Что такое профессиограмма формула профессии

Опубликовано: 04.07.2024

В традиционной «Формуле профессии» (по Е.А.Климову) выделяются следующие обобщенные характеристики профессий. Позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) Типы профессий – по предмету труда: природа – П; техника – Т; человек – Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х.

2) Классы профессий – по целям труда: гностические Г; преобразовательные – П; изыскательные – И.

3) Отделы профессий – по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также – теоретические средства – Ф.

4) Группы профессий – по условиям труда: бытовой микроклимат – Б; открытый воздух – О; необычные – Н; моральная ответственность – М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию повар: предмет труда – природа (П) и художественный образ (Х), цели труда – преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда – ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда – необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например. при анализе профессии токарь ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» - Ответ «техника» его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника – это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно…».

Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А.Климовым вариант «Формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е.А.Климова «Схема анализа профессии» (см. Таблицу 2).

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию»):

- сначала детям самим предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

- быстро обнаруживается, что они ее вроде бы «знают», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны «конкретные вопросы»);

- и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

- преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

- далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше – конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации:

1. Клиент вообще не знает какую выбрать профессию:

- знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему) – на примере анализа 1-2-х профессий;

- игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг-другу профессии и пытаются отгадать их – см. выше);

- клиент обозначает привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои «пожелания»);

- совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по 5-7 профессий, соответствующих «желательным» характеристикам);

- последующее обсуждение (выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).

2. Клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор:

- знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-2-х профессий);

- но после знакомства со схемой, клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант – пытается ее «отгадать» (из 5-7 вариантов);

- долее – обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии..

ПРОФЕССИОГРАММА - это документ, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик деятельности в совокупности с профессионально значимыми для нее психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими качествами работника.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности).

1.1 Наименование и назначение профессии:

- наименование и код профессии (специальности).

- назначение, распространенность, связь с другими профессиями;

- некоторые аспекты истории и перспективы развития.

1.2 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда:

- уровень технической оснащенности и автоматизации профессиональной деятельности;

- основные орудия и средства труда;

- конструктивные количественные параметры рабочего места;

- параметры рабочей зоны;

- конструкция органов управления;

- основные каналы получения информации.

1.3 Необходимая общая и специальная подготовка:

- подготовка специалиста и основные пути комплектования должности прфессиональными кадрами;

- требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации;

- организация переподготовки и переквалификации в рамках одной отрасли производства.

1.4 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста

( что должен знать и уметь специалист, за что он отвечает).

1.5 Показатели эффективности работы специалиста по критериям:

2. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Санитарно-гигиенические условия:

- соотношение продолжительности работы на воздухе и в закрытом помещении;

- показатели содержания кислорода, углекислого газа, температуры, влажности, шума и вибрации, возможных радиационных, тепловых и других воздействий, ускорения, перегрузки, освещенности и т.д., а также их динамика в течении суток;

- наиболее специфические внешние воздействия;

- физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений;

- возможность и особенности привыкания человека к санитарно-гигиеническим условиям данной специальности.

2.2 Организация и режим труда:

- величина общей и специальной физической нагрузки;

рабочая поза и помещение в пространстве, характер сменности, продолжительность работы в течение суток;

- характеристика нервно-психической нагрузки, длительность сосредоточенного наблюдения, количество поступающих сигналов в единицу времени,

- наличие монотонности в работе, число приемов в основных трудовых операциях,

-характеристика темпа работы (свободный или вынужденный),

- периодичность времени и организация отдыха,

- травмоопасность, характер травматизма, основные профессиональные заболевания,

- наличие длительного напряжения, перегрузок, перепадов в характеристиках микросферы, химические и физические неблагоприятные воздействия,

- влияние неблагоприятных факторов на психику и работоспособность,

- меры по улучшение техники безопасности, охраны здоровья.

3.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Характеристика объединения работников, в составе которых специалист выполняет свои обязанности:

- влияние сплоченности на качество выполнения поставленных задач,

- степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной деятельности,

- типичный стиль руководства (директивный, демократический или попустительский),

- интенсивность профессионального общения.

3.2 Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей:

- основные связи специалиста в ходе служебной деятельности по "вертикали и горизонтали",

- степень значимости успешности выполнения работником своих задач

для бригады в целом и мера его ответственности за работу других ее членов,

- возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей, творчества,

- требования к общительности, стилю поведения и т.д.

3.3 Мотивационные аспекты деятельности:

- степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией, обоснованностью его мотивов, наличием

склонностей, интересов, увлечений (каких именно),

- наиболее привлекательные и негативные стороны профессии.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА

4.1 Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистами

- наименование, последовательность и содержание основных задач и операций,

- выделение и описание напряженных моментов деятельности, предъявляющих повышенные требования к социально-психологическим и психофизиологическим качествам работника, характер активизации при этом различных психических функций.

4.2 Особенности приема информации:

- характеристика поступающей информации (состав информационных каналов, преобладающие виды сигналов, распределение информации по форме предъявления и по времени, объем основных сообщений),

- общая структура коммуникаций специалиста,

- типичные помехи при приеме информации, системы анализаторов, находящиеся под преимущественной нагрузкой,

- характеристика динамики, степень напряжения информационных потоков на различных этапах деятельности.

4.3 Особенности переработки информации и принятия решения:

- преимущественные способы переработки и принятия решения, степень их согласованности и ответственности,

- участие и роль в этом различных видов памяти (долговременной, оперативной, логической, зрительной, слуховой), типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-обзорного, логического) и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности),

- влияние личностных качеств на эффективность переработки информации и принятия решения.

5. ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

5.1 Характер и степень изменения психофизиологических функций и их работоспособности:

- особенности влияния различных операций процесса деятельности и факторов внешней сферы влияющих на психическое состояние человека,

- общая динамика работоспособности,

- изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей.

5.2 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста:

- наиболее характерные эмоциональные состояния для данной специальности,

- ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение,

- степень обусловленности ЭС самим процессом деятельности, а также факторами среды и социально-психологическими факторами.

5.3 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний:

- в какой мере изменение состояний влияет на эффективность выполнения работы,

- возможность управления динамикой психических состояний (приемы и средства),

- индивидуальные различия, выраженность тех или иных состояний,

- какие социально-психологические и психофизиологические качества в наибольшей мере обеспечивают преодоление неблагоприятных состояний.

6. ПСИХОГРАММА

6.1 Личностные особенности:

- требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, требования к склонностям и интересам, опыту социального поведения,

- требования к волевым качествам и чертам характера,

- требования к организаторским способностям и другим качествам.

6.2 Сенсорно-перцептивные свойства:

- требования к функциям анализаторов (дифференциальный порог, лабильность),

2. Обсуждение домашнего задания. Учащиеся представляют формулу выбранной (интересующей) их профессии.

3. Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение программного материала

1. Назначение профессиограммы

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают чело вечество в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описания и классификации профессий:

по предмету труда, по профессиональным областям;

по требованиям, предъявляемым к работнику;

по степени самостоятельности в труде;

по напряженности труда и т. п.

Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания.

При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания про фессиональной деятельности и включает в себя общую характери стику профессии и требования, которые профессия предъявляет к че ловеку .

Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:

предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

Профессиограмма – информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащий для ознакомления с избираемой специальностью.

2. Схема профессиограммы

I. Общие сведения о профессии:

1) возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;

2) смежные профессии;

3) спрос на профессию.

II. Характеристика процесса труда:

2) рабочее место;

4) характер работы (монотонный или разнообразный и др.);

5) отрицательные стороны процесса труда.

III. Санитарно-гигиенические условия груда:

1) режим труда и рабочий ритм;

2) основные требования к физическому состоянию организма работающего;

3) медицинские противопоказания;

4) возможные производственные травмы, профессиональные

IV. Психологические требования профессии к человеку:

1) возможные трудности и напряженные ситуации;

2) основные качества, которыми должен обладать работающий:

V. Сведения о профессиональной подготовке:

1) пути получения профессии;

2) условия поступления; 3) продолжительность обучения;

4) основные изучаемые дисциплины;

6) перспективы профессионального роста.

VI. Другие дополнительные сведения о данной профессии.

3. Практическая работа

Задание 1. Записать в тетрадь профессиограмму выбранной или интересующей вас профессии.

Задание 2. На карточках указана профессия и прилагается список из 14 качеств человека. Необходимо выбрать из них только 10 наиболее важных для данной профессии качеств. Выбранные качества проранжировать по степени значимости для данной профессии.

Цель: Развитие умения выделять профессиональные качества,

hello_html_m7ce4c0d.jpg

IV. Итог урока

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал (а) для себя?

Отбор и развитие специалистов в рамках любой профессии требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания. Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии. Выделяют 4 основные характеристики профессии.

1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает):

  • Человек - Ч
  • Природа - П
  • Художественный образ - Х
  • Знаковые системы - З
  • Техника - Т

2. Цель труда (что человек делает с предметом труда):

  • Гностические (познавательные) - Г
  • Преобразовательные - П
  • Изыскательские - И

3. Средства труда (чем человек воздействует на предмет труда):

  • Ручные - Р
  • Механические - М
  • Автоматические - А
  • Электронные - Э
  • Функциональные (возможности и функции организма, например голос) - Ф
  • Теоретические (интеллектуальные) - Т

​ 4. Условия труда

  • Бытовой микроклимат - Б
  • Открытый воздух - О
  • Необычные - Н
  • Экстремальные - Э

При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира-операциониста:

Профессиограмма - описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решаемых задач. Схемы составления профессиограмм тоже разняться. В обобщенном виде профессиограмма включает в себя описании следующих характеристик: объекта и предмета труда, условий, средств и результатов труда, процесса труда и основных характеристик субъекта труда, т.е. требований к профессиональным и личностным компетенциям человека работающего в данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ))

  • image01

изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • технологические процессы сборки, ручной и частично механизированной сварки (наплавки) конструкций;
  • сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;
  • детали, узлы и конструкции из углеродистых и конструкционных сталей и из цветных металлов и сплавов;
  • конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.

Виды профессиональной деятельности выпускника:

  • Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки;
  • Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом;
  • Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе;
  • Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением;
  • Газовая сварка (наплавка);
  • Термитная сварка;
  • Сварка ручным способом с внешним источником нагрева (сварка нагретым газом, сварка нагретым инструментом, экструзионная сварка различных деталей из полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена). ​

Условия труда:

  • Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте и в очень неудобных и опасных позах. Большая нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппарат.
  • Для защиты от тепловых и световых излучений электрогазосварщик в обязательном порядке использует спецодежду и маску (щиток), имеющую защитные светофильтры. Темп работы свободный.
  • Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))может работать как в одиночку, так и в бригадах, взаимодействуя со специалистами других профилей. В этом случае ему необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.

​Области применения профессии :

  • на заводах;
  • на производственных предприятиях;
  • в организациях, занимающихся строительством и ремонтом;
  • в ТСЖ, ЖКО, УК и пр.;
  • в ремонтных мастерских.

​Перспективы карьерного роста :

Для электрогазосварщика возможен горизонтальный (по квалификационным разрядам) и вертикальный (по должностям) рост. Специалист этого профиля в перспективе может стать прорабом и инженером.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (крановщик)

  • image01

Выполняет подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные работы: подъем, перемещение, погрузку, разгрузку, транспортировку деталей, узлов, блоков к месту сборки. Следует за показаниями приборов (указатели грузоподъемности, креномер и др.) и сигнальными жестами стропальщика. Знакомится с записями в специальном журнале, проверяет техническое состояние крана (механизмы, тормоза, канаты, подкрановые пути).

Виды профессиональной деятельности выпускника:

Основными производственными операциями, выполняемыми машинистом, является: передвижение крана, поворот его вокруг своей оси, подъем и опускание груза. Все эти операции машинист осуществляет посредством нажатия на рукоятки управления, находящиеся в кабине крана. Машинист решает где установить кран, учитывая силу и направление ветра, наклон рельефа. С помощью грузчиков производит погрузку, выгрузку и перемещение различных грузов. Следит за исправностью автокрана. Производит его ремонт в случае поломки.

Условия труда:

  • Машинист крана автомобильного работает в различных природных условиях (например: обрывистая местность), малейшая оплошность способна привести к серьезной аварии, поэтому нужно быть особенно внимательным. Помимо этого, кран автомобильный создает вокруг себя зону высокой опасности, и машинист вынужден постоянно следить за тем, чтобы в этой зоне не оказались посторонние люди.
  • Также к неблагоприятным факторам профессии машиниста крана автомобильного, отрицательно сказывающимся на здоровье работающего, относятся повышенный уровень шума, вынужденная рабочая поза, загазованность воздушной среды, поэтому существует перечень ограничений для приема на работу и обучению по этой специальности

​Области применения профессии :

  • в строительных компаниях;
  • на промышленных предприятиях;
  • на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте.

​Перспективы карьерного роста :

По профессии «Машинист автомобильного крана» возможна организация предпринимательской деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

12680 КАМЕНЩИК

  • image01

Каменщик - это рабочий, участвующий в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений из природных и искусственных строительных материалов. К природным строительным материалам относятся разные виды камня, а искусственные изготавливаются из глины, шлака, известково-песчаных смесей и других материалов.

Виды профессиональной деятельности выпускника:

Каменщик производит кладку несущих стен, фундамента, арок, сводок, колонн, участвует в установке оконных и дверных коробок, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях. При кладке стен каменщик должен выдерживать необходимую толщину и ровность шва, проверять соответствие горизонтальности и вертикальности рядов проектным требованиям, проектировать возведение углов и изгибов стены из целых, половинок и четвертинок кирпича. Каменщик может участвовать в ремонте: он выполняет заделку «пустот» новым кирпичом, при соблюдении «швов» и «стыка» старой кладки.

Условия труда:

  • Все необходимые производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточка-кирки, ковша-лопаты, расшивки и других.
  • Высокую производительность труда каменщики достигают только при скоординированной работе в бригаде и в паре. Как правило, каменщик работает вместе с подручным рабочим, имеющим более низкую квалификацию. Подручный должен чувствовать ритм и темп работы ведущего каменщика, без задержки готовить ему фронт работ: расстилать раствор, раскладывать кирпич в том порядке, в котором его будет укладывать ведущий каменщик.

​Области применения профессии :

Строительство и реставрация зданий, производственных помещений, мостов

Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.

Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.

Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.

Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.

Профессиограмма - Что Это?
Профессиограмма - Что Это?

Самая трудная профессия — быть человеком.

Хосе Марти

Описание

Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.

  1. Название специальности. Раздел содержит основную информацию о профессии, её специфические особенности, перспективы развития.
  2. Описание трудового процесса. Раскрывает специфику работы, должностные обязанности, рабочее место.
  3. Знания и навыки. Инструкция указывает перечень задач, которые работник должен уметь выполнять. Анализ профессиональных и личностных качеств для данной специальности.
  4. Квалификация. Минимальный уровень образования, который делает доступной работу по данной профессии. Указываются возможности профессионального роста.
  5. Санитарно-гигиенические условия. Указываются условия труда (необходимый уровень освещённости, максимально допустимый уровень шума и пр.). Рассматриваются предпосылки профессиональных рисков (монотонность труда, повышенный уровень травматизации). Описывается ответственность за получение травм на производстве, выплаты в форс-мажорных ситуациях.
  6. Физиологические и психологические требования к кандидату на должность. В инструкции указываются требования к физическому и психическому здоровью. Раскрываются требования к личностным качествам: интеллекту, внимательности, конфликтности.

Внимание!
Документ уникален для каждой организации.

  • информационные — используются психологами для профориентации клиента, информации об интересующей специальности;
  • ориентировочно-диагностические — дают оценку реальных результатов деятельности, проводят анализ причин аварийных ситуаций, низкой производительности труда;
  • конструктивные — помогают внедрению новых технологий, разработке улучшений условий труда;
  • методические — подбирают методики изучения динамики изменений специализации, способствуют оптимизации рабочего процесса;
  • диагностические — подготовка и переподготовка рабочих кадров.

Как составлять?

Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:

Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.

  • изучение квалификационных справочников;
  • наблюдение за работой профессионалов, проведение хронометража работ;
  • опрос квалифицированных специалистов;
  • проведение экспериментов, тестов с использованием современной аппаратуры;
  • исследования травмоопасности и вредности производства.
  1. Суть специальности, общая характеристика, название по официальной номенклатуре. Указывается диапазон квалификаций: разряды, классы.
  2. Описание трудового процесса, профессиональные требования к работнику, перечисление основных обязанностей. Описываются средства для выполнения работы, конечная цель деятельности.
  3. Профессиональные качества, знания и навыки, необходимый уровень образования и подготовки специалиста. Указывается необходимое физическое состояние работника и болезни, являющиеся противопоказаниями к данному виду деятельности.
  4. Описание условий труда, плюсы и минусы специальности. Профессиональные вредности и возможность травматизма на производстве. В разделе указывается оплата труда, льготы, количество дней оплачиваемого отпуска.
  5. Предъявляемые требования к личностным качествам работника согласно специализации: ответственность, быстрота реакции, коммуникабельность, стрессоустойчивость.
  6. Сведения о возможности получения профессии, методики подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Важно!
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.

Профессиограмма психолога

Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.

  1. Тип и класс специальности. Работа заключается в общении с людьми, испытывающими трудности в адаптации и самореализации. Профессия включает психологическую диагностику, тестирование, аналитическую работу с результатами исследований. Консультирование, просвещение, проведение профориентации.
  2. Направление деятельности. Многоплановое, имеет несколько специализаций: педагога психолога, работающего с проблемными детьми; психолога-консультанта, помогающего людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; психолога-диагноста, создающего на основе методологических тестов психологический портрет индивида; психолога-менеджера, изучающего взаимоотношения в компании с целью улучшения качества работы.
  3. Условия труда. Работа специалиста чаще происходит в помещении. Место работы: образовательные и медицинские учреждения, консультативные центры, кадровые агентства. Инструменты труда психолога — его внутренние качества: способность понять проблему человека и решить её. Технические средства — компьютер, методологические пособия.
  4. Профессиональные требования. Для психолога важно обладать знаниями педагогики, психодиагностики, быть готовым к профессиональной работой с группой лиц по своей специализации. Профессионал должен уметь: устанавливать доверительный контакт с людьми, владеть методами психологической оценки, проводить сбор и анализ информации, разрабатывать действенные программы решения проблем.
  5. Требования к личностным качествам работника. Специалист должен иметь логический и аналитический склад ума, обладать высоким интеллектом, умением ясно выражать свои мысли. Важны коммуникабельность и стрессоустойчивость.
  6. Ограничения для работы по медицинским показаниям. Работать психологом запрещено при наличии заболеваний: патологий центральной и периферической нервной системы, снижения когнитивных функций, болезнях органов речи, зрения и слуха.
  7. Возможность получения специальности. Психолог — специалист с высшим образованием, окончивший высшее учебное заведение данного профиля. Современным методикам исследования и анализа обучают на курсах повышения квалификации, специализированных семинарах, тренингах.

Примеры

Агроном


Содержание труда Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель.
Знания и умения Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая
Профессиональные качества Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом
Медицинские противопоказания Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм.
Пути получения профессии Сельскохозяйственные институты и техникумы.

Экономист


Содержание труда Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей
Знания и умения Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями
Профессиональные качества Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость
Медицинские противопоказания Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха
Квалификационные требования Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы

Водитель троллейбуса

Содержание деятельности Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок
Знания и навыки Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт
Условия труда Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию
Личностные требования Быстрота реакции, внимательность, ответственность
Медицинские противопоказания Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения
Где можно приобрести специальность ПТУ, курсы обучения водителей

Профессиограмма — инструмент для подбора кадров

Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.

Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.
Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.

Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.

А вам приходилось иметь дело с профессиограммой? Помогла ли она вам при трудоустройстве? Просьба оставить свой комментарий.

Читайте также: