Выпишите названия профессий которые могут быть использованы для работы

Опубликовано: 02.10.2024

Простым трудом можно назвать такой труд человека, который не требует особых знаний, навыков и умений. При его выполнении человек совершает механические действия. По-другому простой труд называется малоквалифицированным.

Сложный, или высококвалифицированный труд – это такой труд, для совершения которого необходимо обладать особыми знаниями и практическими навыками.

Оценкой человеческого труда является заработная плата – денежная компенсация потраченного времени и усилий.

Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда?

Каждый ли может стать профессионалом своего дела?

Для получения достойной работы человек должен обладать профессиональными теоретическими и практическими знаниями. Ему нужно пройти обучение, чтобы приобрести необходимые для освоения профессии навыки, которые покажут уровень квалификации работника. В любой сфере деятельности работники должны постоянно совершенствовать свои умения, то есть повышать квалификацию.

Основным признаком качественного труда является достойный результат – хорошо выполненная работа. Далеко не каждый человек сможет стать профессионалом своего дела. Ему нужно любить то, что он делает, накапливать опыт и совершенствоваться в выбранной профессии.

Страница 74

Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.

Мне известны имена таких мастеров:

Михаил Калашников – известный российский мастер. Его главным изобретением стал автомат Калашникова – АК-47.

Билл Гейтс является создателем популярных компьютерных программ. Его знания и умения позволили улучшить и упростить жизнь людей.

Гордон Рамзи – всемирно известный повар. Он имеет высокий уровень квалификации и готовит уникальные блюда по особым технологиям.

Страница 75

Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физической труд переплетаются друг с другом.

Примеры ручного труда, требующие высокой квалификации:

  • ювелир;
  • автомеханик;
  • химик;
  • резчик по дереву;
  • швея;
  • массажист.

Примеры специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются:

  • архитектор;
  • строитель;
  • сантехник;
  • электрик;
  • слесарь.

Страница 79

По каким признакам можно судить о том, что на каждой картине перед нами мастер своего дела? Внимательно посмотри на лица и руки героев, изображенных живописцами. Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники? Чем сюжеты картин В. А. Тропинина отличаются от сюжетов А.А. Пластова? Что в них общего?

Охарактеризуйте мастерство художников, воплотивших в своих произведениях любовь и уважение к красоте труда.

На картинах я наблюдаю людей, которые занимаются трудом. На их лицах нельзя заметить отрицательных эмоций, а это значит, что они любят свое дело. Людей, которые выполняют работу на совесть и получают удовольствие в процессе, можно назвать мастерами своего дела.

Художники смогли запечатлеть разные качества мастеров. На первых двух картинах можно наблюдать девушек, которые занимаются рукоделием. Их труд требует аккуратности, кропотливости и усидчивости. Всеми этими качествами обладают изображенные мастерицы. На работах Пластова изображены группы людей. Их труд требует физической силы и выносливости. Люди на третьей и четвертой картинах, на мой взгляд, трудолюбивы и обладают крепкой силой воли.

Сюжеты Тропинина и сюжеты Пластова отличаются тем, что на первых работах изображен индивидуальный труд, то есть труд одного человека, а на последующих двух – коллективный труд. Общее в картинках заключается в том, что на каждой из них изображены трудящиеся люди и мастера своего дела.

Я могу высоко оценить мастерство художников. Каждый из них постарался детально изобразить трудящихся людей. С помощью кистей и красок им удалось передать атмосферу и эмоции представленных сюжетов.

Страница 81

Задание 1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».

Квалификация – это совокупность особых знаний, навыков и умений, полученных человеком в ходе теоретического обучения и практики.

Специалист высокой квалификации – это человек, способный выполнять сложный труд. Он обладает достаточным количеством знаний, большим опытом и постоянно развивается и повышает уровень своей квалификации.

Задание 2. Из чего складывается мастерство работника?

Мастерство работника складывается из его теоретических знаний и практических умений. В некоторых случаях важную роль играют креативность и творческий подход. Для того чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно по-настоящему полюбить его.

Задание 3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?

Некоторые изделия имеют гравировку или подпись создателя. Это означает, что работа была выполнена конкретным автором, то есть он имеет на нее авторские права.

Задание 4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.

Заработная плата – эта деньги, выплаченные человеку за проделанную работу. Размер зарплаты определяется:

  1. Количеством и качеством труда. От того, сколько изделий изготовил человек и насколько они качественно выполнены, зависит его доход.
  2. Условиями труда. Человек, который работает в более тяжелых условиях, например, в холодных частях мира, должен получать больше, чем тот, кто работает в более комфортных климатических условиях.
  3. Степенью риска. Многие профессии подразумевают то, что работник будет постоянно подвергаться риску на рабочем месте. Например, полицейские, пожарные и спасатели ежедневно рискуют своей жизнью ради здоровья других и поддержания общественного порядка. Поэтому их заработная плата учитывает данное условие.
  4. Сложностью труда и уровнем квалификации. От того, насколько сложно выполнять задания на работе, зависит заработная плата. Допустим, дворнику требуется подмести в парке. Это задание не требует наличия особых навыков, то есть высокого уровня квалификации. В это же время программист получает сложное техническое задание, которое требует от него специальных знаний и соответствующего образования, а значит и более высокого уровня квалификации. От уровня квалификации зависит, сколько человек получит за свою работу. В данном случае труд дворника будет оцениваться дешевле, чем работа программиста.
  5. Социальной значимостью труда. Со стороны государства могут быть поощрения и доплаты за тот труд, который приносит пользу обществу.
  6. Уникальностью труда. Оригинальность и креативность людей ценится во всех сферах жизни. С помощью иного мышления и развитой фантазии можно увеличить свой доход. Примером в данном случае служат актеры, художники и музыканты.

Задание 5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?

Одни люди более успешны, чем другие в поиске работы из-за нескольких причин. Во-первых, их уровень квалификации выше. Они обладают теоретическими знаниями, практическими навыками и опытом работы, поэтому значительнее ценятся на рынке труда. Во-вторых, многое зависит от желания. Тот, кто стремится найти работу, сможет это делать только в том случае, если проявит интерес и сильное желание занять какую-либо должность.

В классе и дома

Задание 1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.

В качестве примера двух видов труда можно привести труд уборщика и педагога. В таком случае малоквалифицированным будет работа уборщика. Ему не требуется обучаться в высшем учебном заведении, получать специального образования и осваивать сложные навыки. В то время работа учителя является высококвалифицированной. Ему нужно для начала успешно окончить педагогический институт, набраться опыта и постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Задание 2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?

Людей может толкать переучиваться и менять работу востребованность профессии. В современном мире широкое развитие получили технологии. Вместе с ними открылось множество новых профессий. Так как наше общество постоянно развивается, то одни специальности становятся менее популярными, а другие, наоборот, набирают обороты. В связи с эти люди вынуждены покидать свои рабочие места и обучаться чему-то новому, осваивая новую профессию.

Страница 82

Задание 3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди».

Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?

Затраты предприятия на организацию выставки могут быть оправданы тем, что после ее проведения воодушевленные посетители захотят придти на работу в эту компанию. Благодаря этому появится больше кандидатов на рабочие места, из которых можно будет выбрать наиболее перспективные варианты. Эти люди станут работать на пользу компании и приносить ей больший доход.

С помощью организованной выставки люди смогут осознать важность и сложность профессии нефтяников. Большая часть людей знает, какую роль играет нефть в энергетике и экономике страны, но не всем известно, как сложно дается ее добыча.

Задание 4. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.

В этом вопросе ты можешь написать историю профессии, которая передается в твоей семье от одного члена семьи к другому. Примером станет история о семье педагогов.

В нашей семье из поколения в поколение передается профессия педагогов. Оба моих родителя занимают должности учителей в нашей школе. Папа учит химии старшеклассников, а мама обучает учеников начальной школы чтению, письму и математике. Первыми, кто решился передавать знания детям, были родители моей мамы. Они оба в сельской школе учили маленьких детишек грамоте и арифметике.

Моя мама всегда интересовалась работой своих родителей и мечтала по их примеру работать в школе. После того, как она окончила обучение в школе, она отправилась поступать в педагогический институт, в котором когда-то учились ее родители. Там она познакомилась с моим папой. Его родители не работают учителями в школе, но связаны с профессией педагога. Бабушка воспитывает детей в детском саду, а дедушка читает лекции для студентов высших учебных заведений.

Мои родители работают учителями уже больше 10 лет. Им нравится общаться с детьми, постоянно узнавать что-то новое и передавать знания подрастающему поколению. Я не задумывался(лась) о том, чтобы стать учителем, но, возможно, в моей жизни что-то поменяется, и я продолжу дело своей семьи.

Задание 5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?

Мои родители получили высшее образование. Мой папа работает программистом, а мама лечит людей. Папа изначально учился на юриста, но затем выяснилось, что многие поступают на эту профессию, поэтому на рынке труда возникает большая конкуренция. Тогда папа принял решение, что ему стоит лучше разобраться с тем, что сейчас наиболее востребовано, поэтому он выбрал профессию программиста.

Задание 6. Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем? Что для этого потребуется?

Я бы хотел(а) выбрать ту профессию, которая принесет пользу обществу. Например, работать полицейским, доктором или пожарным. Для этого мне потребуется отучиться в школе, а затем поступить в специализированное учебное заведение.

Там я смогу получить теоретические знания и освоить практические навыки. Кроме того мне потребуется постоянно совершенствоваться и улучшать свои личные качества. Для такой работы мне нужно обладать смелостью, мужеством, сильным характером, выносливостью и коммуникабельностью.

Задание 7. Узнай, кто из выпускников школы прошлых лет работает в интересующей тебя области. Расспроси, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются.

Выясни подробности об их специальности (какой объем знаний требуется; в каких учебных заведениях можно получить подготовку; каковы перспективы роста людей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную специальность).

Я узнал(а), что из выпускников школы прошлых лет в интересующей меня области работает несколько человек. Кто-то из них занимает должность полицейского, кто-то спасает жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации, а кто-то лечит животных.

На выбор их жизненного пути могло повлиять несколько факторов. Эта могла быть какая-то история из жизни, которая вдохновила их на выбор такой профессии. Например, у человека домашнее животное могло заболеть. Он понимал, что не может помочь ему в данной ситуации, потому что не обладает нужными знаниями. После этого человек мог решить, что хочет стать ветеринаром и помогать всем больным животным. Другой причиной мог стать тот факт, что родители или другие родственники человека работают в данной сфере. Например, в семье врачей велика вероятность, что ребенок будет работать доктором.

Избранная профессия может привлечь хорошим коллективом, высокой заработной платой, удобным графиком работы или тем, что приносит пользу обществу.

Любому работнику приходится сталкиваться с профессиональными трудностями. Они могут быть выражены в загруженности графика работы, в невозможности наладить отношения с коллегами, в сложности освоения материала, в сильной физической или умственной нагрузкой.

Для получения профессии спасателя потребуется обладать большим объемом знаний. Обучится навыкам полицейского, пожарного или доктора можно в высших учебных заведениях, например, в медицинском институте.

Данные профессии всегда будут перспективны, потому что с людьми часто случаются несчастные случаи. Людям, выбирающим данную специальность, нужно быть смелыми, мужественными, выносливыми, коммуникабельными и образованными.

- Аккумуляторщик;
- Аппаратчик воздухоразделения;
- Аппаратчик очистки сточных вод;
- Аппаратчик химводоочистки;
- Бункеровщик;
- Варщик смолки;
- Водитель погрузчика;
- Газовщик;
- Газогенераторщик;
- Газоспасатель;
- Генераторщик ацетиленовой установки;
- Гидрометрист;
- Дезактиваторщик;
- Дефектоскопист по газовому и жидкостному контролю;
- Дефектоскопист по магнитному контролю;
- Дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю;
- Дефектоскопист по ультразвуковому контролю;
- Дефектоскопист рентгено-, гаммаграфирования;
- Дозиметрист;
- Зарядчик огнетушителей;
- Зарядчик противогазовых коробок;
- Зарядчик холодильных аппаратов;
- Изготовитель трафаретов, шкал и плат;
- Испытатель баллонов;
- Клеевар;
- Консервировщик оборудования и металлоизделий;
- Котлочист;
- Кочегар технологических печей;
- Лаборант-кристаллооптик;
- Лаборант лаборатории искусственного старения стеклоизделий;
- Лаборант-металлограф;
- Лаборант-микробиолог;
- Лаборант минералогического анализа;
- Лаборант по анализу газов и пыли;
- Лаборант по анализу газов в металлах;
- Лаборант по анализу люминофоров;
- Лаборант по анализу формовочных и шихтовых смесей;
- Лаборант-полярографист;
- Лаборант по ультразвуковой технике;
- Лаборант по физико-механическим испытаниям;
- Лаборант по электроизоляционным материалам;
- Лаборант пробирного анализа;
- Лаборант-радиометрист;
- Лаборант рентгеноспектрального анализа;
- Лаборант-рентгеноструктурщик;
- Лаборант-сенситометрист;
- Лаборант спектрального анализа;
- Лаборант химико-бактериологического анализа;
- Лаборант химического анализа;
- Лаборант-электроакустик;
- Лаборант электромеханических испытаний и измерений;
- Лебедчик;
- Маляр;
- Машинист автомобилеразгрузчика;
- Машинист вагоноопрокидывателя;
- Водитель вездехода;
- Машинист вентиляционной и аспирационной установок;
- Машинист воздухоразделительных установок;
- Машинист газогенераторной станции;
- Машинист газодувных машин;
- Машинист двигателей внутреннего сгорания;
- Машинист компрессорных установок;
- Машинист (кочегар) котельной;
- Машинист крана (крановщик);
- Машинист моечных машин;
- Машинист насосных установок;
- Машинист паровой машины и локомобиля;
- Машинист перегружателей;
- Машинист расфасовочно-упаковочных машин;
- Машинист скрепера (скреперист);
- Машинист холодильных установок;
- Машинист штабелеформирующей машины;
- Машинист эксгаустера;
- Моторист механической лопаты;
- Моторист электродвигателей;
- Наполнитель баллонов;
- Нейтрализаторщик цианистых растворов;
- Обойщик;
- Оператор акустических испытаний;
- Оператор заправочных станций;
- Оператор котельной;
- Оператор механизированных и автоматизированных складов;
- Оператор осциллографирования и тензометрирования;
- Оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих установок;
- Оператор теплового пункта;
- Охранник;
- Переработчик радиоактивных отходов;
- Пирометрист;
- Подсобный рабочий;
- Приемщик баллонов;
- Пробоотборщик;
- Промышленный альпинист;
- Пропитчик по огнезащитной пропитке;
- Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий;
- Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры;
- Радиомонтер приемных телевизионных антенн;
- Распределитель работ;
- Регенераторщик отработанного масла;
- Ремонтировщик респираторов и противогазов;
- Сливщик-разливщик;
- Смазчик;
- Стропальщик;
- Такелажник;
- Тракторист;
- Транспортерщик;
- Транспортировщик;
- Укладчик-упаковщик;
- Форсунщик;
- Чистильщик;
- Штемпелевщик этикеток;
- Электромеханик по лифтам;
- Электромонтер диспетчерского оборудования и телеавтоматики;
- Электромонтер по обслуживанию электрооборудования;
- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
- Электромонтер по ремонту электрооборудования;
- Эмульсовар

Feat.SkillLabor

Вашему вниманию предлагается полный список профессий, который разделен по отраслям.

Экономические профессии

Медицинские профессии

Профессии науки

Профессии информатики и связи

  • Администратор базы данных
  • Веб-интегратор
  • Веб-мастер
  • Монтажник связи
  • Оператор ПК
  • Программист
  • Кодер
  • Веб-программист
  • Радист
  • Робототехник
  • Системный администратор
  • Телеграфист
  • Телефонист
  • Тестировщик

Медиа

  • Блоггер
  • Диктор
  • Контент-менеджер
  • Копирайтер
  • Машинистка
  • Переводчик
  • Тележурналист

Технические профессии

  • Автослесарь
  • Автоэлектрик
  • Аккумуляторщик
  • Бондарь
  • Бульдозерист
  • Горняк
  • Грейдерист
  • Дизайнер-конструктор
  • Драпировщик
  • Заточник
  • Землекоп
  • Инженер
  • Инженер-акустик
  • Инженер-взрывотехник
  • Инженер-гальваник
  • Инженер-гидравлик
  • Инженер КИПиА
  • Инженер-конструктор
  • Инженер-механик
  • Инженер по Технике Безопасности
  • Инженер-системотехник
  • Инженер-строитель
  • Инженер-технолог
  • Инженер-физик
  • Инженер-электрик
  • Инженер-энергетик
  • Кабельщик
  • Каменотёс
  • Крановщик
  • Кровельщик
  • Кромкозакатчик
  • Кузнец
  • Лекальщик
  • Литейщик
  • Маляр
  • Маркшейдер
  • Машинист
  • Медник
  • Металлург
  • Механик
  • Монтажник
  • Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
  • Моторист
  • Печник
  • Плиточник
  • Плотник
  • Промышленный альпинист
  • Проходчик
  • Радиомеханик
  • Распиловщик
  • Расточник
  • Рихтовщик
  • Сантехник
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Скорняк
  • Сталевар
  • Столяр
  • Столяр-краснодеревщик
  • Строитель
  • Техник
  • Технолог
  • Токарь
  • Токарь-карусельщик
  • Формовщик
  • Фрезеровщик
  • Холодильщик
  • Шахтёр
  • Швея
  • Шлифовщик
  • Шорник
  • Штукатур
  • Электрик

Профессии в химической промышленности

  • Инженер-лаборант
  • Инженер-химик
  • Химик-аналитик
  • Химик-технолог
  • Химик-контролер

Профессии издательского дела

  • Верстальщик
  • Выпускающий редактор
  • Издатель
  • Корректор
  • Метранпаж (устар)
  • Переплётчик
  • Печатник (профессия)
  • Редактор (профессия)
  • Типограф (профессия)
  • Фальцовщик

Транспортные профессии

  • Водитель
  • Диспетчер
  • Кондуктор
  • Машинист локомотива
  • Моторист
  • Проводник (железнодорожный служащий)
  • Слесарь-механик
  • Стрелочник (профессия)
  • Таксист
  • Экспедитор на дальних поездках

Авиационные и морские профессии

  • Авиадиспетчер
  • Авиатехник
  • Бортмеханик
  • Бортинженер
  • Воздухоплаватель
  • Донкерман
  • Капитан судна
  • Кок
  • Космонавт
  • Лётчик
  • Бортпроводник/стюард
  • Лоцман
  • Тальман
  • Шкипер

Творческие профессии

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Вокалист
  • Визажист
  • Геймдизайнер
  • Гитарист
  • Гример
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Декоратор
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Изобретатель
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Инженер
  • Композитор
  • Кондитер
  • Мастер маникюра
  • Мастер педикюра
  • Манекенщица
  • Модель
  • Модельер
  • Музыкант
  • Парикмахер
  • Парфюмер
  • Писатель
  • Поэт
  • Повар
  • Программист
  • Режиссёр
  • Реставратор
  • Скульптор
  • Стилист
  • Танцор
  • Татуировщик
  • Флорист
  • Фотограф
  • Фотомодель
  • Хореограф
  • Художник
  • Ювелир
  • Художник по свету

Профессии кинематографа

  • Дизайнер рекламы
  • Каскадёр
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Оператор кино и телевидения
  • Постановщик трюков
  • Продюсер
  • Сценарист
  • Критик

Экономическое творчество

  • Предприниматель (прикладывает рабочую потенцию работника)
  • Задумщик

Профессии сервиса (обслуживания)

  • Бармен
  • Библиотекарь
  • Витолье
  • Горничная
  • Грузчик
  • Доула (профессия)
  • Кладовщик
  • Кнопочник (заклёпочник, мастер-специалист по замене и установке швейной и кожгалантерейной металлофурнитуры)
  • Крупье
  • Лифтёр
  • Мастер маникюра
  • Менеджер
  • Мерчандайзер
  • Метрдотель
  • Няня
  • Оператор коллцентра
  • Официант
  • Парикмахер
  • Портной
  • Портье
  • Почтальон
  • Продавец
  • Сиделка
  • Сапожник
  • Сомелье
  • Телемастер
  • Торседор
  • Упаковщик
  • Флорист (дизайнер)
  • Швейцар

Уборочные профессии

  • Дворник
  • Клинер
  • Мусоропроводчик
  • Мусорщик (профессия)
  • Садовник
  • Уборщик

Педагогические профессии

  • Воспитатель
  • Декан
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Педагог
  • Преподаватель
  • Проректор
  • Психолог
  • Ректор
  • Сурдопедагог
  • Тифлопедагог
  • Учитель

Продовольственные профессии

  • Булочник
  • Квасник
  • Кондитер
  • Мельник
  • Месильщик
  • Пекарь
  • Повар
  • Сыровар
  • Хлебопёк

Работники сельского хозяйства

  • Агроном
  • Бахчевод
  • Агроном-почвовед
  • Агроном по защите растений
  • Ветеринар
  • Виноградарь
  • Доярка
  • Животновод
  • Жиловщик/Обвальщик
  • Зоотехник
  • Коневод
  • Комбайнер
  • Инженер-лесотехник
  • Инженер по механизации
  • Механизатор
  • Мелиоратор
  • Мясник
  • Оператор машинного доения
  • Овчар
  • Пастух
  • Растениевод
  • Садовод
  • Свинопас
  • Скотник
  • Специалист по стрижке овец
  • Табаковод
  • Табунщик
  • Тракторист
  • Пчеловод
  • Фермер
  • Хлебороб
  • Хлопокороб

Юридические, правоохранительные (МЧС, МВД)

  • Адвокат
  • Военнослужащий
  • Государственный исполнитель
  • Детектив (профессия)
  • Дипломат
  • Дознаватель
  • Кинолог
  • Конвоир
  • Министр
  • Нотариус
  • Оперативный работник
  • Полицейский
  • Пожарный
  • Правовед
  • Прокурор
  • Работник органов ЗАГСа
  • Следователь
  • Судебный пристав
  • Судья
  • Телохранитель
  • Тюремный надзиратель
  • Эксперт-криминалист
  • Юрисконсульт
  • Юрист
  • Таможенник

Военные профессии и специальности

Примечание: Приведены как общие понятия так и Военно-учётные специальности (ВУС)

  • Артиллерист
  • Авиационный техник
  • Баталер
  • Борт-инженер
  • Борт-механик
  • Борт-радист
  • Борт-стрелок
  • Военный дознаватель
  • Военный переводчик
  • Военный консультант
  • Военно-полевой хирург
  • Военный полицейский
  • Военный прокурор
  • Военный судья
  • Военный юрист
  • Водолаз
  • Воспитатель
  • Гренадер
  • Горнострелок
  • Гранатомётчик
  • Десантник
  • Диверсант
  • Заряжающий
  • Интендант
  • Зенитчик
  • Кавалерист
  • Канонир
  • Каптенармус
  • Командир
  • Комендант
  • Корректировщик
  • Лётчик
  • Механик-Водитель
  • Маркитант
  • Мотострелок
  • Морской пехотинец
  • Наводчик орудия
  • Начальник военного оркестра
  • Начальник гаупвахты
  • Начальник службы
  • Начальник склада
  • Начальник штаба
  • Огнемётчик
  • Особист
  • Оператор вооружения
  • Оператор РЛС
  • Пограничник
  • Подводник
  • Пулемётчик
  • Разведчик
  • Радист
  • Радиотелефонист
  • Ракетчик
  • Сапёр
  • Связист
  • Секретчик
  • Старшина
  • Стрелок
  • Снайпер
  • Танкист
  • Техник
  • Топограф
  • Тыловик
  • Фельдшер
  • Финансист
  • Фортификатор
  • Фуражир
  • Химик
  • Шифровальщик
  • Штурман

Профессии священно- и церковнослужителей

  • Епископ
  • Священник
  • Диакон
  • Иподиакон
  • Певец (певчий церковного хора)
  • Пономарь (алтарник)
  • Регент
  • Иконописец
  • Сестра милосердия
  • Звонарь
  • Диаконисса

Классификации криминальной среды

Примечание: Приведены как общие понятия, так и жаргонизмы по узким специализациям.

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

Итак, автор выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности. Вот они:

  1. 1.Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2.Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3.Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4.Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5.Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6.Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

    1.Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

Понимаете, о ком речь?

Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Читайте также: