Профессия движенец на жд что это такое

Опубликовано: 04.07.2024

Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.

В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

Описание и характеристика

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

  • рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
  • служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО "Российские железные дороги". Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • "подвижной состав железных дорог" по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • "эксплуатация железных дорог",
  • "системы обеспечения движения поездов" по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей",
  • "технология транспортных процессов".

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство",
  • "электроснабжение",
  • "организация перевозок и управление на транспорте",
  • "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог",
  • "автоматика и телемеханика на транспорте".

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Кому подходит

Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.

Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:

  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • ответственность, надежность и трудолюбие,
  • готовность работать посменно,
  • коммуникабельность,
  • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
  • бдительность и щепетильность в работе,
  • хорошая координация движений.

И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Как построить карьеру

Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Железнодорожное сообщение обеспечивает связь между городами и странами. Многие пассажиры давно оценили удобство такого вида транспорта. Однако далеко не всем известно, что бесперебойную работу поездов, которые занимаются доставкой людей и грузов, обеспечивает довольно внушительное количество сотрудников. История развития профессии железнодорожника началась несколько десятилетий назад и не теряет свою актуальность до сих пор. Давайте узнаем ее основные особенности.

физика в профессии железнодорожника

Описание

Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.

Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.

Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование. В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.

профессия железнодорожник для детей

Особенности

Рабочие профессии железнодорожников требуют особой выносливости, так как предполагают довольно тяжелые условия труда. Нередко приходится выполнять обязанности на протяжении суток, независимо от времени дня и погодных условий. Даже в дождь или снег работы могут продолжаться. Не менее сложной можно назвать работу под палящим летним солнцем.

Работа железнодорожника требует наличия ответственности. Ведь от действия сотрудников зависит безопасность пассажиров во время передвижения.

Внимательность - важное качество в профессии железнодорожник, которое позволяет не нарушать графики движения, не допускать неисправностей железнодорожного транспорта или путей, по которым происходит его перемещение.

Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами. Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать.

математика в профессии железнодорожника

Основные обязанности

Конкретный перечень зависит от выбора специальности. Однако есть некоторые общие обязанности, которые объединяют профессии железнодорожников. Надо также сказать, что уровень оплаты будет отличаться. Зависит он не только от квалификации, но и спектра выполняемых обязанностей.

Профессии железнодорожников предполагают выполнение невероятного широкого спектра работ, начиная физически тяжелым трудом, который требует соответствующей подготовки, и заканчивая выполнением умственной работы, требующей наличия высокой квалификации и соответствующих знаний.

Необходимое образование

Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.

Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.

Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.

железнодорожные профессии

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Где работают?

Наиболее привлекательные вакансии для потенциальных соискателей, как правило, предлагает ОАО «Российские железные дороги». Это наиболее известная компания в данной сфере. Однако существуют и другие работодатели, которые набирают сотрудников с различными квалификациями.

РЖД предпочитает принимать в ряды собственных сотрудников бывших выпускников специализированных учебных заведений. Например, железнодорожных колледжей и университетов. Однако найдутся вакансии и для тех, кто оканчивает краткосрочные курсы. Если же вы готовы выполнять физически тяжелый труд, достаточно лишь обладать крепким здоровьем. Если вы планируете занять вакансию, связанную с общепитом, будьте готовы предоставить будущему работодателю санитарную книжку.

качество профессии железнодорожник

Перечень

Важно понимать, что железная дорога представляет собой колоссальную систему. Для обеспечения ее бесперебойного функционирования нужна целая команда специалистов, каждый из которых будет выполнять определенные обязанности.

Давайте перечислим основные профессии железнодорожников. Для детей они также могут представлять интерес. Ведь каждый из них рано или поздно будет выбирать будущую специальность.

  • Дежурный по станции.
  • Диспетчер.
  • Обслуживающий персонал.
  • Путевые обходчики.
  • Осмотрщики-ремонтники.
  • Электромонтер.
  • Машинист.
  • Начальник поезда.
  • Проводник.
  • Сигналист.

физика в профессии железнодорожника

Дежурный по станции

Обязанность данного специалиста состоит в составлении поминутного расписания, а также в контроле за движением пассажирских и грузовых составов. Довольно ответственная профессия, представитель которой фактически выполняет руководство всей станцией, принимая и отправляя поезда. Именно ему подчиняются остальные сотрудники, которые находятся на территории станции. Зарплата на данной позиции составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Диспетчер

Данный специалист координирует движение поездов, поддерживает связь с машинистами. Нужно обладать повышенной внимательностью, а также быть готовым к двенадцатичасовым сменам. Зарплата на данной позиции сильно зависит от региона и, как правило, варьируется от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.

Обслуживающий персонал

Данная категория работников включает в себя внушительное количество сотрудников, объединенных общей целью – обеспечить комфортное нахождение в здании вокзала. Это продавцы, повара, вахтеры, упаковщики и т. д. Как правило, требования к представителям данных вакансий невысоки, как и заработная плата за выполнение обязанностей.

Путевые обходчики

Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.

Осмотрщики-ремонтники

Представители данной вакансии контролируют состояние пассажирских или грузовых поездов, а также отдельных вагонов. Кроме этого, они выявляют неисправности, раздают задания ремонтным бригадам или самостоятельно ликвидируют незначительные неисправности. В среднем доход на данной позиции составляет от пятнадцати до тридцати пяти тысяч рублей.

Электромонтер

Данный сотрудник следит за исправностью светофоров и прочего оборудования. Предполагает некоторую опасность, так как работать предстоит с электричеством. Как правило, требуется наличие среднего специального образования. В среднем доход составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Машинист

Отвечает за движение железнодорожного транспорта. Машинист управляет поездок, а также следит за соответствием плану передвижения. Чтобы занимать данную вакансию, нужно пройти соответствующее обучение. Средний уровень зарплат составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

описание профессии железнодорожника

Начальник поезда

Следит за техническим состоянием и работой поезда. Если начальник работает на пассажирском поезде, помимо прочего, он должен руководить проводниками, а также контролировать безопасность и комфорт пассажиров. Уровень зарплаты, как правило, начинается от двадцати тысяч рублей.

Проводник

Зоной ответственности данного сотрудника становится пассажирский вагон. Проводник контролирует посадку и высадку пассажиров, отслеживает наличие необходимых бытовых принадлежностей, а также их предоставление пассажирам. Нередко представителями данной профессии становятся женщины. Уровень зарплаты колеблется от двадцати до сорока тысяч рублей.

Все о железнодорожных профессиях

Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.


Обзор вокзальных специальностей

Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.

Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:

  • руководителя отделения обработки багажа;
  • главный начальник вокзала;
  • руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
  • кассиров;
  • охранников.

Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.

Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.


Станционные профессии

Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.

Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:

  • подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
  • сцепка-расцепка подвижного состава;
  • крепление останавливаемого транспорта;
  • работы с тормозными рукавами;
  • переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
  • координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.


Составители поездов подчиняются:

  • дежурным по станции;
  • диспетчерам маневрам;
  • дежурным по парку или по горке.

Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.

Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.

Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.


Описание путевых специальностей

На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:

  • главные линии высокого напряжения;
  • механизированные стрелки;
  • системы автостопа;
  • семафоры.

Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.

Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.


Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.

Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.

Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.

Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.


Инженер по эксплуатации:

  • лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
  • при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
  • маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
  • составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
  • готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.

Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.

На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, кто такой движенец на железной дороге? На вопрос кто такой локомотивщик и какие профессии с ним связаны ответ приходит мгновенно, а вот по поводу движенца остается недопонимание. Понятие движенец на железной дороге включает в себя несколько различных профессий и обобщает их суть в одно целое определение. Именно об этом я хочу рассказать в данной статье…

ДВИЖКИ — КОРОЛИ

Так кто же такой движенец на железной дороге? Движенец - это работник, который занимается организацией и управлением процесса перевозок на железнодорожном транспорте.

КЕМ РАБОТАЮТ ДВИЖЕНЦЫ

Если вы хотите стать железнодорожником, но не можете сделать выбор в пользу той или иной профессии, то я постараюсь рассказать какие должности занимают движенцы и в чем заключается суть работы в той или иной должности.

Доведу до вас самые распространенные и наиболее часто встречающиеся должности, которые относятся к категории рабочих и специалистов. Руководящие посты в данной статье рассматриваться не будут.

  1. Составитель поездов.

Самая низшая должность в карьере движенца мужского пола, относящаяся к категории рабочих и являющаяся стартовой ступенью для молодого человека с высшим железнодорожным образованием.

Составитель поездов производит формирование и расформирование поездов, различных составов при выполнении маневровой работы на железнодорожных путях станции. Помимо этого, составитель поездов осуществляет подачу и уборку вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, которые примыкают к станциям Российских железных дорог.

Полный перечень должностных обязанностей составителя поездов зависит от класса железнодорожной станции, а также от объемов и характера ее работы.

2. Приемосдатчик груза и багажа.

Самая низшая должность в карьере движенца женского пола, относящаяся к категории рабочих и являющаяся стартовой ступенью для молодой девушки с высшим железнодорожным образованием.

Приемосдатчик осуществляет пономерной учет вагонов на станции, уведомляет грузополучателей и грузоотправителей о прибытии в их адрес вагонов и грузов, принимает от них же вагоны в коммерческом отношении, ведет и оформляет станционные документы.

Полный перечень должностных обязанностей приемосдатчика груза и багажа зависит от класса железнодорожной станции, а также от объемов и характера ее работы.

3. Оператор станционного технологического центра (Оператор СТЦ).

Должность также относится к категории рабочих и является начальным этапом трудовой деятельности движенца на железной дороге. Как правило, должность занимают молодые девушки и женщины, но возможны факты работы молодых людей и мужчин.

Оператор СТЦ принимает, отправляет и передает информацию о поездах, вагонах, грузах, производит натурную проверку номеров вагонов в поездах, ведет непрерывный номерной учет наличия и расположения вагонов на путях станции, подсчет данных и веса накопленных групп вагонов, составляет натурный лист поезда, формирует и получает справки и технологические документы на поезда.

Полный перечень должностных обязанностей оператора СТЦ зависит от класса железнодорожной станции, а также от объемов и характера ее работы.

4. Дежурный по железнодорожной станции (ДСП).

Должность относится к категории специалистов и на нее можно попасть непосредственно сразу, после окончания техникума или университета, а можно повыситься из составителя поездов, приемосдатчика груза и багажа, оператора СТЦ.

Дежурный по станции является сменным помощником начальника железнодорожной станции и единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями на станции. ДСП единственное лицо на станции, которое имеет право принимать решения в области движения поездов. Также он является руководителем смены и именно ему подчиняются все работники станции.

Работа дежурного по железнодорожной станции является очень ответственной, так как эта должность связана с безопасностью движения поездов и маневровой работы. Она требует знания множества правил и инструкций, а также наличия определенных человеческих навыков и качеств. Перед вступлением на должность, необходимо сдать психологический тест, разрешающий или запрещающий работать ДСП, а также экзамен на знание нормативной и технической документации.

5. Маневровый диспетчер (ДСЦ).

Должность относится к категории специалистов и на нее могут претендовать кандидаты, которые проработали в должности дежурного по железнодорожной станции определенное количество времени.

На крупных железнодорожных станциях руководителем смены является не ДСП, а маневровый диспетчер. Именно он руководит всей маневровой работой станции и доводит указания по этой работе до ДСП.

Работа ДСЦ, аналогично работе ДСП, является весьма ответственной. Всеми качествами и знаниями, предъявляемыми к ДСП, должен обладать и маневровый диспетчер.

6. Поездной диспетчер (ДНЦ).

Должность относится к категории специалистов и на нее могут претендовать кандидаты, которые проработали в должностях дежурного по железнодорожной станции, маневрового диспетчера, заместителя начальника станции и начальника станции определенное количество времени.

ДНЦ это тот человек, который единолично руководит движением поездов на своем поездном участке или еще его принято называть диспетчерским кругом. Диспетчерский круг может достигать расстояния до 200 км. Другими словами, ДНЦ руководит дежурными по железнодорожной станции, которые входят в его диспетчерский круг. Также диспетчеру в оперативному порядке подчиняется руководство железнодорожной станции.

Работа поездного диспетчера является еще более ответственной, чем работа дежурного по станции, так как эта должность связана с безопасностью движения поездов. Она требует знания множества правил и инструкций, а также наличия определенных человеческих навыков и качеств. Перед вступлением на должность, необходимо сдать психологический тест, разрешающий или запрещающий работать ДНЦ, а также экзамен на знание нормативной и технической документации.

ДРУГИЕ ДОЛЖНОСТИ

В зависимости от местных условий, на железнодорожных станциях, могут иметь место должности, которые не так актуальны, как выше перечисленные. Таких должностей не очень много, но они могут повстречаться на вашем трудовом пути.

К ним можно отнести такие как:

  1. Сигналист.
  2. Дежурный стрелочного поста.
  3. Дежурный по парку.
  4. Оператор поста централизации.
  5. Оператор при дежурном по станции.
  6. Оператор при поездном диспетчере.
  7. Другие должности, связанные с движением поездов и маневровой работой.

На сегодняшний день данные должности мало распространены на сети железных дорог за счет оптимизации и наделения их обязанностями тех же составителей поездов, операторов СТЦ, дежурных по станции и так далее. Но, несмотря на это, при трудоустройстве вы можете с ними столкнуться и вполне может поступить предложение занять именно такую должность.

ИНЫЕ ВАРИАНТЫ

Железнодорожные профессии очень обширны и должностей, которые может занимать железнодорожник, по пальцам не пересчитаешь уж точно. Если вас не особо зацепила тема стать движенцем, то можете рассмотреть варианты пойти в локомотивщики, путейцы, сцибисты или вагонники. Вариантов кем там поработать масса, главное найти в этой массе себя…

ДВИЖЕНЦЫ - особый вид железнодорожников, так сказать элита (как они сами о себе думают). Движенцами не рождаются, ими становятся. Основное занятие с детства не меняется – это управление движением железных коней сначала на игрушечных железных дорогах, впоследствии на настоящих. Данный вид получается путем нехитрых превращений от простого желания реализовать собственные амбиции путем быстрого карьерного роста с непреодолимым желанием РУКОВОДИТЬ. Либо в силу объективных причин, например не прошел по конкурсу в универе по специальностям связи, СЦБ и вычислительной техники - отчего приходится поневоле менять окраску. При том злой шрам в памяти и желание отыграться на «технарях» остается у данного вида на весь период симбиоза с представителями других видов. Отличительной чертой движенца является боевая раскраска на плечах в виде полосок и. Причем у кого они шире - тот занимает доминирующее положение в племени. Боевая раскраска дает право руководить особями других племен, указывая на недостатки в их развитии. Звуки движенцы издают резкие, гортанные. Часто на вожаков нападает приступ каннибализма, при том жертва сама идет на крик вожака. Хотя иногда жертвы остаются только покусанными (здесь либо у вожака пропадает аппетит, либо жертва регулярно употребляет «огненную» воду и становится невкусной). Никто не знает – почему вожаки движенцев так себя ведут, но в ряде племен существует гипотеза о том, что эволюция данного вида обратно пропорциональна карьере. Размножаются движенцы так же как все, хотя вожаки-самцы иногда имеют до двух семей и до трех четырех самок. Детеныши вожаков по достижении половой зрелости, как правило тоже становятся вожаками.

Движенцы, или станционники - самые важные и самые вредные железнодорожники на всех станциях. Основное занятие станционников - мешать всем смежным службам работать. Они мешают всем, мешают зло и саркастически - локомотивщикам дают команду на отправление, когда помощник убежал по-маленькому, вагонникам и приёмосдатчикам предъявляют одновременно по пять-шесть поездов под обработку на стыке смен, путейцам дают окна в обед или в дождь, даже своих родных башмачников не жалеют - спускают с горки вагоны на разные пути в произвольном порядке. Все железнодорожники очень не любят движенцев, поэтому для отпугивания всяких вагонников или путейцев, станционники надевают красные шапки, но их никто не боится. Станционников боятся только грузоотправители и грузополучатели, их иногда даже называют клиентами. Клиенты бывают денежные и многоденежные, они как правило, являются основным оружием станционников в борьбе против всё тех же ревизоров, а в зависимости от типа конкретного клиента, имеющегося у станционников, можно определить степень их защищённости от неблагоприятных факторов.
Жизнь станционников сера и скучна - поезд принял, поезд отправил. Никакой романтики. В-принципе, сами станционники считают, что они нафиг никому не нужны, что поезда будут точно также ездить как с ними, так и без них, но они об этом никому не говорят, потому что это является ихней великой тайной. Но раз уж так повелось, что если есть станция, то должны быть станционники, значит, их следует беречь и сохранять. Люди! Берегите станционников, без них работа будет скучна и однообразна!
Кассиры билетные. Все женского пола. Окрас зависит от внешних условий, преимущественно синий, в дни приезда комиссий и ревизоров - белый, парадный. Но встречаются молодые особи неформально яркой окраски. Очень любят украшать себя различными блестящими предметами из драгметаллов и постоянно хвастаются украшениями друг перед другом.
Обитают в особых убежищах, именуемых билетными кассами. Ведут сидяче-паразитический образ жизни, встают только для приема пищи (не всегда) или покурить. Паразитируют на нежелезнодорожниках, так называемых пассажирах. Питают особую страсть к дензнакам различного достоинства, которые им приносят пассажиры, и выдают им взамен дензнаков проездные документы. Редко происходит обратный процесс - пассажиры приносят проездные документы и просят вернуть им дензнаки. Кассиры этого очень не любят и если возвращают пассажиру дензнаки, то в количестве гораздо меньшем, чем получили от пассажира ранее.
Используют в своей жизнедеятельности различные орудия труда, по которым делятся на два подвида - кассиры Экспресс, и вымирающий ныне подвид - кассиры безэкспрессные.
Кассиры безэкспрессные отличаются скверным нравом, резким крикливым голосом и используют устаревшее орудие - Ножницы и более прогрессивное БПМФ. Презирают кассиров Экспресс, но втайне им завидуют. Панически боятся терминалов Экспресс. Обитают в симбиозе с подклассом шечевцев - связистов, коих постоянно разыскивают и ругают.
Кассиры Экспресс - более многочисленный подвид кассиров билетных. Также отличаются скверным нравом, крикливым голосом. Используют в своей жизнедеятельности особый инструмент - терминал Экспресс, которого побаиваются, и поэтому всяческим образом стараются его сломать. Если им это удается, то они радостно вызывают своего симбиота - подвид шечевцев, механика Экспресс, и требуют немедленно починить терминал. Как только механик чинит терминал и уходит или просто отворачивается, кассиры Экспресс с удвоенной энергией принимаются доламывать терминал. Презирают неэкспрессных кассиров и не завидуют им. Панически боятся Ножниц, недолюбливают БПМФ.
Оба подвида смертельно боятся своего естественного врага - ревизора. Так как ведут сидячий образ жизни и убежать не могут, то в присутствии ревизора могут имитировать
мнимую смерть - особое состояние, называемое обмороком, из которого выводятся валерианкой. А после ухода ревизора ругают его и пьют огненную воду. Далее, каждый
подвид возвращается к своему излюбленному занятию - соревнованию, кто быстрее и надежнее сломает терминал или БПМФ.
Еще один подвид билетных кассиров - кассиры-проводники. В отличие от остальных видов кассиров ведут активный образ жизни. Любимое занятие для них это охота на безбилетных пассажиров в электропоездах дальнего следования! Обладают теми же привычками что и остальные билетные кассиры, но свои орудия труда БПМ-3Ф выводят из строя более примитивным способом- бьют их об всякие твердые поверхности с большой силой! Очень не любят признаваться в содеянном своим симбиотам - шэчевцам, при этом проявляя недюжинную смекалку и всячески пытаясь задобрить шэчевцев огненной водой! Как и все билетные кассиры смертельно боятся своих злейших врагов-ревизоров и работников ОБЭП.
Способ размножения кассиров до сих пор невыяснен, //учитывая строгую однополость популяции, можно предположить, что размножаются они партеногенезом. Некоторые исследователи усмотрели закономерность - дочь кассира зачастую тоже становится кассиром, что наводит на мысль об отпочковывании молодых кассиров от материнской особи.// Социальная организация их прайдов такова:
В группах билетных кассиров есть вожак, который называется старший билетный кассир, который по ошибке может быть причислен к виду "начальники", но это не так! Старший билетный кассир назначается "начальниками" для их начальственного удобства, т.к. всегда есть на кого перевести гнев "большого начальника" и наказывать одного, всегда удобней, чем каждого кассира по отдельности. Это самые несчастные особи среди билетных кассиров, потому что довольствие именуемое "зарплата" у них меньше чем у простого кассира.
Приемосдатчики - народ не только веселый, но еще и очень любознательный. Делятся они на два подвида, приемосдатчик старший и просто приемосдатчик, это разделение никак не зависит от возраста оных.
Они настолько любознательны, что не могут пройти мимо ни одного вагона, чтобы не залезть на него. Особенно предпочитают восьмостные цистерны, так как с них открывается изумительный обзор местности, так приемосдатчики высматривают своих естественных врагов, также называемых ревизоров. Порой приемосдатчика пытаются снять с вагона, тогда приходится сопротивляться и отбиваться. Убегать от преследователей предпочитает по крышам вагонов, так как ходить по земле уже почти разучились. Естественный окрас - синий, а грудка и спинка оранжевые со светоотражающими полосами. К еде очень придирчивы, огненную воду очень любят, обычно употребляют её со своими близкими собратьями-вагонниками.
Составитель - это человек, который 12 часов катается на вагонах совершенно бесплатно и при этом получает зарплату. Имеет привычку свистеть в свисток, распугивая народ. Иногда он машет цветными флажками, разговаривая с кем-то морзянкой. Не прихотлив. Даже во время дождя и снега его не возможно снять с вагона. Огненную воду любит, но в связи со спецификой работы позволяет это себе редко. Очень пластичен. Может выполнять сложные акробатические упражнения типа - прыжки с вагонов на ходу, акробатические элементы на вагонах, ходьба по рельсу без страховки. Ревизоров не боится, потому что прячется от них на самые дальние подъездные пути.
Путейцы - народ веселый, с вечным загаром на лице и шпалоподбойкой в руках.
Окрас у них довольно яркий, оранжевого цвета. Тем самым они отпугивают врагов, хотя некоторых нежелательных элементов все-таки наоборот притягивают, а в частности отдельных разнополых особей без определенного рода занятий, так называемых ревизоров.
Встретить путейцев можно везде, где увидите рельсы, шпалы и шпалоподбойки. Обычно они ходят по земле, но иногда их можно встретить, карабкающимися по мостам и другим металлоконструкциям.
Не прихотливы в еде, из напитков предпочитают огненную воду.
А есть ещё такие зверушки - бухгалтера или, проще говоря, бухи. такие довольно-таки вредные существа и очень противные. страшно боятся одиночества и постоянно требуют присутствия при себе человеков других профессий. есть главные бухи, а есть не очень. вредность и противность одинакова практически у всех. характеристика одним словом: ВРЕДНЕЕ БУХА ЗВЕРЯ НЕТ.

Читайте также: