качественного результата;
  • институт наставничества − на самом деле ящик Пандоры. В нынешних условиях учителя внутри своей школы и так соперничают друг с другом в борьбе за баллы (это так называемая стимулирующая часть оклада). Поэтому помогать молодым учителям невыгодно: позже тот, кого курировали, обгонит по количеству баллов своего наставника и, условно говоря, «заберет» у него часть зарплаты в свою пользу.

Вот что говорят сами педагоги:

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

​О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Национальная система учительского роста: реформа системы образования продолжается

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Что такое национальная система учительского роста?

Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.


Основные задачи и цели НСУР

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

Особенностью новой системы являются следующие составляющие:

  • Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
  • Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
  • Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.

С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.

Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.


Перспективы внедрения НСУР

Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.

В настоящий момент утверждена "дорожная карта" по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.

Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.

В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

В целях реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование":

1. Утвердить прилагаемые основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (далее - основные принципы).

2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

до 1 сентября 2020 г. утвердить паспорта региональных систем общего образования, включающие региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования с указанием сроков реализации мероприятий;

при разработке паспортов региональных систем общего образования руководствоваться основными принципами.

3. Минпросвещения России:

4. Ответственным исполнителям обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных основными принципами.

от 31 декабря 2019 г. N 3273-р

НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ НАЦИОНАЛЬНУЮ

СИСТЕМУ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА

I. Обеспечение доступности качественного образования в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации

1. Повышение уровня обеспеченности педагогическими кадрами региональных систем общего образования

Сбор и систематизация статистических данных, а также анализ данных общественных организаций и открытых источников информации (средств массовой информации) о кадровом обеспечении сферы общего образования в субъектах Российской Федерации

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 марта 2020 г., далее - ежегодно

Проведение мониторинга обеспеченности кадрами общеобразовательных организаций

приказ Минпросвещения России, информационно-аналитический отчет

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

20 февраля 2020 г., далее - ежегодно

Формирование перечня наиболее востребованных должностей педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе по учебным предметам (предметным областям)

акт Минпросвещения России

31 марта 2020 г., далее - ежегодно

Проведение анализа региональных систем оплаты труда педагогических работников

предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации при участии Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

Утверждение формы паспорта региональной системы общего образования, включающего региональный план мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования

акт Минпросвещения России

Направление в Минпросвещения России субъектами Российской Федерации проектов паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования

согласованные с Минпросвещения России проекты паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

Утверждение паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования

акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

1 сентября 2020 г.

Представление в Минпросвещения России субъектами Российской Федерации отчетов о реализации мероприятий по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом количества обучающихся, вызванным демографическим фактором, и ликвидации проблем кадрового обеспечения региональных систем общего образования на основе паспортов региональных систем общего образования

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 сентября 2021 г., далее - ежегодно

Формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования

ежегодный план заявок на подготовку педагогических кадров с целью формирования предложений о распределении контрольных цифр приема по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки"

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 сентября 2020 г., далее - до 1 мая ежегодно

2. Модернизация системы подготовки педагогических кадров

Определение потребности в объеме целевого обучения в целях адресного решения проблемы кадровой укомплектованности общеобразовательных организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу (на основе данных утвержденных паспортов региональных систем общего образования, включающих региональные планы мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению региональных систем общего образования)

предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с участием органов местного самоуправления,

20 сентября 2020 г., далее - ежегодно

Подготовка предложений по совершенствованию федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и соответствующих примерных основных образовательных программ в части подготовки учителей, владеющих компетенциями по преподаванию учебных предметов в рамках одной предметной области

внесение изменений в примерные основные образовательные программы, внесение изменений в федеральный образовательный стандарт высшего образования (при необходимости)

31 марта 2021 г.

Предоставление возможности студентам, обучающимся по программам высшего образования, прохождения учебных модулей и практики педагогического профиля по направлению подготовки

внесение изменений в примерные основные образовательные программы

1 сентября 2020 г.

II. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров

1. Создание и внедрение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом формирования инфраструктуры и применения инновационных технологий для адресной реализации программ дополнительного профессионального образования

Разработка и утверждение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, включая концепцию по ее формированию

акт Минпросвещения России

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 августа 2020 г.

Создание федерального реестра дополнительных профессиональных программ, отвечающих современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских школьников в международных исследованиях

отчет о создании федерального реестра дополнительных профессиональных программ

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

15 декабря 2020 г.

Формирование сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

нормативные правовые акты, организационная и методическая документация по обеспечению деятельности центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,

15 декабря 2020 г., далее - ежегодно

Подготовка и утверждение плана мероприятий по участию образовательных организаций высшего образования в формировании единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

план мероприятий по участию образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России, в формировании единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

30 декабря 2020 г.

Создание на базе образовательных организаций высшего образования научно-методических центров сопровождения педагогических работников, обеспечивающих привлечение материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов, действующих в системе высшего образования учебно-методических объединений, экспертных и научных групп

методические рекомендации Минпросвещения России о порядке создания и функционирования научно-методических центров сопровождения педагогических работников, отчет о создании и функционировании научно-методических центров сопровождения педагогических работников

образовательные организации высшего образования, обеспечивающие деятельность научно-методических центров сопровождения педагогических работников

15 февраля 2021 г., далее - ежегодно

Реализация мероприятий, направленных на разработку и обновление дополнительных профессиональных программ для педагогических работников и управленческих кадров

обновленные дополнительные профессиональные программы, внесенные в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ

заинтересованные организации дополнительного профессионального образования

1 мая 2021 г., далее - ежегодно

Подготовка методических рекомендаций по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий)

методические рекомендации Минпросвещения России

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 февраля 2021 г., далее - ежегодно

Внедрение субъектами Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с учетом существующих региональных систем методической поддержки педагогических работников

акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,

25 июля 2021 г., далее - ежегодно

Организация обмена опытом и лучшими педагогическими практиками

отчеты субъектов Российской Федерации, перечень лучших педагогических практик

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,

1 апреля 2021 г., далее - ежегодно

2. Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

Организация разработки на основе предложений Минпросвещения России и совета по профессиональным квалификациям в сфере образования профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации

приказ Минтруда России

совет по профессиональным квалификациям в сфере образования

15 марта 2021 г.

Разработка методических рекомендаций по аттестации руководителей общеобразовательных организаций

методические рекомендации Минпросвещения России по аттестации руководителей общеобразовательных организаций

15 февраля 2021 г.

Разработка концепции единой федеральной системы формирования кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций на основе результатов аттестации на соответствие должности "Руководитель общеобразовательной организации", включающей в себя независимую оценку управленческих компетенций и публичную защиту программы развития организации

акт Минпросвещения России

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

III. Стимулирование профессионального роста педагогических работников

Проведение анализа нормативной правовой базы, правоприменительной практики и лучших практик регионов, регламентирующих аттестацию педагогических кадров, независимую оценку квалификаций в Российской Федерации

Разработка и согласование оценочных средств для проведения профессионального экзамена

протокол заседания совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, включающий решение об утверждении фонда оценочных средств для проведения профессионального экзамена

совет по профессиональным квалификациям в сфере образования,

1 ноября 2020 г.

Разработка предложений о внесении изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

проект приказа Минпросвещения России о внесении изменений в приказ Минобрнауки России "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации

Внесение изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

приказ Минпросвещения России

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации

30 декабря 2020 г.

Разработка предложений по обновлению системы квалификационных категорий педагогических работников с учетом общественных и экспертных обсуждений

аналитический доклад по перспективам обновления системы квалификационных категорий педагогических работников

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации

30 декабря 2020 г.

Проведение пилотной апробации присвоения обновленных квалификационных категорий

аналитический отчет о проведении пилотной апробации

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 сентября 2021 г. - 1 июня 2022 г.

Организация разработки и общественного обсуждения порядка присвоения обновленных квалификационных категорий с учетом результатов пилотной апробации порядка присвоения обновленных квалификационных категорий

проект приказа Минпросвещения России

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

1 августа 2022 г.

Утверждение порядка присвоения обновленных квалификационных категорий с учетом результатов пилотной апробации порядка присвоения обновленных квалификационных категорий

приказ Минпросвещения России

30 декабря 2022 г.

Разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях

методические рекомендации Минпросвещения России, региональные (муниципальные) программы наставничества в образовательных организациях

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

31 декабря 2020 г., далее - ежегодно

Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников

положения о конкурсах профессионального мастерства педагогических работников, регламенты проведения конкурсов

Минпросвещения России, в том числе с участием автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей"

IV. Контроль реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста

Анализ по итогам мониторинга выполнения мероприятий основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста

доклад в Правительство Российской Федерации

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время и молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему, была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА?

Это - усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в образовательной сфере. Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что в итоге не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания в школе.

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне.

hello_html_m2408a872.jpg

Новый порядок аттестации даёт в озможность продемонстрировать свои знания и опытучителю любого уровня. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы.

В настоящее время повышение уровня образования (диплом об образовании, окончание магистратуры или получение дополнительного образования) не влияют на должностной рост, повышение уровня владения профессиональными компетенциями также не влияют на должностной рост, высокие результаты участия в конкурсах профмастерства влияют на рост социального статуса, но единовременно, отраслевые и иные награды влияют на рост социального статуса, но не меняют характер должностных обязанностей. Согласно предлагаемой модели НСУР педагог, пройдя успешно аттестацию в новом формате, будет иметь возможность в профессиональном, в том числе должностном росте, то есть стать старшим или ведущим учителем через пять лет педагогической деятельности, одновременно повышая и свою зарплату.

hello_html_m482d07c8.jpg

Как будет проходить аттестация с 2020 года?

Национальная система учительского роста предлагает модель аттестации по единому формату с использованием единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

Если учитель при выполнении диагностической работы не набрал необходимое минимальное количество баллов, то делается вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и этот педагог должен пройти повышение квалификации в направлении предметной и базовой методической подготовки.

Давайте рассмотрим модель аттестации на основе ЕФОМ

hello_html_m3774868e.jpg

За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 - за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов "подарят" успехи учеников, а условия профессиональной деятельности - максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Проект НСУР на основе уровневого подхода к квалификации педагога и требований профессионального стандарта предполагает 2 модели карьерного роста учителя: горизонтальную и вертикальную.

В рамках горизонтальной карьеры не предполагается занятие учителем новых должностей, а происходит последовательный рост его квалификации (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, то есть учитель проходит аттестацию на присвоение категорий примерно также, как и сейчас, но по другой схеме, наиболее приближенной к практической деятельности учителя.

Вертикальная карьера педагога связана с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций : ОТФ В «Проектирование образовательных программ», ОТФ С «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ». Вертикальная карьера учительского роста предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей – старшего учителя-методиста и ведущего учителя-администратора.

hello_html_5a38ef93.jpg

Ольга Васильева, министр просвещения Российской Федерации, отмечает, что

новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В 13 регионах прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три, -говорит министр.

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

В сети Интернет я нашла пробные ЕФОМ по школьным предметам.

Цели пробного тестирования:

hello_html_m3994a3d4.jpg

Я выполнила тесты по физике и хочу отметить, что все вопросы касаются только своего предмета, ответы на эти вопросы мы даем каждый день в процессе нашей педагогической деятельности, поэтому считаю, что ничего страшного в оценочных материалах нет. «Не так страшен чёрт, как его малюют».

Предлагаю нашим педагогам пройти пробные тесты по своим предметам.

hello_html_2c7b6fed.jpg

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Читайте также: