Что такое мастерство в профессии

Опубликовано: 05.07.2024

В любой профессии и любом деле специалист проходит определённые этапы становления. Если упростить, то они выглядят так:

Для перехода на каждый уровень в среднем требуется 5 лет. Но до финальной стадии доходят не все: одним - не дано, другим – не надо.

Новичок – это тот, кто получил базовые знания в данной профессии, но опыта реальной работы пока не имеет. Он начинает трудиться, постепенно к знаниям добавляет навыки и через 2-3 года становится специалистом. А затем, если не сбавляет темпа, через 5 лет перед нами уже –

Профессионал. Он не только много знает и умеет, плюс - «совершил все возможные ошибки», но и обладает широким арсеналом способов и инструментов работы, из которых легко может выбирать наиболее подходящие для конкретной задачи.

Если специалист даёт себе труд не только мастерски работать «руками», но и осмысливать свой опыт, а также изучать кейсы своих коллег по цеху и лучшие отраслевые практики, он становится экспертом . То есть для этого уровня важно наличие у человека исследовательского начала и уже накопленной статистики.

К примеру, если маркетолог-профессионал владеет различными способами и инструментами продвижения продуктов на определённом рынке, то эксперт в этой области знает всё о маркетинге товаров и услуг на различных рынках. Если главный бухгалтер уровня «профессионал» умеет отлично вести бухгалтерский и налоговый учёт в своей отрасли, то главбух-эксперт прекрасно разбирается в особенностях налогообложении и различных систем учёта и других индустрий.

В предоставление консалтинговых услуг, я считаю, можно идти только на уровне эксперта, когда отраслевой опыт работы составляет минимум 7-8, а лучше – 10 лет. Любому консультанту, заботящемуся о результате для клиента, нужно уметь выходить за рамки своей узкой специализации и видеть картинку объёмно – тут как раз и пригодится изучение лучших практик и кейсов коллег.

Мнением эксперта интересуются, его приглашают в качестве спикера на отраслевые мероприятия, просят дать интервью, нередко предлагают где-то преподавать и т.д.

В «звезду» профессии человек превращается тогда, когда на фоне этих активностей у него формируется личный профессиональный бренд. Благодаря своей известности, он становится нарасхват и для клиентов, и для работодателей, и для желающих запартнёриться с ним, и для СМИ. Для последних это уже не просто эксперты по теме, а лидеры мнений.

Чтобы дорасти до уровня «звезда» человеку нужно не просто состояться в профессии и активно использовать своё исследовательское начало, но и иметь склонность быть публичной личностью. Имя как бренд окончательно выкристаллизовывается обычно тогда, когда его носитель то и дело мелькает на экране или мониторе, много пишет. Примеры таких имён: в психологии – Михаил Литвак, в нейронауках – Татьяна Черниговская, в дизайне – Артемий Лебедев, в ресторанном бизнесе – Аркадий Новиков. Они развивались в своих профессиях много-много лет, делились своими знаниями, и сейчас к ним пришла заслуженная известность.

Так – должно быть. А что мы видим в наше время? Сплошь и рядом люди провозглашают себя экспертами. Год-другой где-то поработали, что-то новое освоили, и тут же в профиле – «эксперт». Во-первых, это чересчур нескромно и самонадеянно, во-вторых, эксперт – это не должность, это звание (хотя, в некоторых наших компаниях считают иначе;), и его, как и любое звание, может присудить лишь кто-то со стороны, в-третьих, всегда нужно указывать, в какой именно теме есть эта самая экспертность. К примеру, эксперт по финансам или по недвижимости – это обо всём и ни о чём. Наверняка, есть вопросы, в которых человек не разбирается, т.к. всё знать о финансах или о недвижимости просто невозможно.

Ну, а со «звёздами» в наши дни ещё смешнее) Все рвутся чему-то учить других и везде светиться, едва только сами что-то освоили) Их даже профессионалами ещё нельзя назвать, экспертами – тем более, но они гордо вещают с трибун – благо теперь есть соцсети и площадки для вебинаров для всех желающих)

Телегу ставят впереди лошади – люди в погоне за личным брендом (и деньгами, чего уж там!) искусственно раздувают свою популярность, а на самом деле должно быть наоборот: сначала мастерство, имя и репутация и лишь затем – известность.

Лучше всего этот «звёздный вихрь» заметен на новых рынках и в новых профессиях, где идёт рост спроса. Далеко ходить не буду и возьму для примера нашу сферу – консультирование по карьере. Учителей для начинающих консультантов здесь развелось видимо-невидимо)) Хотя самой профессии в нашей стране, на минуточку, не более 10 лет;). А бум на нашем рынке начался вообще лишь 3-4 года назад, и именно тогда стартовало подавляющее большинство карьерных консультантов. Читаем биографии «гуру» - не те, что звучат на их сайтах или страничках в соцсетях, где голые лозунги – 15 лет опыта (!), - а где указаны конкретные места работы и должности - и видим, что их стаж не даёт им пока права даже именоваться профессионалами, не говоря уже о большем. Пусть в рекрутинге они сколько-то поработали, но учат-то они не ему, а консультированию по карьере, где у них самих всего 1-2 года опыта! Да хоть бы и 4! Для обучения других этого всё равно мало! Подбирать персонал для компании и консультировать частных клиентов по карьере – это совершенно разные компетенции. Но всё это ничуть не мешает им считать себя экспертами и даже «звёздами», чтобы создавать и вести курсы подготовки карьерных консультантов. Нет, ну а что? Есть спрос – будет и предложение;)

Материал воспитательного занятия предназначен для детей со сложной структурой дефекта. Разработан с целью дать учащимся основные понятия профессионального мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного занятия "Что значит мастер в любой профессии".»

Тема: Что значит мастер в любой профессии?

Цель: дать учащимся основные понятия профессионального мастерства.

Задачи: - развивать познавательный интерес к миру профессий;

- корригировать устную связную речь, память воспитанников;

- воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Оборудование: листочки, ручки, карандаши.

Ход воспитательного занятия

Организационный момент

Психологический настрой

Цель: создание благоприятной рабочей обстановки в группе.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

II. Основная часть занятия

1. Актуализация темы занятия.

Воспитатель. Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из сочинения одного мальчика. Это его размышления о профессии, о мастерстве и как этого достичь. Мне, его размышления очень понравились, и я решила и вас ознакомить с этой интересной творческой работой вашего сверстника.

2. Эссе «Труд, мастерство, опыт, безделье, лень».

В течение всей жизни каждый из нас должен трудиться. В раннем детстве нашей работой считается детский сад. Мы учимся общаться со сверстниками, находиться в коллективе. В школьные годы мы должны выполнять домашние задания, развиваться. В более старшем возрасте мы сталкиваемся с нашей основной деятельностью.

В любой профессии требуются мастера своего дела. Чтобы достичь определенных успехов, высот должно пройти много времени. Мы набираемся опыта у старших товарищей, учимся на своих ошибках, совершенствуемся, изучая специальную литературу. Лишь неустанный труд сделает нас мастерами своего дела, высококвалифицированными специалистами.

Если мы будем лениться, давать себе слабину, то это приведет лишь к развитию лени и иных негативных качеств. Лень, безделье считаются одними из самых дурных человеческих пороков. Не оказаться во власти их влияния - это уже большое преодоление, один из важных шагов на пути к намеченной цели.

В любом коллективе ценят активных людей, которые любят свой труд, ответственно и добросовестно относятся к своей работе. И, напротив - ни один начальник не станет терпеть халтуру, некачественную работу своих подчиненных.

3. Обсуждение.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось это эссе вашего сверстника? Почему?

Дети: ответы, рассуждения детей.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы стать мастером в своем деле? Легко добиться этого?

Дети: ответы, рассуждения детей.

Воспитатель. Ребята, основной вывод, который сделал мальчик:

«Лишь неустанный труд сделает нас мастерами своего дела, высококвалифицированными специалистами».

Воспитатель. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе и стремился стать мастером в этом своем деле.

Физкультминутка

Руки требуют заботы, Рывки руками перед грудью.

Ведь у них полно работы:

Трудно целый день играть,

И лепить, и рисовать.

Встанем прямо и сейчас Приседания.

Мы присядем восемь раз.

Пять раз медленно, а три

Быстро мы присесть должны.

Потянулись вверх, потом Потягивания – руки вверх и в стороны.

Руки шире разведем.

Вот и все, конец зарядки.

И пора нам сесть, ребятки.

4. Конкурс

Кто больше выделит в стихотворении и запомнит профессий? (за столом ребята на листочках отмечают количество профессий и по просьбе воспитателя называют их на память).

Нужно сшить – зови портного,

Хочешь есть – поможет повар,

Блюда у него проси.

Если хочешь быть красивым,

К парикмахеру иди.

Украшение на праздник

Туфли подобье сапожник,

Разрисует все художник.

И цветочница цветы

Срежет вам для красоты.

Часовщик часы починит,

Массажист усталость снимет.

Врач больного исцелит

Словно доктор Айболит.

Тренер сильным стать поможет,

Вас заснять фотограф сможет.

А кондитер вкусный торт

К дню рожденья испечет.

Почту вовремя доставит

Самый быстрый почтальон.

И таксист домчит вас быстро,

Все дороги знает он.

Чтобы людям всем помочь,

Трудятся они и день, и ночь.

Все профессии важны,

Все профессии нужны

Закрепление

Задание: Определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке это сказано: «мастер своего дела», «работает, спустя рукава», «лень прежде него родилась», «золотые руки», «работает засучив рукава», «трудится не покладая рук», «от лени мохом оброс», «работает, словно спит».

Заключительная часть занятия

Воспитатель. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

Рефлексия

«Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.



Определение профессионального успеха

Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.

В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

  • способность к активности в выбранной сфере;
  • развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
  • поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
  • амбициозность
  • коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
  • самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
  • эффективное управление временем, планирование.

Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

Успех — это непрерывное движение. Суть профессионального успеха состоит в том, что ни один человек осознанно не сможет сказать: «Я добился подлинной вершины своего профессионализма и больше развиваться и расти мне некуда». Известная каждому притча о мудреце, который молвил «Я знаю, что ничего не знаю» является истинной характеристикой мастера своего дела. Совершенство не имеет границ, и личность, стремящаяся к успеху, это отчётливо осознаёт. В этой статье мы расскажем вам о том, что такое профессиональный успех и от чего он зависит, рассмотрим психологические и когнитивные особенности личности, влияющие, на профессиональный успех, детально разберём факторы успеха и ответим на актуальный в наше время вопрос — как добиться успеха? Автор статьи - когнитивный психолог Кристина Кочеткова , специально для CogniFit .

Что такое профессиональный успех?

В современном мире нам непроизвольно насаждается культ «успешности», мы все желаем таковыми стать. Слово «успех» совсем не новое, ведь мы всегда говорили: успех, успехи, желали друг другу успехов. В наши дни считается авторитетным, когда про человека говорят «успешная личность».

Каждая вторая реклама на просторах сети Интернет внушает подрастающему поколению: «Хватит работать — пора зарабатывать». Призывают зарабатывать деньги, не работая — парадокс. Выходит, термины «успешность» и «успех» противопоставляются термину «труд». Из этого следует разрушение принятых в обществе представлений о труде. Если раньше, с самого детства, воспитывалось уважение к труду, как к источнику добывания средств существования, то сегодня нам предлагают зарабатывать, не работая.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующие психологические предпосылки достижения успеха :

  • мыслить категориями успеха — перезапустить свой «мыслительный процессор» и настроиться исключительно на успех;
  • быть уверенным в себе — верить своему собственному «Я», принимать и отстаивать свои собственные мнения и желания;
  • умение активизировать сильную мотивацию достижения — «запрограммировать» себя на действие, которое приведёт к достижению успеха;
  • твёрдо знать то, чего хотите добиться;
  • способность вооружать себя чётким планом действий, иметь позитивный настрой на предстоящее дело;
  • каждое препятствие превращать в трамплин для приближения к поставленной цели;
  • замечать и радоваться даже малейшим успешным шагам и достижениям.

Как добиться успеха: от чего зависит успех в профессиональной деятельности?

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами , для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

Если изначальный выбор профессии был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне.

В самом начале пути выбора профессии необходимо :

  • обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный (умножать меру добра), конкретный и реалистичный характер;
  • адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т.д.);
  • соотнести способности со своими целями.

Успех профессионального выбора обеспечен, если:

  • учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических);
  • выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;
  • работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональной деятельности можно выделить следующие:

  • соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;
  • соответствие профессии требованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;
  • использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;
  • стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;
  • достижение человеком высокого уровня профессионализма;
  • наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;
  • готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;
  • стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;
  • умение заинтересовать общество результатами своего труда;
  • умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессии

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешности рассматриваются нижеприведённые психологические характеристики:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых, а не в хаотичных формах, в нужное время, действую по собственному побуждению.

Степень развития мотивационной сферы , которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Развитость «Я-концепции» и её составляющи х. Успех в профессиональной деятельности является следствием не внешних, а именно внутренних причин. Это значит, что достижение успеха находится полностью в руках самой личности. Осознание собственной значимости даёт человеку возможность распространить вокруг себя ореол удовлетворённости. Умение стимулировать себя способствует формированию независимости от поддержки и одобрения окружающих. Инициативность и предприимчивость таких людей приводят в движение социальный механизм, поэтому им достаётся большая часть благ, которые предоставляет общество.

Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

Самодисциплина и самоконтроль . Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

Умение планировать и управлять временем . Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение .

В психолого-педагогической литературе данный термин употребляется в различных значениях. Наиболее распространённые понятия, отражающие различные типы самоопределения, — это профессиональное, личностное и жизненное самоопределение. Более подробно разберём первые два понятия.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу

Личностное самоопределение рассматривается как нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей; как высший тип самоопределения, когда человеку удаётся стать хозяином ситуации и всей его жизни.

Н.С. Пряжников отмечает, что в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением, с «главным делом» жизни. Поэтому главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития, постепенно формируя готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

Когнитивные особенности личности, влияющие на профессиональный успех

Когнитивные особенности относятся к особенностям познавательной сферы личности и включают в себя психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, память , представление, воображение, речь, мышление и т.д.

Несмотря на разнообразие профессий, можно выделить значимые когнитивные способности, хорошее развитие которых играет значимую роль в профессиональном успехе.

Память играет ключевую роль в когнитивной сфере личности и является основным компонентом интеллекта, а её функции намного шире, чем «запомнить, как можно больше информации». По временному критерию выделяют кратковременную , долговременную , рабочую и промежуточную память. По критерию содержания память может быть:

  • эмоциональная — прочно сохраняет пережитые человеком чувства;
  • двигательная — запоминание и воспроизведение движений (лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам и т.д.);
  • словесно-логическая — запоминание мыслей, понятий, суждений, умозаключений, закономерностей;
  • образная — позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку (присуща художникам, писателям, музыкантам).

Отметим, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной степени взаимосвязаны.

Внимание является направленностью ума, позволяющей выделить конкретное из большого количества раздражителей. Внимание характеризуется такими свойствами как: сосредоточенность ( концентрация ), распределение, устойчивость, переключаемость и объём.

Восприятие характеризуется целостным отражением предметов окружающего мира посредством осознания их опознавательных признаков. Функция восприятия заключается в координации и кодировании базовых ощущений для формирования им значений и смысла, полученных не только из внешней, но и из внутренней среды.

Когнитивная ориентация позволяет личности видеть причины своего поведения во внешней среде или в себе самом.

Метакогнитивность проявляется способности человеком учитывать собственные знания, ощущения и другие мыслительные действия, с целью их урегулирования и контроля.

Узнайте больше о том, как когнитивные способности влияют на профессиональный успех здесь .

Как добиться успеха: факторы успеха

В качестве факторов успеха профессиональной деятельности можно выделить:

  • Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.
  • Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.
  • Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Рассмотрим ряд показателей профессионального мастерств а:

  • прочные профессиональные знания;
  • комплекс сформированных профессиональных умений;
  • система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;
  • наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие): ответственность , доброжелательность, толерантность, терпение, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе профессионального развития;
  • оптимальный стиль общения или управления коллективом;
  • творческая направленность специалиста.

Профессиональное мастерство невозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Принцип баланса и равновесия регулирует отношения людей не только в профессиональной, но и во всех сферах деятельности. Получая что-то для себя, всегда необходимо отдать взамен немного больше, будь это знания, физическая помощь, моральная поддержка, материальные блага и т.д. Данный принцип построен на принципе обратной связи, грамотное использование которого (в совокупности с другими факторами) обречёт человека на успех.

Когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

  • планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;
  • мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;
  • ингибиция заключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;
  • принятие решений — определение способов на пути достижения цели;
  • когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;
  • рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Как добиться успеха и стать успешным? Практические советы

Станьте настоящим фанатом своей профессии ! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования , предложенные руководством организации.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений . Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии , овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например, изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги . Не забывайте, что книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри , постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стОит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, мы будем рады вашим вопросам и комментариям.

Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

  • развитие личностного интереса к выбранной профессии;
  • формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;
  • формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
  • формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:

  • чего он хочет в своей профессии;
  • что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;
  • что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно-ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н. А. Рыбакова). На работника социальной сферы возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.

Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

  • создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия;
  • усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;
  • подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек – человек» и успешной адаптации в ней;
  • создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;
  • создание условий для поощрения уникальности и неповторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы – становления мастерства;
  • создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;
  • организация учебного процесса, в котором учебная группа становится условием формирования и развития свойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Профессиональное воспитание работников социальной сферы в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, вершащуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек – человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:

  • профессиональное становление будущего работника социальной сферы в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает как средство, обеспечивающее это единство;
  • главной проблемой обучающегося работе в социальной сфере в свете профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;
  • задача возрождения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем профессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;
  • учебный процесс должен строиться на основе согласованности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, пред – полагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;
  • практическое освоение профессий «социальная работа», «секретарь-референт», «менеджер», «специалист по социально-культурной работе», «менеджер по персоналу», «экскурсовод», «маркетолог» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия» (Б. Ф. Ломов).

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

  • сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
  • осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование;
  • распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самосознания:

  • ориентация на рефлексивное мышление;
  • осознание своих сильных и слабых качеств;
  • опора на свои сильные качества, признание слабых сторон своего характера и работа над ними;
  • использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
  • анализ причин своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

  • признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
  • практическая реализация своих идей;
  • изучение теории не только с целью ее понимания, но и последующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:

Читайте также: