Что такое психодиагностика как она помогает в выборе профессии

Опубликовано: 03.07.2024

Основная работа наших психологов-профконсультантов - это помощь в выборе профессионального трека на основании психодиагностики. Сегодня простыми словами расскажем о том, что такое психодиагностика и психометрия, какая она бывает для детей и взрослых, чем отличается психодиагностика в области профориентации.

Что это такое психодиагностика

К нашему сознанию с обычной линейкой не подойдешь. Поэтому уже более 100 лет процветает такая наука, как психодиагностика, которая измеряет трудноуловимые черты личности. Психодиагностика (или психологическая диагностика, или психометрия) - это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений. А что можно измерять в психологии? Да очень многое: знания, способности, взгляды, качества личности. Психодиагностика нужна HR-ам, профориентологам, специалистам во всех областях психологии и, конечно, самим людям, которые хотят разбираться в своих особенностях, сильных и слабых сторонах.

Основная задача психометрии - создание измерительных инструментов, той самой "линейки" для сознания. Поэтому тестологи разрабатывают опросники и разнообразные методики оценки личности, а потом проверяют и уточняют их на большой группе людей. Так получаются валидные и надежные тесты. Хотя психодиагностика не исчерпывается тестами, в ней есть место и наблюдениям, беседам и интервью.


Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук.

Психолог без нормированной методики, которая научно обоснована и выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Можно не использовать компьютерный или бумажный тест, можно опрашивать человека по выбранной методике, просто времени уйдет гораздо больше.

Методики, разработанные тестологами из МГУ им. М.В. Ломоносова, проверены и валидны.
Пройдите эти тесты бесплатно >>

Психодиагностика личности (характера)

Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.



Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека.

С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.

Тест Роршаха - визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием "Пятна Роршаха". Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс. Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) - еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д. Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.

Тест Кеттелла - 16-факторный личностный опросник (или 16 PF ), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла. Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д. Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на военную и государственную службу.



Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента. В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма). Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Big Five ("Большая Пятерка") - еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. "Большая пятерка" - подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность)
• экстраверсия/интроверсия
• открытость опыту/консерватизм
• согласие/несогласие
• сознательность/несознательность

Русскоязычной адаптации "Большой Пятерки" в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах "Профнавигатор", "Профориентатор", "Профкарьера" и "Профконсультант" вы найдете все эти 5 шкал и не только. Пройти онлайн >>

Психодиагностика у детей (подростков)

Психодиагностика у детей различается по возрастным периодам и задачам. Обычно родителей малышей волнует вопрос, готов ли ребенок психологически к детскому саду и затем к школе. Сможет ли ребенок избежать сильного стресса, когда окажется в необычной обстановке? Детский психолог в игровой форме может исследовать способности ребенка, оценить, может ли ребенок концентрироваться, насколько он усидчив и внимателен, готов ли он к обучению, сможет ли следовать правилам и слушаться учителя.

Еще один вопрос, который волнует родителей дошкольников и младших школьников, - как раскрыть талант ребенка? В чем ребенок сможет преуспеть в будущем? Последние 15 лет в услугах профдиагностики применяются инструменты нейропсихологии - направления психологии, которое изучает мозговую организацию психических процессов. Именно нейропсихолог поможет оценить способности ребенка с научной, объективной точки зрения.

Нейропсихолог в беседе, в игровой форме, с помощью специальных заданий (нейропсихологических проб), принимая во внимание возрастные нормативы их выполнения, определяет, как развиты психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Оценка особенностей мозгового обеспечения психической деятельности ребенка "подсказывает", какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. А еще нейродиагностика показывает, какие психические функции недостаточно развиты или требуют коррекции. Если вас заинтересовала нейропсихологическая диагностика, узнайте подробнее о методиках "ПрофПревью" и "Нейропрофиль".


В средней и старшей школе профдиагностика помогает определиться с сильными и слабыми сторонами подростка, подсказать, какую профессию ему стоит выбрать по интересам, способностям и личностным особенностям.

Психодиагностика взрослых

Большинство психодиагностических инструментов рассчитаны именно на взрослых. Перечисленные выше популярные опросники специально адаптированы для людей младше 18 лет. Какие задачи профдиагностика решает у взрослых? В основном они касаются профессиональной деятельности человека: подходит ли соискатель на должность, какую работу он может выполнять лучше всего?

Также отметим, что психодиагностические методики требуются и в клинической психиатрии и судебной экспертизе: есть ли у человека психические расстройства, не находится ли он в группе риска, требуется ли лечение? Психодиагностика важна при приеме на военную и государственную службу, в силовые структуры. Например, достаточно ли человек стрессоустойчив, чтобы служить в полиции и службе безопасности.

Возрастные особенности психодиагностики

В каждом возрасте применяются свои способы и методы психодиагностики. Чем младше ребенок, тем более подвижны и изменчивы его психические функции. Личностные качества и характер только формируются. Поэтому в дошкольный период легче всего корректировать психические отклонения. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и если в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью специальных упражнений, то чем старше человек, тем труднее провести психокоррекцию. Своевременная психодиагностика и развивающее обучение расширяют возможности ребенка в будущем.

С другой стороны, и возможности самопознания меняются с возрастом. Форматы работы с ребенком, подростком и взрослым отличаются. Психодиагностика дошкольников и младших школьников - это игры, беседы и упражнения (рассказать, написать, нарисовать), которые помогают психологу разобраться в особенностях ребенка, о которых ребенок сам сказать не может. В подростковом возрасте ребята уже могут анализировать свое поведение, отвечать на вопросы об интересах и способностях. В этот период им интересен процесс самопознания. Подросток 14-ти лет без труда может пройти продолжительный тест и сосредоточенно отвечать на вопросы, которые раскрывают личностные особенности. Для взрослого, который уже имеет сложившееся мнения о своих личных качествах и жизненный опыт, психодиагностическое обследование может стать таким "взглядом со стороны", который поможет увидеть скрытые особенности личности. Для этих задач методика профдиагностики должна быть научно обоснована, валидна.

Психодиагностика в профориентации

Профориентация "соединяет" возможности человека с потребностями той профессиональной сферы, в которой он планирует работать. Если человек полностью осознает свои сильные и слабые стороны, знает, что он умеет и хочет делать, чему может научиться, в каких условиях ему приятно работать, к тому же, готов работать, то он легко найдет дело жизни.

Если вы хотите пройти профдиагностику для выбора профессии или образования, то это можно сделать в нашем Центре и даже онлайн. Надежные, научно обоснованные методики нашего Центра разработаны лучшими специалистами по психодиагностике и психометрии в России, психологами из МГУ им. М.В. Ломоносова. Выберите методику:
✔ Профконсультант (для взрослых): определяет профессиональные навыки и компетенции. Помогает в построении карьеры, отвечает на вопрос "Не пора ли сменить профессию?". Пройти онлайн >>
✔ Профкарьера (для студентов и выпускников вузов): рекомендует профессии и должности. Отвечает на вопрос "Что я могу сделать с полученным образованием?". Пройти онлайн >>
✔ Профориентатор (для 8-11 классов): определяет интересы, способности и личностные особенности школьника. Помогает определить подходящий ему профиль обучения, варианты профессий и список колледжей/вузов, где их получить. Пройти онлайн >>
✔ Профнавигатор (для 5-7 классов): определяет склонности подростка и рекомендует профиль обучения в старших классах и варианты допобразования. Пройти онлайн >>
✔ Профстарт (для 2-4 классов): профдиагностика в игровой форме. Определяет интересы, способности и личностные особенности. Помогает определиться с профилем средней школы, кружками и секциями.
✔ Профпревью (для 5-8 лет): нейропсихологическая диагностика с профориентационным уклоном. Определяет готовность к школе и способности ребёнка, их соответствие имеющимся интересам и личностным особенностям. Помогает определиться с профилем школы, кружками и секциями.

Список литературы

Если вы хотите разобраться в вопросе профдиагностики личности, то предлагаем вам использовать проверенные книги:
✎ Шмелев А.Г. Практическая тестология. М., 2013. Автор книги Александр Георгиевич Шмелев, доктор психологических наук, профессор МГУ и научный руководитель нашего Центра. А.Г. Шмелев - авторитетный исследователь в области профдиагностики и психометрии, автор университетских курсов по тестологии. В книге рассказывается об интеллектуальных системах оценки знаний, способностей и личностных особенностей человека. Когда тесты полезны, а когда вредны.
✎ Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников (8,9,10-11 класс). М, "Просвещение". Серия рабочих тетрадей для старшеклассников, для практической профдиагностики в сфере профориентации. В них шаг за шагом подросток может разобраться в себе и найти подходящую профессию и сферу деятельности.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Часто приходится слышать от несведущих людей такие мнения о психодиагностике: «все это – ерунда»; «ничего это не дает»; «я и так все знаю о себе и ребенке»; «мы уже проходили всякие тесты и все по разному…».

В этих мнениях проявляется сформировавшееся отношение и разочарование, страх и отрицание неизвестного, неудачный опыт и несовпадение ожиданий с полученными результатами психодиагностики.

Наверное, как и в любой сфере деятельности, психодиагностикой занимаются зачастую некомпетентные люди, без образования или с образованием, но полученным в непрофильном вузе, то есть очень поверхностным.

Такие примитивные диагносты не способны грамотно подобрать необходимые методики для психодиагностики, пользоваться ими. Они далеки от понимания таких важных критериев выбора методик, как надежность, валидность, стандартизация и прочих.

Как правило, недостаточно компетентные специалисты используют методики примитивной психологической диагностики, которые строятся на применении простых, небольших по объему, а значит и недостаточно надежных тестов, в которых не предусмотрена оценка достоверности представленных обследуемым и полученных данных. То есть, хотите верьте, хотите нет…

Часто применяются методики, которые помогают определить профессиональные интересы и склонности человека без соотнесения с его качествами, опирающиеся исключительно на его поверхностные знания о профессиях и самооценку. Полученные в итоге данные наполнены примитивным субъективизмом и на практике часто оказываются ложными.

И огромное количество никак не обоснованных в применении тестов, которые пекутся как пирожки всеми, кому не лень и низкий уровень квалификации специалистов, все это формирует негативное отношение и к процессу, и результатам психодиагностических исследований.

В то же время существуют методики, применение которых давно оправдало себя в системе специальных государственных служб, медицинских учреждениях, центрах судебно-медицинской экспертизы, которые доступны профессионалам работающим в этих организациях.

Совсем недавно благодаря стараниям команды специалистов под руководством доктора педагогических наук, психолога А.М. Князева одна из таких ключевых методик стала доступна всем, кто заинтересован в профориентации, определении особенностей состояния психики, факторов риска (тревожность, социальная агрессия, снижение жизненных сил, неуверенность в себе, замкнутость, сложность и специфичность мышления и др.).

Давайте на конкретных примерах попробуем понять зачем иногда нужно проходить психодиагностическое обследование?

Для того, чтобы определить профессии, где наилучшим образом будут востребованы качества человека. Насколько определенные качества позволят ему успешно развиваться в различных видах деятельности. Каким личностно-профессиональным потенциалом обладает человек? Что может препятствовать его самореализации и достижениям в профессии, если он уже трудиться и ему нужны рекомендации по самосовершенствованию.

Для того, чтобы избежать ошибочного выбора, который построен на субъективном, ошибочном и неполном представлении молодых людей о профессиях. Нельзя исключать, что на выбор профессии влияет и мнение сверстников, и сформированное сериалами отношение, и авторитетное мнение родителей. При этом главное - индивидуальные особенности и способности мало кому понятны и интересны. Отсюда ошибки, которые могут дорого стоить.

Необоснованный выбор профессии приводит к тому, что человек будет вынужден в дальнейшем много раз менять место обучения, метаться, пытаться «найти своё» или ему придется устроиться на тягостную, ненавистную работу, вызывающую только расстройство и напряжение. В такой работе человек никогда не достигнет успеха, и дело вовсе не в том, что он неудачник и не способен в принципе достичь успеха. Просто он выбрал неверную стезю.

Необоснованный выбор может быть даже опасен. Несколько примеров из практики:

Первый пример: Молодая девушка всеми силами стремится поступить в медицинский вуз, а в итоге психодиагностики определяется, что причиной такого стремления является выраженная ипохондрия, невротическое ощущение наличия неизлечимой болезни, которую она хотела бы изучить в вузе, а затем избавиться от нее. Эта психическая проблема делает поступление девушки в медицинский вуз крайне опасным выбором, поскольку занятия медициной только усилят её ощущения наличия заболевания и могут привести к разрушению психики.

Второй пример: Юноша мечтает стать военнослужащим, поступить и закончить военное училище, после чего служить в частях специального назначения и выполнять служебно-боевые задачи сопряженные с риском.

При этом, в результате психодиагностики у него определяется слабая психическая структура, неспособность длительное время выдерживать нервно-психическое напряжение, замкнутость и тревожность.

В беседе удалось понять, что мотивация молодого человека связана с желанием получить закалку, стать настоящим мужчиной, проявить себя.

Понятно, что при попытке все же включиться в сложную, напряженную военно-служебную деятельность у молодого человека возникнет осознание, что он не сможет её реализовывать, не сможет выдержать того напряжения, которое такая профессия каждодневно предполагает. Примеров ошибочного выбора профессии множество.

Пообщайтесь с друзьями и вы поймете, как много людей меняли область профессиональных интересов, свои профессии, потому, что осознавали ошибочность изначального выбора. По данным Росстата более 30% выпускников вузов России не работают по выбранной изначально профессии потому, что разочаровались в ней. Они вынуждены делать более осознанный профессиональный выбор будучи уже более зрелыми людьми. Платой за ошибки является потерянные напрасно годы, средства потраченные на ненужное обучение.

Профессиональная психодиагностика позволяет наиболее точно соотнести качества человека с требованиями профессии и сделать верный выбор. Когда такое соотнесение обеспечено и успеха в профессии достичь легче и напряжения особого не возникает.

Более того, психодиагностика, если она проводится с использованием серьезного инструментария позволяет получить не только характеристику особенностей человека, но и рекомендации для родителей, педагогов, психологов.

В качестве примера приведем фрагмент психологического портрета девушки, которая обучается в колледже за границей. Причиной психодиагностического исследования стали возникшие проблемы с поведением и успеваемостью. Реальной стала угроза отчисления.

Фрагмент психологического портрета студентки

Способна к эффективной коммуникации, легко устанавливает контакты с разными людьми, умеет находиться в центре внимания, организовывать различные мероприятия, если это интересно ей лично.

Экспрессивна, эмоциональна и динамична в проявлениях. Может проявлять оригинальность и некоторую специфичность поведения. Демонстративна, стремится использовать особенности внешности, эмоции для привлечения внимания. Любит «играть на публику», может использовать эпатаж, чтобы произвести на окружающих впечатление.

Стремится удерживать доминантную позицию используя развитые способности публичной самопрезентации. Болезненно реагирует на конкурентную позицию в поведении со стороны сверстниц, публичные оскорбления, замечания.

Некоторая степень эгоцентричности и авантюристичности в поведении связана прежде всего со стремлением обращать на себя внимание и выделяться таким образом из общей массы учащихся.

Испытывает интерес ко всему, что связано с возможностью публичной самопрезентации, если это не требует особого нервно-психического напряжения. Такая позиция предопределена слабой психической структурой.

В связи с этим может игнорировать или интерпретировать выгодным для себя образом некоторые события и обстоятельства вызывающие беспокойство. Способна создавать иллюзии, фантазии и верить в их реальность. Такая способность формирует яркие переживания и страхи, которые периодически проявляются.

Обладает хорошим эмоциональным интеллектом, может влиять на сверстников, а при необходимости успешно манипулировать ими.

При соответствующей подготовке может эффективно участвовать в театрализациях, публичных выступлениях, в художественной самодеятельности.

Ориентирована на выполнение заданий, которые позволят быть заметной, привлекать внимание, получать публичное одобрение. При отсутствии желательной позитивной обратной связи может провоцировать привлечение внимания к себе эмоционально насыщенными реакциями, экспрессией в поведении.

Особенности психической структуры затрудняют овладение информацией изложенной текстуально. Низкая способность к концентрации внимания затрудняет восприятие понятий, сложных алгоритмов.

Крайне сложно воспринимает однообразную, повторяющуюся и монотонную деятельность, трудно осваивает информацию насыщенную множественными понятиями. Конечно же сказываются трудности вхождения в иноязычное информационно-понятийное пространство.

Обладая слабой психической структурой логично избегает того, что требует значительных энергозатрат. При перенапряжении может использовать неосознаваемую психическую защиту избеганием в болезнь.

При этом, обладание хорошим образным мышлением позволяет значительно успешнее воспринимать информацию, которую можно представить. Может также эффективно овладевать знаниями при личном участии в разыгрывании ролей, эмоциональной включенности в практическую деятельность.

При заинтересованном участии и публичном одобрении достигаемых результатов может придумывать, создавать что-то новое, выходить за границы привычных стереотипов.

В перспективе, обладая гибким и быстрым образным мышлением, хорошим эмоциональным интеллектом, телесной пластичностью и хорошими внешними данными, Мария может успешно реализоваться в целом ряде профессий, а именно: в теле- и радиожурналистике, в PR, в театральном или музыкальном творчестве, в имиджелогии и др.

Рекомендации родителям и педагогам колледжа по итогам психодиагностики студентки:

В связи с очевидными трудностями понимания девушкой основ изучаемых основных предметов было бы хорошо определить ей дополнительное время для изучения понятийно-категориального аппарата.

Для преодоления отставания в понимании ключевых понятий и овладения содержанием основных предметов использовать возможности работы с репетитором во внеурочное время. Такая работа может быть успешной только при наличии рабочего альянса и полного взаимопонимания.

Возможно более широко использовать педагогические технологии активно-игрового обучения.

Стимулировать на начальном этапе даже незначительные успехи студентки в учебной деятельности для формирования интереса.

Необходимо учитывать, что студентка обладает слабой психикой и неспособна выдерживать длительное напряжение учебной деятельности, что закономерно приводит к снижению функций мышления, памяти и внимания.

Для активизации познавательных способностей можно разнообразить учебную деятельность чередуя сосредоточенность и включенность в учебу с активностью и эмоциональным фоном занятий.

По мере нарастания успешности можно пробовать постепенно включать студентку для участия в олимпиадах, творческих конкурсах. Конкурентная среда и грамотное стимулирования такого участия может быть катализатором интереса.

Девушка в этом возрасте зачастую может легкомысленно относится к советам, просьбам и требованиям, так как стремится к самостоятельности и свободе. Это иногда приводит к поспешности в действиях, досадным ошибкам. В такой ситуации нельзя принимать роль ментора – попытки быстро сделать психически слабого по своей природе ребенка работоспособным и усидчивым не приводят, как правило, ни к чему, кроме переживаний и психологических травм.

Для достижения ощутимых результатов в учебе можно использовать опосредованное влияние авторитетных для нее сверстников и педагогов, которые могли бы сотрудничать в трудный период.

Необходимо учитывать, что даже незначительные неприятности и переживаемые травматические события могут приводить к резкому снижению познавательных способностей и препятствовать учебной деятельности у психически слабого ребенка.

Поэтому хорошо, если бы любое происшедшее событие, вызывающее переживания, рассматривалось и разрешалось в короткий период времени, чтобы сократить продолжительность таких переживаний и сохранить силы для учебной деятельности.

Правильным будет конечно же осуществление достаточно жесткого педагогического контроля за учебным временем студентки и его продуктивным использованием.

Полученная самой студенткой, педагогами и родителями информация и рекомендации позволили оптимизировать учебную деятельность и подготовку к ней. Вопрос исключения из колледжа снялся. По мнению самой студентки ей стало значительно легче учиться и она планирует после окончания колледжа поступать в университет в одной из европейских стран.

В приведенных примерах мы постарались объяснить некоторые задачи, которые успешно решает психодиагностика, если за дело берутся профессионалы.

Благодаря развитию информационных технологий, группе специалистов под руководством доктора педагогических наук, психолога А.М. Князева удалось создать возможность прохождения психодиагностики онлайн, в сети интернет. При этом возможно получение онлайн консультации по итогам тестирования.

Теперь одна из наиболее эффективных и надежных методик психодиагностики доступна для всех желающих начиная с 13-ти летнего возраста.

Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

1. с абсолютной профессиональной пригодностью (наличие специальных природных задатков). Обязателен профессиональный отбор (диагностика).

2. с относительной профессиональной пригодностью. Профессиональную пригодность можно сформировать у любого человека. Диагностика нужна (профессиональные качества), но не отбор. Можно помочь быстрее стать профессионалом.) Проблема профессионального выбора. Выявить интересы и личные качества к той или иной профессиональной Деятельности (мотивация, интеллект,

3.Связь работоспособности с темпераментом. Работоспособность – это умение быстро включаться в работу и выполнять ее наилучшим образом, получая от этого моральное удовлетворение.

Работоспособность не может быть не связана с темпераментом, так как В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое значение имеет совместимость людей по темпераменту и работоспособности. Так, если например рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально чревато конфликтом, Холерик будет работать быстрее и сделает больше, упрекая флегматика в неповоротливости. Одна­ко холерик невнимателен к деталям, и если работа требует точнос­ти, то он склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик резонно посоветует холерику работать по свойственному ему принципу: «Лучше меньше, да лучше».

Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности. Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу.

Еще в период обучения в школе, как правило, в старших классах проводится профориентационное обследование, которое в последующем уточняется при поступлении в среднепрофессиональные, высшие учебные заведения или непосредственно на производстве.

Одним из тестов, выявляющим профессиональную направленность личности, является опросник «Карта интересов», который предназначен для изучения познавательных интересов испытуемого в связи с задачами профориентации. С помощью данного опросника изучаются интересы в 33 сферах деятельности.

При профориентации подростков и взрослых для определения сферы интересов личности можно воспользоваться«Дифференциально-диагностическим опросником»(ДДО) Е.А. Климова.Опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классифика­цией типов профессии Е.А. Климова и определения сферы интересов личности в пяти системах отношений.

Выявляются предпочтения по следующим типам профессий:

1) «человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2) «человек–техника» – все технические профессии;

3) «человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4) «человек–знак»– все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5) «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

По выраженности склонностей в какой-либо области можно косвенно судить о возможных способностях личности в этой области.

Методика чешских ученых«Ориентировочная анкета»или ценностные ориентации личности (ЦОЛ) В. Смекалы и М. Кучераиспользуются для оценки типов направленности личности в профориентационной работе, а также для получения человеком ориентировочной информации о себе, своих интересах и склонностях, в отношениях с окружающими.

Методика позволяет выявить направленность личности по трем параметрам и определить степень выраженности направленности:

– НС – направленность на себя;

– НВ – направленность на взаимные действия;

– НЗ – направленность на задачу.

Оценка полученных данных производится в зависимости от пола испытуемого, нормативные данные применимы для возрастных групп, начиная с 15-17 лет.

Качественнаяинтерпретацияпредполагает выявление доминирующей направленности.

ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ - увлеченность своими переживаниями и проблемами. Стремление удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других. Часто снижена чувствитель­ность к оценке текущей ситуации – могут возникать необоснованные и поспешные выводы.

Продуктивность деятельности значительно увеличивается при возможности индивидуальных форм организации труда.

Полагают, что в любом деле человек должен стремиться к первенству. В своем поведении и деятельности ориентируется на собственные ощущения и оценки, однако иногда делает поспешные выводы и предложения. В процессе взаимодействия с другими людьми рассчитывает только на свои силы и при этом стремится отстаивать свою точку зрения вопреки остальным.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – в общении и в совместной деятельности проявляется потребность в контактах с другими людьми. Стремление к положительному восприятию других людей, к одобрению их поступков, к развитию сотрудничества. Желание расположить к себе окружающих, готовность развивать с ними доверительные отношения. Стремление со всеми поддерживать хорошие отношения, иногда даже в ущерб выполняемому делу.

Полагают, что выработка общего решения, согласия важнее успеха отдельного члена группы.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ – стремление к овладению предметной деятельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Часто сочетается с деловой направленно­стью личности, когда интересы человека связаны больше с выполнением задания, а не с проблемами установления контактов.

Опрашиваемый считает, что существует много гораздо более интересных вещей, чем работа, которую приходится выполнять, а развивать отношения с другими людьми желательно не на деловой основе (а в обстановке, не связанной с выполнением работы).

47.Понятие о характере. Подходы к его изучению. Клинический и динамический подходы к изучению характера. Структура характера.

Характер (греч. charakter - черта особенность) - совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.

В чертах характера.отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устойчивой структурой. Его изменения возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни или в условиях длительных, угрожающих жизни событий. Закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружающего общества (микро- и макросоциума), с целями и мотивами и потребностями человека. Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Характер - стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характера человек принимает «других и мир», а также «самого себя».

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные и инструментальные. Первые должны способствовать удовлетворять сущностные потребности человека (создавать внутреннюю гармонию), вторые - удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гармонию).

Привычное поведение человека обусловлено как свойствами нервной системы, так и множеством сложных устойчивых систем временных связей (И.П. Павлов).

Характер - это сплав черт типа в.н.д. и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания. Более важную роль играет система временных связей.

В настоящее время существует два подхода к пониманию характера: динамический и клинический.

В динамическом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Структура характера включает 4 блока черт:

1) черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.);

2) черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.);

3) черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.);

4) черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость).

Клинический подход основан на представлении о разной степени выраженности черт характера и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к социальной дезадаптации, названа К. Леонгардом акцентуацией характера. По мнению К. Леонгарда, акцентуации прежде всего проявля-ются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, он выделил 12 типов характеров. Используются и другие типологии (см. Классификация характера).

Характера акцентуации - яркая выраженность группы черт характера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акцентуации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при неблагоприятных условиях могут переходить в болезни (психопатии). Со временем они могут исчезнуть, но могут и проявиться вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что: 1) проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях; 2) не нарушают социальной адаптации или нарушение носит временный характер; 3) в определенных ситуациях могут даже способствовать адап-тации.

Типологии характера разработаны в рамках клинической психологии.

Типология К. Леонгарда. Основанием классификации является стиль общения. Выделено 12 типов:

1) гипертимный (высокая контактность и повышенное настроение и пр.);

2) дистимный (низкая контактность и пониженное настроение и

3) циклоцдный (частая смена настроения и меры общения и пр.);

4) возбудимый (низкая контактность, замедленность вербальных и невербальных реакций и пр.);

5) застревающий (умеренная общительность, занудливость и пр.);

6) педантичный (скорее пассивен, чем активен в общении, чрезмерная любовь к порядку и пр.);

7) тревожный (низкая контактность, робость, минорное настроение и пр.);

8) эмотивный (узкий круг общения, где хорошо контактируют и пр.);

9) демонстративный (легкость в контактах, склонность к демонстрации и лидерству и пр.);

10) экзальтированный (высокая контактность, словоохотливость и пр.);

11) жстравертированный (высокая контактность, обращенность вовне и пр.);

12) интровертированный (низкая контактность, обращенность внутрь себя и пр.).

Существуют еще аналогичные типологии (А.Е. Личко - 10 типов для подростков и др.).

Типология социальных характеров Х.Э. Фромма. Социальный характер по Э. Фромму - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной культуре, отличаются друг от друга. Основанием типологии являются: мышление, эмоции (прежде всего любовь) и действия индивида (его поведение). Э. Фром выделил две основные группы социальных характеров: 1) неплодотворные, 2) плодотворные. Неплодотворные делятся на четыре типа: а) рецептивный (мазохистско-садисткий), б) эксплуататорский (разрушительный), в) стяжательский (конформист-автомат), г) рыночный.

Используются в психологии и психоаналитические типологии характера (3.Фрейда, А. Лоуэна, К. Юнга и типология Майерс-Бригс, выполненная на основе типологии К.Юнга, типология Д. Кейрси и т.п.). Вообще существует множество различных классификаций характера, однако далеко не все они используются в практике.

Характер социальный - совокупность существенных черт, свойственных определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития в данной культуре.

Характер рецептивный - термин Э. Фромма для обозначения индивида, который чрезмерно пассивен и требует большой поддержки и руководства со стороны других.

Мазохизм - этот термин (от имени австрийского романиста Леопольда Захер-Мазоха) обозначает любой вида враждебности или де-структивного импульса, направленного на себя.

Садизм - получение удовольствия от причинения боли и страдания другим. Этот термин происходит от довольно определенной сексуальной ориентации известного романиста и революционера Альфреда Франсиса, маркиза де Сада.

Стяжательство - поведенческая особенность, которая выражается в стремлении обладать вещами или копить их.

Конформность (от поздн.

лат. conformis - подобный, сообразный) - соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мне-ний, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.


Таблица 12 Соотношение характера и темперамента. Темперамент следует отличать от характера

Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации.

К свойствам характера в отечественной психологии принято относить: 1) силу - слабость (энергичность в достижении цели - нерешительность и др.); 2) твердость - мягкость (упорство - приспособляемость и пр.); 3) цельность - противоречивость (направленность ведущих черт на достижение цели - частая смена ведущих и второстепенных черт и др.).

Структура характера

В структуре сложившегося характера мы должны выделить прежде всего две стороны:

содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое

Когда мы анализируем структуру характера той или иной личности, содержание ее

отношений к объективной действительности должно выдвигаться на первый план.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет

жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности,

интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели,

жизненный план человека, степень его жизненной активности. Содержание характера

проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые

говорят об избирательной активности человека.

Необходимо учитывать, что в содержании характера может выдвигаться на первый

план то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных

воздействий и требований окружающей действительности.

Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение

человека, хотя оно и определяется не одним каким-нибудь стремлением, побуждением,

а целостной системой отношений. Однако в этой системе всегда что-то выдвигается

на первый план и доминирует, придавая своеобразие характеру данного человека.

В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущим компонентом

является система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения

человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности

дела, которому он отдает свои силы.

Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность,

принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек

способен в самые тяжелые минуты испытаний проявить максимум сил для достижения

общественно значимых целей, а если нужно, то пожертвовать собой во имя общего

В зависимости от преобладающих потребностей и интересов складывается своеобразный

характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности

и интересы – это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность

Противоречивость или непоследовательность поведения некоторых людей в разных

жизненных ситуациях объясняется отсутствием цельности характера, частичным

развитием отдельных его черт.

Только комплексное применение различных средств и методов формирования характера

и обеспечивает образование типичных для социалистической действительности

характеров, отличающихся и разнообразием индивидуальных черт.

Слишком яркое проявление того или иного характера принимает патологическую форму. Согласно критериям П.Б. Ганнушкина, характер можно считать патологическим, если он, во-первых, стабилен на протяжении длительного времени, во-вторых, тотален в своих проявлений (например, человек проявляет вспышки гнева по отношению к членам семьи, коллегам, посторонним людям на улице) и, в-третьих, вызывает социальнуюдезадаптацию. А.Е. Личко (1977) разработал классификацию патологических характеров, названных им «акцентуациями личности». Акцентуированная личность — это еще не больной человек, но его личность уже настолько «искажена» характером, что и он сам, и окружающие испытывают большие трудности.

Психоаналитическая концепция характера впервые была сформулирована З.Фрейдом в начале ХХ века, где постулировалась идея структуры характера.Болеетого,Фрейд признал динамичность черт характера и то, что склад характера человека представляет особую форму, служащую проводником жизненной энергии.

Динамическую природу свойств характера З.Фрейд пытался объяснить, комбинируя свою характерологию со своей теорией либидо. Фрейд считал сексуальное влечение источником энергии характера,поскольку в конце ХIХ века преобладавший в естественных науках материалистический взгляд на мышление предполагал, что энергия природных и психических явлений является субстанциальной, а не порождаемой в процессе взаимодействий. Различные черты характера З.Фрейд объяснял как «субли­мации» или «реактивные образования» в ответ на различ­ные формы сексуального влечения. Вследствие этого, он объяснял дина­мическую природу черт характера как действия их либидонозного источника. Прогресс естественных и социальных наук, психоаналитической теории привел к новой концепции, основанной не на идее изначально обособлен­ного индивида, а на идее взаимоотношений человека с другими людьми, с природой. Была выска­зана мысль, что именно взаимоотношения направляют и регулируют проявление энергии в страстных влечениях человека.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1671 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Есть тесты, которые можно пройти и расшифровать самостоятельно. Но глубокий анализ и конкретные рекомендации дает психолог с практическим опытом в интерпретации тестов.

История возникновения.

Накопленные знания донаучной психодиагностики в максимально концентрированном виде представлены в народной мудрости. Популярными были сказки, мифы, притчи, где главных героев испытывали экстремальными ситуациями. Мужские качества тестировали драконами, нечистой силой, бочками с кипятком. Женские – проверяли молодильными яблоками, кулинарными состязаниями.

Первые документальные упоминания о психодиагностической практике нашли в литературе о Древнем Египте. Это были подробные описания испытаний для кандидатов в жрецы. В Древнем Китае существовала своя система тестирования при отборе правительственных чиновников. Ненаучными, но опробованными методами проверки были физиогномика, графология, хиромантия.

Первые психодиагностические методики, основанные на экспериментальных способах исследования психики, появились чуть более ста лет назад. Главным плюсом этого направления оказалась возможность применить их к большому количеству испытуемых и сравнить результат по нужному параметру. Сначала тестирование применялось для того, чтобы отделить душевнобольных от умственно отсталых клиентов клиник. Позже применялось для массового набора военных, телефонисток, секретарей-машинисток.

В 1905 году французский психолог А. Бине разработал первый прототип современного теста для оценки интеллекта. Первоначальный вариант совершенствовался психологами, пока в 1916 году американец Л. Термен не предложил известный сегодня IQ-тест. Сам термин «психодиагностика» появился в 1921 году после публикации теста чернильных пятен Роршаха. Позже разрабатывались личностные опросники, профильные тесты по запросы разных сфер производства. В XXI существует более 10 тысяч методов психологического тестирования.

Психодиагностические методы: виды, классификация, применение.

Хотя психодиагностика считается практической областью, она, скорее, является звеном между общей и прикладной психологией. То есть это одновременно вся теоретическая база и сфера практической работы психолога. Поэтому разделяют психологическую диагностику:

  • Теоретическую. Здесь конструируют методики тестирования, собирают и обрабатывают данные.
  • Практическую. Здесь подбирают методику для определенной цели проверки и конкретного клиента.

В XXI веке нет единой общепризнанной классификации психодиагностических методик. На практике чаще применяют:

  • Вербальные: тестируемый описывает свои действия словами.
  • Стандартизированные: утвержденный тест с четким количеством последовательных вопросов, инструкцией для расшифровки результата.
  • Интеллектуальные: тесты-задачи на скорость решения с однозначно «верными» и «неверными» ответами, проводятся с ограничением во времени.
  • Личностные: изучение характера, способностей, эмоций, особенностей памяти, внимательности, реакций, работоспособности.

Психологическое тестирование бывает:

  • Групповое/индивидуальное.
  • Устное/письменное/эмоциональное.
  • Бланковое/предметное (кубики, фигуры)/программное.
  • Профессиональное/профориентационное.

Психологическое тестирование применяют в индивидуальном консультировании, но массово оно используется для отбора кандидатов на вакантную должность. Тестирование при трудоустройстве дает работодателю возможность оценить претендента субъективными методами, выбрать наилучшего кандидата на должность, избегая предвзятого отношения со стороны руководителя, рекрутера, сотрудника отдела кадров.

При профотборе используют тест Амтхауэра (интеллект), Люшера (темперамент), Кеттелла (личные качества), Белбина (общительность) и другие. В зависимости от вакантной должности, специфики работы, предпочтений работодателя набор методик может меняться.

Кроме данных о профпригодности работодатель получает информацию: насколько претендент будет соответствовать коллективу и требованиями корпоративной дисциплины, как ему удастся налаживать совместную работу с коллегами. Отдельные стресс-проверки дают информацию о том, как человек ведет себя в нестандартных, экстремальных ситуациях, насколько склонен обманывать, валить вину на другого.

Но при всех плюсах диагностические методики имеют большой минус: они не дают прогноза о том, насколько эффективными будет сотрудник через год-два работы в компании. И поэтому решающей проверкой все же считается личное собеседование.

Плюсы и минусы самостоятельного тестирования.

Подвох может быть даже в тестах, подписанных именами известных психологов:

  • Большинство бесплатных и доступных методик устарели. Многие иностранные тесты 20-30 лет назад переводились с ошибками, адаптировались с учетом того времени. Поэтому в научном сообществе признаны неэффективными или ненадежными.
  • Авторы-самоучки, увлекающие составлением тестов, сокращают, корректируют, адаптируют методики только для того, чтобы их было просто пройти большинству посетителей. Потому что добраться до конца опросника из 400-500 пунктов сможет не каждый. Конечно, ни о какой достоверности таких экспресс-тестов речь не идет.
  • Тесты на уровень IQ сегодня вообще не признаются научным сообществом. Потому что умение быстро считать и определять процент сегодня не считается показателем интеллекта.
  • Предложенная интерпретация результатов никем не проверяется и не дает никакой информации. Ответы вроде «Вы слишком много злитесь, займитесь собой…» или «Нужно быть осторожным с новыми знакомыми…» – сплошная профанация, не более.

Еще одна плохая новость для любителей самостоятельной проверки: серьезные научные методики в большинстве своем не проходят для самопознания. Они создаются для практикующих психологов и психотерапевтов, которые проходят несколько этапов переподготовки. Более того, большинство результатов не интерпретируются однозначно. Ключи с расшифровкой результатов указывают психологу, на что обратить внимание, какие качества проверить дополнительными тестами или в личной беседе.

Важными показателями серьезной методики являются три критерия:

  • Валидность. Это практическая обоснованность, пригодность методики для проверки в конкретных условиях. То есть методика должна измерять качество, представленное в названии (тревожность, стрессоустойчивость) и иметь доказанную эффективность.
  • Надежность. Это характеристика методики, в которой отражается точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к влиянию посторонних факторов. Например, когда при повторном тестировании кандидата будет получен качественно похожий результат. Кроме того, результат не может быть зависим от состояния погоды, времени года, настроения тестируемого.
  • Стандартизация. Это сведение процедуры проведения и интерпретации теста к стандартным условиям. То есть независимо от личности психолога, количества испытуемых тестирование будет проходить по одной схеме.

Обеспечить все эти параметры один тест (даже самый подробный) не может. Поэтому для проверки чаще используют подборку тестов и интерпретируют результаты комплексно.

В профессиональной диагностике как минимум два направления:

Во-первых, психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и профконсультирования.

Во-вторых, психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у человека.

Нас в данный момент, прежде всего, нас интересует первое направление. Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что «психодиагностика– это теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков». Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностический этап профконсультационной работы – это этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:

- мотивационная сфера личности, где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость;

- способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;

- подготовленность личности. Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;

- устойчивые психические состояния. Такие психические состояния, как агрессивность, тревожность, нейротизм и др. влияют как на выбор, так и на осуществление профессиональной деятельности, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором во взаимоотношениях в трудовом коллективе.

- самооценка и особенности формирования профессиональных планов. В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.

Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические – на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И, конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.

В практике профконсультирования широко используется развивающая психодиагностика. Ее особенности заключаются в следующем:

- результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;

- выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;

- осуществляется мониторинг профессионального развития личности;

- определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы:

1. Объективные тестыс выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

4. Интерактивные методики. В эту группу входят: психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая так же, как и беседа относится к коррекционно-диагностическим методам.

6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

К этой группе психодиагностических методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профконсультационнои помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профконсультационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности практического психолога (табл. 2).

При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструментарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

Психологическая диагностика, как отмечает Е.М. Борисова, начинается еще в процессе в школьной профориентации.

Психодиагностическое поле профессионального консультирования

Тесты-опросники: ДДО Е.А.Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.

Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа, интервью

Приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижений

Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: "Завершение предложения", цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, графические проективные методики и др.

Реализация профессионально-психологического потенциала

Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники: потребность в достижении, само-отношение. Методики шкалирования и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью

Профессиональный рост, карьера

Объективные тесты интеллекта, креативности. Тесты достижений, самоотношения. Проективные методики: "Завершение предложения", ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, графические проективные методики. Методики шкалирования: семантический дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.

Профессиональные деструкции (стагнация, кризисы, конфликты)

Тесты-опросники: ММР1, тест Кеттелла. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.

Патохарактерологический диагностический опросник А.Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой, главная цель профориентационного психодиагностического обследования учащегося состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. В основе такого подхода лежит представление о профессиональной пригодности как некоем изначально присущем человеку качестве, которое можно выявить с помощью психодиагностического обследования. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой – сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Не говоря уже об отсутствии исчерпывающего перечня требований профессии к человеку, вряд ли можно полагать, что проводимое диагностическое исследование даст возможность получить достаточно устойчивую картину индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации (которая и изучается психодиагностическими методами в первую очередь), и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора. Этот результат лишь ориентировочный.

Самый существенный недостаток «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

В чем же тогда состоит смысл психодиагностической работы в профконсультации, и нужна ли она вообще? Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация – не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или области деятельности должно рождаться в ходе совместной работы.

Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен проводить идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности оказалась бы и в целом, и в отдельных функциях соответствующей этой деятельности. Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.

Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга.

Как уже было сказано, профдиагностическое обследование в школе начинается с диагностики мотивационной сферы личности, диагностики способностей и достижений.

Актуальность психологической диагностики мотивов и способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы для профориентации, их развития и последующего профотбора. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация в эпоху НТР, постоянное увеличение числа профессий повышают важность изучения побудительной сферы, интеллекта, способностей и склонностей человека в отношении равных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей и их качественного своеобразия. В профессиональной ориентации одним из важнейших направлений выбора профессии являются некоторые представления о том, какого рода знания и умения являются необходимыми для обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении, или для успешной работы на производстве. Абитуриент или претендент на какое-либо рабочее место должен продемонстрировать, что он знает и какими умениями владеет.

Психодиагностика – это всегда диагностика какого-либо конкретного психического содержания. Важнейшим содержательным разделом диагностики является оценка индивидуальных различий в области интеллекта, способностей и уровня достижений. Тесты, предназначенные для получения показателей этих различий, называют тестами на определение «максимальных возможностей», поскольку тестируемый человек должен показать все, на что он способен. При этом его ответы в соответствии с определенным правилом оцениваются как правильные или неверные.

Читайте также: