Консерватизм добро или зло в педагогической профессии в чем вы видите опасности его проявления

Опубликовано: 05.07.2024

Консерватизм добро или зло в педагогической профессии - работа из нашего списка "ГОТОВЫЕ РАБОТЫ". Мы помогли с ее выполнением и она была сдана на Отлично! Работа абсолютно эксклюзивная, нигде в Интернете не засвечена и Вашим преподавателям точно не знакома! Если Вы ищете уникальную, грамотно выполненную курсовую работу, контрольную, реферат и т.п. - Вы можете получить их на нашем ресурсе.
Вы можете запросить реферат Консерватизм добро или зло в педагогической профессии у нас, написав на адрес ready@referatshop.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что скачать реферат Консерватизм добро или зло в педагогической профессии по предмету ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА И КУЛЬТУРА РЕЧИ с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этой эксклюзивной работы - для ознакомления. Если Вы хотите получить реферат Консерватизм добро или зло в педагогической профессии (предмет - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА И КУЛЬТУРА РЕЧИ) - пишите.

Фрагмент работы:

Тема: «Консерватизм – добро или зло в педагогической профессии»
Содержание


Введение 3
1. Консерватизм – добро или зло в педагогической профессии 5
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что изменения в российском обществе за последние десять лет значительно повысили требования к качеству образования. Необходимость интеграции Российской Федерации в единое экономическое пространство Европейского союза, введение новых государственных образовательных стандартов, принятие целого ряда нормативно-правовых документов в сфере образования обозначили в качестве ведущих приоритетов подготовку молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, стремящегося к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Однако ныне действующая педагогическая система не готовит выпускника к жизни в инновационном обществе, что объясняется массовым консерватизмом педагогов, переходящим в крайнем своем проявлении в догматизм педагогического мышления и косность.
Основная причина, по мнению большинства исследователей, состоит в сложившемся у педагогов еще в процессе их обучения в вузе и закрепившемся последующей практикой образе мышления, ориентированном на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков, приверженность стереотипам и традиционным алгоритмам деятельности. Рецептурность, шаблон, неприязнь к педагогической теории, ориентация на методические установки свыше, неприятие чужого положительного опыта – вот далеко не полный перечень недостатков, которые формируют такой феномен, как консерватизм педагога.
В педагогическом консерватизме есть свои плюсы (стабильность, устойчивость образовательной системы) и минусы (неприятие инновационных преобразований), что объясняет необходимость его коррекции.
Цель работы – исследование консерватизма в педагогической профессии
1. Консерватизм – добро или зло в педагогической профессии

Как показывает анализ эффективной педагогической практики, включение педагогов в инновационный процесс способствует формированию инновационной готовности педагога, которая выступает как фактор коррекции консерватизма в его педагогической деятельности. Инновационность и консерватизм являются диалектическими противоположностями целостного процесса педагогической деятельности. Таким образом, инновационную готовность педагога можно рассматривать как фактор, позволяющий в профессиональной деятельности педагога снизить негативные проявления консерватизма и сформировать у педагога инновационный стиль его профессиональной деятельности [4, с. 67].
В.А. Сластенин отмечает, что инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение педагогов в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды, что, в свою очередь, требует формирования инновационной готовности педагога к работе в новых условиях. Педагогическая практика показывает, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога необходимы следующие два основных фактора: психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка, требующие коррекции устоявшихся способов педагогической деятел










Назад Вперёд

Загрузить презентацию (849 кБ)

“Образование для XXI века призвано быть образованием для всех, оно призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда ранее не встречались” [1]

Изменения, происходящие в последнее время в российском обществе, повысили требования, предъявляемые к качеству образования. В сфере образования в качестве приоритетного направления поставлена цель подготовить молодое поколение, способное адаптироваться в быстро меняющемся социуме, жить и действовать в информационном обществе, стремясь к преобразующей профессиональной деятельности с выходом за пределы стандартного опыта.

Существующая на сегодняшний день система образования в России в основном не готовит ученика к жизни в инновационном обществе, что объясняется массовым профессиональным консерватизмом педагогов. Основная причина возможно состоит в таком феномене, как консерватизм педагога, в сложившемся образе мышления в процессе их педагогической практики и приверженность стереотипам и алгоритмам в профессиональной деятельности.

Вместе с тем, в профессиональном консерватизме педагога есть свои плюсы (стабильность, устойчивость образовательной системы), что объясняет необходимость не его преодоления, а коррекции, то есть специальной деятельности, направленной на исправление не соответствующих оптимальной модели и формирование нужных характеристик для повышения результативности профессионально-педагогической деятельности [2].

В России развивается практика инновационных подходов в обучении в школах, существует положительный опыт инновационной педагогической практики, например, Лицей №15 (г. Вышний Волочек, Тверская область). Деятельность педагога в этом лицеи предполагает внедрение педагогических инноваций в обучение и воспитание, создание в лицеи определенной инновационной среды, что, в свою очередь, требует формирования готовности педагога к инновационной деятельности в новых условиях. В лицей используют современные тенденции в массовой образовательной практике и инновационные поиски отдельных педагогических коллективов, разрабатывают и реализуют разного уровня программы развития и др. В лицеи создана возможность использования педагогом технологического ресурса образовательной среды школы для построения профессиональной деятельности на инновационных принципах.

Главная задача Лицея №15 сегодня - это формирование личности обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Решение данной задачи требует от педагогов полного переосмысления содержания, методов, форм, предметов индивидуальной работы, ориентируемой на потребности конкретного ученика, применения нетрадиционных, оригинальных подходов к организации своей профессиональной деятельности с использованием ресурса образовательной среды школы

В связи с выше сказанным, хотелось бы привести пример презентации для урока математики в 9 классе Лицея №15 с использованием мультимедийного оборудования.

В программе 9 класса особое внимание уделяется решению уравнений и систем неравенств со второй и более степенями. На помощь ученикам лицея и для лучшего понимания материала, создан цикл презентаций, дающие четкие определения и примеры, с помощью которых можно понять принципы и методы решения неравенств.

Презентация посвящена теме: “Решение неравенств второй степени с одной переменной”. Слайд 1.

На слайде 2, вынесена общая форма неравенств второй степени. Следует обратить внимание на то, что неравенство обладает лишь одной неизвестной.

Слайд 2. Общая форма неравенств.

Слайде 3 дает возможность учителю объяснить, каким образом можно записать в общем виде неравенства второй степени с одной переменной.

Слайд 3. Способ записи в общем виде неравенства второй степени с одной переменной.

На слайдах 4 и 5 помогают педагогу объяснить следующий этап, данной темы (дается в текстовом виде), в котором рассматривается каким образом ученики должны решать данные неравенства - методом с помощью построения графика функции, представляющей собой левую сторону неравенства, и анализа полученных результатов

Слайд 4. Алгоритм

Слайд 5. Пример

Так же на уроках, в дополнение к презентации можно использовать метод группового решения задач, так, например, “Метод 6–6”. Суть метода: не мене шести членов группы в течение шести минут формулируют решения задач. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных решений, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов.

Список литературы.

1. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.

2. Ибатуллина Е.Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма // автореферат дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Волгоград, 2013.

Профессиональная этика является способом регуляции поведения в профессиональной деятельности.
Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг, профессиональная солидарность и корпоративность.
Специфика педагогической деятельности касается таких аспектов, как
- проблема ответственности педагога,
- опасность личного консерватизма педагога,
- степень необходимости творчества,

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая этика.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 307 Красноармейского района г. Волгограда

Консультация для педагогов доу

Тема «Педагогическая этика»

Профессиональная этика являетс я способом регуляции поведения в профессиональной деятельности.

Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг, профессиональная солидарность и корпоративность.

Специфика педагогической деятельности касается таких аспектов, как

- проблема ответственности педагога,

- опасность личного консерватизма педагога,

- степень необходимости творчества,

- проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности.
- нравственный смысл профессиональной пригодности.

- "педагог - воспитанник": общение "по вертикали".

Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в условиях демократизации общества и гуманизации образования. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры).
Принципы доброжелательности, доверия и терпимости к личности ребенка. В связи с этим возникает необходимость в умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к детям. Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с ними, недопустимость унижения достоинства учащихся.

- "педагог - педагог"
В таких отношениях возникает необходимость создания общих морально-психологических основ профессионально-делового общения. Важную роль играет состояние морально-психологического климата в коллективе (отрицательный и положительный микроклимат), формальные и неформальные отношения в коллективе.
В профессиональном общении следует обращать внимание на структуру коллектива:

- социально-психологические слои: коллективисты, индивидуалисты, подражатели, пассивные, изолированные;

- статус личности в коллективе: "звезды", "предпочитаемые", "отверженные" и др.;

- роли: «генераторы идей», «исполнител и», «эксперты», «критики» и др.;
- тип общения: демократичность, компетентность, толерантность;

- нормы поведения надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, порядочность и коммуникабельность;

- профессионально-деловые отношения: "по горизонтали" - с коллегами (общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами) и "по вертикали" - с администрацией (диалогичность, плюрализм, толерантность).

Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе («погоризонтали») определяется следующими факторами:

- сложности в оценке педагогического труда и их последствия;

- проблема "неравенства" в педагогическом коллективе;

- проблема педагогического авторитета и мастерства;

- проблема критики в педагогическом коллективе;

- общение с молодыми коллегами.

- разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях;

- «индивидуализм» педагогической деятельности;

- обостренная потребность педагога в авторитете;

- «профессиональные заболевания» (амбициозность, максимализм, подозрительность, обидчивость);

- штампы и стереотипы в поведении педагога.

Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе. Стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема: лидерства и авторитета. Принципы: социальной справедливости и демократичности и их проявление в общении руководителя с подчиненными в педагогическом коллективе.


Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Манеры поведения и внешний вид педагога, его имидж.

Основные понятия этики гражданственности: гражданское общество, гражданин, гражданственность. Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чести и достоинства гражданина. Патриотизм и космополитизм.
Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность - основные моральные принципы политических отношений. Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание - моральные качества и нормы гражданского поведения.

Этика и культура межличностного общения педагога
Общение - способ профессиональной самореализации педагога, средство манипулятивного воздействия на личность детей. Диалог это основная форма общения. Умение слушать и вести диалог - признак профессионализма педагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и нетерпимость в общении.

Этикет в профессиональной культуре педагога
Этикет это внешнее проявление внутренней культуры личности. В этикете отражаются социокультурные и национальных особенностей общества.
Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность, уважение к людям, почтительность. Правила этикета проявляются в следующих ситуациях: приветствие, обращение, знакомство, манеры, жесты, мимика, позы, речевая деятельность (ведение беседы, телефонное общение), нахождение в общественных местах.

Вопросы для обсуждения

1. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?
2. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?
3. Внутренний и внешний имидж педагога.

тесты
«Определение уровня Вашей общительности»
Коммуникабельность - необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На вопросы отвечайте "да", "иногда", "нет".
1. Если Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?
6. Раздражает ли Вac просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11. Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)?
12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?

Оценка: за ответ "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя;
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг;
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы;
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение;
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами;
4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом.
3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

«Кто ты: ведущий или ведомый?»
Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.
1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?
3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?
6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?
11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?
13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Самыми общими понятиями морали и категориями этики есть добро и зло. Они всегда актуальны, их понимание, толкование и аргументации сущности значительно влияют на трактовку других категорий этик ки, поскольку составляющие их основу. Определения этих категорий предполагает выяснение противоречивой взаимосвязи добра и зла, источников их происхождения, а также количественно-качественного соотношения, реальных возм ивостей торжества добра над злом. Педагогу следует не только иметь представление о добре и зле как категории этики, но и знать, каким образом и при каких условиях лучше использовать их содержательныеіст.

Категории"добро"и"зло"охватывают такие понятия, как"добро","доброта","добродетель","порок","зло"

. Добро - одна из общих императивно-оценочных категорий этики, выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом

Морально-ценностной характеристикой личности является доброта * предусматривающий такие свойства, благодаря которым человек способен творить добро в моральном смысле: мыло-серднисть, отзывчивость, приветливость, дружелюбие, благожелательное отношение к другим, готовность уступить зар ради них собственными интересами и др.. Наличие этих свойств свидетельствует о способности человека делать добро, хотя возможны и отклонения от ожидаемого результата: так, не всегда отзывчивый и бескорыстная люди на творит добро, не всегда поступки, которые она считает добрыми, оцениваются другими как добро (в т ч теми, на кого они направленыні).

. Добродетель - понятие морального сознания, обобщенная характеристика положительно устойчивых моральных качеств личности, в которой раскрывается деятельная форма усвоения добра, в противоположность простому знанию принципов, а автоматически не делает человека добродетельным и благотворительной. Добродетель характеризует моральную меру поведения личности в различных сферах общественной жизни и отношениях ее обусловливают не только общественная, а и личная практическая деятельность, потребности, мотивы, интересы, стремления, идеалы человекни.

Противоположной к добродетели есть недостаток. Это понятие морального сознания, которое обобщенно характеризует отрицательные моральные качества личности; отражает моральную мере непорядочного поведения индивида в определенной и сфере общественного или личной жизни потере, порочащие человека и заслуживают моральное осуждение, являются: пренебрежение, нечестность, жадность, лицемерие, корысть, зависть, неумение или нежелание управлять своими поступками и сильное желание управлять другими. Подчиниться недостатков - значит быть активным носителем тех норм, которые противоречат добродетелейсті.

Зло как категория этики отражает негативные аспекты действительности, деятельности людей и отношений между ними. В этике оно традиционно отделяется от физического зла (телесных страданий, болезни, смерти, стих стихийный бедствий), которое основывается на объективных причинах, природных закономерностях, которые не зависят от сознания и воли людей. Моральное зло связано с произволом разумных существ. Несмотря на отм иннисть этих форм зла, их всегда стремятся рассматривать в единствесті.

Первыми направлениями в этике, представители которых рассматривали проблему добра, были гедонизм (понятие"добро"они связывали с удовольствием и наслаждениями человека), эвдемонизм (добро - основа человеческого счастья я), утилитаризм и прагматизм (добро есть пользой). Теологические концепции связывали добро с проявлением. Божьей воли, рационалистические - с всесилием человеческого разума, натуралистические - с природой человека или общественность ьною проблемой сохранения и продления жизниження життя.

Приоритетным в мировоззрении украинский является христианский теологизм. В народных поучениях, основанные на христианском миропонимании, провозглашено две линии поведения человека: дорога добра и дорога зла. Д. Дорога добра - прямая и совершенная, она культивирует правду, милосердие, человеческую любовь, доброе сердце. Так, в"Наставлении"Владимир. Мономах призывал быть милосердным к каждому, делать добро, особенно бедным и сиротам. О людях, которые идут дорогой добра и правды, говорят:"Будь людям добрым угоден, будешь и. Богу надобен","Доброму все хорошо","Доброму человеку течение,. Боже, возраста","добрые и память. Боже, віку", "Доброму добра й пам'ять". . Дорога зла ошибочно, фальшивой, ней следуют грешники, недобрые люди. Она ведет к гибели и смерти. Человек свободен в выборе между дорогами добра и зла и отвечает за это. Такого взгляда придерживались украинского просвет тникы. Петр. Могила, Мелетий. Смотрицкий,. Самойло. Величко,. Стефан. Калиновский, Иван. Вышенский,. Сильвестр. Кулябко, Михаил. Козачинский,. Конисский, Феофан. Прокопович и др.. В произведениях часто ссылаются на народное понимание добра и зла, а также на. Евангелиеліє.

В. Г.. Сковороды наблюдается теологическое и светское понимание добра и зла. По его мнению, добро закорине-не в родственную труд человека, оно радует ее душу, делает счастливой, добродетельной. Зато злом является является алчность, гнев, страсть, нарушающих мере счастья и добра в человеке. Единомышленниками. Г.. Сковороды были украинские писатели и. Котляревский,. Т.. Шевченко,. Леся Украинской, и. Нечуй-Левицкий,. П. Грабов-ский, и. Франк І.. Франко.

Идеал добра и правды, свободы и судьбы присущ всей украинской народной педагогике. В фольклоре добро и воля всегда рядом (сказки"О человеке и. Данила-верзила","Кривенька уточка","Волшебный. Перси ень","Красносвит"и т.д.). В устном народном творчестве говорится, где платят за добро добром, а где зло. Например, в сказках"Как лисичка. Иоанна бахчеводы сделала царевичем","Дикие гуси","Сказка о I вана. Гошка и его брата","Чудо-груша"герои на добро отвечают добром, поскольку помогают друг другу. Зато в сказках"Коза-дереза ??","Жернова","Как ходила лисичка по мусор"за добро платят зло м, хитростью, неискренностью. От этого страдают не только те, кому наносят обиды, но и те, кто не любит правды, ибо они не свободны внутрь ("Волчья присяга","О правде и несправедливости"авдають кривди, а й ті, хто не любить правди, бо вони не вільні внутрішньо ("Вовча присяга", "Про. Правду і. Кривду").

Исследователи теоретических аспектов нравов эпохи. Просвещения и новейшей эпохи. И. Кант,. Г-В-Ф. Гегель,. Ф. Ницше,. В. Соловьев и другие подали образцы в изучении человеческой природы. Типичными для классической этики является"синтетические"теории, в которых главное место отведено интересам личности и общества через призму добра и злризму добра і зла.

Согласно взглядам. И. Канта, человек подчинена"моральному закону","нравственном миропорядке"Бог предстает гарантом"нравственного мировоззрения", блага, добра и счастья нарушение"нравственный миропорядок", л человек творит зло. Причем природная доброта человека является иллюзией, а зло - ее естественной склонностью""радикальным врожденным злом в человеческой природе", и изменить в ней ничего нельзя"ведь"из такого кривого дерева, из которого сделана человек, невозможно сделать ничего прямогоивого дерева, з якого зроблена людина, неможливо зробити нічого прямого".

Высшим добром в социальном аспекте, по мнению. И. Канта, является состояние мира, единство народов и согласие. Только при таких условиях возможен прогрессивное развитие науки, образования и культуры, утверждение определенных моральных на ачало на уровне индивида и нации. Побудительный фактор практической необходимости сохранения мира, единства людей, считал мыслитель, - добрая воля. Ничто не должно безусловной ценности, если не основывается на добрые и свободы. Развивая кантовской идеи о"извечное зло в человеческой природе",. Г-В-Ф. Гегель придал им более диалектического характера:"Зло, взятое только для себя, есть некоторая абстракция, оно существует только как протил ежнисть хорошую. Именно зло одно пустое ничто, оно существует только в этом противоположности"Он широко истолковал миф о грехопадении, который гласит, что зло содержится в сознании, знании, а человек стал злой дл ки познанию. Познание - зло, но благодаря ему человек бессмертенле завдяки йому людина безсмертна.

Позицию. И. Канта и. Г-В-Ф. Гегеля критиковал в работе"По ту сторону добра и зла"Фридрих. Ницше (1844 - 1900) нравственного миропорядка он, будучи атеистом, считал порядок, созданный. Богом. Именно воля. Божия определяет, что делать человеку и чего не следует. Каждый народ и конкретная личность ценные зависимости от повиновения. Богу, который определяет их судьбу. Человек как злое существо существует благодаря хорошему. Богу. Это. Ф. Ницше назвал некстати ностью и отметил, что настоящим злом является христианство, которое отрицает возвышенное, доброе в человеке. Основываясь на злости больных людей к здоровым, оно лишает личность подлинной культуры:"Нет. Длит тав украшать христианство - оно вело борьбу не на жизнь, а на смерть с высшим типом человека, оно предало анафеме все основные ее инстинкты и вытянул из нее зло - лукавого в чистом видеукавого у чистому вигляді. ".

Христианство есть заговором против красоты, смелости, ума и духа, душевного добра, самой жизни. Оно породило мораль рабов, которые не могут настоящего самовыражения, ведь ими владеет страх. Для существования в обра и добродетели нужна сверхчеловек. Добродетель самостверджуе жизни, гарантируя нравственное и эстетическое без морализаторства сверхчеловека присущи самостверджувальна воля к власти, сильный характер и интеллект, способность подняться"по ту сторону добра и злара і зла".

В своем учении. Ф. Ницше пытался определить добро и зло на основе идеи повторного переживания, которая раскрывается в следующих положениях:

а) первые чисто неприятные эмоции злости, стыда и отчаяния обусловленные унижением достоинства человека, причем не случайным, а закономерным и последовательным;

б) вследствие воспоминания и повторного переживания этих эмоций, духовной работы с ними появляются ненависть и чувство мести, которые усиливают осознание того, что они могут, а я - нет;

в) возникает осознание того, что месть не может быть осуществлена, - тот, кто обидел, недостижим для мести;

г) чувство бессилия и отчаяния приводят к тому, что месть, не имея возможности реализоваться в адекватных поступках, получает идеальное осуществление результате этого бессилия трансформируется в силу, поражение ка становится победой, переживания проявляется в творчестве и порождает моральные ценности, среди которых добро и добродетель занимает важное местое.

Проблемы добра и зла в этической теории исследовали и утописты. Пропагандируя любовь к человеку, они пытались найти причины человеческих страданий и предотвратить, своеобразно определяли понимание природы зла. Зл ло как случайность, не имеет корней ни в природе человека, ни в. Божьей воле, должно исчезнуть, как только утвердится коммунистическая община (Е. Кабе), фалангастерианський устройство (Ж-Б-Ж. Фурье,. В. Консидериан) или религиозная ассоциация (К-А. Сен-Симон). Не допуская логического произвола в истории, утописты предполагали существование произвола чуда - чуда. Божьего вмешательства или собственного героизма, который способен преодолеть не справедливые законы социального неравенства - единственный источник зла. При таких условиях добро распространится на всю планетвсю планету.

Развили эти мысли в понимании добра и зла революционеры-демократы. В. Белинский,. М. Добролюбов,. А. Герцен и особенно. М. Чернышевский. В философских и литературных произведениях русский публицист и письменн ник. Николай. Чернышевский (1828-1889) пытался выявить взаимосвязь добра и зла. Указывая на их социальные причины, он пришел к выводу, что зло не всегда абсолютное, поскольку добро появляется из существующих го в жизни зла и с ним непрерывно борется. Анализируя категории добра и зла,. М. Чернышевский ограничился лишь одним трактовкой: зло, которое порождает добро, не настоящее. Он не учел аспекта, согласно которым добро не всегда добром, потому что добро, которое вызывает зло, не может быть настоящим доброім добром.

Русский писатель. Федор. Достоевский (1821 - 1881) утвердил своеобразный"категорический императив"(моральный закон), согласно которому нравственность заложена в натуре человека. Он опирался на моральное е чувств народа, рассматривая добро и зло как в евангельской этике: невозможно строить свое счастье на несчастье другого и взлома отношении к нему. Добро заключается в равенстве людей, которая не может быть рабским. С ло укоренено в потере веры и не является нормальным состоянием людей. Ф. Достоевский считал, что добро не может утвердиться на земле путем социальной революции, ведь она насильственного характера. Настоящее добро п. Оста с последовательного освобождения личности от зла, с нравственного самосовершенствования человечествоналення людства.

Мнение. Л. Толстого имела и сторонников (развивали и реализовали ее. М,. Ганди,. М. Кинг), и критиков (и. Ильин,. М. Федоров). В противовес ему русский религиозный мыслитель. Николай. Федоров (1828-1903) считал в, что основным злом человека (каждого сознательного и чувственной существа) является смерть. Конкретные формы зла, от которых страдает личность, относятся к главному,"последнего врага"- смерти. Факт индивидуальной скин ченности. НЕ неосуществим онтологический факт, а лишь свойство, состояние, обусловленные определенными причинами. Это не то качество, без которой человек перестает быть тем, кем и кем должна быть. Наступает смерть через зале жнисть человека от слепых сил природы, управлять которыми она не в состоянии. Прах предков для тех, кто живет на уровне бессознательного, - зло, а для тех, кто живет на уровне сознательного, является добром время человечество переходит ь от бессознательного (стихийного), т.е. зла, к сознательному - хорошая. Абсолютное добро наступит, считал. М. Федоров, когда человечество разумно овладеет природой как своей силой, сможет воплощать мысль о неограниченные с асоби материи не по принципу, а по призванию высокой духовной мощи. Добро должно стать общим делом человечествагальною справою людства.

Исследованию проблем добра и зла значительное внимание уделял русский религиозный философ. Владимир. Соловьев (1853-1900). Идеи добра он придавал общего, абсолютного смысла и понимал его как безусловно при итаманне человеку чувство, данность, первостепенный факт сознания, исходный пункт человеческой нравственности. Оно должно стать моральной нормой для каждого человека. Однако этого не произошло, поскольку добро есть нале жним, а не все желающие должного; из желающих не все способны преодолеть свои недостатки; небольшое количество из тех, кто одержал победу добра над злом, не в состоянии побороть мировое злзло.

Добро станет моральной нормой, высшим человеческим благом в условиях, когда должно и желательно объединятся. Для достижения такого состояния необходимые организована экологическая сфера и принудительное действие политической власти. ОДН нак идеалом власти. В. Соловьев считал не власть народа, а власть первосвященника, императора и пророка. Кроме того, поскольку идеала достигают не внутренней работой над собой, не свободной действием одухотворенных мо ральным стремлением индивидов, а властными факторами, т.е. распоряжениями правительства, это уже не является настоящим добром. Русский философ, юрист. Борис. Чичерин (1828-1904) отрицал понимания настоящего добр а. В. Соловьевым, который стремился не того, чтобы оно владычествовало в сердцах, а чтобы было организованным как принудительный устройство человеческих обществ, и считал действия власти при этом неограниченными. Следовательно, человеческая свобода, право совести в достижении добра, по мнению. В. Соловьева, не имеют особого значениязначення.

В исследовании взаимосвязи добра и зла. В. Соловьев рассмотрел возражения, в частности в аспекте оценки преступления и наказания. Он считал, что повторение зла есть добро, есть отрицать совершенное зло можно а новым злоом.

По-философски проблема добра и зла проявляется в педагогической деятельности. Согласно опыта и обстоятельств, в которых живет и работает учитель, использование им философских идей характеризоваться некоторый ними особенностями. Каждый педагог, формируя ребенку мир добра, не может избежать в своей деятельности"добро-встречи","добро-слова","добро-действияова", "добро-дії".

Общеизвестно, что современное образование находится уже десятилетие под гнетом либеральных реформ. Освобождение от тоталитарного мышления, плюрализм мнений, свобода во всех ее проявлениях, толерантность - вот лозунги этих преобразований.В результате формируетися своевольный,расслабленный безнравственный "гражданин мира", терпимый к греху и нетерпимый к Истине. Образовательное поле в России является полем сражений между традиционалистами и новаторами, между консерватизмом и либерализмом. Каковы ценности, связанные с этими явлениями и в чем состоит метафизика каждого из них?

Консерватизм - одно из глубоких философских понятий, выработанных человечеством, которым пользуются гуманитарии, приспосабливая его к своим наукам. Но есть главное, что делает всех консерваторов похожими друг на друга, в какой бы гуманитарной нише они не находились, это главное - функция сохранения. У консерватизма - сохранения имеется свое - другое, его вечный соперник - либерализм. Либерализм в переводе с латыни означает стремление к свободе, к новизне. Реформаторство охватившее Россию в последнее время основанное именно на либеральных ценностях уже показало свою беспочвенность, оторванность от цивилизационных корней. Программы по общественным наукам удивительно "слепы" к отчественной мысли, но главная беда состоит в том, что все они в основе имеют материалистический антропоцентризм, при том что всякий другой взгляд на природу человека объявляется невежесвом и не рассматривается даже на уровне другой идеи, имеющей право на существование. Либерализм в этом отношении поистине тоталитарен.

С полной серьезностью инноваторы предлагают, например, трехступенчатую технологию формирования ни больше ни меньше, как "нового биосоциального органа, расположенного в мозгу с помощью особых виртуальных тренингов, использующих логико-семантическое кодирование-программирование"(2).

Новая педагогическая технология создает человека-фактора, подвид техногенного гомутера (гомо+компьютер) c искусственно выращенным "мозговым новообразованием". И если это так, то XX1 век породит противоречие между культурно-историческим и техногенным человеком.

Чем может ответить на этот вызов гуманитарное образование?! Будем всякое антисциентистское, проприродное, культурное движение, всякое стремление сохранить естественные формы бытия характеризовать как, как борьбу за Традицию [3,1]. Консерватизм пытается сохранить уникальность человека во вселенной, выразить и сохранить форму жизни, которая истощается. Консерватитизм - опора, которой не хватает ни респектабельной идеологии устойчивого развития, ни образовательному процессу, окончательно утрачивающему функцию преемственности традиционной культуры и связи поколений. Более того, идея консервативной революции. Ориентация на прогресс, когда он все больше расходиться с благом человека как целостного существа должна быть уравновешена консерватизмом, который не сужает человека до его со-знания. Жить вопреки прогрессу для человека как родового существа означает поддерживать традицию, социальные и культурные константы бытия. С точки зрения бесконечности и вечности бытия в нем никто никуда не исчезает. Столь же принципиален вывод, что любая форма имеет конец и погибает. И как в прогрессе выражается потребность в смене, так в консерватизме и традиции проявляются сила и потребность в передаче бытия сквозь время, так же укоренено в свойствах реальности не только исчезать, но и пребывать, воскресать, возвращаться. Сохранение традиции есть гарантирующий компонент устойчивости.

Отправной точкой человечества в борьбе за спасение является идея переориентации своей деятельности с прогресса на поддержание традиции, на усиление против становления и ради бытия.

Из сказанного можно сделать и другой вывод: когда дело доходит до противоположения консерватизма и либерализма, человечество в их лице встречается с подлинно духовными противниками, влияние которых выходит далеко за границы искусства и культуры, захватывая в себя всю область цивилизации.

Итак. Консерватизм в области образования несет на себе функцию сохранение российской цивилизации. Так, уже в XX веке об этом писал известный педагог В. Н. Сорока-Россинский. Ученый выделял две позиции в отношении к образованию: одну, считающую главным в психике познание, а в мировой жизни "потребление, все равно чего - чужих мыслей, плодов художественного вдохновения, продуктов экономической и культурной работы разных наций", и другую, для которой "цель существования - максимальное развертывание всех сил души"[4,114]. Такое воспитание должно исходить из понятия национального, должно опираться на то, что связывает единичного человека с его нацией, должно развивать в его душе то, что может слить индивидуальность с духом народа и с внешним проявлением духовной жизни нации, с национальной культурой.

Согласно отечественной традиции просвещения на первый план выдвигаются воспитательные цели необычайной высоты и притягательности. Среди них, восстановление и укрепление национального самосознания, формирование русского национального характера, закрепление в нем лучших традиционных качеств русского человека, "обновление пейзажа русской души", приобретение свежих жизнеспособных духовных и деловых признаков, наконец, сохранение целомудрия, мягкости, незлобивости, простодушия, милосердности, искренности.

Консервативная образовательная парадигма не отвергает любви к человеку, которой так гордиться гуманистическая, либеральная доктрина. В основу консервативной антропологии положено различие "внутреннего" и " внешнего" человека. Центральную точку души можно назвать глубинным Я, там находятся те силы духа, которые отодвинуты вглубь человека грехом. Поэтому духовно-опредмеченная любовь, всегда оставаясь благожелательством, в то же время не может любить зла в человеке. Так зарождается и формируется тот отрицательный лик любви, где присутствует отрезвляющее " нет", самоутверждающейся и противодуховной самости.

Либеральные образовательные парадигмы, не зная понятия греха, направлены на разжигание человеческих страстей и эгоистического своеволия.

Пробуем разобраться в более глубоких онтологических корнях прекраснодушного либерализма, которые делают его беспочвенным, несмотря на внешне декларируемую преданность отечественным традициям. Метафизика консерватизма, лежит в области хранения святыни, верности и любви к Высшему, она есть онтологическкая потребность удержать Его в бытии, в вере, в культуре, в разуме.

В качестве "своего-другого" либерализм на протяжении всей истории имеет свободу твари, желание освободиться от морального закона и авторитета и по "своей глупой воле пожить".

Содержательная трудность проблемы раскрывается в полной мере при осознании абсолютного тождества самосохранения и самоизменения в Первоисточнике всех смыслов, содержащим в себе как самоутверждение, так и самоотрицание (кенозис). Иными словами, антиномическое противостояние консерватизма - либерализму, классики - модернизму, закона - свободе имеет значение на уровне проявленного бытия, будь то мыслительная парадигма или художественная смена вех или новые технологии в образованиию В своем истоке их различие является формой их единосущности как метафизических возможностей. Поэтому необходима МЕРА в соблюдении обоих начал в сфере общественного бытия. В эпоху оголтелого либерализма и реформаторского зуда образованный человек должен становится консерватором, чтобы соблюсти меру в соотношении вечного и временного.

Псевдорешением этой дилеммы является постмодернизм, снимающий самое противостояние верха и низа, опустошающий жизнь от всякой святыни. Результатом этого ложного решения является человек, обретший свободу и находящийся в состоянии внутреннего раскола и чувства покинутости.

Модернизация нашего образования происходит под знаком движения Нью Эйдж (Новое время, Новый век, Новая эра.) В широком смысле слова этот социокультурный феномен является идеологическим основанием современной постхристианской субкультуры. Ядром этого движения является тщательно замаскированная религиозность оккультного типа, дабы не спугнуть столь же ярых, сколь и невежественных блюстителей атеистической чистоты наших образовательных программ.

Идеи и парадигмы НЭ сегодня в той или иной степени внедрены в сознание всего населения : "Аура", "третий глаз", " энергетика", "космическая энергия", "реинкарнация", "экстросенсорика", " чакры", "мантры", " доноры и вампиры".

НЭ представляет из себя по сути эзотерическую педагогику, которая используя целый спектр методик " пробуждения сознания", " раскрытия паранормальных возможностей", "скрытых резервов и талантов" "самооздровления". и т. манипулирует сознанием и душой человека. Это психология " духовного супермаркета", которая позволяет случайным посетителям легко переходить от одного увлечения к другому: пирамидология, ребефинг, голотропное дыхание, кристаллотерапия, рейки,позитивное мышление, визуализация и т. д. Все это под видом психологческих и педагогических методик внедряется в образовательные учреждения, часто носит название духовного развития человека и горячо приветствуется инноваторами всех мастей и рангов.

На самом деле, вся эта мистическая стряпня является прямой угрозой психическому здоровью человека. Одна из таких сект - "Педагогика эволюция жизни" из недр которой родилась валеология. Основополагающий принцип педагогики валеологии совпадает с неолиберальной модернизационной доктриной. Это - свободное самоопределение ребенка, который не должен быть скован ничем, включая нормы веры и национальной традиции.

Свобода предполагает ответственность, но способен ли маленький человек, который только начинает жить, ощутить ее в полной мере?

Либеральная идея не призывает к освобождению от греха, ибо само понятие греха в либерализме отсутствует, она требует полной свободы для падшего человека, расчитывая на некую границу в утверждении греховного" Я" - в виде права и закона. С традиционалистской точки зрения - это диктатура греха как нормы жизни социума..

Либеральная идея, неоплодотворенная семенем консерватизма, несет нравственное раскрепощение человеку, реализует греховный потенциал человеческой личности.

Дело в том, что "внеморальность" просвещения сообщает ему своеобразную устойчивость, которая связана с утерей того динамизма духа, который создает зависимость души от морали. Просвещение же духовное, напротив, есть знание живое и потому неустойчивое, поэтому оно может утрачиваться.

Современная социальная антропология утверждает, что место подлинного бытия человека заняла ИГРА. Последователи этой концепции утверждают, что в игре человек преодолевает необходимость объективных условий бытия, так как она есть более сущностное основание человеческой жизни, чем труд, власть, любовь и смерть. Здесь мы видим логическое завершение того раздробления цельного духа на части, которое зародилось в глубинах либерального самосознания, теперь вышло из этой глубины и осознало самое себя как тотальную Игру, ненастоящую жизнь, небытие.

Это результат гордого самообольщения ума человеческого, возмечтавшего о свободе и всемогуществе (либерализм) и отпавшего от онтологияческих начал бытия ( консерватизм).

Сегодня совершенно очевидной становится невозможность бесконфликтной экспансии либерализма, особенно в тех сферах общественного бытия, в которых наиболее прочно укоренены ценности, воспитанные национальной духовно-культурной традицией. Путь русской консервативной мыслительной традиции лежит не в отрицании западно-либеральной, а в восполнении ее тем, что раскрывается в высшем духовном зрении.

Консеерватиз есть способ возвращения традиционного вектора духовности в российское гуманитарное образование.Возвращение духовной традиции, в свою очередь, есть способ сохранения Российской цивилизации!

Список литературы
1. М.Н. Карпенко, В.И. Помрайбин "К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическое обеспечение." ж. "Школьные технологии" 1, 1999.
2. В.Ф. Тергулов, В.Е.Штейнберг "Образование третьего тысячалетия." ж. "Школьные технологии" 2, 1999.
3. В. Кутырев "Прогресс или консервативная революция." ж. "Русский узел", 1999.
4. В.И. Сорока-Россинский "Путь русской национальной школы." Педагогические сочинения. М. 1991.
5. Дворкин А.Л Сектоведение. Тоталитарные секты.,Нижний Новгород.2002
6. Митрополит Кирилл Вызовы современной цивилизации. М.,2002

Читайте также: