Что думают учителя о профессии учителя

Опубликовано: 02.10.2024

Так ли гордо звучит? Читатели «Шанса» рассказали, что думают о профессии учителя

Есть мнение, что профессия учителя потеряла былой престиж и уважение в обществе.

Реалии сегодняшнего дня: «на учителей» учатся, но работать по профессии идут далеко не все. В представлении многих учитель – это уже не тот, кому подражают, не тот, чье мнение является авторитетным.

Накануне Дня учителя «Шанс» поинтересовался, что думают об этой профессии жители Хакасии и юга Красноярского края. И мнения оказались нелицеприятными.

Татьяна, мама двух школьников:

– Недавно я сама, того не осознавая, заявила детям, что если они будут плохо учиться, то станут не первоклассными инженерами, юристами, архитекторами, а нервными учителями, ненавидящими свою работу. После этой фразы я долго думала, почему именно так я сказала, и поняла, что в последнее время встречаю только таких учителей – задерганных, замученных, выжатых. Думаю, что они такими бы не были, если бы не современная система образования.

Станислав Угдыжеков, доцент:

– Не могу сказать о положении школьных учителей с позиции собственного опыта. Однако коллеги сообщают, что их душат бумагами. По поводу высшей школы я могу судить и непосредственно, и в историческом контексте. Дело в том, что в СССР и в РФ никогда не было университетов в подлинном смысле. Оговорюсь, что не очень осведомлен о досоветском положении вузов. После октября 1917 года всегда решение о присвоении ученых степеней окончательно принадлежало государству. Оно раздавило академические свободы и превратило университеты в госконторы по предоставлению услуг в области образования. Такое положение наложилось и на административный восторг сегодняшнего дня, когда преподаватель вуза – это человек на кратковременном контракте, задавленный отчетностью и мелочным регламентом с гигантской нормой выработки в виде горлового пения в аудитории. Мне лично везет – в силу опыта я умело обхожу острые углы. Но в целом профессии учителя и преподавателя не позавидуешь, наша корпорация слаба и не защищена. Нет достойного профсоюза и сильного общественного мнения. Но властям я бы не советовал расслабляться – даже в нашем жалком состоянии мы способны на главное в профессии – формировать здоровую систему ценностей у выходящего на арену социальной жизни поколения. Наша надежда всегда на него.

Анастасия Иванова, преподаватель английского:

– В первом классе меня часто спрашивали, кем я хочу стать, когда вырасту, и я с гордостью отвечала: «Учителем». Прошло время, я выросла и стала настоящей учительницей. Некогда задорно вздернутый носик с годами опускался вниз, как и осанка – под тяжестью кип тетрадей для проверки домашнего задания. Но это все не беда! Самая большая тяжесть – это заработная плата современного учителя. Работа благородная, но неблагодарная! На голимом энтузиазме и желании давать знания молодому поколению держится нынче учитель! Дети в школах все разные, есть и те, кто откровенно оскорбляет, родители без конца требуют-требуют, считая учителя средством получения знаний нижнего звена, поддержки директора зачастую не дождаться. Надеюсь, это не везде так.

Юлия, работает в сфере капремонта:

– Реалии сегодняшнего дня – учитель завален бумажной работой и на качественное преподавание у него нет времени, а потом уже и желания. Уже в начальной школе, если ребенок не понял тему, приходится обращаться к репетитору, поскольку у школьного педагога нет времени объяснять что-то непонятливым ученикам. Что уж говорить про внеклассную работу и общение с ребятишками. Соответственно, учитель перестает принимать участие в формировании личности ребенка, постепенно вообще теряя интерес к детям. И дети, что неудивительно, платят той же монетой. К сожалению, эту тенденцию я наблюдаю. Конечно, не все учителя такие, есть и те, кто в каждого ребенка вкладывают частичку своей души. При этом престиж профессии в масштабе, допустим, страны не растет, но такой педагог всегда уважаем и родителями, и учениками. Такой неравнодушный педагог навсегда остается в памяти ребят, и про него они потом скажут: «Вот это был настоящий учитель».

Наталья Румянцева, руководитель языковой школы:

– Я работаю в сфере альтернативного образования. Думаю, интерес и уважение к данной профессии постепенно угасает. Посмотрите на постоянную нехватку кадров! И это не только на учительском поприще. У меня все время возникает вопрос – в какой сфере работают люди? Неужели основная масса теперь – блогеры, коучи, вебинарщики и иже с ними? Я на 100% уверена, что основы уважения к людям, профессиям и вещам закладываются в семье. К сожалению, сейчас слышны отголоски 90-х в поколениях молодых родителей. И многие думают, что учителя должны! Должны родителям сформировать, воспитать, настроить систему их ребенка. А если появляются проблемы, многие склонны винить в этом педагогов. О каком уважении здесь может идти речь? Но, слава богу, не все так однозначно! И я от себя лично могу сказать, что самая воспитанная, уважительная и благодарная аудитория – это наши студенты-дошкольники и их родители, которые выросли вместе с нами.

Елена Попова, учитель английского языка:

– Если мы будем сравнивать отношение к учителю лет 30 назад и сейчас – да, престиж профессии утерян. Но утерян он именно на законодательном уровне: у учителя одни обязанности и совсем нет прав. Если ученик не усвоил материал, все претензии только к учителю. В итоге приходится всем угождать: и ученикам, и родителям, и администрации. Но, с другой стороны, уважение к личности никто не отменял. Если ты профессионал и знаешь, что делаешь, – уважать будут обязательно. Не потому, что ты учитель, а потому, что ты действительно специалист.

Галина Тиховская-Нечаева, директор по развитию:

– Лично я потеряла уважение к некоторым представителям учительской профессии. На моего ребенка в школе пытались оказывать психологическое давление при устройстве в «модную» школу по прописке: «Ты не справишься, даже не берись, даже не пробуй, ты не потянешь». Разве учитель не должен помогать детям адаптироваться? А в предыдущей школе учителя-мастодонты просто заклевали молоденькую учительницу, только что вышедшую из института, сама была свидетелем. Откуда тогда взяться престижу профессии? Вот молодежь и учится на учителей, а работает продавцами в салонах сотовой связи.

Валерий, окончил педагогический вуз:

– Есть ощущение, что у профессии учителя и не было престижа. По крайней мере, сколько я живу, учителя всегда бастовали без зарплаты, получали отоварку вместо зарплаты, зарабатывали гипертонические кризы в обмен на мизерные зарплаты и вот это все. Теперь они в основном перекладывают бумажки, а на детей времени нет. Другое дело, что сейчас параллельно и пока не всегда легально развивается частное образование, когда учитель может зарабатывать неплохо на репетиторстве. Но, к сожалению, все учителя репетиторами не станут.

Я преподаю в лицее три года, но общий педстаж у меня пять лет. В детстве я, как и многие, мечтала стать учителем. Со временем это прошло, но в 11-м классе, когда был день самоуправления, меня поставили на первоклассников. Это стало отправной точкой, и я буквально влюбилась в профессию за один день.

Приходя в школу после университета, ты попадаешь в другой мир. В университете нам дают не совсем те знания, которые реально могут пригодиться на практике. Конечно, со временем ты набираешься опыта и начинаешь понимать, как правильно общаться с детьми и как себя вести с родителями, что тоже немаловажно. Поэтому было бы круто, если бы у молодых учителей был, например, какой‑нибудь наставник.

Когда я только пришла, мне дали первый класс. Это были сложные дети: большинство из них не ходили в детский сад, было также несколько деток с особенностями развития. Поэтому первое время я была в полной растерянности. Плюс родители вообще не воспринимают молодых учителей. Многие из них были старше меня, поэтому найти с ними общий язык оказалось трудновато: они начали гнуть свою линию, навязывать свое мнение, учить меня, как мне лучше делать свою работу.

Однажды дети подрались, и в драке был зачинщик. Я позвонила его родителям, чтобы рассказать, что ребенок выводит других на конфликт. А в ответ получила шквал негатива — мол, это я виновата, сама должна решать эти проблемы, зачем я вообще звоню по такому поводу, и раз это случилось при мне, то я некомпетентный преподаватель. Но со временем я научилась справляться с такими ситуациями и родителями.

В нашей системе образования стоило бы многое поменять. Понятно, что есть углубленные школы, но вообще по всей стране должна быть единая образовательная система. Чтобы у детей при переходе в другую школу или на другие учебники не было проблем. Еще в России нет преемственности между ступенями: сад, младшая школа, средняя школа. В каждой программе разное название одних и тех же терминов, разные объяснения одних и тех же процессов. Мне кажется, это очень усложняет детям жизнь. Еще нам пора начать учитывать особенности времени и перестать игнорировать тот факт, что мы живем в век технологий. Понять, что ненормально ругать детей за телефоны . Пора сделать так, чтобы телефоны занимали какую‑то часть учебного процесса.

Когда мы приходим в профессию, все представляется в радужных оттенках. Дети слушают, я даю им знания, все заинтересованы, тянут руки и так далее. На деле же я завалена документацией и тетрадками. Плюс у каждого ребенка свой характер и к каждому нужно найти подход — это далеко не у всех получается, поэтому многие молодые преподаватели разочаровываются и уходят.

Я бы не хотела проработать в школе всю жизнь, еще несколько лет максимум. Это очень тяжело.

Не могу сказать, что все плохо и у этой профессии нет будущего. Оно есть, но слишком многое нужно менять.

Катя, 22 года

Я с детства работала с детьми в лагерях, мне это очень нравилось, но при этом становиться учителем не планировала никогда. Изначально вообще поступила на техническую специальность, но поняла, что это не мое, и захотела заниматься английским языком. У нас в городе есть хороший языковой вуз, там было два направления на выбор: переводчик и педагогическая деятельность. Я подумала, что второе направление может мне подойти, потому что я люблю английский и мне комфортно работать с детьми.

В школу я пошла работать с сентября 2020-го. Это вышло случайно: моя подруга работала в сельской школе, из которой резко уволились все учителя английского. И меня позвали, предложили неплохие условия. Я решила, что это такой интересный опыт, который можно будет вспоминать в старости как страшный сон, и согласилась. Школа находится в селе, но она достаточно большая. Я думала, что это будет какое‑то маленькое деревянное здание с пятью классами, но это прям современная и большая школа, куда со всех близлежащих деревень приезжают детки. Я учу 6, 7 и 8-е классы.

Сначала было очень сложно, потому что я пришла 1 сентября, и мне сразу сказали: «Все, иди на уроки». Мне казалось, что я вообще суперподготовлена, я же так давно работаю с детьми и так хорошо их понимаю. Но в реальности все оказалось не так. Во-первых, у детей были очень слабые знания, потому что у них постоянно менялись учителя. Во-вторых, 6–7-е классы — это самый трудный возраст, когда они уже не дети, но еще не взрослые. Они импульсивные, хотят все оспаривать, чувствовать свободу.

Изначально я мечтала быть продвинутым педагогом, у меня было много иллюзий и представлений о том, как можно построить идеальную систему, в которой и тебе, и детям будет комфортно существовать. Но очень быстро пришло понимание, что я уже нахожусь в системе, которую мне одной невозможно изменить, и единственное, что остается, — подстраиваться под нее. Например, когда я пришла, старалась вообще не использовать никаких наказаний: никогда не кричала, не ставила двойки за поведение и так далее. Но дети, которые привыкли к другому, воспринимали мою позицию как слабость.

Тогда же стало понятно, что образование, которое нам дают в университете, очень сильно идет вразрез с действительностью. Мы изучаем много пространственных дисциплин, возвышенные педагогические принципы, методику, планирование идеальных уроков по всем критериям. А в итоге ты приходишь и понимаешь, что твой идеальный урок ничего не стоит, потому что ты просто не можешь заставить детей тебя слушать , и это очень грустно. Я сначала много плакала из‑за этого, потому что было обидно. Причем фразу «дети меня не слушают» воспринимают как что‑то несерьезное — мол, ой дети шумят, не могут успокоиться. На самом деле непослушание — это когда ты просишь встать, а тебе говорят: «Нет, я ничего не собираюсь делать».

Вся наша система образования сильно устарела, и проблема эта начинается с учителей. Сначала нас не особо учат, как правильно учить детей, а потом образовательный процесс, в котором все должно быть строго по нормам, добивает. Большинство учебников подстроены под то, чтобы ты в итоге сдал экзамен, но сдача экзамена вообще никак не свидетельствует о твоих знаниях. И получается, что реальность очень сильно отличается от того, что на бумаге. Дети все списывают с ГДЗ, получают пятерки, потом они идут с этими пятерками дальше, в универе опять списывают, получают хороший диплом, а потом выходят в мир, и оказывается, что для жизни ГДЗ нет .

Конечно, я не жалею, что пошла на педагогическую специальность, но лишь потому, что у меня есть возможность работать репетитором. Школа — это место для альтруизма, где ты зарабатываешь себе хорошую карму.

Юлия (имя изменено), 30 лет

Я работаю учителем литературы и русского языка уже семь лет. Я вообще не хотела быть учителем. Моя бабушка преподавала физику, и я знала, что это тяжелая работа. И никогда не испытывала удовольствия от общения с детьми, напротив, всегда была замкнутым человеком. Но когда я училась на филфаке, у нас была педагогическая практика. Я пошла в школу, где мне безумно повезло с куратором: она поразила меня своим подходом к преподаванию, у нее были необычные формы работы, она постоянно оставалась с детьми в контакте. Мне понравилось общаться с учениками, и я подумала, что стоит попробовать поработать. Решила, если не зайдет, то после первой четверти уйду. Но как‑то затянуло.

С детьми сначала было трудно, мне дали 5-е классы — с ними всегда сложнее, чем с подростками. Потому что я не склонна нянчиться с учениками, мне не нравится повторять все по 10 раз, но это необходимо для пятиклассников, потому что они маленькие. Сейчас уже привыкла, конечно, но вначале были случаи, когда я сильно расстраивалась или злилась.

Однажды я дала маленькую самостоятельную детям минут на 10 в начале урока. И все дети написали, а одна девочка нет. Я ей говорю: «Давай сдавай, весь класс тебя ждет». Сейчас, если я сталкиваюсь с такой ситуацией, то прошу, чтобы ученик ускорился и дописал. А в первый год моей работы я многого не понимала, поэтому, когда девочка мне сдала работу, я при ней ее выкинула. Девочка сильно расстроилась, что вполне естественно, пожаловалась родителям. Потом я извинилась перед ней и вынесла для себя урок.

С коллегами у меня сложные отношения. Я не склонна быть в постоянном контакте со всеми. Я стараюсь выдерживать корпоративные отношения, это моя принципиальная позиция. Кто‑то это принимает, кто‑то нет, но меня это не волнует.

Я думаю, что подход к образованию в России имеет двойственную природу. С одной стороны, мы вроде как хотим развивать личностей, которые обладают знаниями о мире и необходимым жизненным опытом. И учителя действительно стараются это делать. Но с другой стороны, очень большой упор со стороны системы идет на подготовку к экзаменам, которые не охватывают всего объема знаний. В результате учитель оказывается перед выбором: то ли мне усиленно готовить детей к проверкам, то ли развивать их как личностей . То есть мы учим людей пользоваться инструментами своего разума, чтобы они умели рассуждать, аргументировать свою позицию, выражать мысли, но при этом сочинение по русскому языку ЕГЭ — это работа по четкому плану и шаблону. И если ребенок от него отойдет и начнет рассуждать так, как он хочет, то просто не сдаст экзамен. Я хотела бы учить детей воспринимать литературные тексты в контексте реальности, анализировать, обсуждать их, но тогда они не будут помнить, что подарили Наташе Ростовой на именины.

У меня никогда не было оптимистичных ожиданий от профессии. Я понимала, что иду в довольно токсичную среду, где много неактуальных правил, которые продолжают существовать. Я говорю о вещах дисциплинарного толка.

Я была готова к тому, что будет сложно. Но в школе мне открылись какие‑то позитивные моменты профессии. Я поняла, что большинство детей адекватны, способны к саморазвитию, к эмпатии, они хотят установить с тобой контакт. Мне казалось, что у детей в головах учитель — скорее злое существо, которое заставляет их работать. Но в школе я поняла, что далеко не всегда дети воспринимают учителя как злодея.

Иногда я провожу уроки, которые не связаны с программой, но на темы, которые детям интересно обсудить: мы спорим о необходимости гендерных ролей, секс-просвета в школах и так далее. Такие уроки как раз нужны для того, чтобы развить умение говорить, формулировать позиции и доказывать свою точку зрения.

Часто у десятиклассников я практикую такую штуку, чтобы дети делали анализ произведения, используя неформальные виды работы. Одна группа ребят даже сделала канал, где они рассказывают о произведениях с помощью майнкрафта.

Если честно, я не знаю, сколько еще проработаю в школе. Пока что я получаю от работы в школе удовольствие. Но не знаю, как долго буду радоваться тому, что я общаюсь с детьми и преподаю. Эта специальность неблагодарная и не очень хорошо оплачиваемая . 18–25 часов в неделю — это самая комфортная нагрузка, но мало кто работает так, потому что на зарплату в таком случае прожить невозможно. Лично я работаю 40 часов в неделю уже года три. Наверное, в Москве и Петербурге сейчас зарплаты гораздо выше, но чем дальше от центра, тем хуже.


С начала нового учебного года прошло почти два месяца. Пока ученики нехотя плетутся в школы и боятся стремительно приближающегося ЕГЭ, молодые педагоги ищут новые способы с ними совладать.

Enter пообщался с молодыми учителями и узнал, видят ли они свое будущее в этой профессии, довольны ли они заработной платой и что интересует нынешних школьников.

Римма Рифатовна

23 года, учитель обществознания, права, экономики и истории


«Однажды на родительском собрании меня спросили: “А вы вообще являетесь авторитетом для детей?”»

Я окончила Институт международных отношений, истории и востоковедения в КФУ. Сейчас учусь в магистратуре и второй год работаю учителем у среднего и старшего звена школы. А еще я также курирую школьный музей и кружок «Юный экскурсовод».

Изначально я хотела преподавать в период своего обучения, совмещая педагогическую деятельность с магистратурой, но посвящать этой профессии всю жизнь я не собиралась. К тому же чаще всего девушки работают в школе, чтобы в дальнейшем получать хорошие декретные деньги — это стопроцентная подушка социальной безопасности в течение всего отпуска. Кто знает, как жизнь сложится? И, на самом деле, эту сторону медали я тоже рассматривала (улыбается, — прим. Enter). В конечном итоге желание продолжать карьеру учителя после магистратуры так и не появилось.

Один из главных недостатков работы — даже не заработная плата, а количество требований по заполнению отчетов, планов и высокий уровень бюрократизации. К тому же школа не может позволить нанимать отдельных специалистов по праву, экономике, истории и обществознанию. Я веду четыре предмета — на мой взгляд, даже гений не владеет подобным функционалом, а этого требуют от школьного учителя.

Еще одна проблема современной школы в том, что классные руководители до девятого класса насильно тянут учеников. А подростки быстро привыкают к такому отношению, и в 10 и 11 классе от обещанных фраз «Да, я начну учиться» не остается и следа — большинство продолжает вести себя равнодушно.

Списать на самостоятельной или контрольной работе стало нормой. Достаточно просто погуглить ответ. Информация в интернете доступна как женщина с пониженным чувством социальной ответственности на проспекте Победы — пара кликов, и ответ уже у тебя в руках. Но я меняю формулировку задания так, чтобы им не удалось этого сделать.

В прошлой школе я, как человек, не имеющий диплома магистра и опыта, получала 10 тысяч за 14 часов в неделю. Но учитель может получать надбавку к заработной плате (ориентировочно 6 000 тысяч рублей, — прим. Enter) раз в полгода при наличии пакета грамот с дипломами, высокой результативности по оценкам, победителей и призеров по олимпиадам. Даже отсутствие травматизма среди учеников может послужить причиной для скромного «гонорара». Моим дополнительным источником дохода является стипендия в университете и работа фотографом. В целом, на жизнь хватает, но вот путешествовать не удается.

Однажды на родительском собрании меня спросили: «А вы вообще являетесь авторитетом для детей?». У современных учеников слово «учитель» не вызывает уважения. Это работает только если ты понравился им внешне, из-за хорошего чувства юмора или пошел у них на поводу. На первое время это поможет выстроить благоприятные отношения. Конечно, я или другой педагог должен быть в любом случае авторитетом, потому что я окончила вуз, меня приняли на эту должность, платят заработную плату, в конце концов.

Денис Олегович

22 года, учитель английского языка


«То, что интересует нынешних школьников, лучше всего покажет интервью Юрия Дудя с рэпером Face»

Еще в 10-м классе я понял, по какому пути пойду: мне нравятся языки, общение с людьми и по темпераменту мне близка педагогическая сфера. Перед трудоустройством я думал, что приду я, молодой педагог, и наконец воцарится полная гармония в отношениях учителя и ученика. Но даже несерьезные пять или семь лет — уже большая разница поколений. Чаще всего они воспринимают тебя взрослым и чужим человеком.

Поначалу все в школе было непривычным — совсем недавно ты сидел за партой, а теперь учишь детей. Вообще, за пять лет университета школа как институт очень изменилась: электронная система ведения отчетности, частые проверки, жесткие стандарты, которым необходимо следовать в обязательном порядке. Электронный журнал обязывает учителей тратить личное время на его заполнение. Сейчас, наблюдая за оценками, родители взяли под контроль как учеников, так и учителей. «Почему у всех стоит “пятерка”, а у моего ребенка “четверка”?», — на подобные разбирательства тоже уходит время.

Честно говоря, раньше я думал о карьере в школе, но столкнувшись с реальностью, установки в голове изменились: должность директора при самой усердной работе мне светит только через 10 лет. Более того, насущная проблема — это зарплаты учителей. Получаешь расчетный лист в размере 16 тысяч и понимаешь, что без репетиторства тебе не обойтись. Поэтому я решил работать в школе лишь во время магистратуры, а потом уйти в IT-сферу. Выбор было сделать непросто, так как я обожаю детей, каждый из них — это отдельный удивительный мир.

То, что интересует нынешних школьников, лучше всего покажет интервью Юрия Дудя с рэпером Face. Ученики сейчас воспитаны на медиа-ресурсах, а мемы, приколы, экстравагантные музыкальные исполнители и невероятная тяга ко всему запретному формируют их сознание. Исполнители вроде Face и Pharaoh становятся популярными, потому что они поют о том, что интересно школьникам. Раньше в воспитании ребенка огромную роль играла семья, а сейчас родители практически перестали заниматься своими детьми. Я понимаю, в стране сложная экономическая ситуация, в основном, трудятся оба взрослых, а, может, и вовсе мать-одиночка. При этом раньше родители тоже пропадали на работе, однако, воспитание находилось на высоком уровне. Сейчас же моральные ценности и элементарные вещи вроде вежливости и этики вымирают как явление.

К тому же я постоянно слышу мат на переменах, доносящийся чуть ли не из каждого угла коридора. Несколько раз за эти два месяца я сделал ученикам замечание из разряда: «Больше так не делай, подобная речь — неуважение к учителю и другим людям». Соглашусь, достаточно мягко, но любая более жесткая формулировка может быть записана на диктофон или видео, которые будут использоваться против тебя. В конечном итоге все это приведет к заявлению в прокуратуру на учителя.

Вероника Владимировна

23 года, учитель истории и обществознания


«Школа — не место для никуда не поступивших девушек»

Я преподаю с 5 по 11 класс в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для слепых и слабовидящих. Большую роль в выборе вида деятельности сыграла моя мама, так как она тоже педагог, но в образовательном учреждении для умственно отсталых ребят.

Сейчас моя карьера складывается и развивается: я не только веду уроки, но и исполняю обязанности завуча по воспитательной работе, а в ближайшем будущем планирую получить квалификационную категорию. Также есть много дополнительной работы в виде проектной занятости в рамках осенней и весенней школы по обществознанию, исторических турниров в Республиканском олимпиадном центре, репетиторства. Еще я веду кружок в другом месте и являюсь педагогом по дополнительному образованию, но даже всего этого на жизнь мне не хватает.

Современные дети — интересные, разносторонние и стремятся достичь чего-то нового, отказаться от консервативных стандартов. Поэтому мотивировать их изучать предмет должна грамотная личность. Учитель — мост между знаниями и головой ребенка. При этом он также должен уметь объяснить понятия: Родина, любовь, настоящая дружба, честь, образ педагога и его роль в образовании.

Школа — не место для никуда не поступивших девушек. Скорее, это место для сильных людей, желающих обучать других и узнавать что-то новое каждый день. Ты познаешь личности, ведешь интересные дискуссии, видишь, как происходит полный взаимообмен знаниями — это одна из самых прекрасных сторон в моей работе. В моем коллективе в основном молодые специалисты — мы быстро нашли общий язык друг с другом. Администрация правильно подходит к обучению новых учителей — я чувствую защиту. Своих коллег я могу назвать друзьями, мы общаемся и во внерабочее время, проводим досуг вместе.

Воспитание начинается с себя: необходимо на личном примере показать, как делать нужно, а как нет. Если во время доклада ребенка учитель сидит во «ВКонтакте» и листает ленту — потом он уже не имеет права просить учеников убрать телефоны. Или если сам педагог рассказывает монотонно и неинтересно, то как можно просить ярких речей и презентаций от ребят? Сейчас, к сожалению, ни один молодой учитель не сможет прочитать лекцию без бумажки. У новых специалистов совершенно другое мышление — мы привыкли к быстрой и доступной информации.

В нашей школе не принята процедура с подарками перед праздниками, так как не все могут себе это позволить. Но любое внимание приятно, к примеру, с прошлого года я собираю открытки от детей — они греют мое сердце. Когда ставлю «двойки», говорю ученикам, что люблю их, но на данный момент оцениваю уровень подготовки к предмету. Эту мысль важно грамотно донести и до родителей: учителя ставят плохую отметку за конкретный ответ на уроке. Необходимо ставить себя на место обеспокоенной мамы, которая звонит тебе уже несколько раз в сутки. Потому что вполне возможно, что ты и сам однажды станешь таким же чокнутым родителем.

Я открытый педагог, всех добавляю в друзья в соцсетях — меня нашла почти вся школа (улыбается, — прим. Enter). Что касается рабочих моментов, для передачи необходимой информации и обсуждений следующих уроков я использую общие диалоги — это хороший и быстрый инструмент, который очень помогает.

Фарида Фаридовна

23 года, учитель физики


«Им интересно, понимаю ли я современную интернет-терминологию вроде “хайп”, “мемы” и “эщкере”»

Я устроилась в школу только этой осенью — веду физику у седьмых и восьмых параллелей, а также курирую один класс. Недостатков больше, чем преимуществ: низкая оплата труда и отсутствие поддержки со стороны старших коллег. Из плюсов могу выделить, что ты не только держишь свои знания в тонусе, но и ежедневно обогащаешь их, развиваясь одновременно с детьми.

Я работаю по гранту, предназначенному для молодых учителей Республики Татарстан, который длится 3 года. Мне полагается ежемесячная надбавка в размере 10 тысяч рублей — вместе с ней я получаю 30 тысяч. На самом деле если рассматривать оплату без подобных контрактов, то желания работать в школе совсем нет.

При трудоустройстве мои коллеги предупреждали, что необходимо держать дистанцию с ребятами. Во время перемены ученики могут попросить, чтобы я написала имя своего аккаунта в Instagram или добавила их во «ВКонтакте». Но практиковать это не нужно: личное пространство и работа, а особенно в школе, не должны взаимодействовать. Но у нас есть общий диалог, куда я передаю срочную информацию, зная, что они точно будут осведомлены — это экономит время. Поговорить во время перемены? Конечно. Мы можем обсудить премьеру долгожданного фильма или выход нового сезона сериала. Некоторые дети ходят по школе с переносными колонками и предлагают включить музыку по моему предпочтению. Также ученикам интересно, понимаю ли я современную интернет-терминологию вроде «хайп», «мемы» и «эщкере».

К детям, которых я курирую, трудно было найти подход, но постепенно мне это удалось благодаря совместному времяпрепровождению. Теперь мы решаем с учениками, какое мероприятие нужно посетить в обязательном порядке, а на классных часах смотрим фильмы. Также 15 минут мы говорим о личных достижениях или маленьких победах за неделю, делимся новостями друг с другом и планами на выходные. Обычно они у всех одинаковые: выспаться — я не исключение (смеется, — прим. Enter).

Учеников можно привлечь знаниями, напрямую связанными с жизнью. Например, объяснять агрегатное состояние на примере стакана кока-колы из «Макдоналдса». Ученику было скучно, он играл в телефоне, а здесь услышал знакомое вкусное слово, — и контакт установлен. Мой предмет прекрасен огромным простором для фантазии: дать задание желающим провести эксперимент дома с бутылкой или краской. Например, выполняя опыты, мой ученик испачкал весь морозильник яркой краской. После выходных он так воодушевленно рассказывал мне об этом, будто совершил новое открытие и может подвинуть Альберта Эйнштейна.

В моем классе 25 человек, а собрания, в основном, посещают только 15 родителей. Сразу видно, что они занимаются своим ребенком и озабочены его успеваемостью, поведением и выполненным домашним заданием. Конечно, учебный процесс должен интересовать взрослых. Но есть и такие, с кем мне еще не довелось познакомиться лично или даже по WhatsApp.

Рима Хамзиевна Рахмятуллова

Учитель! Сколько надо любви и огня!
Чтобы верили!
Чтобы слушали!
Чтобы помнили люди тебя!

На вопрос о том, какая профессия самая важная, каждый ответит по-своему. А, если спросить, какая самая нужная, востребованная, без какой профессии немыслимо современное общество, то вот с этим, я думаю, со мной согласятся все - учитель. В современном мире существует огромное множество интересных и полезных профессий. Учитель учит детей, строитель возводит новые здания, художник создаёт прекрасные картины.

Профессия учитель - одна из важных и нужных профессий. Хочется задать вопрос, почему же она так важна и нужна? Попробуем найти ответ. Мы приходим в школу несмышлеными малышами. Учитель «берёт» нас за руку и ведёт к знаниям. С ним мы проходим по жизни все свои школьные годы, переживая свои первые взлёты и падения. Мы учимся читать, писать, узнаём много нового. Наши знания пополняются, несмотря на то, что у нас меняются учителя. Помимо знаний учитель учит нас любить природу, уважать старших, быть честным, порядочным. Учитель - это человек, который хочет, чтобы его ученики были умными, и поэтому он всегда вкладывает в наши головы новые знания. Все это требует физических и душевных сил. Поэтому педагог – это не просто профессия. Это профессия требующая огромного терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу.

Я считаю, сегодня, как и во все времена, самая важная профессия – Учитель. Это одна из самых необходимых профессий во всем мире. Что бы мы делали без учителей? Без учителя не было бы никаких профессий: ни врачей, ни полицейских, ни продавцов, ни военных, ни строителей». У кого бы мы учились писать, читать, различать добро от зла?

С первой встречи со своей первой учительницей я запомнила её опрятность. Сейчас даже смешно, но я, будучи семилетней маленькой девочкой, обратила внимание именно на её чистую и аккуратную одежду. Уверена, такие черты, как чистоплотность и опрятность, будут приветствоваться во все времена. И нисколько не сомневаюсь в том, что учителя в будущем останутся такими же.
А ещё в моей памяти несколько десятков эпизодов жизни. Это в основном уроки. Сколько непонимания и нежелания идти с учителями на контакт мы проявляли порой! Мы, глупые и несмышленые дети, не понимали сложности учительского дела. А самое стыдное – даже не пытались войти в их положение, помочь им. Только огромное терпение учителей, только их благородное упрямство и понимание со временем из шумной и дерзкой группы детей вырастили сплочённую крепкую семью – наш класс. К моему большому счастью, нас и сейчас окружают такие добрые, понимающие учителя. На уроках они серьёзны и строги. Но на переменах и после уроков они живут жизнью учеников, нашими детскими проблемами. Они всех нас поймут, всем помогут. Если мы бываем на уроках невнимательны или в чём-то не разбираемся, терпеливые наши учителя могут задержаться после занятий и ещё раз объяснить нам учебный материал.

Сейчас, заканчивая 9 класс, я понимаю, что учитель это не просто человек, который преподает курс школьной программы. Учитель - это человек, который переживает за тебя, как за собственного ребенка. Это человек, который искренне радуется твоим победам и поддерживает тебя в трудную минуту. Зачастую учитель, отходя от школьной программы, старается дать дополнительные знания. Это человек, которого ты вряд ли когда-нибудь забудешь. А учитель никогда не забывает ни одного из своих выпускников. Все учителя очень хотят, гордиться в будущем своими бывшими учениками, чтобы они достигали определённых вершин в карьере и в личной жизни.
Я убеждена, что одной из самых тяжёлых, ответственных и почётных профессий, можно смело назвать профессию учителя. Безусловно, от учителя зависит очень многое, он не просто делится своими знаниями, но и обогащает внутренний мир своих учеников, дает им надежду и учит их стремиться к лучшему.

Учитель – это не просто слово из семи букв. В нём есть что-то такое, что нежно согревает наше сердце, вызывает радость, смех и даже слёзы. Идеальный учитель – не тот, кто идеально знает свой предмет, а тот, кто умеет общаться со своими учениками. В нашем «переходном» возрасте найти к нам подход очень трудно, трудно нас понять и угодить. Чтобы нас «понять», требуются крепкие нервы и много сил. Конечно же, важно, чтобы педагоги любили свой предмет, любили и умели его преподнести так, чтобы ученики загорались интересом и на каждое следующее занятие шли в легком волнении, думая: «А что же еще ожидает меня на уроке, что нового я смогу узнать и вынести для себя?».

Учитель – это тот, кто понимает истинную суть своей профессии. Он любит детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик. Учителем не может стать человек, безразличный к судьбам детей.
В моей жизни есть и будет много учителей, я благодарна каждому из них, за вклад в мое образование, за участие в моей жизни, за все.

Может показаться, что школа создана для учеников, и всё должно подчиняться их интересам и проблемам. Но долго ли продержится школа, если в ней не будет настоящих учителей, трудолюбивых, разумных и справедливых?

Я учусь в школе, где трудятся прекрасные педагоги, с разными вкусами, взглядами, но их всех объединяет преданность своей нелегкой, но такой интересной и нужной профессии, любовь к детям. Но это не просто учителя, а это настоящие люди, которые ведут нас по дороге знаний, показывая маршрут, а мы пробуем пройти по нему. И нам удаётся, так как рядом есть люди, к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой. Многое в нашей жизни зависит от учителя, от духовных качеств его личности, его мировоззрения и профессиональной подготовленности. ….

Учитель – важная профессия. Учитель – самая благородная профессия! Чтобы им стать – нужно им родиться! Наши учителя каждому из нас отдают частичку своего сердца. И я хотела бы пожелать им оставаться красивыми, молодыми, энергичными, добрыми и всегда целеустремлёнными.

Я согласна с Р.Рождественским. Учитель – это призвание, учителем надо родиться так же, как рождаются люди, создающие музыку, умеющие рисовать жизнь, так же рождаются люди, способные посвятить свою жизнь чужим детям.
Думаю, что это очень верно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский одну из своих книг озаглавил «Сердце отдаю детям». Жить, отдавая себя по капле детям, наверное, долг каждого учителя, который пришел в эту профессию по призванию. Только о таком человеке можно сказать: «Это учитель с большой буквы».

Да, Учитель - это человек с большой буквы, в школе могут работать только люди, которые обладают большим терпением и любят детей. Большую часть жизни учитель проводит в школе, иногда даже в ущерб своей личной жизни. Можно заметить, что мы забываем своих воспитателей в детском саду, а учителей мы помним всю жизнь. Окончив школу, приходим к своим учителям за помощью, за советом.

Формирование человека начинается в стенах школы. Подготовиться к взрослой жизни, научиться решать сложные проблемы, определить свое место в жизненном пространстве нам помогают учителя. Наверное, каждый из нас, будучи школьником, рисует в своем воображении образ учителя. Это, конечно, чуткий, внимательный, справедливый человек, любящий детей и свою профессию, обладающий глубокими знаниями. Мне кажется, именно таким и должен быть учитель: честным и справедливым, требовательным прежде всего к себе, любящим свое дело и с уважением относящимся к каждому ученику. В школе примером для подражания является - учитель. От учителя зависит многое, каким увидят мир его ученики, какие знания они получат, смогут ли использовать полученные навыки по окончании школы.

Человек, чье призвание учитель, всегда думает о работе, живет работой, любит ее, любит своих учеников, ценит каждый свой день на работе.
Быть учителем - нести огромную ответственность за все, что сделал. Поэтому, я думаю, учитель должен быть образцом для подражания. У него не должно быть любимцев или, наоборот, тех, кого он недолюбливает . Если все выше перечисленное получается, то можно смело сказать: учитель - призвание. Настоящий учитель - это профессия и призвание вместе. Это призвание, требующее огромного терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу. Огромное желание учителей – в будущем видеть своих учеников состоявшимися людьми. Ведь именно учителя помогают нам раскрыть наши способности, развить творческий потенциал, стать личностью и гражданином своей страны. Именно поэтому каждый должен выбирать себе профессию по призванию. В моем понимании, учитель не только наставник, но и друг, к которому можно обратиться за советом, кому можно доверить самое сокровенное.

«Я считаю, что самая важная, главная профессия 21 века - учитель. Быть учителем большая ответственность. Учителю нужно быть примером во всем и для всех. Педагог должен иметь доброе сердце, любить свою работу, много знать. Благодаря такому учителю вырастут умные, трудолюбивые, добрые, ответственные люди». Учитель - это тот, кто может делать свое дело, не роняя собственное достоинство и достоинство учеников, не ущемляя их права и интересы.

Да, настоящий учитель сам находится в постоянном творческом поиске, в непрерывном развитии и совершенствовании своих педагогических способностей. Наши учителя ездят на курсы, выписывают журналы и читают энциклопедии, ищут ответы на вновь возникающие вопросы в Интернете. Это же здорово и правильно! Участвуют в различных конкурсах-«Учитель года», «Фестиваль методических идей»,«Новое в образовании» и т. д., чтобы воспользоваться появившейся возможностью проявить себя. И мы, ученики, благодаря нашим педагогам, покоряем вершины наук, занимая призовые места. Они работают сплоченным коллективом. В нашей школе нет случайных людей, те, кто здесь трудятся- это преданные своей профессии люди. Здесь работают и пожилые педагоги, работают и молодые инициативные учителя. Они одинаково заслуживают уважения и любовь своих учеников! Каждый учитель хорош по-своему, поэтому нельзя выделить кого-либо из учителей. Согласитесь, было бы неправильно выделить кого-то одного.

Из всего сказанного, я думаю, мы нашли ответ на вопрос: профессия учитель – это самая важная и нужная профессия. Он помогает нам выбрать правильный жизненный путь. можно словесно нарисовать образ настоящего учителя. Итак, он должен быть аккуратным, терпеливым, в меру настойчивым, понимающим. И обязательно, чтобы его саморазвитие и любовь к детям и к своей работе постоянно росли. Сама я думаю, что учителями любого времени становятся обычные мальчишки и девчонки. Хотя нет, не обычные, а сильные и волевые. Ведь воспитать себя до готовности воспитания других – тяжёлый труд. Я уважаю моих нынешних учителей, ценю их самоотдачу, очень дорожу моими отношениями с ними и искренне люблю их. И хочется, чтобы учителя всегда высоко несли гордое имя – УЧИТЕЛЬ - и всегда помнили, что учителями славится Россия,
ученики приносят славу ей!

У меня есть одна заветная мечта: стать Президентом Российской Федерации и наградить моих учителей всеми премиями и наградами, которые существуют в стране. Этим самым я смогу выразить всё своё уважение к ним, потому что они достойны этого. Став Президентом, я сделаю так, чтобы ни один учитель не остался без внимания и жил хорошо. Ведь именно он закладывает в нас особое видение мира, даёт нам знания, с которыми мы идем по жизни. Профессия учитель - сложная, трудоемкая, но самая необходимая и важная на Земле.
У каждого из нас, даже у самого Президента России, был учитель, который оказал огромное влияние на становление личности. Очень хочется, чтобы настоящих учителей, людей, преданных своей профессии, было больше. Можно ещё много говорить об учителях, но я просто поклонюсь. Спасибо всем учителям школы!


Иллюстрация: Рита Морозова

«Думала, что в школе у меня будет много свободного времени»

Вера Масленкова, учитель начальных классов школы № 2048

Я работаю в школе первый месяц. Преподавание было моей детской мечтой: я любила свою первую учительницу и ребенком часто играла в школу, воображая, что у меня есть свой класс. Со временем мечта забылась, но в 11-м классе мы поздравляли первоклашек с 1 сентября, я посмотрела на них и поняла, что хочу быть учителем начальных классов. Вообще, с маленькими детьми интереснее работать — они мыслят нестандартно. Удивительно, но, когда я рассказала о своей мечте учителям, меня или пытались отговорить, или советовали выбрать что-то более перспективное — например, преподавание иностранных языков в старших классах. Тем не менее я отучилась пять лет по направлению «начальные классы» и сейчас продолжаю учиться в магистратуре по направлению «информатика»: дети с рождения окружены гаджетами, поэтому нужно развивать информатику в начальной школе.

До работы в школе я думала, что у учителя много свободного времени, но уже после университетской практики поняла, что это не так. Тем более когда речь идет о детях, которые только адаптируются к школе. В первые дни возникали сложности: нужно было объяснить детям, что в их жизни начинается новый этап, и научить их соблюдать школьные правила. Самое сложное в моей работе — заинтересовать всех детей. В моем классе 29 человек, и у всех разный уровень знаний: например, кто-то умеет читать, кто-то — нет. Многие дети и родители беспокоятся по этому поводу, но я объясняю, что мы все учимся читать заново, изучаем звуки, соотносим звуки с буквами и так далее. У меня есть мальчик, который занимался ментальной арифметикой и сейчас может решить примеры уровня четвертого класса. То, что мы сейчас проходим, ему совсем неинтересно, поэтому я стараюсь заинтересовать его арифметикой в сочетании с творчеством, учу работе с моделями.

Конечно, поначалу было страшно, что родители учеников не будут принимать меня всерьез, я ведь только после института. Но пока ни с чем подобным не столкнулась, может, потому что работаю совсем недолго. Коллеги меня поддерживают. Школа у нас большая (около 40 начальных классов), мы все работаем тут первый год, поэтому вне зависимости от педагогического стажа объединяемся для решения каких-то задач.


Иллюстрация: Рита Морозова

«Не думала, что программисту будет интересно работать в школе»

Полина Мельникова, учитель информатики школы №1560

По специальности я инженер-программист, окончила МИРЭА. После защиты диплома думала заняться программированием, подавала резюме в коммерческие компании. Во время поисков работы получила предложение на вакансию учителя информатики. Сначала отнеслась к этому скептически: с такой профессией работать с детьми как-то несерьезно, но решила все-таки сходить на собеседование. После общения с директором я поняла, что в школе идет большой уклон на развитие IT-технологий, будет много тематических проектов, и загорелась. Так в 2017 году я стала учителем дополнительного образования в рамках образовательного проекта «IT-полигон», куда набирались не педагоги, а IT-специалисты различных направлений, которые могли поделиться со школьниками теоретическими и практическими знаниями о программировании, информационной безопасности, 3D-моделировании и т. д. В 2018 году я стала учителем информатики, но по-прежнему продолжаю вести школьные курсы. Кроме того, в рамках проекта «Московское долголетие» обучаю людей старшего возраста компьютерной грамотности и работе со смартфонами.

Самым сложным для меня оказались публичные выступления: класс смотрит на тебя, и ты словно под лупой. Потом это прошло, ведь в некотором смысле я со своими учениками на одной волне: разница в возрасте не такая большая, мы сидим в одних соцсетях и черпаем информацию из одних ресурсов — это сближает.


Иллюстрация: Рита Морозова

Школьники и их родители привыкли к одним стандартам, когда на уроках дается в основном теория, поэтому вначале чувствовался некоторый скептицизм с их стороны. Но, когда мы показывали детям, например, мобильное приложение, которое сделал их одноклассник, у них появлялся интерес, мотивация и энтузиазм. Сейчас дети ждут этих занятий. Когда я вижу прогресс и результат своей работы, понимаю, что все делаю правильно, и это дает мне силы.

Я люблю свою профессию за постоянное саморазвитие: я должна идти в ногу со временем, знать, например, какой язык программирования будет востребован на рынке; параллельно я изучаю интернет-маркетинг и раскрутку соцсетей. И за возможность творчески подходить к обучению: детей нужно заинтересовать, им не нужна сухая теория, им нужны практические навыки, которые они могут применить здесь и сейчас. И если еще пару лет назад, узнав, кем я работаю, многие говорили: «Зачем тебе такая скучная и бесперспективная работа?», то сейчас, когда я рассказываю о ней, начинают задавать вопросы и выяснять, как детям попасть на мои занятия.


Иллюстрация: Рита Морозова

«Я никогда не сомневалась в выборе профессии»

Анна Макарова, учитель начальных классов школы №2033, победитель конкурса «Педагог года Москвы — 2019»

Я учитель начальных классов и преподаватель английского языка. Мой педагогический стаж — 13 лет. Преподавать мечтала с детства, и чем старше становилась, тем сильнее было это желание. Я чувствовала в себе лидерские задатки, мне хотелось вести людей за собой, направлять и раскрывать их таланты, а где это делать, как не в школе?

На мой взгляд, основная задача учителя — поддерживать интерес в детях, делиться с ними знаниями, подходя к процессу профессионально и творчески, раскрывая способности каждого школьника. При этом ни один ребенок не должен остаться в стороне. Важно также наладить контакт с семьей ребенка, вовлекать родителей в совместные дела, чтобы они понимали, что интересует их детей.

Профессия учителя благородная, трудная, но интересная — за это я ее и люблю. Как и в любом деле, тут всегда нужно оставаться хорошим человеком. За 13 лет, что я работаю в школе, я ни разу не усомнилась в правильности выбора профессии. Общение с детьми, поиск лучших методик их обучения и воспитания, постоянное развитие — смысл моей жизни. Я не только учу детей, но и сама учусь у них новому.


Иллюстрация: Рита Морозова

«С учениками важно соблюдать дистанцию»

Ирина Кучеренко, учитель английского языка школы №1500

Я работаю в школе с 2003 года. Никогда не думала, что буду учителем, хотя моя мама большую часть жизни преподавала физику в школе. Меня интересовали иностранные языки, и я просто поступила на соответствующую кафедру в педагогический университет. К третьему курсу, после прохождения практики, я поняла, что мне интересно работать с детьми. Поэтому после окончания института я целенаправленно пошла работать в школу и ни разу об этом не пожалела. Кстати, новые знакомые не сразу верят, что я работаю учителем. У людей срабатывает стереотип, что учитель — немолодая женщина, в очках и с указкой.

Поскольку моя мама была учителем, я с детства видела, как она ведет себя с учениками, что позволяет, а что нет. И к тому времени, как я сама начала преподавать, у меня уже сформировалась определенная модель поведения. В нашей профессии всегда важно обозначить дистанцию и дать понять детям, что ты их наставник, тем более когда ты молодой учитель и разница в возрасте с учениками у тебя совсем небольшая. Когда я только пришла в школу, мне дали кадетский класс, где были одни мальчики, и я как-то сразу нашла с ними общий язык. Они были такие исполнительные и вышколенные. Правда, с другими классами у меня тоже проблем не возникало. Конечно, дети все разные, у них не всегда хорошо с воспитанием и дисциплиной. Мы стараемся как-то скорректировать поведение учеников, но основная воспитательная функция лежит на их родителях.

В 2017 году наша школа присоединилась к проекту «Московская электронная школа» (МЭШ): у нас появились интерактивные панели, мы постепенно перешли на электронный журнал и интерактивные сценарии уроков. До работы в этой системе я знала компьютер на довольно примитивном уровне, поэтому пришлось изрядно потрудиться. Свой первый интерактивный урок я писала около трех месяцев. Сейчас у меня уже 13 грантов за вклад в реализацию проекта. Благодаря МЭШ я познакомилась с преподавателями из других школ: если вижу интересный урок в базе, пишу автору, чтобы поделиться опытом и узнать для себя что-то новое.

Читайте также: