Что такое эвристические профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Повсеместное внедрение вычислительной техники способствовало появлению и развитию широко класса специалистов, занимающихся разработкой, внедрением, адаптацией и сопровождением программного обеспечения. Уровень развития современного программного обеспечения не требует от конечного пользователя наличия специальных знаний для работы, однако обязывает программистов в совершенстве осваивать не только инструментальные системы разработки программного обеспечения, но и быть специалистами в предметных областях.

От профессиональной деятельности программиста сегодня может зависеть работа любой организации, а профессия программиста в нашей стране остается одной из самых престижных и востребованных.

Программист – специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения. Также он занимается устранением неполадок в работе вычислительной техники, наладкой оборудования, обучением пользователей и т.п.

Специалисту в этой области нужно знать языки программирования, уметь создавать веб-страницы, владеть иностранным языком (английским как минимум), и постоянно совершенствовать свои знания. Большинство программистов занимаются разработкой программ для различных целей и задач: коммерческих, государственных, исследовательских, медицинских. Информационные технологии проникли во все сферы нашей жизни, а вместе с ними и программисты.

В работе программиста много творческих моментов. Профессия программиста пока не имеет ограничений в своем развитии. И, поэтому, требует от специалистов постоянной готовности получать новые знания, развиваться.

Преимущества профессии: профессия востребована на рынке труда; является престижной; широкий спектр профессиональных возможностей и интересов; дает богатый выбор рабочих мест; предполагает постоянный профессиональный рост.

Ограничения профессии: интенсивный умственный труд; иногда ненормированный рабочий день; высокая степень ответственности.

Тип и класс профессии

Профессия программиста относится к двум типам «Человек – Знаковая система» и «Человек – Техника», она ориентирована на работу со знаковой, числовой информацией, на работу с техникой.

Профессия программиста относится к классу эвристических, т.к. связана с разработкой и созданием новых объектов.

Содержание деятельности

Деятельность программиста направлена на обеспечение работоспособности программного обеспечения, используемого в организации. Это установка и настройка программного обеспечения на рабочих местах сотрудников организации; обновление баз данных, используемых программным обеспечением; разработка необходимого программного обеспечения и сопровождение уже имеющегося; мониторинг действия лицензионных соглашений, связанных с эксплуатацией программного обеспечения.

  • Разрабатывает технологии решения задач по обработке информации, определяет схемы и алгоритмы обработки данных, выбирает язык программирования для описания составленных алгоритмов;
  • Занимается подготовкой программ к отладке и проведением отладки и корректировки (нахождение и устранение различных ошибок, которые, возможно, содержатся в программе);
  • Изучает информационные технологии, выполняет построение информационной среды;
  • Работает с глобальными сетями;
  • Разрабатывает инструкции по работе с компьютерными программами, оформляет техническую документацию, и т.п.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии программиста необходимы базовые знания по математике, информатике, иностранному языку (английский).

Программист должен знать:

  • языки программирования и программное обеспечение;
  • компьютерную технику, принципы ее внедрения и эксплуатации;
  • вычислительную технику, алгоритмы ее работы, и т.п.

Программист должен уметь:

  • разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций;
  • программировать (владеть различными языками программирования);
  • выполнять оптимизацию программного кода;
  • работать с сетями, базами данных;
  • реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;
  • осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев;
  • выполнять сложную и ответственную работу, и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве программиста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • способность к длительной концентрации внимания;
  • хороший уровень развития памяти (в особенности словеснологической);
  • развитые математические способности;
  • склонность к творческой работе;
  • умение работать самостоятельно;
  • аккуратность, внимательность;
  • эмоциональная устойчивость

Условия труда

Программист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в офисах компаний и организаций, компьютерных фирмах и т.п. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя в работе могут периодически случаться командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами-заказчиками.

Программист достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, хотя может быть ограничен требованиями заказчика и пожеланиями к конечному результату работы. Работа программиста может носить сдельный и удаленный характер, протекая в режиме «фриланса».

Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для программиста:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата (полиартрит, остеохондроз, радикулит и т.п.);
  • нарушения зрения (сильная степень миопии);
  • заболевания нервной системы;
  • психические расстройства;
  • расстройства внимания.

Базовое образование

Профессия программиста требует наличия среднего профессионального либо высшего образования.

Пути получения профессии

Получить профессию программиста в городе Красноярске можно в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнёва» - опорный университет, Красноярский филиал НОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Красноярский институт экономики – филиал ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет», КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий».

Области применения профессии

Программист может работать в таких организациях и сферах, как:

  • вычислительные центры;
  • предприятия и организации различного профиля;
  • компании и фирмы, работающие в области информационных технологий;
  • система банков;
  • научно-исследовательские институты;
  • образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи).

Перспективы карьерного роста

Специализация и освоение смежных областей

Программисты могут специализироваться в применении конкретных языков программирования, платформах и операционных системах. Зачастую профессиональный рост программиста связан с освоением новых приемов и способов программирования, ведением более крупных проектов и т.п.

Также человек с профессией техника-программиста может осваивать смежные специализации, такие как: системный администратор, системный аналитик и т.п.

Управленческий путь развития

В данном случае программист может начать руководить отделом программирования, разработки, возглавить IT – департамент в крупной организации.

Чтение книги

Как человек решает свои проблемы? В большинстве случаев, он выбирает между возможными альтернативами. Если говорить более научным языком, человек использует метод полного ненаправленного перебора возможных альтернатив. Это предполагает огромное количество вариантов исхода событий. Анализ каждого варианта может занять приличное время, а это один из самых дорогих ресурсов. В любой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда необходимо принять решение в условиях ограниченного времени. Именно тогда, на помощь приходит эвристика.

Что такое эвристика?

В разных изданиях можно встретить разные трактовки термина «эвристика», вот, к примеру:

  • «Словарь терминов и понятий по обществознанию» (Лопухов, 2013) – эвристика здесь объясняется, как искусство изобретать, методология находить всё новое, используя при этом фантазийный образ, наводящие вопросы, гипотезы, метод интуитивно-художественного поиска и другое;
  • «Новая философская энциклопедия» (2010) – педагогическая эвристика, как способ обучения через собственный поиск, формирование продуктивно-познавательных качеств мышления. Педагогическая эвристика служит базовой подготовкой для учащихся к реальной деятельности в различных сферах. Эта форма обучения тесно связана с именем философа Сократа, и считается родственной таким приёмам, как «сократическая беседа»;
  • «Словарь практического психолога» (Головин, 1998) – в этом издании эвристика имеет сразу два объяснения. В широком понимании, под этим термином подразумевается наука о творчестве. В более современной трактовке, эвристика представляет симбиоз теоретических и практических методов, касающихся устройства избирательного поиска для решения сложных задач. Эвристика содержит мотивационно-эмоциональные процессы, которые способствуют ограниченному поиску в условиях большого количества вариантов.

Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.

Методы эвристики

Любой метод – это инструмент для получения каких-либо знаний, или решения каких-либо задач. Эвристика сама по себе уже является «оружием» для расширения рамок сознания. В условиях неполноценной информации и четкого плана для решения проблемы, эвристические методы позволяют использовать различные логические приёмы и методики. Симбиоз научных исследований и изобретательного творчества позволяют достичь поставленной цели.

Учитывая тот факт, что эвристика – это молодая наука, она пока лишена многих фундаментальных понятий. К примеру, это проявляется по отношению определения эвристического метода. Однако, несмотря на некоторые «погрешности», существуют методы, которые во многом могут помочь современному человеку выстроить правильный алгоритм действий при решении личных, или профессиональных проблем. Вот самые яркие примеры эвристических методов:

  1. Метод коллективного поиска — это довольно распространённая практика в больших компаниях. Иначе этот метод ещё называют «мозговым штурмом». В чём заключается его особенность? Задача поставлена не перед одним конкретным человеком, например, руководителем, а перед всем коллективом. Каждый сотрудник вносит свою лепту, предлагая своё видение ситуации и вариант решения задачи. Метод коллективного поиска подразумевает сбор всей этой информации, её систематизацию, подробный анализ и отбор лучших предложений;
  2. Метод эвристических вопросов – его иначе можно назвать методом наводящих вопросов по типу кто, что, когда, зачем, почему и так далее. Это помогает упорядочить всю имеющуюся информацию, и отсеять ненужное. Это может помочь увидеть ситуацию под совершенно другим углом;
  3. Метод проб и ошибок – люди не любят ошибаться, это вызывает у них чувства незначимости собственных предположений. Чаще всего такое мышление формируется со школьной скамьи, где возможность допустить ошибку для многих приравнивается к унижению. Метод проб и ошибок позволяет воспринимать каждый промах, как опыт и возможность увидеть исключение из правил;
  4. Метод свободных ассоциаций – здесь подразумевается коллективное решение проблемы, где применяются ассоциации и метафоры. Возникающие в ходе обсуждений нестандартные сравнения и образы могут помочь обнаружить не замеченные ранее грани предмета, или явления;
  5. Метод личной аналогии – при решении проблемы, эмпатический метод позволяет поставить человеку себя на место исследуемого объекта. Это помогает воспринять ситуацию по-другому, с точки зрения именно «наблюдаемого». Один из ярких примеров — это метод следователей «думать, как преступник»;
  6. Метод функционального анализа – здесь подразумевается, что при исследовании в приоритет ставится не суть объекта, или явления, а его функции и их характеристика. Функции могут приносить пользу, наносить вред, или быть нейтральными. Если отбросить в сторону привычные рамки, в которых ранее применялись эти функции, и попытаться найти им новое применение – это может способствовать оригинальным решениям;
  7. Метод синектики – чтобы найти самое оптимальное решение проблемы, в первую очередь, выдвигаются различные предложения (иногда откровенно противоречивые). Далее происходит анализ каждого варианта и выделение самых приемлемых. В основе этого метода так же лежит принцип аналогии;
  8. Метод морфологического анализа – напоминает поиск кода к сейфу. Человеку имеет известные компоненты – цифры, ему необходимо найти неизвестный компонент – последовательность этих цифр. Этот поиск предполагает огромное количество комбинаций, и на то, чтобы найти одну верную, необходимо большое количество времени.

История развития эвристики

Отцом-основателем самой сути эвристики считают Сократа. Он имел особенный подход при обучении своих последователей. Для того, чтобы человек смог познать суть предмета, или явления, великий философ использовал наводящие вопросы. Это позволяло ученику выстроить логическую цепочку, и в правильной последовательности «осознать» суть вещи. Подобные диалоги назывались «сократическими беседами» именно они по мнению многих легли в основу эвристических методов.

Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.

Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.

Заключение

Эвристика – это древнегреческая философия, призванная познавать каждое явление и предмет, которая упакована в современные технологии и термины. Эвристические методы, несмотря на свою «незрелость» во многом способны облегчить жизнь людям разных возрастов и профессий, меняя при этом привычные рамки их мышления.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек – природа» – представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек – техника» – работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек – человек» – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек – знаковая система» – интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек – художественный образ» – в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Человек - знаковая система

Человек - художественный образ

Человек - человек

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. Примеры профессий – водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании – предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям, таким образом, он выделил 6 сфер профессиональных интересов.

  1. «Сфера искусства» – профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» – речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк – производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» – профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» – профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» – профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» – профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
(Источник информации: Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб., 1997)
На страницу "Выбор профессии"
На главную
Главный принцип выбора профессий
Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода.
Всего насчитывается более 6 тысяч названий профессий. В Санкт-Петербурге пользуются спросом около 1 тысячи профессий. Постоянно появляются новые профессии, например: брокер, дилер, мерчандайзер.
Профессии систематизируются по типам и классам.
Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):
"Человек-человек" "Человек-техника" "Человек-знак"
"Человек-художественный образ" "Человек-природа"
В последнее время появился новый тип - шестой - "Человек-бизнес".
Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса:
алгоритмический (исполнительский) и
творческий (эвристический)

Постарайтесь.
при выборе работы, профессии, учебного учреждения учесть
главный принцип выбора профессий

После изучения темы "Классификация профессий" Вы можете проверить самостоятельно уровень ее усвоения: (Tест)


+ с медицинским обслуживанием: врач, медсестра, санитар. (продолжите этот ряд)
+с обучением и воспитанием: учитель, тренер, воспитатель. (продолжите этот ряд)
+с бытовым обслуживанием: продавец, проводник, официант. (продолжите этот ряд)
Востребованность профессий данного типа в Санкт-Петербурге

  • Умение устанавливать и поддерживать контакты общения
  • Умение понимать психофизиологическое состояние людей
  • Умение оказывать влияние на других людей
  • Умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность
  • Наличие речевых способностей
  • Развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня (проверьте свое!)


Связанные


+с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств: монтажник, сварщик, инженер-конструктор. (продолжите этот ряд)
+с эксплуатацией технических средств: водитель, швея. (продолжите этот ряд)
+с ремонтом техники: механик, электромонтер, слесарь-ремонтник. (продолжите этот ряд)
Востребованность профессий данного типа в Санкт-Петербурге

Высокий уровень развития:

  • наглядно-образного мышления (проверьте свое!)
  • пространственных представлений
  • технической осведомленности и сообразительности
  • хороших двигательных навыков, ловкости



+с текстами: корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь. (продолжи этот ряд)
+с цифрами, формулами, таблицами: экономист, бухгалтер, кассир. (продолжи этот ряд)
+с чертежами, картами, схемами: чертежник, штурман. (продолжи этот ряд)
+со звуковыми сигналами: телефонист, радист. (продолжи этот ряд)
Востребованность профессий данного типа в Санкт-Петербурге

Способности

  • к оперированию числами, символами к длительному и устойчивому вниманию к усидчивости
  • Развитие математического (проверьте свое!) и словесно-логического мышления (проверьте свое!)




Связанные

+с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений: художник, журналист, модельер, композитор. (продолжите этот ряд)

+с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, столяр, закройщик, актер, цветовод-декоратор. (продолжите этот ряд)
Востребованность профессий данного типа в Санкт-Петербурге

  • художественный вкус
  • эстетическая чувствительность
  • богатое и яркое воображение
  • образное мышление



Связанные

+с изучением живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик, геолог. (продолжите этот ряд)

+с уходом за растениями и животными: лесовод, овощевод, зоотехник. (продолжите этот ряд)

+с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер. (продолжите этот ряд)
Востребованность профессий данного типа в Санкт-Петербурге

Наличие:

  • наблюдательности
  • способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов
  • прогностических способностей
  • умение менять цели в зависимости от условий
  • выносливости терпеливости к недостатку комфорта в работе

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ)

Профессионалы этого класса сязаны:
-с выполнением решений руководителей
-с работой по заданному образцу
-с соблюдением правил и нормативов, инструкций (алгоритмов)
-со стереотипным (стандартным) решением проблем
Вернуться наверх




+Умение четко выполнять инструкции и указания

+Умение работать по образцу


+Дисциплинированность

Высшего образования в основном не требуется (не обязательно)

Достаточно образования на уровне училища, колледжа, техникума. (среднего профессионального)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) Профессии данного класса связаны
-с анализом
-с исследованиями
-с испытаниями
-с контролем
-с планированием своей деятельности и других людей
-с организацией и управлением
-с конструированием, проектированием
-с разработкой новых образцов
-с нестандартным принятием решений

Врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик.

Дополните самостоятельно список профессий этого класса..

Наличие:

+Íезависимого, оригинального мышления

+Лидерских качеств

+Умения управлять собой и другими


+Организаторских способностей

+Развитие интеллекта выше среднего уровня

Как правило, требуется наличие высшего образования или специальных курсов повышения квалификации

(часто - наличие того и другого вместе и постоянного повышения уровня квалификации)

Читайте также: