Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры как называется профессия людей

Опубликовано: 03.07.2024

Памятники культурного наследия играют в нашей жизни не последнюю роль. Именно посредством них мы можем более глубоко ознакомиться с историей, которую изучаем. Также у нас есть возможность оставить такое наследие нашим потомкам, что поможет им лучше вообразить наше время, культуры и нравы. Но немаловажно знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры.

Охрана памятников культуры

Классификация памятников

Духовная сфера нашего общества включает в себя много граней. Стоит упомянуть некоторые виды:

  • постройки (церкви, замки, усадьбы, монастыри, скульптуры, памятники, особняки);
  • предметы домашней утвари; (фрески, иконы, различные изделия из металлов, ткани, дерева).

Критерии памятника культурного наследия

Признаки для отнесения какого-либо предмета или объекта к памятникам культуры обычно определяются следующими моментами:

  1. Датой создания предмета. Это может быть год постройки или приблизительное определение временного промежутка с помощью специальных инструментов.
  2. Тем, кто автор объекта.
  3. Наличием связи с историческим событием.
  4. Экологической важностью.
  5. Наличием связи с каким-либо общественным деятелем.

Такой деятельностью, как оценка объекта и присуждение ему статуса, занимается общество охраны памятников культуры. И знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры, необходимо каждому.

Важность сохранения культурного наследия

какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры

Стоит детально рассмотреть, почему необходимо защищать памятники культуры от разрушений как естественного (имеется в виду воздействие внешних и внутренних природных факторов, что не зависят от человека), так и искусственного характера (механические повреждения, связанные с человеческой деятельностью). Небрежность или намеренное разрушение памятников привело к потере многих культурных ценностей. О них было узнано только из книг, официальных документов и мифов, которые описывают реальные события, но слегка приукрашенные.

Охрана памятников культуры должна производиться повсеместно и в регулярном режиме. Но часто можно наблюдать, как какие-либо важные памятники канули в забвение, и лишь через несколько столетий специалисты признали, что утраченные предметы были величайшими достижениями того времени.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Охрана культурного наследия стала популярна лишь в восемнадцатом веке. Петр I издал специальный указ, и только тогда начали оберегать значимые культурные памятники. Но в связи с подражанием европейской культуре многие старинные вещи не ценились, то же самое можно сказать и о церквях. Их сносили в большом количестве, например, для расширения города и постройки новых домов. Лишь при Николае I было запрещено разрушение зданий.

После были организованы специальные организации, которые оценивали и охраняли памятники культурного наследия. Но в период гражданской войны и во время атеистических настроений в политике много было уничтожено важных объектов. Некоторые усадьбы и церкви спасло только то, что в них были созданы различные музеи.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры сейчас? В данный момент количество таких организаций просто поражает воображение. Существует много реставрационных мастерских, институтов культурологии, научно-исследовательских институтов реставрации, разнообразные музеи и т.п.

общество охраны памятников культуры

Все эти организации в первую очередь сохраняют, реставрируют и оберегают то, что уже имеется на данный момент. Также такие учреждения постоянно ищут новые, точнее, хорошо забытые или потерянные памятники культурного наследия. В этом им помогают рукописи, официальные документы, фотографии, как личного характера, так и из архивов музеев, личные переписки, рассказы, книги, картины.

Работа по охране исторических и культурных ценностей в Китае началась в 20-х гг. ХХ века. В 1928 году был создан Комитет по хранению древних памятников.

В 1929 году был создан народный учебно-исследовательский орган - Китайская ассоциация архитектуры, которая стала систематически изучать древнекитайскую архитектуру с помощью современных и научных методов.

В настоящее время охраной исторических памятников занимается Государственное управление по делам охраны древних памятников культуры.

США

Основные задачи сохранения национального культурного наследия решаются в США через Министерство внутренних дел.

С августа 1916 года в системе Министерства внутренних дел США действует Служба национальных парков. В ведении Службы находится обширная сеть национальных парков, памятников (монументов) и исторических ландшафтов.

В 1978 г. при Министерстве внутренних дел была образована Служба охраны и восстановления национального наследия. Она призвана "поощрять и способствовать правительственной и частной деятельности по сохранению, развитию, поддержанию, воссозданию и использованию природных и культурных ресурсов на благо живущего и будущих поколений".

В августе 1955 года было образовано Консультативное управление национальных святынь г. Нью-Йорка, которое консультирует министра внутренних дел, а также способствует участию общественности в реабилитации, развитии и сохранении памятников национального значения, находящихся на территории Нью-Йорка или в его окрестностях.

Великобритания

В настоящее время вопросы, связанные с обеспечением сохранности, порядка содержания и использования памятников истории и культуры, находятся в сфере ведения различных государственных органов - Государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, Государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта и частично Государственного секретаря по делам Уэльса.

В соответствии с Законом о национальном наследии 1983 года была образована независимая организация - Комиссия по историческим строениям и памятникам Англии "Английское наследие" (English Heritage). В Комиссию входят от 8 до 17 членов, назначаемых Государственным секретарем на срок до пяти лет. В состав Комиссии не могут входить депутаты парламента. В рамках Комиссии действуют два консультативных комитета: по памятникам старины и по историческим строениям. К целям и задачам Комиссии относятся: обеспечение охраны памятников старины и исторических строений Англии, содействие доступу общественности к охраняемым объектам, увеличение знаний о памятниках истории и исторических строений Англии. Подобная служба была создана при правительстве Уэльса. В Шотландии функции охраны культурного наследия выполняет Министерство развития.

Роль государственного управления объектами культурного наследия не является определяющей, основное значение имеют общественные организации и местные власти. Так, общеизвестен вклад частной собственности и частных вложений в систему наследия Великобритании, управление которыми осуществляет общественная организация - Национальный трест - крупнейший собственник исторических садов и парков, деревень, поместий, участков относительно девственной природы. Согласно действующему законодательству, продажа собственности треста возможна только с разрешения британского парламента, передача трасту частных поместий оставляет право пожизненного проживания в них бывших владельцев (что предотвращает их продажу случайным лицам), а передача земельных угодий предусматривает поддержку исторических форм фермерства.

Вопросами создания национальных парков и иных охраняемых территорий национального значения занимаются Государственный секретарь и специальные комиссии.

Германия

В ФРГ основные управленческие решения по охране наследия принимаются на уровне отдельных земель (субъектов федерации) и магистратов, которые имеют право принимать собственные законы по охране памятников, создавать соответствующие ведомства и определять полномочия различных органов управления в этой сфере.

Защитой и сохранением памятников истории и культуры занимается целая система органов. Высшим земельным органом защиты памятников является Министерство культуры земли. Подчиненными органами защиты памятников, которым передано право надзора за строительством в городах и общинах, являются общинные правления, а в районах земли - районные комитеты.

Деятельность по защите памятников подчиненные органы осуществляют по распоряжению высшего, земельного органа защиты памятников.

Специальным органом защиты памятников является Высшее ведомство земли по охране памятников. Земельное ведомство охраны памятников содействует популяризации сохранения памятников истории и культуры среди общественности. Министр культуры земли образует Консультативный совет по охране памятников. В данный совет входят по одному представителю от каждой специальной области, занимающейся защитой и сохранением памятников.

Франция

Охраной памятников истории и культуры ведают министр по делам культуры, префекты регионов, департаментов и мэры коммун.

В рамках Министерства культуры при Главном управлении архитектуры функционирует постоянная Комиссия по охране памятников культуры и искусства. В ее функции входит: подготовка мер, направленных на сохранение и реставрацию охраняемых памятников, а также поиски новых ценных исторических и культурных памятников, представляющих исторический или художественный интерес и потому подлежащих включению в список охраняемых. Комиссия, состоящая из четырех отраслевых секций, формируется из чиновников министерства и привлеченных специалистов (историков, архитекторов, искусствоведов).

Под председательством министра культуры функционирует Национальная комиссия по всеобщей инвентаризации памятников и художественных богатств. Комиссия готовит заключения и предложения по организации учетных работ и исследований в области материальной культуры. Она рассматривает вопросы, касающиеся общих задач и методологии этих исследований, а также вопросы издания и распространения научной информации.

Кроме комиссий в рамках Министерства культуры существует Национальная касса по охране памятников культуры и искусства, в задачи которой входит сбор средств, предназначенных для охраны памятников (помимо тех, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета), и распоряжение этими средствами.

Помимо национальных органов по охране памятников истории и культуры существует система местных органов, занимающихся вопросами охраны памятников. При префектах регионов действуют региональные комиссии по историческому, археологическому и этнографическому достоянию

В 1970 г. были созданы высшая и департаментские комиссии по охране местностей и пейзажей, имеющих историческое, научное или художественное значение. Высшая комиссия является консультативным органом при министре культуры. Она состоит из представителей Парламента, Государственного совета и ряда ведомств, а также из четырех архитекторов и десяти иных специалистов. Комиссия имеет постоянную секцию, на которую возлагается подготовка вопросов к рассмотрению комиссией. Департаментские комиссии возглавляются префектом и. состоят из представителей ряда центральных и местных органов.

Норвегия

Государственное управление природным и культурным наследием Норвегии осуществляет Министерство окружающей среды. Культурным наследием саамов ведает особая структура - Совет по памятникам культуры саамов. В Норвегии существует достаточно жесткая государственная вертикаль в природоохранных органах, а в отношении культурных объектов наряду с государственными инстанциями большая роль принадлежит региональным властям (губерниям) и органам местного управления (коммунам).

Италия

Руководство деятельностью по охране и использованию археологического, художественного и природного достояния осуществляет Министерство по культурным ценностям и культуре.

На местном уровне органами Министерства по культурным ценностям являются специализированные дирекции по культурным ценностям и культуре, по архитектурным и ландшафтным ценностям, по историческому, художественному и демо-этно-антропологическому наследию, по археологическим ценностям.

В сфере охраны памятников в Италии действует много частных фондов, которые в основном занимаются сбором средств для финансирования проектов и культурных мероприятий.

Польша

Вопросами культурного наследия в Польше занимаются Министерство культуры и национального наследия и Управление Генерального хранителя памятников, куда входит Служба охраны памятников. Аналогичные подразделения создаются на уровне воеводств под началом воеводы.

Вопросами территориального управления, включая создание охраняемых природных территорий, занимается Министерство окружающей среды и рационального природопользования.

Нидерланды

В Нидерландах существует Государственное управление по охране памятников, в котором есть отдел ветряных мельниц, существует "Голландское общество ветряных мельниц", которое борется с попытками богатых американцев вывозить мельницы в США.

Памятники культурного наследия играют в нашей жизни не последнюю роль. Именно посредством них мы можем более глубоко ознакомиться с историей, которую изучаем. Также у нас есть возможность оставить такое наследие нашим потомкам, что поможет им лучше вообразить наше время, культуры и нравы. Но немаловажно знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры.

Охрана памятников культуры

Классификация памятников

Духовная сфера нашего общества включает в себя много граней. Стоит упомянуть некоторые виды:

  • постройки (церкви, замки, усадьбы, монастыри, скульптуры, памятники, особняки);
  • предметы домашней утвари; (фрески, иконы, различные изделия из металлов, ткани, дерева).

Критерии памятника культурного наследия

Признаки для отнесения какого-либо предмета или объекта к памятникам культуры обычно определяются следующими моментами:

  1. Датой создания предмета. Это может быть год постройки или приблизительное определение временного промежутка с помощью специальных инструментов.
  2. Тем, кто автор объекта.
  3. Наличием связи с историческим событием.
  4. Экологической важностью.
  5. Наличием связи с каким-либо общественным деятелем.

Такой деятельностью, как оценка объекта и присуждение ему статуса, занимается общество охраны памятников культуры. И знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры, необходимо каждому.

Важность сохранения культурного наследия

какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры

Стоит детально рассмотреть, почему необходимо защищать памятники культуры от разрушений как естественного (имеется в виду воздействие внешних и внутренних природных факторов, что не зависят от человека), так и искусственного характера (механические повреждения, связанные с человеческой деятельностью). Небрежность или намеренное разрушение памятников привело к потере многих культурных ценностей. О них было узнано только из книг, официальных документов и мифов, которые описывают реальные события, но слегка приукрашенные.

Охрана памятников культуры должна производиться повсеместно и в регулярном режиме. Но часто можно наблюдать, как какие-либо важные памятники канули в забвение, и лишь через несколько столетий специалисты признали, что утраченные предметы были величайшими достижениями того времени.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Охрана культурного наследия стала популярна лишь в восемнадцатом веке. Петр I издал специальный указ, и только тогда начали оберегать значимые культурные памятники. Но в связи с подражанием европейской культуре многие старинные вещи не ценились, то же самое можно сказать и о церквях. Их сносили в большом количестве, например, для расширения города и постройки новых домов. Лишь при Николае I было запрещено разрушение зданий.

После были организованы специальные организации, которые оценивали и охраняли памятники культурного наследия. Но в период гражданской войны и во время атеистических настроений в политике много было уничтожено важных объектов. Некоторые усадьбы и церкви спасло только то, что в них были созданы различные музеи.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры сейчас? В данный момент количество таких организаций просто поражает воображение. Существует много реставрационных мастерских, институтов культурологии, научно-исследовательских институтов реставрации, разнообразные музеи и т.п.

общество охраны памятников культуры

Все эти организации в первую очередь сохраняют, реставрируют и оберегают то, что уже имеется на данный момент. Также такие учреждения постоянно ищут новые, точнее, хорошо забытые или потерянные памятники культурного наследия. В этом им помогают рукописи, официальные документы, фотографии, как личного характера, так и из архивов музеев, личные переписки, рассказы, книги, картины.

МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Сотни памятников архитектуры местного значения в регионах России находятся в аварийном состоянии из-за отсутствия бюджетных средств на реставрацию и единой программы обращения с ними, отмечают опрошенные ТАСС эксперты в области сохранения исторической среды. Спасти ситуацию может создание федеральной структуры, которая будет курировать их состояние и финансировать проведение реставрационных работ, считают урбанисты и общественники.

Нужна единая система

Сейчас, констатируют эксперты, регионы занимаются своими памятниками архитектуры самостоятельно, используют разные методы и, как следствие, преуспевают не все. Единая же система сохранения архитектурного наследия при содержании и ремонте таких объектов не используется.

"На практике она применяется [только] к отдельным уникальным объектам - памятникам федерального значения или каким-то крупным общественным сооружениям. Если говорить о фоновой, средовой застройке, то никакой системы в ее регенерации не выработано", - рассказал ТАСС партнер КБ "Стрелка", архитектор и урбанист Алексей Муратов.

Между тем, подчеркивает он, сохранение исторической среды имеет огромное значение для общества. "Надо иметь ввиду, что процесс деградации среды, если он начинается, имеет циклический характер", - отметил эксперт. Он подчеркнул, что некоторые памятники культуры, например, памятники конструктивизма 20-30 годов ХХ века, которые имеют довольно низкое качество строительства, довольно быстро приходят в упадок если ими не заниматься.

Бывший вице-мэр Иркутска и президент фонда "Наследие" - общественной организации, в задачи которой входит содействие охране и защите объектов культурного наследия в Иркутске, - Дмитрий Разумов считает, что памятники архитектуры - это важная часть жизни населения. "У людей, которые не чтут прошлое, не будет будущего. А как власть относится к памятникам, так к ним относится и остальное население. У нас считается нормой вставить пластиковые окна в исторический дом, и это ужасно", - считает Разумов.

Проблемы финансирования

Основной проблемой сохранения памятников культуры регионального и муниципального значения опрошенные ТАСС эксперты считают отсутствие средств. Так, у Томска, где сохранились целые кварталы и отдельные здания XVII-XIX веков, в том числе знаменитые памятники деревянного зодчества, нет финансовых ресурсов для сохранения более тысячи каменных и деревянных зданий, рассказал мэр города Иван Кляйн. По его словам, за последние годы в Томске в рамках программы по сохранению исторической застройки было отремонтировано 99 домов, что "катастрофически мало".

Аналогичная ситуация складывается и в Иркутске, который обладает самым большим из регионов Сибири разнообразием памятников деревянного зодчества XIX века. "Есть некоторый успешный опыт у региона, у города по восстановлению исторических домов, но, к сожалению, поскольку объектов достаточно много, средства, которые на это выделяются, ничтожно малы", - считает историк Алексей Петров, член правления иркутского фонда "Наследие", занимающегося защитой памятников.

Статус памятников

Эксперты отмечают, что для спасения исторических зданий им необходимо прежде всего давать соответствующий статус. Одним из лидирующих по числу взятых под охрану памятников регионов является Нижегородская область. "За последний год в Нижнем Новгороде было выявлено около 40 объектов культурного наследия", - рассказала ТАСС координатор проекта восстановления исторической среды "Том Сойер Фест Нижний Новгород" Анна Давыдова. Она добавила, что в городе существует практика не сносить здания, не выяснив предварительно, представляют ли они культурную ценность.

В Сибири же, по словам экспертов, наблюдается обратная тенденция. Так, по словам Алексея Петрова, в Иркутске были случаи, когда дома не вносили, а выводили из списков объектов культурного наследия, что позволяло проводить в них работы, приводящие к утрате первоначального облика. "Их отделывают сайдингом, вставляют пластиковые окна", - сказал историк.

В Омске, где муниципалитету принадлежат 65 зданий-памятников, из которых 14 признаны аварийными, рабочая группа, созданная для сохранения и охраны таких объектов, также рассматривает в числе вариантов решения проблемы лишение домов статуса культурного наследия. Об этом сообщается в ответе на запрос ТАСС департамента культуры мэрии Омска.

Государственно-частное партнерство

Другие возможности для сохранения памятников дает сотрудничество с частными инвесторами, пояснили эксперты. Механизм государственно-частного партнерства успешно применялся в Томске и Ирктутске, сейчас он внедряется в Омске. Однако, применим он не ко всем зданиям.

"Памятник фактически бесплатно отдается под определенное применение. Это может работать, но в основном это касается объектов, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. А если мы говорим об исторической застройке, то это часто жилые или конторские здания, которые лучше обычно приватизировать", - пояснил Муратов.

Статистика показывает, что именно такие памятники, используемые в качестве жилья, находятся в наибольшей опасности. Так, в Нижегородской области из 2249 объектов культурного наследия регионального значения около 30% находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. "Большая часть из них являются многоквартирными жилыми домами или объектами религиозного назначения, не переданными в собственность Нижегородской Епархии", - рассказали ТАСС в региональном управлении госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

При этом опыт Амурской области показывает, что приватизация действительно может решить проблему. В Благовещенске все исторические здания еще с 1995 года продавались с обременением в виде охранного обязательства, с планом ремонта и реставрационных работ, рассказал ТАСС начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант. "В целом состояние объектов культурного наследия мы оцениваем в Приамурье как удовлетворительное - у нас нет ни одного утраченного архитектурного памятника, который был бы снесен", - отметил он.

Однако механизмы приватизации и ГЧП достаточно сложны и часто отпугивают потенциальных инвесторов. "Этот процесс идет очень медленно, потому что людям непонятно, как с ними [памятниками] дальше поступать, сколько вкладывать и будет ли какая-либо помощь от государства", - рассказала ТАСС заместитель председателя отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в Псковской области Ирина Голубева.

Отпугивает предпринимателей дороговизна и сложность реставрации исторических зданий. "Эти работы носят специфический характер - вы не можете заменить историческую "столярку" пластиковым окном. Там довольно долгие процедуры выполнения, согласования, там обязательно должны организации проектировать и работать соответствующие лицензии, все это приводит к удорожанию", - считает Муратов.

Федеральная поддержка

Реализацией проекта мог бы заниматься соответствующий фонд, отмечает Муратов. "Он бы мог аккумулировать деньги, по крайне мере на финансирование подготовительной части проекта. А может быть даже готовил сами проекты и искал под них инвесторов", - сказал он.

По словам Давыдовой, стоило бы также отработать механизм, который позволил бы собственникам исторических зданий получать компенсацию из бюджета на реставрацию объектов культурного наследия, а также создание отдельной структуры по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Охрана и использование памятников истории и культуры.


В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к культурному наследию приобретает идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
Памятники - ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память - основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а также зашиты и охраны государством.Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое»[1].

Во многом причина такого положения зависела от характера применения законодательства. Юридическая безнаказанность виновников разрушения культурного наследия приводит к безнравственности, к потере исторической памяти, к забвению традиций, культуры. Сохраняется так же принципиальное несоответствие масштабам проблемы тех средств и рычагов воздействия, которые имеются в распоряжении организаций и учреждений, занимающихся вопросами охраны и реставрации памятников истории и культуры. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России, как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Объекты культурного наследия определяются в законе как объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Данная классификация кажется на первый взгляд излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все ранее принимаемые законодательные документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий.1
Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованиемю.2

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия. В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

Считаю, что является необходимым рассмотрение и обсуждение данной проблемы. В связи с этим хочу обратиться с некоторыми предложениями.
Во -первых, необходимо рассматривать данный вопрос как внутри отдельный субъектов РФ, так и в целом, так как памятники и иные объекты культуры являются всеобщим достоянием нашего народа, нашей страны, и каждый человек имеет право на доступ к данным ценностям культуры.
Во- вторых, считаю необходимым рассмотрение ответственности от административной и вплоть до уголовной за небрежное отношение к данным ценностям, так как в настоящее время гражданами проявляется неуважение к памятникам культуры, однако на практике случаев применения ответственности достаточно мало, необходимо усилить наказание за данные деяния.
В -третьих, считаю необходимым создание комитета либо ведомства, которое занималось бы только данным вопросом и концентрировало в себе только деятельность по усовершенствованию охраны памятников культуры, и, безусловно, несло бы за это ответственность.
В -четвертых, необходимо разработать программу или стратегию по данному вопросу, разработать конкретные понятия, что будет охраняться, от чего будет охраняться, кем будет охраняться и как будет применена ответственность, необходимо и создание и формулирование критериев, по которым будет осуществляться ответственность.


2.Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам - свой хозяин. // Сов. Культура. - 1988. - 17 нояб.


3.Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитекту­ры: теория и практика (80-е годы). М., 1989, С.7.

4.Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1.


5.Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (с изменениями от 27 февраля 2003г)


6.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.


7.Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

[1] Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам - свой хозяин. // Сов. Культура. - 1988. - 17 нояб.

1 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.

2 .Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

Читайте также: