Дискуссия какие бывают профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Гущина Марина Владимировна

Цель мероприятия:знакомство учащихся с технологией выбора професии, подготовка к выбору профиля.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas.docx 39.36 КБ
moya_budushchaya_professiya.pptx 162.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- диспут «Поговорим о профессии»

Подготовила Гущина М.В.

Цель мероприятия : знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

  • «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

Учитель : Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

п оближе познакомиться с богатым миром профессий, для определения верного и правильным выбора профессии, получить информацию о многих новых профессиях, не ошибиться с ее выбором.

И это нелегко, так как в мире насчитывается около 40 тыс. разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место, 12 % из них возвращаются обратно… Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня “живут” лишь 5–15 лет, а затем либо “умирают”, либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, сам человек не есть нечто застывшее и “намертво” связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? Может потому что мы владеем минимум информацией о профессии или вообще не знаем о ее существовании? Надо ли сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу. Следовательно, вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является центральным в жизни каждого человека.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь.
По преданию, записанному Платоном, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении врожденности

Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить : «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования , которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

  1. профессия должна быть интересной,
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии

Интерес – побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:

  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);

2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Общительный, знающий законы

помогает., защищает, консультирует

Не знаешь, как поступить – поступи по закону

За 1-2 мин составьте синквейн к следующим
профессиям:

Задание для 8 а: ветеринар, эколог, шофер

Задание для 8 б: модельер, парикмахер, психолог

Задание для 8 в: строитель, сварщик, учитель

Задание для 8 г: электрик, бухгалтер, агроном

Игра "Закончить предложения"

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4 . В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: " Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Самые редкие профессии

Как вы думаете, чем занимается титестер ? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно*.

Минутка для шутки

Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали (имена, фамилии).

Ведущий 12. Дети и профессии. Сын метеоролога:

- Малыш, сколько тебе лет?

- Скажите, тяжело быть дочерью военного?

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес!

Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?

- Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

Ведущий 12. Кто такой профессор?

Ведущий 13. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.

Ведущий 12. А что делает консультант?

Ведущий 13. Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.

Ведущий 12. А кто такая учительница?

Ведущий 13. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 1. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо всем за внимание. До следующих встреч.

III. Заключительное слово

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Примерные ответы детей:

- Интересный тест, что-то новое узнал о себе.

- Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.

- Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОГОВОРИМ О ПРОФЕССИИ Подготовила Гущина М.В.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» (Константин Дмитриевич Ушинский) «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека)

«Отгадай профессию по описанию?» К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей.

«Отгадай профессию по описанию?» «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест.

«Отгадай профессию по описанию?» Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.

«Отгадай профессию по описанию?» В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.

Самые редкие профессии Титестер Постижёр Мастера спецэффектов

Составьте синквейн Синквейн - это пятистрочная строфа.Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк: 1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное); 2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

ЮРИСТ 1 юрист 2 общительный, знающий законы 3 помогает, защищает, консультирует 4 Не знаешь как поступить- поступи по закону! 5 Профессия!

Учитель Модельер Строитель Бухгалтер Моряк Врач Эколог Шофер

"Закончить предложения" Люди работают ради… Настоящий труд – это… При выборе профессии люди часто не учитывают… В любом профессиональном труде самое важное… Счастье – это…

"Закончить предложения" . Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". Настоящий труд – это самоотдача и творчество. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. А. Хочу - своё желание. Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. В. Надо - потребности рынка труда. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике. " Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".

Легенда Первый ответил: " Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Главные требования профессия должна быть интересной, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда, профессия должна соответствовать собственным возможностям.

МОГУ Как важно в жизни, помня о желаниях, Возможностей своих не забывать! Э. Асадов НАДО Все профессии нужны? Все профессии важны? Хочу Берись за то, к чему ты склонен, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец. И. Крылов

Формула выбора профессии «ХОЧУ» Интерес – побуждение познавательного характера Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Формула выбора профессии «МОГУ» Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества

Формула выбора профессии «НАДО» Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Профессия — это: деятельность, направленная на пользу общества, деятельность, требующая профессионального обучения, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

«Тропинка» Саматова Л.С. Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь.

Оборудование к уроку: плакаты, раздаточный дидактический материал, названия профессий.

Начнем наше занятие с игры “Отгадай загадку”.

Кто по рельсам – по путям
Поезда проводит к нам?
(Машинист.)

Он спускается в забой –
Его работа под землей.
(Шахтер.)

Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд.
(Водолаз.)

Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости.
(Сапожник.)

Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.
(Переплетчик.)

– Какой общий смысл слов, обозначающих отгадки?

– Сегодня мы будем говорить о том, какие бывают профессии.

Игра “Доскажи словечко”.

Я начинаю, а вы хором говорите последнее слово.

Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Всем становится понятно
то, что он экскурсовод

Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я портниха

Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.

Строю дом и детский сад.
И больницу строить рад.
И у цирка я не зритель,
Так как я его строитель

Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут крановщиком.

Посмотрите, сколько названий профессий появилось на доске. Но и это еще не все.

Игра “Азбука профессий” (я показываю букву и задаю вопрос, а вы должны ответить словом, которое начинается с этой буквы),

А. Специалист сельского хозяйства (агроном).

М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр).

К. Повар на корабле (кок).

Н. Специалист, который дает различным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик).

П. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).

Р. Человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).

А теперь поиграем в игру “Узнай профессию”.

Я перечисляю инструменты, а вы называете профессию:

– Указка, ручка, книга …. (учитель)

– Стетоскоп, градусник, шприц … (врач)

– Гаечный ключ, отвертка … (слесарь)

– Весы, калькулятор, гирьки …. (продавец)

– Кисти, краски, холст … (художник)

– Тряпка, ведро, швабра… (уборщица)

Обсуждение значения слова профессия (использование толкового словаря С.И. Ожегова).

Профессия – основной вид трудовой деятельности человека.

Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующих определенной подготовки и является источником существования.

Врач – лечит людей. Учитель – учит детей.

А директор – это профессия? Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.

Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. На должность выбирают ответственных, добросовестных людей. Кого у нас выбирают, назначают? Президента. Губернатора. Директора. Завуча.

Игра – конкурс “Профессия или должность”

врач заведующий бухгалтер
директор продавец губернатор
строитель президент шахтер
завуч бригадир летчик

Красным цветом (карандашом или ручкой) подчеркните слово, обозначающее должность; зеленым – профессию.

В заключении классного часа давайте поиграем в игру “Какие профессии спрятались в именах”

А
Н
Д
Ю
Ш
А Р
О
М
А

Итог: Сегодня мы говорили, какие бывают профессии. На уроках рисования вы рисовали, кем вы хотите стать. Брали интервью у своих родителях об их профессиях. Это все для того, чтобы понять, что для выбора профессии надо стараться, как можно больше узнать о ней.

У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

В данной методической разработке представлен классный час в виде дискуссии о профессиях, дано разъяснение и рекомендации для подростков о выборе специальности, о важности и полезности любой профессии.

В разработке классного часа уделяется внимание выбору самого ребенка, его характеру и социальной активности, что поможет в дальнейшем подростку определиться в какой сфере ему необходимо искать себя, своё призвание.

В методической разработке также представлен тест для выявления сферы будущей профессии, который поможет определиться как минимум с направлением будущей трудовой деятельности.

Введение. Стр.3.

Основная часть. Стр.5.

Заключение. Стр. 10.

Рефлексия. Стр. 10.

Список литературы. Стр. 11.

Все профессии нужны…

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

- Одной из важных задач 14-15 летнего возраста является выбор будущей профессии. Уже после 9 класса ребята сделают свой выбор: определятся, будут ли они продолжать обучение в школе, либо поступать в средне-специальные учебные заведения, а может быть, кто-то уже пойдет работать.

Уже к моменту перехода в 9 класс вы должны быть готовыми к взрослой жизни, определиться хотя бы с направлением, по которому хотите дальше развиваться, осознать, что вас увлекает и с чем бы вы связали свою будущую профессию.

- Ребята, давайте порассуждаем, как лучше выбрать профессию? От чего нужно отталкиваться, как вы сами считаете? Может быть, нужно выбирать ту профессию, которая в моде сейчас? А может кто-то считает, что при выборе будущей профессии нужно отталкиваться от ваших интересов?

- За последние годы в нашей стране появилось множество новых, неизвестных ранее профессий: копирайтер и рерайтер, web-дизайнер и медиапланер, промоменеджер и мерчандайзер, продюсер и арт-директор, логистик и тренинг-менеджер, супервайзер и спичрайтер.

А какие модные профессии вы знаете? Может те, что на слуху? То, что мы видим и слышим с экрана ТВ, с монитора компьютера, с экрана смартфонов и планшетов?

Давайте попробуем обсудить множество профессий. Как вы считаете, любая ли профессия нужна?

Слышала от некоторых детей, что дворники и слесари не нужны… А вы как считаете? (Ответы детей).

Казалось бы - мелочь. Ну что дворник-дворник подмёл и всё… А слесарь закрутил болтик на капающем кране… Но ведь если дворник не подмел улицу, то на улице грязно, а если без слесаря сам закрутишь кран, а вдруг не правильно (или не тот), может случиться потоп?

Все профессии, важны. Даже те профессии, которые мы с вами, возможно и не замечаем. Или не придаем значения труду некоторых людей. Ведь без тех людей, чей труд нам кажется, совсем незаметным и незначительным порой, не сложилась бы наша обычная жизнь…

«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу».
Уильям Федер

Лифтёр, дворник, портной, повар… Любая профессия – это прежде всего труд, это старания. Благодаря многим «незаметным» людям с их «небольшим» вкладом и состоит наша общая жизнь, повседневная рутина.

Основная часть.

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» Апшерони А.

- Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие - база вашей дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.

- Ребята, давайте подумаем, как же выбрать профессию по душе. Так, чтобы потом не разочароваться, проучившись на специалиста и проработав пару лет?

- Как выбирать то, что будет вашей работой, заработком в будущем?

- Знаете, есть такое высказывание « Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платит Кэтрин Уайтхорн

- Вы согласны с данным высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

(Ответы ребят. Обсуждение).

- Профессия - дело индивидуальное. Предположим, человек еще не сделал свой выбор. Вариант «институт рядом с домом» достаточно рискован. Во-первых, можно иметь смутное представление о предстоящей профессии. Например, архитектор, кроме истории искусств архитектуры, дизайна, изучаются техническая механика, архитектурно-строительная физика, сопромат и другие не очень веселые дисциплины. Во-вторых, профессия может просто не понравиться, не подойти по характеру. Например, не всякий человек согласится иметь нестабильный заработок, как у людей «свободных» профессий: реставраторов, художников, копирайтеров, рекламных агентов, агентов по продаже товаров, спичрайтеров, моделей.

Один из самых трудных вопросов – это правильно выбрать профессию. Быть может этот тест вам поможет в этом.

Существует пять типов профессий :

Если главный, ведущий предмет вашего труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек — природа».

Если главный, ведущий предмет вашего труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» - «человек - техника».

Тип «3» - «человек — знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

«Ч» - «человек — человек». Для этого типа профессии главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей. Т.е. общение с людьми.

Тип «X» - «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.

- Итак, начнем. Если соглашаетесь, пишете единицу, если нет – ноль.

Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми (Ч)

Охотно ли помогу что-нибудь мастерить (Т)

Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (Х)

Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (П)

Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить (З)

Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь.(Ч)

Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).(П)

Делаю мало ошибок в письменных работах. (З)

Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. (Т)

Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства. (Х)

Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П)

Активно участвую в художественной самодеятельности (Х)

Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. (Т)

Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. (З)

Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч)

Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т)

Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х)

Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными). (П)

Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч)

Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч)

Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т)

Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З)

Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч)

Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием (Х)

Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.(П)

Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т)

Мне обычно удается убедить сверстников или младших
в целесообразности того или иного плана действий.(Ч)

Охотно наблюдаю за животными или растениями.(П)

Люблю читать литературу, которую многие считают
скучной(научно-популярную, литературно-критическую, публицистику).(З)

Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они (Х)

- Теперь подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны.

«П» - агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомолог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод.

«Т» - электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот.

«3» - лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгалтер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон.

«X» - архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед.

«Ч» - учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, администратор.

- Ребята, этот тест всего лишь показывает ту профессию, к которой вы наиболее склонны. Но как вы считаете, тест вам помог разобраться хотя бы с направлением будущей профессии? Вы согласны с результатами теста?

Вот вам ссылка на сайт, который профессионально помогает определиться с будущей профессией. Дома попробуйте в интернете найти этот сайт. Там много полезных тестов по выбору профессии и склонности к определённому роду деятельности. https://www.ucheba.ru/prof/proforientation/professions

- Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Показываю карточки со словами: ХОЧУ МОГУ НАДО)

- Как объяснить все эти слова?

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

- Ребята, как бы вы объяснили эти слова, как они связаны с выбором профессии?

Вместе эти слова составляют формулу осознанного выбора профессии . Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Соотношение между “хочу” и “могу” - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

- Выбор профессии - жизненно важный вопрос. Он сравним со вторым рождением. Обдумать вопрос будущей профессии нужно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!

- Дорогие ребята, какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.

- Ребята, какие у вас остались чувства, эмоции после классного часа?

Вы сделали для себя какие-то открытия, выводы?

Помогла ли вам данная дискуссия понять в какую сторону нужно двигаться в выборе будущей профессии?

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

В. Л. Леви. «Искусство быть другим. Общение. Понимание». Изд-во: Клуб 36,6. Москва. 2015 г.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996 г.

Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Под ред. Ананьева Е., Белоусовой В. Москва. Аванта+, 2003 г.

«Думайте сами, решайте сами». /Методический отдел ШМЦБ//. – с.Шатрово. – 2007 г.

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000 г.

Основная задача современной школы – подготовить выпускника к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребенок правильно выбрал профессию, сделал правильный выбор своей судьбы.

В данной методической разработке представлен классный час в виде дискуссии о профессиях, дано разъяснение и рекомендации для подростков о выборе специальности, о важности и полезности любой профессии.

В разработке классного часа уделяется внимание выбору самого ребенка, его характеру и социальной активности, что поможет в дальнейшем подростку определиться в какой сфере ему необходимо искать себя, своё призвание.

В методической разработке также представлен тест для выявления сферы будущей профессии, который поможет определиться как минимум с направлением будущей трудовой деятельности.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным»

Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии, название которого вы постараетесь сами угадать, порассуждав над предложенными изображениями! Итак, внимание на экран!

Ответы ребят

Ведущий: Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Выбор профессии - выбор судьбы», а проводить мы его будем в форме дискуссии. А что же такое дискуссия? Давайте обратим внимание на экран.

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, направленное на достижение истины и использующее только корректные приёмы убеждения.

В нашей дискуссии примут участие две стороны: сторона «А» и сторона «Б».

Ведущий: Ребята, а что такое корректность?

(Ответы ребят)

Корректность - вежливость, учтивость.

Ведущий: Значит, сегодня на нашем занятии мы будем спорить, но при этом проявляя друг к другу вежливость и учтивость.

Ведущий: Как вы думаете, что является сутью дискуссии?

(Ответы детей)

Корректно убедить третью сторону в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы других.

Ведущий: Итак, вернёмся к теме нашего мероприятия. Как вы понимаете данную фразу «Выбор профессии – выбор судьбы»?

Ответы ребят

Вывод ведущего: Человек, осознанно выбирающий будущую профессию, счастлив, работа для него – радость, удовольствие. Такой человек успешен и достигает профессиональных высот.

Ведущий: Выбор профессии – это серьёзный шаг, от которого зависит не только ваша судьба, но и судьба ваших детей.

Ведущий: Объясните, почему от выбора профессии зависит ваша жизнь и судьба ваших детей?

Ответы ребят

Вывод ведущего: Осознанно выбранная профессия позволяет подняться по карьерной лестнице, а значит улучшить материальное благосостояние семьи, достойно обеспечить своих детей, удовлетворить их запросы и потребности.

2. Основная часть

Ведущий: Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

Ведущий: На Земле около 400 тысяч профессий, и все они необходимы. Один из самых трудных вопросов – это правильно выбрать профессию. Быть может этот тест вам поможет в этом.

Существует пять типов профессий :

Если главный, ведущий предмет вашего труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек — природа».

Если главный, ведущий предмет вашего труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» - «человек - техника».

Тип «3» - «человек — знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

«Ч» - «человек — человек». Для этого типа профессии главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей. Т.е. общение с людьми.

Тип «X» - «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.

Ведущий: Итак, начнем. Если соглашаетесь, пишете единицу, если нет – ноль.

Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми (Ч)

Охотно ли помогу что-нибудь мастерить (Т)

Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (Х)

Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (П)

Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить (З)

Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь.(Ч)

Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).(П)

Делаю мало ошибок в письменных работах. (З)

Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. (Т)

Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства. (Х)

Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П)

Активно участвую в художественной самодеятельности (Х)

Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. (Т)

Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. (З)

Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч)

Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т)

Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х)

Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными). (П)

Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч)

Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч)

Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т)

Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З)

Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч)

Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием (Х)

Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.(П)

Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т)

Мне обычно удается убедить сверстников или младших
в целесообразности того или иного плана действий.(Ч)

Охотно наблюдаю за животными или растениями.(П)

Люблю читать литературу, которую многие считают
скучной(научно-популярную, литературно-критическую, публицистику).(З)

Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они (Х)

Ведущий: Теперь подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны.

«П» - агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомолог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод.

«Т» - электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот.

«3» - лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгалтер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон.

«X» - архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед.

«Ч» - учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, администратор.

Ведущий: Ребята, этот тест всего лишь показывает ту профессию, к которой вы наиболее склонны. Но как вы считаете, тест вам помог разобраться хотя бы с направлением будущей профессии? Вы согласны с результатами теста?

(Обсуждение теста).

Ведущий: А теперь определите на слух, о какой профессии идёт речь.

- Эту профессию называли ремеслом в ранге искусств: душно, жарко, но работают по тем же законам, что и художники. От их изделий взгляд не оторвать, а попробуешь - пальчики оближешь! (повар)

- Их рабочим местом был низенький верстак, излюбленными инструментами - молоток и деревянные шпильки. В средневековье они орудовали шилом, иглой да промасленными нитками. Сейчас их осталось мало, но их изделия пользуются большим успехом. (сапожник)

- Они создают истинные шедевры искусства, используя ткани, кружева, стразы, ленты. И все модницы света благодарны им за эту работу. (модельер)

- Они учат буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать. (учитель)

- Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он говорит. (врач)

Ведущий: Что получится, по вашему мнению, если сложить три слова, которые являются темой нашего сегодняшнего занятия: хочу, могу, надо? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

Хочу (ответы детей) – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа.

Могу (ответы детей)- это всё, что мне по силам, по способностям.

Надо (ответы детей)- это всё, что нужно для общества, страны.

Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает свои личные устремления (хочу), свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Ведущий: Каждый из вас вырастет и приобретёт свою профессию. Давайте немного помечтаем и представим друг друга в недалёком будущем.

Ведущий: Давайте посмотрим первый видеоролик с участницей стороны «А» - Вики Б. (о Юле К.- профессия повар - кондитер). Внимание на экран (видео).

А сейчас мы даём время, 3 минуты, для подбора аргументов сторон: сторона «А» постарается убедить нас, что профессия Юле подходит, а сторона «Б» докажет обратное. Приступайте к работе, в помощь для вас на столах лежат памятки, обратите на них внимание.

(время на обдумывание)

Ведущий: Слово предоставляется стороне «Б».

Так как в видеоролике говорилось о выборе профессии Юлей, предоставляем ей слово в защиту своего выбора.

Вывод ведущего: Выслушав обе стороны, мы пришли к выводу, что сторона «А» убедила нас в том, что Юля достойна этой профессии. Она аккуратная, трудолюбивая, у неё хорошее здоровье и нет вредных привычек. Для неё не составляет труда вставать рано по утрам и иметь при этом всегда хорошее настроение.

Ведущий: Давайте обратим внимание на экран и посмотрим второй видеоролик с участием Оли П. (о Саше К. – профессия технолог лесозаготовок).

Ваша задача подобрать аргументы. Сторона «Б» выступит в защиту героя видеоролика, а сторона «А»- против. Время для обдумывания- 3 минуты.

(время на обдумывание)

Ведущий: Слово предоставляется стороне «А».

Ведущий: А сейчас послушаем, какие аргументы предоставит Саша в защиту выбора своей профессии.

Вывод ведущего: Мы решили согласиться со стороной «Б». Считаем, что Саша правильно выбрал эту профессию, так как она востребована на нашем рынке труда. Эта профессия позволит улучшить материальное благосостояние будущей семьи Александра. Он рассудительный, предприимчивый и сможет добиться поставленной цели.

Ведущий: Выбор профессии не должен быть случайным, он должен стать серьёзным, обдуманным шагом в жизни.

Ведущий: Итак, продолжим нашу дискуссию и первая тема для обсуждения «Духовные ценности нужны в любой профессии».

Ведущий: Каждая сторона обсудит данный вопрос и представители сторон предъявят нам выбранные аргументы.

Сторна «А» согласится с высказыванием, а сторона «Б» - будет против.

(ответы команд)

Вывод ведущего: Прослушав ваши аргументы, мы решили, что сторона «А» убедила нас. Да, каждая профессия требует от человека проявления его положительных качеств: доброты, настойчивости, внимательности, отзывчивости, вежливости, взаимовыручки и т.д. И поэтому сейчас каждый из вас должен работать над собой: заниматься самовоспитанием, саморазвитием.

Ведущий: Предлагаем следующую тему для обсуждения – «Рабочая профессия – это престижно». Порассуждайте в командах над предложенной темой. Время для обсуждения- 3 минуты. Сторона «Б» - согласна с высказыванием, сторона «А» предоставит аргументы против.

(Ответы команд)

Вывод ведущего: В данное время очень востребована профессия строитель. Она высокооплачиваемая и ценится на рынке труда. А ещё очень хорошо иметь в семье мужчину, который владеет строительной профессией. В целом такой мужчина не только заработает хорошие деньги, но и сохранит семейный бюджет благодаря своим умелым рукам.

Ведущий: Следующая тема для обсуждения – «Широкий кругозор – залог профессионального успеха».

Сторона «А» предъявляет нам аргументы против данного высказывания, а сторона «Б»- в защиту. Время на обсуждение – 3 минуты.

(Ответы команд)

Вывод ведущего: Мы соглашаемся со стороной «Б». Считаем, что человек с хорошим кругозором много знает. Знания позволяют ему решать любые задачи в его профессиональной деятельности. Такой человек вызывает уважение и доверие. Его мастерство неизменно оказывает большое влияние на достойную заработную плату.

Ведущий: Наша дискуссия подошла к концу.

Итак, какой вывод мы можем сделать по сегодняшнему занятию? Что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию?

(Ответы ребят)

Вывод ведущего: Чтобы правильно выбрать профессию нужно тщательно ознакомиться с существующими профессиями, беседовать с людьми различных профессий о их работе, знать, какие профессии востребованы на рынке труда, и уже сейчас стараться самоопределиться и начать заниматься саморазвитием.

Ведущий: Правильно выбранная профессия, профессиональное образование может дать вам возможность добиться лучших условий труда, более высокой заработной платы и, в конечном счете достичь более высокого уровня материального благополучия.

Ведущий: Кроме того, профессиональное образование позволяет вам чувствовать себя в большей безопасности, быть более уверенными в себе, своих возможностях, в завтрашнем дне, стать более независимым и застрахованным от случайных обстоятельств, в частности от потери работы.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

В. Л. Леви. «Искусство быть другим. Общение. Понимание». Изд-во: Клуб 36,6. Москва. 2015 г.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996 г.

Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Под ред. Ананьева Е., Белоусовой В. Москва. Аванта+, 2003 г.

«Думайте сами, решайте сами». /Методический отдел ШМЦБ//. – с.Шатрово. – 2007 г.

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000 г.

Наш классный час мне хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Наверняка вы задумывались и над вопросом: где бы я хотел продолжить свое обучение после школы, с какими областями науки я бы хотел связать свою дальнейшую жизнь?

Обсудим и поспорим.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Как найти свою стихию, чтобы по-настоящему использовать свои силы, ум, знания, чтобы приносить наибольшую пользу, чувствовать себя нужным, полноценным, удовлетворенным?

Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Скажите, нужен ли для вас этот разговор?

С какой целью мы проводим данное занятие?

В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большому счету, их всего две:

выбор любимого человека, с которым предстоит жить;

выбор будущего дела, профессии.

С первым из этих выборов можно особенно не спешить: время, терпит. Более того, время явно на стороне тех, кто в данном случае не торопится: известно, что из браков, совершенных в возрасте до 20 лет, более 60% впоследствии распадаются.

А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться еще в школе.

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Каким образом социальное окружение может повлиять на выбор профессии?

Кто же больше несет ответственность за выбор профессии: родители или ребенок?

Какова ваша позиция?

Что влияет на выбор человеком той или иной профессии?

(Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

Позиция воспитателей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.)

Для чего оценка собственного я необходима в выборе профессии?

(В наше время никто из ученых не сомневается, что каждый человек при рождении наделен спектром возможностей - задатков. Уже самые первые проявления этих задатков превращают их в начинающие развиваться способности. Множество интересных фактов из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья доказывают, что, оценив свои возможности, человек может изменить себя путем самовоспитания и добиться исключительных результатов, найти свое жизненное призвание.)

Есть такое крылатое выражение: «Человек не может проверить свое призвание к делу, прежде чем руки его не коснулись самого дела». Как вы понимаете это выражение?

Ребята, как вы считаете, можно ли определить своё призвание, еще в детстве? Почему?

(У каждого человека есть свое призвание, которое ему необходимо распознать, раскрыть в себе. Чтобы оно было во благо себя и других людей. И не всегда призвание человека может совпадать с его мечтой и увлечениями.)

А как же все-таки найти своё призвание? И выбрать верную для себя профессию? Что нужно учитывать при выборе профессии?

(Увлечение– это то, что вы делаете ради удовольствия, расслабления, развлечения или из легкого любопытства. Увлечение – это что-то, чем вы занимаетесь в свободное время. Оно, возможно, сделает вас счастливее.

Работа – это то, как вы заботитесь о себе в этом мире. Вы не обязаны любить свою работу. Достаточно иметь работу и выполнять ее с уважением. Работа жизненно необходима, но не превращайте ее в СВОЮ ЖИЗНЬ. Это не настолько серьезно. Это всего лишь работа – очень важная и одновременно совсем не важная вещь.

Профессия и работа – это разные вещи. Работа – это просто задача, которую вы выполняете за деньги, в то время как профессия – это что-то, что вы создаете многие годы с энергией, страстью и приверженностью. Профессиями лучше всего заниматься с энтузиазмом. Профессии – это огромные инвестиции. Для профессий нужны честолюбие, стратегия, напор и энергия.Профессия – это ваши отношения с миром.

ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ИМЕТЬ ПРОФЕССИЮ. Нет ничего неправильного в том, чтобы проживать всю свою жизнь, находя работы, наслаждаясь своими увлечениями и следуя своему призванию, но при этом никогда не иметь «профессии». Профессия – это не для всех.

Призвание. Слово «призвание» происходит от слова «звать». Ваше призвание — это ваш зов. Ваше призвание — это призыв, который исходит непосредственно от вселенной и передается через стремления вашей души.

И если профессия — это отношения между вами и миром, то призвание — это отношения между вами и Богом.

Призвание — это личный обет. Ваша профессия зависит от других людей, тогда как ваше призвание принадлежит лишь вам. Вас могут изгнать из профессии, но никто не может лишить вас вашего призвания.)

Обсуждение ситуаций сложных вопросов профессионального и личностного самоопределения.

Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный ВУЗ по блату: в этом ВУЗе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том. Что сам молодой человек хочет поступать в другой государственный ВУЗ (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее у родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в ВУЗ самостоятельно у него мало. Кроме того, в том ВУЗе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему очень не хочется идти в армию…

(Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступать по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то - взятки); 5) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна какая-то помощь.

Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя уважать перестану; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это и предложили; 3) долго придется соглашаться с тем, что без помощи родителей я не в состоянии решать важные жизненные проблемы; 4) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 5) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижном вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе)

Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в ВУЗ или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в этой жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас специалисты с высшим образованием в большинстве случаев мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы его содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

(Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более, что родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравиться, то всегда можно отчислиться из института; 5) вуз может уберечь от армии.

Аргументы «против»: 1) сейчас в стране высшим образованием никого не удавишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начать самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.)

Как-то в компании друзей вы начали обсуждать известного эстрадного артиста. С одной стороны, он сочиняет и поет отличные песни, но с другой стороны вы узнали, что в обыденной жизни он отвратительный человек (бросил свою первую жену с ребенком и мало беспокоится об их судьбе, часто напивается, как свинья, и дебоширит, не всегда выплачивает обещанные деньги своему кордебалету и т.п.) Возникает вопрос: заслуживает ли любви и уважения такая эстрадная «звезда»?

(Аргументы «за» (в пользу сохранения к «звезде» уважения и даже любви): 1) многие талантливые люди имеют дурной характер; 2) мы уважаем его за творчество, и здесь он прекрасен, а отдельные недостатки - это его личное дело и проблема тех, кто с ним слишком близко сошелся; 3) у талантливых людей широкий диапазон чувств и поступков: с одной стороны, они готовы грешить, но с другой стороны, готовы и к раскаянию (само творчество - это своеобразное раскаяние, расплата за «грехи»); 4) даже у многих добропорядочных людей много пороков, только о них никто не знает.

Аргументы «против»: 1) поэт и певец - это целостная личность, поэтому нельзя разделять его творчество и поведение в обыденной жизни; 2) известный певец должен всегда помнить, что его жизнь находится в центре общественного внимания, поэтому он должен отвечать за свои поступки; 4) как только человек становится известным, когда его любят и уважают миллионы почитателей, он перестает принадлежать только себе, его талант - это общественное достояние, поэтому он также должен отвечать за все свои поступки; 5) многие талантливые люди начинают деградировать, как только они теряют контроль над собой и становятся рабами своих пороков и страстей.)

Как вы думаете, существуют ли определенные законы для достижения успеха в жизни?

Составить формулу призвания невозможно, но знать о том, как найти свое призвание, радость труда и интересную профессию, должен каждый молодой человек.

Дошла до нас одна древняя легенда.

Если верить ей, люди когда-то были невероятно сильными и могучими: о двух головах, о четырех руках и ногах, о двух сердцах, бившихся в едином ритме. И поднялись люди на Зевса, долго бились с ним, и только после тяжкого изнурительного побоища победил громовержец. Борясь за свою олимпийскую власть, погубил он героическое племя. Рассек каждого пополам, половинки разбросал по свету. И вот с тех самых пор ищут они друг друга, если находят — счастливы, а если сливаются по ошибке неправильно - страдают, тоскуя по гармонии и не обретая ее.

О чем он, этот прекрасный миф?

Человек должен найти себя, стремиться к совершенствованию, к обретению гармонии с окружающим миром путем познания самого себя и своего места среди людей.

Очень древняя греческая заповедь гласит: «Человек! Познай себя!»

Интерес человека к самому себе, поиск своего места среди людей, умение оценивать себя и свои возможности и способности - очень важная часть формулы призвания.

Сможете ли вы превратить своё призвание в профессию покажет лишь время. А вот начинать выбирать кем быть нужно уже сегодня. Пусть эти простые правила общения, которые рекомендовал известный американский психолог Дейл Карнеги помогут вам добиться успеха в жизни:

Поступайте так, и вас полюбит мир:

При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.

Добивайтесь того, чтобы люди были заинтересованы сделать то, что вы предлагаете им сделать.

Не пытайтесь переделать человека для того, чтобы вам с ним было удобно жить.

Не критикуйте людей, это бесполезно.

Сообщая человеку о том, что он неправ, используйте дружеский подход (он быстрее изменит мнение), чем самое большое негодование.

Читайте также: