Как профессия архитектора влияет на здоровье

Опубликовано: 02.07.2024

Архитектор (в переводе с греческого – главный строитель, зодчий) – профессия ответственная, в полном смысле этого слова. От работы архитектора зависит многое: в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги, как будут выглядеть квартиры и помещения для работы. Неслучайно в древние времена именно архитектор стоял под вновь возведенным мостом, когда проходили испытания его прочности. Ведь от его работы зависело, насколько будет пригодно к использованию это сооружение, и он отвечал за это «головой». Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная по содержанию деятельность архитектора, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории конкретного города, дома или здания, создать шедевр архитектурного творчества, воссоздать какую-либо архитектурную реликвию. Если в древности архитектор был главным строителем и отвечал за весь процесс постройки, то со временем неизбежная специализация в строительном деле привела к тому, что архитектор стал заниматься только начальной стадией строительной технологической цепочки. Современный архитектор разрабатывает проекты здания в виде чертежей или макета, по которым конструктор выполняет расчеты, а прораб осуществляет строительство. От архитектора зависит идея и концепция возводимого объекта, поэтому профессия архитектора – это еще и творческая профессия, требующая как развитой фантазии и образного мышления, так и кропотливого труда. Ведущая деятельность архитектора – создание художественного образа и воплощение его на ватмане или в компьютерной программе. Это может быть городская застройка, промышленное здание, мост, ландшафт, дорога и т.д. Также архитекторы переводят пожелания заказчиков в реальные и технически выполнимые требования, и продуманные принципы реализации этих требований.

Тип и класс профессии

тип - человек-художественный образ; относится к классу эвристических профессий

Содержание деятельности

разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов; подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора; проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.); реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры; организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.) проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог; создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стеллы); разработка проектов промышленных предприятий; дизайн жилых и общественных сооружения, организация внутреннего пространства; колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.

Требования к знаниям и умениям специалиста

    - выполнять чертежи, рисовать; - работать с компьютерными программами, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов (например, AutoCAD и 3D Studio MAX); - работать с программами, позволяющими работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.); - разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования; - подготавливать технические задания на разработку проекта, осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда

Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, проектных бюро. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера, либо специальных инструментов – бумаги, планшетов, чертежных и т.п. Как правило, это тихая и спокойная деятельность, меньшая часть которой предполагает командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами -заказчиками. Архитектор достаточно самостоятелен в своей деятельности и может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, хотя при этом он ограничен реалистическими и практическими требованиями той или иной разработки, государственными стандартами и строительными нормами. И, конечно же, в условия труда архитекторов могут входить выезды на места строительства предполагаемых объектов, а также участие в сдаче и приемке построенных объектов.

Медицинские противопоказания

неврологические и психиатрические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения.

Базовое образование

высшее профессиональное образование

Перспективы карьерного роста

специализация, повышение квалификации, освоение смежных областей, организация собственного дела, управленческая деятельность, преподавательская и научная работа


Тапалчинова, Д. Н. Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека / Д. Н. Тапалчинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60383/ (дата обращения: 26.05.2021).

В работе были рассмотрены способы влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: архитектура, психологическое состояние, влияние.

В первую очередь на состояние здоровья человека влияет образ жизни и окружающая среда, поэтому так важно, где и как он живет. Архитектура играет в жизни человека особую роль. С помощью комбинации линий, углов и цвета здания оказывается влияние на сознание человека, что формирует его социальное поведение. Создавая какое-либо сооружение, архитектор должен опираться не только на его эстетические составляющие, но и на то, как это отразится на людей. Эта проблема требует особого внимания, так как нельзя точно определить влияние того или иного качества на каждого человека. Задачей архитектора является изучить влияние разных аспектов архитектуры, для дальнейшего использования этих знаний в целях улучшения качества жизни.

В современном мире негативное влияние архитектуры встречается все чаще. Экономия средств и времени приводит к упрощению форм и упадку архитектурной и духовной ценности зданий. Человека окружает монотонная застройка одинаковой формы и однотонного цвета. Асфальтовое покрытие, сплошные голые стены и монолитные стекла не гармонируют с природой, меняют поведение человека в худшую сторону.

Обезличивание городов начало происходить в советский период, когда каждой семье полагалась отдельная квартира, а потому началась массовая застройка однотипных серых домов. Психология не играла тогда важной роли, основной задачей было построить большее количество домов в короткие сроки. В это время человек, привыкающий видеть тусклые тона, теряет прежнюю работоспособность.

В некоторых зарубежных странах архитекторы обращаются за консультацией к психологам в процессе проектирования зданий различного назначения. Благодаря многолетним исследованиям удается создавать сооружения с соответствующими потребностями пользователей и избежать проектировочных ошибок.

Архитектура имеет следующие способы воздействия на людей:

– естественное и искусственное освещение;

Цвет является одним из главных моментов в проектировании сооружений. Сейчас архитекторы широко применяют этот прием, чтобы положительно влиять на психологическое состояние человека. Используются в меру яркие не резкие оттенки, которые разбавляют общую серость застройки.

Яркий пример того, какой эффект производят определенные цвета на человека:

– оранжево-красный оказывает возбуждающее действие, увеличивает частоту сердцебиения и повышает давление;

– синий цвет темных оттенков успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению;

– серый цвет нейтрален, тем не менее способствует меланхолии;

– желтый поднимает настроение и активизирует работу мозга;

– зеленый снимает нервную и зрительную усталость.

Не только цветовая гамма может отразиться на горожанах, оптически агрессивные поля являются проблемой современных городов. Нужно избегать пространств, в которых многократно повторяются одинаковые элементы, вызывающие усталость глаз. Примером является типичная многоэтажная застройка с одинаковыми оконными проемами.

Положительно влияет на психику естественное освещение. Благодаря солнцу вырабатывается серотонин и мелатонин, отсутствие которых приводит к меланхолии и сбою в биологических часах.

Помимо количества цвета, важна также его температура:

– холодные оттенки ассоциируются с дневным временем, когда у человека больше энергии;

– теплые оттенки проводят параллель с вечером или рассветным солнцем, когда организм расслаблен.

Материалы оказывают влияние на эстетическую и тактильную стороны здания. Благодаря им сооружение может визуально выделяться, производить положительное впечатление. Например, глухая кирпичная стена передает скуку и монотонность.

Форма также вызывает у человека определенные эмоции. Простые формы, например, квадрат и овал, легче и качественнее воспринимаются чем сложные. Линии в архитектуре оказывают следующее влияние:

– прямые линии ассоциируются с ясностью и умиротворением;

– изогнутые с изяществом и легкостью;

– кривые и ломанные с агрессией и резкостью.

Любимой для человека остается прямоугольная форма, она символизирует рациональность и надежность.

Немаловажна планировка города. Высокая плотность застройки и высота зданий влияет на уровень преступности. Например, такое проявление ярко выражено в Нью-Йорке, где число преступлений увеличивается пропорционально с высотой зданий.

Нельзя забывать про зеленые насаждения, которые непременно должны находиться в гармонии с архитектурой. Растения улучшают окружающую среду, оказывают влияние на температуру, влажность и газообмен. Эстетические качества зеленых насаждений, пение птиц и шорох листьев создают оптимальные условия жизнедеятельности человека. Растения можно располагать не только рядом с архитектурой, но и непосредственно на самих сооружениях. Насаждения положительно влияют как на здоровье человека, так и на его эмоциональное состояние.

Таким образом задачами архитектора является не только разработка планов и фасадов, а также полное осмысление влияния его сооружения на людей. Следует создавать больше уникальных зданий, избегая монотонности. Чтобы человек чувствовал себя комфортно, важно учитывать все вышеперечисленные факторы, не забывая про озеленение территорий. Только в этом случае удастся создать гармонию архитектуры и человека.

Почему спальные районы угнетают, а хай-тек вызывает безотчетное раздражение? Можно ли сохранить здравый рассудок в городской среде, и нужно ли жить в «светло-серых дворцах и стекла и бетона»?

Экология, которую мы видим

Посмотрите в окно — вам нравится пейзаж? Большинство жителей мегаполисов на этот вопрос ответят отрицательно. Людям не нравится ни рабочее пространство, ни жилое.Города разрастаются, требуются новые квадратные метры и рабочие места.

В условиях ограниченной площади самые интересные идеи архитекторов с трудом могут найти воплощение. В результате ландшафты отличаются поразительной стереотипностью, а вся эстетика упирается в клумбы и разноцветные лавочки во дворе многоквартирного дома.

Массовый покупатель доволен, ведь определяющий фактор при выборе квартиры — стоимость квадратного метра. Да и зачем переплачивать, если определение «спальный» район говорит само за себя. Спать можно где угодно!

Тем временем ученые бьют тревогу — архитектура мегаполисов сказывается на здоровье — психологическом и физическом. «Трудно представить, что люди умирают от этого», — обращает внимание на проблему доктор Хулио Бермудес.

Его исследования опираются на результаты МРТ, демонстрирующие, как мозг горожан воспринимает те или иные объекты. Преимущественно плохо. Одинаковые постройки не вызывают оптимистичного желания жить и работать. Доктор надеется, что ему удастся внедрить элементы «созерцательной архитектуры» в городское пространство.

Архитектурные особенности, которые веками применялись при строительстве, расслабляют и вызывают чувство умиротворения. Если привнести эти знания в современное градостроительство, ситуация изменится.

Похожей точки зрения придерживаются и некоторые отечественные ученые. Доктор биологических наук и член Высшего экологического Совета при Государственной Думе, Василий Филин убежден: большое число повторяющихся элементов (например, одинаковые окна) и, наоборот, отсутствие каких-либо архитектурных деталей — сильнейшие раздражители для мозга. Главная мысль — глазам необходимо за что-то «цепляться».

Неосознанно переключая внимание с объекта на объект, мозг таким образом сбрасывает напряжение. Когда же такой возможности нет, он начинает работать в авральном режиме.

Не случайно некоторые городские нововведения вызывают интуитивное отторжение. Например, в Москве замена асфальта на тротуарную плитку разделила жителей на два лагеря. Противники приводили разнообразные доводы. Они переживали, что изменения испортят жизнь роллерам и девушкам на шпильках. Но их аргументы не были такими уж убедительными.

Вероятно, отторжение вызывали именно цветовая гамма и однообразие тротуарного покрытия. Маленькие прямоугольники (в отличие от однородного асфальта) привлекали внимание, но не давали глазу «зацепиться», подсознательно вызывая дискомфорт.

Исследования экологического психолога из Корнельского университета доктора Нэнси Уэллс доказывают: «как природная, так и искусственно созданная среда влияет на умственное и физическое благополучие человека. Большинство крупных медицинских проблем. от психологического стресса до заболеваний сердца, сахарного диабета в значительной степени имеют экологические причины».

Наследие древности

О связи архитектуры и здоровья знали еще строители в Древнем Египте. Например, Имхотеп, руководивший строительством пирамид, совмещал профессию архитектора с врачебным делом и был очень образованным человеком. Широким кругозором отличались и другие мастера того времени. Во многом поэтому им удалось гармонично вписать каждое здание в окружающий ландшафт. Древнегреческий философ Гераклит считал, что скрытая гармония сильнее явной. Сегодня понять, какой эффект оказывает на нас «скрытая гармония», можно с помощью специальных тестов.

Колин Эллард, психолог, профессор Университета Ватерлоо (Канада) в книге «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» отмечает: «В арсенале исследователей есть множество способов, с помощью которых мы можем оценить, насколько комфортно человек чувствует себя в городе — отследить направление его взгляда, сердцебиение, состояние нервной системы, походку и скорость передвижения. Наконец, мы можем измерить его мозговую активность. Все эти данные затем анализируются, чтобы выявить закономерности и понять, как те или иные элементы окружающей среды отражаются на нашем самочувствии, настроении, здоровье, работоспособности».

В лаборатории при Университете Ватерлоо (Канада) Эллард поставил эксперимент с применением технологий виртуальной реальности. Добровольцы помещались в трехмерный симулятор, на их теле закреплялись специальные датчики. Они ходили, изучали обстановку, приборы считывали их ощущения.

Колин Эллард демонстрировал «подопытным» разнообразные картинки городских ландшафтов — от зданий свободной планировки на открытых пространствах до типовых застроек.

Выяснилось, что, находясь в шаблонных ландшафтах, люди были дезориентированы, их состояние было похоже на гипнотическое, тогда как попадая в беспорядочную архитектурную обстановку с элементами хаоса, они, напротив, концентрировали внимание.

Помимо этого ученым удалось сгенерировать цвет, форму и расположение объектов таким образом, чтобы у добровольцев сложилось впечатление, что они находятся на природе. К удивлению исследователей, даже компьютерные зеленые пейзажи действовали умиротворяющим образом.

Колин Эллард пришел к выводу, что, сочетая в инфраструктуре зоны архитектурной эклектики с типовыми сооружениями, можно создать комфортную среду обитания и снизить уровень стресса.

«В деревню, к тетке, в глушь. »

Необходимость архитектурного многообразия подтвердили ученые из Университета Уорвика. Они доказали, что главную роль в эмоциональном благополучии играют не парки и зеленые районы, а дизайнерские решения в застройках.

Еще одно исследование проследило, как апатичное и скучающее настроение, вызванное городской средой, может изменить химический состав мозга. «У скучающих людей увеличивается частота сердечных сокращений и уровень гормона стресса — кортизола. А теперь представьте кумулятивный эффект — скука, стресс, тянущиеся, похожие друг на друга будни и пасмурная погода. И так день за днем», — обращает внимание когнитивный нейробиолог из Университета Уотерлу Джеймс Данкерт.

«Архитектурный» стресс нарушает не только химические процессы, но и структуру мозга. Исследования показали, что миндалины (область, регулирующая тревогу и страх) более активны у людей, проживающих в больших городах, чем у сельских жителей. Получается, стойкое напряжение может изменить структуру мозга, закрепив тревогу, гиперактивность и склонность к психическим расстройствам.

Власти городов по всему миру давно пришли к пониманию, что окружающую среду можно и нужно менять. Но как это сделать без серьезных финансовых затрат и сноса имеющихся построек? На помощь пришли представители уличной культуры, в чьих руках скучные пейзажи стали превращаться в арт-объекты. Целые кварталы, расписанные профессиональными художниками, 3D-рисунки на асфальте и фотовыставки в разных уголках города — результат осознания проблемы и желания изменить ситуацию здесь и сейчас.

Несколько лет назад два голландских художника Дре Ураан и Херон Кухаас придумали, как преобразить бедные и грязные фавелы (трущобы) Рио-де-Жанейро. Вместе с добровольцами из числа местных жителей они раскрасили хижины-развалюхи разными яркими красками. И то же самое они сделали с бедными районами на островах Кюрасао и Гаити. Унылые районы засияли радугой — поэтому это один из лучших проектов по преображению городов художниками. Мария Мягкова

Несколько лет назад два голландских художника Дре Ураан и Херон Кухаас придумали, как преобразить бедные и грязные фавелы (трущобы) Рио-де-Жанейро. Вместе с добровольцами из числа местных жителей они раскрасили хижины-развалюхи разными яркими красками. И то же самое они сделали с бедными районами на островах Кюрасао и Гаити. Унылые районы засияли радугой — поэтому это один из лучших проектов по преображению городов художниками.

«Другой прекрасный пример — Брюссель, где все обожают комиксы и рисуют их на фасадах домов, — продолжает Мария Мягкова. — Выглядят они здорово, потому что нарисованы профессионалами, соответствуют интересам горожан и просто поднимают настроение. И еще одна моя любимая "фасадная" тема — объемные рисунки, которые зрительно изменяют пространство и способны пустой дворик-колодец превратить в уходящую вдаль улицу или в большое патио с видом на море, а дверь в бетонной стене сделать дверью в зеленый лес».

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье не как отсутствие болезни, а как единство «физического, психического и социального благополучия». Если один из столпов шатается — расшатывается и нервная система. К сожалению, перебраться из однотипного района в зеленую усадьбу позволит себе не каждый. Однако негативное воздействие можно снизить с помощью приемов психоэкологии.

Архитектор – специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, разработку объемно-планировочных и интерьерных решений.

Основные виды деятельности архитектора связаны с проектированием, расчетом конструкций, разработкой планов зданий, фасадов и внутренних пространств. Проектирование систем расселения человека: городов, районов, ансамблей, площадей, жилых и промышленных зданий, сооружений, садово-парковых объектов и др., разработка проектов реставрации архитектурных памятников, интерьеров зданий и отдельных помещений, проведение исследований, связанных с проектным решением, осуществление авторского надзора за строительством – всё это является содержанием деятельности архитектора.

К основным обязанностям архитектора относятся:

  • разработка творческих проектных решений, выполнение проектной и проектно-строительной документации;
  • участие в проведении прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных);
  • визуализация и презентация проектных решений, участие в защите проектных материалов перед заказчиком и общественностью;
  • участие в координации деятельности специалистов и участников проектного процесса;
  • участие в администрировании проектной деятельности;
  • участие в проведении оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов;
  • участие в программах архитектурного образования, в популяризации архитектуры в обществе.


Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам архитектора относятся:

  • способность к конструированию и проектированию;
  • навыки черчения;
  • способность к цветовому восприятию;
  • развитое абстрактное мышление;
  • чувство вкуса, гармонии и симметрии;
  • развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный);
  • способность концентрировать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • способность к созданию образа по словесному описанию и к переводу образа в словесное описание;
  • интуитивное мышление;
  • развитая зрительная и тактильная память;
  • развитый эстетический и художественный вкус;
  • способность к восприятию пространственного соотношения предметов.

Архитектор должен обладать следующими личностными качествами:

  • усидчивость;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • старательность.

Медицинские противопоказания

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Архитектор должен хорошо знать:

  • основы архитектурной композиции;
  • закономерности визуального восприятия;
  • содержание и источники предпроектной информации, методы ее сбора и анализа;
  • систему проектной и рабочей документации для строительства, основные требования к ней;
  • правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей;
  • свойства материалов и конструкций;
  • основы технологии возведения зданий и организации строительного производства;
  • теории и методы экономической оценки и контроля стоимости архитектурных решений и строительства;
  • основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций;
  • основные системы транспорта, связи, обслуживания и безопасности;
  • методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства;
  • тенденции развития современных строительных материалов, конструкций и технологий.

Архитектор должен уметь:

  • разрабатывать архитектурные проекты на всех стадиях согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;
  • инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе;
  • проводить всеобъемлющий анализ и оценку здания, комплекса зданий или фрагментов искусственной среды обитания;
  • грамотно представлять архитектурный замысел, идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики;
  • участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;
  • оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах;
  • координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе;
  • осуществлять авторский надзор за строительством проектных объектов.

Область применения

Архитекторы могут работать в проектных институтах, научно-исследовательских институтах, архитектурно-строительных компаниях, дизайнерских студиях и бюро; архитектурных мастерских, студиях, органах государственной власти (территориальные управления по архитектуре и градостроительству). Кроме того, эти специалистов востребованы в архитектурных мастерских и студиях, реставрационных мастерских, мебельных магазинах и салонах. Образовательные организации могут приглашать архитекторов в качестве преподавателя.
Часто архитекторы работают самостоятельно, выполняя частные заказы.

Условия труда

Архитекторы могут работать как самостоятельно (специалист, выполняющий частные заказы), так и в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они работают в помещениях. Несколько раз в неделю возможны выезды на проектируемые объекты с целью осуществления авторского надзора за ходом работ.

Специальной формы не предусмотрено; при работе на объектах строительства используются средства индивидуальной защиты (каска).

Профессиональные риски

Основная рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее.

При осуществлении авторского надзора архитекторы посещают строительные площадки. В связи с этим возможны травмы, заболевания дыхательных путей (отравление строительной пылью).

Требуемое профессиональное образования

Получить профессию архитектора можно в образовательных организациях высшего образования (специальность «Архитектура» и смежные с ней).

Образовательные учреждения

Название учреждения
1. Сибирский государственный индустриальный университет
2. Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства
3. Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий

Карьерный рост

Возможные пути развития архитектора как специалиста:

Специализация, повышение квалификации

Карьерные перспективы для архитектора связаны с уровнем тех проектов, над которыми он работает. При оценке послужного списка архитектора особенно важны те из объектов, в проектировании которых он участвовал, и они действительно построены.

Освоение смежных областей

Профессиональный архитектор может осваивать смежные специализации, такие как: реставратор, дизайнер, инженер-строитель, инженер-конструктор.

Организация собственного дела, управленческая карьера

После получения опыта работы в крупных архитектурных бюро у специалиста открываются широкие перспективы в плане создания собственного дела.

В данном случае человек может начать руководить группой архитекторов, вести проекты по разработке, возглавить компанию, архитектурное бюро и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Профессия архитектора может предполагать научный путь развития. В данном случае человек может заниматься научной деятельностью в области архитектуры, истории архитектуры, реставрации, теории градостроительства и т.п.

Архитектура способна сблизить или отдалить людей, задать то или иное настроение, упростить или усложнить жизнь. Именно поэтому человеку так важно осознанно подходить к тому, чем он себя окружает. Такая философия заложена в основу педагогической деятельности декана колледжа дизайна МКИК Анастасии Петровой. В этом году педагог-архитектор стала одним из кураторов выставки в рамках масштабного международного проекта, основанного на сотрудничестве с самой влиятельной школой искусства XX века Bauhaus. Вместе с коллегами и студентами она представила разработку современной модели архитектурного образования.

Для Анастасии Петровой важно, чтобы ее студенты были искренне увлечены образовательным процессом. Поэтому, будучи деканом архитектурного колледжа, она стремится преподносить информацию в интересном и неординарном ключе, и к этому же мотивирует других преподавателей.

Многие образовательные модели, используемые в учебном заведении, рождаются в процессе коллаборации экспертов с разных факультетов. Так, концепция проекта для презентации на площадках Bauhaus стала результатом сотворчества колледжей архитектуры и дизайна МКИК и факультета дизайна ИГУМО.

Bauhaus – учебное заведение с богатой столетней историей. Это место, где были заложены основы обучения дизайну и, по сути, сформировалась сама профессия.

Сегодня школа Bauhaus продолжает аккумулировать инновационные образовательные подходы в этой области. Регулярно учебное заведение проводит Open Studios, объединяя на одной площадке проекты и педагогические концепции разных школ и вузов со всего мира.

В феврале этого года в Bauhaus были представлены проекты студентов и преподавателей факультета дизайна Института гуманитарного образования и информационных технологий и колледжей дизайна и архитектуры МКИК.

В рамках программы международные университеты, художественные академии и образовательные инициативы приглашаются в исторические мастерские Bauhaus, чтобы разрабатывать и применять современные модели для образования в дизайне. Предпочтение отдается тем проектам, которые направлены на преодоление границ между теорией и практикой в подготовке профессионалов.

Формула обитания

Свое исследование для Open Studios студенты, преподаватели и кураторы проекта – Анастасия Петрова и Елизавета Землянова – посвятили проблемам современных общественных пространств. Они рассматривали объекты разного масштаба – от гостиной в квартире до городских площадей. Сравнив современную архитектуру с той, что существовала многие столетия назад, участники проекта заметили определенную тенденцию.

Со временем индивидуальные пространства для жизни людей увеличиваются, а общественные – сокращаются.

Так, если раньше в традициях Древней Руси семьи жили в избах, где родители и дети находились в одной общей комнате, то сегодня квартиры делятся на несколько отдельных частей. Для многих идеальным вариантом считается ситуация, когда каждый член семьи имеет свою спальню или обособленное место для проведения времени.

В современных квартирах гостиные становятся всё меньше или исчезают вовсе, в то время как комнаты отдельных членов семьи постепенно увеличиваются. Высотность жилых зданий также стремительно растет, а дворовые территории в кварталах представляют собой небольшие площадки, которые часто застраиваются парковками или гаражами. То же самое происходит и с городскими площадями – свободного пространства для общения становится всё меньше, его занимают торговые центры, магазины, проезжие части.

«Мы изучили ряд существующих психологических исследований и выяснили, что на людей и развитие их взаимоотношений плохо влияет сокращение общественных пространств», – делится Анастасия Петрова.

Многочисленные исследования подтверждают, что чем больше люди проводят времени рядом, в визуальной доступности друг с другом, тем более крепкими становятся их взаимоотношения. Особенно это важно учитывать семьям с детьми. Психологи уверены, что многие проблемы подростков, такие как тревожность и депрессия, напрямую связаны с временем их вовлеченного общения с родителями.

Просторные подъездные пространства, дворы, площади и скверы благоприятно влияют на взаимоотношения соседей и горожан, объединяют людей.

Главное в пространстве – воздух

Результаты проведенных исследований оказались очень интересными и достойными того, чтобы рассказывать о них на такой масштабной площадке, как Open Studios в Bauhaus. Студенты вместе с преподавателями, экспертами разработали архитектурные решения для устранения проблем, связанных с сокращением общественных пространств. Для того чтобы преподнести информацию на доступном для всех возрастов и профессий языке, они выбрали уникальный метод реализации проекта.

«Основная ценность нашего проекта заключается в методе его подачи. Мы говорим об архитектуре на языке современного искусства», – рассказывает Анастасия Петрова.

Традиционные методы подачи архитектурных решений – это чертежи, графики и схемы. Однако, во-первых, они понятны только профессионалам, а во-вторых, не вызывают никаких эмоций, так как рассчитаны на рациональное восприятие. «Для нас было важно, чтобы проект был интересен не только опытным специалистам, но и студентам и даже людям, не связанным с архитектурной деятельностью. Поэтому мы хотели обратиться не к рациональному восприятию, а к эмоциям и чувствам человека», – отмечает куратор проекта.

12 частей исследования были представлены через арт-объекты – в формате инсталляции.

Студенты создавали арт-объекты из силикона под руководством опытных наставников. При этом выбор материала для инсталляции был тщательно продуман. Силикон – непривычная структура для архитектурных макетов. Материал интересен своей бестелесностью, прозрачностью и твердо-желейной консистенцией. Со стороны кажется, как будто он растворяется в воздухе. Именно поэтому, считает Анастасия Петрова, силикон особенно хорошо подходит для того, чтобы наглядно показать сущность пространств.

Китайская мудрость гласит, что главное в комнате – это пустота, как и главное в чайнике – объем, который можно наполнить водой.

Эта философия легла в основу проекта, представленного на площадке Bauhaus. «Нам удалось показать пространство с помощью таких форм, которые в нем растворяются. И тем самым мы подчеркнули ценность воздуха, свободной территории как потенциала для объединения людей», – объяснила Анастасия Петрова.

«По сути, наш проект представляет собой разговор о том, как объединить людей в современном мире».

На языке искусства

Искусство способно стирать границы между странами и людьми. Оно подобно международному языку, основанному на чувствах и эмоциях. И в этом одна из его главных ценностей.

На площадке Open Studios в Bauhaus представлены проекты образовательных учреждений разных стран мира. Вместе с тем они понятны и интересны каждому из участников независимо от возраста, национальности, профессиональной сферы и уровня культурных знаний и художественных навыков.

Этому правилу она следует и в своей педагогической деятельности. Как архитектор, художник в широком смысле этого слова Анастасия Петрова хорошо понимает, что любая информация усваивается лучше, если она находит отклик в душе человека, вызывает у него определенные эмоции. В этом плане искусство становится одним из лучших учителей.

Читайте также: