Какие профессии относятся к творческим по закону

Опубликовано: 30.06.2024

Р.А. Каримова
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры трудового права
Уральская государственная юридическая академия. 620066, г . Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Н.М. Саликова
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры трудового права
Уральская государственная юридическая академия. 620066, г . Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Данная статья посвящена анализу понятия «творческие работники», которое использует действующий Трудовой кодекс РФ, но при этом не расшифровывает его. В статье исследуются определения данного понятия, приведенные в международных актах (например, в рекомендации ЮНЕСКО «О положении творческих работников»), российском федеральном законодательстве о культуре и законах субъектов РФ о культурной деятельности. Выявляются их недостатки. Авторы вырабатывают предложения по совершенствованию существующего законодательства.

Ключевые слова: творческие работники; трудовое право России; право ЮНЕСКО

Действующий Трудовой кодекс РФ [9] впервые обособил творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в особую категорию трудящихся, посвятив регулированию отношений по поводу их труда несколько статей (ст. 94, 96, 113, 153, 157, 268, 351). Указанные нормы закрепляют особенности регулирования отношений по поводу творческого труда в средствах массовой информации, организациях кинематографии, телеколлективах и видеосъемочных коллективах, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. При этом Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия «творческие работники» и отсылает правоприменителя к соответствующим перечням работ, профессий, должностей, утверждаемым Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Между тем в международных актах существует легальное определение понятия «творческий работник».

Так, рекомендация ЮНЕСКО «О положении творческих работников» от 27 октября 1980 г . [4, c. 376–393] закрепляет под понятием творческого работника любое лицо, создающее или интерпретирующее произведения искусства, участвующее таким образом в их воссоздании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью собственной жизни, таким образом способствует развитию искусства и культуры и признано или требует признания в качестве такового, независимо от того, связано оно или нет трудовыми отношениями и является ли оно или нет членом какой-либо ассоциации (п. 1 раздела 1). Такой широкий подход охватывает, в частности, всех творческих работников и авторов по определению Всемирной конвенции об авторском праве [3] и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [1], артистов и исполнителей по определению Римской конвенции об охране артистов-исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания от 26 октября 1961 г. Следовательно, статус творческого работника распространяется на авторов литературных, научных и художественных произведений, артистов-исполнителей, производителей фонограмм.

На наш взгляд, приведенное выше определение не является удачным. В частности, оно содержит в себе такую логическую ошибку, как тавтологию. По сути, в качестве творческого работника (согласно рекомендации) выступает любое лицо, занимающееся творческой деятельностью. При этом понятие «творческая деятельность» в рекомендации остается нераскрытым, равно как и термин «произведения искусства». Затрудняет восприятие данного понятия и использование выражений, не имеющих какого-либо юридического значения типа «считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью собственной жизни». Справедливости ради необходимо отметить, что подобного рода недостатки характерны для многих международных актов и, по всей видимости, отчасти обусловлены проблемами перевода.

Аналогичных недостатков не лишено и определение по линии СНГ, содержащееся в Модельном законе о творческих работниках и творческих союзах [6, c. 185–195]. Оно звучит следующим образом: «Творческий работник – физическое лицо, субъект авторского смежного или трудового права, чья профессиональная творческая деятельность направлена на создание или интерпретацию (перевод) произведения литературы и искусства, каким бы способом или в какой бы форме они ни были выражены» (ст. 3). Существенное отличие данной дефиниции от определения, содержащегося в рекомендации ЮНЕСКО, состоит лишь в одном. Модельный закон СНГ называет творческим работником только то лицо, которое занимается творческой деятельностью профессионально.

В границах нормотворческой деятельности того же объединения государств приведено несколько иное по форме (но не по существу) определение понятия «творческий работник». В статье 3 Модельного закона о культуре [5, c. 215–235] установлено: «Творческий работник – физическое лицо, которое создает и (или) интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни независимо от того, состоит оно или нет в трудовых либо гражданско-правовых отношениях и является или нет членом какого-либо объединения творческих работников».

Что касается российского законодательства, то формально оно восприняло позицию международных актов в отношении понятия «творческий работник». Так, ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре [7, ст. 2615], ст. 2 областного закона Свердловской области «О культурной деятельности на территории Свердловской области» [7] практически дословно воспроизвели п. 1 раздела 1 рекомендации ЮНЕСКО. Согласно этим нормативным актам (соответственно – на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) установлено: «Творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания)». По такому же пути пошли и другие региональные законодатели, в частности в Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Смоленской, Волгоградской областях и Краснодарском крае.

Как видно, разница между российским и международным законодательством заключается, во-первых, в том, что рекомендация ЮНЕСКО раскрывает понятие «творческий работник» через обращение к понятию произведения искусства, а Основы законодательства и областной закон – при помощи термина культурные ценности, который в соответствии с нормой национального законодательства является более общим понятием (ст. 3 Основ законодательства о культуре, ст. 2 Областного закона). Второе различие состоит в том, что рекомендация ЮНЕСКО при определении понятия «творческий работник» обращается к термину «трудовые отношения», а Основы законодательства и Областной закон – к термину с непонятным содержанием «трудовые соглашения». По мнению Л.Ю. Бугрова, под «трудовыми соглашениями» скорее всего понимаются любые гражданско-правовые договоры о труде и все виды трудовых договоров [2, c. 56].

Третье отличие проявляется в следующем. Согласно рекомендации ЮНЕСКО к творческим работникам, в частности, относятся все творческие работники и авторы по определению международных конвенций по вопросам интеллектуальной собственности. Российский же законодатель данную часть определения понятия «творческий работник» помещает в скобки, исключая при этом вводное слово «в частности». Таким образом, в национальном определении понятия «творческий работник» образуются как бы две части: первая – приведенная до скобок, вторая – заключенная в скобках, их соотношение при этом остается непонятным. Формально такая позиция российского законодателя дает основание считать, что к творческим работникам причислены лишь лица, которые отнесены к таковым международными конвенциями по вопросам интеллектуальной собственности, что принципиально искажает положения рекомендации ЮНЕСКО.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Как международный, так и российский (на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации) законодатель необоснованно расширил границы применения понятия «работник», распространив его как на наемных работников, так и на субъектов, не работающих по найму (лиц свободных профессий). В то же время Трудовой кодекс РФ четко фиксирует содержание понятия «работник» и подразумевает под ним только то физическое лицо, которое вступило в трудовые отношения с работодателем (ст. 20). В этой связи возникает противоречие между Трудовым кодексом РФ, с одной стороны, и Основами законодательства о культуре, а также региональными законами – с другой.

На первый взгляд, очевидно, что указанная коллизия должна быть разрешена в пользу Трудового кодекса РФ как специального отраслевого (в праве) нормативного акта большей юридической силы. При этом искажение сущности понятия «работник» как одного из центральных терминов трудового права, допускаемое актами иной отраслевой принадлежности, стоит признать явно не обоснованным. С другой же стороны, не стоит забывать о том, что Основы законодательства о культуре и соответствующие законы субъектов РФ были приняты раньше Трудового кодекса РФ и буквально дублируют аналогичные международные нормы, пусть и рекомендательного характера.

В науке трудового права высказывается предположение, что указанная коллизия возникла в связи с неточным переводом на русский язык понятия «творческий работник», которое было употреблено в международном законодательстве в значении «трудящийся», «труженик», «деятель» [2, c. 56–57], но не работник. Правильность такого мнения подтверждается и тем обстоятельством, что Основы законодательства о культуре оперируют таким понятием, как «творческая деятельность» Под ней понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Следование букве закона при этом приводит к парадоксальному выводу: творческие работники как лица, создающие или интерпретирующие культурные ценности (ст. 3 Основ законодательства о культуре, ст. 2 названного выше Областного закона), творческой деятельностью не занимаются, поскольку для них не характерны одновременно оба ее признака: и создание, и интерпретация культурных ценностей.

Подводя итог, позволим себе дать собственное определение понятия творческий работник. На наш взгляд, творческий работник – это работник, профессионально создающий и (или) интерпретирующий культурные ценности. При этом под работником в данном случае понимаются только те лица, которые вступили в трудовые отношения с работодателем, что соответствует положениям ст. 20 Трудового кодекса РФ. Использование в приведенном определении понятия «интерпретация» вместо термина «исполнение», как представляется, позволит понятию «творческий работник» должным образом соотноситься с понятием «творческая деятельность», которое предполагает именно интерпретацию культурных ценностей, а не исполнение. Что касается профессионального характера творческой деятельности, то, по нашему мнению, данный признак позволит разграничить работников, в чьи трудовые обязанности входят создание или интерпретация культурных ценностей (например, артистов балета Большого театра), от работников других профессий, занимающихся творческой деятельностью исключительно по своему желанию, в свободное от исполнения трудовых обязанностей время. Например, врачу никто не может запретить заниматься, например, балетом как хобби в танцевальной студии. Иными словами, и в первом и во втором случае мы имеем дело с работниками, но их трудовые обязанности принципиально разные; трудоправовое значение творческая деятельность приобретает лишь в первой ситуации, когда будет являться частью трудовой функции.

Представляется, что предложенное определение понятия «творческий работник» должно содержаться не только в Основах законодательства о культуре и развивающих его положения нормативных актах, но и в Трудовом кодексе РФ, в главе, посвященной регулированию творческого труда. Такой главы не существует на настоящий момент, но она вполне может появиться в будущем, учитывая существующую тенденцию к усилению дифференциации в регулировании труда отдельных категорий работников. Примером того является недавнее появление в Трудовом кодексе РФ новой главы – 54.1, посвященной регулированию отношений по поводу труда спортсменов и тренеров. Как известно, ранее в Трудовом кодексе РФ было лишь несколько упоминаний о спортсменах-работниках, при этом нормы были приведены в тех же статьях, что и нормы о творческом труде. Тем не менее по прошествии определенного времени российский федеральный законодатель посчитал необходимым объединить соответствующие нормы в отдельной главе Трудового кодекса РФ. Не исключено повторение данной ситуации и применительно к регулированию отношений в связи с творческим трудом.

Библиографический список

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г ., дополненная в Париже 4 мая 1896 г ., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г ., дополненная в Берне 20 марта 1914 г . и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г ., в Брюсселе 26 июня 1948 г ., в Стокгольме 14 июля 1967 г . и в Париже 24 июля 1971 г ., измененная 2 октября 1979 г . // Бюллетень междунар. договоров. 2003. №9. С. 3.

2. Бугров Л.Ю., Варламова Ю.В., Гонцов Н.И., Худякова С.С. Творчество и трудовое право /под ред. Л.Ю. Бугрова Пермь, 1995.

3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г . (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г .) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Международные нормативные акты ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. М., 1993; справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Модельный закон о культуре [Электронный ресурс]: утв. постановлением 24-го пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 4 дек. 2004 г . №24-6 // Информац. бюллетень Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. 2005. №35, ч. 1. С. 215–235; справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Модельный закон о творческих работниках и творческих союзах [Электронный ресурс]: утв. постановлением 10-го пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 дек. 1997 г . №10–10 // Информац. бюллетень Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. 1998. №16. С. 185–195; справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

7. О культурной деятельности на территории Свердловской области: закон Свердл. области от 22 июля 1997 г . №43-ОЗ (с изменениями от 19 ноября 1998 г ., 27 декабря 2004 г ., 28 марта, 14 июня 2005 г ., 20 марта 2006 г .) // Областная газета. 2007. 30 июля.

8. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Рос. Федерации от 9 октября 1992 г . №3612-I // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации от 19 ноября 1992 г . №46, ст. 2615.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г . №197-ФЗ. М., 2010.

В соответствии со статьями 59, 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации

I. Должности служащих

1. Администратор телевидения

2. Администратор съемочной группы

5. Артист оркестра

6. Артист (кукловод) театра кукол

7. Артист ансамбля песни и танца

8. Артист - музыкальный эксцентрик

9. Артист танцевального и хорового коллектива

10. Артист балета

11. Артист балета (солист)

12. Артист драмы

14. Артист мимического ансамбля

15. Артист - буффонадный клоун

16. Артист симфонического (камерного) оркестра

17. Артист оркестра духового

18. Артист эстрадного оркестра и ансамбля

19. Артист оркестра народных инструментов

20. Артист, ведущий концерт

22. Артист оркестра эстрадно-симфонического

23. Артист камерно-инструментального и вокального ансамбля

24. Артист эстрадно-инструментального ансамбля

25. Артист оркестра (ансамбля), обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки

26. Артист разговорного жанра

28. Артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров

29. Артист-вокалист (солист)

30. Артист-вокалист музыкальной комедии и эстрады

33. Артист цирка всех жанров

34. Артист - концертный исполнитель (всех жанров)

35. Артист вспомогательного состава

36. Ассистент балетмейстера

37. Ассистент режиссера

38. Ассистент режиссера-постановщика

39. Ассистент режиссера радиовещания

40. Ассистент режиссера телевидения

41. Ассистент телеоператора

42. Ассистент хормейстера

43. Ассистент дирижера

44. Ассистент звукооператора

45. Ассистент звукорежиссера

46. Ассистент звукооформителя

47. Ассистент оператора тележурналистского комплекта

48. Ассистент кинооператора

49. Ассистент кинорежиссера

50. Ассистент художника по комбинированным съемкам

51. Ассистент художника-мультипликатора

52. Ассистент художника-постановщика

55. Ведущий программы

57. Выпускающий ответственный

58. Главный балетмейстер

59. Главный выпускающий

60. Главный директор программ

61. Главный редактор студии (киностудии)

62. Главный редактор творческого объединения

63. Главный редактор телевидения и радиовещания

64. Главный дизайнер проекта

65. Главный дирижер

66. Главный звукорежиссер

67. Главный искусствовед

68. Главный кинооператор

69. Главный режиссер

70. Главный редактор (издательства, редакции газет и журналов)

71. Главный редактор программ

72. Главный телеоператор

73. Главный хормейстер

74. Главный художник

75. Главный художественный руководитель

76. Главный художник-модельер

78. Диктор редакции радиовещания

79. Директор программ (радиотелевизионных)

80. Директор съемочной группы

81. Директор творческого объединения (коллектива)

83. Заведующий аттракционом

84. Заведующий аттракционным комплексом

85. Заведующий труппой

86. Заведующий частью (музыкальной, постановочной, учебной, художественной и др.)

87. Заместитель главного редактора

88. Заместитель директора съемочной группы

91. Звукооформитель радиовещания

93. Инспектор манежа (ведущий представление)

96. Кинооператор комбинированных съемок

102. Концертмейстер по классу балета

103. Концертмейстер по классу вокала

105. Корреспондент издательства, редакции газеты или журнала

106. Корреспондент собственный

107. Корреспондент специальный

108. Культорганизатор детских внешкольных учреждений

109. Литературный сотрудник

110. Мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов

113. Музыкальный руководитель

114. Музыкальный оформитель

116. Оператор видеозаписи

117. Оператор звукозаписи

118. Оператор тележурналистского комплекса

119. Ответственный редактор

121. Помощник главного режиссера (художественного руководителя) постановочной, художественно-производственной мастерской

Современный городской человек все чаще жалуется на рутинность его работы и хочет, чтобы работа его была хоть немного творческой. И часто они заглядываются на традиционно творческие профессии, в которых рисуют, снимают, танцуют и музицируют. Тут я должна заметить, что творчество стоит понимать шире: любая деятельность, в которой вы что-либо создаёте по-своему — есть творческая деятельность. Даже если вы не создали продукт, а создали метод, способ, подход. И всё это возможно и в нетворческих профессиях. И в этом смысле, нет профессий, в которых не было бы места творчеству.

Я называю творческим такого человека, который жаждет творчества и творит.

Но какую профессию выбрать творческому человеку — зависит от того, с каким материалом он бы хотел работать: со словом, с деревом, со звуками, с едой, с одеждой или чем-то другим.

Список творческих профессий

  • дизайнер, художник, скульптор
  • музыкант, композитор, хормейстер, дирижёр, певец
  • режиссер
  • актер
  • хореограф, танцовщик
  • фотограф, кинооператор
  • звукорежиссер
  • писатель, поэт, сценарист, журналист

Я бы все же добавила к этим креативным профессиям список таких профессий, как программист, инженер, ученый-естественник, психотерапевт, маркетолог, продавец. Эти специалисты работают творчески и добиваются результата, которого мир не видывал до сих пор! Но эти профессии традиционно не считаются творческими и не входят в список творческих профессий.

Выбор творческой профессии

Выбор творческой профессии — нередко болезненное дело для семьи творческого подростка.

Творческие профессии, будучи очень привлекательными для школьников и взрослых, все же их и настораживают и даже отталкивают.

Чем же они пугают людей? Тем, что «для них нужен талант» и " вдохновение" (а где же его взять вдохновение-то — сетуют сами подростки?) и еще тем, что «ими не заработаешь».

Талант

Да, талант нужен, но на одном таланте не уедешь далеко. Нужно же научиться чему-то, что ты потом будешь продавать: рисовать, играть на музыкальном инструменте и прочее. А это труды — ежедневные и тяжкие. Не каждый талант проходит эти годы учёбы, как не всякая мука превращается в хлеб. А кто позволит себе годы труда, тот и состоится как творец. И так хорошо состоится, так хорошо станет рисовать или танцевать, что люди-то скажут: ну, конечно, ведь это талант!

Некоторые мудрые люди даже считают, что если таланта нет, то трудолюбие восполнит этот пробел.

Над этим утверждением стоит задуматься.

Но если вы взялись учиться чему-то творческому и вам стало невыносимо лень и вы видите, что вы не продвигаетесь нисколечко — наверно, стоит что-то изменить (график учебы, учителя, школу и еще что-то) прежде, чем бросить учебу. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Вдохновение

Писатель Владимир Войнович сказал: Какое вдохновение! Просто сажусь и пишу. Работа есть работа.

Дмитрий Пригов, оставивший после себя много бесценного текста, жил по правилу: утром четыре часа пишу, после обеда четыре часа рисую. Он и художником был, но больше известен как очень хороший писатель.

Композитор Чайковский тоже не ждал вдохновения. Просто работал: с утра садился за рояль. Именно поэтому его творческое наследие так велико. Творческая работа это работа. Внутри этого процесса может быть и полет, и мучения.

Ну, и Альберт Энштейн на себе почувствовал, что гений это 99 процентов пота.

Случается, что человеку самому творить бы не хотелось, но ему хотелось бы постоянно находиться в творческой среде: тут движение и интересные люди.

Нередко подросток сам не понимает про себя, какую творческую профессию выбрать и не учитывает, что есть и около творческие профессии:

    , второй режиссер, ивент-менеджер в рекламном агентстве
  • продуктолог

Про заработки в творческих профессиях

Выбирая около-творческую или творческую специальность, думать про заработки это естественно, это не стыдно.

Что можно сказать про заработки у художников, актеров и дизайнеров?

Можно сказать твёрдо, что их заработки могут быть сопоставимы с зарплатами учителей и врачей (в Москве — 70 000–80 000) и очень зависят от того, сколько работаешь и насколько ценным являешься. Некоторые, но не все, зарабатывают фантастически много. Например, один съемочный день актера может стоить 600 000 рублей.

Зарплата концепт-художника составляет 80 000–120 000 рублей. Такова зарплата любого рядового графического дизайнера.

От творца требуется интересный продукт (текст, фильм, песня, мелодия, ювелирное украшение, картина). Какого качества продукт и сколько его — такая будет и зарплата.

Стоит заметить, что оценка труда творческого специалиста очень субъективна (кому-то понравится, а кому-то нет). Кроме денег, награда творцу — само творчество, сам поиск, само движение в неведомое. Зачем это нужно ему? Он не может не творить и всё. Ну, а если кто может не творить — пусть не творит.

Про востребованность и про будущее

Творческие профессии всегда будут существовать, потому что люди в силу своей природы всегда будут ходить в театр, кино и на концерты, читать книги и смотреть видеоматериалы — даже если всё это уйдёт в интернет — по сути ничего не поменяется: набор специалистов останется прежним: оператор, звукорежиссер, композитор, видеохудожник, видеомонтажер, моушн-дизайнер, сценарист и так далее. Роботы вместо них работать не смогут, они смогут лишь помогать.

Творческих профессий становится все больше. Почему? Потому что творческий процесс требует разделения труда. Например, графические дизайнеры подразделились на визуализаторов, концепт-артистов, моушн-дизайнеров, мепперов, и так далее.

Как понять, что ты человек творческий?

Жизнь с самого раннего возраста ребенку дает возможности действовать с предметами: карандашами рисовать, из кубиков складывать, шить, готовить, что-нибудь улучшать.

Родители должны наблюдать за проявлениями растущего человека: что нравится ему, от чего загораются его глаза, что у него получается.

Если что-то ребенок проделал по своему усмотрению, создал не по шаблону — цените сам факт творчества, даже если лично вы не в восторге. В младшем возрасте дети очень творчески настроены. Не отбивайте у них охоту творить. Напротив — всячески поддерживайте усилия и интерес, но не принуждайте к дальнейшим шагам.

И вот вы взрослый человек — оглянитесь в прошлое. Вы можете сказать себе: да, мои руки все время заняты делом, моя голова все время что-то изобретает и выдумывает. Если это так — то вы человек творческий, даже если вы не рисуете, не поете и не танцуете, не пишете стихов.

Повторяю, что творческий жар и пыл могут найти применение в бизнесе, в маркетинге, инженерии, в выпекании пирогов. А уж с чем именно вам захочется постоянно иметь дело — с мясом и пирогами, с проводочками и железячками или причёсочками. Сами решайте. Или идите ко мне на консультацию.

Творческий кризис

Добавлю: творческие, уже состоявшиеся люди — они всегда особого склада люди, и я рекомендую специальный и индивидуальный семинар с философом, психотерапевтом и композитором Ричардасом Норвила. Будучи творцом и философом, психотерапевтом он будет наилучшим собеседником для вас, если вы находитесь в творческом кризисе.


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Хорошо, когда работа и хобби совпадают. В этом плане девушкам и молодым людям, являющимся представителями творческих профессий, очень повезло. Их можно разделить на истинно творческие и на имеющие точки соприкосновения с другими сферами.

Например, профессия дизайнера считается творческой, однако она может быть напрямую связана со строительством, приобретая некий «технический» оттенок созидания (дизайнер мебели, интерьера, фасадов и т.д.) Профессии художника, музыканта, актера, писателя и прочие такого оттенка не имеют, а потому могут считаться истинно творческими.

* - по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** - экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 - максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Изобразительное искусство - одна из самых эстетически привлекательных сфер человеческой деятельности. Человек, имеющий способности к рисованию, может реализовать их в разных профессиях.

Тем, кто жить не может без психологических тестов, на сей раз не повезло. Эту статью мы предлагаем вместо теста «Быть или не быть дизайнером». Затронет вас ее тема – тогда быть вам дизайнерами (если сумеете освоить технологии и, конечно, работать с заказчиками). Не станет близкой – не быть. Или пока не быть. Статья – о дизайне среды, но при желании можно думать в похожем ключе и о других видах дизайна…

Слово designer с английского переводится как проектировщик, конструктор, чертежник, оформитель и интриган, – и, пожалуй, этот набор синонимов очень точно отражает род деятельности дизайнера как специалиста.

Мне вспоминаются слова мексиканского живописца Диего Риверы, который считал все споры о назначении искусства бессмысленными. Когда его спрашивали, зачем или во имя чего люди берутся за краски, он отвечал: «Художник рисует, потому что не может не рисовать. А если может – это уже не художник!» Коль скоро у человека возникла потребность творить, он просто обязан воплотить ее.

Готовы ли вы ежедневно изобретать художественные образы в выбранном вами виде творчества? А если не готовы, но не мыслите себе жизни без искусства, возможно, вам понравится выполнять обязанности арт-менеджера?

В искусстве всё взаимосвязано: так, художники вдохновляются произведениями композиторов, а те способны воплотить литературные произведения в музыкальных произведениях – от опер до популярных хитов. Однако в момент выбора творческой профессии редко кто колеблется между театральным вузом, консерваторией и учебой на факультете живописи. Даже имея таланты в нескольких сферах, такие люди с детства, как правило, отдают предпочтение лишь одному из искусств, посещая музыкальную школу или, скажем, литературный кружок. При этом весьма распространена другая проблема – проблема выбора между творческой и «обычной» профессией: порой всё ближайшее окружение абитуриента настаивает на более «реалистичном» варианте, под которым подразумевается что угодно, но только не творческое занятие.

Как поверить в свой талант и убедить в нем родителей и приемную комиссию? Как превратить зрителей, слушателей и читателей ваших произведений в почитателей вашего дарования? Как пронести свое вдохновение через долгие годы творческой карьеры? Какова роль творчества в профессиях, не связанных с искусством напрямую? На эти вопросы вам ответят статьи данной рубрики, а также история искусства, любовью к которой отличается большинство настоящих творцов.

© ООО «Стади Групп»

Любое использование материалов сайта допускается исключительно с согласия редакции при установке активной ссылки на первоисточник. Информация, представленная на сайте, получена из открытых и общедоступных материалов. Ее достоверность подлежит проверке у первоисточника. Редакция не несет ответственности за какие-либо действия, либо за возможный ущерб (как материальный, так и моральный), полученный в результате прочтения материалов. Пользователь сайта принимает решения самостоятельно и несет за них полную ответственность.

Читайте также: