Что такое должность в правоохранительных органах

Опубликовано: 02.10.2024

В упомянутых нормативных правовых актах о видах правоохранительной службы понятие «должность» применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установлении, кто является сотрудником органов данною вида правоохранительной службы, их состава и персональных званий.

В этих актах нет понятия «служащие», они оперируют термином «сотрудники» соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов госнаркоконтроля. Как тождественное понятию «сотрудники» ФЗ о службе в таможенных органах РФ ввел понятие «должностные лица».

Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или (в таможенных органах) квалификационные разряды. В правоохранительных органах учреждаются также должности, замещаемые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.

В случаях, установленных нормативными правовыми актами. в правоохранительных органах учреждаются также должности гражданских служащих.

Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы: рядовой состав; младший состав; средний начальствующий состав; старший начальствующий состав; высший начальствующий состав. В классификации сотрудников органов наркоконтроля не выделяется рядовой состав.

Служащим правоохранительной службы присваиваются персональные звания с учетом их деления на составы.

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются звания:

  1. рядового состава: рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
  2. младшего начальствующего состава: младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; сержант милиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; старший сержант милиции, старший сержант внутренних дел, старший сержант юстиции; старшина милиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; прапорщик милиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
  3. среднего начальствующего состава: младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции; лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции; старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции; капитан милиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
  4. старшего начальствующего состава: майор милиции, майор внутренней службы, майор юстиции; подполковник милиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции; полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
  5. высшего начальствующего состава: генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции; генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции; генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции.

Сотрудникам таможенных органов присваиваются персональные звания:

  1. прапорщик таможенной службы;
  2. старший прапорщик таможенной службы;
  3. младший лейтенант таможенной службы;
  4. лейтенант таможенной службы;
  5. старший лейтенант таможенной службы;
  6. капитан таможенной службы;
  7. майор таможенной службы;
  8. подполковник таможенной службы;
  9. полковник таможенной службы;
  10. генерал-майор таможенной службы;
  11. генерал-лейтенант таможенной службы;
  12. генерал-полковник таможенной службы;
  13. действительный государственный советник таможенной службы Российской федерации.

Сотрудникам органов наркоконтроля присваиваются специальные звания:

  1. младшего начальствующего состава: прапорщик полиции; старший прапорщик полиции;
  2. среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции: лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции;
  3. старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;
  4. высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции.

Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в Положении о службе в органах внутренних дел, органах наркоконтроля и ФЗ о службе в таможенных органах. Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.

Сотрудники этих органов приносят присягу, текст которой установлен нормативными правовыми актами о видах правоохранительной службы. Введение присяга и ритуал ее принятия подчеркивают социально-политическую и юридическую значимость соответствующей службы и повышенную ответственность за осуществление возложенных на служащего функций.

Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренным актам об их службе и дисциплине.

Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально- бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.

По ФЗ о правоохранительной службе должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.

Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.

В зависимости от функционального назначения должности правоохранительной службы подразделяются на категории «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты». В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются должности категории «обеспечивающие специалисты».

К категории «руководители» относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений: территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц. замещающих государственные должности Российской Федерации.

К категории «специалисты» — должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы а) на постоянной основе; б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.

Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:

Специальные звания. Они делятся на пять групп: V — младший состав; IV — младший начальствующий состав; III — средний начальствующий состав; II — старший начальствующий состав; 1 — высший начальствующий состав правоохранительной службы.

Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чипы, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа — младшие, IV — старшие, III — ведущие, II — главные, 1 — высшие должности правоохранительной службы.

Должности категории «руководители» и «помощники (советники)» относятся соответственно к I, II и П1 группам должностей. категории «специалисты» — ко всем, кроме I, группам должностей.

Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу правоохранительной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего правоохранительной службы устанавливаются по должностям I группы — Президентом РФ, II—V групп руководителем государственного органа, а к состоянию здоровья служащего применительно к группам и категориям должностей — Правительством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора служащих.

Дата защиты «___»_______________202__г.

Пенза, 2020

Содержание

1. Понятие, сущность и правовые основы должности в системе ОВД……………………………………………………………….……5
1.1 Понятие должности в ОВД………………………………………….…………..5

1.2 Должности и специальные звания сотрудников органов внутренних дел…………………………………………………………………………………….9

1.3 Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел…………………………………….…………….11

2. Классификация должностей…………………….……………….13
2.1.Учреждение, замещение (назначение, конкурс, зачисление), функционирование, ликвидация должности……………… ………..…………. 16

Список используемых источников……………………. ………22

ВВЕДЕНИЕ

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории Российской Федерации и составляют самый многочисленный орган, занимающийся охраной правопорядка, обеспечением общественной безопасности, укреплением законности, защитой прав и свобод человека, охраной законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Их особое место обусловлено тем, что органы внутренних дел располагают необходимыми правовыми, организационными и материальными средствами, с помощью которых может осуществляться защита прав человека и гражданина.

Современный этап развития органов внутренних дел продолжает оставаться сложным и противоречивым. Последние два десятилетия деятельности российских органов внутренних дел были омрачены целым рядом довольно неприятных историй. Система органов внутренних дел в нынешнем состоянии перестала справляется с возложенными задачами, отвечать современным вызовам безопасности, создавая угрозы для жизни граждан. В этих условиях Руководством страны было принято своевременное решение о реформировании одного из важнейших институтов государства и общества – системы органов внутренних дел.

Реформа органов внутренних дел задумывалась как решение трех основных задач. Во-первых, это избавление от несвойственных функций. Во-вторых – очищение системы. В-третьих - оптимизация структуры.

Вследствие этого было принято три основных федеральных закона «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…», «О службе в органах внутренних дел…». Кроме того, было издано 17 указов Президента Российской Федерации, 19 постановлений Правительства Российской Федерации почти 800 ведомственных приказов.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы, тем более что происходящие преобразования – первая в истории России столь масштабная, комплексная и принципиальная реформа органов внутренних дел.

Эффективность деятельности органов внутренних дел в целом и ее отдельных элементов во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия органов внутренних дел, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ является одним из приоритетных направлений в изучении органов внутренних дел.




Целью исследования является определение, обоснование и раскрытие должностей органов внутренних дел.

В качестве предмета исследования выступает организационно- правовая основа деятельности органов внутренних дел.

· рассмотреть правовые основы сотрудников органов внутренних дел;

· проанализировать правовой статус субъектов органов внутренних дел;

· рассмотреть реализацию полномочий органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности;

· определить пути оптимизации системы должностей органов внутренних дел.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Понятие, сущность и правовые основы должности в системе ОВД

Понятие должности в ОВД

С правовой точки зрения понятие «должность» используется также традиционно, определяя порядок установления и содержание статуса лица, занимающего государственную должность и включаемых в него элементов.

С финансовой точки зрения должность – это бюджетный пост. Штаты государственных служащих должны быть учтены в государственном бюджете. Создание и изменение перечня должностей оказывает большое влияние на формирование бюджета государства.

Применительно к органам внутренних дел в статусно-правовом аспекте, например, можно рассматривать инспекторские должности различных служб (лицензионно-разрешительной, миграционной и др.), наделенных практически одинаковыми контрольными и надзорными полномочиями по применению мер административного принуждения.

Наиболее тесно должность связана с компетенцией органа и его структурными звеньями. Компетенция органа распределяется между его структурными подразделениями, а компетенция последних – внутри каждого их них – по должностям. Должность закрепляет часть компетенции, полномочий органа.

Должности на государственной службе следует различать по правовой форме выражения и закрепления их правового статуса, т.е. закреплены ли они в Конституции РФ, в федеральных законах или в других правовых актах. Эту особенность следует учитывать при разработке перечня должностей, утверждении его, а также при последующих изменениях, поскольку правовые акты, в которых должности закреплены, имеют различные правовые свойства.

Так, например, в соответствии с частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ[1] правом составления протоколов за совершение правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел по ст. 23.3 КоАП РФ, наделены все должностные лица ОВД.

Кроме того, должности различаются по органам, их устанавливающим. Все должности делятся на устанавливаемые палатами Федерального Собрания РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и др. Практическое значение данной классификации заключается в том, что каждый государственный орган должен знать объем своих полномочий в части установления государственных должностей. [2]

Так, Президент и Правительство РФ утверждают положения о министерствах и принимают акты, определяющие полномочия руководящих работников министерств, они же утверждают организационную структуру министерств и штатные расписания.

Таким образом, одни органы утверждают статус должности – вводят ее в перечень государственных должностей, определяют место в организационной структуре, устанавливают оплату труда.

Объем же полномочий по этим должностям определяется другими органами (руководителями органов, структурных подразделений), которые осуществляют основные функции руководства отраслями, предприятиями, учреждениями, в которых утверждаемые должности состоят.

В действующем законодательстве государственная должность определяется как «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» (ст. 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В данной норме раскрывается узловое понятие для организации государственной службы в Российской Федерации, а именно – понятие государственной должности. Кроме того здесь обозначены основные элементы правового статуса государственной должности.

Кроме того, в качестве элемента правового статуса государственной должности можно выделить установленное денежное содержание, т.е. предусмотренные законодательством размеры должностного оклада и надбавок к нему (см. например, ст. 2Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)[3].

Также в качестве элемента правового статуса государственной должности можно выделить ответственность должностного лица за исполнение своих обязанностей. Здесь речь идет об ответственности государственного служащего за нарушение должностных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за не достижение цели по вине государственного служащего.

К элементам правового статуса государственной должности можно отнести порядок и условия замещения конкретной должности, а также порядок ее учреждения.

Таким образом, подводя итоги сказанному, оценивая все перечисленные признаки в совокупности, можно сформулировать следующее краткое определение понятия государственной должности правоохранительной службы органа внутренних дел: это штатная единица, предусмотренная в структуре ОВД для обеспечения реализации его задач и функций, замещаемая в соответствии с законодательством лицами, наделяемыми необходимыми властными полномочиями по выполнению обязанностей за плату из федерального бюджета.

Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

Государственные должности, замещаемые государственными служащими, являются в своей совокупности важнейшим элементом института государственной службы. Как мы уже знаем, одним из признаков институционализации, является совокупность норм права регулирующих те или иные процессы, явления.

Правовая основа должностей государственной службы Российской Федерации представлена:

- Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;[4]

- Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;[5]

- Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.[6]

При анализе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» мы видим, что в статье 8 идет градация должностей государственной службы. В частности, должности государственной службы подразделяются на:

- должности федеральной государственной гражданской службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- должности правоохранительной службы.

Кроме того, должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации.

Здесь важно заметить, что с одной стороны перечень и категории должностей напрямую обусловлены задачами и функциями, определенными для конкретного государственного органа. Так, например, в связи с передачей органам внутренних дел функций по осуществлению контроля в сфере миграционной политики, в системе МВД России были сформированы соответствующие подразделения, предусматривающие в своей структуре различные вновь вводимые должности государственной службы.[7]

Перечень
должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 2017 г., 2 ноября 2018 г., 11 декабря 2019 г., 2 сентября 2020 г.

ГАРАНТ:

См. справку о перечнях должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности, замещаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации

1. Должности всех наименований аппарата Министра внутренних дел Российской Федерации* и аппаратов заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 17 октября 2020 г. - Приказ МВД России от 2 сентября 2020 г. N 606

2. Начальники (командиры), заместители начальников (командиров) структурных подразделений** в составе подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением должностей младшего начальствующего состава)***.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

3. Помощники (всех наименований) руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, строевых подразделений полиции территориальных органов МВД России, органов предварительного следствия, образовательных организаций системы МВД России.

4. Следователи всех наименований.

5. Дознаватели всех наименований.

6. Оперуполномоченные всех наименований.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 6.1 с 7 февраля 2020 г. - Приказ МВД России от 11 декабря 2019 г. N 925

6.1 . Инспекторы по розыску всех наименований.

7. Участковые уполномоченные полиции всех наименований.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 7.1 с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

7.1. Инспекторы всех наименований подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе подразделений для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Информация об изменениях:

Пункт 7.2 изменен с 7 февраля 2020 г. - Приказ МВД России от 11 декабря 2019 г. N 925

7.2. Должности среднего и старшего начальствующего состава всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции.

8. Должности всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление полномочий по защите интересов органов внутренних дел в судах и (или) по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок цен на товары, работы, услуги для обеспечения нужд МВД России, а также проектов соответствующих договоров, соглашений, государственных контрактов.

9. Эксперты всех наименований:

федерального государственного казенного учреждения "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации";

территориальных органов МВД России.

10. Главные инспекторы территориальных органов МВД России.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

11. Должности всех наименований подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.

12. Утратил силу с 9 декабря 2018 г. - Приказ МВД России от 2 ноября 2018 г. N 736

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

13. Должности всех наименований подразделений по организации применения административного законодательства и подразделений по исполнению административного законодательства.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 13.1 с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

13.1. Должности всех наименований подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел территориальных органов МВД России, в том числе дежурных частей.

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

14. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает подготовку заключений о профессиональной психологической пригодности, решений о приеме на службу в органы внутренних дел и переводе сотрудника на другую должность в органах внутренних дел, присвоении специальных званий, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, профессиональной служебной и физической подготовки кадровых подразделений.

Информация об изменениях:

Пункт 15 изменен с 17 октября 2020 г. - Приказ МВД России от 2 сентября 2020 г. N 606

15. Представители МВД России за рубежом, заместители представителей МВД России за рубежом.

16. Ревизоры всех наименований, главные эксперты-специалисты, аудиторы всех наименований:

Контрольно-ревизионного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;

контрольно-ревизионных управлений (отделов, отделений, групп) территориальных органов МВД России.

17. Эксперты-ревизоры, специалисты-ревизоры всех наименований:

Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России.

18. Главные бухгалтеры, заместители главных бухгалтеров.

19. Должности всех наименований Управления представителей заказчика Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации.

20. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает осуществление полномочий органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МВД России.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 20.1 с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

20.1. Должности всех наименований, выполнение обязанностей по которым предусматривает осуществление функций по формированию государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа и (или) приемке (сопровождению) работ по государственным контрактам.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 20.2 с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

20.2. Должности всех наименований Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает оказание государственных услуг.

21. Утратил силу с 17 октября 2020 г. - Приказ МВД России от 2 сентября 2020 г. N 606

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 22 изменен с 17 октября 2020 г. - Приказ МВД России от 2 сентября 2020 г. N 606

22. Должности всех наименований подразделений по вопросам миграции (за исключением должностей, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций делопроизводства и режима).

23. Утратил силу с 23 января 2018 г.- Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945.

Информация об изменениях:

24. Утратил силу с 23 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945.

Информация об изменениях:

II. Должности, замещаемые федеральными государственными гражданскими служащими

25. Должности федеральной государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" всех групп должностей в центральном аппарате МВД России и территориальных органах МВД России.

Информация об изменениях:

Перечень дополнен пунктом 25.1 с 17 октября 2020 г. - Приказ МВД России от 2 сентября 2020 г. N 606

25.1 Должности федеральной государственной гражданской службы категории "специалисты" главной и ведущей групп должностей из числа должностей начальников (руководителей), заместителей начальников (руководителей) структурных подразделений в составе подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России.

Информация об изменениях:

Пункт 26 изменен с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

26. Должности федеральной государственной гражданской службы категории "специалисты" всех групп должностей, выполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций по контролю за оборотом наркотиков.

Информация об изменениях:

Пункт 27 изменен с 26 января 2018 г. - Приказ МВД России от 20 декабря 2017 г. N 945

27. Должности федеральной государственной гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей, выполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

осуществление полномочий по защите интересов органов внутренних дел в судах и (или) по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок цен на товары, работы, услуги для обеспечения нужд МВД России, а также проектов соответствующих договоров, соглашений, государственных контрактов;

подготовку заключений о профессиональной психологической пригодности, решений о приеме на службу в органы внутренних дел и переводе сотрудника на другую должность в органах внутренних дел, присвоении специальных званий, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, профессиональной служебной и физической подготовки кадровых подразделений;

осуществление полномочий органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МВД России;

осуществление функций по формированию государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа и (или) приемке (сопровождению) работ по государственным контрактам.

28. Утратил силу с 17 октября 2020 г. - Приказ МВД России от 2 сентября 2020 г. N 606

10 самых востребованных профессий по правоохранительной деятельности.

Автоматизировать выполнение функций в сфере правоохранительной деятельности крайне трудно. Открытых вакансий хватает не только в городах-миллионниках, но и в населенных пунктах поменьше. Словом, хороший специалист без работы не останется.

10 самых востребованных профессий: на кого лучше учиться?

Адвокат

У специалистов этого профиля большие перспективы. Участие в громких делах, укрепление репутации, постоянная работа над имиджем и узнаваемостью помогают адвокатам добиться популярности и высоких заработков — в среднем до 120-200 тыс. р.

С другой стороны, конкуренция в этой сфере высока, немногим удается выбиться в лидеры.

Работа адвоката конфликтна — в резонансных делах многие граждане выступают против человека, который защищает преступника. Важно не только суметь противостоять стрессу, но и защитить от него свою семью.

Стоимость одного дня работы адвоката **

По особо тяжким делам

(ч. 3ст. 31УПК)

Работа в обычный день

Работа в праздничный или выходной день.

По объемным делам

Работа в обычный день

Работа в праздничный или выходной день.

По «выездным делам» и делам в отношении несовершеннолетних

Работа в обычный день

Работа в праздничный или выходной день.

По другим делам, или если адвоката вызвали, но он не работал

Работа в обычный день

Работа в праздничный или выходной день.


** По данным Министерства юстиции Российской Федерации.

Эксперт-криминалист

Специалист этого профиля занимается сбором и анализом улик на местах преступлений. Работа ответственная и важная: часто от действий криминалиста зависит раскрытие преступления.

Средняя зарплата по России — 40-60 тыс. р., в Москве — 70-100 тыс. р.

Судья

Судья анализирует все детали дела и принимает окончательное решение — признать ли человека виновным (и, если да, по каким пунктам обвинения), какое наказание ему назначить.

Плюсы работы — высокий заработок и отличные возможности для карьерного роста. Минусы — работа связана с конфликтами и стрессами, при этом цена судебной ошибки очень высока.

Для полицейского основными видами правоохранительной деятельности являются борьба с преступностью, охрана общественного порядка, чести, достоинства, здоровья и жизни граждан, защита законных интересов людей.

Заработная плата

45 000 – 50 000 р.

Москва и область

45 000 – 54 000 р.

Санкт-Петербург и область

    ненормированный график. На работу могут вызвать и ночью, и, а в праздничные дни.
  • Желательно быть в хорошей физической форме, иначе нести службу будет трудно.
  • Отпуск будет длинным — 55 календарных дней плюс дополнительный отдых от 5 до 15 суток в зависимости от выслуги лет.
  • При переезде на новое место службы можно рассчитывать на подъемное пособие и погашение части расходов за счет государства.

Выйти на пенсию можно, прослужив в полиции 20 лет.

Получите среднее профессиональное образование дистанционно*

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Следователь

Следователь проводит предварительное расследование уголовных дел, а также открывает их. У него широкий круг полномочий: специалист вправе принять дело, чтобы заниматься им лично, подключить к расследованию разные госорганы, поручить часть заданий нижестоящим сотрудникам, принимать любые законные меры для раскрытия преступлений и пр.

Следователи специализируются на тяжких и особо тяжких преступлениях. Отсюда особенности работы — высокий уровень стресса и большая ответственность.

Интересный вариант развития карьеры — работа частным детективом.

Дознаватель

Дознаватели работают с делами легкой и средней тяжести — мелкими уголовными преступлениями и административными правонарушениями. Круг полномочий у них гораздо уже, чем у следователей: в частности, дознаватель не вправе выносить обвинительное заключение. Но и уровень стресса у дознавателя существенно ниже.

Нотариус

Нотариус заверяет документы, хранит их, проверяет их подлинность и пр.

Плюсы работы — стабильный заработок, высокий престиж профессии, ее важность — нотариус может уберечь людей от мошеннических сделок, защитить их деньги и имущество. Минусы — жесткий контроль со стороны нотариальной палаты, высокий уровень ответственности.

Заработок нотариуса зависит от стажа, объема работы, региона и пр. Он варьируется в среднем от 20-25 тыс. до 70-100 тыс. рублей.

Участковый

Целью правоохранительной деятельности является обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на вверенной сотруднику территории. Участковый чаще ведет разъяснительные работы, чем разбирается с совершенными преступлениями.

  • Большая ответственность, ненормированный график.
  • Работа спокойнее и безопаснее, чем у многих других сотрудников полиции (в частности, у ППС). Рисков существенно меньше.
  • Приходится много общаться с жильцами на вверенной территории, стараться найти общий язык с каждым.

Средняя зарплата участкового в Москве — 50-65 тыс. р., в крупных городах России — 43-48 тыс. р.

Осуществлять административный надзор (наблюдение за некоторыми категориями осужденных, отбывших наказание за тяжкие преступления)

Контролировать соблюдение паспортного режима

Проверять условия хранения оружия самообороны в квартире

Дважды в год делать полный поквартирный обход

Проводить профилактические беседы, в том числе с алкозависимыми, наркозависимыми, дебоширами и т.д.

Контролировать работу находящихся на участке баров, кафе, дискотек

Три раза в неделю проводить приемы по личным вопросам граждан

Вести предварительное расследование


Судебный пристав

Специалист этого профиля:

  • поддерживает порядок в зале суда и обеспечивает безопасность присутствующих на заседании;
  • доставляет материалы по судебным делам;
  • добивается привода на заседания лиц, которые пытаются уклониться от судебного разбирательства;
  • работает с должниками: объявляет их в розыск, арестовывает их имущество, передает его на хранение и пр.

Чаще всего работа судебным приставом — лишь первая ступень в карьере.

Прокурор

  • У прокуроров есть негласное преимущество при отборе лиц на судейскую должность. Добиться карьерного роста легче, чем на многих других должностях в сфере правоохранительной деятельности.
  • Можно рассчитывать на служебное жилье.
  • Работа конфликтная. Угрозы могут поступать от преступников, которых благодаря прокурору посадили в тюрьму, от их родственников и друзей.

Оклад у прокуроров небольшой (в среднем около 20-40 тыс. р. в зависимости от региона), зато есть дополнительные денежные поощрения, размер которых может достигать 175 % от оклада.

Получите среднее профессиональное образование дистанционно*

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Где можно выучиться на специалиста в сфере правоохранительной деятельности?

Кем можно работать и где пройти обучение по правоохранительной деятельности?

Первый вариант — вуз. Для поступления нужно сдать 3 экзамена: русский язык, математику и предмет по выбору вуза (обычно это обществознание, иностранный язык, информатика или история). Обучение на очном отделении длится от 4 до 6 лет, на заочном - до 7 лет.

Второй вариант — колледж. Важно: решение большинства задач правоохранительной деятельности доверяют только людям с полным средним образованием. Это значит, что поступать в колледж лучше после окончания 11 класса.

Учиться в колледже можно как на очном отделении, так и заочно или дистанционно*. Последний вариант особенно удобен для жителей небольших населенных пунктов, а также для тех, кто планирует сочетать учебу с работой. Если вас заинтересовал этот вариант, ознакомьтесь с дистанционной* программой обучения в сфере правоохранительной деятельности в АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж».

Кем можно работать после колледжа с образованием в сфере правоохранительной деятельности? Участковым, оперуполномоченным, частным детективом, ассистентом адвоката или юриста, помощником нотариуса. Также вы сможете консультировать клиентов в частном порядке.

Почему стоит пройти обучение в АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»?

  • Вам не придется приезжать в учебное заведение. Поступление, обучение, защита диплома — все этапы проходят в онлайн-формате.
  • После окончания обучения вы сможете поступить в вуз с перезачетом дисциплин или сразу устроиться на работу, в том числе в государственное учреждение. Диплом государственного образца, который вы получите, подтвердит вашу квалификацию.
  • Не нужно дожидаться 1 сентября — у нас гибкие сроки приема на обучение.
  • Нет вступительных экзаменов, сдавать ЕГЭ не нужно.
  • В дополнение к основной программе вы сможете бесплатно пройти программу профессиональной переподготовки по специальности «Правоохранительная деятельность».

Приходите учиться к нам!

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Военная и правоохранительная служба — это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков.

Наиболее важные из них:

  1. ее содержание — обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;
  2. свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;
  3. наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;
  4. наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
  5. проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;
  6. более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;
  7. повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде случаев — с 20 лет;
  8. особые правила привлечения к юридической ответственности.

Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут проходить службу и не занимая должностей в государственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования; нахождения за штатом во время организационно-штатных мероприятий; прикомандирования к органам государственной власти.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель — защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Значительная часть военнослужащих создает условия для выполнения главной задачи военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных служащих служит не в органах государственной власти, а в воинских частях (формированиях). Значительное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и др.).

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной и иных служб МЧС России; органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т.д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

Читайте также: