Что такое воинская должность

Опубликовано: 15.05.2024

Должности в армии - иерархия и виды званий

История армейских чинов

Во времена древней Руси еще не существовало различия по виду войск, собранных на постоянной основе, и каких-либо знаков отличия у воинов. Разделение войсковых формирований того исторического периода, которые можно назвать только подобием армии, происходило по количеству, а не специализации воинов. Десять человек формировали подразделение, именуемое десятком, командовал им десятский, и далее по тому же принципу.

Должности в армии - иерархия и виды званий

Некоторые изменения существующего порядка начались при Иване Грозном и продолжились царем Михаилом Федоровичем. На постоянной основе стали формироваться стрелецкие роты, в которых наряду с десятниками и сотниками использовался самый младший чин — стрелец. Между старинными и ныне существующими званиями прослеживается некоторая аналогия. Десятник — это воин, обязанности которого соответствовали должности сержанта или старшины, пятидесятника можно считать лейтенантом, а сотника — капитаном.

Начиная со времен Петра I, в царской армии появились такие чины, как капрал, поручик, квартирмейстер, полковник и др.

В 1654 г. впервые в истории России военному было присвоено генеральское звание. Его обладателем стал А. У. Лесли, руководивший компанией по освобождению Смоленска в русско-польской войне. Последним событием, после которого система воинских званий сформировалась в виде, применяемом и сейчас, стала революция 1917 года. Схема иерархии современной Российской армии за целое столетие не претерпела каких-либо существенных изменений.

Понятие должности в армии

Должности в армии - иерархия и виды званий

Офицерское звание — это не титул или почетный знак, а своего рода квалификационная категория человека военной профессии. Например, офицер в звании полковника имеет такой опыт и знания, которые позволяют занять ему должность командира полка. Офицер в таком же звании, но на медицинской службе, полком командовать не может, но имеет право занимать соответствующую вакансию в своем подразделении. Для каждой военной должности (ВД) существует соответствующее ей воинское звание.

Так, командиром роты может быть назначен офицер в капитанском звании или ниже, а после того как командованию станет ясно, что офицер хорошо справляется со своими обязанностями, ему будет присвоено звание капитан. На одну ВД обычно претендует несколько офицеров в одинаковом звании, поэтому в армии должна существовать здоровая конкуренция, когда вверх продвигаются самые способные командиры.

Способы замещения должностей военной службы остальными военнослужащими регламентируются специальным Положением. Солдаты и офицеры могут временно исполнять обязанности по ВД, которую не занимают, а контрактники имеют право предлагать свою кандидатуру на незанятую или освободившуюся вакансию, ее рассмотрение проводится аттестационной комиссией. На Крайнем Севере и в других местностях, приравненных к нему, а также в воинских частях, несущих службу за пределами РФ, производится плановая замена личного состава.

Должности в армии - иерархия и виды званий

Находящимися на военной службе считаются все военнослужащие и граждане, призванные на сборы, в случаях:

  • когда они участвуют в боевых действиях;
  • выполняют приказы во время военного положения и чрезвычайных ситуаций;
  • при возникновении вооруженных конфликтов.

Кроме того, исполнением обязанностей, положенных по ВД, считается несение дежурств, гарнизонных и суточных нарядов, участие в учениях и морских рейдах, нахождение в командировке по долгу службы, оказание помощи правоохранительным органам по обеспечению безопасности и защите граждан и в других случаях, предусмотренных законом.

Звания военнослужащих

Должности в армии - иерархия и виды званий

Понятие должности стало включать совокупность возложенных на офицера обязанностей по командованию армейским или флотским подразделением. Сейчас по званию можно определить уровень знаний и служебного опыта офицера, чтобы сделать назначение наиболее рационально. Присвоение военнослужащему очередного звания показывает, что командование признает его соответствие определенным требованиям.

Офицерский, нерядовой и рядовой состав в вооруженных силах России разделяется на войсковой (сухопутный) и корабельный. Звания в российской армии по возрастанию приведены в таблице.

Армия ВМФ
Рядовой состав Рядовой Ефрейтор, как имеющий воинские отличия рядовой Матрос Старший матрос
Сержантский (старшинский) состав Младший сержант, Сержант, Старший сержант, Старшина Старшина 2-й статьи, Старшина 1-й статьи, Главный старшина, Главный корабельный старшина
Прапорщики и мичманы Прапорщик, Старший прапорщик Мичман, Старший мичман
Младшие офицеры Младший лейтенант, Лейтенант, Старший лейтенант, Капитан Аналогичные звания, кроме Капитан-лейтенант
Старшие офицеры Майор, Подполковник, Полковник Капитан 3-го ранга, Капитан 2-го ранга, Капитан 1-го ранга
Офицеры высшего состава Генерал-майор, Генерал-лейтенант, Генерал-полковник, Генерал армии, Маршал РФ Контр-адмирал, Вице-адмирал, Адмирал, Адмирал флота, Маршал флота РФ

Такие же звания присваиваются и служащим других формирований – МЧС, ФСБ, полиции, водным пограничникам, ответственным за безопасность вблизи береговых границ.

Военные вакансии

По существующей в Российской армии иерархии происходит назначение на ВД согласно определенному порядку. Каждому со школы известно, кто в армии самый главный — по Конституции РФ Главнокомандующим является Президент Российской Федерации. Им назначается все высшее командование армии и флота.

Руководство федеральных органов, служба в которых подчиняется военному принципу, назначает командиров полков или других равных воинских частей. К ним относятся бригады, базы снабжения, испытательные центры, арсеналы. Ниже по иерархии происходит назначение заместителей командиров армий и других крупных воинских соединений, а также руководителей научно-исследовательских организаций и медицинских учреждений, подчиняющихся Министерству обороны РФ.

Должности в армии - иерархия и виды званий

ВД можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от состава существуют следующие их группы:

  • высшие офицеры;
  • старшие офицеры;
  • младшие офицеры;
  • прапорщики и мичманы;
  • рядовые.

Должности в армии - иерархия и виды званий

Призыв в армию происходит два раза в год на основании указов Президента РФ. Проходить воинскую службу должно мужское население страны в возрасте от 18 до 27 лет, которое состоит или обязано состоять на воинском учете, кроме лиц, пребывающих в запасе. Призывники, находящиеся на срочной службе, занимают ВД согласно штатному расписанию в соответствии с предварительно полученными военными или сопутствующими специальностями.

Назначение происходит не позднее, чем по истечении пяти суток после прибытия в часть.

Перед вступлением в контрактную должность между соискателем (может быть как гражданином РФ, так и иностранцем) и федеральным органом, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ и полиция), заключается письменный контракт по типовой форме. В контракте, заключенном исключительно на добровольной основе, оговаривается срок службы, должностные и профессиональные обязанности, закрепляется право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для военнослужащих и членов их семей.

Властные полномочия

Для соответствия занимаемой воинской должности (ВД) военнослужащий должен соответствовать ряду критериев. Среди них можно выделить:

  • соответствие квалификационным требованиям, к которым относятся медицинские, психологические и профессиональные;
  • прохождение правильной процедуры назначения на ВД;
  • ответственность, согласно полученным полномочиям.

Должности в армии - иерархия и виды званий

Властные полномочия в российской армии осуществляются следующим образом: Главнокомандующий ВС РФ отдает приказы маршалам и генералам армии, адмиралам флота, являющимся начальниками для всего офицерского состава, прапорщиков, мичманов, солдат и матросов. Ближайшие к подчиненным начальники считаются непосредственными, а те, которым военнослужащий подчинен по службе — прямыми. Приказы, которые по праву вышестоящего отдаются подчиненным, должны ими беспрекословно выполняться.

Форма одежды и погоны

Различие между погонами, которые носят военнослужащие различных армейских структур, заключается как в их собственном цвете, так и в оттенке полос, на них расположенных. Кроме того, размещение отличительных знаков на погонах тоже зависит от принадлежности к той или иной армейской структуре. Форма военнослужащих бывает парадной, повседневной и полевой, к каждому комплекту полагается свой тип погон. Повседневный вариант формы у прапорщиков, сержантов и рядового состава включает погоны, края продольной части которых заканчиваются узкими полосками.

Должности в армии - иерархия и виды званий

Для полевой формы неофицерского состава предусмотрены погоны в виде правильного прямоугольника из закамуфлированной под тайгу ткани. Форма младших офицеров включает погоны со звездами меньшего размера, старших — крупного, расположенными в один ряд.

Высший командный состав носит на погонах полевой формы звезды темно-зеленого цвета, у генералов армии и Маршалов РФ они большего размера.

Интересные факты

Должности в армии - иерархия и виды званий

Совсем не употреблялось таких выражений как командир роты, батальона, полка. Прапорщиком именовался военнослужащий, отвечающий в бою за сохранность знамени (прапора). Главным офицером в полку являлся майор, его обязанности заключались в организации и контроле за службой других офицеров. Многие ВД так и не стали званиями, в частности — каптенармус, провиантмейстер, лейбшиц, квартирмейстер и др.

Не придавалось особого значения и знакам различия, так как обычно солдаты знали всех своих командиров в лицо. Во времена Петра I в торжественных случаях офицеры носили на шеях горжеты, а количество золоченых и серебряных деталей на них соответствовало офицерским чинам. Генералы до введения Николаем I звезд на эполетах в 1827 г. знаков различия не имели.

Военная форма стала удобной тоже далеко не сразу. Первоначально воины больше ценили ее красоту, чем практичность.

Слишком дорогими богатые униформы посчитали при Александре III и заменили их одеждой попроще, которая напоминала крестьянскую.

В Красной армии сначала не было единой формы, а солдаты отличали друг друга от обычных граждан по красным повязкам на фуражках и рукавах. Погоны на некоторое время были заменены треугольниками и квадратами, а вернулись снова только в 1943 г. Сейчас российские военнослужащие облачены в форму, разработанную в 2010 г. модельером В. Юдашкиным.

Военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. Однако, в случае прикомандирования к государственным органам или организациям, военнослужащие проходят военную службу не на воинских должностях, а на должностях, установленных для государственных служащих.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. При этом каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ.

  1. Назначение на воинские должности

Назначение офицеров на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется указами Президента РФ.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга:

а) командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;

б) заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;

в) заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник штаба тыла, начальник отдела военного округа (группы войск, округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны), флота (группировки войск и сил), Воздушнодесантных войск, главного командования вида ВС РФ, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) МО РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);

г) заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений;

д) военный комиссар;

е) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации;

ж) заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета;

з) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища;

и) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения МО РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);

к) начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования;

л) военнослужащий главного, центрального и другого управления МО РФ или ВС РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.

При назначении на воинские должности соблюдаются следующие условия:

а) на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) военнослужащие женского пола назначаются на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями воинских должностей;

в) комплектуемые офицерами вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах замещаются на конкурсной основе.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

г) назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы;

д) военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но не годным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольняется с военной службы;

е) в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы;

ж) военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому;

з) назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности;

и) военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров и прапорщиков (мичманов), заключившие контракт и направляемые на обучение (переподготовку), перед направлением на обучение (переподготовку) назначаются на вакантные воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин;

к) особенности назначения на воинские должности и освобождения от воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, определяются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

а) по служебной необходимости;

б) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

Возникновение военно-служебного отношения, как правило, не связано с назначением на воинскую или иную должность.

Став военнослужащим, гражданин, занимает воинскую должность (за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Федеральным законом), ему присваивается конкретное воинское звание, которые соответствуют штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих и т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа - это система его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе - в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

2. Комментируемая статья устанавливает ряд требований к воинским должностям.

Во-первых, военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, за исключением случаев, указанных в п. 4 комментируемой статьи.

Во-вторых, военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 комментируемого Федерального закона). Законом допускается временное возложение на военнослужащего исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает (см. комментарий к п. 2 ст. 43), при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы).

В-третьих, каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник-полковник).

3. В п. 3 комментируемой статьи установлен порядок утверждения воинских должностей.

Президент Российской Федерации утверждает:

- единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

- общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны Российской Федерации, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Федеральным законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения перечня иных воинских должностей.

В указанном перечне определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

5. В Вооруженных Силах Российской Федерации замещение воинских должностей гражданским персоналом разрешается:

- в отношении должностей военнослужащих женского пола, находящихся в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком, с заключением с гражданским персоналом соответствующих специальностей на указанный период срочных трудовых договоров в порядке, предусмотренном ст. 59 ТК РФ. О заключении такого срочного договора должно быть указано в заявлении принимаемого на работу и в приказе о приеме на работу;

- в отношении должностей в высших военно-учебных заведениях, подлежащих комплектованию военнослужащими и являющихся вакантными, которые также могут замещаться гражданским персоналом по трудовому соглашению (контракту) или на условиях почасовой оплаты. Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с действующим законодательством (п. 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (с последующими изменениями), утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80.

6. Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 944), допускается возможность замещения преподавательских должностей, комплектующихся военнослужащими, гражданскими лицами, окончившими соответствующие высшие педагогические образовательные учреждения (п.

Положением о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 944), также разрешено комплектовать должности командиров рот и офицеров-воспитателей офицерами запаса.

7. Замещение офицерами воинских должностей на конкурсной основе установлено для должностей преподавательского и научного состава вуза (подп. "в" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы).

На конкурсной основе принимаются также офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, имеющие высшее профессиональное образование, опыт практической работы на офицерских должностях, положительно зарекомендовавшие себя по службе и проявившие способности к педагогической или научной деятельности, в адъюнктуру.

По рекомендации ученых советов вузов (факультетов) в адъюнктуру по очной форме подготовки могут приниматься офицеры, удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, непосредственно после окончания вуза (п. 69 Положения о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 июля 1999 г. N 310).

Приказом министра обороны Российской Федерации "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей" от 6 мая 2000 г. N 230 утверждена Инструкция по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 54 утверждена Инструкция о проведении конкурса на замещение офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в образовательных организациях высшего профессионального образования и научно-исследовательских организациях ФСО России.

Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).

Военнослужащие зачисляются в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов. В данном случае имеются в виду командиры (начальники), имеющие право издания приказов по строевой части. В соответствии со ст. 92 УВС ВС РФ издавать приказы по строевой части имеет право командир (начальник) воинской части.

Приказами командира (начальника) по строевой части могут регламентироваться вопросы:

- зачисления в списки личного состава воинской части, на обеспечение;

- исключения из списков личного состава воинской части, с обеспечения;

- изменения в персональных учетных данных личного состава;

- нахождения на лечении и возвращения на службу из лечебного учреждения;

- убытия в командировки, отпуска, на учебу и прибытия из командировок, отпусков и с учебы;

- применения поощрений и наложения взысканий;

- другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170).

Полномочия командира (начальника) издавать приказы (в том числе по строевой части) определены положениями о соответствующем органе военного управления, учреждении и т.д., а также функциональными обязанностями конкретных должностных лиц.

Допускается возможность в виде исключения зачисления в распоряжение командира (начальника), не являющегося ближайшим прямым начальником зачисляемого в распоряжение военнослужащего (п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы).

Однако при таком зачислении должно соблюдаться условие - командир (начальник), в распоряжение которого зачисляется военнослужащий, должен иметь полномочия по изданию приказов по строевой части, т.е. непосредственно он должен иметь полномочия по обеспечению условий прохождения военной службы не на воинской должности (обеспечивать положенными видами довольствия, предоставлять отпуска, направлять на лечение и т.д.).

9. Зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более трех месяцев. В течение указанного срока военнослужащий подлежит назначению на новую воинскую должность, переводу, прикомандированию или увольнению с военной службы (п. 1 ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы);

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев (о понятии организационно-штатных мероприятий см. комментарий к ст. 51). В течение указанного срока должен быть решен вопрос о назначении военнослужащего на новую воинскую должность (должность), переводе, прикомандировании или его увольнении с военной службы;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу. По уголовному делу могут быть приняты следующие решения:

- прекращение уголовного дела в случаях, предусмотренных в УПК РФ;

- вынесение приговора. В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, военнослужащий подлежит увольнению или может быть досрочно уволен с военной службы (см. комментарий к пп. 1 и 2 ст. 51);

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, не годным к военной службе, - до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более срока, установленного Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

Указанным Положением установлено, что если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе и в период оформления увольнения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о том, что он нуждается в освобождении на срок, необходимый для оформления увольнения, но не более чем на 30 суток (п. 36);

д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой - не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного - до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38);

к) в случае отчисления из военно-учебного заведения.

10. Заключение под стражу военнослужащего является основанием для зачисления в распоряжение только до возбуждения в отношении его уголовного дела, поскольку последнее является отдельным основанием зачисления военнослужащих в распоряжение.

Заключение под стражу оформляется постановлением следователя, лица, производящего дознание, или прокурора. Санкцию на арест дают должностные лица, указанные в УПК РФ (ст.ст. 11 и 96).

Заключение под стражу может быть произведено на основании постановления судьи или определения суда при производстве уголовного дела в суде.

Перечисленные процессуальные документы являются основаниями для зачисления военнослужащего в распоряжение.

Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.

Срок зачисления в распоряжение зависит от исхода по возбужденному в отношении военнослужащего уголовному делу.

11. Статус военнослужащего на указанных лиц распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности. В соответствии с п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы на указанных лиц в связи со служебной необходимостью может быть возложено временное исполнение обязанностей следующей равной или высшей воинской должности:

а) вакантной (незанятой) воинской должности - с согласия военнослужащего (временное исполнение должности - врид);

б) невакантной (занятой) воинской должности - в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей - врио) без его согласия.

12. Военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника) в связи с организационно-штатными мероприятиями, выплата окладов месячного содержания производится в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.

Одним из ключевых понятий, используемых при определении военной службы как вида федеральной гражданской службы, является понятие воинской должности. Особенности воинских должностей, их статуса и наименований вытекают из предназначения и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы и т.д.

Статьей 6 Закона о системе государственной службы от Российской Федерации определено, что гражданам, замещающим воинские должности, присваиваются воинские звания. Они служат правовой и организационной основой для деления воинских должностей.

В соответствии со ст.42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может занимать только одну воинскую должность.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими — иностранными гражданами, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более трех месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу.

При этом, как уже отмечалось федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены иные случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.

Порядок назначения на воинские должности и освобождения от них

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:

военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, — указами Президента Российской Федерации;

остальных военнослужащих — в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности — на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

В порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, военнослужащие могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы:

из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба;

из федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;

из одного федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.




Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

по служебной необходимости;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Военнослужащий может проходить военную службу и не на воинских должностях в случаях:

Нахождения в распоряжении командира (начальника);

Прикомандирования к федеральным органам исполнительной власти и другим организациям, и учреждениям, особенности прохождения службы в которых определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

С сущностью и рангами воинских должностей связываются особенности квалификационных требований к военнослужащим, их обязанности и права, поощрения и ответственность. Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.

Глава 3. Воинские звания и порядок их присвоения

Присвоение воинского звания

Каждому военнослужащему присваивается персональное воинское звание, что важно для обеспечения ясности во взаимоотношениях между ними, поддержания воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Установленные категории военнослужащих и соответствующие им воинские звания позволяют отмечать военную и специальную квалификацию, служебный опыт и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. На воинских званиях строятся отношения подчиненности в дополнение к подчиненности по должности

Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Оно может быть первым или очередным. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Первыми воинскими званиями считаются:

для состава «офицеры» — младший лейтенант, лейтенант;

для состава «прапорщики и мичманы» — прапорщик, мичман;

для состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» — рядовой, матрос.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос — пять месяцев;

младший сержант, старшина 2 статьи — один год;

сержант, старшина 1 статьи — два года;

старший сержант, главный старшина — три года;

прапорщик, мичман — три года;

младший лейтенант — два года;

лейтенант — три года;

старший лейтенант — три года;

капитан, капитан-лейтенант — четыре года;

майор, капитан 3 ранга — четыре года;

подполковник, капитан 2 ранга — пять лет.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от состава военнослужащих существуют такие воинские должности:

  • высших офицеров;
  • старших офицеров;
  • младших офицеров;
  • прапорщиков и мичманов;
  • солдат, матросов, сержантов и старшин.

В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.

1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военноучетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.

2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу; срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (к которым в частности относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами.

В зависимости от вида должностных лиц, назначающих военнослужащих на воинские должности, существуют:

1. воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент РФ (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);

2. воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (указанное должностное лицо осуществляет назначение, в частности, на следующие воинские должности:

    , другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;
  • заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;
  • военный комиссар;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
  • начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования и др.).

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим существуют:




1. воинские должности начальников (по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

  • маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
  • сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части);
  • начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника;
  • начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;

2. воинские должности подчиненных.

Классификацию должностей правоохранительной службы

В упомянутых нормативных правовых актах о видах правоохранительной службы понятие "должность" применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установлении, кто является сотрудником органов данного вида правоохранительной службы, их состава и персональных званий.

В этих актах нет понятия "служащие", они оперируют термином "сотрудники" соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов наркоконтроля. Как тождественное понятию "сотрудники" ФЗо службе в таможенных органах РФ ввел понятие "должностные лица".

Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или (в таможенных органах) квалификационные разряды. В правоохранительных органах учреждаются также должности, замещаемые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.

В случаях, установленных нормативными правовыми актами, в правоохранительных органах учреждаются также должности гражданских служащих.

Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы: рядовой состав, младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав, высший начальствующий состав.

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются звания:

1) рядовой состав:

  • рядовой полиции,
  • рядовой внутренней службы,
  • рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

  • младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
  • сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
  • старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
  • старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
  • прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
  • старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

  • младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
  • лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
  • старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
  • капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

  • майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
  • подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
  • полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:

  • генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
  • генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
  • генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
  • генерал полиции Российской Федерации.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания:

1) младшего начальствующего состава: прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

2) среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции; капитан полиции;

3) старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;

4) высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждаются директором ФСКН России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в нормативных актах, посвященных органам наркоконтроля, ФЗо службе в таможенных органах и т.д.

Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.

Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены актами об их службе и дисциплине.

Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально-бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.

Должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.

Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.

В зависимости от функционального назначения должности правоохранительной службы подразделяются на категории "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты". В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются должности категории "обеспечивающие специалисты".

К категории "руководители" относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

К категории "помощники (советники)" относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

К категории "специалисты" - должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы

а) на постоянной основе;

б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.

Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:

Специальные звания. Они делятся на пять групп: V - младший состав; IV - младший начальствующий состав; III - средний начальствующий состав; II - старший начальствующий состав; I - высший начальствующий состав правоохранительной службы.

Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа - младшие, IV - старшие, III - ведущие, II - главные, I - высшие должности правоохранительной службы.

Должности категории "руководители" и "помощники (советники)" относятся соответственно к I, II и III группам должностей, категории "специалисты" - ко всем, кроме I, группам должностей.

Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу правоохранительной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего правоохранительной службы устанавливаются по должностям I группы - Президентом РФ, II - V групп - руководителем государственного органа, а к состоянию здоровья служащего применительно к группам и категориям должностей - Правительством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора служащих.

Читайте также: