Директор школы плюсы и минусы должности

Опубликовано: 02.10.2024

директор школы за работой

О профессии «директор школы»

Директор школы руководит работой школы и коллектива. В его основные обязанности входит координация деятельности учителей. Специалист данного профиля нанимает педагогов на работу, оказывает им помощь при ведении образовательной деятельности (направляет на курсы повышения квалификации, переаттестацию, предоставляет необходимые ресурсы для педагогической работы и т.д.), контролирует составление расписания, общается с родителями и решает организационные вопросы.

Должность директора школы – почетная и ответственная, требующая от работника самоотдачи, любви к своей профессии и желания постоянного совершенствования работы образовательного учреждения.

Профессиональные обязанности директора

Директор – главное лицо в школе, поэтому он отвечает за организацию деятельности в образовательном учреждении, начиная с работы педагогов и заканчивая выполнением обязанностей техническим персоналом, бухгалтерскими расчетами и пр. В профессиональные обязанности директора средней школы входит:

руководство учебной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения, которое не перечит уставу и правовым нормативным актам;

организация работы школы и обучение учеников согласно государственным стандартам образования;

утверждение рабочего расписания, планов, учебных программ и пр.;

создание условий, обеспечивающих безопасность учащихся и сотрудников образовательной организации во время учебной деятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных требований и пр.);

обеспечение питания и медицинского обслуживания учащихся;

прием на работу и увольнение педагогов и сотрудников учебного заведения, определение их профессиональных обязанностей, обеспечение профессионального роста педагогов (направление преподавателей на курсы переподготовки, повышение квалификации и пр.);

руководство педагогическим советом;

поощрение лучших сотрудников наградами и премиями;

общение с родителями;

подготовка отчетов и т.д.

Директор школы выполняет множество разноплановых задач и несет ответственность за невыполнение своих должностных полномочий.

Как стать директором школы

Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.

Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет, и пройти курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.

Личностные качества директора школы

Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:

обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;

знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;

владеть грамотной устной и письменной речью;

иметь развитые коммуникативные способности;

быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.

Как найти работу директором школы

Сколько получает директор школы?

Средняя зарплата директора школы в России зависит от региона проживания и места работы. В Москве оклад по этой специальности составляет 80 тыс. руб. В других регионах России заработная плата директора школы может варьироваться от 35 до 75 тыс. руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая должность, профессия «директор школы» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

Работа руководителем

Наверное, каждый человек, будучи ребёнком, мечтал: «Вот вырасту и стану начальником!». Взрослея, оканчивая школу, институт, начинаешь осознавать, что это не так легко. Занимать руководящую должность — почётно, привилегированно, прибыльно, но как с ней справляться?

Истинный руководитель должен обладать врождёнными лидерскими качествами, уметь организовать работу коллектива, быть ответственным. Кожаное кресло и десятки, а то и сотни людей в подчинении вызывают зависть у обычного штатного сотрудника. Но стоит разобраться, так ли хорошо быть руководителем, как это кажется на первый взгляд.

Плюсы руководящей должности

  • Почёт и привилегии. Имея статус руководителя, автоматически можно рассчитывать на уважение и признание штата подчинённых. К тому же под сокращение руководители попадают намного реже рядовых сотрудников. С проблемами, возникающими вне стен офиса, начальники справляются легче и быстрее, чем «простые смертные». Звонок нужному человеку — и трудности, как и не было.
  • Профессиональное развитие и получение опыта. Как правило, руководителями становятся те, для которых очень важен карьерный рост. Получая каждый день огромный поток новой информации, нужно уметь правильно ей распоряжаться. Кроме того, опыт, полученный при общении с другими руководителями и решении разного рода задач — бесценен.
  • Стрессоустойчивость и трезвый взгляд на жизнь. Люди, проработавшие на должности руководителя хотя бы год, становятся более собраны и восприимчивы к жизненным проблемам. Любая жизненная неурядица тут же расписывается на подробный план решения.
  • Ответственность. Занимая руководящие должности, человек вынужден контролировать работу и действия каждого сотрудника, ведь только он один отвечает за конечный результат. Это делает человека более ответственным и дисциплинированным. Кроме того, существуют люди, для которых повышенный уровень ответственности — дополнительный адреналин.
  • Способ самореализации. Конечно, если вас уже утвердили руководителем, то, значит, вы успели выразить себя и показать, на что способны. Относительная свобода действий, полученная вместе с должностью, предоставляет вам ещё один шанс реализовать свои цели, уже с помощью группы подчинённых.
  • Уровень заработной платы гораздо выше, чем у рядового сотрудника. Стоит заметить, что за эти деньги руководитель оставляет на работе огромное количество сил, времени и нервов. Да и в отпуск они уходят гораздо реже своих подчинённых, но зато сразу на острова.

Начальник

Минусы руководителей

  • В связи с тем, что основная работа ложится на плечи подчинённых, а вам остаётся только контролировать весь процесс, происходит потеря практических навыков. Вам больше не придётся заниматься своим любимым делом, теперь нужно отвечать за то, как ту или иную работу выполняют сотрудники.
  • Неоправданная потеря времени. Постоянные отчёты, завалы, форс-мажоры заставляют человека расставлять приоритеты. А тот, кто получил желанную должность, нередко выбирает работу вместо семьи. Отсюда — нехватка времени на семью, ссоры и разлад. В таких случаях нужно находить некую «золотую серединку», потому что неприятности в личной жизни оказывают непосредственное влияние на карьеру, и наоборот.
  • Держать ответ перед вышестоящим начальством. За успешную или, напротив, некачественную работу коллектива ответственен только руководитель. Кроме того, принятие важных вопросов без возможности получения совета, нередко приводит к стрессам, нервозности и потери уверенности в себе.
  • Увеличение обязанностей. Если раньше человек выполнял какую-то часть работы коллектива, то руководитель должен думать обо всё и сразу. Увольнение безответственных сотрудников, принятие на работу новых, увеличение прибыли, распределение бюджета, деловые встречи и совещания — малая часть того, с чем блестяще должен справляться руководитель.
  • Решения руководителя должны отвечать интересам двух сторон: компании и коллектива подчинённых. Нередко в коллективах встречается лицемерие и недоверие по отношению к начальству. Новые методы работы встречаются с непониманием, выговоры и указания — с пренебрежением. Поэтому создать дружественную атмосферу в коллективе и иметь штат преданных подчинённых — довольно сложная задача.
  • Неженское занятие. На руководящих должностях женщины встречаются не реже мужчин. Не каждая женщина сможет выйти из образа жёсткого начальника и превратиться в любящую маму и жену. И если она решает домашние проблемы, так же как и на работе — быстро, чётко, строго, у мужей начинаются проблемы с собственным достоинством и уверенностью в себе. Как следствие, возникновение проблем в семейной жизни.

Руководитель с подчиненными

Выводы

Как вы успели заметить, минусов не меньше, чем плюсов. При переходе на руководящую должность стоит хорошо подумать и верно расставить приоритеты. Готовы ли вы пожертвовать своим временем, здоровьем, а иногда и семьёй ради модной должности? Справитесь ли с возложенными на вас обязанностями и не подведёте компанию? Если ответы на эти вопросы отрицательные или их попросту нет, стоить помнить, всему своё время, значит, ваше время ещё не пришло.

Мы много пишем о школьных учителях, об их проблемах, об их победах. Но незначительное количество наших статей касается руководителей школ.

Сегодня хотим проанализировать, кто в школе руководит нами? Да, сверху спускаются не всегда адекватные распоряжения, запоздалые приказы. Но реализовывать весь этот груз приходится в каждой конкретной школе. Почему одни школы расцветают при своем руководителе, а другие похожи на болото? От кого зависит общий настрой коллектива? Кто есть директор существующих школ России?

Женщины или мужчины?

Начнем со статистических данных.

Около 77% школьных руководителей – это женщины. Это и понятно. В педагогическую профессию в большей степени идут женщины, потому и директорами становятся они же. Хотя в последние годы количество учителей – мужчин значительно возросло . И мужчинам в этом случае дойти до руководящего поста по каким-то неведомым причинам намного проще.

Средний возраст директора школы

Средний возраст школьных руководителей составляет 51 год. Удивительно, но в крупных городах России преобладают возрастные руководители, а в удаленных населенных пунктах – молодые. В любом случае в последние годы заметна тенденция «омоложения» состава директоров.

Отметим, что 25 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №157-ФЗ, в котором устанавливается предельный возраст пребывания в должности руководителя или заместителя руководителя вуза и научных организаций . Ранее он был установлен на уровне 65 лет, по новому закону предельный возраст составляет 70 лет.

Директор и учитель – два в одном?

Очень часто директора в российских школах сочетают управленческую работу с преподавательской. Это хорошо, ведь в этом случае они не теряют связь с учениками, им проще понять трудности своего педагогического коллектива, видеть решение проблем. Чаще директора работают в старшей школе, налаживают доверительные отношения с учениками, те, в свою очередь, делятся «наболевшим» с директором школы.

Подготовка директоров

Практически все директора России имеют высшее образование. Но не все имели возможность пройти подготовку по управлению школой. Переподготовку в области менеджмента в образовании имеют все, но это просто теория без реальных, практических знаний.

В Санкт – Петербурге есть «Школа молодого руководителя», она создана для тех, кто входит в кадровый резерв, включает в себя лекционные и семинарские занятия. Здесь будущие школьные руководители могут уточнить решение различных ситуаций, узнать особенности российского законодательства, трактовку законов. Но это капля в море. Постигать особенности руководящей должности придется на месте, самостоятельно, набивая шишки. Но есть и плюс: проходить курсы повышения квалификации могут в любое время.

Единолично ли управление?

«Помогать» в управлении призвана управленческая команда, в которую входят заместители директора, а также и сам педагогический коллектив. Но на практике получается, что многие важные решения принимает директор единолично . Еще бывший министр Просвещения Ольга Васильева указывала на недопущение единоличного распределения стимулирующего фонда.

В любом случае делегировать полномочия нынешним директорам довольно тяжело, потому и преобладает «ручное» управление. Директору не хватает времени подумать о стратегических задачах, он уходит в решение мелких задач, например, включаются в разруливание дисциплинарных ситуаций.

Именно директор принимает окончательное решение о нагрузке педагога, именно за ним последнее слово о том, кому какой класс «отдать». Очень часто включают «административный ресурс» для оказания давления на учителя, принуждения к выполнению работы за пределами трудового договора . Не особо много знаем директоров, готовых к ведению справедливого диалога. Но надо заметить, что к серьезным мерам ( увольнение, наказание деньгами, отказ в выплате премий ), директора прибегают не часто, используя мягкие меры.

Работа с учителями

Да, есть директора, которые посещают уроки педагогов, знают особенности работы каждого учителя. Но в большей степени анализируют преподавательскую работу «для галочки» или после поступления жалобы на учителя.

Кстати, в этой ситуации, к сожалению, большинство директоров встают на сторону жалующихся родителей, чтобы избежать дальнейшего развития конфликта . Но есть и другие примеры. В этом случае чаще всего в школе нет текучки, педагоги хотят работать у директора, который действительно защищает их права.

Проблемы школы – не мои проблемы

Все же российский директор склонен винить в недостатках работы школы не свои упущения в управлении, а не зависящие от него обстоятельства.

Например, в низком качестве обучения винит своих учителей, считая их низкоквалифицированными . Еще поразителен факт того, что многие директора будто бы не замечают «наводнение» детей с ОВЗ и гиперактивностью в школе, считая, что каждый учитель должен уметь работать с таким ребенком в режиме полноценного класса.

В нашей практике был случай, когда заместитель директора около года (. ) убеждал руководителя школы в необходимости открыть класс ОВЗ для 12 детей одного возраста с одинаковыми заключениями ПМПК. Д иректор просто не хотел вникать в ситуацию, считал это «блажью» и придерживался мнения, что надо просто распределить этих детей по классам в параллели. А учитель класса должен давать для них дополнительные занятия, быть для них и дефектологом, и психологом, и логопедом.

Следующей по значимости проблемой, которая мешает школе «цвести и пахнуть», по мнению директора, является низкое материально-техническое оснащение, нехватка современного оборудования и техники. Но есть примеры, когда школа просто утопает в гаджетах, а при этом учителя не задерживаются в ней и полгода, убегая от самодурства руководителя.

Какие особенности российских школьных директоров можете выделить вы? Пишите в комментариях.

Есть много плюсов и минусов быть принципалом. Это может быть очень полезной работой, и это может быть чрезвычайно стрессовой работой. Не все вырезаны, чтобы быть принципалом. Есть определенные характеристики, которыми будет обладать хороший руководитель. Эти характеристики являются определяющими. Это то, что отличает плохих руководителей от хороших руководителей от выдающихся.

Если вы думаете стать руководителем, важно, чтобы вы взвесили все плюсы и минусы, которые приходят с работой. Перед принятием окончательного решения примите во внимание все факторы обеих сторон. Если вы не чувствуете, что справитесь с минусами, держитесь подальше от этой профессии. Если вы считаете, что минусы - это просто контрольно-пропускные пункты, а плюсы того стоят, то сделайте это. Быть директором может быть потрясающим вариантом карьеры для правильного человека.

Плюсы того, чтобы быть директором школы

Увеличение зарплаты: Согласно salary.com, средняя ожидаемая годовая зарплата директора школы составляет 103 217 долларов, а средняя ожидаемая годовая зарплата учителя - 55 532 доллара. Это значительное увеличение заработной платы и может оказать существенное влияние на финансовое положение вашей семьи, а также на пенсию. Это увеличение заработной платы хорошо заработано, как вы увидите, когда мы посмотрим на минусы. Нельзя отрицать, что значительное повышение заработной платы заставляет многих людей переходить от учителя к директору. Однако очень важно, чтобы вы не принимали это решение только на основе заработной платы.

Нечто другое каждый день: Избыточность никогда не является проблемой, когда вы являетесь руководителем здания. Нет двух одинаковых дней. Каждый день приносит новые вызовы, новые проблемы и новые приключения. Это может быть захватывающим и держать вещи свежими. Вы можете войти в день с четким планом действий и не выполнить то, что ожидали. Вы никогда не знаете, что вас ждет в тот или иной день. Быть директором никогда не бывает скучно. Как учитель, вы устанавливаете рутину и в основном учите одни и те же понятия каждый год Как принцип, никогда не бывает установленной рутины. Каждый день имеет свою уникальную рутину, которая диктуется временем.

Больше контроля: Как лидер здания, вы будете иметь больше контроля практически над каждым аспектом вашего здания.Вы будете часто принимать решения. Как правило, вы будете иметь хоть какой-то контроль над ключевыми решениями, такими как наем нового учителя, изменение учебного плана и программ и составление расписания. Этот элемент управления позволяет вам поставить отметку о том, что делает ваше здание и как они это делают. Это дает вам возможность реализовать свое видение вашего здания. Вы также будете иметь полный контроль над ежедневными решениями, включая дисциплину ученика, оценку учителя, профессиональное развитие и т. Д.

Кредит на успехи: Как директор здания, вы также получите кредит, когда кредит должен. Когда отдельный ученик, учитель, тренер или команда преуспевают, вы также преуспеваете. Вы можете праздновать в этих успехах, потому что решение, которое вы приняли где-то вдоль линии, вероятно, помогло привести к этому успеху.

Когда кто-то, связанный со школой, признан за выдающиеся достижения в какой-то области, это обычно означает, что были приняты правильные решения. Это часто можно проследить до руководства директора. Это может быть так же просто, как нанять подходящего учителя или тренера, внедрить и поддержать новую программу или предложить конкретному студенту правильную мотивацию.

Большее влияние: Как учитель, вы часто оказываете влияние только на учеников, которых обучаете. Не заблуждайтесь, что это влияние является значительным и прямым. Как принцип, вы можете оказывать большее косвенное влияние на студентов, преподавателей и вспомогательный персонал. Решения, которые вы принимаете, могут повлиять на всех. Например, тесная работа с молодым учителем, которому необходимо какое-то руководство и руководство, оказывает огромное влияние как на учителя, так и на каждого ученика, которого они когда-либо будут преподавать. Как правило, ваше влияние не ограничивается одним классом. Одно решение может быть превосходным во всей школе.

Минусы быть директором школы

Больше времени: Эффективные учителя проводят много дополнительного времени в своих классах и дома. Однако руководители тратят гораздо больше времени на выполнение своей работы. Директора часто первыми приходят в школу и уходят последними. Как правило, они заключают контракт на двенадцать месяцев и получают только 2-4 недели отпуска в течение лета. У них также есть несколько конференций и повышения квалификации, в которых они обязаны присутствовать.

Ожидается, что директора школы будут присутствовать почти на каждом внеклассном мероприятии. Во многих случаях это может означать посещение мероприятий три-четыре ночи в неделю в течение учебного года. Директора проводят много времени вдали от своих домов и своих семей в течение учебного года.

Повышенная ответственность: Директора имеют большую нагрузку, чем учителя. Они больше не отвечают только за несколько предметов с горсткой студентов. Вместо этого директор несет ответственность за каждого учащегося, каждого учителя / тренера, каждого поддерживающего члена и каждую программу в их здании. Обязанность директора школы огромна. У вас есть рука во всем, и это может быть ошеломляющим.

Сделка с отрицательным: Как принцип, вы имеете дело с гораздо большим количеством негативов, чем с позитивами. Единственный раз, когда вы общаетесь со студентами лицом к лицу, это проблема дисциплины. Каждый случай индивидуален, но все они негативны. Вы также можете обращаться с учителями, жалующимися на учеников, родителей и других учителей. Когда родители просят о встрече, они почти всегда, потому что они хотят жаловаться на учителя или другого ученика.

Эти постоянные отношения со всем негативным могут стать ошеломляющими. Будут времена, когда вам нужно будет закрыть дверь своего кабинета или пойти осмотреть классную комнату необычного учителя, чтобы избежать негатива на несколько минут. Тем не менее, обработка всех этих негативных жалоб и проблем является существенной частью вашей работы. Вы должны эффективно решать каждую проблему, иначе вы не станете директором долго.

Ответственный за неудачи: Как обсуждалось ранее, вы получите кредит за успехи. Также важно отметить, что вы также будете нести ответственность за сбои. Это особенно верно, если в вашем здании школа с низкими показателями, основанная на стандартных результатах тестов. Как руководитель здания, вы несете ответственность за наличие программ, помогающих максимально повысить успеваемость учащихся. Когда ваша школа терпит неудачу, кто-то должен быть козлом отпущения, и это может упасть вам на плечи.

Есть много других способов потерпеть неудачу в качестве принципала, который может поставить под угрозу вашу работу. Некоторые из них включают в себя серию разрушительных наемных работ, неспособность защитить студента, над которым издеваются, и удержание учителя, который, как известно, неэффективен. Многие из этих неудач можно избежать с помощью тяжелой работы и самоотверженности. Однако некоторые сбои произойдут независимо от того, что вы делаете, и вы будете связаны с ними из-за своего положения в здании.

Может быть политическим К сожалению, в принципе есть политическая составляющая. Вы должны быть дипломатичны в своем подходе со студентами, учителями и родителями. Вы не можете всегда говорить то, что хотите сказать. Вы должны оставаться профессионалом во все времена. Есть также случаи, когда вас могут заставить принять решение, которое делает вас неудобным. Это давление может исходить от видного члена сообщества, члена школьного совета или вашего окружного управляющего.

Эта политическая игра может быть такой простой, как два родителя хотят, чтобы их дети были в одном классе. Это может также осложниться в ситуации, когда член школьного совета обращается к вам с просьбой разрешить играть футболисту, который не проходит класс. В такие моменты вы должны придерживаться этических норм, даже если знаете, что это может стоить вам. В политическую игру может быть трудно играть. Однако, когда вы занимаетесь лидирующим положением, вы можете поспорить, что в этом будет участвовать некоторая политика.


Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Набираться опыта и знаний можно в любом возрасте. «Большая перемена».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.


Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.


«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».


Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Читайте также: