Кто мог быть избран на должность судьи в древнем риме

Опубликовано: 30.06.2024

Рассмотрим основные правила судопроизводства в Древнем Риме. В древнейший период в истории Рима потерпевший самостоятельно решал судьбу нарушителя его прав. В течение долгого времени не было каких-либо оформленных правил судопроизводства в Древнем Риме.

Суд как институт не отделялся от администрации. В качестве судей выступали магистраты. В Древнем Риме в уголовных и гражданских делах обвинитель должен был собирать доказательства и представлять их суду, обеспечивать явку свидетелей. Согласно правилам судопроизводства функции суда наряду с магистратами выполняли также народные собрания и сенат.

В период республики любое преступление могло рассматриваться в центуриатных комициях, которые имели право выносить приговор даже к смертной казни. Определенная часть уголовных дел рассматривалась и в трибутных комициях, однако они могли налагать лишь штрафы.

В соответствии с правилами судопроизводства в Древнем Риме уголовное преследование перед центуриями имело право возбуждать любое должностное лицо, которое обладало империем и имело возможность говорить с народом. Приглашенный на центуриатный суд обвиняемый мог защищаться лично либо при помощи друзей.

После заслушивания свидетелей собрание переходило к голосованию, а председательствовавший магистрат озвучивал приговор. Обвиняемый имел право отвратить наказание (грозившее ему) путем добровольного удаления в изгнание.

В Древнем Риме народное собрание могло выступать и как апелляционная инстанция. В случае если консул выносил приговор к смерти римскому гражданину, то подобный приговор обязательно нуждался в санкции народного собрания.

В некоторых случаях судебное преследование возбуждалось сенатом, например, по делам об отравлениях и заговорах. Однако и в этих ситуациях сенат очень редко самостоятельно принимал решение и выносил приговор.

Лица, которым сенат предписывал провести следствие, организовать суд и вынести приговор, назывались «квесторами». С юридической точки зрения, должностное лицо, которое реализовывало уголовное правосудие, работало в связи с делегацией, т.е. оно было уполномочено на это сенатом либо народным собранием.

Со временем уголовные дела передаются в ведение постоянных судов. Ближе к концу республики данные суды уже рассматривают большую часть уголовных дел.

С течением времени в Риме заметно распространилось такое преступление, как лихоимство либо взяточничество. В этой связи были образованы специальные суды, которые заведовали делами о лихоимствах.

Возникшие в различное время постоянные суды функционировали на основе совокупности общих правил. Многие подходы были заимствованы из гражданского судопроизводства. Любой гражданин имел право возбудить уголовное преследование перед судом «постоянных квестий». Для этого было необходимо подать письменную жалобу претору, в которой следовало сообщить имя ответчика и сущность его преступного деяния.

Согласно правилам судопроизводства в Древнем Риме претор вносил дело в судебный реестр и называл день вызова ответчика. Обычным сроком для вызова являлись десять дней. В указанный день председатель суда приглашал судей, ответчика и истца.

В Древнем Риме судебное разбирательство имело публичный характер. При этом судьи приносили присягу. Далее выступали стороны процесса в течение времени, который определялся законом либо председателем. Обвинение выдвигали истец и его пособники.

В соответствии с правилами судопроизводства обвиняемый вел защиту лично либо при помощи друзей, а также с помощью граждан, которые занимались данным делом профессионально (ORATORES). После выслушивались свидетели и так называемые LAUDATORES (хвалители, свидетели доброй славы тяжущихся). Затем судьи удалялись на совещание, где производили голосование посредством табличек. На них изображались начальные буквы А., С., N.L., т. е. «ABSOLVO» – «оправдываю», «CONDEMNO» – «осуждаю», «NON LIQUET» – «неясно». В последнем случае организовывалось новое публичное разбирательство.

В период империи правосудие отправляли назначаемые императором чиновники, которые выбирались из числа сотрудников его канцелярии. С течением времени в судопроизводстве отмечается усиление сословного начала.

Происходит развитие инквизиционного процесса (INQUISITIO – следствие). Дело с момента его возбуждения до вынесения приговора стало вестись лишь одним лицом (судьей). При этом следует отметить ограничение гласности. Со временем расширяется применение пыток, причём даже в отношении свидетелей.

Наибольшую предпочтительность приобрели письменные доказательства. Показания только одного лица не принималось за полное доказательство. Свидетельские показания женщин обладали ограниченным значением.

Судебная процедура стала платным, дорогостоящим и медленным процессом.

Последним словом при реализации уголовного правосудия обладал император, который имел возможность завершить уголовное преследование, освободить от наказания и даровать амнистию.

В период поздней империи постепенно сформировались корпорации, которые имели отношение к правосудию – ADVOCATI. Они функционировали при судебных учреждениях. Их вносили в списки (STATUTI) после предварительного испытания. В коллегии адвокатов имелась определенная иерархия. Возглавлял коллегию старшина – PRIMAS. Адвокат не имел права быть судьей.

Судебное учреждение, к которому прикреплялся адвокат, обладало над ним дисциплинарной властью, т.е. могло наложить штраф, запретить на определенное время ведение дел, исключать из своих списков. От адвоката зависело принять на себя ведение дела либо отказаться от него. В отдельных случаях судья назначал стороне, которая не нашла защитника, адвоката от суда.

Адвокат за свою работу получал вознаграждение или гонорар в пределах справедливой умеренности. Государство иногда устанавливало максимальную плату за труд адвоката. Он выступал в суде и оформлял для своих клиентов деловые бумаги.

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Консулы судили после царей, а преторы — после консулов. Сервий Туллий сложил с себя обязанность творить суд по делам гражданским; консулы тоже не решали этих дел, за исключением очень редких случаев, которые поэтому получили название чрезвычайных. Они довольствовались тем, что назначали судей и формировали трибуналы, которые должны были судить. Судя по речи Аппия Клавдия, переданной Дионисием Галикарнасским, начиная с 259 года от основания Рима в этом видели установившийся обычай; и мы не зайдем слишком далеко, если отнесем установление этого обычая к Сервию Туллию.

Претор каждый год составлял список, или табель, лиц. которых он избирал для выполнения обязанности судей в продолжение года отправления им своей должности. Для каждого дела привлекали достаточное для его рассмотрения количество судей. Почти то же самое практикуется в Англии. Особенно благоприятно для свободы было тут то, что претор назначал судей с согласия сторон. Значительное количество отводов, которое допускается теперь делать в Англии, очень близко подходит к этому обычаю.

Эти судьи должны были только устанавливать факты, например, была или нет уплачена такая-то сумма, было или не было совершено такое-то действие. Что же касается вопросов о праве, решение которых требует некоторых специальных способностей, то .они выносились на обсуждение трибунала центумвиров.

Цари сохранили за собой право суда по делам уголовным; от них это право перешло к консулам. В силу этой-то судебной власти консул Брут и предал смерти своих детей и всех участников заговора в пользу Тарквиниев. Эта власть была чрезмерна. Консулы уже обладали военной властью, теперь они стали применять эту власть и к гражданским делам, и их судебные решения, не стесняемые никакими формами судопроизводства, были скорее актами насилия, чем суда.

Этим было вызвано издание закона Валерия, дозволявшего апеллировать к народу по поводу всякого распоряжения консулов, угрожавшего жизни гражданина. Консулы уже не могли вынести смертного приговора римскому гражданину иначе, как по воле народа.

Мы видим, что во время первого заговора в пользу возвращения Тарквиниев виновных судит консул Брут, во время второго — для суда над виновными созывают сенат и комиции.

Законы, названные священными, дали народу трибунов, которые образовали корпорацию, заявившую вначале безмерные притязания. Трудно сказать, что было сильнее: дерзкая требовательность плебеев или робкая уступчивость сенаторов. Закон Валерия дозволил апеллировать к народу, т. е. к народу, состоящему из сенаторов, патрициев и плебеев; но плебеи постановили, что апелляции следует обращать только к ним одним. Вскоре был поднят вопрос ,о том, могут ли плебеи судить патриция, что стало предметом распри, порожденной делом Кориолана и вместе с этим делом окончившейся. Кориолан, обвиненный трибунами перед народом, утверждал вопреки духу закона Валерия, что его как патриция могут судить только консулы. Плебеи также вопреки духу закона решили, что его должны судить только одни плебеи, и действительно судили его.

Законы двенадцати таблиц все это изменили. Они постановили, что вопрос о жизни и смерти гражданина должен решаться лишь большими народными собраниями. Таким образом, плебеи, или, что то же самое, комиции по трибам, стали судить только преступления, наказуемые денежным штрафом. Для вынесения смертного приговора нужен был закон; для присуждения к денежному штрафу достаточно было плебисцита.

Это определение законов двенадцати таблиц было очень благоразумно. Благодаря ему плебеи и сенаторы стали действовать с удивительным согласием: так как компетенция тех и других была поставлена в зависимость от строгости наказания .и природы преступления, то им было невозможно обойтись без взаимного соглашения.




Закон Валерия лишил государственный строй Рима всего, что у него еще оставалось общего с правлением греческих царей героической эпохи. Консулы уже не имели власти карать за преступления. Хотя все преступления имеют публичный характер, тем не менее надо отличать те из них, которые касаются взаимных отношений граждан, от тех, которые, скорее, касаются отношений государства к гражданам. Первые называются преступлениями частными, а вторые — публичными. Публичные преступления судил сам народ. Что касается частных, то он поручал специальной комиссии назначать квестора для суда над каждым преступлением этого разряда. В квесторы народ часто избирал должностное лицо, но иногда и частное. Их называли квесторами отцеубийства. О них упоминается в законах двенадцати таблиц.

Квесторы назначали так называемого судью данного дела, который избирал по жребию судей, составлял суд и председательствовал в нем.

Следует обратить внимание на участие, которое принимал сенат в назначении квестора, для того чтобы уяснить себе, каким образом были в этом отношении уравновешены власти. Иногда сенат заставлял избрать диктатора для отправления должности квестора; иногда он приказывал, чтобы избрание квестора было поручено народному собранию, созванному трибуном; наконец, случалось, что народ давал поручение избранному им для этого должностному лицу сообщить сенату о каком-нибудь преступлении и просить его назначить квестора, как это видно из суда над Луцием Сципионом, о котором говорит Тит Ливии.

В 604 году от основания Рима некоторые из этих временных комиссий были обращены в постоянные. Мало-помалу материал преступлений был разделен по вопросам, которые составили предмет постоянных судов. Каждый из этих судов был поручен ведению особого претора. Власть преторов судить эти преступления была ограничена годичным сроком, по истечении которого они отправлялись управлять своими провинциями.

В Карфагене совет ста состоял из пожизненных судей. Но в Риме преторы назначались на один год, а судьи — даже на более короткий срок, потому что они назначались для каждого дела особо. Мы уже сказали в VI главе этой книги, насколько такой порядок был в некоторых государствах благоприятен для свободы.

До Гракхов судей избирали из сословия сенаторов. Тиберий Гракх заставил избирать их из сословия всадников; эта перемена была настолько важной, что сам трибун считал, что он одной этой мерой подорвал силу сословия сенаторов.

Надо заметить, что распределение трех властей может быть очень благоприятно для свободы конституции, хотя менее благоприятно для свободы гражданина. В Риме могущество народа, обладавшего законодательной властью и частью власти исполнительной и судебной, было так велико, что оно нуждалось в противовесе со стороны другой власти. Хотя сенат и обладал частью исполнительной власти и некоторыми отраслями законодательной, но этого было мало для противовеса народу. Нужно было, чтобы он пользовался частью судебной власти, и он пользовался ею, когда судей выбирали из сенаторов. Но после того как Гракхи лишили сенаторов участия в суде, сенат уже не мог противостоять народу. Таким образом, Гракхи поколебали свободу строя ради усиления свободы народа, но последняя погибла вместе с первой.

Отсюда произошли бесконечные бедствия. Государственный строй был изменен в такое время, когда в пылу гражданской борьбы основные законы уже почти не существовали. Всадники перестали быть тем средним сословием, которое соединяло народ с сенатом, и узы единения в государственном строе были порваны.

Существовали и частные причины, в силу которых не следовало поручать судебную власть всадникам. Государственный строй Рима был основан на том принципе, что войско его должно было состоять из лиц, достаточно состоятельных, чтобы отвечать перед республикой за свое поведение своим имуществом. Всадники, как люди самые богатые, составляли кавалерию легионов. Но после своего возвышения они уже не захотели служить в этом войске. Надо было образовать новую кавалерию: Марий стал набирать в свои легионы всякий сброд, и республика погибла.

Кроме того, всадники брали на откуп доходы республики; они были жадны, они сеяли одно общественное бедствие за другим, одну нужду за другой. Таких людей не только не следовало делать судьями, но и самих их надо было бы постоянно держать под надзором судей. К чести наших старинных французских законов надо сказать, что при заключении договоров с деловыми людьми они относились к ним с недоверием, которое, естественно, внушает неприятель. Когда в Риме судебная власть была передана откупщикам, не стало ни добродетели, ни порядка, ни законов, ни судов, ни судей.

В некоторых отрывках из Диодора Сицилийского[77] и Диона встречается довольно наивное изображение такого положения дел. «Муций Сцевола, — говорит Диодор, — захотел воскресить нравы старицы, жить честно и воздержанно, только на средства от своего собственного имущества. Предшественники его, вступив в сообщничество с откупщиками, которые были в это время судьями в Риме, наводнили провинцию всякого рода преступлениями. Но Сцевола покарал ростовщиков и посадил в тюрьмы тех, которые сажали туда других».

Дион рассказывает, что наместник Сцеволы Публий Рутилий — человек, не менее Сцеволы ненавистный всадникам, был обвинен по своем возвращении из провинции в том, что он получил подарки и присужден к денежному штрафу. Он тотчас же заявил об уступке своего имущества. Он доказал свои права на владение им, и его невинность обнаружилась в том, что ценность его имущества оказалась гораздо меньше ценности того, в похищении чего его обвиняли. Он не захотел более жить в одном городе с такими людьми.

Диодор говорит еще, что итальянцы закупали в Сицилии партии рабов для возделывания своих полей и ухода за своими стадами и не кормили их, вследствие чего эти несчастные, одетые в шкуры животных, вооруженные копьями и дубинами и окруженные стаями больших собак, были вынуждены грабить по большим дорогам. Они опустошали всю провинцию, так что жители ее могли считать своим только то имущество, которое находилось под охраной городских стен. И ни один проконсул, ни один претор не мог или не хотел воспротивиться этим беспорядкам, не смел наказать этих рабов, потому что они принадлежали всадникам, которые обладали судебной властью в Риме. Это было, однако, одной из причин восстания рабов. Скажу только одно: людям, занимавшимся профессией, единственная цель которой — нажива, профессией, которая всегда всего требовала, но от которой никто ничего не требовал, профессией, неумолимой и глухой ко всему на свете, — этим людям, которые не только расхищали богатства, но разоряли и самую бедность, не следовало вручать судебную власть в Риме.

Рассмотрим основные правила судопроизводства в Древнем Риме. В древнейший период в истории Рима потерпевший самостоятельно решал судьбу нарушителя его прав. В течение долгого времени не было каких-либо оформленных правил судопроизводства в Древнем Риме.

Суд как институт не отделялся от администрации. В качестве судей выступали магистраты. В Древнем Риме в уголовных и гражданских делах обвинитель должен был собирать доказательства и представлять их суду, обеспечивать явку свидетелей. Согласно правилам судопроизводства функции суда наряду с магистратами выполняли также народные собрания и сенат.

В период республики любое преступление могло рассматриваться в центуриатных комициях, которые имели право выносить приговор даже к смертной казни. Определенная часть уголовных дел рассматривалась и в трибутных комициях, однако они могли налагать лишь штрафы.

В соответствии с правилами судопроизводства в Древнем Риме уголовное преследование перед центуриями имело право возбуждать любое должностное лицо, которое обладало империем и имело возможность говорить с народом. Приглашенный на центуриатный суд обвиняемый мог защищаться лично либо при помощи друзей.

После заслушивания свидетелей собрание переходило к голосованию, а председательствовавший магистрат озвучивал приговор. Обвиняемый имел право отвратить наказание (грозившее ему) путем добровольного удаления в изгнание.

В Древнем Риме народное собрание могло выступать и как апелляционная инстанция. В случае если консул выносил приговор к смерти римскому гражданину, то подобный приговор обязательно нуждался в санкции народного собрания.

В некоторых случаях судебное преследование возбуждалось сенатом, например, по делам об отравлениях и заговорах. Однако и в этих ситуациях сенат очень редко самостоятельно принимал решение и выносил приговор.

Лица, которым сенат предписывал провести следствие, организовать суд и вынести приговор, назывались «квесторами». С юридической точки зрения, должностное лицо, которое реализовывало уголовное правосудие, работало в связи с делегацией, т.е. оно было уполномочено на это сенатом либо народным собранием.

Со временем уголовные дела передаются в ведение постоянных судов. Ближе к концу республики данные суды уже рассматривают большую часть уголовных дел.

С течением времени в Риме заметно распространилось такое преступление, как лихоимство либо взяточничество. В этой связи были образованы специальные суды, которые заведовали делами о лихоимствах.

Возникшие в различное время постоянные суды функционировали на основе совокупности общих правил. Многие подходы были заимствованы из гражданского судопроизводства. Любой гражданин имел право возбудить уголовное преследование перед судом «постоянных квестий». Для этого было необходимо подать письменную жалобу претору, в которой следовало сообщить имя ответчика и сущность его преступного деяния.

Согласно правилам судопроизводства в Древнем Риме претор вносил дело в судебный реестр и называл день вызова ответчика. Обычным сроком для вызова являлись десять дней. В указанный день председатель суда приглашал судей, ответчика и истца.

В Древнем Риме судебное разбирательство имело публичный характер. При этом судьи приносили присягу. Далее выступали стороны процесса в течение времени, который определялся законом либо председателем. Обвинение выдвигали истец и его пособники.

В соответствии с правилами судопроизводства обвиняемый вел защиту лично либо при помощи друзей, а также с помощью граждан, которые занимались данным делом профессионально (ORATORES). После выслушивались свидетели и так называемые LAUDATORES (хвалители, свидетели доброй славы тяжущихся). Затем судьи удалялись на совещание, где производили голосование посредством табличек. На них изображались начальные буквы А., С., N.L., т. е. «ABSOLVO» – «оправдываю», «CONDEMNO» – «осуждаю», «NON LIQUET» – «неясно». В последнем случае организовывалось новое публичное разбирательство.

В период империи правосудие отправляли назначаемые императором чиновники, которые выбирались из числа сотрудников его канцелярии. С течением времени в судопроизводстве отмечается усиление сословного начала.

Происходит развитие инквизиционного процесса (INQUISITIO – следствие). Дело с момента его возбуждения до вынесения приговора стало вестись лишь одним лицом (судьей). При этом следует отметить ограничение гласности. Со временем расширяется применение пыток, причём даже в отношении свидетелей.

Наибольшую предпочтительность приобрели письменные доказательства. Показания только одного лица не принималось за полное доказательство. Свидетельские показания женщин обладали ограниченным значением.

Судебная процедура стала платным, дорогостоящим и медленным процессом.

Последним словом при реализации уголовного правосудия обладал император, который имел возможность завершить уголовное преследование, освободить от наказания и даровать амнистию.

В период поздней империи постепенно сформировались корпорации, которые имели отношение к правосудию – ADVOCATI. Они функционировали при судебных учреждениях. Их вносили в списки (STATUTI) после предварительного испытания. В коллегии адвокатов имелась определенная иерархия. Возглавлял коллегию старшина – PRIMAS. Адвокат не имел права быть судьей.

Судебное учреждение, к которому прикреплялся адвокат, обладало над ним дисциплинарной властью, т.е. могло наложить штраф, запретить на определенное время ведение дел, исключать из своих списков. От адвоката зависело принять на себя ведение дела либо отказаться от него. В отдельных случаях судья назначал стороне, которая не нашла защитника, адвоката от суда.

Адвокат за свою работу получал вознаграждение или гонорар в пределах справедливой умеренности. Государство иногда устанавливало максимальную плату за труд адвоката. Он выступал в суде и оформлял для своих клиентов деловые бумаги.

Самые ранние известные современным людям выборы прошли в Древней Греции, в районе Аттики, примерно в XI-IX веках до нашей эры. Выборы были неотъемлемой процедурой в древнегреческом полисе, в них принимали участие все свободные мужчины, однако исход в большей степени зависел от мнения аристократии, чем от результата выборов. Силу закона результаты выборов приобрели при Перикле, во время золотого века Афин. Римская республика переняла принцип проведения выборов у греков и усовершенствовала его, в дальнейшем эта процедура использовалась в период Римской империи и позднее в Восточной Римской империи при выборах на низкие должности.

В начале становления Римской республики согласно принципу «клиент-патрон» клиент в обмен на защиту и помощь от патрона мог голосовать за последнего на выборах или агитировать других голосовать за своего патрона. Однако позже римский сенат законодательно ввел принцип тайного голосования при выборах магистратов (гражданских и военных сановников, избиравшихся на краткосрочный период), а позже и при обсуждении дел о государственной измене. Данный принцип усложнил возможность неправомерного прихода к власти, нивелировав контроль за голосами избирателей. Согласно leges de ambitu, для поддержания здоровой конкуренции кандидатам было запрещено подкупать избирателей проведением бесплатных игр, раздачей денег и хлеба. Любой кандидат, нарушивший данные правила, подвергался суровому наказанию. Как и в настоящее время, регистрация кандидатов и предвыборная кампания начинались задолго до дня голосования. Человек, изъявивший желание баллотироваться на ту или иную должность, должен был заранее известить соответствующий магистрат. Магистрат, в свою очередь, должен был проверить данного кандидата на соответствие избирательному законодательству и внести его в список для голосования или отказать в этом.

День регистрации кандидата считался днём начала предвыборной борьбы, которая длилась до дня голосования. Чтобы подчеркнуть свой статус и выделиться из толпы, кандидаты облачались в белоснежные тоги – символ чистой совести. Leges de ambitu позволял кандидатам обращаться к народу на базарах и форумах – главных площадях римских городов. На встречах с электоратом кандидаты вели себя учтиво, обращались к каждому избирателю по имени и просили поддержки своей кандидатуры. С каждым кандидатом был раб-номенклатор, чьей обязанностью было запомнить имя каждого избирателя и подсказать его кандидату, если последний это имя забыл. По традиции, в день голосования перед заседанием комиций (вид народных собраний в Древнем Риме) старшие из магистратов определяли волю богов по полёту и крику птиц, такой ритуал назывался auspicia – ауспиции. За правильностью исполнения ритуала наблюдал авгур, он же решал, благоволят боги выборам или нет. В случае, если авгур видел дурные предзнаменования, выборы переносились, а комиции распускались, при хороших знамениях начиналось заседание комиций. Заседания могли проходить только днём, после наступления темноты незавершённые заседания переносились на другой день. После совершения ауспиций магистраты приказывали созвать электорат и распределить его по центуриям (в соответствии с имущественным цензом) или трибам (в соответствии с избирательным округом). Очерёдность голосования определялась вытягиванием жребия – деревянной или бронзовой таблички с начертанными буквами или стихами. Таблички закладывались в специальную урну и перемешивались, а детям или сторонним лицам поручалось вытащить одну из них. Центурия, выбиравшая первой, называлась centuria praerogativa. Результаты её голосования воспринимались всеми остальными центуриями как изъявление воли богов, которую необходимо выполнить. На данный момент известно два вида голосования: открытое, существовавшее до установления принципа тайны голоса, и непосредственно тайное. В открытом голосовании жителей Рима напрямую спрашивали, готовы ли они поддержать того или иного кандидата, и ответственные лица фиксировали все голоса «за» и «против». В такой ситуации патриции могли легко влиять на выбор голосовавших, чем активно пользовались.


Монета с изображением голосующего гражданина

В ходе тайного голосования первоначально свои голоса избиратели отдавали при помощи своеобразного лабиринта, или как его называли римляне saepta – сети деревянных перегородок, поставленных таким образом, чтобы голосующий не мог выйти самостоятельно. Такое строение исключало возможность повторных голосов. Позже, при Юлии Цезаре, на месте обветшавшего деревянного лабиринта были возведены мраморные колонны. У лабиринта имелось множество входов, где голосующие ждали своей очереди. Голосование начиналось после сигнала, в нём принимали участие все центурии, кроме centuria praerogativa. Точный порядок голосования неизвестен, однако есть предположение, что перед входом в ограждение голосующие получали дощечку, на которую писали сами, или просили доверенное лицо написать имена двух своих кандидатов, затем дощечки бросали в урну, и избиратели оставались внутри лабиринта до конца голосования. Выборы проводились не только в самом Риме, но и во всех городах империи. Как правило, в римских провинциальных городах управление составляли дуумвиры – высшие должностные лица, и декурионы – члены местного сената. Избиравшиеся раз в пять лет квинквенналы составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязанности (благоустройство, снабжение хлебом, уборка улиц и т.д.) были возложены на младших магистратов – эдилов. Выборы в органы местного самоуправления проходили посредством деления каждого города на несколько курий – избирательных участков.

Избираться на обычные должности могли все совершеннолетние и свободные граждане, требования же к кандидатам на более высокие провинциальные магистерские должности были выше: помимо совершеннолетия и гражданства требовались незапятнанная репутация, обладание определённым имуществом и последовательное продвижение по должностной лестнице. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. Имена кандидатов объявлялись заранее дуумвиром или квинквенналом, проводившим выборы. В случае недостаточного количества кандидатов им позволялось выбрать себе заместителей, те в свою очередь, могли выбрать себе помощников, в итоге в избирательные списки попадали все эти лица. Также как на выборах в столице, в провинциях избиратели писали имя своего кандидата на дощечке и бросали её в урну. В выборах могли принимать участие не только отдельные кандидаты, но городские общества, такие как молодежные союзы, сельские союзы или городские объединения. В предвыборной агитации участвовали и женщины. Процедура выборов происходила в марте. Исход выборов в провинциях решался отличным от столичного способом. Сначала подводили итоги голосования в каждой курии отдельно, затем результаты со всех курий сравнивались, и побеждал тот кандидат, за которого высказалось большинство курий. Новоизбранные лица вступали в должность с первого июля и служили на ней в течение года.

В ходе предвыборной кампании на стены домов, покрытые белой штукатуркой, красной краской наносились агитирующие надписи. Имя кандидата писали большими буквами в самом начале, под ним писали призыв к избирателю, ниже указывали мелким шрифтом имена заместителей. Надписи оставались и после выборов на весь срок нахождения выбранных лиц на своих должностях и покрывались новом слоем штукатурки во время следующей предвыборной кампании. Содержание агитационных надписей разнилось. В одних описывались высокоморальные качества кандидатов, сведения о профессиональной деятельности или благородном происхождении. Реже встречаются обязательства или программы кандидатов. Также археологи находили надписи, содержавшие брань в отношении кандидатов, или карикатуры на кандидатов, на некоторых подобных надписях обнаружены попытки, видимо, сторонников кандидата затереть негативные высказывания. Кроме того, найдены нейтральные надписи, просто призывающие прийти на выборы. В качестве примера можно привести следующие надписи: «Соседи, проснитесь и голосуйте за Амплиата. Чтоб ты заболел, если из зависти это уничтожишь!» «Прошу тебя, Лорей, выбери в дуумвиры Цейя Секунда, и он тебя выберет» «Если честная жизнь на пользу людям бывает, то Лукреций Фронттон чести достоин вполне»


Агитационные миски. Их наполняли едой и раздавали на улице перед выборами бедным. Надписи внутри мисок содержали призывы проголосовать за того или иного кандидата. Слева — миска, призывающая голосовать за Катона Младшего на выборах народных трибунов (63 год до н. э.); справа — за Катилину на выборах консулов (66 год до н. э.)

Схожие темы

Литература

Бирд М. SPQR: История Древнего Рима/ Мэри Бирд; Пер. с англ. – 2е изд.- М.: Альпина нон-фикшн,2018.-696с.

Кузищин В.И. История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996.-377с.

Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима./ СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. — 368 с.

Читайте также: