Что такое прикладная профессия

Опубликовано: 10.05.2024

Прикладная информатика в настоящий момент считается одной из самых многообещающих профилей. Студенты, обучающиеся на этой специальности, получают широкий круг знаний, а выпускники могут рассчитывать на хорошую зарплату в любой сфере труда человека.

Прикладная информатика – кем работать после обучения?

Прикладная информатика: что это такое?

Чтобы понять, что это такое, в первую очередь надо разобраться, что такое информатика. Это наука о способах и операциях хранения, сбора, передачи и обработки информации с использованием электронно-вычислительных машин, которые обеспечивают возможность использования информации в выше перечисленных целях.

Это слово (Informatik) ввел эксперт из Германии Штейнбух Карл в 1957 году, а словосочетание «компьютерная наука» зародилось в 1959 году.

Ее можно разделить на следующие разделы:

В этом видео Аркадий Морошников расскажет, с какими трудностями придется столкнуться абитуриенту:

Какие знания получает выпускники этой специальности?

Качество полученных знаний на прямую зависит от студента. В период обучения студент приобретает следующие знания и навыки:

  • Математику, физику и другие дисциплины;
  • Кодирование и объектно-ориентированное программирование;
  • Теория языков программирования;
  • Учится работать с базами данных;
  • Изучает иностранный язык (обычно английский);
  • Учится использовать информационные технологии во множестве областях труда человека;
  • Проводит научно-исследовательские работы;
  • Разрабатывает современные технологии для создания систем и сервисов;
  • Моделирует объекты и процессы с целью решения практических проблем.

Для работодателя эксперт с такими навыками – ценный кадр.

В каких областях применяется прикладная информатика?

Рассматриваемое направление объединяет различные виды деятельности человека. Без него невозможно было бы решать большое количество практических задач во всех сферах.

Например, бухгалтера невозможно представить без компьютера, так как он вынужден решать задачи при помощи специальных программных средств и персонального компьютера.

Программист разрабатывает информационное приложение

Перечислим области, в которых она применяется:

  1. Экономика. Применятся для анализа материала и его последующей классификации;
  2. Образование. Процесс обучения в настоящее время невозможно без инновационных информационных технологий;
  3. Дизайн. Вся деятельность представленной отрасли основывается на всевозможных графических программах и графических редакторах;
  4. Юриспруденция. Специалисты в этой отрасли занимаются созданием и сопровождением специальных программных средств для организации быстрой и качественной работы;
  5. Социология. Изучает общество, а для этого необходимо обрабатывать большое количество материала и работать с различными базами данных;
  6. Химия. Создание и сопровождение специальных программ обеспечивающих моделирование поведения веществ.

Работник, получивший рассматриваемую специальность, востребован не только в вышеуказанных областях, а также во всех сферах деятельности, где используются информационные технологии. Работник с этим профилем также имеет преимущество перед другими кандидатами.

Профессии в области прикладной информатики

Рассматриваемая специальность включает в себя множество востребованных профессий. Поэтому, получив эту профессию, шанс найти хорошую работу по вашему направлению достаточно высок.

Профессии в области прикладной информатики

Выпускник может рассчитывать на следующие должности:

У студента, получившего вышеперечисленные умения, есть возможность заниматься:

  • Веб-программированием;
  • Дизайном;
  • Информационной безопасностью;
  • Разработкой программ решающих различные задачи.

Трудоустройство и зарплата специалиста

Отлично трудоустроенный сотрудник

Ежемесячный доход специалистов в Москве достигает 150 тысяч рублей. Программисты 1С могут рассчитывать на зарплату в 100 тысяч рублей. Заработная плата также зависит от обязанностей сотрудника или проекта, над которым он работает.

В настоящее время специалисты, закончившие рассматриваемую специальность нужны в любой организации. Закончив обучение, выпускник с легкостью отыщет работу, а получив опыт, может рассчитывать на хорошую заработную плату.

Видео: предметы и трудоустройство

В этом ролике Михаил Дербенев расскажет, какие предметы изучают на факультете прикладной математики, кем работают специалисты:

Что собой представляют прикладные науки? Это направление имеет большую важность или нет? Зачем они необходимы? Что нам дали прикладные науки? Примеры, а также ответы на эти вопросы можно будет найти в рамках статьи.

О науке

прикладные науки это

Особенности

прикладные науки примеры

О результате

прикладные экономические науки

Прикладные науки – это сфера деятельности, которая направлена на то, чтобы добиться реализации практической цели. В современном мире под ними понимают бизнес-проект, даже если конечный результат – это решение какой-то социальной задачи. В роли заказчика и инвестора выступает та организация, которая хочет достичь определённой цели. Если говорить о государстве, то его интересуют следующие аспекты: оборона, общедоступная медицина, освоение космоса, инфраструктурные проекты и так далее. Бизнес же финансирует исследования только в том случае, если есть понимание, что он получит и каким образом из этого можно будет извлечь прибыль на практике. В случае нехватки специалистов ему на помощь приходит университет прикладных наук (или даже несколько таких организаций). Их задача заключается в том, чтобы предоставить или на заказ подготовить специалистов, которые смогут решать целый ряд практических задач в определённой сфере.

Пример

прикладные юридические науки

Мы уже достаточно внимания уделили теории, которая рассказывает, чем же являются прикладные науки. Примеры помогут нам разобраться в них ещё лучше. Давайте рассмотрим атомные проекты. Когда ставится задача создать ядерное оружие, то она решается как бизнес-проект. Так, подбираются кадры (не только научные, но и управленческие). Затем определяются сроки, объем финансирования, выстраивается цепочка задач, которая приводит к необходимому результату. Создаются необходимые институты (у нас в качестве примера можно привести им. Курчатова). В промышленности организуются новые предприятия, которые занимаются сырьем, материалами, оборудованием и конечными изделиями. Чтобы руководить и координировать всю массу людей и процессы, создают управляющие органы. Таким образом создаётся комплексный проект.

Рабочие особенности

Когда создаются новые проекты, которыми занимаются прикладные науки, это не ведёт к привлечению новых задач академических институтов. Да, из них вербуются ученые, но только те, кто готов работать в новых правилах, когда отсутствует свобода научного творчества, а подчас существуют и значительные ограничения и для каждой отдельной личности. Те, кто к такому не готов, остаются в сфере фундаментальной науки. Но кто согласен применять знания на практике, обычно вознаграждается значительными материальными благами. Также это сопровождается максимальным благоприятствованием со стороны государства.

Сегодняшний день

университет прикладных наук

Давайте рассмотрим прикладные экономические науки. На данный момент государствами для регуляции хозяйственной жизни страны используются монетаристские методы, самые «молодые» из которых датируются 30-ми годами прошлого столетия. Они заключаются в регулировании массы денег, процентной ставки по банковским кредитам и так далее. Но прошло уже немало времени, возникло много других концепций и методов, которые теоретически (а подчас и практически) концентрируют внимание на том, что внимание следует уделять таким вещам, как человеческий капитал. Хотя он имеет и более длительный срок отдачи, но одновременно является более эффективным, стабильным и надёжным.

Нечто подобное можно сказать и про прикладные юридические науки. Это они предложили целый ряд существенных усовершенствований (например, прямое народовластие посредством использования компьютера, возможность дистанционной подачи заявлений с использованием интернета и так далее). Конечно, во многом они действуют с другими секторами науки (например, информационными технологиями). Но вместе они позволяют создавать более совершенный механизм по государственному управлению и правовым взаимоотношениям.

Современная система образования предполагает классификацию направлений подготовки по ступеням: бакалавриат, магистратура и аспирантура, а также по характеру – гуманитарные и прикладные специальности. К первой категории относят те профили, которые позволяют развивать науку, отрасль, человека без физических и иных усилий. В этом случае достаточно теоретических знаний, каких-либо наблюдений и пр. Прикладные специальности предполагают непосредственное использование полученного багажа знаний и навыков для создания новой материальной ценности, которую можно будет лицезреть, трогать, ощущать и пр.

Современная система образования предполагает классификацию направлений подготовки по ступеням: бакалавриат, магистратура и аспирантура, а также по характеру – гуманитарные и прикладные специальности. К первой категории относят те профили, которые позволяют развивать науку, отрасль, человека без физических и иных усилий. В этом случае достаточно теоретических знаний, каких-либо наблюдений и пр. Прикладные специальности предполагают непосредственное использование полученного багажа знаний и навыков для создания новой материальной ценности, которую можно будет лицезреть, трогать, ощущать и пр.

Таким образом, прикладные профили призваны воспитать квалифицированных специалистов, способных по окончании Вуза мгновенно приступать к выполнению рабочих обязанностей: работать с конкретным оборудованием, производить товар, оказывать определенную услугу и пр.

Прикладная специальность – это…

Эксперты все чаще выделяют значимость и необходимость прикладных направлений подготовки, так как они предполагают обучение с учетом действующих правил, требований и рекомендаций работодателей, обретения студентами конкретных знаний и навыков, которыми они будут пользоваться как в повседневной, так и трудовой жизни.

Классификация наук

Что относят к прикладным наукам?

Прикладные профессии сочетают в себе теоретическое погружение в выбранную отрасль, а также обязательную практическую и узкоспециализированную подготовку специалистов в конкретной области, с учетом особенностей рабочих условий и пр. В настоящее время более 43% выпускников бакалавриата обретают квалификацию «прикладной бакалавр», благодаря чему с легкостью устраиваются на работу в рамках покоренной профессии.

Освоение прикладной профессии предполагает, что студент (а в будущем квалифицированный дипломированный специалист) будет работать с конкретным материалом (будь то информация, сырье, персонал, документы и пр.), совершенствовать ситуацию на предприятии или в его отдельном сегменте, оказывать непосредственное воздействие на принятие решений и конечный результат. В рамках выбранного профиля он научится правильно работать с основой, овладеет всеми приемами, программами и прочими нюансами.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

На сегодняшний день согласно списку Минобрнауки РФ к числу прикладных направлений подготовки относят более 60 специализаций, среди которых можно встретить, как топовые и востребованные профили, так и малоизвестные и менее популярные среди абитуриентов. К их числу относят: хореографию, машиностроение, радиофизика, химическая технология, металлургия, туризм, право, экономика, геодезия, товароведение, нефтегазовое дело, механика, приборостроение, строительство, конструирование, информатика, сестринское дело и пр.

Особенности теоретической подготовки специалистов прикладного профиля

Без изучения теоретических аспектов по специальности обрести реальные качества невозможно. Поэтому все студенты без каких-либо исключений с первых курсов приступают к освоению общеразвивающей и базовой программы, включающей в себя основы по профилю: введение в специальность, изучение профессиональной терминологии, исторических аспектов появления профессии, отдельные категории, теории и правила и пр.

На первом курсе студенты изучают общеразвивающие дисциплины, чтобы научиться грамотно работать с информацией. Затем они постепенно погружаются в профильную часть, начиная с простейших предметов, понятий и постепенно углубляясь в «корень». Притом становление прикладников акцентировано не только на теории, но и параллельной практической подготовке, на которую отводится более 50-60% учебного процесса. Теория и практика будут взаимодополняемыми: учащиеся будут выполнять конкретные задания после прохождения теоретического курса, а также дополнять свои знания и профессиональные качества непосредственно во время прохождения практики.

Особенности теоретической подготовки специалистов прикладного профиля

Образовательный процесс студентов прикладных специальностей

Теоретический раздел будет акцентирован именно на тех предметах, которые важны для специалиста конкретной отрасли. Чаще всего он сосредоточен на точных науках, требующих разборчивости, конкретики, владения всеми нюансами: химия, математика, физика, механика, термодинамика, черчение, экономика и пр.

Важно отметить, что продолжительность обучения будет стандартной. Она не зависит от характера выбранной специальности (гуманитарная, прикладная и пр.) и составит у бакалавров – 4 года, у магистров – 2 года, у аспирантов – 3 года. Отличия будут наблюдаться непосредственно в учебной программе и организации учебного процесса в конкретном ССУЗе или ВУЗе. Но у «прикладников» больше внимания всегда уделяется практической подготовке.

Специфика практической подготовки специалистов прикладных направлений

Развитие реальных профессиональных качеств и навыков в рамках прикладных профессий происходит несколькими способами:

  • Организация и проведение исследовательских и иных практических занятий: семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, научно-исследовательские работы. В этом случае предполагается, что студент будет самостоятельно изучать отдельные аспекты и выполнять конкретные задания, требующие усилий, использования теоретического багажа для получения конечного результата и выработки окончательного решения, устранения проблемы и пр.
  • Прохождение практики. Данный аспект предусмотрен по всем направлениям подготовки, но у прикладников он особенный. Его специфика проявляется в том, что практиканту доверяют выполнение конкретных поручений, заданий практического плана. Практика в этом случае может проходить более продолжительный период времени – вплоть до 6 недель.
  • Самостоятельное изучение и самообразование. Программа прикладников предполагает более высокую долю вопросов, подлежащих самостоятельному изучению. В частности, для работы специалистам нередко требуется опыт работы с конкретным оборудованием, программой, техникой. Подобного предмета не наблюдается в составе учебного плана, поэтому осваивать «новые горизонты» придется самому или с помощью дополнительного обучения, во время стажировки и пр.

Особенности выполнения студенческих и научно-исследовательских проектов по прикладным направлениям подготовки

К студенческим и исследовательским работам будут предъявляться стандартные и специфические требования.

Стандартные предполагают ограничения по объему, оформлению, порядку изложения мыслей и описания хода исследования и пр. Дополнительные требования будут затрагивать непосредственно профессиональную деятельность специалиста: учет всевозможных правил безопасности, охраны труда, знание основ проектирования и черчения, определение химических и физических свойств объекта, учет материалов и ценностей и пр. Притом специфические параметры будут напрямую соприкасаться с выбранной специальностью: ля экономистов – знание правил учета, оформления ценностей, методик расчетов и анализа ситуации и пр., для юристов – тотальное знание законов и умение пользоваться ими, для строителей – порядок возведения зданий, техника безопасности, специфика подбора стройматериалов, техников – владение приборами, техника безопасности и пр. Все эти нюансы должны будут найти отражение (описание) в письменной работе: курсовой проект, отчет по практике, ВКР и пр.

Написание научной работы по прикладным специальностям

Специфика написания студенческих и научно-исследовательских работ по прикладным направлениям

Выполнение студенческих и научно-исследовательских проектов «прикладников» предполагает наличие четкой структуры. В составе исследований будут присутствовать теоретический и практический раздел. В теории важно осветить лишь те понятия, методы, приемы и особенности, которые пригодятся при реализации последующих разделов.

Написание практической части курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы предполагает проведение эксперимента или выполнение конкретного задания с учетом действующих норм, требований и правил. Данный элемент не обойдется без расчетов, таблиц, графиков, аналитики, призванных диагностировать реальную проблему и подобрать оптимальный способ ее решения с учетом возможностей объекта исследования. В этом деле «на страже порядка» будут стоять такие критерии, как внимательность исследователя, достоверность данных, точность расчетов и отображения графических материалов, четкая и точная аргументация выводов.

Для выполнения исследований прикладного плана нередко требуется создание специальных условий, наличие специфического оборудования, программ и пр. Для этого авторам приходится проводить немало времени в различных лабораториях, специально оборудованных классах, владеть нужными программами и техникой (например, по черчению, учету, моделированию, проектированию и пр.).

Обязательными элементами курсовых, дипломных и научных работ «прикладников» будут расчетно-графическая часть, аналитический раздел, апробация результатов исследований или прогнозирование результатов, технико-экономическое обоснование предложений. Без этих разделов исследование немыслимо.

Освоить прикладные направления можно как в ССУЗе, так и в ВУЗе. Существенных отличий не будет: требования к учащимся предъявляются одинаковые. Единственным отличием может быть состав образовательной программы (дисциплины), соотношение теории и практики и пр.

Команда образовательного центра Disshelp готова помочь студентам прикладных специализаций в выполнении всех видов письменных работ: контрольные курсовые, научно-исследовательские, дипломные и пр. Мы гарантируем высокое качество, оригинальность текста, соблюдение всех условий и требований. У нас трудятся педагоги топовых ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты с многолетним стажем работы и пр. Оформить заявку можно здесь и сейчас.

Прикладной бакалавриат – это экспериментальные программы вузовской подготовки практико-ориентированных специалистов младшего и среднего производственно-управленческого звена.

На первом уровне высшего образования есть разные виды программ: классический академический и экспериментальный прикладной бакалавриат.

Что значит «прикладной бакалавриат»

Идею учить в университетах профессионалов, без всякой дополнительной подготовки готовых сразу же после выпуска работать на производстве, в 2009 году предложило правительство. Концепцию эксперимента Кабмин представил в постановлении № 667. Более детально она изложена в приказе Минобрнауки № 423.

Суть эксперимента состояла в том, чтобы объединить программы СПО (среднего профобразования) и ВО (высшего образования) для того, чтобы за четыре года подготовить профессионала, хорошо подкованного теоретически и отлично обученного практически. Из уровня СПО в учебные планы включалась прикладная подготовка, от бакалавриата – академическая (то есть теория). Стажировкам и практике на производстве отводилось не меньше 50 % всего учебного времени – фактически в стенах вузов прикладные бакалавры проводили два года и столько же – на предприятиях и в организациях.

Прикладной бакалавр – по определению Минобрнауки, это образовательная квалификация, которую присваивают выпускникам основных образовательных программ уровня бакалавриата, разработанных с целью дать студентам компетенции для решения технологических задач в разных сферах социально-экономической деятельности. Сразу же после окончания вузов прикладные бакалавры готовы работать на производстве по полученной специальности.

Обучение в прикладном бакалавриате строилось по ФГОС высшего образования и с учетом профстандартов специальностей и направлений СПО и ВО. При этом программы вузы формировали при обязательном участии работодателей – они решали, к каким именно видам профессиональной деятельности надо готовить будущих выпускников (проще говоря, чему конкретно учить), и предоставляли базу для производственной практики.


Направления прикладного бакалавриата

Технологии взаимодействия колледжей, вузов и предприятий-работодателей при подготовке студентов в прикладном бакалавриате отрабатывались по 12 направлениям, в основном инженерным:

  • ракетно-космическая и авиационная техника;
  • автоматика и управление;
  • химические и биологические технологии;
  • энергетика, электротехника и энергетическое машиностроение;
  • радиотехника, электронная техника и связь;
  • информатика и (ВТ) вычислительная техника;
  • металлургия, металлообработка и машиностроение;
  • приборостроение и оптическая техника.

Для гуманитариев программы прикладного бакалавриата высшие учебные заведения разрабатывали в четырех укрупненных группах специальностей:

  • экономика и управление;
  • социальные науки;
  • гуманитарные науки;
  • педагогика и образование.

В общей сложности по этим 12 укрупненным группам дипломы прикладных бакалавров могли получить студенты, изучавшие 60 профилей. Среди них были пользующиеся популярностью у абитуриентов реклама и PR, гостиничное дело, юриспруденция, туризм, бизнес-информатика, нефтегазовое дело, дизайн архитектурной среды и другие.

На начальном этапе в эксперименте участвовали 44 вуза, среди которых были ведущие университеты страны: МИФИ, МИСиС, РАНХиГС, УрФУ им. Ельцина, РГСУ, НГТУ им. Алексеева, КНИТУ-КАИ (Казань). В 2013 году Минобрнауки выделило бюджетные места для приема на учебу прикладных бакалавров уже 80 вузам.

Различия прикладного и академического бакалавриата

Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.


Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата

Высшее, первого уровня

Высшее, первого уровня

Срок обучения (очно)

В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики

Очно, заочно, очно-заочно

240 зачетных единиц

240 зачетных единиц

Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)

Ксения Крашенинникова

Современный мир изменчив и непостоянен, и высшее образование неизбежно перенимает на себя эти же свойства. В свою очередь, это рождает множество вопросов: какие перспективы возможны после вуза? В чем качественные отличия прикладных специальностей от неприкладных? Каковы плюсы тех и других?

Чуть-чуть экскурса

Сейчас кажется чем-то самим собой разумеющимся, что высшее образование должно послужить подготовительной базой для профессиональной карьеры. Однако так происходило далеко не всегда.

Еще в Средневековье университеты были такими местами, в которых желающие могли посвящать себя изучению истин и созданию нового знания: теологического, медицинского, философского, юридического. Высшая миссия университетского образования заключалась в совершенствовании знания как такового.

Эта миссия никуда не исчезла. Однако, как мы уже говорили, на сегодняшний день многое изменилось. К исторически сложившемуся мнению прибавилось представление о том, что главная задача вуза в обучении студентов профессиональным техникам и знаниям, с которыми выпускник сможет тут же приступить к реальной работе.

Эта неразбериха вынудила поделить высшее образование на прикладное и неприкладное. Какие, к слову, специальности могут считаться прикладными? Все те, к которым не возникает вопросов: «А кем потом работают эти люди?». Это туризм, прикладная информатика, гостиничное дело, деревообработка, металлургия, журналистика и многое-многое другое.

Тогда, кажется, разобрались с лозунгом. «Выбирай специальность в зависимости от того, что тебе нужно: подготовка к профессии или развитие интеллектуальных способностей (и сделай предсказуемый выбор в пользу первого)».

На самом деле, все не так просто и очевидно.

На фундаментальном образовании не стоит крест безработицы, как может сложиться впечатление. Оно наиболее полно отражает идею высшего учебного заведения, так как формирует масштабное разнообразное знание у студентов, более широко охватывает все направление обучения. А раз охват больше, то, в каком-то смысле, профессиональный диапазон у «фундаментала» больше.

Данная узконаправленность более понятна работодателю, ему яснее видится возможный функционал работника. В таком случае, успех трудоустройства «фундаментала» зависит напрямую от устраивающегося, поскольку из-за широты неприкладного образования не

сформированы ясные механизмы устройства (как, например, этим славятся металлургические факультеты в городах с металлолитейными заводами).

Еще один важный момент.

Во что вам закрытыми глазами легче попасть пальцем: в пуговицу или яблоко? Очевидно, что в яблоко, потому что его площадь больше. Выбирая узкую прикладную специальность, многие вчерашние школьники рискуют получить неподходящее для них образование, которое, спустя год-два, отобьет всякое желание работать по специальности. Такое происходит нередко. У «неприкладников» с этим немного легче: широта специальности открывает им более разноплановый круг практик и образовательных курсов, которые можно опробовать, примерить на себе и понять, что окажется «вашим пальто».

Что же тогда делать?

Как получить более конкретное и «полезное» в будущем образование, и при этом не попасться на минное поле рисков?

Существует схема, по которой многие студенты ходят проторенной дорогой.

Не забывайте, что кроме бакалавриата есть еще и магистратура, программа которой всегда очень конкретна и узка.

Какой путь вам окажется наиболее близким – решать вам. Следует учесть временные траты, перспективы направлений, ваши индивидуальные предпочтения и возможности. При этом не будем забывать, что оба образовательных лагеря одинаково сталкиваются с одной и той же проблемой при трудоустройстве – с опытом работы. Он нужен всем. Только осознанный подход поможет вам разобраться с выбором. Желаем удачи!

Читайте также: