Что такое представление для каких профессий необходимо развитое представление

Опубликовано: 03.10.2024


Магогаджиева, Х. Г. Профессиональные представления и карьера / Х. Г. Магогаджиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57855/ (дата обращения: 27.05.2021).

Ключевые слова: психология, карьера, профессия, представления, личность, человек, работа, организация.

Keywords: psychology, career, profession, ideas, personality, person, work, organization.

Профессиональные представления – это один из наиболее важных элементов хозяйствующего субъекта, т.к. выполняет функции по обеспечению непрерывности производственно-финансовой деятельности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. За счет профессиональной компетенции обеспечивается необходимая ритмичность производства, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, получение прибыли, улучшение финансового состояния или достижение иного положительного результата организации. Особое внимание в деятельности организаций уделяется политике управления карьерой.

Постоянно изменяющиеся экономико-политические условия в нашей стране предопределяют необходимость проведения анализа профессиональных представлений и карьеры для последующей разработки эффективной политики управления ими. Значимость анализа величины, структуры, динамики, эффективности использования в рамках отдельной организации усиливается в связи с их представлением в виде совокупности элементов различной степени ликвидности.

Постоянный мониторинг и контроль источников их формирования являются неотъемлемым элементом финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяя своевременно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на эффективность их использования, и своевременно корректировать управленческие решения.

Тем не менее, в настоящее время отмечается множество проблем в отношении использования профессиональных представлений (отсутствие единого подхода к терминологии и понятию, методики проведения комплексного анализа и контроля, систематизации информационной базы анализа), что и обуславливает актуальность темы исследования.

Цель работы — разработать на основе анализа профессиональные представления.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и научных конференций по теме исследования.

Методологическую базу исследования составили методы анализа и синтеза, системный анализ, структурно-динамический анализ, экономико-математические методы анализа, факторный анализ.

Эмпирическая база исследования представлена информационными ресурсами INTERNET.

Главными факторами, образующими регулирование теоретических основ использования профессиональных представлений и карьеры можно назвать:

− соотношение предложения и спроса;

− прямое и косвенное регулирование и другое [1, c. 36].

На мой взгляд, анализ понятия теоретических основ мероприятий по повышению и эффективности формирования и использования карьерного роста возможен лишь частично, как последствие глобальных трансформаций, происходящих в сегодняшнем мире на политической платформе. Да и то я думаю, что это не неизбежность, а обстоятельства, которые сложились из-за бездумного отношения некоторых людей, распространяющих своим отношением хаос в мире. Это искусственное столкновение, которого могло не быть.

В основе форм лежит ряд концепций.

Рассмотрим основные из них.

  1. Концепция временной стоимости, определяющую стилистические приемы.

В современных условиях одно и то же слово имеет для стран разную ценность. При планировании необходимо учитывать временной аспект, а также эффективность высказывания мнения о данной стране.

Главными факторами, образующими преграду для возникновения такого анализа, можно назвать:

− соотношение предложения и спроса;

− прямое и косвенное регулирование и другое [2, c. 266].

Частью всего механизма является появления такого понятия, как «карьера». Оно формирует величину государства, но оно от нас скрыто, а страны мы видим наяву.

В данном процессе является необходимым учитывать установившиеся традиции внутри страны, уровень издержек и другие внутренние факторы.

Возможно, при наличии данных условий можно будет избежать кризисы на рынке, в том числе и в нашей стране.

На основе изученного нами материала было выявлено, что информационные потоки таких мероприятий, такие, как:

— управление потоками взаимосвязано со всеми системами управления.

Отсюда, можно сделать вывод, что концепция анализа — это способ понимания явления.

Психология, как наука, так и учебная дисциплина — это теоретический подход к явлениям операций, складывающиеся между людьми для предвидения возникновения каких-либо негативных ситуаций.

На основе изученного нами материала было выявлено, что методы анализа профессионального представления строятся на основе принципов современного государства, таких, как:

− управление потоками взаимосвязано со всеми системами управления;

− присутствие динамичных решений;

− выбор нескольких вариантов решений;

− управление прямо взаимосвязано с целями развития данного государства [2, c. 266].

В современных условиях человек всё чаще обращается к понятию «управление».

Со временем этот термин стал пониматься в широком смысле, поэтому сразу начали образовываться несколько наук, таких, как: анализ и так далее, в условиях глобализации получает широкое применение.

Данная наука занимается исследованием различного рода тенденций, изучает человека во всех его особенностях и проявлениях, а также занимается соотношением двух начал, таких, как: наука и ее применение на практике.

Хочется отметить, что многие ученые зачастую пытаются более подробно исследовать эти понятия и сделать их интерпретацию в истории и так далее.

Можно сказать о том, что в современном мире анализ понятия об оценки эффективности профессиональных представлений — это часть культурного наследия, от которого берут свои начала основные виды человеческой деятельности, еще не противоречащие закону.

Нельзя не отметить, что в отечественной и зарубежной литературе авторы по-разному соотносят понятие «карьера» [1,c. 36].

Например, один ученый думает, что — это уже знание, другой автор предполагает, что это — знание прошлых веков, сформированное первобытным обществом, как обособившейся от природы части материального мира.

Одно только едино: и то, и другое являются частью процесса глобализации.

Карьера затрагивает социум и дает представление людям о жизни, о природе, об обществе во всех формах его проявления.

Знания по управленческим вопросам люди накапливают с годами, а потом стараются их применить. Ведь именно знания по таким дисциплинам, включающие навыки передаются из одного поколения в другое, именно с помощью них движется научно-технический прогресс, таким образом, анализ напрямую зависит от условий глобализации.

Тем самым, мы с точностью можем сказать, что анализ понятия об оценки эффективности мероприятий по повышению эффективности профессиональных представлений — это вопрос, касающийся не только общества, но и других междисциплинарных дисциплин. Ученые до сих пор ведут споры о соотношении этих двух понятий.

По-другому, можно сказать, что развитие планово-экономической деятельности такого процесса — это своего рода, толкование действительности, а знание по основам — человеческое постижение в чем-либо.

В настоящее время для современного человека стоит ближе понятие «анализ», нежели «теоретическая основа», в силу того что с первым термином человек встречается постоянно; в свою очередь, изучением исследования глобализации, занимаются либо только на уроках, либо выдающие ученые, знатоки своего дела.

Важную роль при этом играет процесс глобализации, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников отношений.

Вся деятельность отношений подчиняется нормативным актам, правилам.

На рынке действует много разновидностей отношений и они между собой тесно взаимосвязаны.

Объяснить это можно тем, что для всех людей применяется одинаковый процесс формирования глобализации; взаимосвязаны все субъекты; тесно взаимозависимы элементы механизма основных тенденций развития информации.

Появление в современном мире информационной агрессии между стратегиями развития форм и методов карьерного роста связана с необходимостью выбора стратегии дальнейшего развития, дефицитом хороших специалистов и административными барьерами.

В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи.

Остановлено внимание на стратегиях и выборе метода анализа.

В ходе анализа повышения эффективности формирования и использования карьерных положений осуществляется процесс исследования образования, как общественное благо или услуга.

Важную роль при этом играет корпоративная сеть, которая способствует быстрому обмену необходимой информацией.

Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников данного процесса.

Объяснить это можно тем, что:

− для всех организаций применяется одинаковый процесс формирования образования;

− взаимосвязаны все субъекты;

− тесно взаимозависимы элементы механизма.

В механизме образования выделяют две взаимодействующие части.

Первая — это сам результат, его виды, структура, величина, динамика изменения.

Вторая — система анализа, правила установления, формирования новых изменений.

В данном процессе является необходимым учитывать установившиеся традиции внутри корпоративной сети, уровень защищенности и другие внутренние факторы.

Но не стоит забывать и о внешних факторах, например, состоянии развития среды анализа.

При разработке таких мероприятий решаются главные вопросы:

− в каких случаях необходимо использовать при разработке политику анализа;

− когда необходимо отреагировать с помощью анализа на политику конкурентов;

− какими мерами системы анализа должно сопровождаться введение на рынок нового продукта, в виде новой программы;

− как распределить во времени определенные изменения;

− какими мерами можно усилить эффективность анализа защищенности;

− как учесть в анализе имеющиеся внутренние и внешние ограничения деятельности и ряд других [1, c. 36].

Её реализация требует принятия разнообразных мер для стимулирования и предотвращения обострения конкурентной борьбы.

Все перечисленные цели, которые преследует политика, являются долгосрочными и рассчитаны на продолжительный период времени.

Также при изучении анализа профессиональных представлений можно ставить краткосрочные цели своего анализа.

Среди них следующие:

− по стабилизации ситуации;

− по снижению влияния изменения;

− по сохранению своего лидерства;

− по ограничению потенциальной конкуренции;

− по повышению имиджа;

− по стимулированию сбыта тех благ, которые занимают слабые позиции на рынке и другое [2, c. 266].

Рынок, переживая бурный рост, столкнулся с проблемами.

Вторым аспектом развития анализа является деятельность управленцев, которым раньше было некогда заниматься своими клиентами. Они занимались строительством базовой сети, технологиями, но заниматься своими клиентами у них не было: ни желания, ни сил, ни времени.

Всё это обуславливается:

− неопределенностью внешней среды;

− увеличением рисков при решении каких-либо задач;

− кризисное финансовое состояние;

− возможность оптимизации ресурсов [2, c. 266].

На основе изученного нами материала было выявлено, что информационные потоки карьеры строятся на основе принципов современного государства, таких, как:

− управление потоками взаимосвязано со всеми системами управления;

− присутствие динамичных решений;

− выбор нескольких вариантов решений;

− управление прямо взаимосвязано с целями развития данного государства.

Страна, стремясь преодолевать ряд реформ, старается преодолеть трудности и сложности развития общества, как обособившейся от природы части материального мира.

Обязательным условием является построение правового государства, как политической организации данной страны.

Для всего это необходимы высокие технологии в разнообразных отраслях информатизации.

В свою же очередь информация несет в себе новые возможности для достижения поставленных целей.

Таким образом, укрепляются права и интересы человека, что и составляют основы отношений в современном мире.

Государство, как политическая организация данной страны зарекомендовала себя, как надежный партнер, продолжая политику интеграции.

Для нас важно, чтобы данные интересы были уравновешены и конкурентоспособны, как на международном уровне, так и внутри страны.

Всё это необходимо для эффективности и прозрачности деятельности нашей страны.

Представления
Представления — это возникаю­щие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, ос­тавшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, кото­рые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нерв­ные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.

Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдель­ных восприятиях.

В представлениях, как и в восприятиях, действительность отра­жается в виде наглядных образов. Представлять — значит мыс­ленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.

Представление — более высокая ступень познания, чем вос­приятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представ­ления — взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исход­ными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но пред­ставления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное сло­во) в их формировании.

Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отра­жающее ряд сходных предметов, является общим. В формирова­нии общих представлений важнейшую роль играет речь, назы­вание одним словом ряда предметов.

В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем пред­ставлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.

Сравните, например, образ Невы — реки, закованной в гра­нит, с образом реки вообще. Образ Невы — это единичное пред­ставление, образ реки — общее. Но даже единичное представле­ние, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на осно­ве отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.

Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.

В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе обра­зования единичных представлений и последующего их обоб­щения.

Общее представление, в отличие от единичного, лишено ин­дивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер — это отражение на­глядных особенностей предметов, явлений, процессов.

Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыж­ке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто пред­ставления возникают на основе деятельности двух или несколь­ких анализаторов и носят синтетический характер.

Представления формируются в процессе деятельности челове­ка, поэтому в зависимости от профессии развивается преиму­щественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балери­ны — двигательный, у химика — обонятельный, у дегустатора — вкусовой.

Мышечно-двигательные представления вызывают так назы­ваемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фик­сированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движе­ние, в этот момент в двигательных центрах коры больших полу­шарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов.

Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно ду­мать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва замет­ному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.

В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку— механическая рука сжимается в кулак.

Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить заду­манное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движе­ния, которые производят речевые органы при решении мыслитель­ной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 208-211.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация представлений

Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.

Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:

  • Зрительные представления;
  • Слуховые представления;
  • Двигательные представления;
  • Осязательные представления;
  • Обонятельные представления;
  • Вкусовые представления;
  • Температурные представления;
  • Органические представления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды представлений 400 руб.
  • Реферат Виды представлений 250 руб.
  • Контрольная работа Виды представлений 220 руб.

Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:

  1. По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
  2. По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
  3. По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.

Классификация представлений

Зрительные представления

В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.

Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.

Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.

Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.

Слуховые представления

К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».

Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.

Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления

К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.

Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.

  • Представления о движении всего тела;
  • Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
  • Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.

Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.

Пространственно-временные представления

В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».

В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.

При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.

По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.

Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Общая характеристика внеурочного курса.

Предложенный внеурочный курс « Твоя профессиональная карьера» может быть полезен каждому при выборе профессии. Выбор профессии определяет жизненный путь на долгое время, учитывая личные склонности к тому или иному виду деятельности. Для этого в ку рс вкл ючены деловые игры, тестирования.

Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на городском рынке труда, тем успешнее будет дальнейший жизненный путь.

Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее, выбрать профессию, которая станет любимым делом.

Изучая этот курс, учащиеся познакомятся:

1.С анализом положения в ведущих отраслях хозяйства.

2.С работой самых успешных фирм города.

3.С примерами кадровой политики конкретных организаций Омска.

4.Познакомят учащихся и с системой высшего, начального и среднего профессионального образования.

Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:

1.Где применить себя?

2.Что такое совместное предприятие?

3.Как правильно выбрать будущую профессию?

4.Какие права и обязанности есть у выпускников школ?

5.Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?

6.Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?

Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Только тогда, когда все это будет принято во внимание, можно рассчитывать на удачу.

Программа имеет модульную структуру. Каждый из трех модулей заканчивается практикой работой учащихся. Это дает возможность индивидуализировать процесс изучения материалов.

Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;

Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Место внеурочного курса.

Внеурочный курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Общее количество часов: в 10 классе— 34 ч

§ 10. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Л юбая работа требует определенной скорости, темпа её выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т.д. Более того, в некоторых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности.

В основе формально-динамических особенностей психики лежат некоторые врожденные особенности, на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы. Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов.

Психические процессы – основа всей жизнедеятельности человека, они тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия, а внимание без мышления.

1. Ощущениеотражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль. Ориентироваться в мире человеку помогают следующие важные ощущении:

  1. Зрительный – цвет, величина, конструкция расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук, шум; https://pbs.twimg.com/profile_images/809363296734343169/Kk-EQYBs_400x400.jpg
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, солёное, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве;
  9. Органические – голод, жажда, общее самочувствие.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.

2. Восприятиеотражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.

В профессиональной деятельности человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль.

Зрительное (рассматривание)– для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета. Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяют её температуру и количество примесей. Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, водителям, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

Слуховые ощущения (слушание) – являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Летчики и авто-техники по звуку определяют частоту вращения двигателя.

Осязательные ощущения (ощупывание) должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.

Вкусовое, обонятельное . Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера.

Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.

3. Вниманиенаправленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.

По степени активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.

Произвольное внимание , в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.

https://konspekta.net/studopediaru/baza25/12429786795866.files/image003.jpg

Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным. Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.

Внимание очень важный психический процесс. Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Внимание характеризуется следующими качествами: объёмом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.

Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии как диктор, бухгалтер, экономист, оператор, машинистка, телеграфист, экономист, агроном и прочие

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера…

Устойчивость внимания – длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, фрезеровщикам, конструкторам.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, учителей, следователей, продавцов, водителей и др..

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя, наладчика оборудования, оператора добычи нефти, педагога.

  • приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;
  • всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;
  • браться за интересную, трудную, но посильную работу; тренировать профессиональное внимание;
  • повышать устойчивость внимания;
  • тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий темп работы;
  • уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или её цели.

4. Представлениенаглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. Бывает временное, пространственное, визуальное, абстрактно-логическое.

5. Воображениепсихический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность.

https://secure.diary.ru/userdir/8/1/1/2/81122/84678735.jpg

6. Мышлениеособая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос, возникший в сознании. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.

Мышление состоит из нескольких операций.

1. Анализ – мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.

2. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а различиями будут их размер и цвет.

4. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.

По характеру решаемых задач выделяют мышление: предметно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Иногда, как вид, выделяют интуитивное мышление.

Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наиболее характерен этот вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному. Людей, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение, у них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы.

Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.

Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара. Наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Но, как и темперамент, очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.

Словесно-логическое мышление – осуществляется с помощью логический операций над понятиями.

Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет и так далее. Если наиболее развито словесно-логическое мышление, то подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.

Чтобы определить, какой вид внимания у вас развит больше и лучше – существуют специальные психологические методики, их можно найти в специальных справочниках или на специализированных сайтах.

7. Памятьспособность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти, характерный для него. Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

Кроме того существует: слуховая, зрительная, словесная, тактильная (осязательная) памяти.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам, конечно же, знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная , т.е. автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Кратковременная память – быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок (мама попросила сегодня купить сахар, завтра это помнить уже не надо).

Оперативная память – хранение информации на определённый срок.

Долговременная память – информация запоминается надолго. Вы помните свой день рождения? А мамы? Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Невольно вспоминаются слова из песни: «А годы летят, наши годы летят, и некогда нам оглянуться назад». Но есть события, которые постоянно помнишь, постоянно возвращаешься к ним, чтобы их достойно отметить. Одним из таких великих событий является День Победы в Великой Отечественной войне, которому в мае 2020 года исполнилось 75 лет. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов.

Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминание. Лучше запоминается то, что связано с интересами личности. Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности Логическая связь мыслей способствует запоминанию

8. Проявления силы-слабости нервной системы выражаются в нескольких показателях:

во-первых , сильная нервная система обладает более высокой работоспособностью, т.е. человек способен в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение, сохранять работоспособность;

во-вторых , в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям (более высокая чувствительность характерна для лиц со слабой нервной системой);

в-третьих , в показателях помехоустойчивости «сильные» в большей степени способны противостоять действию посторонних раздражителей.

в-четвертых , в показателях способности выдерживать действие сверхсильных раздражителей (эта способность выше у лиц с сильной нервной системой).

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость к воздействию сверхсильных раздражителей и, тем самым, повышает надежность его деятельности в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек-машина».

Существуют профессии, в которые необходимо проводить специальный психологический профотбор. Так, лицам со слабой нервной системой не рекомендуется выбирать профессии, в которых возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Однако существуют профессии, где преимущества будут у «слабых». Так, многие «слабые» обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения заданий, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими нервными затратами справляются с однообразной, монотонной работой. Им могут быть рекомендованы профессии, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик алмазов, зубной техник, сборщик микросхем, программист и т.д,). С высокой чувствительностью слабой нервной системы связано, видимо, то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой такого типа. Так, в работе И.А.Левочкиной показано, что из 21 музыкально одаренного подростка, обучающегося в Московском государственном хоровом училище и прошедшего очень сложный конкурсный отбор, 19 оказались представителями слабого типа нервной системы.

Новые слова и понятия

Ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, память, нервная система

Читайте также: