Что объединяет эти профессии повар плотник пилот капитан

Опубликовано: 03.10.2024

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п, развития речи.

  • учить звуковому и сравнительному анализу слов;
  • способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
  • продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
  • развивать фонематическую и устную речь;
  • воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
  • воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
  • воспитывать культуру поведения на уроке;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты: проявляют общепринятые правила человеколюбия, уважения к труду.

УУД (метапредметные):

Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации, схемы; логические – характеризуют согласные звуки [п], [п’]
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука», дидактическое пособие рабочая тетрадь на печатной основе Н.Е.Алдошиной «Уроки русской грамоты»(РТ), карточки с индивидуальными заданиями, счётные палочки, предметные рисунки, веер букв(гласные/согласные),карточки со словами ПИЛА, ПЛОТНИК, РУБАНОК.

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Приветствие учащихся.

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.
– Проверим готовность к уроку.
– Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

II. Актуализация знаний

1. Работа по «ленте букв»:

– Для чего на уроке мы используем «ленту букв»? (Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.)
– Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка. (Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.)
– На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.
– На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.

2. Игра «Угадай звук»

– Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь; (Это звук [к].) Покажите на веере какой буквой он обозначается.
– Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук. (Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.) Покажите на веере какой буквой он обозначается.
– Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

III. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Как пищат птенцы? (Пи-пи)
– Как пыхтит каша?

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

– Какие первые звуки вы сейчас произнесли? [п’] и [п ].
– Давайте сформулируем учебную задачу урока. (Познакомимся со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на письме)
– Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока.
– Давайте определим цель урока. Для этого опишите, чему вы будете учиться при изучении новой буквы. (Мы будем выделять новые звуки, классифицировать звуки, познакомимся с тем, как пишется буква, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слова.

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов.

– Что изображено на рисунке, который я повесила на доску? (Пила)
– Давайте составим схему к слову ПИЛА. (Дети составляют из индивидуальных карточек схему слова, 1 человек у доски)
Рассматривают картинку, выполняют слого-звуковой анализ слова.
– Какой звук вы услышали первым? Дайте ему характеристику. ([п’] – мягкий, глухой согласный).
– Докажите, что он согласный. (При произнесении [п’] преградой являются сомкнутые губы).
– Человек, который работает с пилой, топором, как называется? (Плотник)
– Кто такой плотник?

Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.

– Если мы не знаем значения слова, куда надо обратиться? (Толковый словарь, интернет)
– Давайте составим схему к слову ПЛОТНИК.
Рассматривают картинку, выполняют слого-звуковой анализ слова.
– Какой звук вы услышали первым? Дайте ему характеристику. ([п ] – твёрдый, глухой согласный)

2. Знакомство с буквой П.

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы.

– Какой буквой обозначаются звуки [п] и [п’] на письме? (Буквой П)
Покажите её на веере букв.

ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ БУКВУ П.

На что похожа буква (пэ) П?
– Откройте РТ с.73, найдите букву П и посадите её в паровозик.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.

– Выложите букву П из счётных палочек.

РАБОТА В РТ с.73 №2

– Пропечатайте букву П заглавную и строчную. (Демонстрирую написание печатной буквы П, п на доске)

РАБОТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧКАХ, задание №1.

– Поставьте галочку около тех слов, где встречается звук [п].
(Пылесос, пчела, полотенце, павлин, повар, паук, паутина)

ФИЗМИНУТКА

3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 79)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение.
– Прочитайте слоги. (Читаем слоги вслух, коллективно)
– Дополните данные слоги до слов, (до слов, которые обозначают название профессий). Пекарь, певец, пасечник, парикмахер, пилот, пианист, повар, ПЕТЯ, ПАПА, ПИЛА, ЛАПЫ, ПУМА, ПОЖАР.
– Прочитайте слова. (Чтение слов молча)
– Прочитайте слова второго столбика. (Читают вслух по цепочке)
– Что их объединяет? (Обозначают названия профессий)
– Чем занимается пилот? капитан?
– Каким словом можно заменить слово пилот? (Лётчик)
– Прочитайте слова первого столбика молча. Какое слово обозначает профессию? (Плотник)

4. Работа в РТ с.73 №3– выделить в кружок букву П, зелёным цветом, которая обозначает мягкий согласный, синим, которая обозначает твёрдый согласный.

5. Работа с пословицами (учебник с. 79)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.

– Прочитайте предложения.
– Как эти предложения можно назвать? (Пословицы)
– Какой профессии посвящены пословицы? (Профессии плотника)
– Что из этих пословиц вы узнали об отношении к труду плотника?
– Как вы думаете, почему раньше ценился хороший плотник? (Он многое умеет делать; инструмент плотника – топор. Он помогал чинить серпы, плуги, строил дома.)
– Так какой работник высоко ценится у людей? (Ценится тот работник, который хорошо работает, многое умеет.)
– Как вы понимаете их смысл?
– Какие профессии еще вы знаете? Расскажите о них.

6. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией

Дифференцированное задание (учебник, с. 79)

Работа по сюжетной картинке.

– Дайте имена детям.
– Кем мечтают стать дети?
– Составьте предложения о детях.
– Как называется инструмент в руках у Паши? (Рубанок)
– Что он им делает?

– Кем хочет стать Паша?
– Кем вы хотели стать?
– Кем работают ваши родители?

7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией.

Дифференцированное задание (учебник, с. 78)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Кого вы на ней видите? Что вы знаете о Петре I?

Петр I (Пётр Великий) – русский царя. Петр I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.

– Что вы знаете об этом городе? Пушкин восхищался городом Петра Великого, который он основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает стихотворение).
– Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных государственных дел связано с трудом многих людей.

– Назовите предметы, в названиях которых встречаются звуки [п] и [п’].

ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа в РТ, с.73 №1.

VII. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?
– Спасибо за урок.

Урок по обучению грамоте "Буква П, п, звуки п, п"

  • Печать
  • E-mail

Казанцева Наталья Викторовна,

учитель ГБОУСОШ № 380 Санкт-Петербурга

Тема урока:«Согласные звуки[п][п]. Буквы П, п.»

Цель:

- сформировать знания о новых звуках[п][п]и букве , обозначающей их на письме;

- формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимися трудовой деятельностью;

- ввести понятие « профессия»;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Умения:

Личностные умения:проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Предметные умения: рассказывать о новых звуках и букве, заменяющей их на письме, выделять новые звуки из слов, сравнивать, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами, определять место новой буквы в буквограде и на ленте букв.

Познавательные: определять значение слов, обозначающих профессии, группировать и классифицировать все изученные буквы, использовать разные источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его,

Коммуникативные:формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Оборудование: учебник « Азбука» В. Горецкий, пропись, карточки, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент:

а) Дети хором произносят:

– Мы очень дружные ребята,

Успехов на уроке пожелаем.

Мы пишем, счёт ведём, читаем

И про всё на свете знаем.

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы ребят

б) Подготовка детей к активной деятельности:

- Прочитайте по слогам:

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Прочитайте, выделяя логическим ударением слово Прасковья

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Прочитайте, выделяя логическим ударением слово карася

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Прочитайте с разной интонацией

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят!

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят?

2.Актуализация опорных знаний

Мы продолжаем наше путешествие по сказочному городу букв и звуков

- Продолжите мою мысль:

- Я знаю звонкие ( согласные Н, Л, Р, В)

- Я знаю глухие ( согласные К, Т, С)

- Я знаю гласные, которые обозначают твёрдость согласного ( А, О, У, Ы)

- Я знаю гласные, которые обозначают мягкость согласного звука ( И, Е)

- Все ли буквы нам известны? ( нет)

- Хотите познакомиться с новой буквой?

3. Формулировка темы урока:

- Внимательно послушайте слова, которые я произнесу

Пилот, повар, плотник. ( разобрать значение этих слов)

Парная работа ( на парте карточка со словами)

- Найдите в них общее

( все слова обозначают профессии людей, в каждом слове два слога)

- Как вы понимаете слово профессия? Словарь толковый

Род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

- Исключите одно слово, доказав выбранный признак

( пилот- ударение на второй слог, первый звук мягкий.)

( плотник - в этом слове 7 букв)

Схемы слов, соотнести схему со словами.

- Произнесите первые звуки в этих словах

- Встречались раньше с этими звуками?

- Как сформулируем тему нашего урока? Чем будем заниматься?

( познакомимся с новыми звуками и буквой П)

- Какие цели поставим на урок?

( будем учиться отличать звуки и букву от ранее изученных)

- Чему должны научиться на уроке?

( научимся читать слоги и слова с новой буквой)

- Где новые знания в жизни можно применить?

Физминутка

- Изобрази движениями действия пилота, повара, плотника

4. Получение новых знаний.

- Откройте учебник на стр. 78

- Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте предложение вверху страницы.

- О каком городе идёт речь в этом предложении?

- О Санкт – Петербурге

Кто изображён на иллюстрации?

- царь Пётр первый

- Каким образом наш город и Пётр первый связаны?

- Пётр первый – русский царь и первый российский император. Он был основателем новой столицы России – Петербурга, основоположником кораблестроения в стране.

- Просмотр видеоролика о Петре первом

- Рассмотрите иллюстрацию и назовите предметы, в названии которых встречаются новые звуки. ( топор, плотник, пила, Пётр, парус, папка, платок ( шейный)

- Игра « День – ночь» ( ученики называют слова, связанные с профессиями людей, в названии которых есть буква П.

-- Рассматривание буквы П, п на плакате и в учебнике

Изобрази букву, используя счётные палочки и нитку (работа в паре)

- На что похожа буква П

Изобрази предмет похожий на букву. Выполнение рисунка)

- Почему на плакате 4 буквы?

( 2 печатные , 2 письменные)

- В каких случаях используют заглавную букву?

( правописание имён собственных, начало предложения)

- Ребята, достаточно ли нам знаний о новой букве?

Физминутка для глаз

- Сейчас нам предстоит работа в творческих группах. Группы получат индивидуальные задания.

- Образуйте четвёрки . Задания на карточках

1 , 2 группа: определите , звуки[ п] и[ п] – гласные или согласные? Как располагаются органы речи при произношении новых звуков?

3, 4 группы – звуки[ п][ п] – звонкие или глухие

5, 6 , 7 группы – буква П обозначает мягкий или твёрдый звук?

-Каждая группа рассказывает о своих исследованиях.

- Что же мы узнали о новых звуках?

( рассказать , дать характеристику букве П)

5. Закрепление полученных знаний.

- Чтение слогов с новой буквой ( слайд)

- Назовите слоги, в которых буква П обозначает мягкий согласный звук. Почему?

Игра « Камень – вата» ( учитель называет слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками п п, а ученики имитируют руками мягкий и твёрдый звуки.

( папа, Петя, пенал, папка, пластилин, подарок, пекарь, петух, песок, пить)

- дополни эти слоги до слов, которые обозначают профессии людей

Пекарь, пасечник, пилот, повар, публицист.

-Прочитайте слова, обозначающие профессии

- Что их объединяет?

- Какие профессии вы знаете?

Кем мечтаете стать вы?

- В детстве каждый из вас мечтает иметь самую необычную профессию. Эти мечты могут меняться, особенно если вы узнаёте что – то новое. И только лет через 10- 11 , когда будете заканчивать школу, вы выберете профессию по душе. Но мечтать нужно, ведь без мечты скучно жить.

- Работа в паре. Карточки на парте Составьте предложения, соединив стрелочками нужные слова

- Работа с пословицами ( на партах карточки с пословицами – по 1 пословице)

- Объясните значение пословицы

- Подчеркните в пословице букву П, п.

Хороший плотник и в поле работник

При хорошем плотнике у плохого руки трясутся.

Плотника не шуба греет, а топор.

Определите тему пословиц

Подведение итогов урока

Рефлексия.

- Оцените, чему же вы сегодня научились на уроке

- Оцените свою работу на уроке. Изобразите при помощи смайлика , как вы работали

Кондратьева Лариса Геннадьевна

Личностные умения:проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Предметные умения: рассказывать о новых звуках и букве, заменяющей их на письме, выделять новые звуки из слов, сравнивать, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами, определять место новой буквы в буквограде и на ленте букв.

Метапредметные умения:

Познавательные: определять значение слов, обозначающих профессии, группировать и классифицировать все изученные буквы, использовать разные источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его,

Коммуникативные:формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Оборудование: учебник « Азбука» В. Горецкий, пропись, карточки, мультимедийный проектор.

ВложениеРазмер
1_klass.docx 20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Согласные звуки[п][п]. Буквы П, п.»

- сформировать знания о новых звуках[п][п]и букве , обозначающей их на письме;

- формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимися трудовой деятельностью;

- ввести понятие « профессия»;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Предметные умения: рассказывать о новых звуках и букве, заменяющей их на письме, выделять новые звуки из слов, сравнивать, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами, определять место новой буквы в буквограде и на ленте букв.

Познавательные: определять значение слов, обозначающих профессии, группировать и классифицировать все изученные буквы, использовать разные источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его,

Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

Оборудование: учебник « Азбука» В. Горецкий, пропись, карточки, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент:

а) Дети хором произносят:

– Мы очень дружные ребята,

Успехов на уроке пожелаем.

Мы пишем, счёт ведём, читаем

И про всё на свете знаем.

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы ребят

б) Подготовка детей к активной деятельности:

- Прочитайте по слогам:

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Прочитайте, выделяя логическим ударением слово Прасковья

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Прочитайте, выделяя логическим ударением слово карася

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Прочитайте с разной интонацией

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят.

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят!

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно – бурых поросят?

2.Актуализация опорных знаний

Мы продолжаем наше путешествие по сказочному городу букв и звуков

- Продолжите мою мысль:

- Я знаю звонкие ( согласные Н, Л, Р, В)

- Я знаю глухие ( согласные К, Т, С)

- Я знаю гласные, которые обозначают твёрдость согласного ( А, О, У, Ы)

- Я знаю гласные, которые обозначают мягкость согласного звука ( И, Е)

- Все ли буквы нам известны? ( нет)

- Хотите познакомиться с новой буквой?

3. Формулировка темы урока:

- Внимательно послушайте слова, которые я произнесу

Пилот, повар, плотник. ( разобрать значение этих слов)

Парная работа ( на парте карточка со словами)

- Найдите в них общее

( все слова обозначают профессии людей, в каждом слове два слога)

- Как вы понимаете слово профессия? Словарь толковый

Род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

- Исключите одно слово, доказав выбранный признак

( пилот- ударение на второй слог, первый звук мягкий.)

( плотник - в этом слове 7 букв)

Схемы слов, соотнести схему со словами.

- Произнесите первые звуки в этих словах

- Встречались раньше с этими звуками?

- Как сформулируем тему нашего урока? Чем будем заниматься?

( познакомимся с новыми звуками и буквой П)

- Какие цели поставим на урок?

( будем учиться отличать звуки и букву от ранее изученных)

- Чему должны научиться на уроке?

( научимся читать слоги и слова с новой буквой)

- Где новые знания в жизни можно применить?

- Изобрази движениями действия пилота, повара, плотника

4. Получение новых знаний.

- Откройте учебник на стр. 78

- Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте предложение вверху страницы.

- О каком городе идёт речь в этом предложении?

- О Санкт – Петербурге

Кто изображён на иллюстрации?

- царь Пётр первый

- Каким образом наш город и Пётр первый связаны?

- Пётр первый – русский царь и первый российский император. Он был основателем новой столицы России – Петербурга, основоположником кораблестроения в стране.

- Просмотр видеоролика о Петре первом

- Рассмотрите иллюстрацию и назовите предметы, в названии которых встречаются новые звуки. ( топор, плотник, пила, Пётр, парус, папка, платок ( шейный)

- Игра « День – ночь» ( ученики называют слова, связанные с профессиями людей, в названии которых есть буква П.

-- Рассматривание буквы П, п на плакате и в учебнике

Изобрази букву, используя счётные палочки и нитку (работа в паре)

- На что похожа буква П

Изобрази предмет похожий на букву. Выполнение рисунка)

- Почему на плакате 4 буквы?

( 2 печатные , 2 письменные)

- В каких случаях используют заглавную букву?

( правописание имён собственных, начало предложения)

- Ребята, достаточно ли нам знаний о новой букве?

Физминутка для глаз

- Сейчас нам предстоит работа в творческих группах. Группы получат индивидуальные задания.

- Образуйте четвёрки . Задания на карточках

1 , 2 группа: определите , звуки[ п] и[ п] – гласные или согласные? Как располагаются органы речи при произношении новых звуков?

3, 4 группы – звуки[ п][ п] – звонкие или глухие

5, 6 , 7 группы – буква П обозначает мягкий или твёрдый звук?

-Каждая группа рассказывает о своих исследованиях.

- Что же мы узнали о новых звуках?

( рассказать , дать характеристику букве П)

5. Закрепление полученных знаний.

- Чтение слогов с новой буквой ( слайд)

- Назовите слоги, в которых буква П обозначает мягкий согласный звук. Почему?

Игра « Камень – вата» ( учитель называет слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками п п, а ученики имитируют руками мягкий и твёрдый звуки.

( папа, Петя, пенал, папка, пластилин, подарок, пекарь, петух, песок, пить)

- дополни эти слоги до слов, которые обозначают профессии людей

Пекарь, пасечник, пилот, повар, публицист.

-Прочитайте слова, обозначающие профессии

- Что их объединяет?

- Какие профессии вы знаете?

Кем мечтаете стать вы?

- В детстве каждый из вас мечтает иметь самую необычную профессию. Эти мечты могут меняться, особенно если вы узнаёте что – то новое. И только лет через 10- 11 , когда будете заканчивать школу, вы выберете профессию по душе. Но мечтать нужно, ведь без мечты скучно жить.

- Работа в паре. Карточки на парте Составьте предложения, соединив стрелочками нужные слова

- Работа с пословицами ( на партах карточки с пословицами – по 1 пословице)

- Объясните значение пословицы

- Подчеркните в пословице букву П, п.

Хороший плотник и в поле работник

При хорошем плотнике у плохого руки трясутся.

Плотника не шуба греет, а топор.

Определите тему пословиц

Подведение итогов урока

- Оцените, чему же вы сегодня научились на уроке

- Оцените свою работу на уроке. Изобразите при помощи смайлика , как вы работали

Весёлый человечек – был активен, выполнил все задания

Печальный – затруднялся при выполнении заданий

Грустный – было трудно работать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем.

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче.


КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [.


Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.


План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч. Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

«Экспресс газета» в Google Новостях

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.


КвартмейстерКоманда корабля

Квартмейстер нес ответственность за состояние судна. Его главной задачей было распределение и снабжение различных материалов, необходимых на корабле, в том числе пороха, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполнялись одним человеком - капитаном, у пиратов были распределены между двумя. Это позволяло исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидели пираты. Когда капитан вел судно в сражении, квартмейстер должен был возглавлять абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также должен был определять, насколько ценен захваченный груз, и распределять добычу. Естественно, что наибольшую ценность в добыче представляло золото и серебро. Но квартмейстер должен был также определить, как поступить с грузом захваченного корабля. Ведь нередко трюм пиратского судна мог быть уже заполнен добычей и приходилось выбрасывать один товар ради другого, более ценного. Квартмейстер был также единственным человеком в команде, который мог определить наказания для провинившегося пирата. Капитан мог лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определял квартмейстер, даже если это и шло против мнения большинства. Кроме того, квартмейстер выступал в качестве судьи в спорах между членами команды а также при дуэлях, если они не противоречили пиратскому кодексу. Таким образом квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоял выше капитана корабля. Само слово «квартмейстер» свидетельствовало о том, что человеку, занимавшего этот пост, доставалась четверть добычи.


Первый помощник

На большинстве судов существовала также должность первого помощника капитана, который исполнял капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник был также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна вместе с квартмейстером. Некоторые из пиратских капитанов всегда имели на корабле первого помощника, но чаще всего эту должность занимал владелец корабля. Но нередко первые помощники возглавляли бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным был сговор первого помощника с квартрмейстером или боцманом. Фактически два-три офицера могли без труда захватить власть на корабле в свои руки без кровопролития, достаточно было лишь составить новое соглашение с командой и тогда бывшего капитана ждала самая ужасная судьба. Его либо высаживали на необитаемом острове, либо вешали на рее его же корабля, хотя иногда случалось, что бывший капитан становился простым членом команды.

Навигатор

Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становились навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля были в то время весьма непростыми задачами. От навигатора требовалось умение пользоваться различными астрономическими инструментами, он должен был рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора находились бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.


Боцман

В команде корабля всегда были люди, в обязанность которых входило поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполнялись младшими офицерами - корабельными боцманами. Один боцман отвечал за оснащение корабля, другой за управлением палубной командой. Был также боцман, осуществляющей постановкой корабля на якорную стоянку. Разумеется, что на небольшом судне все эти обязанности совмещал один человек. В этом случае боцманские обязанности выполнялись капитанами и квартрмейстерами. Боцман следил за состоянием парусов, снастей и такелажа а также дублировал команды капитана во время боя или шторма. Весь рангоут, такелаж и снасти ремонтировалось корабельным плотником, но в этом самое активное участие должен был принимать и боцман. Боцман отвечал за хранение запасных канатов, ремонтного дерева, парусины и организовывал работы по ремонту корабля. В обязанности боцмана также входило содержание корабельного флага, связь с другими кораблями с помощью специальных сигналов, поддержание порядка среди команды и содержание шлюпок. Боцман также отвечал за состояние корабельных часов. При необходимости наказания одного из членов команды роль палача также нередко отводилась боцману.


Плотник

Плотник был чрезвычайно важным членом экипажа, который отвечал за поддержание плавучести корабля, исправности корпуса и мачт. Хорошие плотники весьма высоко ценились и плотникам - пиратами иногда даже разрешалось не участвовать в рукопашных схватках. Плотники отвечали за быстрое устранение повреждений корпуса во время сражения, а также крепили доски обшивки при шторме. Кроме того, в обязанности плотника входило поддержание исправного состояния деревянных мачт, палубы, а также закупка на берегу качественных материалов для ремонта в открытом море. Во время кренгования корабля основная часть по организации этой тяжелой работы ложилась так же на плотника, но при этом ему помогала вся команда. В море плотник был неусыпно следить за состоянием корпуса корабля и при малейших протечках устранять их и докладывать обо всем капитану. Из за этого плотники были освобождены от несения вахт и прочей работы на корабле. Но дел у плотника и так было с избытком. Он должен был несколько раз в день осматривать не только состояние корпуса, но и мачт и рангоута. В кладовой плотника всегда хранилось необходимое количество деревянных брусков и досок, пакли и различного инструмента. Вместе с тем плотник не имел права в одиночку заходить на этот склад, поэтому ключи от него хранились у первого помощника или квартмейстера.


Мастер парусов

На крупных судах плотник и боцман уже не справлялись с ремонтом и постановкой парусов. Из числа наиболее опытных моряков выбирали специального человека, который отвечал за парусное оснащение корабля. Он должен был приобретать качественную парусину, шить и ремонтировать паруса, а также грамотно их использовать. Между боцманом и мастером парусов существовало четкое разграничение обязанностей. Мастер парусов отвечал за постановку тяжелых, верхних и штормовых парусов, в то время как боцман руководил работами по постановке легких парусов на нижних реях мачт. Каюта мастера парусов находилась рядом с каютой плотника, поэтому он всегда мог быстро оказаться в нужном месте и выполнить свою работу. Мастер парусов чаще всего подчинялся первому помощнику, но в своем подчинении не имел никого из членов команды, хотя и считался привилегированным специалистом.


Канонир

Канониры были также высокоценными специалистами, которые отвечали за исправность пушек, их готовность к стрельбе а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Эта наука была весьма непроста, поэтому от них требовался не только хороший глазомер и трезвый расчет, но и годы постоянных тренировок и участие в настоящих морских битвах. Помимо канонира, пушечный расчет мог состоять из нескольких человек, в чьи обязанности входила очистка ствола орудия, зарядка, зажигание фитиля, откатывание пушки на место после выстрела. Отдельная команда могла отвечать за поднос ядер и пороха, открывание и закрывание бойниц. На пиратских кораблях с небольшой командой пушечный расчет нередко составляло 2-3 человека, причем огонь мог вестись только с одного борта. Канонир также отвечал за хранение всего инструмента, необходимого для обслуживания пушек, пороха и снарядов. Во время шторма канонир следил, чтобы все пушечные порты были закрыты, иначе корабль мог быть залит водой. Самое опасное место на корабле – пороховой погреб также находилось в ведении канонира. Канонир рассчитывал количество пороха, заряжаемого в пушку, изготавливал заряды и ручные гранаты, осуществлял наводку пушек и по команде капитана вел стрельбу по противнику. Для расчета у канонира имелись специальные таблицы и инструменты. Канонир выполнял еще одну важную задачу – хранение оружия на борту судна, поэтому в его ведении находилась оружейная комната.


Судовой врач.

Врачи высоко ценились среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получал предложение присоединиться к команде победителя. Врач был единственным человеком, кому разрешалось не подписывать пиратское соглашение. Нередко врачам захваченного судна выплачивали вознаграждение, если они просто оказывали помощь членам пиратской команды. Если на корабле не было настоящего врача, на эту должность выбирали любого подходящего пирата, который имел хоть какие то познания в медицине. Упоминается случай, когда врачом был избран корабельный плотник – так как у него были необходимые «инструменты» для выполнения ампутаций. Иногда врачеванием занимались корабельные повара – им была знакома работа с мясом, но они были менее квалифицированны, чем плотники. Судовой врач имел набор инструментов для выполнения неотложных операций и небольшой набор лекарств. За пополнение запаса лекарств отвечал сам врач, поэтому в порту он обычно поспешно направлялся в местную аптеку, где скупал необходимые лекарства. Главным корабельным лекарством у пиратов был ром – его использовали и как лекарство от желудочных болезней и как обезболивающее при операциях


Корабельный повар (кок)


Клерк

Большая часть членов команды была неграмотна, но необходимость ведения записей и подсчетов существовала всегда. Для этого один из членов команды назначался клерком. Он должен был вести корабельный журнал, в котором фиксировались все события, произошедшие на корабле, вести учет припасов и оружия, а также вести различные вычисления. Важной задачей клерка было так же составление писем и завещаний, он должен был писать извещения о смерти членов команды, вести учет решений, принятых командой – например избрание капитана. Клерки нередко владели несколькими языками, поэтому их также использовали для общения с иностранцами.


Стюарт

Стюарты чаще встречались на военных или торговых кораблях, но не на кораблях пиратов. В обязанности стюарта входили обеспечение старших офицеров на корабле необходимой пищей, уборка их кают и прочие обязанности, которые на берегу выполняются обычными слугами. Между 7 и 9 часами утра стюарт наводил порядок в каютах офицеров. Также в его обязанности входило обеспечение офицерского стола избранными продуктами и их приготовление. В свободное время стюарт помогал корабельному повару на камбузе, отвечал за хранение посуды и корабельных припасов. Также в его распоряжении находились запасы спиртного на корабле и табака.


Пороховая обезьяна

Эта должность возникла на британском военном флоте. Так назвали мальчишек, которые входили в оружейную команду. Пираты нередко похищали или заманивали на свои корабли наиболее ловких и пронырливых портовых мальчишек и использовали их ловкость и сноровку. 11-13 летние пираты занимались чисткой оружия, уборкой корабельных помещений, подносили порох и заряды во время боя, одним словом, это были обычные мальчики на побегушках. Они могли пролезть в самые потаенные уголки судно, поэтому нередко пираты с их помощью искали различные тайники на захваченных кораблях. На берегу мальчишки доставляли секретные письма союзникам пиратов и использовались как разведчики во вражеских городах. Благодаря своей ловкости и быстроте пороховые обезьяны нередко оказывались единственными, кому удавалось спастись во время гибели корабля или поимке пиратов. Новички на пиратском судне как правило проходили обучение в роли пороховой обезьяны не взирая на возраст. Пороховые обезьяны были наиболее низкооплачиваемыми и неквалифицированными моряками.


Юнга

Юнги были значительно выше по своему статусу, чем пороховые обезьяны. Как правило юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись для изучения основ мореходства. Юнги по мере освоения морской науки становились корабельными офицерами. Иногда они состояли как порученцы при капитанах судов, выполняли задания по доставке сообщений, следили за офицерской формой и оружием, готовили пищу. Офицеры же за это обучали их основам мореплавания и торговли. Юнгам приходилось выполнять много трудной и неинтересной работы, но всегда могли рассчитывать на достойное вознаграждение и нередко на эту должность соглашались молодые моряки, стремившиеся стать морскими офицерами.

Читайте также: