Что такое профессиональная направленность профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Профессиональная направленность – устойчивая, доминирующая система потребностей, мотивов, определяющая поведение человека, его отношение к профессии и к своему труду.

Для разных социальных групп работников, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так для кого-то главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для кого-то важнее содержание труда, его творческая насыщенность, а кто-то превыше всего ценит возможность общения и т.д.

Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют ее ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении. Если для человека важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то некоторое время он может не думать о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями.

Характеризуя распределение трудовых ценностей, можно выделить четыре группы:

1) моральные ценности (долг, ответственность и т.д.);

2) утверждение личности, самоутверждение;

3) самореализация (содержание труда);

4) заработок, деньги.

Типология работников в зависимости от его направленности.

Чаще всего все факторы невидимыми нитями связаны между собой. Задача социологии выявить наиболее существенные взаимосвязи и взаимозависимости. Социологической наукой предпринята попытка вывести типологию работников в зависимости от отношения их к труду.

Обычно выделяется четыре типа работников:

1) супернормативный тип – в эту группу входят исключительно активные и добросовестные работники, выполняющие и перевыполняющие производственные задания, инициативные, участвующие в управлении своей трудовой организации (фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.);

2) нормативный тип – в эту группу входят достаточно добросовестные работники, ориентированные на выполнение предъявляемых требований и норм;

3) субнормативный тип – к этой группе относятся недостаточно добросовестные работники, пытающиеся схитрить, словчить, но так, чтобы другие ничего не замечали;

4) ненормативный тип – эту группу составляют недобросовестные работники.

Безусловно, данная типология условна и может видоизмениться и корректироваться в зависимости от различного рода условий и факторов. Но она в какой-то степени помогает изучить и проводить типологию работников в зависимости от отношения их к труду.

Также можно выделить отдельную классификацию типов работников в их отношении к труду в зависимости от их мотивации:

1. «Инструментально» мотивированный работник ценит в работе главным образом заработок, в форме денег или иных форм: жилья, земельного участка, автомобиля и пр. Он работает с большой отдачей на любой работе, если его труд справедливо и высоко (в его понимании) оплачивается. В процессе приватизации предприятия он видит скорее основание для роста своих доходов, чем возможность стать собственником, совладельцем и беспокоится за развитие производства (хотя и эти соображения ему не чужды). Ему не особо важно, кто именно будет владеть предприятием – собственное руководство или сторонний предприниматель, но скорее он будет поддерживать приход стороннего бизнесмена, поскольку потерять свое рабочее место он не опасается, а сторонний может оказаться более предприимчивым и обеспечить хорошим работникам более высокие доходы.




3. «Патриоты» - некогда очень распространенный тип людей, преданных своему делу, коллективу, стране. Они стараются хорошо работать из высоких моральных, религиозных и идеологических соображений, потому что «За Державу обидно!», что иначе не вывести страну (отрасль, регион, город, предприятие, цех) из тупика. Такой работник особенно ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия, выраженное более не в материальных, а в моральных знаках и оценках. Его отношение к приватизации скорее отрицательное, но на своем участии в управлении он будет настаивать. Он предпочитает коллективную форму собственности, а в выборе между собственной администрацией или сторонним владельцем становится на сторону своих.

Проблема человеческой жизни, ее смысла и ценностей издавна привлекала внимание исследователей.

Мировоззрение моделирует мир и личность в их связи и взаимодействии, вбирая в себя оба типа деятельности человека («вовне» и «вовнутрь»), воспроизводя мир и личность во всей их многогранности и целостности. В мировоззрении личности, таким образом, представлено две реальности: сам человек и окружающий его мир. В процессе усложнения собственной деятельности и системы общественных отношений человек все глубже познает внешний мир и через него себя самого. Чем, яснее и глубже в мировоззрении индивида представлен внешний мир, чем адекватнее его знание о мире, тем яснее осознание субъектом своего места в жизни и тем эффективнее его взаимодействие с миром, тем глубже и богаче его Я по своему содержанию.

Отношение человека к миру есть всегда и отношение его к самому себе, к собственной жизни. В том, какое место себе отводит человек в мире, какой жизненный путь он наметил, какие цели реализует на протяжении своей жизни, проявляется то, что называется направленностью личности. Направленность - устойчивая характеристика целостности личности, во многом предопределяющая успешность воспитания у человека тех или иных социально ценных качеств. Направленность пронизывает весь жизненный путь человека, выражаясь в ценностных ориентациях, миро отношении, усвоении и реализации на протяжении жизни тех или иных идеологических и нравственных принципов, в самом человеческом общении, а также в развитии тех или иных способностей.

Первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п.). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно - отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано Л.И. Божович, обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п. Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие «отношение к профессии» само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основе положительного отношения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также оказывает воздействие на субъекта. Это воздействие характеризуется теми чувствами, образами, мыслями, возникающими в сознании индивида под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми; объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся: во-первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека; во-вторых, объективными можно назвать и требования к качественным объективностям: протекания психических процессов, то есть к общим и специальным способностям. По мере дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии знания о соответствии природной основы человека требованиям отдельных, профессий будут повышаться. Решающее значение, однако, имеет и то обстоятельство, что углубление этих знаний, способствуя исключению «неподходящих вариантов», сохраняет в силе представление о широком диапазоне: возможностей оптимального развития профессиональной направленности.

Высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов: личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития. «Выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования: такого развития личности: является, высокий; уровень профессиональной направленности».

Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов не исключает возможности ее формирования в период учебы в ВУЗе. Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности. Дальнейшим шагом профессионализации является формирование в процессе обучения деятельностно-смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.

В процессе развития профессиональной направленности; человек проходит ряд ступеней:

- учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуационный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и инициативности;

- имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность, формируется чувство ответственности;

- имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляет особую увлеченность, как практической, так и теоретической стороной учебного материала, идет самоутверждение личности через профессиональный труд;

- страстное увлечение своей профессией, человек и дело сливаются в единое целое, направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко» выраженных склонностей и призваний, отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничивая его источник лишь внутренним миром личности, активностью ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения более общих мотивационных факторов, в частности, идейных мотивов, стремления к самовыражению, стремления к удовлетворению материальных потребностей и др. В случае возникновения борьбы мотивов возможна либо переориентация выбора, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который в данном случае имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. «Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению».

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Профориентация в России

Профориентация в России

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии

  1. Мнение окружающих о профессии и её престижностиВнешние и внутренние причины выбора профессии
    (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
  2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
  3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
  4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

Важность профориентации и работы

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Типичные ошибки выбора профессии

  1. Ориентация на престижность профессии – одна из Типичные ошибки выбора профессии
    самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.
  2. Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности
  3. Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.
  4. Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.
  5. Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.
  6. Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.
  7. Учитывание только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.
  8. Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.
  9. Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то, выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.
  10. Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование – большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:

Психологические тесты на выбор профессии

  1. Тест на профориентацию (тест на профессию) – представляет собой разновидность обычного теста с большим количеством открытых или закрытых вопросов. Профориентационные тесты составляются психологами-профконсультантами и в качестве результата дают полную расшифровку личностных особенностей в профессиональном плане, предлагаемые профессии и рекомендации по дальнейшему обучению и развитию.Существует множество тестов, наиболее известными из них можно считать: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, Тест профессиональной направленности Д. Голланда, Профконсультант, Профориентатор, Профкарьера и другие.
    Можно пройти профориентационные тесты онлайн на нашем сайте или обратиться к предоставляющим такие услуги психологическим фирмам, частным специалистам или университетам. Практически каждый крупный университет России оказывает услуги профориентации, пусть и с небольшим уклоном на поступление именно к ним.
  2. Консультация специалиста – обратившись к практикующему психологу-профконсультанту мучительный процесс выбора профессии можно значительно облегчить. Грамотный специалист после ознакомительной беседы подберёт и проведёт наиболее подходящие именно Вам диагностические тесты, познакомит с рынком труда и возможными видами профессий, даст рекомендации по дальнейшему развитию.
  3. Государственная служба занятости – часто оказывает услуги профориентации и владеет всей полнотой информации о рынке труда Вашего региона.
  4. Дни открытых дверей и экскурсии на предприятия – обычно проводятся в сотрудничестве со школами или университетами. Помогают познакомиться с внутренней, скрытой стороной профессий и сделать осознанный выбор.

Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.

Направленность личности и ее влияние на выбор профессии

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели. В психологии это называется направленностью личности. Рассмотрим подробнее, как направленность личности влияет на выбор профессии.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания. Направленность выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время.

Формы направленности личности

Желание. Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также и методы его получения. Желания личности дают старт для формирования целей.

Цель. Это результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или наоборот – альтруистической или эгоистической.

Стремление. Это желание на основе обдуманного выбора и с планом достижения желаемого.

Интерес. Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

Склонность выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

Мировоззрение. Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждение.

Убеждение. Это форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь, ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений.

Идеал. Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности.

Установка. Установка бывает позитивной, негативной или нейтральной. Она заключается во взглядах на жизнь и проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению человека.

Позиция. Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. Выделяют несколько типов личности: реалистический, конвенциальный, интеллектуальный, предприимчивый, социальный, артистический.

Реалистический тип

Представители этого типа предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Ориентированы на конкретный результат, предметы и их практическое использование. Такие люди активны, деловиты, настойчивы, рациональны, практически мыслят, обладают развитыми двигательными навыками, пространственным воображением и техническими способностями. Отлично работают в сферах, где необходимо решать конкретные задачи, требующие подвижности, двигательных умений и физической силы.

Больше всего им подходят следующие профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, водитель и т.д.

Конвенциальный тип

Представители этого типа обладают внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Способны к переработке числовой информации, обладают стереотипным подходом к проблемам, консервативным характером, следованию обычаям, исполнительностью, преобладанием математических способностей. Любят порядок, четко структурированную деятельность, работу по инструкции, заданным алгоритмам. Избегают неопределенных ситуаций, социальную активность, физическое напряжение и принятие позиции руководства. Отлично работают в сфере экономики, бухгалтерии, расчетов, делопроизводства.

Предпочтительные профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят узнавать новую информацию и размышлять. Им нравится проводить исследовательские работы. Для них характерен аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность. Предпочитают теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, информационный характер общения. Отлично справляются с решением задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют для них незначительную роль.

Самые подходящие профессии: физик, астроном, ботаник, программист и др.

Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Для них характерны энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности. Предпочитают лидерство, признание, руководство, власть. Избегают занятия, требующие усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания. Испытывают интерес к экономике и политике.

Подходят такие профессии, как бизнесмен, маркетолог, менеджер, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Умеют общаться, гуманны, способны к сопереживанию, активны, зависимы от окружающих и общественного мнения, решают проблемы с опорой на эмоции и чувства. Легко устанавливают контакты с окружающими, стремятся учить, воспитывать, избегают интеллектуальных проблем. Это отличные работники в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, обслуживания, спорта. Легко решают ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие личного общения и умения убеждать.

Подходят следующие профессии: врач, педагог, психолог и т.п.

Артистический тип

Такие личности не любят работать по графику и подчиняться каким-либо рамкам. Они непредсказуемые и творческие. Обладают хорошим воображением и интуицией, имеют эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления. Стремятся к самовыражению, творческим занятиям, избегают деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Отличные работники сферы изобразительного искусства, музыки, литературы. Легко решают проблемы, требующие художественного вкуса и воображения.

Лучшие профессии для представителей этого типа – музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Виды направленности

Личная

Люди с данным видом направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи следующие черты характера: целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

Коллективная

Заключается в направленности на общение и взаимные действия. Такие люди, как правило, общительные. Для них крайне важно общение, они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

Деловая

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим, всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, но оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Любят общество, много общаются, но при этом свободолюбивы и всегда доказывают свою точку зрения.

Эмоциональная

Такие люди часто переживают и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, они могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, они располагают к себе и вызывают доверие. В основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись.

Социальная

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда в курсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу

Инструкция. Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+”. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждом из пунктов (А, Б или В).

1. Больше всего мне доставляет удовольствие…

А. Положительная оценка моей работы.

Б. Понимание того, что находишься среди друзей.

В. Осознание того, что работа выполнена хорошо.

2. В спорте я хотел(а) бы быть…

А. Известным игроком.

Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

В. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшим преподавателем является тот, кто…

А. Имеет индивидуальный подход к ученикам.

Б. Создает в коллективе атмосферу, где никто не боится высказать свою точку зрения.

В. Знакомит с дополнительным материалом по предмету.

4. Мне не нравятся педагоги, которые…

А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.

Б. Вызывают у всех дух соперничества.

В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и интересный.

5. Я рад(а), когда мои друзья…

А. Помогают другим, если для этого предоставляется случай.

Б. Всегда верны и надежны.

В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех, кто…

А. Считается с моим мнением.

Б. Поможет в трудную минуту.

В. Знает больше, чем я.

7. Я хотел(а) бы…

А. Добиться профессионального успеха.

Б. Быть дружелюбным и доброжелательным человеком.

В. Помогать другим.

8. Я хотел(а) бы быть…

А. Руководителем предприятия.

Б. Рядовым работником в коллективе.

В. Квалифицированным специалистом.

9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а)…

А. Когда меня хвалили.

Б. Игры с друзьями.

В. Успехи в учебе.

10. Больше всего мне нравится, когда…

А. Я преодолеваю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

Б. В коллективе ухудшаются межличностные отношения.

В. Меня критикуют учителя.

11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла…

А. Развитию индивидуальных способностей.

Б. Воспитанию в учениках коммуникативных качеств.

В. Подготовке учеников к выбору профессии.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых…

А. Строгая дисциплина.

Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

В. Невозможно проявить самостоятельность.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для…

А. Беспечного отдыха.

Б. Общения с друзьями.

В. Хобби и самообразования.

14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда…

А. Мои усилия достаточно вознаграждены.

Б. Работаю с доброжелательными людьми.

В. Есть работа, которая меня удовлетворяет.

15. Я люблю…

А. Когда меня ценят другие люди.

Б. Приятно проводить время с друзьями.

В. Чувствовать удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газете, мне бы хотелось, чтобы…

А. Отметили мои профессиональные качества.

Б. Сообщили о том, что я делаю успехи в карьере.

В. Отметили дело, которое я выполнил(а).

17. Я бы лучше учился(лась), если бы преподаватели…

А. Имели ко мне индивидуальный подход.

Б. Организовали дискуссии по интересующим меня вопросам.

В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности.

18. Нет ничего хуже, чем…

А. Оскорбления личного достоинства.

Б. Потеря друзей.

В. Неуспех при выполнении поставленной задачи.

19. Больше всего я ценю…

Б. Работу в коллективе.

В. Практические результаты.

20. Считаю, что большинство людей…

А. Стремятся к личному успеху в работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе.

В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу…

А. Ссоры, конфликты и споры.

Б. Людей, ставящих себя выше других.

В. Отметание и неприемлемость всего нового.

22. Я хотел(а) бы…

А. Вызывать восхищение других.

Б. Помогать другим в общем деле.

В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.

23. Я люблю, когда учитель…

Б. Доступен для учащихся.

В. Пользуется авторитетом.

24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы…

А. Чтобы были условия для профессионального роста.

Б. Чтобы решения принимались коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблем.

25. Я хотел бы прочитать книгу…

А. О жизни известного человека.

Б. Об искусстве общения с людьми.

В. Какое-нибудь практическое руководство типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть…

Еще в период самого раннего антропогенеза возник процесс общественного производства, который никак не мог обойтись без необходимости учета профессиональной направленности. Когда древние люди только начинали жить общиной, труд довольно быстро был разделен, ведь даже самое примитивное хозяйство должно поддерживаться и быть защищенным от всех угроз, которых во все времена было предостаточно.

Как разделяли труд

Профессиональная направленность требует учета задатков, данных человеку природой, его физических данных и способностей, которые были приобретены в процессе взросления. Каждый субъект выполнял конкретную общественную задачу в своей деятельности на пользу племенной общине. Команда сильных мужчин, например, изначально имела профессиональную направленность к защите рода от нападений крупных животных и людей из других племен, а также именно они добывали пищу - охотились. А женщины работали дома - растили потомство, готовили еду, выделывали шкуры для одежды и тому подобное.

Вращательное движение твердого тела: уравнение, формулы
Вам будет интересно: Вращательное движение твердого тела: уравнение, формулы

Маркс и Энгельс

Правы были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, когда говорили об углублении социального познания путем материалистического понимания вещей. Природа каждого общественного процесса сугубо деятельностная, и здесь профессиональная направленность играет первую скрипку. Жизнь - деятельность, преследующая цели, поставленные человеком. Это самое общее и наиболее фундаментальное понятие, обозначающее социальные формы материи и ее движение.

Характер жизнедеятельности заключает в себе все особенности вида с его родовыми чертами, а свобода сознательной деятельности и есть родовая характеристика человека. Даже стадия зарождения общества в самой примитивной его форме показывает, что каждому человеку свойственно заниматься каким-то конкретным видом трудовой деятельности на благо общества. Такое разделение труда и есть профессиональная направленность личности, какова бы ни была историческая формация данного времени.

Самоопределение от Древнего мира

Постепенно эта проблема профессиональной направленности личности приобрела новую актуальность, поскольку требования общественного развития постоянно изменялись. Возросло материальное производство, которому требовались именно специалисты. Сферы приложения труда разделились и количественно, и качественно. В связи с профессиональной направленностью личность могла заниматься строительством, земледелием, военной защитой, орошением земель, наконец, управлением все более разрастающимся хозяйством.

Афронт — это ситуация, в которой не хочется оказаться
Вам будет интересно: Афронт — это ситуация, в которой не хочется оказаться

Теперь возник вопрос специальной подготовки людей к конкретной деятельности. Помимо приобретенных навыков потребовалась и внутренняя предрасположенность, направленность профессионально-прикладная к той или другой более узкой специальности. Наиболее ценными считались морально-нравственные, интеллектуальные и физические свойства людей (вспомним Спарту и подготовку мальчиков к взрослой жизни).

Мыслитель Аристотель

О профессиональной направленности физической культуры писали многие древние мудрецы: Аристотель, Платон, Марк Аврелий и другие мыслители Древних Греции и Рима, позже на том же останавливались средневековые теологи: Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие известные ученые эпохи Возрождения. До сих пор актуальны работы государственных деятелей и ученых Дж. Локка, Н. Макиавелли. А в Новом времени эти же постулаты относительно развития профессиональной направленности отмечали Ф. Гегель и Э. Кант на ряду с другими знаменитыми исследователями своего времени.

А что можно сказать о более близком для нас времени?

Направленность и профессиональная деятельность в 19 и 20 веках

Надо сказать, что мыслители прошлого выражали идею специального обучения на морально-этических позициях, где требования предъявлялись к конкретному виду профнаправленности, а психологическую составляющую не учитывали. Каждая личность была обязана участвовать в процессах социальной деятельности. И это все. Была упущен важнейший нюанс, более всего влияющий на результат деятельности. Сформировали полностью понятие направленности и профессиональной деятельности психологи второй половины XIX века, когда зародилась эта наука вместе с ее собственным экспериментальным методом. И до сих пор этими вопросами занимаются именно психологи.

Задача профессиональной направленности учителя, например, рассматривается как чисто психологический феномен. Термин "направленность" появился в последней четверти XIX века и используется до сих пор, обозначая целый комплекс мотивов, помогающих осуществить занятие тем или иным видом деятельности. Правда, широкое употребление этот термин получил уже в 1911 году, когда появились работы известного ученого В. Штерна. Он трактовал направленность как склонность к конкретной деятельности. У тех же истоков изучали сущность направленности классические психологи и педагоги С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев и многие другие исследователи, определившие структуру и сущность данного понятия.

Труды С. Л. Рубинштейна

Декабрист Оболенский Евгений Петрович: биография. Декабристские организации
Вам будет интересно: Декабрист Оболенский Евгений Петрович: биография. Декабристские организации

Определение профессиональной направленности представляет огромную значимость для научного подхода к этой проблеме. По мнению Рубинштейна, направленность личности ближе к динамическим тенденциям, мотивационно определяющим человеческую деятельность в тесной связи с ее задачами и целями. Ученый воспринимал это как интегративное целостное свойство, которое не только регулирует деятельность, но и пробуждает активность. В сущности направленности им было выявлено два основных аспекта взаимного предметного содержания. Формирование профессиональной направленности происходит в связи с особым вниманием к какому-либо предмету, а также в связи с напряжением, которое при этом возникает.

Сергей Леонидович Рубинштейн

Также ученый отмечал, что направленность может выражаться в тенденциях, которые постоянно расширяются и обогащаются, служа источником разносторонней и многообразной деятельности. В этом процессе исходящие мотивы изменяются, обогащаются, перестраиваются, приобретают новое содержание. По его утверждениям, это целая система мотивов или побуждений, которые должны определить поле деятельности человека.

Ориентация к действию

Чем определялась профессиональная направленность физической культуры в Древней Греции или в Древнем мире? Безусловно, запросами социума: велись бесконечные войны, а здоровый дух - в здоровом теле. Сначала интересы, затем идеалы, и очень быстро это перерастает в потребность. Вряд ли возможно найти что-то более важное из того, чем определяется профессионально-прикладная направленность физического здоровья. И во главе угла - мотивация деятельности субъекта, помогающая преодолевать любые трудности и даже препятствия на пути к выбранной профессии.

Например, профессиональная направленность педагога - ориентация к действию, направленному на развитие личности подрастающего поколения, стремление стать учителем, быть им и оставаться им в любой ситуации, даже самой неблагоприятной (когда эта профессия перестает быть уважаемой и престижной, когда не платят достаточное количество денег для удовлетворения самых насущных нужд и так далее). Общество постоянно изменяется, изменяются и его приоритеты. Судя по последним тенденциям, хороших учителей у нас в стране скоро не останется.

Становление личности и социально-политические условия

Динамическая сторона направленности, выделенная Рубинштейном, предполагает изменения направленности личности в связи с модификацией общественных реалий. Знаменитый ученый Б. Г. Ананьев тоже это отмечал в своих работах, говоря о зависимостях в изменении целей, мотивов, уровней, способов, результатов от классового положения, в частности, семьи ребенка или в общем всей общественной формации.

Именно эти условия и определяют конкретную форму труда: будет он физическим или умственным и какова будет система производственных отношений. Социально-политическая обстановка, в которой происходит становление личности, самым прямым образом влияет на результаты выбора профессии субъектом и его дальнейшее функционирование на той или иной стезе.

Абрахам Маслоу

Заключения выдающегося ученого А. Маслоу, автора замечательной пирамиды потребностей, представили человечеству и классификацию групп, где описана динамика трансформации личности под влиянием создавшихся условий. Именно он сделал вывод о приоритетных потребностях, которые требуют удовлетворения: сначала самые простые и насущные - еда, жилье, затем уже и остальные с переходом от уровня к уровню. Именно этим и определяется поведение и профессиональная направленность субъекта.

Мотивационные установки

Классики психологии заложили фундамент для развития главных направлений изучения вопросов профессионального выбора и профессиональной деятельности, составив классификацию потребностей и установив закономерности возникновения мотивационной составляющей. Также была выявлена и четко обозначена зависимость выбора профессии от социальных условий и политической обстановки, от способностей и задатков личности. Это поспособствовало и дальнейшему, еще более глубокому исследованию столь важнейшей проблематики.

Дэвид Маклелланд

Например, известный психолог Д. Маклелланд определил желание как потребность (отсюда происходит термин "мотив"). Желания могут выступить как мотивационная установка, склонность к достижению поставленной цели, к успеху, к власти. А также желание (или мотив) рассматривается как представление о результате (в научных терминах это звучит как антиципаторное, аффективно заряженное целевое состояние). Оно становится актуальным, если влияют те или иные стимулы. Мотив - это периодически повторяющийся интерес к целевому состоянию, и он основан на самом естественном побуждении.

Мотивирующие факторы

Какие слова можно составить из слова «доктор»: 21 пример
Вам будет интересно: Какие слова можно составить из слова «доктор»: 21 пример

Ученым Ф. Херцбергом было определено стимулирование как факторы "гигиенические", наличие которых работников мотивировать не будет, но чувство неудовлетворенности собственной работой предотвратит. Высокая мотивация должна обеспечивать не только "гигиенические" стимулы, но и мотивирующие факторы, только в совокупности их люди получают источник направленности к профессии. Это более всего зависит от конкретных людей - их запросов и потребностей, а люди все разные. Именно поэтому для мотивации применяются самые разнообразные факторы: это материальное вознаграждение, благоприятные условия, созданные на рабочих местах, которые включают в себя и межличностные отношения (сотрудников между собой и начальника с подчиненными).

Фредерик Херцберг

Важны и бытовые условия, и климатические, и стабильность в экономике в тот период, когда действует контракт, и наличие социальных гарантий, и соблюдение всех требований регионального трудового законодательства, и многое другое. Основные мотивы были категоризованы, и на их основе спроецирована теория мотивации к профессиональной деятельности. Понятие "мотив" у Херцберга рассматривается точно так же, как процесс движения к цели, а также подчеркивается зависимость его от индивидуальных потребностей субъекта. Таким образом, учет потребностей способствует плодотворной деятельности в конкретной профессии. Уже во второй половине двадцатого века ученые разработали основные процессуальные теории мотивации.

Теория ожиданий

В 1964 году была изложена теория мотивации в научном труде американского исследователя Виктора Врума "Работа и мотивация", которая считается в настоящее время фундаментальной. Стимулирующий эффект, согласно данной теории, производит не наличие определенных потребностей индивида, а тот мыслительный процесс, когда оценивается реальность в достижении той цели, которая была поставлена, а также получение за это того или иного вознаграждения (это могут быть материальные блага или удовлетворение честолюбия - не так важно).

Виктор Врум

Впоследствии модель В. Врума была существенно дополнена известными учеными Э. Лоулером и Л. Портером. Они проводили совместные исследования и выяснили, от чего зависят те результаты, которые достигает субъект в том или ином виде деятельности. Это зависит от "стоимости", то есть ценности вознаграждения, от степени удовлетворения в реальности, от воспринимаемых и действительно затраченных усилий, от индивидуальных особенностей и способностей человека (никакая мотивация не поможет неприспособленному к клавишам пианисту отрастить длинные пальцы, как у Шопена, или нельзя стать балериной, если не получилось родиться с высоким и гибким подъемом стопы). Кроме того, человек должен четко осознавать свою роль в трудовом процессе (ролевое восприятие).

Из этой концепции можно сделать вывод, что результаты профессиональной деятельности должны вести к росту удовлетворенности человека, и это является самым сильным мотивом. Но есть и обратная зависимость. Существует и удовлетворенность простым чувством выполненной работы, что также весьма сопутствует дальнейшей результативности, развивает творческий подход к профессиональным обязанностям и повышает ценность вложенного труда. Нужно отметить, что ученые в СССР очень много работ посвящали именно этой тематике, и их исследования были ничуть не менее успешны трудов зарубежных коллег.

Выводы

Если исходить из всего, изложенного выше, направленностью личности к определенной профессии можно считать некую внутреннюю предрасположенность, склонности, задатки, способности, мотивацию к конкретному роду занятий. Это в совокупности - индивидуальные черты и свойства личности, ее качества, ценностные ориентации, побуждения и взгляды. И одновременно профессиональные притязания, характерные для той или иной деятельности, готовность применить все указанные компоненты, выполняя должностные обязанности.

К составляющим профессиональную направленность необходимо отнести способность к данному виду деятельности, а также многие индивидуальные качества человека, его мировоззрение, куда входит и система ценностей, его идеалы, доминирующие мотивы с побуждающими потребностями во всем их многообразии. Здесь необходимы и определенные "гигиенические" факторы, обеспечивающие успех работы в выбранной сфере деятельности.

Читайте также: