Чем полезна профессия летчика

Опубликовано: 04.07.2024

Профессия летчика подойдет тем, кто не имеет никаких проблем со здоровьем, влюблен в небо и готов усердно учиться на протяжении 5-6 лет. Она предполагает большую ответственность и предельную концентрацию.

Летчик – это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками – тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.

Профессия пилот

Пилотом в настоящее время принято называть того человека, который умеет управлять не только вертолетом и самолетом, но даже и космическим кораблем. Выбирающий для себя такую профессию человек просто не может жить без воздушного пространства.

Ну какой мальчишка не мечтал взять в руки штурвал самолета и управлять им. Однако, чтобы стать виртуозным пилотом, необходимо иметь талант. Работа пилота является очень ответственной профессией, так как, находясь в полете, этот мужественный человек отвечает за жизни не только пассажиров, но и за жизни людей, работающих с ним бок о бок – за свой экипаж.

История появления профессии

Кто был первым пилотом? Ответ на этот вопрос отыскать довольно легко, для этого стоит лишь вспомнить курс школьной истории, относящийся к 5-му классу. Некогда в стародавние времена жил в Древней Греции один человек, мастер на все руки – Дедал. Он изготовил первые крылья, которые должны были помочь ему выбраться с сыном из плена. Однако, несмотря на весь красочный сюжет мифа об искусном мастере, Дедал является персонажем мифическим и скорее всего выдуманным.

Уже в XVIII веке мысли о покорении неба прочно засели в умах братьев Монгольфье, те долго не думали, да и поднялись в небо на воздушном шаре. Именно их принято считать первыми в мире пилотами официально.

В XIX веке склонность к полетам была настоль популярной, что люди, летающие на дирижаблях, были вполне обычным явлением.

Однако в современном понимании первыми пилотами стали уже другие братья – братья Райт. Именно эти люди в самом начале XX века построили первый самолет, поднялись на нем в воздух и управляли им.

Братья Райт

Значимость данной профессии

На сегодняшний день при помощи использования воздушного транспорта ежедневно осуществляется большое количество перевозок, что стало актуальным благодаря быстроте движения и комфортабельности. Профессия пилота сегодня является очень высокооплачиваемой и чрезмерно востребованной.

Особенности профессии

  1. Именно пилот, управляя самолетом, может принимать решения, касающиеся взлета и посадки самолета.
  2. Он инструктирует действия экипажа при наличии каких-либо проблем.
  3. Пилот подчиняется лишь действиям авиадиспетчеров, которые отслеживают траекторию полета самолета.
  4. Настоящий пилот – это призвание: человек должен чувствовать воздушное судно, на котором он постоянно совершает перелеты.

Пилот самолета

Необходимые качества и навыки пилота

Человек, избравший для себя такую профессию, как пилот, должен обладать следующими качествами и навыками:

  • Ответственность.
  • Лидерство.
  • Целеустремленность.
  • Отсутствие боязни высоты.
  • Высокая эмоционально-волевая устойчивость.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Быстрота реакции.
  • Усидчивость.
  • Высокий интеллект.

Пилот должен будет обязательно обладать отменным здоровьем и в совершенстве разговаривать на английском (международном) языке – это необходимо для международных перелетов.

Два пилота

Обязанности пилота

  1. Человек, выбравший для себя подобную профессию должен уметь профессионально управлять доверенным ему летательным транспортным средством.
  2. Каждый пилот должен помнить о том, что для его профессии были разработаны определенные правила безопасности в воздушном пространстве и на земле, которые он безукоризненно должен будет выполнять.
  3. Пилот должен уметь самостоятельно делать анализ метеорологических условий, сопровождающих полет, и на его основе формировать соответствующие выводы, принимая последующие решения на основе полученных данных.
  4. Пилот должен уметь контролировать состояние судна перед полетом.

От чего зависит зарплата пилота. Зарплата в данной профессии основывается и рассчитывается по количеству вылетов в пределах одного месяца.

профессия пилот самолета

Занимая место на борту воздушного судна, мы во всем полагаемся на его экипаж и, в первую очередь, на пилотов самолета. У нас нет права сомневаться в их опыте и профессионализме. Мы обязаны верить в то, что управление железной махиной, которая поднимает в небо несколько десятков человек и сотни килограммов багажа, находится в достойных руках. А значит и пассажиры — в полной безопасности. Не случайно пилот в представлении большинства людей — сильный, надежный мужчина с мощным самообладанием. И это не фантазии, а своего рода пропуск в профессию.

История специальности

«А мне летать охота» — древнее как мир желание человека оторваться от земли. Пример птиц всегда казался людям заоблачной мечтой, но герои, пытавшиеся летать, появлялись постоянно, начиная с Древнего Китая, Греции и других цивилизаций. Энтузиасты конструировали крылья, надевали их на себя и смело шагали с крыш, башен и других возвышенностей. Полеты длились недолго, совершались не вверх, а вниз, и не всегда заканчивались благополучно. Но это не останавливало их последователей.

Первые серьезные попытки разобраться в принципах аэродинамики предприняли китайцы, когда сконструировали воздушного змея. В 15 веке итальянский врач Джованни де Фонтана попробовал с помощью пороха запустить бумажно-деревянную ракету. Она поднялась, но не высоко и пролетела короткое расстояние. Невзирая на неудачу, изобретатель никогда не сомневался в том, что человек с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, все-таки поднимется в небо.

Более точное подобие современных летательных аппаратов в 16 веке пытался создать Леонардо да Винчи. От него остались чертежи первых «искусственных птиц» — планера и вертолета. На эскизах видно, что крылья у конструкций подвижные.

Первый пилотируемый полет был совершен на воздушном шаре. В 1784 году француз Жак Шарль наполнил его водородом и поднялся на высоту 3400 метров. Во второй половине 19 века появились дирижабли. Они имели двигатель и сложную систему управления.

Первыми «настоящими» пилотами считаются братья Уилбур и Орвилл Райт. Они сконструировали, изготовили, а также лично испытали первый самолет — аппарат с двигателем, который может совершать движение в воздухе под управлением человека. Одно из главных изобретений братьев Райт — создание трёх осей вращения самолёта. Они позволяют «рулить» машиной и сохранять ее равновесие во время полёта. Этот принцип остался неизменным и в современных конструкциях.

Первым русским пилотом был Михаил Ефимов. В 1910 году его рейс на пассажирском аэроплане «Фарман-4» побил мировой рекорд самого длительного авиаперелёта, который когда-то установил один из братьев Райт.

Описание профессии

Пилот гражданской авиации совершает перевозку пассажиров на внутренних и международных авиалиниях. Он несет ответственность за безопасность полета, сохранность здоровья и жизни пассажиров. Это одна из тех профессий, в которой нет и не может быть права на ошибку. Во время работы летчик должен быть предельно сосредоточен, внимателен к деталям, иметь хорошую реакцию и уметь быстро соображать.

Самолет является средством повышенной технической сложности. Пилоту необходимо до мельчайших подробностей знать принципы работы авиалайнера и методы управления им. От глубины профессиональных знаний и уровня специальной подготовки авиатора зависит насколько комфортным и безопасным будет перелет вне зависимости от его продолжительности. Поэтому весь период освоения профессии пилот должен развивать свои навыки, учиться, повышать квалификацию.

Практически все современные самолеты оснащены системами автопилотирования. Однако совсем отказаться от участия живых пилотов в управлении воздушными лайнерами человечество пока не готово. Поэтому на них лежит большая ответственность. Командир экипажа должен управлять машиной в моменты набора высоты, ее снижения и захода на посадку. Во время полета ему необходимо следить за тем, как работают двигатели, что показывают приборы, по какой траектории движется машина.

В небольших самолетах обычно работают два пилота — командир и его помощник. На сложных рейсах и больших авиалайнерах в состав экипажа входят штурман и бортинженер. Первый следит за траекторией полета, рассчитывает курс движения самолета. Второй отслеживает исправность систем управления.

Чем полезна профессия “пилот”? Она помогает нам преодолевать огромные расстояния за несколько часов. Утром Марракеш— вечером Бангладеш. Разве наши предки могли об этом мечтать?

Требования к специалистам

С пилотов гражданской авиации особый спрос. По большому счету, эти люди должны быть безупречны во всем. Вредные привычки для них запрещены. Пилот должен иметь отличное здоровье, быть физически выносливым, технически грамотным и высококвалифицированным специалистом.

Назовем еще ряд качеств, необходимых для этой работы:

  • ответственность;
  • внимательность;
  • сосредоточенность;
  • хорошая реакция;
  • устойчивая психика;
  • аналитический склад мышления;
  • умение быстро принимать решения;
  • хладнокровие в «горячих» ситуациях.

Чтобы стать сотрудником крупной авиакомпании, командиром экипажа, работать на престижных пассажирских авиарейсах, молодому пилоту необходимо проделать определенный карьерный путь.

Выпускник летного училища или авиационного института должен:

  • иметь не менее 150 часов учебных полетов;
  • налетать не менее 250 (в крупных авиакомпаниях не менее 350) часов на грузовом самолете;
  • получить разрешение на управление пассажирским лайнером после сдачи экзамена;
  • получить заключение медкомиссии.

В будущем работникам летных экипажей воздушных судов придется ежегодно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. Для пилотирования больших самолетов типа Airbus и Boeing потребуется дополнительное обучение и допуск к управлению.

Стюардесса – описание профессии, плюсы и минусы, перспективы карьеры.

Где учат управлять самолетом

Профессию пилота можно получить в летных училищах, авиационных институтах и университетах гражданской авиации. Рекомендуем некоторые из них:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  2. Московский авиационный институт.
  3. Высшее авиационное училище гражданской авиации в г.Ульяновск.
  4. Краснокутское летное училище гражданской авиации (г.Красный Кут Саратовской области);
  5. Бугурусланское летное училище гражданской авиации (г.Бугуруслан Оренбургской области);
  6. Сасовское летное училище гражданской авиации (г.Сасово Рязанской области);
  7. Омский летно-технический колледж гражданской авиации.

Чего ждать от профессии

Несмотря на очевидные трудности, специальность «пилот» всегда была привлекательна и уважаема в обществе. Эти тенденции сохранились. В работе есть свои достоинства и недостатки, и знать о них лучше заранее.

  • социальные льготы и гарантии;
  • зарплата от 100 тысяч рублей;
  • отпуск 45 дней;
  • пенсия в 50 лет.
  • большая ответственность;
  • высокие физические и психологические нагрузки;
  • риски для жизни и здоровья;
  • необходимость постоянного подтверждения квалификации.

Резюме

Тем, кто мечтает трудиться в небе, необходимо мыслить земными категориями: освоить летную специальность непросто, работать трудно, сделать карьеру быстро не получится. Но если, несмотря на все эти препятствия, вы намерены рано или поздно войти в кабину пилотов самолета на правах профессионала — считайте, что один «зачет» у вас уже есть. За верность мечте.


Легенды донесли до нас историю об Икаре, который пытался подняться в воздух на самодельных крыльях, а средневековые хроники говорят о многочисленных попытках тогдашних изобретателей создать летательный аппарат. Леонардо да Винчи оставил чертежи первых вертолетов, а Жюль Верн описал путешествие на воздушном шаре. Но лишь в начале ХХ века знаменитые братья Райт изобрели машину, которая смогла взлететь с человеком на борту, открыв тем самым эру авиации.

Конечно, первые самолеты или как их тогда называли, аэропланы были далеки от совершенства и представляли собой хрупкие конструкции из реек, фанеры и парусины, но все же они могли летать, и уже в Первую мировую войну примитивные самолеты-бипланы, а также популярные в ту пору дирижабли использовались для атак с воздуха. Летчики, их пилотировавшие, подвергались большой опасности, ведь эти конструкции все еще были достаточно ненадежны.

Да, армия сразу взяла на вооружение новый вид транспорта, оценив эффективность воздушных налетов. И именно тогда, на заре прошлого века, и появилась военная авиация.

Конечно, в современных сверхзвуковых истребителях сложно узнать те первые неуклюжие «этажерки», наука и техника шагнули далеко вперед. Но профессия летчик престижна и уважаема до сих пор и так же, как и сотню лет назад, требует от человека мужества, самоотдачи и, конечно, огромной любви к небу.

Описание

Летчик, в отличие от пилота, служит в армии. Это специалист, умеющий управлять военным самолетом или вертолетом. И если речь идет о пилотировании именно боевых машин, то такой профессионал должен уметь использовать оружие, которым эта машина оснащена. Одним словом, летчик обязан обладать достаточной квалификацией, чтобы выполнять свою боевую задачу.

Летчик — это специалист широкого профиля и виртуоз своего дела. Ведь для него не достаточно, подобно гражданскому пилоту, просто вести самолет по заданной воздушной трассе — ему нужно уметь маневрировать в небе, для чего необходимо выполнять фигуры высшего пилотажа, держать строй, если бой ведет авиационное звено, а также принимать мгновенные решения на основании оценки боевой ситуации. В случае необходимости, если машина безнадежно повреждена и уже не может быть посажена на землю, летчик должен уметь катапультироваться, воспользовавшись парашютом.

Полеты на современных сверхзвуковых истребителях сопряжены с сильными перегрузками, поэтому данная профессия подойдет только людям с хорошим здоровьем и устойчивой психикой.

Специализации

В зависимости от того, какую машину предстоит пилотировать, различаются специализации летчиков.

Истребитель. В задачу летчиков-истребителей входит ведение боя исключительно в воздухе. Они поражают воздушные цели и не касаются наземных объектов. Пожалуй, именно от истребителей требуется максимальная виртуозность управления самолетом, ведь в воздушном бою необходима максимальная маневренность и слаженность действий, если сражение ведет целое звено. Летчик должен уметь выполнять все фигуры высшего пилотажа (штопор, бочку, петлю Нестерова, пике), обладать гибким аналитическим умом, чтобы моментально принимать решения в зависимости от боевой ситуации, и обладать абсолютным здоровьем, которое позволит ему выдерживать огромные перегрузки во время маневров. Истребители летают на самолетах Су, МиГ и других.

Штурмовик. Штурмовой самолет предназначен для поддержки сухопутных войск и морских сил, а также поражения наземных целей, таких как военные базы, боевые корабли, колонны пехоты и артиллерии. Сегодня на вооружении Российской армии находится самолет-штурмовик Су-25.

Бомбардировщик. Летчикам, пилотирующим самолеты-бомбардировщики, как и штурмовикам, необходимо уметь поражать наземные цели, однако делать это нужно посредством ракетного или бомбового вооружения.

Современные российские бомбардировщики конструируются по технологии «стелс», поскольку важно, чтобы самолет не фиксировался радарами до того, как подлетит к цели. Сегодня на вооружении нашей страны находятся машины системы Ту (Ту-95МС, Ту-22М и другие).

Транспортник. В задачу летчиков, управляющих военно-транспортными самолетами, не входит непосредственно ведение военных действий, однако они являются очень важной составляющей армии, ведь транспортник предназначен для доставки оружия, войск, оборудования, снарядов, продовольствия и других необходимых на фронте вещей. К самолетам-транспортникам в частности относится Ан-124 «Руслан».

Вертолет. Винтокрылые машины сегодня — неотъемлемая часть воздушной армии любой страны. Они практически универсальны, служа и транспортниками, и штурмовиками, и бомбардировщиками, при этом ценность вертолета состоит в том, что он не нуждается во взлетно-посадочной полосе. Вертолет способен приземлиться практически на любую горизонтальную поверхность, вертикально взлетать и зависать в воздухе на одном месте, что важно для высадки десанта или забора с земли людей. Пилотирование вертолета требует от летчика очень высокого мастерства.

Современная российская авиация располагает вертолетами Ми (Ми-24ВМ, Ми-28Н «Ночной охотник») и Ка (Ка-50, Ка-27, Ка-52 «Аллигатор»).

Разведчик. Самолеты (истребители и бомбардировщики) в данном случае оснащены не оружием, а приборами, с помощью которых можно производить сбор данным: фото- и видеокамерами, радиолокаторами. Также на них установлено оборудование, с помощью которого можно передавать полученную информацию командованию. Летчик, работающий на подобных машинах, должен уметь управлять всеми вышеозначенными приборами и уметь самостоятельно анализировать информацию.

Летчик-испытатель. Пожалуй, самая опасная, а оттого самая почетная специальность летчиков. Их работа состоит в тестировании новых моделей самолетов, и именно в этом состоит риск данной профессии, ведь какой бы продуманной ни была конструкция, всегда есть риск каких-то недоработок. Конечно, в настоящее время жизнь летчика-испытателя не подвергается такой опасности, как даже в середине прошлого века, но риск все равно достаточно велик. Обычно в эту профессию идут летчики, уже имеющие большой опыт и являющиеся специалистами высочайшего класса. Ведь в их задачу входит не только сам полет, но и фиксация всех особенностей нового летательного аппарата, в том числе и его недочетов. Такой летчик должен уметь прямо в воздухе справляться с нештатным ситуациями, а также понимать буквально с полуслова как конструкторов, так и командование.

Все о профессии летчик

В далеком прошлом профессия летчик характеризовалась сложностью и высоким риском для жизни. И все же многие мальчишки мечтали покорить небо. К сожалению, не каждый сумел воплотить эту мечту в реальность. Далее наступили военные времена, когда каждый желающий защитить землю мог стать летчиком, пройдя сжатый курс обучения. Родители и деды по сей день рассказывают истории о доблести, чести, отваге летчиков. А после войны на телеэкраны вышел советский фильм «Экипаж», где показана сложность работы пилотов гражданской авиации.

В 2016 году фильм «Экипаж» пересняли на современный лад, после чего очередь на поступление в летное училище увеличилась в несколько раз. И что примечательно, в число будущих пилотов попадают не только парни, но и девушки.

Особенности

Летчик – профессионал, обладающий знаниями теории и практики в области управления воздушных судов военного и гражданского назначения. В данном случае речь идет о малых самолетах, вертолетах и крупных «Боингах». Для большинства людей слова «летчик» и «пилот» кажутся синонимами. Но если вдуматься, эти два значения предполагают несколько разные профессии. Пилотами называют специалистов, управляющих гражданскими самолетами. Летчики сидят за штурвалом судов военной сферы.

В случае внештатной ситуации они вместе решают проблему, а при необходимости обращаются за помощью к авиадиспетчерам, поддерживающим связь с самолетом с земли.


Наверняка многие слышали фразы «пилот от бога» или «вместо рук крылья». Одни утверждают, что это похвальная метафора, но если вдуматься, взвесить все «за» и «против», то становится понятно, что это слова – описание отдельных летчиков. Например, водитель для управления своим авто должен чувствовать машину. А летчик должен чувствовать целое судно, каждый его механизм, на что способны немногие. Так что пилот – это не профессия, а призвание.

Для управления самолетом необходимо знать технические требования и регламент полетов. Уметь концентрироваться, следить за здоровьем и физическим состоянием, саморазвиваться. С каждым годом разрабатываются новые модели воздушных судов, и летчик должен понимать тонкости их управления. Для этого пилоты должны регулярно посещать обучающие курсы, после которых они получают сертификат.

Многим кажется, что в обязанности летчика входит лишь осуществление перелета воздушного судна из одной точки в другую. Но на самом деле они подготавливают самолет к отправке, следят за работой всех механизмов системы во время полета, осуществляют благополучную посадку. Каждая секунда их рабочего времени связана с максимальной концентрацией и собранностью, ведь они отвечают не только за свою безопасность, но и за жизни пассажиров, сидящих в салоне.

Сложность работы летчиков оспорить нельзя. А такая огромная ответственность предполагает соответствующую оплату труда. Даже молодые пилоты с минимальным часовым налетом получают достойную зарплату, в несколько раз превышающую средний показатель оплаты труда рядовых инженеров.


Плюсы и минусы

Недостатками являются огромная ответственность, строгие требования, постоянная поддержка здоровья и физического состояния, сложность в создании семьи. Как правило, летчики практически постоянно находятся в небе. Их могут отправлять на длительные международные перелеты без захода в родной аэропорт больше месяца. Соответственно, не каждая женщина сможет вытерпеть это.


Специальности

На сегодняшний день существует несколько видов авиационных направлений, среди которых абитуриент должен выбрать то, что ему больше по душе. Большим спросом пользуется гражданская авиация. Будущие пилоты проходят обучение, по окончании получают коммерческую лицензию, благодаря которой могут устроиться на работу в любую авиакомпанию. Не имея летных часов, пилот первое время считается стажером и работает помощником. В качестве альтернативы можно пройти курс обучения в авиационном клубе. Но в таком случае специалисту будет иметь право управлять лишь малыми судами.

Более сложной считается направление военной авиации. Служба в ВВС протекает гораздо серьезнее и намного опаснее, чем обслуживание коммерческих перелетов. Тем, кто выбрал военную авиацию, придется определиться с летательным аппаратом. Кому-то по нраву истребитель, другим бомбардировщик, третьих интересует самолет-разведчик, а четвертые вовсе выбирают боевые вертолеты. Только определиться необходимо заранее, так как во время учебы придется разбираться в тонкостях летательного аппарата. Для получения профессии военного летчика необходимо воспользоваться одним из нескольких способов. Первый предполагает службу в армии. Пройдя медицинскую комиссию, призывник получает направление в часть. Но этот способ не всегда актуален, так как в направлении может быть указан совсем другой вид войск. Второй более надежный. Он предполагает поступление в военное летное училище.



Необходимы качества и навыки

Летчик – сложная профессия. В его обязанности входит не только доставка пассажиров из одной точки в другую, но и полная проверка летного судна перед отправкой, а также слежение за системой самолета во время полета и при посадке. В обязательный список навыков летчиков входят следующие требования:

  • умение организовывать подготовку всего экипажа к полету;
  • знание ТБ;
  • осуществление полета в неблагоприятных условиях;
  • умение проводить метеорологический анализ;
  • умение пресекать угрожающие действия, направленные против пассажиров;
  • правильное ведение документации;
  • уметь разбирать нюансы полета с экипажем.

Вместе с первым пилотом, на борту гражданского самолета присутствует второй пилот. Он должен знать правила подготовки судна к вылету, разбираться в летной документации, знать план полетов, уметь проверять навигацию и другое оборудование в кабине пилотов. Второй пилот должен знать летные тонкости с применением автоматики и навыки работы штурмана, так как при его отсутствии замену производит именно второй пилот.

В целом профессия летчик подходит не каждому человеку, а только тем, кто обладает выдержкой, отличается спокойствием, в нештатной ситуации остается с ясным рассудком. Летчик должен обладать высоким уровнем интеллекта и отличной памятью, хорошим зрением и безупречным физическим состоянием. Хорошее зрение летчика предполагает точный глазомер и способность на протяжении долгого времени выполнять одни и те же действия. Данная профессия противопоказана людям с нарушением работы вестибулярного аппарата, нервозностью, психическими и сердечными заболеваниями.

Помимо факторов здоровья, пилот ни в коем случае не должен иметь судимости, наказаний административного характера. Он не должен употреблять алкогольные и наркотические вещества.


Личностные

К пилотам любых летательных аппаратов предъявляются не только профессиональные требования, но и личностные качества. Руководство, приняв на работу стажера, внимательно изучает его характер, так как оценка эмоционального состояния является одной из ключевых для официального трудоустройства молодого специалиста.

Далее прилагается основной перечень личностных качеств, требуемых к каждому летчику:

  • концентрация;
  • быстрая реакция;
  • любовь к высоте;
  • отсутствие клаустрофобии;
  • лидерство;
  • аналитическое мышление.


Профессиональные

Крайне важным считаются профессиональные навыки летчиков:

  • понятие тонкостей механики и электротехники;
  • знание инженерной графики;
  • понимание радиоэлектронных устройств;
  • обустройство аэродромов, аэропортов и посадочных полос;
  • конструктивные особенности летательных аппаратов;
  • теория и практика в области авиационных двигателей;
  • знание автоматизированных контроллеров летных судов;
  • знание организационных моментов воздушного движения.


Как стать?

Навык управления воздушными судами возникает не просто так. А система самообучения разрешена лишь для познания теоретической части. Для получения практического навыка и статуса профессионального пилота необходимо окончить специализированное учебное заведение. При выборе ВУЗа абитуриент должен понимать, на каком аппарате он хочет летать. Либо это обычные самолеты для пассажирских перевозок, либо военные или испытательные суда. Выбрав специализацию, можно выбирать училище. Главное – запомнить, что пройдя обучение и получив диплом, молодому специалисту необходимо налетать определенное количество часов и успешно пройти испытательный срок. А уже после летчик может начинать строить планы на получение звания капитана летного судна.

В России получить летное образование можно в средне-специальном и высшем учебном заведении. Если поступать в колледж, то на специальность «испытатель летательных аппаратов». А в университете и институте предлагаются более серьезные профессии – «эксплуатация авиационных комплексов» и «управление летательными аппаратами». Чтобы поступить в ССУЗ, достаточно показать аттестат, конкурс на поступление требует среднего и высшего балла. А для поступления в ВУЗ придется пройти небольшую подготовку, затем сдать ЕГЭ, куда включается русский язык, математика, физика и информатика. Длительность обучения в любом учебном заведении составляет 5 лет. Если обучаться в ВУЗе на заочном отделении, потребуется 6 лет.

Далее предлагается список ВУЗов, где можно не просто учиться на летчика, а стать настоящим асом:

  • МАИ;
  • МГТУ гражданской авиации;
  • СГУН им. Решетнева;
  • Серпуховской филиал ВАРВ.

Летчик – сложная специализация, поэтому 2-месячных курсов освоения данной профессии не существует. В качестве дополнительного обучения можно записаться в летную школу «Аэрофлота», которая длится 2 года. Однако «Аэрофлот» рассматривает кандидатов с высшим авиационным образованием.


Карьерный рост

Кто-то считает, что профессия летчик в будущем не будет востребована. Что технический прогресс в виде роботизированной техники полностью вытеснит людей из кабины пилота. Но это не так. В современном мире ничто не сможет заменить человеческую сноровку и решительность внутри самолета. Тем более, что инженеры-конструкторы каждый год разрабатывают новые модели воздушных судов с максимально комфортной кабиной для пилота. А значит, у молодых дарований весьма хорошие перспективы.

Специальность летчик гарантируется каждому абитуриенту, окончившему высшее учебное заведение. Но сразу получить работу в должности пилота молодой специалист не сможет. Время его налетов минимальное, и каждый выход в открытое небо проходил под присмотром опытного инструктора. Наработать хотя бы небольшой опыт получится в малоизвестных компаниях, в лице стажера на коммерческом судне и в малой авиации. А уже спустя 2 года можно претендовать на звание командира. А дальше открывается проход вверх по карьерной лестнице. Постепенно двигаясь вперед, удастся стать руководителем одного из подразделений авиакомпании.

Что касается оплаты труда, летчикам могут позавидовать многие специалисты технических профессий. Например, пилоты американской авиакомпании Delta Air Lines зарабатывают по 212$ за один летный час, но лишь при условии налета более 65 часов. В России оплата несколько ниже, но если судить по прожиточному минимуму, то пилоты зарабатывают весьма прилично. Например, летчики известной компании «Аэрофлот» при 85 часах налета получают 290 тыс. руб. Если пилот выполняет работу сверх нормы, то и платят ему гораздо больше. Исходя из представленных расчетов, становится понятно, что средняя заработная плата российского пилота составляет 250 тыс. руб.

И не стоит забывать, что столь серьезная профессия сопровождается полным социальным пакетом, обязательным страхованием.

Читайте также: