Что нами движет при выборе профессии классный час

Опубликовано: 02.10.2024

Это классный час для студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?

Цели классного часа

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Предварительная подготовка классного часа

1. Подготовка рабочей группой доклада на тему «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

2. Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

3. Листы с текстами опросников, которые учащиеся должны заполнить.

ВложениеРазмер
stsenariy_klassnogo_chasa_na_temu.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Это классный час для студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?

Цели классного часа

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Предварительная подготовка классного часа

1. Подготовка рабочей группой доклада на тему «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

2. Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

3. Листы с текстами опросников, которые учащиеся должны заполнить.

■ Есть ли какая-то сфера деятельности, которая привлекает вас?

■ Почему вы выбрали именно эту сферу? Можете ли вы назвать преимущества данной сферы деятельности?

■ Какие конкретно шаги нужно предпринять для того, чтобы овладеть выбранной профессией?

■ Каковы слагаемые успешной профессиональной деятельности?

■ Какова цель профессиональной деятельности: заработок, достижения, заслуги или что-то другое?

4. Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в сообщение.

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Назовите ситуации, когда выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

Назовите ситуации, когда выбор сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.

А что именно мешает сделать выбор в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора смелость, решимость?

Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас?

Кто несет ответственность за выбор?

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить на классном часе.

Основная часть классного часа

1. Содержание понятия «профессиональная деятельность».

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки

и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.

Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.

Можете назвать их? А кто-нибудь мечтает о такой профессии? Почему? В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом? Как этого избежать?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Рабочая группа выступает с докладом «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

Примерное содержание . Система образования в Российской Федерации имеет три ступени.

Среднее профессиональное образование

Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень даст вам основную квалификацию, повышенный позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией. Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.) Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

3. Анализ результатов анкетирования.

Данные анкет покажут, каков уровень развития самосознания и самоопределения учащихся, выявят тех из них, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье». Также нужно выяснить, какие сферы деятельности наиболее предпочтительны (экономика, бизнес, юриспруденция, государственная служба и пр.) и по какой причине (большие зарплаты, возможность заниматься научной деятельностью, выслуга лет, профессия династии, возможность общаться и пр.).

3. Чтобы определиться с выбором сферы деятельности, нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. В основе классификации лежит предмет труда, т. е. то, с чем или с кем будет работать специалист, и характер труда, т. е. требуются ли для работы такие качества, как активность, быстрая реакция, мобильность, коммуникабельность или, наоборот, спокойствие, выдержка, тщательность и аккуратность; склонность к анализу и строгое выполнение правил или полет фантазии и развитое воображение.

Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов). Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, можете встать на позицию эмпатии, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность.

Назовите еще примеры профессий такого типа. Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места? Кто из вас может выделить такие качества в себе?

«Человек—техника» . Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Чтобы соответствовать данному типу профессиональной деятельности, нужно обладать обширной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление (для высшего управленческого звена — инженеров, конструкторов), уметь разбираться в схеме работы механизмов, иметь хорошую реакцию, сноровку, координацию, навыки практической работы (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электриков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).

Какие еще профессии можно отнести к этому типу? Назовите современные профессии этого типа. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

«Человек — знаковая система» . Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это набор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

«Человек — художественный образ» . Раскроем понятие «художественный образ». Вы знакомились с ним на уроках литературы. Что это?

Философский энциклопедический словарь дает такое определение: «Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала». Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.

Можно ли добиться успеха в такого типа профессиях, не имея таланта? Что нужно для этого делать? Можно ли как-то развить такие способности, можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает? (Учащиеся приходят к выводу, что в этих профессиях без таланта не обойтись, а усердием и трудолюбием чувства прекрасного не развить. Вывод — попробовать себя в других сферах деятельности.)

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любят не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профессий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.

Назовите еще профессии этого типа. О каких качествах мы забыли сказать? Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?

4. Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

Инструкция. Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру.

Анализ результатов. По каждому столбцу подсчитай сумму, исключая зачеркнутые цифры. Запиши сумму в строку «Результаты».

Наибольший результат указывает на наиболее подходящие для тебя профессии.

Если в столбце сумма мала или вообще отрицательна, эти профессии тебе не рекомендуются. В каждом столбце должно быть не больше 8 баллов.

В качестве альтернативы можно предложить учащимся следующую методику исследования способностей школьника в целях профориентации.

Это классный час для старшеклассников и студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?

Цели классного часа

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Предварительная подготовка классного часа

1. Подготовка рабочей группой доклада на тему «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

2. Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

3. Листы с текстами опросников, которые учащиеся должны заполнить.

Вопросы

4. Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в сообщение.

Введение

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Назовите ситуации, когда выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

Назовите ситуации, когда выбор сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.

А что именно мешает сделать выбор в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора смелость, решимость?

Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас?

Кто несет ответственность за выбор?

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить на классном часе.

Основная часть классного часа

1. Содержание понятия «профессиональная деятельность».

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.

Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.

Можете назвать их? А кто-нибудь мечтает о такой профессии? Почему? В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом? Как этого избежать?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достой­ную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Рабочая группа выступает с докладом «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

Примерное содержание. Система образования в Российской Федерации имеет три ступени.

Среднее профессиональное образование

Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень даст вам основную квалификацию, повышенный позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учеб­ном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией. Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

2. Обсуждение.

По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.) Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

3. Анализ результатов анкетирования.

Данные анкет покажут, каков уровень развития самосознания и самоопределения учащихся, выявят тех из них, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье». Также нужно выяснить, какие сферы деятельности наиболее предпочтительны (экономика, бизнес, юриспруденция, государственная служба и пр.) и по какой причине (большие зарплаты, возможность заниматься научной деятельностью, выслуга лет, профессия династии, возможность общаться и пр.).

3. Чтобы определиться с выбором сферы деятельности, нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. В основе классификации лежит предмет труда, т. е. то, с чем или с кем будет работать специалист, и характер труда, т. е. требуются ли для работы такие качества, как активность, быстрая реакция, мобильность, коммуникабельность или, наоборот, спокойствие, выдержка, тщательность и аккуратность; склонность к анализу и строгое выполнение правил или полет фантазии и развитое воображение.

Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов). Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, можете встать на позицию эмпатии, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность.

Назовите еще примеры профессий такого типа. Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места? Кто из вас может выделить такие качества в себе?

«Человек—техника». Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Чтобы соответствовать данному типу профессиональной деятельности, нужно обладать обшир­ной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление (для высшего управленческого звена — инженеров, конструкторов), уметь разбираться в схеме работы механизмов, иметь хорошую реакцию, сноровку, координацию, навыки практической работы (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электри­ков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).

Какие еще профессии можно отнести к этому типу? Назовите современные профессии этого типа. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

«Человек — знаковая система». Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это на­бор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

«Человек — художественный образ». Раскроем понятие «художественный образ». Вы знакомились с ним на уроках литературы. Что это?

Философский энциклопедический словарь дает такое определение: «Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действитель­ности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала». Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.

Можно ли добиться успеха в такого типа профессиях, не имея таланта? Что нужно для этого делать? Можно ли как-то развить такие способности, можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает? (Учащиеся приходят к выводу, что в этих профессиях без таланта не обойтись, а усердием и трудолюбием чувства прекрасного не развить. Вывод — попробовать себя в других сферах деятельности.)

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любят не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профес­сий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.

Назовите еще профессии этого типа. О каких качествах мы забыли сказать? Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?

4. Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

Инструкция. Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру.

Анализ результатов. По каждому столбцу подсчитай сумму, исключая зачеркнутые цифры. Запиши сумму в строку «Результаты».

Наибольший результат указывает на наиболее подходящие для тебя профессии.

Если в столбце сумма мала или вообще отрицательна, эти профессии тебе не рекомендуются. В каждом столбце должно быть не больше 8 баллов.

В качестве альтернативы можно предложить учащимся следующую методику исследования способностей школьника в целях профориентации.

logo

«Учитель года - 2019»

Пояснительная записка

5. Коммуникативные УУД. С их помощью ученики учатся слушать, понимая при этом речь других людей, оформлять в устной форме собственные мысли, следовать правилам общения и поведения.

Практическая работа организована в форме имитационной игры- викторины «Отгадай профессию по описанию» Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности.

Содержимое разработки

Классный час "Основы выбора профессии"

- привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии

- о знакомить учащихся с технологией выбора профессии,

Задачи :

Эпиграф:

Ход занятия

Вступление : Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

I.Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Учитель математики высшей категории, директор школы.

Токарь- универсал 6-го разряда, бригадир строительной бригады.

Повар-кондитер 6 -го разряда, заведующий столовой;
Назовите общие признаки специальностей профессии "токарь". Назовите отличительные признаки специальностей.
Выполним задания, которые помогут нам лучше ориентироваться в профессиях и специальностях (интерактивные задания):

- Выберите слова, которые обозначают профессии: ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, продавец книг, бульдозерист, парикмахер, водитель, кулинар, швея по пошиву верхней одежды, токарь-револьверщик.

- Выберите слова, которые обозначают специальности: токарь, хирург, шахтер, художник-конструктор, учитель музыки, судья, маляр, закройщик, токарь.

- К какой профессии относятся педиатр, стоматолог, хирург, терапевт?

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, с егодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Способы выбора профессии:

Какие способы выбора профессии вам известны?

1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.

2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.

В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.

В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.

А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).

http://club.cnews.ru/m/photos/get_image/original/3c60a8f2347fde1111cc387410bb38f5.jpg

Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека , что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Представители некоторых профессий у нас сегодня в гостях.

Им слово. (выступают гости)

Что необходимо для овладения какой-либо профессии?

Пословицы о труде.

-О труде сказано много хороших пословиц.

Сделал дело….(гуляй смело)

Что посеешь… (то и пожнешь)

Делу время… (потехе час)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

Практический блок Задание. Собрать поговорки:

Об этом говорится и во многих известных поговорках

Кашу маслом не испортишь. ( Повар)

Обратная дорога всегда короче. ( Шофер)

Учение образует ум, воспитание – нравы.(учитель)

Задания: Отгадки будем записывать по горизонтали. Можно предложить поучаствовать гостям.

( Загадки загадывают учащиеся и классный руководитель)

Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (Сапожник)

1. Готовит вкусную еду. 2. Сочиняет музыку. 3. Лечит больных животных. 4. Пишет стихи. 5. Борется с огнем. 6. Проектирует дома и различные здания. 7. Управляет самолетом. 8. Мастер по прическам. 9. Играет роль в спектакле. 10. Лечит зубы. 11. Поддерживает чистоту улиц. 12. Возводит здания. 13. Изучает космическое пространство. 14. Управляет автомобилем. 15. Обучает животных выполнять команды. 16. Рисует картины. 17. Оберегает и заботится о диких животных 18. Занимается образованием детей. 19. Снимается в кино. 20. Управляет электричкой. 21. Работник магазина, стоящий за прилавком.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Уч.Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Уч.Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

Уч.А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему .

Главная причина кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе .

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

Уч. профессия должна быть интересной,

Уч. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

Уч. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Давайте подробнее на них остановимся: ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Итак, хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?» Но этого недостаточно.

Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.

Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, злой, властной. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой заботливой женщины.

Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов :

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?

Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере.

Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

Рассказ представителя ЦЗН о рынке труда нашего города и региона.

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

  1. Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек. Слово астрологу.

Это классный час для старшеклассников и студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?

Цели классного часа

1. Ориентировать обучающихся на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Предварительная подготовка классного часа

1. Подготовка рабочей группой доклада на тему «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

2. Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

3. Листы с текстами опросников, которые учащиеся должны заполнить.

■ Есть ли какая-то сфера деятельности, которая привлекает вас?

■ Почему вы выбрали именно эту сферу? Можете ли вы назвать преимущества данной сферы деятельности?

■ Какие конкретно шаги нужно предпринять для того, чтобы овладеть выбранной профессией?

■ Каковы слагаемые успешной профессиональной деятельности?

■ Какова цель профессиональной деятельности: заработок, достижения, заслуги или что-то другое?

4. Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в сообщение.

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Назовите ситуации, когда выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

Назовите ситуации, когда выбор сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.

А что именно мешает сделать выбор в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора смелость, решимость?

Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас?

Кто несет ответственность за выбор?

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить на классном часе.

Основная часть классного часа

1. Содержание понятия «профессиональная деятельность».

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки

и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.

Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.

Можете назвать их? А кто-нибудь мечтает о такой профессии? Почему? В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом? Как этого избежать?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Рабочая группа выступает с докладом «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

Примерное содержание . Система образования в Российской Федерации имеет три ступени.

Среднее профессиональное образование

Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень даст вам основную квалификацию, повышенный позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией. Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

Яндекс.Директ Все объявления Санаторий Урал. Звоните! Санаторий Урал. Цены порадуют. Звоните!zdravural.ru Челябинск

2. Обсуждение.

По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.) Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

3. Анализ результатов анкетирования.

Данные анкет покажут, каков уровень развития самосознания и самоопределения учащихся, выявят тех из них, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье». Также нужно выяснить, какие сферы деятельности наиболее предпочтительны (экономика, бизнес, юриспруденция, государственная служба и пр.) и по какой причине (большие зарплаты, возможность заниматься научной деятельностью, выслуга лет, профессия династии, возможность общаться и пр.).

3. Чтобы определиться с выбором сферы деятельности, нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. В основе классификации лежит предмет труда, т. е. то, с чем или с кем будет работать специалист, и характер труда, т. е. требуются ли для работы такие качества, как активность, быстрая реакция, мобильность, коммуникабельность или, наоборот, спокойствие, выдержка, тщательность и аккуратность; склонность к анализу и строгое выполнение правил или полет фантазии и развитое воображение.

Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов). Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, можете встать на позицию эмпатии, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность.

Назовите еще примеры профессий такого типа. Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места? Кто из вас может выделить такие качества в себе?

«Человек—техника» . Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Чтобы соответствовать данному типу профессиональной деятельности, нужно обладать обширной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление (для высшего управленческого звена — инженеров, конструкторов), уметь разбираться в схеме работы механизмов, иметь хорошую реакцию, сноровку, координацию, навыки практической работы (для рабочих специальностей — водителей, механиков, электриков, столяров, токарей, фрезеровщиков и пр.).

Какие еще профессии можно отнести к этому типу? Назовите современные профессии этого типа. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

«Человек — знаковая система» . Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это набор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

«Человек — художественный образ» . Раскроем понятие «художественный образ». Вы знакомились с ним на уроках литературы. Что это?

Философский энциклопедический словарь дает такое определение: «Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала». Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.

Можно ли добиться успеха в такого типа профессиях, не имея таланта? Что нужно для этого делать? Можно ли как-то развить такие способности, можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает? (Учащиеся приходят к выводу, что в этих профессиях без таланта не обойтись, а усердием и трудолюбием чувства прекрасного не развить. Вывод — попробовать себя в других сферах деятельности.)

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любят не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профессий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.

Назовите еще профессии этого типа. О каких качествах мы забыли сказать? Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?

4. Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

Инструкция. Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру.

Анализ результатов. По каждому столбцу подсчитай сумму, исключая зачеркнутые цифры. Запиши сумму в строку «Результаты».

Наибольший результат указывает на наиболее подходящие для тебя профессии.

Если в столбце сумма мала или вообще отрицательна, эти профессии тебе не рекомендуются. В каждом столбце должно быть не больше 8 баллов.

В качестве альтернативы можно предложить учащимся следующую методику исследования способностей школьника в целях профориентации.

Классный час на тему "Что нами движет при выборе профессии" (для учащихся 5-9 классов).

Просмотр содержимого документа
«Классный час: Что нами движет при выборе профессии.»

«Что нами движет при выборе профессии?»

Классный час разработан для старшеклассников. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии.

Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?

Цели и учебно-воспитательные задачи:

1. Расширить знания учащихся о мире профтруда;

2. Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

3. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

4. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

5. Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

6. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

7. Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 45 мин.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Информационный блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией).

3. Практический блок.

4. Заключительная беседа

1. Организационный момент.

«Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека.

Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.

Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Однако фраза «оказывается мы с тобой одной профессии» не указывает на конкретную деятельность, а говорит об общности людей, занятых работой в какой-то одной области. Кроме того профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить на классном часе.

2. Информационный блок

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

7. Мнение учителей.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.


На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки:

Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Практический блок.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

1. «Человек-природа» Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;

2. «Человек-техника» Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.

3. «Человек-знаковая система» Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

4. «Человек-искусство» Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

5. «Человек-человек» Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д.

«Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)

Данные анкеты покажут, каков уровень развития самосознания и самоопределения учащихся, выявят тех из них, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье». Также нужно выяснить, какие сферы деятельности наиболее предпочтительны (экономика, бизнес, юриспруденция, государственная служба и пр.) и по какой причине (большие зарплаты, возможность заниматься научной деятельностью, выслуга лет, профессия династии, возможность общаться и пр.).

Инструкция. Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру.

Читайте также: