Что такое профиль профессии

Опубликовано: 02.07.2024

Выбирать себе профиль обучения – это мода хоть и сегодняшняя, а обоснование у нее всё же не новое (будь то победа физиков над лириками, лириков над физиками или фраза «нельзя объять необъятное»). Гуманитарный и естественный подходы противопоставила друг другу еще немецкая университетская традиция, которая во многом определяла судьбы студентов в разных странах в течение продолжительного времени.

Однако по-настоящему современный выбор между гуманитарным и негуманитарным направлениями вряд ли должен быть настолько напряженным, категоричным и необратимым, как это теперь часто представляется. В процессе выбора профессии важность ее профиля, увы, преувеличивают. Любой выбранной профессией человеку предстоит жить, от жизни нельзя искусственно отсечь нечто «непрофильное»; для профессий естественно сочетать в себе материальную точность (иначе за какой результат платились бы деньги?) с романтикой и душевностью (иначе как бы люди полюбили свое дело?), а для нашего времени – усиливать междисциплинарность большинства человеческих занятий.

Между дисциплинами

Вариантов сочетания гуманитарной и точной составляющих во всем диапазоне профессий столько, что стоит, стремясь изучить их все, узнать о многих из них.

Междисциплинарные профессии междисциплинарны по-разному. Композитор – это одно, а специалист по международным отношениям – несколько другое. Кинооператор держит в голове принципы художественной композиции и химию, в антикризисном управлении закон о банкротстве дружит с основами аудита, в разведкепригодится знание иностранных языков и методов спецсвязи, а в архитектуре водят друг с другом хороводы история культуры и теоретическая механика.

Ингредиенты непохожие, не правда ли? Впрочем, и специальности разные. А если взять близкие – и сравнить их? Скажем, ту же архитектуру и дизайн интерьера. Разница обнаружится и тут. «Правильные» архитекторы всегда будут против сноса старых домов, но трудно себе представить перед входом в современную постройку колонны с ионическими капителями, украшавшими колонны зданий на протяжении многих веков. А в интерьере – пожалуйста, можно и ионическую капитель спроектировать: любые стили и эпохи способны мирно сосуществовать. Но что такое сама эта капитель – гуманитарный феномен или точно рассчитанный элемент? (В школе ее проходят по истории, а не по черчению!)

Междисциплинарными можно считать профессии, в идеале требующие энциклопедических знаний (товароведение и экспертиза товаров, туризм и другие). Ряд профессий – коммерция, маркетинг, менеджмент, журналистика и т. д. – позволяют вам выбирать между непохожими друг на друга предметными областями, определять, чем именно вы хотите заниматься, к какой сфере или теме примените полученные знания, умения и навыки; они заставляют вас спросить себя: что вы будете продавать? Какой рынок изучать? О чем писать? Кем и чем управлять? (Кстати, управленческие специальности от государственного управлениядо домоведения в идеале требуют гармоничной личности, которая будет этим заниматься.)

Иногда вам может быть непонятно, почему та или иная специальность считается междисциплинарной. Например, «Таможенное дело». Вот и прекрасно: есть что узнавать. Междисциплинарность во всей ее симфонической сложности дает возможность лучше понять изучаемую профессию. И одновременно это свойство профессии способно долго оставаться непознанным – до тех пор, пока университетские педагоги преподают каждый свою науку, приговаривая, что и она в числе прочих вам понадобится, но не объясняя, как же она связана с остальными дисциплинами.

Правила для творческих натур

На каждого вольного гуманитария найдутся свои строгости.

Актеры далеко не всегда импровизируют, поскольку зависят от школы, мастера-учителя, а также режиссера и сценария текущего проекта. В декоративно-прикладном искусстве и в иконописи царят каноны, которые нельзя преступить. Книжный график – это не столько тот, кому положено фантазировать над сказками Андерсена, сколько тот, кто обязан помнить, как рассчитывать размер полей книжной страницы. Полет фантазии журналиста скован жанрами публикаций и требованиями формата СМИ. Редактор присягает на верность правилам русского языка – пусть и меняющегося год от года. Над переводчиком довлеют грамматика чужого языка и необходимость точно придерживаться смысла оригинала – даже когда очень хочется переписать исходный текст абсолютно по-своему. Искусствовед, выуживая из глубин памяти знания по истории искусства, обязан обрамить их порой совершенно непохожим на всё это фоном современности – а организуя выставки, утрясать множество рутинных вопросов. Историк вправе взяться за тему, связанную с подсчетами тех или иных исчислимых исторических реалий или математизировать изучение того или иного вопроса. В рекламе используются стандартные модули и технические требования; а продукт, который нужно результативно воспеть – чтобы продажи его повысились, – чаще всего прозаичен. Реставратор окружает себя высоким искусством – и тем не менее работает по определенной технологии. Говорливый юрист действует в рамках закона. А о теоретической и прикладной лингвистике вообще давно всем известно, насколько тесно она связана с математическими методами…

И, конечно же, каждый такой специалист должен как минимум уложиться в выделенный на проект бюджет, а желательно – и прибыль компании обеспечить. Не зря сегодняшние студенты-гуманитарии настроены на получение точного и конкретного университетского знания.

Лирика в точном мире

Если та или иная специальность явно увлекательна – скажем, «Технология молока и молочных продуктов», – это автоматически делает ее более гуманитарной. Ведь основные любимые всеми профессии – гуманитарные либо романтизированные. Действительно, гуманитарное начало предполагает романтику. А романтична не только поэзия. Раз уж ваша специальность «Локомотивы» и там абсолютно всё поддается расчетам и точным инструкциям, то почему вы так любите просто стоять и смотреть на поезда – и откуда тогда, кстати, любовь к поездкам у их пассажиров?

Океанологи загружены математикой, физикой и химией, но это не мешает мечтать об этой профессии весьма нежным душам. Морские специальности, связанные с эксплуатацией судов, очень трудны – но, несмотря на это, романтичны и они. «Мосты и транспортные тоннели» – специальность строгая, однако при этом мосты часто «снимаются в кино» и клипах; это неспроста.

Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство», как это ни удивительно, весьма гуманитарна, поскольку представляет нам человека в мире скорости и дизайна – как тут избежать чувств! – а техническая ее сторона обусловлена моральной стороной (ценностью жизни). Специальность «Автодороги и аэродромы» не сможет остановить вас от философствования по поводу российских дорог. Кстати, как знать, может быть, именно для того, чтобы чувства и мысли о работе были не банальными, а оформленными в интересную картину мира, способную стать источником новых идей (скажем, в области эргономики), в вузах и преподают философию? Присутствие этой дисциплины в любом учебном плане выражает необходимость для будущего профессионала уметь самому рассуждать о своем месте в мире, о своей картине мира, в том числе профессиональной. Сравните, кто мыслил бы точнее: к примеру, политолог, научившийся мастерски анализировать происходящее в обществе, – либо такой системный администратор, который не удосужился заинтересоваться даже собственной карьерой?

Также большинство профессий предполагает еще одну важную гуманитарную составляющую: это обмен мнениями – с коллегами, клиентами, партнерами, смежными службами, подопечными. Ни в клинической психологии, ни в электронной коммерции общения не избежать – а значит, оно должно быть качественным.Логист имеет удовольствие разговаривать с международными партнерами на иностранном языке, не забывая об основной обязанности – просчитывать маршруты перевозки грузов и возможные издержки, использовать современные системы ведения баз. Хороший стоматолог, рассказывая клиенту о его зубах, способен переключиться с уровня терминов на уровень добротного популярного изложения ситуации. А если ваша специальность – «Математические методы в экономике», то помимо сложнейших знаний в точных науках вам понадобятся дипломатические навыки для работы в финансовых структурах, банках, промышленных компаниях – такое умение считается умением истинного гуманитария. Неизвестно, кто «гуманитарнее»: хороший менеджер, знающий, как вести себя с людьми, или забившийся в угол библиотеки человек с филологическим образованием. Вообще развитие любых способностей происходит еще и в пространстве коммуникации, а не только в пространстве узкопрофессионального становления.

Когда специалист по стандартизации и сертификации предпочитает ограничиться «стандартизированной работой со стандартами», можно ли говорить о том, что он действительно обладатель высшего образования? Конечно, в некоторых профессиях гуманитарный аспект так просто не разглядеть. Однако явная негуманитарность той или иной специальности («Бухучет и аудит», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и ряда других) способна побудить непрестанно развивающегося человека планировать на выходные посещение выставок или театральных спектаклей. А приборостроение не мешает тем, кто им занимается, ходить на выходных в походы и петь там песни.

Гуманитарный подход – это человекоориентированный подход. И даже если вам неинтересны ни живопись, ни театр, ни музыка как досуг инженера, то в тот момент, когда вы ищете точное инженерное решение и рассуждаете в строгих координатах, вы всё равно продолжаете быть человеком, у которого есть его разум и речь, то есть гуманитарные характеристики. Современное образование ставит во главу угла не столько тот объем знаний, которым требуется овладеть, сколько творческого человека, который эти знания осваивает.

Если внимательно посмотреть на названия изучаемых предметов, вы поймете, что они отразили эту перемену: рядом с названиями-объектами уверенно занимают место названия-процессы – они отражают те самые умения, которые реализует работающий профессионал.

«Теперь сходитесь!»

В своей рабочей практике профессии – это не замкнутые миры. Эффективно общаться профессионалам – как в своем кругу, так и вне его – как раз и позволяет феномен междисциплинарности.

Участие в любой конференции – это гуманитарное умение; доказательства в выступлениях должны быть точными; но всё это лишь простейший минимум.

Возможны также двусторонние встречи – например, аграриев и юристов; и те, и другие должны ориентироваться в общей теме обсуждения, а для того – иметь навык освоения непрофильных предметов еще со студенческой скамьи.

Возможно желание подобных двусторонних встреч: так, генным инженерам хотелось бы, чтобы закон разрешал им более смелые эксперименты в том, чем они занимаются.

Возможно волонтерство – например, по своей специальности в другой стране (а там портрет вашей профессии может быть несколько другим) или на родине – на особо важном участке, что тоже потребует навыков специалиста другого склада.

Возможно неформальное общение: оно развивается за счет технических разработок – социальных сетей для профессионалов; а за ответ на вопрос, как заявить о себе там, отвечает уже ваше гуманитарное начало.

Возможны просто случайные встречи: допустим, экономисту и педагогу будет о чем поговорить друг с другом за одним столом в гостях, если учитель узнает в бизнес-тренингах и маркетинге, о которых толкует его собеседник, старую добрую педагогику, – а экономист, в свою очередь, вспомнит, что люди не сразу становятся платежеспособными потребителями, а сначала растут и учатся.

К тому же не будем забывать, что на пересечении специальностей всегда есть возможность видеть и осуществлять совместные проекты.

Что происходит на практике

Ненавидите физику? Не перевариваете историю? Ждете, когда же окончится школьный курс географии? В таком случае, прежде всего стоит отказаться от мысли, что выбор какого-то одного направления избавит вас от необходимости постигать прочие. Лучше поискать талантливого учителя по нелюбимому предмету, понаблюдать, как он работает и как ему удается заинтересовать этим предметом учеников.

Грубо навязывать человеку междисциплинарный подход – дело неблагодарное. Кто упрямо решил стать гуманитарием, естественником или «технарем», того вряд ли имеет смысл столь же упрямо переубеждать. Говорят, между профилями профессий разница всё же существует. И заключается она в том, что «естественники», мол, верят в науку, а гуманитарии во всем сомневаются.

Однако стоит заметить, что будущий «чистый специалист» делает отнюдь не более простой выбор, чем приверженец междисциплинарной профессии. Скажем, стать полноценным гуманитарием – вовсе не элементарная задача. Если вы ограничитесь традиционными академическими интересами или рутинными обязанностями, если вас не волнует современный информационный мир и его запросы, если вы не гуманист, можно ли считать такое гуманитарным подходом?

А если вы выбрали техническую профессию, но не генерируете интересные инженерные решения «каждый день», разве было бы интересно побеседовать с вами Леонардо да Винчи или Кулибину?

Притом что можно быть не слишком внимательным к профилю в целом, нельзя не обращать внимания на частности условно выбранного профиля – то есть на сами профессии. Выбираете «на всякий случай» 2 близких специальности? Далеко не всё равно, будете вы филологом или литературоведом, поскольку первый специалист – более широкого профиля, чем второй. Подбираете репетитора? Не факт, что классный лингвист-переводчик научит вас любить русский язык. Поступаете на 2 смежных специальности в одном вузе? Найдите 10 отличий одной от другой.

Замечаете только те профессии, о которых много говорят? Учтите, что много говорят не обо всех, что есть «профессии для молчунов» (особенно – негуманитарные), усиленно ищите информацию о таких! Что вы будете изучать, допустим, по эпизоотологии, готовясь стать ветеринаром?

Представьте себе, что вы уже студент, что в ваш учебный план затесался непрофильный предмет – а лектор не заботится о том, чтобы связать его содержание с основным содержанием курса. Не беда: «наведите мосты» сами: найдите в этом предмете тему, важную для вас лично, займитесь ею заинтересованно – а там, глядишь, и зачет сдадите легко.

Если сто лет назад даже хирурги старались писать художественно, то сегодня в учебниках по точным дисциплинам гуманитарной составляющей может и не быть – обязательно готовьтесь и к такому повороту дела.

Сегодня в мире образования и профессий всё перемешано не хуже, чем в доме Облонских или на тарелке в ресторане самообслуживания. Так, перед студентами МИСиС ставят задачу изучить английский настолько хорошо, чтобы сдать в итоге TOEFL или Кембриджский экзамен, – а в РГГУ нашлось место факультету, занимающемуся защитой информации. И потому фокус внимания стоит перенести на возможные пропорции выбираемой смеси профессионально важных качеств, знаний и обязанностей, которые и постараться предвидеть для себя как можно лучше.

Отныне разница между разными специальностями состоит в нюансах. А излишнее внимание к тому «главному» факту, гуманитарием вы станете или кем-то другим, отвлекает от реальности, из этих нюансов и состоящей.


Все уровни образования (бакалавриат, магистратура и т.п.) имеют свой список направлений, специальностей и профилей. Получается, система устроена просто и, в то же время, эффективно: каждый год любая сфера хозяйства или услуг страны пополняется новоиспеченными профессионалами.

Например, бакалавриат имеет 54 направления, в рамках которых насчитывается 151 специальность. Профилей же по данным специальностям – видимо-невидимо. Чтобы система образовательных стандартов стала понятнее, рассмотрим ее на примере одного из направлений бакалавриата – архитектуры.

В это направление включено несколько специальностей:

  • Градостроительство.
  • Дизайн архитектурной среды.
  • Реставрация и реконструкция.
  • Архитектура.

Ознакомление со специальностью в вузе

По каждой из данных специальностей предусмотрен особый учебный план, а также профили – самый важный элемент выбора профессии для обучения. После согласовательных мероприятий с Министерством образования, любой ВУЗ может преподавать по вышеозначенным специальностям еще более узкую специализацию.

Например, если вы решили заниматься дизайном и нашли несколько ВУЗов, которые смогут предоставить вам услуги по обучению на специальность «Дизайн», необходимо также узнать о профилях к специальности, доступных в данном учебном заведении. Иными словами, если под «дизайном» вы подразумеваете разработку дизайна интерьеров, то будет печально, когда уже после зачисления вы узнаете, что ВУЗ обучает по профилю «модный дизайн».

Необходимо помнить, что любая специальность предполагает изучение ряда обязательных дисциплин, но в самом важном, в специализации, можно остаться у разбитого корыта. Перевестись в другой ВУЗ или на другой факультет в большинстве случаев можно лишь после первой-второй сессии, так что лучше заранее позаботиться, чтобы подобных проблем у вас не возникло.

Далее, если говорить о юриспруденции, то эта специальность имеет множество различных профилей, которые можно, в свою очередь, разделить на группы:

  • Административное право.
  • Государственное право.
  • Гражданское право.
  • Уголовное право.

Неправильный выбор в данном контексте максимально критичен, поэтому обязательно учитывайте профили специальностей, подбирая ВУЗ. Нужно понимать, что многие учебные заведения прячут данную информацию на своих сайтах, либо вовсе не указывают (что незаконно). Это неспроста, и ниже мы расскажем вам почему.

Как просмотреть профили специальностей в ВУЗе

Как правило, информация о профилях (специализациях), обучение которым поддерживает учебное заведение, размещают в разделах, посвященных абитуриентам или приемной комиссии. Внимательно просмотрите все списки специальностей и программ, по которым обучает ВУЗ.

Если вам не удалось обнаружить нужную информацию, потребуйте ее от администрации сайта, найдя ее контакты в соответствующем разделе. Также можно посетить учебное заведение лично. При отказе предоставить нужные данные, можно смело прощаться с идеей поступать именно в этот ВУЗ – такое отношение к абитуриенту свидетельствует о желании обмануть его, продать то, что ему не нужно.

Почему и как ВУЗы могут обманывать абитуриентов

Отсутствие информации по профилям преследуется по закону. На сайтах ВУЗов обязательно должны быть такие данные:

  • Дата создания организации, ее учредитель, адрес главного корпуса и филиалов. Также в обязательном порядке должен быть размещен режим работы ВУЗа, телефоны и электронные адреса.
  • Образовательные программы, учебные планы с указанием дисциплин. Курсы, модули, практикумы.
  • Основные направления научной деятельности учебного заведения, ее результаты. Научно-исследовательская база.

Как видно из данного списка, в законе имеется лазейка, которой многие учебные заведения пользуются – нужно указать образовательные программы, но не непосредственно профили обучения. Иногда информации о профилях нет на сайте ВУЗа по причине заброшенности интернет-страницы (что, кстати, плохой знак для абитуриента). Но чаще всего эти данные не размещают для введения абитуриентов в заблуждение и привлечения большего количества студентов на непопулярные специализации.

Сами подумайте, много ли кандидатов захотят быть дипломированными дизайнерами одежды вместо получения профессии web-дизайнера? То-то. Поэтому внимательно изучайте списки специализаций на сайтах учебных заведений, требуйте от приемной комиссии все данные о профилях, и профессия мечты станет реальностью!

На основании чего проводят подбор и оценку персонала? Что является основанием для внедрения справедливых грейдов (ставок зароботных плат) в компании? Что используют в процессе развития персонала и при формировании кадрового резерва? Что является эталоном, с которым HR-отдел сравнивает потенциальных кандидатов, оценивая, подойдёт ли данный человек на данную позицию? Таким эталоном является профиль должности. И в этом смысле профиль должности является одним из фундаментальных инструментов HR-системы любой компании. В этой статье мы разберём данный инструмент. И дадим простую, понятную, удобную в работе, форму профиля должности.

Профиль должности: что в него входит и почему

Документ, который описывает саму должность, биографические требования, особенности корпоративной культуры, функционал и ключевые компетенции, необходимые для успешного выполнения всех функций данной должности называется профилем должности.

Давайте разберём каждый раздел:

Описание должности. Этот раздел включает в себя название и целевое назначение должности, название структурного подразделения, название руководителя и перечень подчинённых (если они есть у человека, занимающего данную должность).

Биографические требования. Здесь фиксируются требования к полу, возрасту, образованию и опыту работы. Понятно, что фиксируются в том случае, если они – есть.

Корпоративные ценности. Именно они и фиксируются в данном разделе. А ещё здесь фиксируются компетенции, которыми должен обладать сотрудник, чтобы воплощать в жизнь особенности корпоративной культуры. Согласитесь, если клиентоориентированность является частью корпоративной культуры, то у кандидата на должность должны быть компетенции, с помощью которых клиентоориентированность воплощается в жизнь. Например, это могут быть такие компетенции, как «понимание потребностей клиентов» и «построение долгосрочных отношений». Соответственно, в разделе «Корпоративные ценности» указываются корпоративные компетенции.

Функциональные обязанности. В этом разделе фиксируется перечень функций, возложенных на сотрудника, занимающего данную позицию. И в этом же разделе указываются профессиональные ключевые компетенции, необходимые для успешного выполнения всех функций на данной должности. Если должность – управленческая, то в этом же разделе указываются управленческие компетенции – для управленческих функций. Так, например, управленческая функция «Планирование и контроль» потребует целого набора управленческих компетенций:
• Умение формулировать цели и задачи
• Умение распределять цели и задачи между подчинёнными
• Умение контролировать и оценивать результаты работы
• Навык предоставления обратной связи
• Умение выставлять приоритеты

И надо понимать, что в вашей компании этот набор может выглядеть иначе. Он может быть дополнен другими управленческими компетенциями. А какие-то, из указанных компетенций, в вашем случае могут отсутствовать.

Типовая форма профиля должности

Составные части профиля должности мы уже рассмотрели. Теперь давайте посмотрим на форму: как выглядит профиль должности визуально, как скомпонованы его разделы:



Пожалуй, отдельно стоит выделить в приведённой форме то, как в неё вплетена модель ключевых компетенций. Она пронизывает разделы «Корпоративные ценности», связывая ценности компании и особенности ее культуры с корпоративными компетенциями. И модель компетенций пронизывает раздел «Функциональные обязанности». Связывая управленческие и профессиональные функции с управленческими и профессиональными компетенциями.

Профиль должности: сфера применения

Профиль должности решает задачу стандартизации. Профиль должности фиксирует сами должности: их целевое назначение, функционал, обязанности, зону ответственности, необходимые компетенции, другие требования к человеку, занимающему должность. Когда каждая должность формализована и зафиксирована в качестве стандарта, сразу решается несколько проблем. Во-первых, HR-отдел освобождается от необходимости «изобретать велосипед» (описывать должность) каждый раз, когда возникает потребность в подборе нового специалиста. Во-вторых, сами сотрудники получают чёткое описание своей должности, функциональных обязанностей и зон ответственности. В-третьих, наличие профиля позволяет оперативно доучить тех сотрудников, которые по своему уровню не дотягивают до требований к занимаемой должности (или к должности, на которую их планируется перевести). Либо заменить их теми, кто дотягивает.

Профиль должности позволяет решать следующие задачи:
1. Подобрать персонал. Именно на профиль опирается человек, занимающийся подбором персонала в компании, либо рекрутинговое агентство, выполняющее подбор специалистов для компании.
2. Оценить персонал. Благодаря модели компетенций и описанию функциональных обязанностей, входящим в профиль должности, компания получает возможность оценивать потенциал конкретного человека и его фактические результаты. Потенциал оценивают по наличию необходимых компетенций, и выполняет эту работу, как правило, HR-отдел. Результаты оценивают по фактической степени выполнения своих функций, и выполняет эту работу, как правило, непосредственный руководитель сотрудника.
3. Построить комплексную систему развития персонала. Благодаря модели компетенций и результатам оценки компетенций персонала, HR-отдел получает уникальную возможность выстроить целостную систему развития сотрудников, с учётом их индивидуальных потребностей.
4. Сформировать в компании кадровый резерв. Модель компетенций, результаты оценки персонала и система развития сотрудников позволяют сформировать в компании кадровый резерв. Кадровый резерв, в свою очередь, существенно снижает риски компании, связанные с человеческими ресурсами. И – обеспечивает платформу для системного развития компании.
5. Ликвидировать функциональные конфликты. Профиль должности позволяет «закрыть» вопрос того, кто и за что отвечает. Что, в свою очередь, позволяет погасить значительную часть конфликтов в компании ещё в зародыше.
6. Внедрить в компании справедливые ставки зарплат (грейды). Чёткое описание функциональных обязанностей, модель компетенций и результаты оценки позволяют внедрить в компании справедливые ставки зарплат (грейды, от англ. grade - ставка).

Внедрение профилей должностей

Для работы HR-отдела, профиль должности играет такую же роль, как наличие прайса, презентации и шаблона коммерческого предложения для отдела продаж. Соответственно, если в вашей компании профилей должности ещё нет, их стоит разработать. Иначе HR-отдел и сама компания будут постепенно накапливать определённые проблемы.

Кто должен разрабатывать профиль должности? Профиль должности может разработать либо HR-отдел, либо внешний провайдер – компания, имеющая экспертизу в сфере HR. Признаком такой экспертизы являются успешные проекты в сфере оценки и обучения персонала, разработки модели ключевых компетенций и опыт стратегических сессий. Ключевым фактором успешной разработки и внедрения профилей должности является участие высшего, среднего и линейного менеджмента в процессе разработки.

Процесс разработки профилей должностей включает в себя такие этапы:
1. Анализ корпоративной культуры компании. Выделение особенностей корпоративной культуры.
2. Анализ, разработка, формализация и утверждение функциональных обязанностей, границ ответственности, особенностей деятельности каждого сотрудника.
3. Разработка модели ключевых компетенций.
4. Формулирование биографических требований.
5. Создание, утверждение и внедрение профилей должности.

Внедрение профилей должностей неминуемо приведёт к созданию прозрачной картины того, кто и что делает, кто и за что отвечает. Естественно, возможно и очень вероятно сопротивление персонала. Чтобы избежать этого сопротивления, необходимо включить менеджмент организации в процесс разработки и утверждения документов, как-либо нормирующих деятельность их непосредственных подчинённых.

Резюме

Сотни и тысячи компаний работают без профилей должности. И даже получают прибыль. Но сказать, что они работают «прекрасно» - сложно. Сложно потому, что отсутствие профилей должности неизбежно будет вызывать функциональные конфликты, создавать трудности при подборе, оценке, обучении персонала, определении справедливых ставок заработных плат. Без модели ключевых компетенций, одного из основных элементов профиля должности, работа по формированию кадрового резерва будет затруднена либо вообще невозможна. Без этого же элемента невозможна объективная оценка персонала. Что, в свою очередь, превращает обучение персонала из системного процесса в рулетку.

С другой стороны, внедрение профилей должностей позволяет систематизировать работу HR-отдела, снизить затраты на подбор персонала, избавить компанию от периодичных функциональных и «зарплатных» конфликтов. Что, в свою очередь, позволяет запустить процесс системного развития бизнеса. Процесс, который, со стороны HR-отдела, включает в себя регулярную оценку и развитие сотрудников, осознанное воспитание талантов внутри компании и формирование кадрового резерва. Можно бесконечно наращивать склады, увеличивать ассортимент, оптимизировать издержки в разных отделах и процессах. Но если персонал не успевает развиваться, компанию будут регулярно сотрясать разнообразные проблемы. Проблемы, способные, в том числе, уничтожить бизнес. Развитие компании будет уверенным, спокойным и стабильным только тогда, когда HR-отдел сможет обеспечить скорость системного развития персонала чуть более высокую, чем скорость роста самой компании.

Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению


А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствии. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать.

От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.

Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль

Что такое специальность в вузе? Те самые «специальности», которые вы можете найти на нашем сайте – это утвержденные минобром Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Система сложилась таким образом, что для всех уровней образования, а именно: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура у врачей и прочих предусмотрен свой список специальностей.

Если посмотреть на это в целом, то система высшего образования при всех своих недостатках устроена номинально грамотно: список специальностей составлен так, чтобы дать каждой сфере жизни государства, если можно так сказать, своих специалистов. В теории, все сферы каждый год пополняются квалифицированными выпускниками, которые начинают в них свою профессиональную деятельность.

Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности. Покажем вам суть этой структуры на примере бакалавриата, самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрено 54 укрупненных направлений и 151 специальность.

  • Архитектура
  • Градостроительство
  • Дизайн архитектурной среды
  • Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

Этот список как раз является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.

Третий уровень – профили, самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут после согласования с минобром преподавать более узкую специализацию по определенным специальностям.

На примере: вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете на нашем сайте, либо на сайте вуза специальность «Дизайн». Но есть одно НО: профили или более узкие специализации, которые реализуются в конкретном вузе.

Возьмем 2-х абитуриентов, первый хочет быть web-дизайнером, второй дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма». Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин, но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения ни тому ни другому. И у поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.

Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:

  • административно-правовой
  • государственно-правовой
  • гражданско-правовой
  • уголовно-правовой и прочие

И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.

Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишу далее.

Изначально при проектировании сайта мы пошли слегка неверным путем и указывали профили как текстовое поле в специальностях, без раскрытия их учебных планов и прочего. На данный момент переводим все данные вузов на новую структуру, раскрываем все профили, их учебные планы. Уже много где внедрена новая структура, пользуйтесь на здоровье.

Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то будете уверены, что поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы в жизни.

Как выбрать профиль обучения в вузе

Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили», либо именуются «программы». На страницах вузах во вкладке «Программы» вы можете посмотреть профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.

Вузы не всегда размещают информацию и еще реже в размещают ее в удобном виде.

Как правило, информация находится в разделах «Поступающим» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта с ответственностью, но, к сожалению, таких меньшинство. Если что, всегда можно посмотреть на нашем сайте.

Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки

Закон обязует вузы размещать информацию на своем сайте по определенным пунктам:

  • о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
  • о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
  • о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
  • И прочее

Некоторые вузы пользуются лазейкой и не размещают информацию о профилях. Это делается либо по недосмотру и ненужности сайта, либо специально, чтобы скрыть профили и привлечь как можно больше абитуриентов. Будьте осторожны при поступлении на популярные специальности (Менеджмент, экономика, реклама и связи с общественностью и т.д). Ряд вузов может специально скрывать профили, чтобы привлечь вас к себе даже на тот профиль, который вам не подходит.

Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до конца и она была вам полезна. Поступление в вуз – невероятно важный этап жизни. И теперь вы чуть лучше к нему готовы.

Каждый абитуриент сталкивается в своей жизни с несколькими важными вопросами: где учиться (ВУЗ, СУЗ пр.), на кого (специальность и квалификация), по какой программе обучаться? Следует отметить, что в большинстве случаев выпускники школ и поступающие не понимают разницу между специальностью, квалификацией и программой обучения. Сегодня мы разъясним каждое из этих понятий.

Каждый абитуриент сталкивается в своей жизни с несколькими важными вопросами: где учиться (ВУЗ, СУЗ пр.), на кого (специальность и квалификация), по какой программе обучаться? Следует отметить, что в большинстве случаев выпускники школ и поступающие не понимают разницу между специальностью, квалификацией и программой обучения. Сегодня мы разъясним каждое из этих понятий.

Специальность: что это такое?

Самым широким понятием в образовании является специальность. Данная категория представляет собой то направление, которому будут обучать студента. Например, специальность «Экономика» предполагает, сто студент будет осваивать конкретный узконаправленный профиль: антикризисное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги и налогообложение и пр.

Специальность одна – экономика, а профили разные. Каждому профилю соответствует определенная квалификация, то есть та должность, по которой выпускник может устроиться. Например, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предполагает, что человек сможет работать бухгалтером, главным бухгалтером, аналитиком, экономистом и пр. Профиль «Антикризисное управление» дает право выпускникам работать экономист-менеджерами и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

У каждой специальности есть унифицированный код – шифр перед наименованием. К каждому профилю по конкретной специальности ВУЗ имеет право разработать программу обучения.

Профиль и программа: что это такое?

Профиль – это фактически тот узконаправленный коридор, по которому будет шагать студент на протяжении всей учебы. Если специальность характеризует общий характер деятельности будущего специалиста, то профиль отражает конкретные процессы, явления, права и обязанности, то чем выпускник будет заниматься по окончании ВУЗа или СУЗа.

Что такое узконаправленный профиль

Понятие профиля и программы

Перед поступлением (если Вы уже знаете, какая сфера деятельности Вам больше подходит, профиль (на кого конкретно хотите поступать)), важно уточнить в ВУЗе перечень действующих профилей, уточнить правила приема на них и пр.

Программа обучения предполагает перечень тех дисциплин, которые студент будет изучать в течение всего периода обучения. В программу обучения обязательно входят аудиторные занятия, практические занятия, письменные проекты (контрольные, курсовые и дипломные работы, научные проекты и пр.), практика, зачеты и экзамены, ГОСы и защита дипломного проекта.

Обратите внимание, что один и тот же профиль в разных ВУЗах может иметь разные программы обучения. Это значит, что некоторые предметы в учебном процессе могут различаться: одни присутствовать, другие отсутствовать. Основные дисциплины будут включены в любом случае, а вспомогательные могут различаться.

Квалификация: что это такое?

Данный термин чаще всего вводит в заблуждение или ступор каждого абитуриента и студента. Даже выпускник ВУЗов и СУЗов не всегда понимают значение данного термина.

Понятие квалификации

Что подразумевает под собой квалификация

Принято выделять два определения термина «квалификация»:

  • Квалификация по диплому – это запись, которая отражает уровень подготовки специалиста (бакалавр, магистр) и направление подготовки (экономист-менеджер, бухгалтер, аналитик и пр.).
  • Квалификация в сфере трудовых отношений. Здесь под квалификацией понимают совокупность знаний, навыков, которые помогают сотрудников при выполнении его обязанностей. Чем глубже и больше знания и умения работника, тем выше его квалификация и солиднее зарплата.

Сочетание программы, специальности и квалификации

Итак, чтобы стать дипломированным, высококвалифицированным специалистом у абитуриента должна быть проложена следующая траектория:

  • Выбор образовательного заведения и специальности;
  • Выбор профиля (профессии);
  • Освоение учебной программы, прохождение всех видов аттестации и получение диплома об образовании.

Сочетание этих ключевых параметров отражается в документе об образовании. Сначала прописывается квалификация, которая подчеркивает непосредственно профессию, по которой может трудиться выпускник, а затем отражается полное наименование специальности. Например, квалификация «Юрист», специальность – «Гражданско-правовые отношения деятельность или квалификация «Бухгалтер», специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Сочетание трех основных понятий

Взаимодействие трех понятий

Обратите внимание, что в заявлении при подаче документов на поступление в ВУЗ важно указать специальность. В некоторых случаях требуется прописать и профиль, но в дальнейшем студент имеет право сменить его (при желании). При смене профиля учащемуся предстоит вовремя ликвидировать все долги по текущей учебе, а затем сдать «академическую разницу».

Специалисты образовательного центра DissHelp готовы помочь студентам в преодолении всех препятствий: подготовке к экзаменам, выполнении письменных проектов и шпаргалок, консультировании учащихся (тьюторство). В нашем штате трудятся только надежные и ответственные, высококвалифицированные профессионалы, имеющие за плечами большой опыт работы в образовательной среде и ученые степени, звания, написании студенческих и научных работ. Высокое качество услуг и индивидуальный подход гарантирован каждому! Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Читайте также: