Что такое вторая профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Обучение работников вторым профессиям - это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью дать им новую с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Обучение работников вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых профессий, по которым проводится обучение работников, определяет работодатель, исходя из конкретных условий производства (п. 14 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 № 369/92-14147/20/18-22, действующего в части, не противоречащей ТК РФ).

Ученический договор – это соглашение о профессиональном обучении или переобучении. Работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы (ст. 198 ТК РФ).

При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется нормами гражданского законодательства, а ученический договор на переобучение без отрыва от работы является дополнительным к трудовому договору и регулируется нормами трудового законодательства.

Ученический договор с работником организации может быть заключен на следующих условиях:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы.

В соответствии со ст. 206 ТК РФ условия ученического договора не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, коллективному договору, соглашениям.

Согласно ст. 199 ТК РФ в ученическом договоре должно быть указано следующее:

1) наименование сторон, которыми являются организация (юридическое лицо) и ученик (работник или лицо, ищущее работу). В договоре указывается наименование организации и лицо, действующее от имени работодателя на основании соответствующего документа, а также фамилия, имя, отчество ученика;

2) конкретная профессия, специальность, квалификация, приобретаемая учеником. Эти сведения указываются в соответствии с документами, определяющими условия подготовки, переподготовки ученика в образовательных учреждениях, или Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) либо единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих по отраслям, если обучение проводится в организации;

3) обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором. Данная обязанность включает:

— заключение договора с образовательным учреждением или лицом, занимающимся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, на предоставление образовательных услуг. В договоре желательно указать стоимость обучения, что будет являться доказательством понесенных работодателем затрат (например, в случае спора о размере возмещения учеником денежных средств).

— обеспечение ученику возможности приобретения теоретических знаний и применения их на практике (например, изготовление деталей). В договоре следует указать конкретные расценки за выполнение работы на практических занятиях.

— создание условий для надлежащего выполнения работ на практических занятиях с предоставлением средств индивидуальной защиты (при необходимости);

— освобождение работника от работы на время обучения по определенной профессии, специальности. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, предоставляются следующие гарантии: сохранение места работы (должности), среднейзаработной платы по основному месту работы, а также оплата командировочных расходов, если работник был направлен в другую местность для повышения квалификации. Но такие гарантии предоставляются только по основному месту работы;

— закрепление за учеником высококвалифицированного специалиста — наставника из числа работников организации в целях консультирования, обучения и руководства при овладении новой профессией, специальностью либо при получении дополнительных знаний или умений на территории работодателя. Следует отметить, что с работником, на которого возлагаются дополнительные обязанности по обучению ученика, необходимо заключить дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, если в трудовую функцию работника-наставника изначально не входила обязанность по обучению. Соответственно, если такой работник дает согласие на изменение условий договора, то дополнительная работа должна быть оплачена в соответствии со ст. 151 ТК РФ;

— предоставление места для проведения обучения или переобучения на территории работодателя, так как в соответствии с ч. 2 ст. 196 ТК РФ обучение может проводиться как в образовательных учреждениях, так и в организации;

— перевод работника на другую работу после успешного окончания обучения;

— оплата жилья ученику, направленному на обучение в другой населенный пункт, и осуществление дополнительных выплат, не предусмотренных ст. 187 ТК РФ;

— освобождение работника от работы при обучении с отрывом от работы;

— изменение режима рабочего времени работника, если обучение проводится без отрыва от работы. В таком случае в договоре должны быть отражены конкретный режим рабочего времени, учетный период, размер оплаты труда и дополнительные выплаты, если они предусмотрены трудовым договором или локальными нормативными актами работодателя;

— установление критериев успешного прохождения обучения;

— определение средств, с помощью которых работодатель проводит процесс обучения (наем помещения для проведения семинаров, приобретение учебно-методических материалов, приглашение лекторов и преподавателей, доплаты высококвалифицированным специалистам из числа работников организации и т.д.);

— проведение итоговых экзаменов, зачетов и иных видов определения уровня полученных знаний, если обучение осуществляется на территории работодателя и т.д.;

4) обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.

В договоре также следует отразить и иные обязанности ученика, например участие в учебном процессе, практических занятиях, представление документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, соблюдение требований охраны труда, бережное отношение к имуществу работодателя, прохождение обязательных медосмотров перед допуском к некоторым видам работ и т.д.;

5) срок ученичества. Продолжительность данного периода зависит от сложности профессии, специальности или квалификации, по которой проводится обучение или переобучение, а также от формы обучения (с отрывом или без отрыва от работы).

Срок обучения, проводимого в образовательных учреждениях, зависит от цели и вида обучения. Если в ученический договор включено условие о сроке его действия, то рекомендуется указывать не конкретную дату, а событие, которое будет означать окончание срока (завершение обучения);

6) размер оплаты в период ученичества. В соответствии с ч. 1 ст. 204 ТК РФ ученику выплачивается стипендия, размер которой устанавливается по соглашению сторон и указывается в ученическом договоре. Величина стипендии не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Помимо сведений, перечисленных в ч. 1 ст. 199 ТК РФ, ученический договор может включать иные условия, если стороны пришли к соответствующему соглашению. К таким условиям относятся, например, следующие:

— продление ученического договора;

— составление графиков проведения итоговых зачетов, экзаменов на территории работодателя, выдача документов об окончании обучения;

— предоставление дополнительных гарантий при направлении на обучение в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального обучения, если ученик уже имеет образование соответствующего уровня (дополнительный отпуск, оплата проезда и др.).

Частью 3 ст. 201 ТК РФ предусмотрена возможность изменения содержания ученического договора после его заключения по соглашению сторон. В самом договоре могут указываться причины и условия, при которых он может быть изменен. Невключение в ученический договор таких условий не лишает стороны права на его изменение.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.

На продолжительность данного срока влияет также уровень квалификации, которой обладает ученик. Иными словами, обучение ученика, обладающего достаточным уровнем знаний, но не имеющего практических навыков, занимает меньше времени. Срок договора также зависит от образовательных программ, если обучение проводится в образовательном учреждении.

Согласно п. 12 Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22) сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются, как правило, до шести месяцев, а по отдельным сложным профессиям — до двенадцати месяцев.

В соответствии с п. 7 Типового положения об образовательном учреждении повышение квалификации включает следующие виды обучения:

— краткосрочное (не менее 72 часов);

— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);

— длительное (свыше 100 часов).

Следовательно, сроки ученичества зависят от формы обучения, которая определяется работодателем самостоятельно в локальных нормативных актах (обучение новой профессии или специальности, повышение квалификации, переобучение). Так, срок профессионального обучения или переобучения в образовательных учреждениях определяется в соответствии с планом таких учреждений и нормами действующего Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).

Частью 2 ст. 200 ТК РФ установлено, что ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.

Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.

В 30 лет специалист уже имеет опыт работы в одной профессии, достижения и понимание того, что ему нравится или не нравится делать. Мы взяли интервью у четырех героев, решившихся на смену профессии, и узнали у карьерного психолога, почему именно в этом возрасте происходит кризис и как лучше организовать смену профессии.

За какие услуги вы бы брали деньги с удовольствием

Мария Шумихина, психотерапевт и коуч, член правления Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций

«Примерно к 30 годам у нас накапливается критическая масса наблюдений: эффективен ли путь, который я выбрал ранее, куда он меня может привести, дает ли мне удовлетворение, ощущение смысла и признание? Все это очень важные факторы. Появляется лучшее понимание себя и своих потребностей. Плюс к этому времени, как правило, человек накапливает достаточный ресурс, чтобы иметь возможность перегруппироваться и начать иначе инвестировать свои силы и время.

Подходить к смене профессии нужно осмысленно. Стоит начинать с вопросов: как мне изменить ситуацию с пользой для себя? Как я могу использовать накопленный капитал?

Такое случается, когда человек дорос до максимального для себя уровня ответственности и больше не может ее переносить. В этих ситуациях надо быть осторожным, потому что высока вероятность неверно оценить риски и принять решение под влиянием эмоций.

Чтобы помочь человеку, находящемуся в ситуации профессионального распутья, я, как правило, задаю вопрос: «За какие ваши услуги вы бы брали деньги с удовольствием?». Иногда людей посещают самые неожиданные идеи: «Я бы хотел делать мебель, чтобы она стояла у людей дома и радовала их». Концепция «Я хочу радовать людей, делать их жизнь лучше и чтобы они мне за это платили» не всегда осознаваема, но это частый мотив при смене профессии в 30–35 лет. Так появляется немало поваров, рестораторов и. психологов.

Таким образом мы удовлетворяем свою базовую потребность в признании, особенно острую в период кризиса. Поэтому иногда человек с радостью остается в прежней профессии, когда дефицит признания как-то компенсируется.

При переходе в новую профессию нужно учитывать столкновение со страхом. Новое пространство всегда порождает стресс. Вспомните, когда вы приходите в новую группу людей, то сначала чувствуете себя растерянным и обесцененным, пока не встретитесь с поддержкой, принятием, хотя бы от одного человека. Чем больше можно получить поддержки на новом пути — тем легче идти.

Также хорошо использовать свою накопленную экспертность в старой профессии как ресурс.

Запомните, чем больше у вас ресурса: веры в себя, поддержки и признания, денег, способности учиться, тем удачнее будет новая профессиональная реализация».

Перевод хобби в профессию

Ксения Мартиросова, 31 год, Москва: в прошлом руководитель в сфере коммуникаций, теперь владелица своего фитнес-стартапа.

До 30 лет я работала в коммуникациях: в пресс-службе компании «Билайн», в «МТС», Mail.Ru Group, руководила PR-направлением компании «Манго Телеком». Красивой истории о том, как я все бросила и ушла, у меня нет. Зато есть очень прагматичный подход.

Сначала фитнес стал моим хобби и я успешно в нем развивалась. Через какое-то время я решила участвовать в соревнованиях, чуть позже стали появляться клиенты. В тот момент все эти направления сошлись в одной точке — почти круглосуточная работа в офисе, мои тренировки, тренировки клиентов и подготовка к соревнованиям. Когда я поняла, что могу зарабатывать деньги тем, что мне очень нравится, а время ограничено и жизнь коротка, я расставила приоритеты. Отказалась от работы в офисе и начала работать над своим собственным бизнесом в фитнес-сфере.

Сам переход был плавным. Свой фитнес-продукт я начала разрабатывать до ухода с основной работы. Просто в один день я перестала ходить в офис и появилось больше времени на развитие бизнеса. Поэтому страха не было. Но однажды возник дискомфорт. Я сидела дома и составляла индивидуальную программу для клиента, когда меня внезапно накрыло чувство, что все мои коллеги сейчас идут пить кофе, а я сижу одна. Стало тоскливо. Но быстро нашла решение: теперь я отдаю предпочтение офлайн-встречам и чаще хожу на профильные мероприятия.

Это было 1,5 года назад. Сейчас мой бизнес находится на начальном этапе: уже есть своя команда и продукт онлайн. Я планирую масштабирование, в чем опыт в сфере маркетинга и работы в больших корпорациях сильно помогает.

При этом я считаю, что фразы в духе «Преврати свое хобби в работу, и тебе не придется работать ни дня» — это бред. Работать придется в любом случае. Можно получать деньги за работу и прекрасно тратить их на хобби. Поэтому не обязательно стремиться к такому совмещению.

Профессиональное выгорание

Анна, 43 года, Москва: из руководителя в ИТ-сфере в массажисты и обратно.

Мне было 39 лет. Я работала руководителем международного проекта в крупном российском банке. В какой-то момент наступила ситуация, когда я физически и психологически стала ощущать, что мне плохо, я ненавижу работу и ненавижу себя, мне надо это прекратить. Сейчас я понимаю, что это было просто выгорание.

На тот момент я просто ушла. Мы с мужем уехали в Латинскую Америку, где мы полгода путешествовали и ничего не делали. Через полгода я стала хотеть физически что-то делать и начала перебирать варианты, что именно. Пришло желание быть массажистом. Вернувшись в Москву, я поступила в институт восстановительной медицины на массажиста, и обязательным условием было прохождение практики в больнице. И когда я пришла в больницу, был переломный момент, потому что я всю жизнь была айтишником с ноутбуком, в костюмчике и на каблуках. А тут я прихожу и мне говорят: «Так. Неврология, шестой этаж. Массировать лежачих».

Я шла по коридору и смотрела в открытые палаты. Там лежали люди. Парализованные, молодые, старые, худые, полные, чистые, грязные, у кого-то есть родственники, у кого-то нет. И я понимала, что я не знаю, что будет дальше. Смогу я или нет. Мне будет жалко, мне будет противно, мне будет тяжело, мне будет нравиться. Я оказалась в ситуации, в которой никогда в жизни не была. И было желание развернуться и уйти. Было страшно. Но я решила посмотреть, что будет.

В этот момент в больнице произошло переключение и я поняла, что есть какая-то часть меня, которую я никогда не реализовывала, что во мне столько ресурса быть спокойной, быть помогающей, быть анализирующей. Были люди, которые лежали по несколько месяцев, и сначала у них начинали шевелиться пальчики, потом руки, и они говорили: «Дочка, приходи. Я лежу третий месяц, и я начал шевелиться». До этого у меня в жизни не было возможности встретиться с собой такой. Пришло огромное принятие людей. Понимание, что нет некрасивых людей, нет «нетаких» людей, а есть ощущение руками, что человек просто теплый, и это все, что нужно: быть расслабленным, здоровым.

Массажистом проработала четыре года. В ИТ-сферу вернулась по стечению обстоятельств: я потеряла ребенка, была депрессия, и массажистом было работать невозможно, а ничего не делать я не могла. Все крутили пальцем у виска и говорили, что нельзя вернуться в серьезную профессию после четырех лет массажа. Но с первой же публикации резюме и собеседования я вышла на работу, на подходящие мне условия и работаю до сих пор.

Качество принятия, которое я получила, работая массажистом, меня очень изменило и повлияло на мою работу в ИТ-профессии. Перестала быть конфликтной, категоричной. Стала более компромиссной. Работать со мной стало намного комфортней, проекты теперь идут по-другому.

Конечно, когда я уходила первый раз из профессии, было страшно остаться без денег. Но потом, уже работая массажистом и имея запись на прием на два месяца вперед, я поняла, что, в какой бы профессии я ни была, мое качество работать на результат и постоянно совершенствоваться приведет меня к определенному успеху. Стало спокойнее за себя.

Желание творческой реализации

Сергей Лебедев, 35 лет, Санкт-Петербург: из банковской сферы в руководство собственным баром и творчество

Я проработал 9 лет в «Сбербанке» России на разных позициях, в том числе и на руководящих. Около 30 лет понял, что не хочу работать в системе, а хочу развивать то, что приносит удовольствие, — петь песни, писать стихи и пить крафтовое пиво. Переход был очень сложным, долгим и занял около трех лет. Это была даже не смена профессии, а смена сознания.

Все это время я по 2–3 раза в неделю занимался вокалом с преподавателем, играл в любительском театре, закончил Университет кино и телевидения по музыкальной звукорежиссуре (до этого было три экономических образования: СПЭТК, ИНЖЭКОН, МБИ) и, конечно же, писал стихи и песни.

Кроме того, в Сбербанке, помимо карьерной реализации, было очень много творческой. Многие после 18:00 шли домой, но у нас с друзьями была своя команда КВН и Союз молодежи Сбербанка. Мы выступали на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга.

Ушел из Сбербанка в 2015-м, но через какое-то время вернулся в другую компанию, потому что привычка работать в офисе не отступала. Примерно в это время понял, что стану отцом, и все-таки решился на кардинальные перемены.

Сейчас у нас с женой Катей крафтовый бар Beer&cake’s. Мы не побоялись делать его и открывать на последних месяцах ее беременности. Я пишу стихи и песни. Да, сложно, но я рад, что иду к своей мечте и не вру себе.

Финансовый потолок

Самая Джафарова, 28 лет, Москва: из ИТ-маркетолога в самые разные профессии и обратно, но с новым хобби.

Я поняла, что достигла потолка и хочу двигаться куда-то еще, в 26 лет. Все говорили о фрилансе, удаленной работе из дома или с острова Бали. Я задумалась о том, как бы и мне начать работать удаленно и жить по полгода на Бали. Первое решение, которое я приняла, — уйти из офиса. Так я смогла уделить больше времени на поиски того, что мне интересно. В течение года искала свое предназначение, перебирая разные профессии. Мне важно было найти что-то, чем бы я горела. За этот год я успела поработать кондитером, стилистом, воспитательницей в детском саду, вела свой блог. Но через год поняла, что предназначение я свое уже нашла — я хочу заниматься маркетингом.

Оказалось, я очень сильно люблю свою профессию. Я поняла это не потому, что в других сферах не получалось, а потому, что маркетинг давал мне множество преимуществ в каждой из выбранных профессий. В маркетинге ты всегда на волне и впереди всех, особенно если это маркетинг в сфере ИТ. Я поняла, что хочу быть в тренде, быть успешной, хочу продолжать заниматься ИТ-маркетингом, и вернулась в профессию.

Но мысль о том, что в какой-то момент я дорасту до своего порога финансирования, и желание когда-нибудь жить по полгода в теплых странах меня не покидали. Тогда я стала думать, какие темы меня интересуют, и поняла, что это инвестирование. И с 27 лет инвестирование стало моим хобби. Я активно занимаюсь им уже полтора года. Сначала вложилась в недвижимость, для меня это безопасный и базовый актив.

Сейчас я занимаюсь этим направлением в свободное время. Думаю, что станет моим следующим шагом. Скорее всего, это будет более рискованный вид инвестиций — вложение в автомобили, технику или ценные бумаги. Очень кайфово себя чувствую и с гордостью говорю, что мое хобби — это инвестирование. Когда нет активных процессов, оно занимает примерно 2 часа в день, потому что надо следить за тем, что происходит на рынке. Какого-то дополнительного серьезного обучения оно на данном этапе не требует. Сейчас в интернете есть множество источников, мастер-классы, много информации в инстаграме и сообщество, в котором можно общаться с людьми и что-то совместно делать. При этом я продолжаю активно развиваться в маркетинге, потому что, с учетом моего хобби, мне важно получать все самые актуальные новости рынка одной из первых.

В наше время подработка интересует не только студентов. И даже скажем больше, не всегда вторая профессия приобретается по причине нехватки денег (хотя это тот еще стимул!), многие желают просто постичь что-то новое. И это похвально!

Вопрос «Кем стать?» мучает не только детей

В каких направлениях искать подработку?

В каком направлении двигаться, зависит от ваших целей, но условно можно выделить четыре пути:

  • зарабатывать по специальности, но вне рабочего места — репетиторство, платные консультации, ведение бухгалтерии, строительные «шабашки», частный извоз и тому подобные занятия, осуществляемые в свободное от основной работы время, могут принести неплохой доход;
  • подрабатывать в глобальной сети — в этом направлении есть масса вариантов: от небольшого заработка на кликанье писем до освоения полноценной профессии, речь идет о веб-дизайне, копирайтинге, трейдере, работе со стоковыми изображениями и других направлениях, доступных в Интернете;
  • зарабатывать на собственном хобби — многие увлекаются вязанием, шитьем, бисероплетением, делают поделки хэнд мэйд, украшения, элементы декора и авторскую мебель. Все это можно превратить в работу. Кроме того, увлекающиеся музыкой, йогой, хореографией могут давать частные уроки;
  • осваивать совершенно новое направление деятельности — имеется в виду получение второй полноценной профессии.

Возможности для получения второй профессии

Случается, в жизни наступает период, когда осознаешь, что находишься не на своем месте, и становится просто необходимо что-то изменить. Если работа не радует, и чувство неудовлетворенности нарастает, задуматься о получении второй профессии не просто желательно, а жизненно необходимо. Профессиональное выгорание опасно для человека: оно накладывает отпечаток не только на работу, но и на здоровье и личную жизнь.

Выбирая профессию, прислушайся к себе

Подумайте, чем бы вы хотели заняться?

Возможно, ваше хобби – путешествия? Тогда, окончив курсы экскурсоводов и гидов, вы сможете заниматься любимым делом постоянно.

Если давно хотелось научиться делать массаж, стать визажистом или косметологом, обучиться искусству ногтевого сервиса или парикмахерскому делу, волшебные курсы красоты станут отличным стартом к новой жизни.

Сегодня очень ценятся сотрудники, владеющие иностранными языками, а особенно узкие специалисты, способные делать технические, медицинские и другие специализированные переводы. Сделать язык своей профессией помогут курсы иностранных языков. Они открывают широкие горизонты: от репетиторства до возможности занять должность в большой транснациональной корпорации — главное желание!

Обучающие занятия позволят окунуться в неизведанный мир и открыть для себя возможности моделирования и шитья одежды, вышивки, вязания, валяния шерсти, познать тонкости живописи и рисования, познакомиться с искусством флористики и ландшафтного дизайна, освоить фотографию, дизайн интерьера, карвинг. Курсы дизайна помогут раскрыть свое творческое начало и превратить любимое занятие в профессию.

Кардинальная смена профессии: вовсе не страшно, если с умом

Для тех, кто не мыслит себя без компьютера, лучшим вариантом будет связать работу с информационными технологиями. Компьютерные курсы дают возможность освоить программирование, процесс создания сайтов, дизайн, 3D-моделирование, анимацию, видеомонтаж и другие направления.

Целеустремленным людям с деловой хваткой подойдут курсы менеджеров, где начинающие предприниматели, рестораторы, туроператоры, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и логисты смогут получить необходимые теоретические знания и практические рекомендации по выбранному направлению, которые позволят с уверенностью шагнуть в новую жизнь.

Возможности для желающих получить вторую профессию не ограничены, главное — желание, усердие и трудолюбие!

Подписаться

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи о бухгалтерском учете!

Популярные статьи

ЧОУ ДПО «ОЦ «Аристек»

Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга № 3354 от 13.03.2018

По окончании обучения выдается
удостоверение установленного образца
в соответствии с законом
"Об образовании в РФ" № 273-ФЗ

В течении жизни нам приходится менять место жительства, автомобиль, место работы и даже супругов. По сравнению с перечисленным, смена профессии и специальности в жизни россиян происходит гораздо чаще. По данным Росстата еще в 2012 году более 60% россиян так или иначе работали не по первой специальности. В 2014 году 47% работающих граждан сменили свою профессию через несколько лет после окончания обучения в профессиональном учебном заведении. При чём 27% опрошенных граждан считали, что профессию необходимо менять каждые 10 лет.

Причины смены профессии

Периодические опросы показывают, что 60% тех, кто получил второе образование, рады своему решению. Из них 40% смогли встать на ноги за 1 год в новой профессии, другие 30% смогли добиться значимых результатов в новой деятельности за 2 года.

Среди причин смены специальности ведущими являлись внешние:

39% — маленькие зарплаты по первой специальности,

39% — некуда расти дальше, отсутствие профессионального и карьерного роста,

27% — разочаровались в своей первой профессии или испытывали профессиональное выгорание,

По 20% — захотелось все поменять в своей жизни,

5% -по состоянию здоровья.

Немаловажным является причина смена места жительства, когда на новом месте сложился иной рынок труда.

Получить второе образование по новой специальности или по новой профессии?

Необходимо уточнить, что сменить деятельность можно в двух вариантах:

Пройти подготовку по другой специальности внутри своей профессии . Например, врач-педиатр может переобучиться на врача-диетолога и работать в фитнесс-центре или санатории. Тоже самое касается педагогов, которые проходят переподготовку из учителя математики в педагога-психолога или менеджера в сфере образования. Также внутри инженерных специальностей: проектировщик в инженера систем водоснабжения и газоснабжения. Основной причиной получения второго профессионального образования внутри своей группы профессий является необходимость, диктуемая регламентами (Например, для медицинских специалистов — это Приказ № 707н, для других — профессиональные стандарты и т.д.).

Получить второе профессиональное образование по новой профессии . Примером может служить, когда врач переобучился на педагога, или инженер-строитель на программиста, или врач — на бухгалтера.

Из каких профессий чаще всего бегут?

Чаще всего меняют свою профессию молодые педагоги, которые не дорабатывают в педагогической сфере и 5 лет. В свою очередь такая картина свойственна не всем регионам России. Например, для Москвы труд педагогов хорошо оплачивается. Подобная ситуация складывается в среде медицинских специалистов, а также тех, кто имеет среднее профессиональное образование.

Чаще всего получать второе образование приходится тем, кто переезжает на новое место жительства. Среди них те, кто переехал из сельской местности в город, а также те, кто переехал из периферии в мегаполисы: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самару.

В последнее время усилилась профессиональная миграция из медицины. Чаще всего это специалисты, проработавшие в системе здравоохранения от 15 и более лет. Врачи и средний медицинский персонал меняют не просто свою специальность, а профессию целиком.

Способы получения второго образования

Согласно Конституции РФ и федеральному закону «Об образовании» гражданин может получить профессиональное образование по любой специальности. Тоже самое касается ситуации получения второго профессионального образования. Но здесь играет роль то, каким способом можно получить новую профессию.

Существует 2 основных способа, которые прописаны в законе «Об образовании»:

1 способ: получить второе высшее образование длительностью от 3 лет.

2 способ: пройти курсы профессиональной переподготовки деятельностью от 3 месяцев.

Другими словами, можно получить вторую профессию за 3 года или за 3 месяца. Выбор за гражданином.

Чем отличается второе высшее образование от курсов переподготовки

По сути оба работника могут в равной степени занимать одну и ту же должность и выполнять одинаковый функционал. Единственное различие между ними — это способ получения новой специальности.

Первое различие касается названия выдаваемых документов о профессиональном образовании. При этом оба работника, что с дипломом о втором высшем, что с дипломом о профессиональные переподготовки дают право заниматься деятельностью по профессии. Образец диплома о переподготовке (можно найти внизу страницы).

Время обучения . Для получения второго высшего потребуется несколько лет, а для переподготовки от 3 месяцев до 6 месяцев (в зависимости от учебной программы).

Затраты на обучение . Второе высшее всегда платное, как и профпереподготовка. Но отличаются они по затратности. За диплом о втором высшем придётся выложить от 350 тысяч рублей и более. За диплом о переподготовке — от 45 000 до 120 тыс. рублей.

Объем учебной программы . Главное отличие заключается в количестве академических часов и перечне дисциплин. Для второго высшего предусмотрены общеуниверситетские дисциплины и общепрофильные. Они составляют до 50-70% всего перечня. Например, обязательно — иностранный язык и естествознание. На курсах переподготовки нет этих предметов. Проходя курсы переподготовки, слушатель будет изучать только необходимые для профессии предметы, включающие специальные знания и навыки.

Второе профессиональное образование за 3 месяца

Пройти переподготовку гораздо легче и удобнее для взрослого человека, который обременён семьёй и другими обязанностями. С точки зрения экономии ресурсов, переподготовка за 3 месяца — самый эффективный способ получить вторую профессию. И не только из-за временных ресурсов, но и ряда следующих преимуществ:

Легче найти образовательную организацию с необходимой учебной программой. Например, ВУЗы в основном узкопрофильные. И даже в широкопрофильном бывает не найдешь программу по нужной профессии. А вот программу переподготовки легче найти. Например, в многопрофильной образовательной организации АНО ДПО «СНТА» представлено до 500 направлений подготовки по различным специальностям.

В учреждениях переподготовки можно пройти обучение дистанционно.

Кому и на кого можно переучиться?

Главное требование для освоения программ переподготовки — это наличие любого профессионального образования: высшего или среднего профессионального. Гражданин, у которое уже есть диплом по первой специальности может легко получить диплом о переподготовке по новой специальности.

Для некоторых групп профессий имеются определённые ограничения. Например, нельзя получить медицинскую специальность тем, у кого нет первого медицинского образования. Тоже касается фармацевтов и провизоров. Есть еще несколько групп профессий где имеются подобные ограничения. Но в остальном, пожалуйста. любую профессию за 3 месяца. Подробно о том, на какую специальность можно переобучиться с вашим первым средним профессиональным или высшим образованием, можно узнать у специалистов центров переподготовки. Обратите внимание, что эти центры должны иметь образовательную лицензию, которую можно легко проверить на сайте Рособрнадзора.

Но и без всяких оснований большинству людей — это не зависит от профессии и уровня мастерства — работа с годами приедается, начинает казаться менее перспективной или выгодной. Так называемый “кризис среднего возраста” — то самое время, когда мысли о второй профессии становятся настойчивее.

Психоаналитик Эрик Эриксон обозначил три этапа зрелости: близость, продуктивность и цельность. У каждого этапа свои задачи и психологические кризисы.

Первый этап взрослой жизни, близость, соответствует возрасту от 21 до 35 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о других, завязывать дружеские отношения, доверять другим, не боясь потерять при этом себя. Все силы взрослого молодого человека направлены на “запуск” карьеры, а также, как правило, на создание семьи.

Третий, заключительный этап зрелости, цельность, начинается примерно в 55 лет. Человек подводит итоги жизни, переосмысливает ее и примиряется с ней. А в промежутке, на этапе продуктивности, который продолжается примерно с 35 до 55 лет, человек начинает размышлять о судьбах людей, не относящихся к его семейному кругу, задумываться об устройстве будущего мира, жизни грядущих поколений. (Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, замыкается на самом себе, и главной его заботой становится собственный комфорт.)

Нередко спустя 15 лет после получения диплома человек пресыщается работой, даже если она гарантирует высокий социальный статус и хорошую зарплату. На этом этапе жизни людям нужно с кем-то поговорить о том, что бередит душу. Тогда есть шанс правильно выбрать новую профессию. Более того, возможно, благодаря этому откроется второе дыхание и незачем будет уходить со старой работы.

Чтобы не прогадать, выбирая вторую профессию, нужно обязательно учитывать то, что психологи называют эго-идеалом. Это наша путеводная звезда, идеальный образ себя самого, который определяет, каким человек хочет себя видеть и каких целей хотел бы достичь.

Люди всю жизнь стремятся соответствовать эго-идеалу, но это никому и никогда не удается. Чем большего человек достигает, тем большего ему хочется. Но когда нам кажется, что мы приближаемся к этому идеальному образу, наше самоощущение улучшается. Чем больше пропасть между эго-идеалом и сегодняшним образом, тем больше мы себя не любим, тем сильнее нас гнетут депрессия и чувство вины, тем менее адекватно мы себя ведем.

Поскольку эго-идеал закладывается в раннем детстве, зачастую мы не очень четко себе его представляем. Выявить значимые для эго-идеала ориентиры — непростая задача. Но есть способ ускорить ее решение. Для этого нужно ответить на несколько вопросов и обсудить ответы с близким человеком.

1. Какой была система ценностей вашего отца и вашей матери? Имеется в виду не то, что они говорили или делали, а что защищали и отстаивали.

2. Каким был самый первый поступок, который одобрила ваша мать? Наши первые попытки угодить матери превращаются в укоренившиеся поведенческие привычки.

3. Кто был героем вашего детства? Также имеет смысл подумать о том, какие люди вам нравятся сейчас, какие достижения восхищают.

4. Кому из знакомых или родственников вы стремились подражать? Почему вы преклонялись перед ними?

5. Когда вам приходилось делать выбор занятий, к чему вы склонялись? Покопайтесь в собственном прошлом, наверняка вы увидите в своих решениях некую закономерность.

6. Что в жизни принесло вам самую большую радость? Отдавайте себе отчет, что на самом деле удовлетворение вы получили не от свершений, а от самого себя. Как вы тогда себя вели?

7. Что вам лучше всего удавалось в жизни? Что вы тогда делали и как?

8. Что бы вы хотели, чтобы было написано в вашем некрологе? Речь о том, что бы вы хотели оставить людям в память о себе.

Ответив на эти вопросы, вы яснее увидите собственный эго-идеал и основное направление собственной жизни.

Как действовать

Теперь предстоит найти деятельность, соответствующую вашему характеру, особенностям поведения, манере работать и общаться с коллегами. Главное — понять, подходите ли вы для нее по темпераменту. Постарайтесь честно ответить себе еще на несколько вопросов.

Как вы справляетесь с собственной агрессией? Предположим, что вам надо заставить людей выполнить какую-то работу, отстоять свою точку зрения перед коллегами или отчитать подчиненных. Легко ли вам это дается? Если человек направляет личную агрессию на управление людьми и проектами, это значит, что он легко берет на себя ответственность и его инициатива, желание добиться результата направлены на интересы организации, а не просто на самоутверждение. Тот, кто не в состоянии приставить людей к делу, не станет хорошим руководителем, а тот, кто слишком уступчив, не сможет откровенно сказать коллегам и подчиненным, как, по его мнению, они работают.

Как вы проявляете эмоции? Одни предпочитают работать сами по себе, другие — в коллективе. Есть люди, которые расцветают, когда окружающие признают их достижения и хорошо относятся к ним. А есть одинокие волки: им не нужны чужие похвалы, они чувствуют себя лучше всего, когда другие держат дистанцию.

Полагаетесь ли вы во всем на себя или внутренне зависите от других? Вам комфортнее, если вы сами “впереди, на лихом коне” или если над вами кто-то еще стоит? Можете ли вы работать сами по себе так же хорошо, как в команде? Есть люди, которым спокойно на душе, только когда им говорят, что делать. А кто-то прекрасно работает в одиночку и не хочет, чтобы другие зависели от него.

Люди, давно знающие вас, ваши привычки и стиль работы, могут помочь найти верные ответы на эти вопросы.

Как выбрать путь

Когда руководитель представляет себе личный эго-идеал и стиль работы, он готов более разумно взвесить все варианты. Он может начать новую жизнь или остаться в своей организации. В любом случае, лучше узнав самого себя, он примется за дело с новыми силами.

Часто новая профессия оказывается продолжением предыдущей: многие организуют собственный бизнес в тех сферах, которые хорошо знают. Можно составить длинный список возможных вторых профессий, порывшись в собственном прошлом и вспомнив, что когда-то занимало, а заодно вычеркнуть то, что перестало интересовать или радовать. Отсеяв скучные варианты, стоит прикинуть, какая дополнительная подготовка потребуется, чтобы заняться новым делом, и сколько денег придется вложить. Но всегда надо помнить, что никто не застрахован от ошибки. Непредвиденные обстоятельства вполне могут разбить вдребезги новую карьеру. Если вы по-хорошему ушли с прежней работы и там остались люди, которые тепло к вам относятся, у вас есть шанс вернуться.

Полный вариант статьи будет опубликован в сентябрьском номере “Harvard Business Review — Россия”. Гарри Левинсон — бывший профессор Гарвардского университета, один из основателей психоаналитического направления в организационной психологии.

Читайте также: