Какой группы профессий выделенных учеными не существует

Опубликовано: 25.09.2024


Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

Изыскательские (творческие)

Слесарь, водитель, монтажник.

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Приемщик с/х продукции

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Человек – Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр : Р : Б.

Психолог – Ч : Пр : Ф : Б

Токарь – Т : Пр : М : Б

Сталевар – Т : Пр : А : Н

Художник – Х : Тв : Р : Б

Следователь - Ч : Гн : Ф : Б

Шахтер – Т : Пр : М : Н

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Важнейшими методами экономического исследования (познания) не являются:

в) метод научных абстракций

г) метод эффективного производства

е) метод анализа и синтеза

а) наука о народонаселении;

б) наука о природных ресурсах;

в) наука о доходах населения;

г) наука об эффективности производства.

Уровень безработицы – это:

а) отношение численности безработных к численности рабочей силы;

б) сумма уровней фрикционной и структурной безработицы;

в) доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости.

По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из - за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении:

а) как фрикционной, так и структурной безработицы;

б) циклической безработицы;

в) фрикционной безработицы;

г) структурной безработицы.

Информация о процедуре предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы предоставляется:

в) частично оплачивается

Куда можно обратиться в поиске подходящей работы?

а) в отделение полиции

б) в отделение связи

в) в государственную службу занятости

г) в Интернет - сайт

д) в частное агентство по трудоустройству

Что изучает наука этика?

а) мораль, нравственность;

б) традиции, обычаи, народное творчество;

в) поведение каждого конкретного человека в обществе;

г) социальные проблемы общества;

д) политическое устройство общества.

Рынок труда – это:

а) составная часть производства;

б) система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы;

Какие научные школы выделяют в «Классической буржуазной политической экономии»?

а) классическая школа физиократов

б) неоклассическая школа

в) рыночная школа

д) марксистская школа

Что не является стадией общественного производства?

в) акционерное общество

Какой группы профессий, выделенных учёными, не существует?

а) опасные профессии

б) системные профессии

в) напряжённые профессии

г) вредные профессии

Какие группы профессий не входят в классификацию профессий по предмету труда?

а) человек – техника

в) человек – знаковая система

г) человек – художественный образ

д) человек – природа

е) человек – человек

Конфликтогены – это слова, действия или бездействия, которые :

а) способствуют возникновению конфликта

б) препятствуют возникновению конфликта

в) помогают разрешить конфликт

Как подразделяются конфликты по способу их разрешения?

Какие стратегии поведения в конфликтах не существует?

Какого типа темперамента не бывает?

Какого типа характера не существует?

Какие документы не нужны при трудоустройстве?

а) трудовая книжка

б) справка об окончании кружка

в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию

е) аттестат или диплом

Какие документы не относятся к деловым?

а) объяснительная записка

в) докладная записка

г) эпистолярная переписка

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

На заседании Зам. директора по УПР

Методической комиссии ___________ Г.В. Моцак

Протокол № _____ от « ___________ 20 ____ года « ____» _______ 20 __ г.

Председатель МК ______________ /___________ /

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ, ТРУДОУСТРОЙСТВА»

(Задание дано в тестовой форме)

Важнейшими методами экономического исследования (познания) не являются:

в) метод научных абстракций

г) метод эффективного производства

е) метод анализа и синтеза

а) наука о народонаселении;

б) наука о природных ресурсах;

в) наука о доходах населения;

г) наука об эффективности производства.

Уровень безработицы – это:

а) отношение численности безработных к численности рабочей силы;

б) сумма уровней фрикционной и структурной безработицы;

в) доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости.

По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении:

а) как фрикционной, так и структурной безработицы;

б) циклической безработицы;

в) фрикционной безработицы;

г) структурной безработицы.

Информация о процедуре предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы предоставляется:

в) частично оплачивается

Куда можно обратиться в поиске подходящей работы?

а) в отделение полиции

б) в отделение связи

в) в государственную службу занятости

г) в Интернет-сайт

д) в частное агентство по трудоустройству

Что изучает наука этика?

а) мораль, нравственность;

б) традиции, обычаи, народное творчество;

в) поведение каждого конкретного человека в обществе;

г) социальные проблемы общества;

д) политическое устройство общества.

Рынок труда – это:

а) составная часть производства;

б) система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы;

Какие научные школы выделяют в «Классической буржуазной политической экономии»?


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

В марте прошлого года, когда подавляющее большинство россиян оказались в изоляции и у них появилось свободное время, многие решили потратить его с пользой: получить новую профессию или дополнительные знания. Спрос на онлайн-образование возрос в пять-семь раз, а прокачивать скиллы стало модным трендом. О том, какие профессии будут популярными и высокооплачиваемыми через пять лет, сколько специальностей нужно получить выпускникам, чтобы быть востребованными на рынке, и почему офлайн-обучение полностью не заменит онлайн, в интервью «Известиям» рассказал директор образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек.

— Какие изменения произошли на рынке онлайн-образования за последний год? Как отразилась на состоянии рынка пандемия коронавирусной инфекции?

— В пандемийный год рынок начал расти, сложился общий тренд на увеличение компаний в сфере онлайн-образования. Большинство укрепилось, а небольшие расширились, кроме того, появилось много новых операторов. И все-таки отмечу, что рынок, появившийся в России десять лет назад, пока находится в самом зачаточном состоянии. Реальный рост его мы увидим через пять лет, а фундаментальным объемом он наполнится только лет через десять. В начале пандемии, когда появилось свободное время, многие захотели учиться, и с этим связан повышенный спрос на онлайн-образование.

123


— Насколько интерес к онлайн-образованию вырос за год пандемии?

— В разы, ориентировочно в пять-семь раз. Люди, которые были раньше активными в сфере онлайн-обучения, стали еще активнее. К ним присоединились те, кто не знал о такой возможности и заинтересовался впервые. Новичков, конечно, большинство. Однако им требуется довольно длинный период, чтобы решиться на обучение. Ведь в головах всё еще традиционное представление об образовании: чтобы состояться в профессии, необходимо якобы получить высшее образование, причем в престижном вузе.

— На какие месяцы пришелся пик интереса к онлайн-образованию?

— В прошлом году — на март-апрель, когда все сидели по домам, а затем на август, сентябрь, октябрь. Вообще, во второй половине августа и в первые осенние месяцы на рынке образования всегда повышенные продажи, и в этом есть логика. Но мы всё же делаем ставку на постепенный рост, потому что резкий всплеск может носить разовый характер.


— Раньше на освоение профессии в вузах уходило пять лет. Сколько сейчас требуется времени на получение специальности?

— По нашим программам конкретной профессии можно целенаправленно обучиться, исключая всё ненужное, за полтора-два года. Около 80% информации, которую дают в вузах, вторично или даже третично, то есть не несет прямого смысла. Когда я учился на программиста в университете, то некоторые языки программирования нам преподаватель читал из книжки 1950–1960-х годов прошлого века. Это была устаревшая информация, от которой не было никакой пользы. Мы же обучаем конкретной профессии. Если человек действительно учится, то вероятность того, что он получит результат, — 100%.

— Приведите удачные примеры того, как россияне кардинально меняли свою профессию и добились успеха.

— В онлайн-школы приходит только молодежь? Набирает ли обороты этот вид обучения у людей среднего возраста и пожилых?

— У нас учатся очень разные люди по роду занятий и возрасту. Это те, кто работает в офисе и удаленно и те, кто находится на госслужбе. Пенсионеры, военные, ученые, аспиранты, школьники, инвалиды, самозанятые. Большинства в какой-либо возрастной категории нет. Обучаются и те, кому 18–20 лет, и те, кому 35–40, приходят люди старше 65. Эта возрастная категория нацелена на то, чтобы увеличить свои знания по некоторым профессиям или что-то освоить для себя дополнительно для хобби.


Если через 20 лет придем к обучению в цифре, то понятно, что людей за 60 лет получать онлайн-образование будет гораздо больше. Сейчас маркетологов в 50 лет вы на рынке не увидите, но еще десять лет назад тяжело было увидеть маркетолога в 40 лет. Рынок профессий находится в движении.

— Какие профессии сейчас наиболее востребованы?

— С точки зрения количества вакансий самые востребованные профессии на рынке — курьер и продавец-кассир. Если человек захочет стать курьером, то работу точно найдет. Сюда легкая точка входа, но возможности, касающиеся развития себя как личности, дохода и обеспечения семьи, повышения профессиональных навыков, а также карьерные перспективы ограничены. Однако есть профессии, которые явно востребованы, но охватывают узкий круг людей, так как им достаточно сложно обучиться. Я имею в виду специализированные языки программирования, а также специализированный дизайн, системный анализ, веб-программирование.

Кстати, в России масштабно востребованы разработчики программы 1С. Дело в том, что в других странах такой программы нет, так как у них свои истории учета бухгалтерии. Центральная линейка для нас — обучение программированию и всему, что вокруг этой специальности: аналитике, тестированию, проектному управлению. На мой взгляд, плюс программиста в том, что в целом заработная плата от региона к региону находится примерно на одном уровне.

— А какие сейчас зарплаты у программистов?

— В России они стартуют с 50 тыс. рублей. Конечно, в столице с такой зарплатой профессионала работодатели вряд ли найдут, если только самоучку. Самый большой сегмент квалифицированных программистов получает в диапазоне 200–400 тыс. рублей. Часть специалистов оценивается в 500–600 тыс. Ну и некоторые зарабатывают больше миллиона. Если сравнить с остальным миром, то отличия в зарплатах незначительные.


— Сохранится ли высокий уровень популярности профессии программиста через пять лет?

— Да, конечно. Более того, она будет еще популярней. В I квартале этого года мы зафиксировали небывалый спрос на эту профессию. Востребованность сохранится независимо от экономических кризисов, мировых проблем, так как весь бизнес ощущает потребность в цифровизации. Она охватывает даже тех, кому на первый взгляд не нужна. Например, продавцам цветов всё равно со временем нужен будет сайт или интернет-магазин. Программисты нужны предпринимателям, а, напомню, в России более 3 млн компаний. Им сейчас требуется комплекс программ, в том числе бухгалтерская 1С, которая раньше была единственной. За последний год получила развитие торговля e-commerce. Интернет-магазины были у многих, но за год число людей, заказывающих товары онлайн, многократно возросло.

— Какие вы дадите рекомендации по выбору специальности подросткам от 14 лет и выпускникам школ?

— Тем, кто заканчивает восьмой-девятый классы, я бы посоветовал серьезно окунуться в профессии. Попробовать себя в программировании, в аналитике или в дизайне, связанном с визуализацией ландшафта или объектами строительства, а может быть, пойти учиться фотографировать. У ребят этого возраста есть время на знакомство с профессией, их пока не подгоняет общество, но на этом этапе они профессионалами еще не станут.

Одиннадцатиклассникам нужно делать уже осознанный выбор. Им бы я рекомендовал обучиться нескольким профессиям в течение года или двух, а дальше можно специализироваться и развиваться: стать программистом, тестировщиком, аналитиком, пойти в проектное управление или обучиться системному анализу, маркетингу.

На нашей платформе на сегодняшний день около 70 длительных и хороших программ обучения. Они включают в себя уроки в формате лекций, где преподаватели читают их в режиме реального времени большой аудитории, а есть семинары для 20–40 человек. В таком формате у нас проходит более 70% уроков, в месяц даем 5 тыс. занятий. Есть курсы и в записи, с интерактивными материалами, тренажерами. То есть наша программа обучения — это комплексная история вовлечения человека в разные форматы. А сейчас еще вводим и офлайн-формат.


— В будущем онлайн-обучение заменит офлайн? Как вы считаете, стоит ли этот переход поддерживать?

— Если честно, то в парадигме получения информации онлайн уже вытеснил офлайн, но программы обучения в офлайне останутся. Я предполагаю, что в будущем сохранится сочетание онлайна и офлайна.

Для детей, на мой взгляд, важно получить образование в офлайн-формате, иначе они останутся дома. В целом зона виртуального обучения еще не отработана. Когда люди принимают решение выбрать онлайн- или офлайн-обучение, то делают это абсолютно абстрактно. Я убежден, что 99% населения не видит разницы.

— С какой периодичностью в последние годы люди меняют работу?

— Количество профессий увеличивается, расширяется их спектр, поэтому в России есть тренд времени — это более частая смена работы. В будущем люди, конечно, будут перемещаться больше, но и сталкиваться с проблемами. Если раньше переход внутри какой-то профессии не был болезненным, то сейчас переместившийся человек попадает в совершенно новую среду и перестает осознавать себя профессионалом. Я об этом слышу даже от больших специалистов. Когда они переходят из одной отрасли в другую, например из финтеха в продуктовые разработки, то проигрывают как профессионалы, так как становятся менее эффективными.

У продавца в «Ашане» и у менеджера по продажам в дорогом салоне красоты общий корень только один — продавать, но всё остальное разное. Подобных кардинальных делений внутри одной профессии будет невероятное количество, и в этом каталоге профессий нам жить, переписывать его, смотреть, изучать. Это новая эра развития человечества, в которой мы будем жить здесь и сейчас, и главное — любить то, что ты делаешь.


Классификация профессий Климова

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

"человек - живая природа",

"человек - техника",

"человек - человек",

"человек - знаковая система",

"человек - художественный образ".

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда.

Гностические (распознать, определить).

Преобразующие (обработать, обслужить).

Изыскательские (изобрести, придумать).

Человек - природа.

Человек - техника.

Наладчик станков с ЧПУ.

Человек - знаковая система.

Человек -художественный образ.

Человек - человек.

Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Худо- жественный образ

Условия труда

НаОткрытом воздухе.

C повышенной Моральной ответст- венностью

Средства труда

Автоматизи- рованные

Функци- ональные

Гностичес- кие

Преобразую- щие

Изыскатель- ские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

профессии, связанные с информационным обслуживанием;

профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

потребность в общении,

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

умение находить общий язык с разными людьми.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), . Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), . бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика). иногда - автоматизированные (компьютер). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), . Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

Читайте также: