Что было запрещено или ограничено для евреев занимать должности в земской управе

Опубликовано: 28.06.2024

Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев.

Именной, данный Сенату. По жалобам многократно к Нам и в Правительствующий Сенат доходившим на разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех Губерниях, где Евреи обитают, происходящие, признали Мы нужным, указом, в 9 день Ноября 1802 года Правительствующему Сенату данным, составить особенный Комитет для рассмотрения дел к сему относящихся, и для избрания средств к исправлению настоящего Евреев положения.

Комитет собрав все сведения к сему принадлежащие, и, сообразив разные предположения о устройстве Евреев доселе бывшие, поднес Нам положение вновь для них составленное, с изъяснением в особенном докладе причин, на коем оно основано.

Рассмотрев положение сие, Мы находим начала Комитетом принятые весьма справедливыми и все статьи оного сообразными сколько умеренности и попечению о истинном благе Евреев, столько и основанными на пользах коренных обывателей тех Губерний, где людям сим жить дозволяется.

Утвердив по сему положение сие, препровождаем его при сем в Правительствующий Сенат вместе с докладом, для приведения в точное исполнение всех распоряжений в нем содержащихся.

I. О просвещении.

1. Все дети Евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных Училищах, Гимназиях и Университетах.

2. Никто из детей Еврейских, быв в Училище во время его воспитания, не должен быть ни под каким видом отвлекаем от своей религии, ни принуждаем учиться тому, что ей противно и даже несогласно с нею быть может.

3. Дети Еврейские в школах приходских и уездных обучающиеся, могут носить платье Еврейское; но обучающиеся в Гимназиях, должны быть одеты для единообразия и благопристойности в Немецком или Польском платье.

4. Дети Еврейские будут принимаемы и в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, если окажут к тому способности и расположения; платье должны они будут тогда носить Немецкое.

5. Те из Евреев, кои способностями своими достигнут в Университетах известных степеней отличия в Медицине, Хирургии, Физике, Математике и других знаниях, будут в оных признаваемы и производимы в Университетские степени наравне с прочими Российскими подданными.

6. Если, не взирая на все сии побуждения, Евреи не захотят отдавать детей своих в общие народные Училища, тогда установить на счет их особенные школы, где бы дети их были обучаемы, определив на сие, по рассмотрению Правительства, нужную подать. Между предметами их учения, необходимо должен быть один из языков: Русского, Польского, или Немецкого.

7. По прошествии шести лет от издания сего положения, все бухгалтерские книги и вообще купеческие всякого рода тетради и записки между Евреями, должны быть писаны на одном из сих языков, то есть, на Русском, Польском, или Немецком, или содержать в себе на одной стороне перевод. Без сего при исках и судах, нигде в уважение принимаемы они не будут.

8. Все Евреи в Империи Российской обитающие, имея полную свободу употреблять язык их во всех делах, как относящихся до веры, так и в домашних их упражнениях, обязаны, начиная с 1 Января 1807 года, во всех актах публичных, в обязательствах, векселях и крепостях всякого рода, употреблять язык Русский, Польский, или Немецкий. Без сего никакие их акты записаны и в дело приняты быть не могут.

9. С состояния сего положения, при первом выборе в Члены Магистрата из Евреев, желающие поступить в сие отличное звание, в Губерниях, от Польши присоединенных, должны для единообразия и общего порядка носить Польское или Русское платье, если носить Немецкого не пожелают; а в Губерниях Российских, где Евреям постоянное пребывание иметь дозволено, Евреи, в случае такового выбора в Члены Магистрата, должны носить платье Немецкое. - С 1808 года никто из Евреев не может быть выбран Членом Магистрата, если не будет он читать и писать на одном из языков Русском, Немецком, или Польском.

10. С начала 1812 года, никто не может быть избран и определен ни в какую должность, ни в Кагале, ни в Раввинстве, если не будет знать читать и писать на одном из означенных языков.

II. О разных состояниях и промыслах Евреев и преимуществах.

11. Все Евреи разделяются на четыре класса. А). Земледельцы. Б). Фабриканты и ремесленники. В). Купечество. Г) Мещанство.

А. Преимущество земледельцев.

12. Земледельцы из Евреев все свободны и ни под каким видом ни кому укрепляемы, ни во владение отдаваемы быть не могут.

13. Земледельцы из Евреев, так как фабриканты, ремесленники, купцы и мещане могут в Губерниях Литовских, Белорусских, Малороссийских, Киевской, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической, приобретать покупкою незаселенные земли, продавать их, закладывать, дарить и завещать в наследство, во всем пространстве указа 12 декабря 1802 года.

14. Пользуюсь правом покупать земли Евреи могут обрабатывать их наемными работниками по условиям с ними и контрактам.

15. Если Еврей купив ни кем прежде не населенную землю, водворить на ней по контрактам и условиям не менее 30 домов или семейств наемных работников; тогда дозволено ему будет в сем новом населении содержать пивную продажу, если по общему положению в прочих селениях той Губернии она дозволена будет.

16. Евреям дозволяется брать у помещиков земли в содержание, заключать с ними условия, и условия сии, быв записаны в Присутственных местах, должны быть сохраняемы свято и ненарушимо; разумея однако ж, что не будут они ни под каким видом продавать вина. Евреи, поселившиеся на землях помещичьих, по добровольным условиям, освобождаются от всех казенных податей на 5 лет. Льгота сия распространяется только на тех из Евреев, кои поселятся особенными селениями.

17. Те же из Евреев, кои ни собственных земель приобресть, ни у помещиков нанять не будут в состоянии, могут переходить на земли казенные в Губерниях: Литовских, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической; в некоторых из сих Губерний имеет быть для сего отведено на первый раз для желающих до 30.000 десятин.

18. Никто из Евреев насильно не будет принуждаем к переселению, но те, кои переселятся, свободны будут от всех податей на 10 лет, кроме земских повинностей, и получать на заведение заимообразную ссуду, которую они возвратить обязаны в известное число лет, соответственно правилам на коих колонистам иностранным ссуда таковая чинится.

19. Евреи, поселившиеся как на помещичьих, так и на казенных землях в Губерниях вышеупомянутых, по истечении льготных лет, платить будут все повинности наряду с другими подданными одинакого с ними состояния. Равным образом в Губерниях, где Евреи уже водворены, те из них, которые в хлебопашестве обращаться будут, освобождаются от платежа двойных в казну податей.

Б. Преимущество фабрикантов и ремесленников.

20. Все роды фабрик дозволяется заводить Евреям в Губерниях, где им жить дозволено, на том же основании и с той же свободой, как и всем подданным Российским.

21. При заведении фабрик нужнейших, каковы суть суконные, полотняные, кожевенные и прочие сего рода, Правительство по надлежащем удостоверении может доставлять Евреем особенные ободрения, отводом нужной земли, и доставлением им денежной ссуды. Для сего в каждой из Губерний, от Польши присоединенных, назначаем будет ежегодно капитал до 20.000 рублей с тем, чтоб из сего капитала, по усмотрению Начальника Губернии и по сношению его с Министерством Внутренних дел, производимы были ссуды тем из Евреев, кои нужнейшие и полезнейшие фабрики заводить пожелают, не требуя для сего займа залогов, но ограничиваясь поручительством других Евреев благонадежных. Для вящшего же поощрения Евреев к заведению фабрик, те из них, кои в фабричных работах обращаться будут, имеют платить одинакую подать с того времени, как собраны будут в каждом городе о таковых фабричных точные сведения. Дозволяется Евреям заводить фабрики и на землях помещичьих, по добровольным с ними условиям.

22. Помещикам, кои на землях своих заведут таковые фабрики, коих производство отправляемо будет Евреями по найму и условиям, будут также чинимы для сего денежные ссуды под залоги на выгодных условиях, так как и другие разные оказываемы будут ободрения по рассмотрению обстоятельств и действительной пользы.

23. Ремесленникам из Евреев, дозволяется в означенных Губерниях упражняться во всех промыслах, законом не запрещенных, и никакая ремесленная, или цеховая Управа ни под каким видом не должна им в том препятствовать; при чем предоставляется им свобода вписываться в цех, если то не будет противно привилегиям, особенно некоторым городам присвоенным.

24. Ремесленники из Евреев, имеют быть освобождаемы от двойной подати на том же основании, как выше (§ 21) сказано о фабричных.

25. Если ремесленники не найдут в какой-либо из сих Губерний себе довольно работы и средств к содержанию, они должны обратиться к Губернатору, который относится о том к Министру Внутренних дел. В следствие того, назначатся им способы основать с выгодой свою промышленность в Губерниях менее населенных, Екатеринославской, Херсонской, Таврической, Астраханской и Казанской.

В. и Г. Преимущества купечества и мещанства.

26. Всякого рода торговля внутренняя и внешняя дозволяется в означенных Губерниях Евреям, на точном основании Городового Положения и последующих узаконений.

27. Всякого рода промыслы и мелочная продажа, включая и винную, как оптом, так и в розницу с ограничениями ниже сего (§ 40) постановленными, на том же основании дозволяется Евреям в тех же Губерниях.

28. Фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам, дозволяемо будет приезжать по делам их коммерческим для усовершения в художествах или для показания особливого искусства в ремеслах и фабриках, на известное время во внутренние Губернии и даже в Столицы, но не иначе, как по паспортам Губернаторов, коим каждого месяца должны они доставлять ведомости к Министру Внутренних дел. Сии пребывающие на время Евреи, равно как жены и дети их должны носить Немецкую одежду без всякого от других отличия; в случае же употребления ими одежды своей, не должны они быть терпимы, и имеют Полицею немедленно быть высылаемы.

29. Когда все вообще Евреи в земледелии, мануфактурах и купечестве окажут постоянное направление и прилежание; Правительство приимет тогда меры уравнять их подати со всеми другими подданными.

III. О обязанностях Евреев по вышеозначенным их состояниям.

30. Никто из Евреев нигде в России терпим быть не может, если он не будет записан в одном из сих состояний. С Евреями, кои не предъявят в том письменного законом установленного вида, будет поступаемо, как с бродягами, по всей строгости законов.

31. При сей переписи каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть сохраняемо во всех актах и записях без всякой перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении, мера сия необходима для лучшего устройства Гражданского их состояния, для удобнейшего охранения их собственностей и для разбора тяжб между ими.

33. Само собою в прочем разумеется, что записка в одном состоянии не может препятствовать переходить в другое; но переход сей должен происходить с ведома местного Начальства и на основании общих узаконений.

34. Никто из Евреев, начиная с 1 января 1807 года, в Губерниях: Астраханской и Кавказской, Малороссийских и Новороссийских, а в прочих начиная с 1 января 1808 года, ни в какой деревни и селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов ни под своим, ни под чужим именем, ни продавать в них вина и даже жить в них, под каким бы то видом ни было, разве проездом. Запрещение сие распространяется также на все шинки, постоялые дворы, или другие заведения, на большой дороге состоящие, кому бы они не принадлежали, обществам, или частным людям.

35. Помещик, по истечении сего срока, дозволивший Еврею в своей деревне, или селе содержать какую-либо аренду, кабак, шинок, или другое заведение для продажи вина, по первому доносу быв в сем по исследовании Нижнего Земского Суда приличен, платить по приговору Поветоваго и Уездного Суда штрафу в пользу Приказа Общественного Призрения и доносителя по полам, в первый раз по 5 рублей с каждого дома, в деревне его состоящего, во второй в двое, а в третий имение его берется в опеку на 10 лет; арендовые же поссесоры отлучаются вовсе от управления имением и объявляются во всех ведомостях к тому неспособными.

36. Еврей, в таковой продаже, приличенный, на таковое же употребление платить в первый раз 100 рублей, во второй 200, в третий ссылается в Сибирь на поселение; но если бы Еврей не имел денег для заплаты сего штрафа, в таком случае поступить с ним, как с несостоятельным должником по законам.

37. Все контракты и условия на продажу вина в деревнях и селах, после означенного срока заключаемые, ничтожны, и действия никакого не имеют.

38. Все долги поселян и другого рода людей в шинках Евреями содержимых, на том же основании ничтожны и взыскания по ним нет.

39. В казенных селениях подобный штраф в первые два раза полагается на Земских Исправников, если они о том не донесут, в третий же отрешаются они от мест, и впредь ни к каким должностям определяемы не будут. В случае же допущения Казенными Палатами злоупотребления сего, штраф сей взыскивается с Вице-Губернатора и Членов Палаты. - В старостинских же или арендных имениях взыскивать штраф с владельцев, и староства отбирать, если в третий раз в том приличатся.

40. При сем строгом и необходимом запрещении Евреям продажи вина и всяких контрактов к тому относящихся в селах и деревнях, дозволяется им заниматься сим промыслом в городах Губернских, уездных и казенных местечках на основании общих по сей части положений, а в помещичьих местечках предоставляется право помещикам, когда они пожелают допустить их до продажи вина и заключат с ними контракты; но само собой разумеется, что никто не должен, под страхом вышеозначенных наказаний, присвоять селам и деревням права местечек, и никто вновь местечка учреждать не должен, не относясь о том к вышшему Начальству; в прочем под именем местечек здесь разумеются те, кои существуют в Губерниях, от Польши присоединенных.

41. В самых городах и местечках Евреи не должны никогда продавать вина в долг поселянам; все долги ими по сему сделанные ничтожны, и не только взыскания им нет, но и те Чиновники и места, кои иски таковые принимать и вчинять дозволят, сами подвергнутся суду и взысканию.

IV. О гражданском устройстве Евреев.

42. Все Евреи в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоять под точным покровительством законов наравне со всеми другими Российскими подданными.

43. Евреи отличившиеся знаниями или важными Государству заслугами, будут соразмерно тому отличаемы и награждаемы.

44. Никто не может иметь права присваивать себе собственность Евреев, располагать их трудом, а тем менее укреплять их лично. Никто не может притеснять, ни даже беспокоить их в отправлении веры и в общей гражданской жизни ни словом, ни делом; жалобы их на обиды, какого бы рода они ни были, принимаются в Присутственных местах и удовлетворяются во всей строгости законов, вообще для всех подданных Российских установленных.

45. Законные и дозволенные контракты, заключаемые между ими и помещиками, на землях коих они жить пожелают, должны быть сохраняемы ненарушимо.

46. При переходе Евреев с одного места на другое, они обязаны представить свидетельства от помещиков, на землях коих они жительство имели, что они удовлетворили всем обязанностям своим в рассуждении их; равно должны они предъявить в Земский Суд свидетельство их Кагала, что подати подлежащие они за себя заплатили. По свидетельствам сим Земский Суд выдает переселяющимся паспорт до того места, куда переселиться они желают. Беспаспортных Полиция будет брать под стражу и пересылать в степные земли, кои в свое время назначены к тому будут.

47. Пребывая по контрактам на землях помещичьих, они имеют быть под общим ведением Земской Полиции, которая и должна по жалобам их чинить управу, согласно их контрактам.

48. В Губернских и уездных городах Евреи состоят в ведомстве Градской Полиции и особенно Городничего и Магистрата.

49. Поскольку суд должен быть общий для всех подданных в Государстве, то и Евреи во всех тяжбах их по имению, в делах вексельных и уголовных имеют ведаться судом и расправой в обыкновенных Присутственных местах; из сего следует: 1) Что помещики, на землях коих они живут, не имеют над ними права суда ни в тяжебных делах, ни в уголовных. 2) Что Третейский Суд в делах тяжебных могут иметь Евреи на общем основании и во всей той силе, каковая общими законами Суду сему присвоена.

50. В Городах Губернских и уездных они имеют право избирать одного Раввина и несколько Кагальных, которые представляются Губернскому Правлению и по его утверждению вступают в должности, и каждые три года сменяются, если новым выбором утверждены не будут. В местечках помещичьих Евреи также могут выбирать Раввинов и Кагальных, без участия в том помещиков, коим запрещается при сем за Раввинство собирать какую-либо подать.

V. О должности Раввинов.

51. Должность Раввинов есть надзирать за обрядами веры и судить все споры относящиеся до религии; но при сем суждении не дозволяется им в решениях своих употреблять никаких способов, кроме увещания и убеждения, и запрещается налагать всякое другое наказание, кроме обличения и выговоров внутри Синагог; Раввины и другие духовные начальники, кои дерзнут против сего правила налагать публичные наказания, какого бы рода они ни были, как то: пени запрещения пасхального брашна и мяс (кошар), а паче проклинания и извержения, будут за сие сверх взыскания с них убытков от заклинаний происходящих, наказуемы, в первый раз взысканием 50 рублей, во второй 100 рублей, в пользу Приказа Общественного Призрения, а в третий по обличении будут отсылаемы в Сибирь на поселение, во всех же случаях клятвы их и прещения никакого действия иметь не будут.

52. Поскольку Раввинство есть должность почетная, а не доход, то Раввинам строго запрещается за Раввинство налагать поборы, или требовать себе возмездия, какого бы рода оно ни было: а должны довольствоваться определенным от общества жалованьем.

53. Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект, и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной Синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свои Синагогу и выбрать своих Раввинов; но во всяком городе Кагал должен быть один.

VI. О должности Кагалов.

54. Кагалы должны наблюдать, чтоб казенные сборы, доколе они пребудут в настоящем их положении, были исправно и бездоимочно вносимы; они должны распоряжать вверяемыми им от общества суммами, давая в употреблении их отчет обществу и представляя таковой же на Русском или Польском языке, в городах Городничим, в казенных селениях Исправникам, в помещичьих местечках помещикам и во всех сих случаях подвергаются суду и наказанию по всей строгости законов, если отчеты, даваемые ими Начальству, в чем-либо найдутся не сходны с подлинными, даваемыми обществу. Впрочем ни под каким предлогом не должны они, без ведома Начальства, налагать новых податей, под страхом не только взыскания лично с них всего ими вновь положенного, но и законного суда и наказания

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 28. 1804-1805. СПб., 1830. С. 731-737.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ЕВРЕИ (Русское законодательство о евреях), собрание правовых актов и административных распоряжений, регулировавших место евреев в Русском государстве.

Некоторым ограничениям подлежали только евреи-иудеи, т. н. раввинисты. Любой еврей, принявший христианство, получал равные права со всеми подданными Российской Империи. Относя евреев к инородцам, русский закон по-разному регулировал правовое положение разных категорий евреев.

1) Евреи-караимы (с 1863 назывались просто караимами) пользовались всеми правами русских подданных в зависимости от состояния, к которому каждый из них принадлежал. Резкое различие между караимами и евреями-раввинистами установлено было указом Екатерины II от 8 июня 1795 вследствие представления таврического генерал-губернатора об «увольнении таврических евреев, именуемых караимами, от наложенных на всех вообще евреев двойных податей»; караимам предоставлялись различные выгоды и облегчения в противоположность евреям-«раббинам».

2) Евреи Царства Польского до 1860-х не допускались в Империю, как евреи-иностранцы, а евреи Империи при отправлении в царство должны были платить особую подать (гелейтцоль). Существовавшие в царстве весьма многочисленные ограничения прав местных евреев были отменены законом от 24 мая 1862, установившим почти полное равноправие евреев Царства Польского в пределах царства. Законом от 11 июня 1891 евреям в Царстве Польском было запрещено приобретение в собственность крестьянских усадеб и земель, содержание их в аренде и др.

3) Евреи-иностранцы. Переселение их в Россию впервые было воспрещено при имп. Александре I законом от 15 марта (29 июля) 1824. По действующему праву евреи-иностранцы не допускались к переселению в Россию и вступлению в русское подданство. Евреи Царства Польского по закону 1868 получили право переселяться в черту еврейской оседлости. Временный приезд, по общему правилу, был позволен иностранным евреям по видам наших консульств или с разрешения министра внутренних дел (Правила от 14 марта 1891). Среднеазиатские евреи могли приезжать в Россию для дел торговых, а под условием вступления в гильдию их могли принимать в русское подданство с разрешения министра внутренних дел или туркестанского генерал-губернатора.

4) Евреи-раввинисты. До 1844 органом управления еврейских обществ был кагал, учреждение преимущественно фискальное. Уже по присоединении Белоруссии в 1772 было повелено приписать евреев к кагалам; им даны были и судебные функции, вскоре, однако, отошедшие к городским магистратам и ратушам, за кагалами же (губернскими и уездными) остались только дела веры и касавшиеся духовенства. Положение о евреях от 9 дек. 1804 передало и духовно-судебную власть раввинам. Кагалы в качестве особого сословного управления, наподобие управления крестьян и других сословий, сохранили гл. обр. фискальное значение. Положение о евреях 1835 усилило значение кагалов, но уже законом от 19 дек. 1844 в перспективе слияния евреев с остальным населением кагалы и прикагалки были упразднены и дела их переданы в городские думы и ратуши. В Риге и городах Курляндской губ. кагалы были отменены законом 1893. Но особые сборы с евреев (коробочный и свечной) не были отменены, и потому еврейские общества продолжали существовать в виде хозяйственно-податных единиц (содержание синагог, школ, раввинов, благотворительных учреждений и др.), не имевших, однако, собственного органа управления и подчиненных городскому общественному управлению и губернскому правлению. Законы об управлении духовными делами евреев были изложены в Уставе духовных дел иностранных исповеданий.

В целях ограничения возможностей эксплуатации русского народа еврейскими дельцами на деятельность евреев-раввинистов были введены некоторые ограничения.

I. Ограничение права жительства евреев определенными местностями, т. н. чертой оседлости. Первые указы об изгнании евреев из России относятся ко временам царствования Екатерины I и Елизаветы Петровны. С присоединением польских областей в пределах России оказалась значительная часть еврейского населения; при Екатерине II евреям-иностранцам было разрешено селиться в Новороссийской губ. (1769), с 1804 — в черте оседлости, впервые упоминаемой в указе Екатерины II от 23 дек. 1791. Черта оседлости охватывала первоначально Белоруссию, Екатеринославскую и Таврическую обл. Она была расширена при Павле I (1797) и в Положении о евреях 1804, сужена согласно Положению 1835 и при Александре III. В н. XX в. в черту еврейской оседлости входили губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая (с 1893 кроме Ялты), Херсонская, Черниговская и Киевская (кроме Киева, где евреи могли жить только в определенных частях города). В некоторых местностях право жительства евреев обусловливалось долговременным пребыванием евреев в данном месте (Курляндская губ.), наличием евреев в области во время присоединения ее к России (Кавказ и Туркестан). Но и в пределах черты временными правилами от 3 мая 1882 евреям воспрещено было вновь селиться вне городов и местечек. Некоторые ограничения были установлены также относительно селений Могилевской и Витебской губ. и права жительства в 50-верстной черте от границы с Пруссией и Австрией. В Финляндии еще со времени Шведского государства евреям воспрещалось селиться; они могли только проезжать по Финляндии и пребывать там временно по усмотрению местных губернаторов. Некоторым категориям евреев дано было в 1859—79 право повсеместного жительства: а) купцам 1-й гильдии; по выбытии из купечества они возвращались в черту оседлости, но в течение годичного или двухгодичного (для владеющих недвижимостью) срока. Пробывшие вне черты 10 лет в 1-й гильдии сохраняли право жительства и по выходе из гильдии; б) лицам с высшим образованием (в т. ч. провизорам), а также аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам, повивальным бабкам и лицам, изучающим фармакологию, фельдшерское и повивальное искусства; в) ремесленникам, которым Высочайшим повелением от 28 марта 1891 было воспрещено жительство в Москве и Московской губ. Приобретать недвижимость вне черты ремесленники, однако, были не вправе; г) отставным нижним чинам, поступившим на службу по прежнему рекрутскому уставу (Положение об устройстве отставных нижних чинов от 25 июня 1867; решение Сената от 14 марта 1890 по делу Вецеловского). На Кавказе как местные, горские евреи, так и пришлые, получившие уже при русском владычестве право селиться на Кавказе, противополагались, как природные кавказские обыватели, инородным евреям, не имевшим права водворения в крае. Горские евреи пользовались всеми правами горцев, наделялись наравне с ними землей и несли те же повинности. В Сибири евреи имели право повсеместного жительства.

II. Евреи ограничивались в праве приобретения, взятия в залог и арендования недвижимости. Это право принадлежало евреям только в пределах черты оседлости, причем и в черте они были лишены этого права вне городов и местечек. Вне черты право приобретения недвижимых имуществ принадлежало только евреям, имевшим право повсеместного жительства (кроме ремесленников). В Финляндии приобретение евреями недвижимости было воспрещено. В девяти западных губерниях и губерниях царства Польского всем без исключения евреям воспрещалось приобретать земли от крестьянства и помещиков. Евреям было запрещено также покупать, брать в залог и арендовать имения, приобретенные в западных губерниях лицами русского происхождения на основании Положения о покупке казенных и частных имений от 5 марта 1864 (Высочайше утвержденные правила о приобретении в собственность, залоге и арендовании земель в 9 западных губерниях от 27 дек. 1884). Приобретение нефтеносных земель в Кавказском крае евреями, даже имевшими там право жительства, возможно было только с разрешения министров внутренних дел, земледелия и государственных имуществ и финансов и главноначальствующего гражданской частью на Кавказе.

III. Положение о евреях 1804 (отдел о просвещении евреев) постановило, что «все дети еврейские могут быть принимаемы и обучаемы без всякого различия от других детей во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах». То же равенство евреев в праве на образование проводит и Положение о евреях 1835, а равно указ от 13 нояб. 1844 об учреждении особых училищ для образования еврейского юношества. С 1887 (законы от 3 дек. 1886 и 26 июня 1887) для приема евреев в средние учебные заведения была установлена процентная норма: в черте оседлости — 10%, вне черты — 5%, в Москве и С.-Петербурге — 3%. Это ограничение распространено было также на высшие учебные заведения, в т. ч. на высшие женские курсы и женский медицинский институт в Петербурге. В некоторые учебные заведения доступ евреям был закрыт вовсе: в Военно-медицинскую академию, петербургские и московские театральные училища, Домбровское горное училище и др.

IV. Ограничения прав евреев по службе государственной и общественной. Воспрещение принимать евреев на гражданскую службу было высказано впервые по частному случаю в 1828. В 1860-х евреям с высшим образованием были даны права государственной службы, но в новейшее время это право подверглось ограничениям впервые по военному ведомству, где число врачей и фельдшеров из евреев не должно было превышать 5%.

В качестве экспертов по еврейским делам состояли при министре народного просвещения, попечителях учебных округов, губернаторах витебском, могилевском, минском, полтавском и черниговском, одесском градоначальнике и при генерал-губернаторах в черте оседлости особые должностные лица, т. н. ученые евреи. Положение о земских учреждениях 1864 не устанавливало никаких ограничений для евреев, а по Городовому положению 1870 число гласных и членов городских управ из нехристиан не должно было превышать 1/3 числа всех гласных; городской голова мог быть избран только из числа христиан.

По Положению о земских учреждениях 1890 евреи не допускались к участию в земских избирательных собраниях и съездах. По Городовому положению от 11 июня 1892 евреи не допускались к участию в городских избирательных собраниях и собраниях домохозяев, а также к занятию должностей по городскому правлению. В черте оседлости, кроме Киева, гласные из евреев назначались местным по земским и городским или по городским делам присутствием в числе, определяемом министром внутренних дел, но не более 0,1 числа всех гласных. Ограничение евреев в праве быть присяжными заседателями, отсутствующее в судебном уставе от 20 нояб. 1864, впервые было установлено законом от 19 июля 1877 о введении в действие судебных уставов в девяти западных губерниях: число евреев, вносимых в очередные, запасные и четвертные списки (или по периодам судебных заседаний, согласно закону от 28 апр. 1887), должно было соответствовать процентному отношению общего числа евреев в уезде ко всему населению (ст. 5), то же правило соблюдалось при назначении из очередного списка тридцати присяжных заседателей и шести запасных на период заседания. Старшина присяжных заседателей выбирался из христиан. Эти правила были включены в Учреждение судебного устава 1883 и законом от 5 июня 1884 распространены на Бессарабскую, Екатеринославскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую и Черниговскую губ. Занятие либеральными профессиями по закону для евреев не было ограничено, кроме занятия адвокатурой. В силу закона от 8 нояб. 1889 для зачисления евреев в присяжные и частные поверенные требовалось разрешение министра юстиции; практика распространяла это правило и на присяжных стряпчих при коммерческих судах. По закону 1890 при уездных съездах частные поверенные из нехристиан допускались только с разрешения министров внутренних дел и юстиции.

Воинская (рекрутская) повинность отбывалась евреями до 1827 посредством денежного сбора. По уставу от 26 авг. 1827 евреев стали брать в рекруты в возрасте от 12 до 25, а беззачетных рекрутов — до 35 лет; в 1853 обществам и отдельным евреям было дано повлекшее за собой многочисленные злоупотребления дозволение представлять за себя в рекруты «пойманных» беспаспортных евреев. Оно было отменено в 1856 вместе с зачислением на службу малолетних. В Уставе о воинской повинности 1874 никаких ограничений для евреев не было установлено, но уже с 1876 принимается ряд особых мер в отношении евреев. Важнейшие из них: замена неспособных к службе евреев евреями же, особые правила удостоверения правильности сведений о семейном составе евреев, привлечение к исполнению повинности в случае недобора и тех евреев, которые пользовались льготой 1-го разряда по семейному положению (закон от 9 мая 1878), ограничение права перечисления евреев из одного призывного участка в другой (12 апр. 1886) и взыскание денежного штрафа в размере 300 руб. с семейства еврея, уклонившегося от отбывания повинности; штраф налагался уездным, окружным или городским по воинской повинности присутствием, взыскивался полицией и замене арестом в случае несостоятельности не подлежал. Особыми сборами с евреев являлись коробочный сбор с мяса (общий и вспомогательный), свечной сбор с зажигаемых в субботу по обряду еврейской религии свечей на содержание еврейских училищ, сбор с еврейских типографий.

Законодательство русское сохранило также ряд относящихся особо к евреям уголовно-правовых положений. Так, еврей, укрывавший военнослужащего из евреев или пособствовавший побегу, карался исправительными арестантскими отделениями на срок от 1 до 1,5 года, кроме того, с еврейского общества, в котором укрывался военный беглец из евреев, взыскивался штраф до 300 руб. с каждого. Усиленно каралось (каторжными работами) совращение из христианской веры в нехристианскую, нарушение раввинами их обязанностей, занятия торговлей вне черты оседлости и др.

Из законодательных мероприятий о евреях заслуживают еще упоминания меры, направленные на привлечение евреев к занятию земледелием и создание специальных еврейских учебных заведений. Положение о евреях 1804 предоставило им право покупать и брать в содержание земли и переходить на поселение на казенные земли, предоставленные сначала в Новороссийском крае. На основании Положения 1835 для поселения евреев в 1836 были назначены земли в Тобольской губ. и Омской обл., но в следующем году было предписано переселение евреев в Сибирь прекратить и производить его в Новороссии и вообще в пределах черты оседлости. Новое Положение о евреях-земледельцах было издано в 1844 и дополнено в 1847 и 1852. Несмотря на предоставленные колонистам льготы, водворение среди евреев с помощью правительственных мероприятий земледельческого труда подвигалось с очень незначительным успехом. В 1859 было приостановлено водворение евреев на казенных землях в западных губерниях, а в 1866 были вовсе отменены постановления о перечислении евреев в земледельцы.

Казенные учебные заведения для евреев были установлены законом от 13 нояб. 1844: училища 1-го разряда, соответствующие приходским, училища 2-го разряда с программой в объеме уездных училищ и соответствующие средним учебным заведениям раввинские училища для подготовки учителей и раввинов. Для содержания этих заведений в 1844 был восстановлен свечной сбор. Законом 1873 раввинские училища в Вильне и Житомире были преобразованы в учительские институты, соответствующие Положению от 31 мая 1872, казенные еврейские училища 2-го разряда закрыты, а училища 1-го разряда частично закрыты, частично преобразованы в начальные училища согласно Положению о городских училищах от 31 мая 1872. В н. XX в. существовал Виленский еврейский учительский институт и несколько начальных училищ, содержавшихся Министерством народного просвещения из средств на образование евреев. Частные еврейские училища поддерживались сионистскими обществами распространения просвещения между евреями в России.

Прекращалось еврейское состояние с принятием евреями христианства, причем предпочтительным поощрением всегда пользовался переход в Православие. В числе попыток распространения христианства среди евреев наиболее значительными были учреждение в 1817 Комитета для всех обращающихся в христианство евреев, Общества израильских христиан, снабженного значительными привилегиями, но упраздненного в 1833, и Комитета опекунства израильских христиан, которых, однако, у Комитета вовсе не оказалось на попечении. Переход в другие терпимые в государстве христианские религии был возможен только с разрешения министра внутренних дел. При крещении родителей крестились и дети до 7 лет, при крещении отца — только сыновья, при крещении матери — дочери. Смягчение наказаний нехристианам, принявшим христианство во время следствия или суда, было отменено в 1866. Принятие Православия одним из супругов вело к расторжению брака только по желанию другого супруга. Если брак не расторгался, то и принявший крещение супруг не имел права жительства вне черты еврейской оседлости.

законам во всех тех случаях, в коих не постановлено особых о них правил.

1835 Апр. 13 (8054) 1, 2.

Отделение первое

О правах и обязанностях евреев вообще

I. О правах личных и по имуществу

768. Каждый еврей должен быть приписан на законном основании к

одному из установленных в государстве состояний.

В случае несоблюдения сего,

с ним поступается как с бродягою.

1835 Апр. 13 (8054)

769. Каждый еврей должен навсегда сохранять известную

наследственную, или же на основании законов принятую фамилию, или прозвание, без

перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении.

770. Евреи именуются теми только именами, под коими они

записаны в метрические книги.

За исключением предусмотренного статьею 915

случая погрешности писца, никакого исправления сих книг не допускается.

Апр. 23 (9521) ст. 1.

771. Каждому еврею, главе семейства, объявляется, каким именем

и прозванием он записан в метрических книгах, внесен в посемейный и алфавитный

списки, и должен именоваться в видах на жительство и во всяких актах (а).

Все cие означается в выдаваемых от городских или общественных управлений

(ср. ст. 794) упомянутым евреям особых, на печатных бланках, билетах, причем

означенные управления обязаны соблюдать совершенную правильность в написании

имен и прозваний каждого еврея (б).

(а) Там же, ст. 2; 1894 Июн. 3 (10709)

(б) 1844 Дек. 19 (18546) 7; 1866 Апр. 13 (43183) ст. 1.

772. Евреям, обратившимся в Христианскую веру, с переменою

имени при Святом Крещении, не дозволяется переменять свои фамилии, и они должны

навсегда сохранять те фамилии, которые носили до принятия ими Святого Крещения.

Тем из обратившихся в Христианскую веру евреям, которые, приняв Святое

Крещение, переменили до 6 февраля 1850 года свои фамилии, дозволяется сохранить

таковые и на будущее время.

1850 Февр. 6 (23905).

Примечание. Состоящим в военной службе евреям, обратившимся в

Христианскую веру, предоставляется, с соблюдением правил, изложенных в Своде

Военных Постановлений, принимать новые фамилии, заимствованные от имен их

крестных отцов, с согласия сих последних, а в случае смерти или неизвестности

местопребывания их крестных отцов, и без согласия таковых.

(41799); Мая 13 (42094).

773. Евреи во всех публичных актах и во всех бумагах,

подаваемых или присылаемых ими местам и лицам правительственным, судебным и

полицейским, должны употреблять язык русский, или тот, на котором в месте их

пребывания дела производятся, но отнюдь не еврейский.

Сие же самое правило

наблюдается ими и при ведении книг, установленных законом для торговых дел.

1835 Апр. 13 (8054) 18; 1868 Февр. 29 (45544) прав., VII; 1875 Февр. 19 (

54401) пол., ст. 241; 1876 июн. 17 (56105) пол. Ком. Мин.; 1889 июл. 9 (6188)

пол. I, А, ст. 2; пол. II, ст. 39-41.

774. Подписи евреев на актах, объяснениях и прочих бумагах,

правительству или суду представляемых, при неумении писать на другом языке

допускаются по-еврейски, но с переводом на тот язык, на коем самая бумага

писана, и с надлежащим засвидетельствованием подписи.

1835 Апр. 13 (8054)

775. Употребление особой одежды евреям воспрещается

повсеместно: женщинам-еврейкам запрещается брить головы.

1850 Мая 1 (24127);

1851 Февр. 27 (24975) ст. 29; Апр. 12 (25113); 1852 Окт. 10 (26603).

776. Евреи, принявшие Христианскую веру, могут приписываться по

желанию к городским и сельским обществам на основании установленных правил.

С принятием Христианской веры, евреи исключаются из прежних обществ и

1823 Ноябр. 26 (29657); 1829 Сент. 26 (3195) ст. 1; 1842 Янв. 7

(15198) ст. 4, п. б; 1893 Март. 29 (9468).

Примечание. Обязанным избирать род жизни выкрестам из евреев

назначается для сего девятимесячный срок, и буде они не изберут рода жизни в сей

срок, тогда поступается с ними по узаконенным о праздношатающихся.

Сент. 25 (3951) ст. 2; 1861 Февр. 19 (36650).

777. При принятии евреями Христианской веры, Святое Крещение

совершается и над малолетними их детьми до семилетнего возраста, а если

принимает Христианскую веру только один отец или одна мать, то крещение

совершается в первом случае над сыновьями, а в последнем над дочерями.

Янв. 7 (15198) ст.1.

778. Правила относительно постоянного или временного пребывания

евреев как в черте их оседлости, так и вне иной, изложены в Уставе о Паспортах.

779. Евреи в черте общей их оседлости, равно как в везде, где

дозволено им постоянное пребывание, могут переселяться с одного места на другое

на общих правилах.

1835 Апр. 13 (8054) ( 12.

Примечание 1. Высочайше повелено: в виде временной меры и до

общего пересмотра в установленном порядке законов о евреях, воспретить евреям в

губерниях постоянной их оседлости впредь вновь селиться вне городов и местечек,

с допущением в сем отношении исключения только относительно существовавших до

1882 года еврейских колоний, занимающихся земледелием.

1882 Мая 3 (834) пол.

Примечание 2. В разъяснение правил, изложенных в примечании 1 к

сей (779) статье, постановлено:

1) переход евреев из селений, где они

проживали до 3 Мая 1882 года, в другие селения должен считаться безусловно

2) евреев переселившихся после 3 Мая 1882 года по день

обнародования Высочайше утвержденного 29 Декабря 1887 года мнения

Государственного Совета (4924), из одних сельских местностей в другие,

находящиеся в черте постоянной еврейской оседлости, оставлять на постоянном

жительстве в тех селениях, в коих застало их приведенное выше мнение

1887 Дек. 29 (4924).

Примечание 3. (по Прод. 1906 г.). Действие примечания 1 к сей

(779) статье о воспрещении евреям в губерниях постоянной их оседлости впредь

вновь селиться вне городов и местечек не распространяется;

окончивших курс в высших учебных заведениях Империи, их жен и детей; сыновей до

совершеннолетия или до окончания курса в высших учебных заведениях (но не долее

двадцатипятилетнего возраста), а дочерей до замужества.

окончившим курс в высших учебных заведениях, предоставляется иметь при себе во

время пребывания в сельской местности черты еврейской оседлости домашних слуг и

приказчиков (или конторщиков) из своих единоверцев, хотя бы не пользующихся

самостоятельным правом жительства в сих местностях, с соблюдением в отношении к

ним правил, установленных статьею 13 приложения к статье 68 Устава о Паспортах

2) на евреев купцов первой гильдии и членов их семейств,

включенных в их сословное купеческое свидетельство, а также на евреев бывших

купцов первой гильдии, в течение пятнадцати лет состоявших в сей гильдии как в

черте еврейской оседлости, так и в оной, и членов их семейств.

евреям купцам первой гильдии предоставляется иметь при себе во время пребывания

в сельской местности черты еврейской оседлости домашних слуг и приказчиков (или

конторщиков) из своих единоверцев, хотя бы не пользующихся самостоятельным

правом жительства в сих местностях, с соблюдением в отношении к ним правил,

установленных статьею 12 (по Прод.) приложения к статье 68 Устава о Паспортах.

Правами присваиваемыми евреям купцам первой гильдии в силу сего (2) пункта,

они пользуются лишь при условии не бытности их под следствием, судом и надзором

полиции и неопорочения их судебным приговором (б);

3) на аптекарских

помощников, дантистов, фельдшеров и повивальных бабок (в);

ремесленников, упомянутых в статье 17 приложения к статье 68 Устава о Паспортах

(изд. 1903 г.), а также на каменщиков, камнетесов, плотников, штукатуров,

садовников, мостовщиков и землекопов, с подчинением ремесленников, по

принадлежности, изложенным в статье 17 приложения к статье 68 Устава о Паспортах

Порядок удостоверения прав поименованных в сем (4) пункте лиц на

проживание вне городов и местечек определяется правилами, при сем приложенными.

Евреи ремесленники и перечисленные выше евреи неремесленных цехов, законно

водворившиеся в губерниях постоянной их оседлости вне городов и местечек, в

случае оставления ими ремесленных занятий или производительного труда, подлежат

выдворению в места, для постоянного их жительства назначенные.

правильным проживанием упомянутых евреев возлагается на местную полицию,

которая, признав еврея подлежащим выдворению, доводит о сем до сведения

губернского начальства, от коего зависит сделать распоряжение о выдворении

такого лица (г); и

5) на евреев отставных нижних чинов, поступивших на

службу по Рекрутскому Уставу, а также на воинских чинов их евреев, кои, участвуя

в военных действиях на Дальнем Востоке, удостоились пожалованиями знаками

отличия или вообще беспорочно несли службу в действующих войсках (д).

1904 Авг. 11, собр. узак., 1377, Имен. ук., ст. 1, а; прим.

11, собр. узак., 1377, Имен. ук., ст. 1, б; прим.; 4, прим.

16, собр. узак., 1141, ст. 2.

(г) 1904 Авг. 11, собр. узак., 1377, Имен.

ук., ст. 1, в; 1905 Июн. 16, собр. узак., 1141, ст. 2, 6.

собр. узак., 1377, Имен. ук., ст. 1, г; 7.

Примечание 4 (по Прод. 1906 г.). Список поселений в губерниях

черты еврейской оседлости, в коих может быть допущено, в изъятие от действия

правил примечания 1 к сей (779) статье, свободное жительство евреев, при ем

1903 Мая 10 (229330 пол. Ком. Мин., ст. 1; Дек. 9 (23664) пол.

Ком. Мин.; 1905 Ноябр. 11, собр. узак. 1906 г., 22, пол. Ком. Мин.

780. Евреи в черте общей их оседлости, равно как и везде, где

дозволено им постоянное пребывание, могут приобретать недвижимую собственность

всякого рода, кроме имений населенных, владение коими евреям воспрещается.

1835 Апр. 13 (8054) ( 12; 1836 Мая 21 (9203); 1853 Июн. 4 (27322); 1857 Янв.

14 (31400); 1858 Март. 27 (32921); 1861 Февр. 19 (36674) 1, ст. 3; 1862 Апр. 26

Примечание 1. В девяти Западных губерниях запрещается всем без

исключения евреям приобретать земли от помещиков и крестьян, а также приобретать

и брать в залог имущества, приобретенные на основании Положения 5 Марта 1864

года (40656 а, П. С. З. 1866 г.) о льготах, преимуществах и денежных ссудах,

предоставляемых при покупке казенных и частных имений в Западных губерниях, и

Инструкции 23 июля 1865 года (42328 а, П. С. З. 1867 г.) о порядке продажи

казенных земель в Западных губерниях лицам русского происхождения.

Март. 5 (40656 а, П. С. З. 1866 г.) ст. 26; июл. 10 (41039) Выс. пов.; 1865 Июл.

23 (42328 а, П. С. З. 1867 г.) ст. 26; 1867 Март. 24 (44388 а) пол. Ком. Мин.

Примечание 2. Высочайше повелено: в губерниях постоянной

оседлости евреев, временно, приостановить совершение на имя евреев купчих

крепостей и закладных на недвижимые имущества, находящиеся вне черты городов и

1882 Мая 3 (834) пол. Ком. Мин., ст. 2, 4.

Примечание 3 (по Прод. 1906 г.). Впредь до пересмотра в

законодательном порядке постановлений о евреях, в губерниях, не входящих в черту

общей еврейской оседлости, воспрещается совершение от имени или в пользу евреев

всякого рода крепостных актов:

1) служащих к укреплению за ними прав

собственности, владения и пользования недвижимыми имуществами, вне городских

поселений расположенными, и

2) предоставляющих им возможность выдавать под

обеспечение сих имуществ денежные ссуды.

Сие примечание относится также к

статье 828 (прим. 2).

1903 Мая 10 (22932) пол. Ком. Мин.

Примечание 4 (по Прод. 1906 г.) В поселениях означенных п

примечании 4 (по Прод.) к статье 779, евреям предоставляются также как в городах

и местечках, права по приобретению недвижимых имуществ, в пределах селитебной

площади таких поселений, и управлению или распоряжению ими.

сомнений относительно определения границ селитебной площади поселений (ст. 779,

прим. 4, по Прод.) предоставляется местным Губернским или Губернским по

крестьянским делам Присутствиям, по принадлежности.

1903 Мая 10 (22933) пол.

781 (по Прод. 1906 г.). В западных пограничных губерниях и в

губерниях Бессарабской, на пятидесятиверстном от границы пространстве, евреи

подчиняются всем узаконениям о жительстве указанных лиц, действующим в черте

1904 Июн. 7, собр. узак., 1173, I, ст. 1.

Примечание (по Прод. 1906 г.). В пределах упомянутого в сей

(781) статье пятидесятиверстного от границы пространства установленное

примечаниями 1 и 2 к статье 779 воспрещение евреям селиться вне городов и

местечек, а равно переселяться из одних сельских местностей в другие, относится

лишь к водворению евреев в сельских местностях означенной пограничной полосы

после 6 июля 1904 года.

782. В области войска Донского, впредь до общего пересмотра

действующих законов о евреях, евреям воспрещается приобретать в собственность и

содержать в найме или аренде недвижимые имущества.

1880 Мая 22 (60970) ст.

Примечание 1. Сделки о приобретении евреями недвижимых имуществ

в области, облеченные законными актами до 22 Мая 1880 года, а также договоры о

найме или отдаче в содержание сих имуществ евреям, заключенные установленным

порядком до означенного времени, остаются в силе.

Примечание 2 (по Прод. 1906 г.). Действие правил, в сей (782)

статье изложенных, не применяется к тем евреям, которые поселились в бывших

Ростовском уезде (ср. Ст. 780, прим. 3, по Прод.) и Таганрогском градоначальстве

до времени опубликования закона о присоединении упомянутых уезда и

градоначальства к области войска Донского [1887 Мая 19 (4466)].

(4466) I ст. 21.-Ср. 1903 Мая 10 (22932) пол. Ком. Мин.

783 (по Прод. 1906 г.). В пределах областей Кубанской и

Терской, впредь до общего пересмотра постановлений о евреях, евреям воспрещается

приобретать в собственность или брать в наем или аренду недвижимые имущества.

Изложенное в сей статье воспрещение евреям брать в аренду недвижимые

имущества и приобретать их в собственность не распространяется на случаи:

найма или арендования евреями, приписанными к местным обществам, недвижимых

имуществ в местах их приписки (ср. Ст. 780, прим. 3, по Прод.) и

к евреям недвижимых имуществ по наследству, но при этом лицо, получающее

наследство, не изъемлется от действия ограничений по водворению и постоянному

жительству в сих областях, изложенных в Уставе о Паспортах

ст. 9, п. 1, изд. 1903 г.). 1892 Июн. 18 (8745) I, ст. 4, 5.-Ср. 1903 Мая 10

(22932) пол. Ком. Мин.

Примечание. Сделки о приобретении евреями недвижимых имуществ,

облеченные законными актами до времени обнародования изложенного в сей (783)

статье закона 18 Июня 1892 года (8745), а также договоры о найме или арендовании

ими сих имуществ, совершенные установленным порядком до того же времени,

сохраняются в силе.

1892 Июн. 18 (8745) I, ст. 4, прим.

784. Евреи в черте постоянного их жительства могут брать в

откупное или оброчное содержание, сверх земель и разного рода угодий,

хозяйственные заведения, мельницы, постоялые дворы и проч.

оброчных статей и других хозяйственных заведений евреи допускаются, как по

имениям казенным, так и владельческим, только по формальным контрактам.

Правила об арендовании евреями винокуренных заводов и корчем изложены в

Уставе об Акцизных Сборах.

В имениях населенных евреями запрещается быть

управителями или приказчиками или брать от помещиков на откуп доходы от

крестьян, в пользу владельцев поступать долженствующие.

1835 Апр. 13 (8054)

( 64; 1839 Дек. 27 (13032) ст. 4; 1840 Июн. 12 (13547); 1855 Дек. 5 (29902);

1861 Февр. 19 (36674) II, ст. 1; Июл. 4 (37197) ст. 106-108, 242; 1863 Март. 18

(39386); Авг. 24 (39998); Сент. 2 (40025).

Примечание 1. В частных имениях, приобретенных в Западных

губерниях на основании Положения 5 Марта 1864 года (40656 а, П. С. З. 1866 г.) о

льготах, преимуществах и денежных ссудах, предоставляемых при покупке казенных и

частных имений в Западных губерниях, и Инструкции о порядке продажи казенных

земель в Западных губерниях лицам русского происхождения 23 июля 1865 года

(42328 а, П. С. З. 1867 г.), евреи могут быть арендными содержателями или

управителями состоящих при имениях мельниц, свеклосахарных, стеклянных и других

заводов, заведывание коими требует технических знаний и некоторого оборотного

капитала, но евреи не могут брать в аренду или управление не только целых

имений, но и входящих в состав оных отдельных земельных угодий.

(40656 а, П. С. З. 1866 г.) ст. 27; 1865 Июл. 23 (42328 а, П. С. З. 1867 г.) ст.

26; 1867 Дек. 8 (45257).

Примечание 2. Высочайше повелено: в губерниях постоянной

оседлости евреев, временно, приостановить засвидетельствование на имя евреев

арендных договоров на недвижимые имущества, находящиеся вне черты городов и

местечек, и доверенностей на управление и распоряжение сими имуществами.

1882 Мая 3 (834) пол. Ком. Мин., ст. 2, 4.

Примечание 3 (по Прод. 1906 г.). Евреям, упомянутым в

примечании 3 (по Прод.) к статье 779, предоставляется, на время пребывания их

вне городов и местечек, в черте еврейской оседлости расположенных, заключать

сделки по найму имуществ для их жилья и для производства ими торговли и

1904 Авг. 11, собр. узак., 1377, Имен. ук., ст. 2; 1905 Июн. 16,

785. Имение недвижимое, ненаселенное, доставшееся евреям по

наследству вне тех мест, где им владение таковым дозволяется, они обязаны

продать в течение шести месяцев.

Правило сие распространяется на иностранных

евреев, получивших в России недвижимые имения по наследству.

786. Для управления состоящими вне городов и местечек почтовыми

станциями, если таковые с торгов за евреями останутся и на оных будут находиться

Христиане, евреям поставляется в обязанность избирать поверенного из Христиан.

В 1804 году был принят документ, определивший положение евреев в России на следующие 100 лет. Сохранялись границы черты оседлости в 13 губерниях, к ним добавились Астраханская и Кавказская. «Все дети Евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных Училищах, Гимназиях и Университетах», - значилось в тексте.

Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение об устройстве евреев. Выдержки

Именной, данный Сенату. По жалобам многократно к Нам и в Правительствующий Сенат доходившим на разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех Губерниях, где Евреи обитают, происходящие, признали Мы нужным, указом, в 9 день Ноября 1802 года Правительствующему Сенату данным, составить особенный Комитет для рассмотрения дел к сему относящихся, и для избрания средств к исправлению настоящего Евреев положения.

I. О просвещении.

1. Все дети Евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных Училищах, Гимназиях и Университетах.

2. Никто из детей Еврейских, быв в Училище во время его воспитания, не должен быть ни под каким видом отвлекаем от своей религии, ни принуждаем учиться тому, что ей противно и даже несогласно с нею быть может.

3. Дети Еврейские в школах приходских и уездных обучающиеся, могут носить платье Еврейское; но обучающиеся в Гимназиях, должны быть одеты для единообразия и благопристойности в Немецком или Польском платье.

4. Дети Еврейские будут принимаемы и в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, если окажут к тому способности и расположения; платье должны они будут тогда носить Немецкое.

5. Те из Евреев, кои способностями своими достигнут в Университетах известных степеней отличия в Медицине, Хирургии, Физике, Математике и других знаниях, будут в оных признаваемы и производимы в Университетские степени наравне с прочими Российскими подданными.

6. Если, не взирая на все сии побуждения, Евреи не захотят отдавать детей своих в общие народные Училища, тогда установить на счет их особенные школы, где бы дети их были обучаемы, определив на сие, по рассмотрению Правительства, нужную подать. Между предметами их учения, необходимо должен быть один из языков: Русского, Польского, или Немецкого.

7. По прошествии шести лет от издания сего положения, все бухгалтерские книги и вообще купеческие всякого рода тетради и записки между Евреями, должны быть писаны на одном из сих языков, то есть, на Русском, Польском, или Немецком, или содержать в себе на одной стороне перевод. Без сего при исках и судах, нигде в уважение принимаемы они не будут.

8. Все Евреи в Империи Российской обитающие, имея полную свободу употреблять язык их во всех делах, как относящихся до веры, так и в домашних их упражнениях, обязаны, начиная с 1 Января 1807 года, во всех актах публичных, в обязательствах, векселях и крепостях всякого рода, употреблять язык Русский, Польский, или Немецкий. Без сего никакие их акты записаны и в дело приняты быть не могут.

9. С состояния сего положения, при первом выборе в Члены Магистрата из Евреев, желающие поступить в сие отличное звание, в Губерниях, от Польши присоединенных, должны для единообразия и общего порядка носить Польское или Русское платье, если носить Немецкого не пожелают; а в Губерниях Российских, где Евреям постоянное пребывание иметь дозволено, Евреи, в случае такового выбора в Члены Магистрата, должны носить платье Немецкое. — С 1808 года никто из Евреев не может быть выбран Членом Магистрата, если не будет он читать и писать на одном из языков Русском, Немецком, или Польском.

II О разных состояниях и промыслах Евреев и преимуществах.

11. Все Евреи разделяются на четыре класса. А). Земледельцы. Б). Фабриканты и ремесленники. В). Купечество. Г) Мещанство.

А. Преимущество земледельцев.

12. Земледельцы из Евреев все свободны и ни под каким видом ни кому укрепляемы, ни во владение отдаваемы быть не могут.

13. Земледельцы из Евреев, так как фабриканты, ремесленники, купцы и мещане могут в Губерниях Литовских, Белорусских, Малороссийских, Киевской, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической, приобретать покупкою незаселенные земли, продавать их, закладывать, дарить и завещать в наследство, во всем пространстве указа 12 декабря 1802 года.

14. Пользуюсь правом покупать земли Евреи могут обрабатывать их наемными работниками по условиям с ними и контрактам.

15. Если Еврей купив ни кем прежде не населенную землю, водворить на ней по контрактам и условиям не менее 30 домов или семейств наемных работников; тогда дозволено ему будет в сем новом населении содержать пивную продажу, если по общему положению в прочих селениях той Губернии она дозволена будет.

16. Евреям дозволяется брать у помещиков земли в содержание, заключать с ними условия, и условия сии, быв записаны в Присутственных местах, должны быть сохраняемы свято и ненарушимо; разумея однако ж, что не будут они ни под каким видом продавать вина. Евреи, поселившиеся на землях помещичьих, по добровольным условиям, освобождаются от всех казенных податей на 5 лет. Льгота сия распространяется только на тех из Евреев, кои поселятся особенными селениями.

17. Те же из Евреев, кои ни собственных земель приобресть, ни у помещиков нанять не будут в состоянии, могут переходить на земли казенные в Губерниях: Литовских, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической; в некоторых из сих Губерний имеет быть для сего отведено на первый раз для желающих до 30.000 десятин.

18. Никто из Евреев насильно не будет принуждаем к переселению, но те, кои переселятся, свободны будут от всех податей на 10 лет, кроме земских повинностей, и получать на заведение заимообразную ссуду, которую они возвратить обязаны в известное число лет, соответственно правилам на коих колонистам иностранным ссуда таковая чинится.

19. Евреи, поселившиеся как на помещичьих, так и на казенных землях в Губерниях вышеупомянутых, по истечении льготных лет, платить будут все повинности наряду с другими подданными одинакого с ними состояния. Равным образом в Губерниях, где Евреи уже водворены, те из них, которые в хлебопашестве обращаться будут, освобождаются от платежа двойных в казну податей.

Б. Преимущество фабрикантов и ремесленников.

20. Все роды фабрик дозволяется заводить Евреям в Губерниях, где им жить дозволено, на том же основании и с той же свободой, как и всем подданным Российским.

21. При заведении фабрик нужнейших, каковы суть суконные, полотняные, кожевенные и прочие сего рода, Правительство по надлежащем удостоверении может доставлять Евреем особенные ободрения, отводом нужной земли, и доставлением им денежной ссуды. Для сего в каждой из Губерний, от Польши присоединенных, назначаем будет ежегодно капитал до 20.000 рублей с тем, чтоб из сего капитала, по усмотрению Начальника Губернии и по сношению его с Министерством Внутренних дел, производимы были ссуды тем из Евреев, кои нужнейшие и полезнейшие фабрики заводить пожелают, не требуя для сего займа залогов, но ограничиваясь поручительством других Евреев благонадежных. Для вящшего же поощрения Евреев к заведению фабрик, те из них, кои в фабричных работах обращаться будут, имеют платить одинакую подать с того времени, как собраны будут в каждом городе о таковых фабричных точные сведения. Дозволяется Евреям заводить фабрики и на землях помещичьих, по добровольным с ними условиям.

22. Помещикам, кои на землях своих заведут таковые фабрики, коих производство отправляемо будет Евреями по найму и условиям, будут также чинимы для сего денежные ссуды под залоги на выгодных условиях, так как и другие разные оказываемы будут ободрения по рассмотрению обстоятельств и действительной пользы.

23. Ремесленникам из Евреев, дозволяется в означенных Губерниях упражняться во всех промыслах, законом не запрещенных, и никакая ремесленная, или цеховая Управа ни под каким видом не должна им в том препятствовать; при чем предоставляется им свобода вписываться в цех, если то не будет противно привилегиям, особенно некоторым городам присвоенным.

24. Ремесленники из Евреев, имеют быть освобождаемы от двойной подати на том же основании, как выше (§ 21) сказано о фабричных.
25. Если ремесленники не найдут в какой-либо из сих Губерний себе довольно работы и средств к содержанию, они должны обратиться к Губернатору, который относится о том к Министру Внутренних дел. В следствие того, назначатся им способы основать с выгодой свою промышленность в Губерниях менее населенных, Екатеринославской, Херсонской, Таврической, Астраханской и Казанской.

В. и Г. Преимущества купечества и мещанства.

26. Всякого рода торговля внутренняя и внешняя дозволяется в означенных Губерниях Евреям, на точном основании Городового Положения и последующих узаконений.

27. Всякого рода промыслы и мелочная продажа, включая и винную, как оптом, так и в розницу с ограничениями ниже сего (§ 40) постановленными, на том же основании дозволяется Евреям в тех же Губерниях.

28. Фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам, дозволяемо будет приезжать по делам их коммерческим для усовершения в художествах или для показания особливого искусства в ремеслах и фабриках, на известное время во внутренние Губернии и даже в Столицы, но не иначе, как по паспортам Губернаторов, коим каждого месяца должны они доставлять ведомости к Министру Внутренних дел. Сии пребывающие на время Евреи, равно как жены и дети их должны носить Немецкую одежду без всякого от других отличия; в случае же употребления ими одежды своей, не должны они быть терпимы, и имеют Полицею немедленно быть высылаемы.

29. Когда все вообще Евреи в земледелии, мануфактурах и купечестве окажут постоянное направление и прилежание; Правительство примет тогда меры уравнять их подати со всеми другими подданными.

IV О гражданском устройстве Евреев.

42. Все Евреи в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоять под точным покровительством законов наравне со всеми другими Российскими подданными.

43. Евреи отличившиеся знаниями или важными Государству заслугами, будут соразмерно тому отличаемы и награждаемы.

44. Никто не может иметь права присваивать себе собственность Евреев, располагать их трудом, а тем менее укреплять их лично. Никто не может притеснять, ни даже беспокоить их в отправлении веры и в общей гражданской жизни ни словом, ни делом; жалобы их на обиды, какого бы рода они ни были, принимаются в Присутственных местах и удовлетворяются во всей строгости законов, вообще для всех подданных Российских установленных.

45. Законные и дозволенные контракты, заключаемые между ими и помещиками, на землях коих они жить пожелают, должны быть сохраняемы ненарушимо.

46. При переходе Евреев с одного места на другое, они обязаны представить свидетельства от помещиков, на землях коих они жительство имели, что они удовлетворили всем обязанностям своим в рассуждении их; равно должны они предъявить в Земский Суд свидетельство их Кагала, что подати подлежащие они за себя заплатили. По свидетельствам сим Земский Суд выдает переселяющимся паспорт до того места, куда переселиться они желают. Беспаспортных Полиция будет брать под стражу и пересылать в степные земли, кои в свое время назначены к тому будут.

47. Пребывая по контрактам на землях помещичьих, они имеют быть под общим ведением Земской Полиции, которая и должна по жалобам их чинить управу, согласно их контрактам.

48. В Губернских и уездных городах Евреи состоят в ведомстве Градской Полиции и особенно Городничего и Магистрата.

49. Поскольку суд должен быть общий для всех подданных в Государстве, то и Евреи во всех тяжбах их по имению, в делах вексельных и уголовных имеют ведаться судом и расправой в обыкновенных Присутственных местах; из сего следует: 1) Что помещики, на землях коих они живут, не имеют над ними права суда ни в тяжебных делах, ни в уголовных. 2) Что Третейский Суд в делах тяжебных могут иметь Евреи на общем основании и во всей той силе, каковая общими законами Суду сему присвоена.

50. В Городах Губернских и уездных они имеют право избирать одного Раввина и несколько Кагальных, которые представляются Губернскому Правлению и по его утверждению вступают в должности, и каждые три года сменяются, если новым выбором утверждены не будут. В местечках помещичьих Евреи также могут выбирать Раввинов и Кагальных, без участия в том помещиков, коим запрещается при сем за Раввинство собирать какую-либо подать.

Законы о евреях со времен Древней Руси

Антисемитизм, но только бытовой, но и вполне оформленный в законодательстве – обычное явление со времен еще древних цивилизаций.

Но особый размах он приобретает в средневековье, когда на волне взлетевшей религиозной экзальтации, подпитывавшей крестовые походы, евреи предстают закоренелыми врагами христиан. Приношение в жертву христианских младенцев, отравление водоемов, сознательное распространение смертоносных болезней – малый набор приписываемых евреям преступлений перед христианами.

Нужно сказать, Русь в плане распространенности антисемитизма представляла собой исключение по сравнению с большинством стран Европы. Ни в религиозных текстах, ни в летописях Киевской Руси не видно явно отрицательного отношения к евреям, которые были русским хорошо знакомы.

Но не так все просто. Повесть временных лет сообщает нам о евреях как одной из причин восстания в Киеве в 1113 году. Действительно, летопись сообщает, что высокий ростовщический процент, который взимался ростовщиками-евреями, привел к всплеску антисемитизма. «Отец русской истории» В.Н. Татищев, ссылаясь на неизвестные нам источники, указывает, что Владимир Мономах созвал княжеский съезд, на котором был принят закон, не только евреев изгоняющий из Русской земли, но и позволяющий свободно грабить и убивать тех из них, кто явится вновь.

Однако есть большие сомнения, что подобный закон существовал, поскольку известные законы Мономаха содержат только меры по снижению процента по долгам, но никаких упоминаний о евреях. Кроме того, известно, что евреи достаточно свободно проживали на Руси и после 1113 года. Впрочем, в те далекие времена евреев на Руси было не так много, чтобы вводить для них специальные законы.

Негативное отношение к еврейству обнаружилось в Русском государстве в XV-XVI вв., когда распространяется еретическое течение «жидовствующих». Сами «жидовствующие» евреями не были, но их религиозные взгляды несколько соприкасались с иудаизмом.

В результате преследование еретиков затронуло и самих евреев, которых принуждали креститься, а в случае сохранения верности своей вере нередко казнили. Впрочем, специального государственного законодательства на этот счет тоже не выходило. Репрессии же в основном обрушивались не на евреев, а на еретиков.

Как не странно, настоящее, затрагивающее евреев законодательство, появляется в период перехода России на просвещенный европейский путь в XVIII веке. Петра I еврейство не волновало, и многие из него даже выбивались в политическую элиту. А вот его супруга Екатерина I в апреле 1727 года успела издать указ о высылке из России всех евреев со строжайшим запретом появляться вновь.

После громкого дела о переходе в иудаизм отставного капитан-лейтенанта флота Александра Возницына, закончившегося сожжением последнего в 1738 г., отдельным указом Сената подтвержден запрет на въезд евреев в Россию. Удивительное дело, но они все равно как-то просачивались, потому что в 1742 г. Елизавета Петровна вновь издает указ, высылающий и запрещающий евреев в России.

Екатерина II сразу же после восшествия на престол в своем манифесте 1762 года разрешает селиться в российских пределах всем иностранцам, кроме евреев. Эффект от данных указов был невелик вероятно вследствие традиционно дурного их исполнения.

Екатерина II была вынуждена смириться с наличием евреев в России потому, что с присоединением восточных областей бывшей Речи Посполитой их количество многократно выросло. Сама Екатерина антисемитизмом не страдала, и это хорошо видно по ее указам после первого раздела Польши 1772 года, где защищались права еврейского населения, для них вводились паспорта, подтверждалось их право на создание органов самоуправления.

В 1783 году выходит указ Екатерины о разрешении евреям записываться в купцы. Евреям предоставляется свобода действий в религиозных вопросах. Но такое снисходительное отношение к евреям встретило сопротивление в самых разных слоях российского общества.

Занимавшиеся прежде всего торговлей, ремеслом евреи стали составлять серьезную конкуренцию русским, украинским, белорусским купцам, ремесленникам. Начинаются антиеврейские выступления, на которые императрице приходится реагировать.

Постепенно начинают вводиться различные ограничения, так, например, под давлением московского купечества еврейские торговцы были выселены из второй столицы. Евреям было запрещена торговля спиртным в шинках. Но настоящие ограничения оформляются к концу правления Екатерины: в 1792 г. указом императрицы впервые проводится черта оседлости для евреев в России.

Тогда территориально она была обозначена весьма нечетко. Место их жительство ограничивалось теми областями, где они находились на момент присоединения к России. Это произошло в преддверии второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши, приведших к резкому увеличению еврейского населения в России. Дополнительными указами увеличивается налогообложение еврейского населения, евреям предписывалось жительство в определенных городах.

Законы о евреях со времен Древней Руси

Павел I несколько ослабил ограничения в отношении евреев, расширив территории, разрешенные для проживания, отвергнув выселение евреев из Киева, на чем настаивало местное дворянство и купечество. При Александре I еврейский вопрос становится одним из самых значимых в государстве, и в 1802 г. создается специальный Комитет по делам евреев, куда вошли ближайшие сподвижники императора.

В 1804 г. Александр подписал «Положение о евреях», четко обозначившее статус евреев в России. Оно в основных чертах уравнивало еврейское население в правах с великорусским при сохранении национальных и религиозных особенностей, но закрепляло ряд ограничений – запрет торговать спиртными напитками и жить в сельской местности. Последнее ограничение, введенное еще Екатериной, предполагало выселение евреев из деревни, но на практике оно при Александре не выполнялось.

Николай I видел в еврейском влиянии в России угрозу для государства и его идейной опоры – православия, поэтому значительно усилил ограничительное законодательство. При нем вышло несколько сотен различных юридических актов, посвященных евреям. На них в 1827 году распространялся рекрутский набор, причем на более тяжелых условиях, чем для русских.

В 1835 году вводится новое «Положение о евреях», которое впервые употребило выражение «черта оседлости» в отношении евреев. В этом документе границы этой черты были строго очерчены, нахождение вне указанных мест ограничено по времени. Да и в пределах черты были свои ограничения по месту проживания – подчеркивались прежние запреты на проживание в сельской местности, кроме специальных государственных сел, использование национальной одежды и языка вне домашних условий.

Дополнительные акты ограничивали еврейское религиозное образование, возможности карьерного роста на госслужбе. В конце концов, Николай вообще запретил принимать евреев на государственные должности и ликвидировал еврейские органы самоуправления – кагалы. При этом поощрялся переход евреев в христианство – создается особое законодательство в отношении выкрестов – крещеных евреев, которые освобождались от большей части ограничений.

Как и полагается либеральному правителю Александр II начинает сокращать ограничительные установления в отношении евреев, хотя и не ликвидирует их. Основные его реформы в области самоуправления не выделяют евреев в особый социальный слой, устанавливается большая свобода передвижения. Но по факту ограничительная практика продолжалась.

Но консерватор Александр III и последний император Николай II вернулись к усилению ограничений, причем в больших, чем ранее масштабах. Помимо прежних запретов вводится квота на обучение евреев в средних и высших учебных заведениях, под более жесткий контроль берется перемещение евреев по России. Все это в начале ХХ века происходит на фоне роста националистических движений и антиеврейских погромов, на которые правительство смотрит сквозь пальцы. Стоит ли удивляться, что евреи активно пополняют ряды революционеров.

Почувствовав свою уверенность после подавления Революции 1905-1907 гг., правительство еще больше закрутило антисемитские гайки. Ограничения в образовании и государственной деятельности вводится даже для выкрестов.

Даже начавшаяся Первая мировая война не поколебала отношения императора к евреям, несмотря даже на помягчевшую позицию правительства, которое повышает квоты доступа евреев в высшие учебные заведения. Евреев начинают насильственно перемещать из районов, близких к театру военных действий, вводятся новые экономические ограничения.

Так что активное еврейское участие в революции, свергнувшей империю, было вполне закономерным. Свержение монархии в России покончило и с ограничительными законами для евреев. Но неофициальный антисемитизм был свойственен и Советскому режиму.

Читайте также: