Что такое специфика профессии

Опубликовано: 14.05.2024

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

Итак, автор выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности. Вот они:

  1. 1.Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2.Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3.Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4.Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5.Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6.Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

    1.Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

Понимаете, о ком речь?

Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Условия труда

На открытом воздухе.

С повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Цели труда



1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

    • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
    • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

    • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
    • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
    • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
    • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
    • потребность в общении,
    • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
    • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
    • умение находить общий язык с разными людьми.



«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинист, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

    • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек - художественный образ" включают:

    • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
    • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
    • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
    • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

    • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
    • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
    • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
    • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

    • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
    • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
    • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
    • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

    Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
    Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).
    Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), . Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), . бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика). иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), . Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным - вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

• Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».

В советском фильме «33» герой Евгения Леонова произнес фразу, авторство которой принадлежит турецкому поэту Назиму Хикмету:

«Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой».

Замечательные слова, они очень точно определяют состояние счастья как гармонию между личной жизнью и трудовой деятельностью.

Люди

Чтобы каждый день хотелось идти на работу, нужно, чтобы она приносила удовольствие и, что немаловажно в сегодняшних реалиях – еще и средства к существованию.

Как же выбрать именно то направление, ту деятельность, которая полностью бы удовлетворяла указанным требованиям? Попробуем разобраться с проблемой в этой статье.

Профессия – это …

«Profiteor» в переводе с латинского означает « объявляю своим делом ».

Следовательно, профессия – это дело (трудовая деятельность), которым занимается человек. В более узкой трактовке профессия – это дело, занимаясь которым человек получает средства к существованию.

Определение

Примечание: специальность – это вид деятельности в рамках одной профессии. Например, врач – это профессия, а педиатр, офтальмолог (кто это?), хирург и т.д. – это специальность.

Профессиональная деятельность предполагает наличие профессиональных знаний и навыков. Поэтому, чтобы работать по профессии, необходимо обучение , в ходе которого и приобретаются искомые знания и навыки.

В нашей стране и других государствах существуют разветвленные сети образовательных учреждений различного уровня. Как правило, обучение наиболее востребованным в государстве профессиям осуществляется на бесплатной основе .

В России профессиональное обучение проводится в колледжах, училищах, техникумах (среднее специальное образование), высших учебных заведениях.

Какие есть профессии (где посмотреть список)

Профессии не статичны, они видоизменяются, появляются или исчезают с течением времени под влиянием различных факторов. Распространенность профессий зависит от их востребованности.

Так, учителя или врачи нужны даже в самых малочисленных населенных пунктах, а, допустим, постижеров (изготовителей париков) требуются единицы на регион.

В РФ 01.01.1996 года был принят общероссийский классификатор профессий , должностей и тарифных разрядов (ОКПДТР). Это каталог, состоящий из профессий и должностей, каждой из которых присвоен определенный цифровой код.

Посмотреть каталог можно по ссылке: okpdtr.ru . Данный сервис предоставляет возможность:

    Определить код интересующей профессии . Для этого нужно зайти по указанной выше ссылке, в строке поиска указать профессию (например, учитель) и нажать «Искать»:

Код


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На экране отобразится кодировка данной профессии:

Кодировка


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Должности


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Кликнув по опции « Профессии рабочих », вы увидите перечень всех существующих рабочих профессий, расположенных в алфавитном порядке:

Рабочие


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: слово «рабочих» применительно к профессии не означает в буквальном смысле, что человек какой-либо профессии стоит у станка или месит бетон. К рабочим профессиям относится и художник-скульптор, и менеджер (это кто?), и артист.

Профессии для девушек и юношей

Профессии не разделяются по половому признаку . Иное дело, что какие-то из них более подходят мужскому характеру, складу ума и физической силе, а иные больше соответствуют хрупкой женской конституции и природной тяги к материнству.

  1. Профессии с высшим образованием
  2. Профессии для девушек без диплома вуза
  3. Профессии для девушек после 9 класса
  4. Интересные и творческие профессии

Но это не значит, что мужчина не может работать воспитателем в детском саду, а женщина не может быть шофером-дальнобойщиком.

Так что в данном аспекте при выборе профессии не стоит оглядываться на то, кто обычно работает на данном поприще. Нужно опираться лишь на свое стремление, но при этом суметь верно оценить свои умственные и физические способности.

Как выбрать профессию

Невозможно дать универсальные рекомендации по выбору профессии, уж очень много факторов влияют на выбор.

Ошибки

Попробую представить схематичный план , следуя которому вы сможете «вычислить», пусть не профессию своей мечты, но направление, в котором нужно двигаться в поиске.

    Определитесь с направленностью вашей будущей деятельности . Хорошо, если вы давно знаете, кем хотите работать. Если же тяги к какому-то определенному виду деятельности нет, то нужно поразмышлять:

что вам удается лучше всего и при этом не вызывает скуки или отвращения.

Вы легко разбираетесь в самых «навороченных» гаджетах, без труда осваиваете новые компьютерные игрушки и при этом с удовольствием ходите на уроки информатики ? Значит, ваша будущая деятельность может быть связана с IT-технологиями.

Вам нравится играть с детьми и быть для них примером? Возможно, вы прирожденный воспитатель. Если же самостоятельно со своими наклонностями разобраться не удается, то воспользуйтесь различными тестами, предлагаемыми интернет-ресурсами.

Снова повторюсь: даже самые умные-разумные тесты не смогут точно указать, кем вам нужно работать, все они носят рекомендательный характер.

Вот несколько ссылок на популярные тесты по выбору профессии :

Самый простой способ: откройте любое издание (бумажное или электронное) и посмотрите, представители каких профессий находятся в дефиците (это как?) в вашем регионе.

И, если ваша предполагаемая специальность не востребована в принципе, подумайте, а сможете ли вы самостоятельно после получения профессии устроиться на работу.

В раздумьях

Хотите стать артистом? Попробуйте свои силы в любительском театре-студии. Хотите стать продавцом? Устройтесь на сезонную работу по продаже, допустим, кваса. Попробовав «на ощупь» свою будущую работу, вы сможете укрепиться в своем выборе или же откажетесь от него.

Этот схематичный план может помочь не только совсем юным людям, но и тем, кто разочаровался в своей профессии, уже достигнув взрослого (да и зрелого) возраста.

Помните, никогда не поздно начать все с начала . Ваша жизнь может стать лучше, если вы будете заниматься тем, что у вас лучше всего получается и дает вам позитивный заряд.

Краткое резюме

Выбор профессии – это очень ответственный шаг. Не стоит руководствоваться лозунгом «Где бы ни работать, лишь бы не работать». Такой подход лишит вас радости наслаждаться любимым делом.

Выбор

Не отчаивайтесь, если профессия, которую вы выбрали, окажется «не вашей». Такое бывает. Чем раньше вы это поймете, тем быстрее осуществите попытку № 2. Обладая должной настойчивостью, вы непременно найдете профессию вашей жизни. Удачи!

Читайте наш блог, это полезно и интересно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

Да, уже давненько на работу не тянет. благодарю. Материал информативный)))

Выбирая профессию важно помнить, что это не приговор и не контракт на всю жизнь. Не нужно бояться сменить сферу деятельности и попробовать что-то новое, если есть такое жаление.

На выбор профессии влияет сама способность человека к обучению этой специальности.

У нас сейчас программисты очень востребованы, но не все же потянут такие сложные знания. Так что, хотеть можно много чего, в том числе и престижной профессии, но если ума не хватает, то придется выбирать между такси и охраной.

Особенности профессии. При приёме на работу, менеджер по персоналу, ориентируется на несколько факторов. Во-первых, это профессиональные качества человека и профессиональный тип личности. Во-вторых, это физические и психологические данные.

Особенности профессии

Описываем особенности профессии. Эта статья сделана в помощь к тесту «Какую профессию выбрать?», в которой определяется, предрасположенность человека к профессиональному типу личности.

Автомеханик - выполняет ремонт и обслуживание автомобилей. Максимальный рост до механика, начальника автотранспортного предприятия.

Физиотерапевт — восстанавливает двигательные функции человека с помощью физических упражнений и массажа. Работают, как в больнице, так и на дому. Профессиональный рост не ограничен.

Специалист по защите информации — особенности профессии в том, что требуется защищать интеллектуальную собственность организаций. Рост до начальника службы защиты информации.

Логист — осуществляет контроль за движением товаров, информации, людей. Задача доставить всё в срок в нужное место, с минимальными затратами.

Оператор связи — обеспечивает бесперебойную связь. Контролирует и консультирует пользователей связи.

Кинооператор — человек управляющей киноаппаратурой. Должен чувствовать картинку объёмно, понимать тонкости световых эффектов.

Водитель — человек управляющий транспортным средством, тяжёлая и опасная профессия.

Продавец — человек занимающийся продажами.

Инженер-конструктор — разрабатывает и проектирует конечную продукцию, от мебели до ракет.

Менеджер по продажам — продавец, занимающийся оптовыми продажами товаров и услуг.

Диспетчер — управляет движением транспорта и оборудования. Принимает и отправляет сообщения.

Дизайнер компьютерных программ — отвечает за внешнее оформление программ. Художник игр и приложений.

Ветеринар — занимается лечением и вакцинацией животных.

Эколог — изучение окружающего мира, взаимодействия живых организмов. Так же, занимается условиями жизни человека.

Биолог-исследователь — изучает растения и животных. Занимается поиском новых видов.

Нет лучшей работы чем сон.

Фермер — предприниматель, земледелец. Занимается сельским хозяйством.

Лаборант — исследование всего на свете под микроскопом.

Дрессировщик — обучение животных на выполнение определённых действий.

Агроном — специалист сельского хозяйства. Осуществляет контроль почвы, семян, удобрения.

Санитарный врач — осуществляет контроль за стерильностью, чистотой помещений и оборудования.

Ещё профессии

Селекционер — развивает и усовершенствует растения, животных и микроорганизмы.

Заготовитель сельхозпродуктов — осуществляет и отвечает за сбор и хранение сельхозпродукции.

Микробиолог — узкая специализация биологии, изучающая микроскопические организмы.

Ландшафтный дизайнер — дизайнер придомовых территорий, парков, скверов.

Массажист — лечит механическими воздействиями на тело человека.

Воспитатель — работник детского сада, осуществляющий уход и обучение детей.

Преподаватель — особенности профессии преподаватель. Имеет обширные знания, занимается обучением.

Предприниматель — человек имеющий своё дело с целью получения материальной выгоды.

Администратор — управляющий. Осуществляет контроль за коллективом, оборудованием, предприятием.

Режиссер — творческий специалист, занимается созданием фильмов, спектаклей, церемоний.

Официант — обслуживание посетителей в ресторане.

Врач — занимается предупреждением и лечением заболеваний.

Психолог — психотерапевт. Изучает психические аспекты личности с целью дальнейшего лечения психических заболеваний.

Торговый агент — связующее звено между поставщиком и магазином.

Страховой агент — занимается оформлением и продажей страховых полисов.

Хореограф — придумывает и ставит сценические танцы.

Ювелир-гравер — нанесение на ювелирные изделия различных надписей и картин.

Журналист — занимается сбором и подготовкой информации для СМИ.

Искусствовед — изучает искусство, художественные произведения, архитектуру.

Продюсер — администратор в кино индустрии. Занимается юридическими, подготовительными аспектами.

Редактор — работает с текстами. Проверяет и справляет содержание в зависимости от требований.

Музыкант — специалист в области музыки.

Дизайнер интерьера — создаёт красивые и удобные помещения.

Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий.

Композитор — сочинитель музыкальных произведений.

Арт-директор — художественный и творческий руководитель концертов.

Музейный работник — человек занимающий любую должность в музее.

Актер театра и кино — исполнитель ролей по задумке режиссёра.

Верстальщик — специалист разбивающий тексты на отдельные страницы с добавлением иллюстраций.

Гид-переводчик — экскурсовод иностранных делегаций.

Лингвист — человек изучающий языки речи.

Антикризисный управляющий — назначаемый руководитель заведомо убыточных организаций.

Корректор — исправляет грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки в тексте.

Художественный редактор — занимается художественным и техническим оформлением изданий.

Наборщик текстов — перепечатывает бумажные издания в электронный формат.

Юрисконсультант — консультирует в области юриспруденции.

Программист — разработчик программного обеспечения.

Брокер — проводит операции с ценными бумагами (акциями).

Бухгалтер — следит за финансами предприятия и отчитывается перед государством.

Литературный переводчик — переводит литературные произведения.

Де́ятельность

Де́ятельность — процесс (процессы) сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности.

Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра, учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность.

Эволюция!

В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся всё сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер, они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений.

Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо, занимающееся какой либо деятельностью — деятель: государственный деятель, деятель искусства, деятель политики, военный деятель и так далее. Синонимами к слову «деятельность» являются: труд, дело, работа, занятие, движение и другие.

Общие сведения

В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

  1. принятия решения
  2. вовлечения в деятельность
  3. целеполагания
  4. проектирования плана (программы) действий
  5. осуществления плана (программы) действий
  6. анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
  7. процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования

Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов.

Читайте также: