Чем профессия гитариста полезна обществу

Опубликовано: 04.07.2024

19 профессий, связанных с гитарой

Исполнитель, композитор, учитель - обычно такой список приходит на ум, когда думаешь о гитарных профессиях. На самом же деле профессий, занимающихся созданием гитарной музыки, намного больше и их задачи разнообразны.

В данной статье мы расскажем о самых ярких видах деятельности гитариста. Будет актуально для всех любителей гитары, кто по разным причинам не смог стать концертным исполнителем или учителем гитары - посмотрите список, вдруг что-то приглянется.

Разделим список по этапам создания гитарной музыки.

Основные специалисты доисполнительской части:

Композитор — создатель оригинального музыкального сочинения, царь и бог основного креатива.

Написание сочинения определяет в большей степени успех или неудачу всех, кто будет его исполнять в будущем. Мастерство композитора - это не только владение техническими особенностями инструмента, но и даром предвидения, понимание изменчивых вкусов публики в сочетании с желанием привнести в мир свое оригинальное видение.

Гитарист композитор-аранжировщик

Аранжировщик — по написанному оригинальному сочинению создает практически новую музыку, внося новые музыкальные и технические элементы.

Музыковед, исследователь — исследует информацию из различных источников на предмет практического использования от истории создания гитарного сочинения, техники, музыкальных инструментов, до ведения лекций, концертов, написания статей и литературы. Своей деятельностью может осуществлять пропагандистскую миссию, привлекая интерес публики.

Подборщик по слуху — “снимает” музыку по слуху в случае такой необходимости. Такая деятельность часто востребована на любительском уровне. Эта деятельность тесно связана с деятельностью аранжировщика (каверщика).

Наборщик нот — занимается переводом рукописей в стандартные графические форматы нот, табулатур, цифровок с использованием программ типа Sibelius, Finale, GuitarPro, MuseScore и пр.

Учитель гитары — “переводит” знания и практический исполнительский опыт вышеперечисленных профессий в знания и опыт ученика. В идеале хороший учитель взращивает того исполнителя, который может стать лицом отдельного гитарного класса, школы или даже страны.

На этом профессии доисполнительской части заканчиваются .

Перейдём непосредственно к исполнительству:

Концертный гитарист-исполнитель

Исполнитель солист — исполняет и интерпретирует музыкальное сочинение с целью раскрытия музыкального образа и донесения музыкального послания композитора публике. Хороший исполнитель должен обладать не только отличными музыкальными качествами, но и особенной стрессоустойчивостью, артистизмом, дисциплинированностью и т.д.

Артист ансамбля — исполняет свою партию в составе ансамбля. В отличие от солистов, гитарист ансамбля должен обладать большей коммуникативностью для творческого взаимодействия с коллегами. Наряду с оркестрантами, хорошие гитаристы ансамбля прекрасно читают ноты и цифровки с листа, имеют хорошее чувство ритма.

Артист оркестра — играет под “дудку” дирижера музыку в разных стилях и направлениях. “Универсальный” и высокопрофессиональный музыкант оркестрант - это такой же исполнитель-солист, который, возможно, “взял паузу” в сольном исполнительстве.

Дирижер оркестра — обеспечивает слаженную работу оркестра, а оркестр является единым инструментом в руках дирижера. Он, как главный солист, но с дирижерской палочкой, планирует программу выступлений и интерпретацию отдельных пьес. Если оркестр звучит хорошо, публика хвалит оркестр, если плохо - ругает дирижера!

Ведущий концерта — занимается поиском информации и ораторским искусством для увлекательного ведения концерта.

Художественный руководитель проекта — задает основное направление развития фестиваля, конкурса или концерта. Благодаря отличным “худрукам”, широкой аудитории известны конкурс GFA или конкурс гитаристов в Александрии, но вряд ли ей также широко известны имена руководителей этих проектов.

Администратор проекта — помогает художественному руководителю в организации концерта или фестиваля. Например, договаривается о залах для выступлений, продаже билетов и т.д.

Звукорежиссер — записывает звук во время концерта или в студии.

Фотограф/видеограф — обеспечивает мероприятие или отдельных исполнителей фото и видео материалом для создания рекламы и продвижения.

Кроме работы над созданием и исполнением музыки гитаристы могут применить свои скилы в создании индустрии

Продавец гитар, по сути, тоже гитарист?

Гитарный мастер — занимается созданием и ремонтом гитар. Совмещая в себе специальности “и швеца, и жнеца”, гитарный мастер не только работает в мастерской, но ездит по выставкам и фестивалям. Подкаст с гитарным мастером слушайте по ссылке.

Продавец гитар — как бы это ни казалось банально, но хороших продавцов-консультантов в области гитары меньше, чем кажется. Ведь чтобы предложить хороший инструмент, который достойно прослужит покупателю долго, нужно разбираться и в особенностях гитар, и в особенностях потребностей тех, кто на них будет играть.

Журналист, блогер — создает информационное поле с целью привлечения внимания и интереса как к отдельным исполнителям и услугам преподавателей, так и к концертам, фестивалям и популяризации всей гитарной индустрии в целом.

Дизайнер — делает дизайны афиш, компакт дисков, нотных сборников.

Итого мы получили 19 направлений деятельности. Если вам хочется работать в гитарной сфере, но играть или преподавать не лежит душа — можете выбрать одну из списка и погрузиться в неё.

Гитарист кто это такой

Гитара и умение играть на инструменте заветная мечта мальчишек в молодости. Но впоследствии для многих, это становится непросто увлечением, а делом всей жизни. Чтобы понять гитарист кто это такой, надо разобраться в особенностях профессии, узнать специфику мастерства и разнообразие приёмов игры на гитаре в различных музыкальных стилях.

История рождения гитары

Прототип гитары, как струнного музыкального инструмента был создан в древние времена. Во 2-ом веке уже нашей эры первая похожая гитарная конструкция была обнаружена при раскопках в Испании. Она имела характерные для инструмента корпус и гриф с головкой.

В ходе эволюции строение и конструкция гитары претерпели существенные изменения и в результате из много струнного она превратилась в 6 – струнный инструмент. В Испании и Италии гитара становится любимым и популярным инструментом. Многие композиторы такие, как испанцы синьоры Агуадо и Сор, а также итальянцы Джулиани и Каркасси пишут музыкальные сочинения: концерты, сонаты, вариации пьес для соло-исполнения на гитаре.

  • В России, это увлечение наступило позже, в середине 17 века. Энтузиастом популяризации гитарной музыки в стране, в том числе внедрение усовершенствованной семиструнной гитары, считается композитор Андрей Сихра.

Гитара становится массовым, доступным инструментом для различных слоёв населения, создаются школы профессиональной игры и зарождается специальность – гитарист.

Факты о профессии

Гитарист — это многогранная профессия. Человек с этой специализацией может быть виртуозным исполнителем прекрасных музыкальных произведений как в сольных концертах, так и в группе с другими участниками ансамбля.

Артисты применяют гитару для аккомпанемента и музыкального сопровождения в разных музыкальных стилях:

    ,
  • кантри,
  • фламенко,
  • рок-музыка;
  • бардовская песня.

Виды гитар

Используя многие разновидности гитар, музыканты оказывают сильное воздействие на любителей гитарного исполнительского искусства.

Особо популярны такие виды инструмента:

Личные качества

Научится бренчать на гитаре в окружении подростков доступно многим, но для того, чтобы стать профессиональным виртуозным гитаристом необходимо обладать особенными качествами и приложить немало труда, добиваясь эксклюзивного звучания инструмента.

Исполнители в совершенстве должны владеть:

  1. Чувством ритма, что является основой для музыкального развития гитариста. Выдерживать темп и ритм при исполнении любого произведения довольно сложно и требует постоянного навыка и тренировок. Учиться ритмическому исполнению надо с самого начала, с первых аккордов, раз за разом совершенствуясь и изучая стандартные ритмы под гитару. Их существует большое количество и надо уметь постичь их размеры и такты, используя метроном.
  2. Музыкальным слухом, который в той или иной степени даётся каждому человеку при рождении. Для гитариста важно непросто овладеть техникой игры на инструменте, но и постоянно развивать музыкальный слух. Регулярные тренировки и практические усилия позволят в совершенстве чувствовать и понимать воспроизводимые звуки.
  3. Музыкальная память заключается в способности исполнителя не только воспроизводить мелодии, но и уметь подбирать их по памяти, подключая мышечный, интервальный навык звукоизвлечения.
  4. Хорошая координация, это умение контролировать гриф и чётко отработать способность применения различных приёмов и методов гитарной игры.
  5. Моторная беглость, это развитие подвижности пальцев двух рук с уверенной переменой позиций при скольжении по струне. Умение поддерживать их правильное расположение на грифе.
  6. Усидчивость и целеустремлённость позволяют гитаристу достичь поставленной цели с возможностью преодолеть трудности при овладении методов исполнения произведений на гитаре.

Где научится играть на гитаре

Для профессионального овладения игре на гитаре желательно пройти обучение в музыкальной школе, где можно получить не только хорошие навыки, но и расширить образование по многим другим дисциплинам необходимых для музыканта. Здесь учащийся постигнет мастерство игры по нотам, и выработают правильную постановку рук. Полученный аттестат поможет продолжить развитие в музыкальном училище или консерватории.

  • Многие начинающие гитаристы осваивают игру на гитаре, на курсах, в кружках или самостоятельно, в том числе по онлайн урокам на различных сайтах, но шанс стать профессиональным гитаристом будет только у особо талантливых, упорных и харизматичных.

Подведем итоги

Гитарист кто это такой, мы выяснили, что это профессия для творчески развитых людей, любящих и понимающих гитару и её неповторимое завораживающее звучание. Осваивая инструмент от простого бренчания к виртуозному исполнению музыкальных произведений, профессионал проходит сложный процесс обучения. Главное, верить в себя, любить звучание гитары и постоянно совершенствовать своё мастерство.

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

урок

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.


Ответ на этот вопрос очень важен для молодых людей. Надеемся, что эта страничка сайта поможет определиться с выбором профессии учащимся нашей школы.

Художник - это призвание, требующее труда

Прежде всего хочется развеять некоторые заблуждения. Первое заблуждение связано с такой «абстрактной» профессией, как художник. Художниками хотят стать многие дети, хотят стать известными и знаменитыми. Однако, художник, создающий искусство — это не профессия, это призвание, требующее большого труда, воли, везения. Художник — не просто рисует картины, он создаёт неповторимые произведения искусства. Настоящий художник всегда уникален, единичен. В мире много профессий, связанных с изобразительным искусством, умением создавать красоту, в которых требуется умение рисовать. Красота, во многих проявлениях, нужна будет людям всегда.


Ниже перечислены некоторые профессии, в которых необходим художественный талант:

  • Художник-живописец;
  • Художник-график;
  • Архитектор;
  • Скульптор;
  • Художник-монументалист;
  • Художник театра и кино;
  • Художник-мультипликатор (игровая мультипликация, реклама);
  • Веб-дизайнер, медиа-дизайнер;
  • Дизайнер интерьера и мебели;
  • Дизайнер одежды и обуви;
  • Художник-педагог;
  • Керамист;
  • Краснодеревщик;
  • Художник-оформитель;
  • Художник-конструктор;
  • Иллюстратор;
  • Дизайнер промышленного оборудования;
  • Художник по ткани;
  • Визажист;
  • Модельер-конструктор;
  • Ювелир;
  • Художник-фотограф, оператор.


Музыкант как профессия

Многие любят музыку, некоторые ею занимаются, а избранным дан талант музыканта. Фактически музыкантами принято называть не только тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте, но и вокалистов, и композиторов. В принципе, термин «музыкант» применим к любому человеку, занимающемуся музыкой.
Итак, музыканты могут быть любителями или профессионалами. Первые занимаются музыкой для души, для себя или узкого круга людей. Профессиональные музыканты зарабатывают музыкой на жизнь.



История профессии музыканта

Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.
В средневековье роль музыкантов часто исполняли монахи и другие служители церкви, поскольку развитие музыки было сконцентрировано вокруг христианской религии (в Европе). Параллельно существовали бродячие музыканты, для которых нередко музыка была главным занятием в жизни. Кроме того, музыка в их устах превращалась в идеологическое оружие, передававшее идеи и настроения широкой аудитории.

Роль профессии музыканта в современном обществе

С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи. Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.
Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.

Требования к профессии музыкант

Не стоит забывать, что музыка – это в первую очередь искусство, а значит, музыкант – профессия творческая. Творческие люди особенные, ими сложно управлять и почти невозможно что-либо от них требовать. Поэтому как таковых критериев к профессии музыканта нет. Прежде всего, чтобы стать хорошим музыкантом нужно иметь талант, врожденные способности к занятию музыкой. Сложно быть музыкантом, не имея хорошего слуха и голоса.
Но любой талант нужно развивать. Только исключительно одаренным личностям удается самостоятельно вырасти в профессионального музыканта.
Один из способов получить музыкальное образование – детская школа искусств, специализированные коллежди и профильные университеты. Это верный способ систематизировать знания, усовершенствовать умения и постоянно расти в профессиональном плане.



Рассмотрим, где работают музыканты, и назовём самые распространённые музыкальные профессии . Если раньше, всего-то лет 200 назад, профессиональный музыкант должен был быть универсальным, то есть уметь играть сразу на нескольких музыкальных инструментах, сочинять музыку и импровизировать, продвигать собственные сочинения для исполнения их на сцене, то сейчас все эти функции разделяются между разными специалистами-музыкантами.

СОЗДАТЕЛИ МУЗЫКИ – КОМПОЗИТОРЫ И АРАНЖИРОВЩИКИ

Сначала рассмотрим группу музыкальных профессий, которая связана с созданием музыки. Это композиторы и аранжировщики. Композиторы пишут музыку для песен, спектаклей, фильмов, а также для исполнения в концертных залах. Не смотря на то, что многие популярные музыкальные композиции создаются с помощью компьютерных программ, композиторская музыка не теряет своей актуальности, хотя бы даже потому, что именно композиторы обеспечивают постоянное движение вперёд. Они «выдумщики», и пока какая-нибудь классная фишка не придумана выученным композитором, она ни за что не появится в электронных программах для создания музыки.Кстати, и композиторы, и аранжировщики в своей работе активно используют различные программы для записи нот. До появления множительной техники и специальных нотных редакторов была распространена ещё одна старая профессия — переписчик нот, современная аналогия — наборщик нот на компьютере, музыкальный редактор.

ИСПОЛНИТЕЛИ МУЗЫКИ – ПЕВЦЫ, ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ И ДИРИЖЁРЫ

Теперь посмотрим, какие музыкальные профессии существуют в связи с исполнением музыки. Музыка бывает вокальной (та, что поётся) и инструментальной (которая играется). Понятно, что среди музыкантов есть солисты (выступают в одиночку – например, пианисты, скрипачи, певцы и т.д.) и те, которые принимают участие в различных формах ансамблевой игры или пения (любые музыканты) Типы ансамблей бывают различными: например, несколько музыкантов могут объединяться в камерный ансамбль (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.), сюда же можно отнести эстрадные группы. Участники таких объединений – артисты камерных ансамблей. Есть объединения крупнее – самые разные оркестры и хоры, а отсюда и такие музыкальные профессии, как артист хора или оркестрант. Оркестры и хоры – это или самостоятельные музыкальные коллективы, или большие группы музыкантов, обслуживающие спектакли в театрах, церковные службы или, к примеру, военный парад. Естественно, для того чтобы игра оркестра и пение хора были слаженными, коллективам нужны руководители – дирижёры. Дирижёр – это ещё одна важная музыкальная профессия. Дирижёры бывают разные. Собственно дирижёры – это руководители оркестров (симфонических, эстрадных, военных и т.д.), хормейстеры работают в светских хорах, а регенты управляют церковными хорами.Помощниками дирижеров в оркестре являются концертмейстеры – музыканты, ответственные за качество игры какой-либо оркестровой группы (например, концертмейстер скрипок или концертмейстер медных духовых инструментови т.п.). Концертмейстером всего оркестра является первый скрипач – перед началом игры он обходит всех музыкантов и при необходимости правит строй инструментов, также он при необходимости заменяет дирижёра. Слово концертмейстер имеет и другое значение. Концертмейстер – это музыкант (чаще всего пианист), который аккомпанирует певцам и инструменталистам (а также их ансамблям) во время выступлений и репетиций, помогает солистам учить свои партии.

МУЗЫКАНТЫ-УЧИТЕЛЯ

В школах, колледжах и университетах работают преподаватели-музыканты, которые посвящают себя обучению будущих профессионалов. В обычных же школах и детских садах работают те, кто воспитывает музыкой – учителя музыки и музыкальные руководители.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ И ПИАРЩИКИ

Это люди, которые занимаются продвижением музыкальных проектов – арт-менеджеры, продюсеры, импресарио – не всегда они являются музыкантами по своему образованию, но отлично разбираются в талантах. К этой же группе примыкают конферансье – ведущие концертов и тематических вечеров.

МУЗЫКАНТЫ В СМИ, РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

Многие музыканты работают именно в этой сфере. Это ведущие теле и радиопередач, журналисты, репортёры. Это связано с тем, что по телевидению и радио транслируются множество музыкально-развлекательных программ. В создании же продуктов для массовой аудитории (фильмов, передач, музыкальных альбомов и т.д.) большую роль берут на себя звукорежиссёры.

ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ

Есть и масса других профессий, связанных с музыкой. Некоторый научный уклон приобрели профессии музыкального критика и музыковеда. Прикладной характер носят такие музыкальные профессии, как настройщик пианино и роялей, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, создатели компьютерных музыкальных программ и т.д.


В широком смысле музыкант – это довольно общее название для множества профессий, связанных с музыкой. Перечислим некоторые из них.

Исполнитель-инструменталист играет на одном или нескольких инструментах: на скрипке, ударных, флейте и так далее.

Композитор пишет музыку на заказ или для собственного исполнения. Причем назначение может быть разным: для театральных постановок, фильмов, игр.

Аранжировщик создает новую версию произведения, например добавляет партии для новых инструментов.

Вокалист исполняет произведения голосом, то есть поет песни, но может одновременно играть на музыкальном инструменте.

Дирижер управляет оркестром, ансамблем, хором. Благодаря его работе все инструменты звучат слаженно.

Концертмейстер отвечает за определенную группу инструментов в оркестре или аккомпанирует вокалистам.

Диджей создает из уже имеющихся композиций микс с добавлением разных эффектов.

Педагог обучает музыке в музыкальной школе, образовательном учреждении.

Плюсы

У профессии музыкант есть следующие плюсы.

Минусы

Профессия музыкант также имеет и минусы, о которых не стоит забывать.

    Постоянное оттачивание навыков

Где получить образование

Учебные заведения

Учебные заведения, будь то колледжи, университеты, академии или консерватории, дают сильную подготовку будущим музыкантам. Существует несколько различных направлений обучения: инструментальное исполнительство (по видам инструментов), музыкальное искусство эстрады, вокальное искусство, музыкальное звукооператорское мастерство и другие.

При поступлении в училище абитуриенты проходят творческий конкурс, показывают свои знания сольфеджио и музыкальной грамоты. Также имеет значение средний балл аттестата. Среди училищ и колледжей для музыкантов наиболее известны:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского;
  • Музыкальная школа при Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова;
  • Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных (Москва);
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург).

Курсы

Музыкальный онлайн-колледж предлагает платные и бесплатные курсы по разным направлениям – от развития слуха до написания хитов.

Курсы от онлайн-академии MusicUp по основам игры на гитаре, клавишных, ударных и других инструментах.

Бесплатный онлайн-курс «Как научиться петь – секреты вокала от В. Герца».

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Музыканты могут преподавать в музыкальных школах или давать частные уроки, работать в ресторанах, киностудиях, студиях звукозаписи, оркестрах, камерных ансамблях, а также строить сольную карьеру.

В начале карьеры музыкантам часто приходится выступать не ради денег, а ради имени. Главное на этом этапе – заявить о себе всеми возможными способами. Новички часто участвуют в конкурсах и фестивалях, записывают и сводят музыку самостоятельно на доступном оборудовании. Конечно, многое здесь зависит не только от таланта, но и от удачи и связей. Многие музыканты мечтают о высшей ступени карьеры – известности, сольных концертах, толпах поклонников. Но чтобы этого достичь, придется через многое пройти.

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Алексей Черный Ангел Морозов, гитарист, мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, звукооператор, продюсер:

– Мне нравится создавать музыку, записывать ее. Правда, раньше этот процесс был гораздо интересней. Тогда ведь не было компьютеров, зато были катушечные магнитофоны, микшерные пульты, кассетные и двухкассетные деки и много всего другого. Сейчас все проще и музыку может делать каждый, если только захочет. Все, что нужно, – компьютер, ноутбук или даже телефон и в общем-то любой звуковой редактор. Может быть, в этом и беда, особенно популярной музыки. Раньше люди искали, выдумывали, экспериментировали. А что сейчас? Хороший бит, более или менее басовая линия, минимум гармонии и примитивная мелодия из двух нот, если есть. Что-то ушло, и это мне не нравится.

Что я могу посоветовать тем, кто хотел бы стать музыкантом? Хорошо все обдумать и запастись терпением. А если уж вы все для себя решили, тогда только вперед! Не надо думать, что найдется добрый дядя, который вложит в вас деньги и сделает из вас суперзвезд. Нет, таких дядь на всех не хватает. Так что работать, работать и еще раз работать! Просто вложить деньги здесь не получится. В музыку надо вкладывать душу. У многих, конечно, получается вкладывать только деньги, но здесь все зависит от того, кем вы хотите стать – настоящим самобытным музыкантом или продуктом, которого вокруг великое множество. Ну и конечно, будьте готовы к неудачам. Без них – никуда. И главное, не слушайте никаких советов, оставайтесь собой.

С чего начинать карьеру? Наверное, надо научиться играть и петь. У многих, конечно, сейчас получается без этого, но я думаю, что это невозможно. На самом деле, главное определиться, будете ли вы работать со своим материалом, привлекать авторов или делать каверы. Петь чужие песни сейчас модно, но сложно. В идеале нужно разрешение автора, хотя многие, как у нас, так и за границей, обходятся без этого и получают хорошее вознаграждение, исполняя каверы в кабаках, на торжествах и даже на улице. Все они – уличные музыканты и кабатчики, они же лабухи – используют фонограммы, которые либо делают сами для себя, а иногда для других, либо скачивают в интернете. Делать фонограммы – неплохой бизнес, они хорошо покупаются.

Однако нужного уровня продаж можно так и не достичь, поэтому такой доход стабильным назвать нельзя. Что делать? Продвигаться через социальные сети, блоги и другие интернет-ресурсы, собирать пожертвования. Конечно, нужно быть готовым к тому, что придется совмещать занятие музыкой с другой работой, приносящей стабильный доход, трудовой стаж и пенсионные накопления. Так делают многие, даже очень известные и популярные музыканты. Хорошо, если у вас есть хороший контракт с хорошим лейблом, ну а если контракта нет и вы независимый музыкант, то в общем-то у вас тоже все неплохо. Вы можете делать то, что вы хотите и так, как считаете нужным. Например, вы можете организовать собственный лейбл и лицензировать свою музыку самостоятельно, размещать ее на любых платформах. Главное, не отчаиваться и стремиться к достижению цели.

Читайте также: