Как раньше называлась творческая профессия оператор

Опубликовано: 04.07.2024

Оператор кто это

Многие слышали о такой области профессиональной деятельности, как оператор кто это такой, какие специалисты попадают в эту категорию – рассмотрим подробнее.

Кого можно отнести к профессии оператор

  • Причем говоря, какие могут быть операторы, а также их обязанности, стоит сказать, что все они зависят от сферы деятельности.

Например , операторов можно встретить на складах или на промышленных предприятиях. Работают они на заводах и фабриках. Могут встретиться на кино- и телестудиях, сотрудниками call-центров и на предприятиях, где используются система конвейеров.

А сейчас давайте рассмотрим, чем занимается оператор, который трудится на производстве:

  • контролирует работу прокатного стана. При этом осуществляет обслуживание оборудования, определяет качество работы всех технологических процессов;
  • специалист, работающий в инкубатории – отвечает за технологические процессы, которые позволяют сохранять несушек, а также способствовать получению яиц;
  • специалист по производству изделий из металла – осуществляет работу по налаживанию, обслуживанию и настройке специального оборудования, а также проводит контроль качества всей готовой продукции.

Но чаще всего операторами называют специалистов, которые работают за компьютерами. Стоит посмотреть на описание их должностных обязанностей.

Они должны:

  • вести обработку счетов и накладных. Уметь работать с электронными письмами и клиентскими заявками;
  • вести контроль и учет информационной базы организации или своих клиентов;
  • осуществлять ведение и архивирование всех видов документов;
  • правильно составлять и оформлять отчетность;
  • уметь работать с различными видами оргтехники.

Работая в банках или различных многофункциональных центрах, операторы выполняют роль кассиров, обрабатывая заявки и выдавая или принимая деньги у клиентов.

Востребованы операторы и в почтовых отделениях, где им приходится оказывать следующие виды услуг:

  • принимают платежи;
  • осуществляют прием и выдачу денежных электронных переводов;
  • обрабатывают письма и различные почтовые отправления;
  • осуществляют выдачу корреспонденции из картотеки;
  • продают марки и конверты.

Могут быть операторы, работающие с радио или на телевидении.

Благодаря им, зависит качество звука и видеоизображения, какая будет звучать музыка или передачи в эфире.

Так, например, телеоператоры могут работать не только на студиях, но и заниматься съемками фильмов или теле-программ.

При этом они выполняют следующие виды работ:

  • грамотно подбирают цвета и фон;
  • точно определяют, как выставить угол для качественной съемки;
  • выбирают масштаб будущего изображения, композицию в кадре.

Многие сталкивались с операторами, когда им звонили или они обращались в различные call-центры для получения информации об тарифах или услугах. Такие специалисты отвечают на вопросы и консультируют по тем или иным вопросам граждан. Могут помочь принять решение относительного того или иного действия обратившегося человека.

Что требуется от оператора

Такой специалист имеет не только строгие инструкции поведения, но и свои требования, от соблюдения которых может зависеть очень многое, в том числе и человеческая жизнь. Все операторы отличаются друг от друга, не некоторые качества совпадают.

Вот основные отличия различных видов операторов:

  • относительно образования. Оно должно быть либо техническим – на различных производствах, либо гуманитарным – на call-центрах. При этом вне зависимости от места работы оператор должен хорошо знать принципы работы и те возможности, которые получает клиент или как должно работать оборудование;
  • все операторы ПК должны в совершенстве знать основной пакет офисных программ и приложений, которые используются для выполнения поставленной задачи;
  • оператор, работающий на складе, обязан в совершенстве владеть основными навыками работы с использованием специализированных программ бухгалтерского учета;
  • кинооператор должен не только иметь высшее образование, но и глубокие знания в различных сферах, которые относятся к его профессии.

Все это накладывает к личности следующие обязанности:

  • терпеливость;
  • аккуратность;
  • уравновешенность;
  • желание совершенствовать свои знания и умения;
  • быть исполнительным и точным;
  • иметь высокую организованность;
  • быть внимательным при выполнении поставленных задач;
  • быть требовательным к себе;
  • обладать усидчивостью;
  • иметь хорошую память;
  • коммуникабельность.

Причем эти и многие другие качества могут формировать плюсы и минусы профессии оператор. Стоит ли говорить, что обучение, как важный элемент получения специальности отсутствует. Зато многие процессы сейчас знакомы и понятны даже для детей, ведь компьютеры стоят практически в каждом доме.

Вывод

Итак, оператор кто это такой? Это сборное определение специалистов, работающих в разных отраслях человеческой деятельности. Мы надеемся, что данная статья стала полезной тем, кто желает работать по этой необычной специальности.

Сфера операторской профессии в документалистике ограничена тем, что оператор не должен искажать реальность в угоду собственному видению. Оператор-документалист обязан работать, сообразуясь с принятыми в кино или на телевидении стандартами экспонирования, нормами контрастности изображения, параметрами цветной шкалы, а если и нарушать их, то только лишь во имя четко осознанной творческой задачи. Оператор-документалист жестко связан с каналом коммуникации и его требованиями: в противном случае он потеряет контакт с аудиторией, т. е. останется всего лишь кинолюбителем, а общественная ценность его работы – минимальной либо вовсе равной нулю.

Остается ли в этих строго регламентированных условиях работа оператора творческой, выражающей его личностную, художественную и гражданскую позицию? Ответ на этот вопрос не прост; искать его надо не только в общих тенденциях развития профессии, не в степени таланта и зрелости отдельных мастеров документалистики, но во всей исторической перспективе развития профессии оператора-документалиста.

Первый этап, идущий от изобретателей кино братьев Люмьер, можно назвать документальным. Кинооператор профессионально и бесстрастно фиксировал событие в его максимально возможной целостности: общими планами, в непрерывном течении. Авторское начало оператора в таких съемках весьма незначительно, он выступает лишь как техник при кинокамере, ответственный за профессиональное качество произведенной съемки. Зрителя не интересует, кем именно сняты коронационное шествие русского царя или похороны жертв февральской революции, – так снять мог бы любой профессионал, оказавшийся на месте события с кинокамерой. Съемки ценны для нас именно как документ, анонимность которого неотделима от его подлинности. Параметры техники здесь существенной роли не играют, они определяют скорее, может быть произведена съемка или нет (например, по условиям освещения в закрытых помещениях), а не само ее качество.

Уже на этой стадии вызревает второй качественно новый этап, где запечатленное на пленке событие характеризуется некоторым, пусть пока еще элементарным, отбором материала. Оператор Дранков, снимающий Льва Толстого, фиксирует на пленку некоторые специально отобранные моменты, но моменты эти отражают не собственно индивидуальный, личностный взгляд оператора на великого писателя, а те общепринятые клише, которые соответствовали представлениям тогдашней аудитории: Толстой на прогулке, Толстой с семьей на веранде пьет чай, Толстой пилит дрова, Толстой косит и т. п. Дранков в этой съемке выступает уже как журналист, не просто фиксирующий происходящее, но его организующий в соответствии с какой-то, пусть пока еще не слишком сложной, задачей. Роль техники здесь второстепенна. Камера должна быть достаточно портативной, чтобы можно было укрыться с ней за деревьями, она должна быть достаточно легкой, чтобы обеспечить относительно быструю смену точек съемки.

Иными словами, на этом этапе эволюции кинематографа происходит постепенное, но неуклонное превращение оператора в фигуру творческую. Помимо чисто технической задачи получения качественного изображения перед оператором встает и журналистская задача отбора: отбора событий и фактов, документальных героев, характерных видов, наиболее важных моментов происходящего события – фрагмента реальности, включаемого в рамку кадра. Во всем этом уже были элементы журнализма, и как ни стереотипны были видовые фильмы или «хроники», снимавшиеся в предреволюционные годы, тем не менее, это были уже репортажи, а люди, запечатлевшие их, – репортеры.

Следующий этап развития экранной документалистики есть этап собственно публицистический. Произошедшие в стране большевистские преобразования потребовали превращения документального кино в средство воспитания, агитации и пропаганды. Усложнение социальных функций «самого массового из искусств» не могло не повлечь за собой качественно иного подхода к отображению явлений действительности – не к простой фиксации их на пленку и даже не к отбору определенных фактов, но к их трактовке. Активная позиция, четкость коммунистического мировоззрения отличают документальное кино 20–30-х годов.




Режиссер-публицист может оперировать видеоматериалом любого характера, давая ему необходимую трактовку путем монтажных сопоставлений, композиционной организации, титров, закадрового текста и музыки. Но, естественно, возможности его окажутся неизмеримо более широкими, если материал будет снят в расчете на заранее задуманную трактовку. Тогда диапазон выразительных средств экрана расширится благодаря точному выбору крупности плана, ракурса, отбора деталей и т. д. Именно эту цель преследовал Вертов, создавая свою группу так называемых «киноков», операторов-журналистов, способных самостоятельно добывать материал, давать ему необходимую трактовку, ориентированную на общий замысел создаваемого экранного произведения. Со временем техника приобретала для операторов особую важность: от ее возможностей зависит мера трактовки материала, его осмысления.

Развитию документального кино сопутствует процесс неуклонного возрастания в нем авторского начала – это относится и к режиссеру и к оператору документального кино. Опыт, накопленный кинодокументалистикой, обретенные ею новые технические средства, а с ними и художественные возможности сделали возможным переход к следующей качественной ступени – ступени «экранной прозы», той, где документальное сообщение становится художественным произведением, сохраняя при этом все необходимые черты документального повествования. Собственно говоря, единичные произведения подобного рода появлялись еще в 20–30-е годы (фильмы Вертова, Флаэрти, Ивенса, Грирсона), но тогда возможности проникновения в духовный мир героев, будь то эскимос Нанук или шахтеры Донбасса, были крайне ограничены. Кинематограф раньше научился давать сгусток поэтической образности, выражать на экране такие идеальные понятия, как энтузиазм, созидание, труд, борьба со стихией, материнство и т. п., где герой выступал как обобщенный представитель Класса, Нации, Человечества, чем рассказывать о конкретных людях и их конкретных повседневных делах. Именно кинопрозе более всего была необходима та техника съемки и звукозаписи, которая позволяла фиксировать поток жизни в его ненарушаемом течении, и которую принесло с собой телевидение. А вместе с этой техникой необходим был и оператор, способный не просто в совершенстве ею владеть, но обладающий способностью тонко чувствовать психологию снимаемых людей, наделенный человеческой восприимчивостью и очень развитым этическим чувством. Именно вторжение кинодокументалистики в жизнь человеческой души поставило наконец вопрос о профессиональной этике кинематографистов с той остротой, какой эта проблема никогда не могла иметь прежде.

Среди произведений «экранной прозы» 60-х годов – памятная «Катюша» В. Лисаковича, «Шинов и другие» С. Зеликина, портретные фильмы Д. Лунькова, В. Виноградова, И. Беляева, М. Голдовской и немало других работ, где жизнь не просто показывается и комментируется, но по-настоящему глубоко и серьезно анализируется, где человеческие характеры раскрываются в реальных конфликтах действительности.

Что же касается «экранной поэзии», то и она претерпела изменения с развитием техники. Если раньше, в 20–30-е годы, поэтический образ создавался прежде всего путем монтажной трактовки отдельных фрагментов реальности, сочетаемых в некое общее понятие, то теперь стало возможным акцент делать на саму реальность, тщательно отбираемую в соответствии с задачей, изобразительно трактованную в нужном ключе, осмысленную с помощью музыки или словесно-поэтического ряда. Так, к примеру, в фильме Герца Франка «Старше на десять минут» все десять минут его экранного времени отданы непрерывному плану маленького мальчика, переживающего массу сменяющих друг друга эмоций по ходу какого-то театрального представления. Нам не важно знать, как зовут этого мальчика, какой именно спектакль он сейчас смотрит: мы видим картину взросления души маленького человека, обретения им некоего важного духовного опыта.

Все названные здесь ступени роста документального экрана не отодвигают в прошлое одна другую, но сосуществуют в сегодняшней телевизионной публицистике. В ней есть жанры и чисто информационные, и художественно-публицистические, и «прозаические», и «поэтические». Оператор сегодняшнего кино- и телеэкрана, как правило, работает во всех этих жанрах, тут вряд ли уместна какая-либо узкая специализация. Важно только в каждом отдельном случае четко осознавать творческую задачу и в соответствии с ней определять меру своего индивидуально-авторского участия в снимаемом материале. Было бы странно, к примеру, вводить в протокольную съемку официального визита свое личностное отношение к прибывшему в страну гостю либо, напротив, сохранять в поэтическом очерке манеру бесстрастного очевидца события. Журналистское начало сценариста, режиссера и оператора может и должно присутствовать в каждом из этих жанров, но проявляется оно по-разному.

Первыми кинопублицистами телеэкрана стали люди разных профессий – авторы из газет и радио и, естественно, из кинематографа: режиссеры, операторы, сценаристы, которым пришлось осваивать новую специфику, привыкать к неадекватности ее требований с принятыми в кинодокументалистике критериями.

В телевизионной публицистике постепенно формировался новый тип документалиста, унаследовавший все главные качества мастеров прежней, дотелевизионной экранной публицистики, но при этом еще более подчинивший свое творчество задачам именно журналистским: оперативности отклика на событие, способности запечатлеть его, где и в каких бы условиях оно ни протекало, умению передать его в естественном течении, без «грима», без предварительной организации, готовности подчинить всю палитру используемых средств воплощению правды самой жизни.

Эта журналистская направленность лежит в основе всех творческих профессий телевизионной документалистики, но, может быть, более всего сказалась она на профессии оператора. Не раз возникал и поныне возникает вопрос: насколько творческая и самостоятельная эта профессия? Достаточное хождение имели мнения, что оператор – лишь технический исполнитель режиссерского замысла, что ему вполне достаточна роль человека, владеющего приемами ремесла, касательства к которым не должен иметь режиссер, целиком поглощенный стороной творческой.

Действительно, профессия оператора родилась в кинематографе как профессия техническая. Но ведь и сам кинематограф, родившийся вместе с операторской профессией, не был тогда еще искусством, не знал профессий ни сценариста, ни режиссера, которые потребовались ему позднее. Подобно тому, как в техническом средстве содержатся потенции будущего искусства (история фотографии, кинематографа, телевидения подтвердила это), так и в технической профессии, обслуживающей это средство, содержатся потенции профессии творческой. Развитие кинематографа потребовало рождения нового типа оператора – полноправного сотворца создаваемого произведения.

Профессия оператора связывает обе экранные формы публицистики – кинематографическую и телевизионную. В этой профессии особенно отчетливо проявляются черты и журналистики и искусства; материал оператора-документалиста – это реальная жизнь, увиденная и переданная им соответственно своему мировоззрению, мироощущению, умению понимать ее закономерности. Владение языком экрана так же необходимо оператору, как знание жизни: от умения «говорить» на этом языке, чувствовать его оттенки, нюансы, знать его грамматику зависит и способность постигать жизнь, осмысливать ее на экране.

«Синхронность» видения, ощущения и переживания оператора и режиссера – идеальное условие творческого содружества в кинематографе не только художественном, но еще в большей степени в документальном. Ведь в экранной документалистике, если она действительно документальна, нет ни дублей, ни актеров, ни декораций, ни заранее спроектированных и отрепетированных мизансцен. Сама жизнь диктует здесь свой ход событий, в которые, по большей части, не имеет ни права, ни возможности вмешиваться документалист. Он должен мгновенно ориентироваться в потоке событий, а потому и успех будущего произведения зависит не только от его умения снимать, но и от понимания того, что, зачем, с какой целью он снимает.

«В моем представлении киноработник, киножурналист, кинооператор документального фильма – фигура несравнимо более сложная, чем кинооператор художественного фильма, – говорил А. П. Довженко. – Киножурналист – человек с широким мировоззрением, с критическим мышлением, с умением выбирать нужное для данного времени, с хорошим вкусом, обладающий даром слова. Словом, это журналист, и надо кинооператора воспитывать как журналиста, в лучшем смысле этого слова. »

Оператор-документалист – это прежде всего журналист, но журналист, овладевший и культурой живописи; он выражает свой замысел прежде всего через изображение, которое в лаконичной, точной художественной форме должно выражать его мысль, его отношение к запечатлеваемым событиям. Именно творческим характером профессии оператора определяются высокие требования к его художественной культуре и производственной квалификации. Конечный результат работы сценариста, режиссера, актеров или иных членов съемочной группы воплощается в запечатленном на пленке изображении, автор которого и есть оператор. Таким образом, общий замысел материализуется в творчестве оператора: именно его глазами видит зритель на экране все происходящее.

Экранное искусство – искусство «машинное», основанное на технике, осуществляемое посредством техники. Воплощение любого замысла может быть осуществлено только с помощью техники. Камера, оптика, свет, пленка – инструменты творчества оператора; он обязан владеть всем арсеналом технических средств, как живописец владеет кистью и красками, как писатель – пером.

Требования, предъявляемые профессией к журналисту-оператору, подчас более жестки, чем к журналисту-литератору. Действительно, оператор выходит к событию «один на один», он единственный, кто запечатлевает его на пленке. Понятно, какое огромное значение приобретает авторское, журналистское начало в творчестве оператора. Только «пишет» оператор не словами, а кадрами, и этот текст должен быть для зрителя так же богат смыслом, так же ярко эмоционально окрашен, так же легко и увлеченно читаем, как хорошая литература. И это еще одно подтверждение тесной взаимосвязи в экранной публицистике задач журналистских и задач художественных.

Профессия оператор

Оператор — множество специальностей по наладке и регулированию работы техники и установок различного рода и функций; по осуществлению видеосъёмок различной сложности, а также ряд группы воинских профессий для регулирования боевой и воздушной техники, стационарных объектов.

Оператор ПК – специалист, который набирает и обрабатывает какую-либо информацию на компьютере.

Главная цель оператора ПК – обработка всевозможных данных на компьютере.

Разновидности профессии оператор

К данной профессии имеют отношение не только операторы ПК, но и кинооператоры, радиооператоры, телеоператоры, видеооператоры, операторы call-центров, операторы на заправочных станциях (АЗС).

Каждая из этих профессий имеет свою специфику деятельности.

  • Кинооператор – они занимаются съемкой кинолент и сериалов посредством камеры, подбирают цвет, масштаб изображения, композицию кадра и угол съемки.
  • Телеоператор – снимает телевизионные передачи и может совмещать обязанности кинооператора.
  • Видеооператор в основном занимается частной деятельностью: снимает свадьбы, кооперативы и другие праздничные события.
  • Радиооператор оценивает качество сигнала радиоэфира, записывает аудиоролики, подбирает музыку.

История профессии оператор

Что же появилось вначале: компьютер или профессия оператор. Ну, конечно же, ПК. Современный человек уже не может обходиться без его помощи. Все деловые документы писали вручную на лисе бумаги, а потом сортировали по папкам. Все расчеты делали ученые и статисты.

Первая электронно-вычислительная машина была создана американским математиком Нейманом в 50-м году. Ее стали называть ЭВМ, а человека, который ей управлял, именовали оператором ЭВМ. Машина имела огромные размеры.

В 1973 году создал первый микрокомпьютер француз Франсуа Жернель. Потом все стало развиваться очень быстро.

Профессиональный праздник

Должность оператор тесно связана с программированием, а люди этой профессии отмечают свой профессиональный праздник на 256- й день года. Данная цифра выбрана неспроста и несет в себе число значений, которые можно представить восьмиразрядным байтом. Обычно оно приходится на 13 сентября, и лишь в високосный год его празднуют 12 сентября.

Плюсы и минусы

Каждая работа имеет свои достоинства и недостатки. Положительные стороны профессии:

  • в современном мире люди со знаниями оператора очень ценятся;
  • возможность дополнительного заработка.
  • малая подвижность;
  • боли в спине и шейном отделе позвоночника;
  • нагрузка на глаза.

Требования к профессии

Операторами телевизионной сферы деятельности становятся творческие и креативные люди

  • с наличием среднего образования или диплома об окончании ВУЗа;
  • стажем работы более 3-х лет по данной специальности;
  • навыками работы с видеотехникой и оптическими устройствами;
  • знанием изобразительных свойств освещения;
  • чувством стиля.

Оператором контактного центра или оператором персонального компьютера можно работать даже со средним образованием, достаточно обладать навыками работы на компьютере и необходимыми для работы личными качествами. Подходящие кандидатуры смогут пройти обучение непосредственно на рабочем месте.

Высшее образование оператору ПК конечно пригодится, но усидчивость и внимательность ценятся больше.

Должностные обязанности

Оператор ПК обязан выполнять следующие функции:

  • вести информационную базу;
  • обрабатывать данные — счета, накладные, входящую и исходящую почту, электронные сообщения, клиентские заявки и прочие документы;
  • вести документации и архивировать ее;
  • работать с принтером, ксероксом, факсом и прочей оргтехникой;
  • составлять и оформлять отчетную документацию.
  • работать со штрих кодами и вводят их в систему;
  • вносить информацию на сайт;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • консультировать клиентов по поводу услуг, цен и акций компании.

Ответственность оператора

Оператор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно трудовому законодательству за:

  • нарушение трудового распорядка;
  • невыполнение или некачественное выполнение своей должностной инструкции;
  • неприменение на практике своих полномочий;
  • неисполнение внутренних приказов и распоряжений по предприятию.

Материальная ответственность предусмотрена законодательством в случае нанесения ущерба предприятию в процессе трудовой деятельности.

Полномочия оператора

Должность разрешает сотруднику:

  • запретить пользование приборами и инструментами , которые находятся в неисправном состоянии;
  • предлагать руководителю свое ведение оптимизации труда;
  • сотрудничать со всеми структурными подразделениями;
  • запрашивать у руководителя и сотрудников предприятия необходимые данные для обеспечения бесперебойной работы;
  • просить у вышестоящего руководства оказания содействия для соблюдения пунктов своей должностной инструкции.

Особенности профессии оператора

Профессия стала, востребована не так давно. Она родилась с наступлением века компьютерных технологий.

Оператор связи не только вносит в компьютер тексты и данные, но и занимается сортировкой материалов, выполнением арифметических расчетов, составлением таблиц и сводок.

Однообразная поза в неподвижном состоянии у монитора во время рабочего дня очень утомляет.

Профессиональные навыки и умения оператора

Ценность представляют работники, которые

  • умеют печатать с высокой скоростью;
  • уверенно пользуются персональным компьютером: пакетом офисных программ и 1С;
  • имеют хорошо поставленную речь при общении с клиентами.

Личные качества

К числу личных качеств оператора, необходимых для успешной работы, относят:

  • коммуникабельность и доброжелательность;
  • организованность и внимательность;
  • усидчивость и уравновешенность;
  • пунктуальность и ответственность;
  • исполнительность и желание совершенствоваться.

Кроме того, важно обладать хорошим зрением, точностью и координацией движений, умением заострять внимание на главном, хорошей оперативной памятью.

Не рекомендуется работать оператором людям с плохим зрением и проблемным позвоночником.

Карьера оператора

Профессия оператора ПК станет идеальной подработкой для студентов в начале карьеры в сфере компьютерных технологий. Бывшие студенты при наличии желания становятся программистами, IT-специалистами различной квалификации, графическими дизайнерами и других.

Оператора также может ожидать карьерный рост внутри организации.

Где работать оператору

Каждая организация, которая работает с большим объемом данных, включает в штатное расписание должность оператора.

Такие специалисты востребованы в различных сферах деятельности:

  • в торговле и медицине;
  • на телевидении и радио;
  • в области транспорта и логистики;
  • в медицине и в строительных компаниях;
  • в банковской отрасли и других направлениях.

Обладая профессией оператора ЭВМ, специалист никогда не останется без средств к существованию, так как всегда сможет найти работу по специальности.

Сколько зарабатывает оператор

Операторы ПК не могут похвастаться большим уровнем дохода. Оклад специалиста по данной профессии или низкий, или чуть выше среднего. На уровень дохода оказывает влияние престиж и финансовое положение дел предприятия, на котором задействован сотрудник, а также профессионализм самого работника.

Кинооператоры, телеоператоры в среднем зарабатывают от 1000 до 5000 долларов. Доход по данным должностям определяется местом и опытом работы, спецификой кинофильма или программы.

С частными видеооператорами совсем другая история: чем больше у них клиентов и выше профессионализм, тем больше сумма их заработка. Значительную роль играет репутация специалиста.

Где учиться на оператора

Освоить специальность оператора кино и телевидения можно в ВУЗе или, пройдя курс обучения при киностудии или телецентре. Наличие портфолио при поступлении обязательно.

Специальности «Оператора ПК» можно обучиться в училище. Но все рекрутеры обращают внимание не на наличие диплома, а на багаж знаний.

Освоить профессия оператора ПК также можно на специальных курсах длительностью до трех месяцев. Некоторые компании, которые нуждаются в работниках, берут людей без опыта работы и обучают их самостоятельно.

Профессия оператора во многом похожа на работу художника, поскольку конечным результатом их труда становится изображение, ограниченное границами кадра или рамой холста.

Для несведущих, профессия оператор кино и телевидения, всегда была и будет покрыта ореолом таинственности. И не удивительно: ведь она сплетена из десятка технических наук и знаний оператора в самых разных областях культуры и искусства.

Учась в институте, будущие операторы в течение нескольких лет изучают технические и творческие предметы: светочувствительные материалы и химическую обработку пленок, композицию кадра и рисунок, оптику и освещение, историю искусств, съемочное и вспомогательное операторское оборудование, музыку и фотографию, и многое другое. А художественный руководитель курса учит своих студентов умению видеть и раскрывать на экране окружающий нас мир глазами творческой личности.

Профессия оператора во многом похожа на работу художника, поскольку конечным результатом их труда становится изображение, ограниченное границами кадра или рамой холста.

Только инструменты для получения изображения у них различные: художник может нарисовать рисунок куском угля на стене, карандашом на бумаге или написать живописное полотно кистью на холсте. Неограниченные возможности появляются у него при работе с изображением за компьютером. Оператор же получает изображение с помощью камеры, света, оптики, разнообразной вспомогательной съемочной техники.

И художник, и оператор пользуется такими понятиями как выбор точки зрения, масштаб, ракурс, световой и оптический рисунки, контраст и колорит и т.д.

Телевизионный процесс «живого» эфира во многом схож на театральное действие; еще на заре телевидения, в далеких тридцатых годах, перед выходом в эфир, передача, как и спектакль в театре, тщательно репетировалась. Необходимость в репетициях была из-за специфики телевизионной «кухни». Необходимо было расписать работу перемещаемых в студийном пространстве нескольких камер по точкам, установить сразу на нескольких построенных декорационных площадках качественный свет, проверить микрофоны. Нередко, благодаря репетициям, снималась зажатость приглашенных в студию гостей. Даже профессиональные ведущие телепередач нередко чувствовали себя неловко перед объективами телекамер. Остановить же прямой эфир в случае возникновения какой-либо «накладки», считалось недопустимым; выкручивались в студии как могли. И интересно было наблюдать, как взрослые и авторитетные в жизни люди, приглашенные в качестве гостей на прямую телепередачу, нередко напоминали плохо выучивших домашнее задание учеников. Только вместо требовательного учителя, перед ними сидела… очаровательная диктор Танечка или Валечка. В случае необходимости, в ее задачу входило морально поддержать разволновавшегося гостя и снять зажатость перед…объективами телекамер. Конечно, гости не боялись массивных аппаратов или операторов, стоявших за ними. Чаще всего основной причиной такого поведения становилось чувство ответственности перед огромной зрительской аудиторией.

Начиная с последнего десятилетия двадцатого века в прямой эфир начинают выходят передачи, заранее отрепетировать которые было просто невозможно. Именно на экспромтах в ответах на нередко жесткие вопросы ведущих, на неадекватной реакции и поведение гостей в ходе полемики между оппонентами, доходящая иногда в прямом эфире до прямого хулиганства и держалось внимание огромной зрительской аудитории, жаждущей зрелищ. И современное коммерческое телевидение охотно предоставляет ей на выбор предостаточное количество самых разных «зрелищных» программ.

В отличие от изображения, зафиксированного на кинопленке телевизионные кадры сиюминутны: в «живом» эфире они возникают и исчезают. Очень немногие фрагменты таких передачи остаются в нашей памяти – такова их специфика. Одной из главной задач телевизионного эфира является оперативно доносить информацию. А она очень быстро устаревает, в большинстве своем, становясь всего через несколько дней или даже часов совершенно ненужной. Как, к примеру кратковременный прогноз погоды. Совсем иную ценность для нас имеют передачи, записанные на каком-либо из носителей.

Профессия телеоператора – постоянно развивается. Одним из главных причин является стремительное развитие техники, с которой он работает.

Особенно наглядно это видно на примере современного цифрового оборудования. Ежегодно здесь появляется оборудование, обладающее невероятными техническими характеристиками. Цифровые технологии предоставляют для творческих личностей неограниченные возможности.

Школа телеоператорского мастерства прошла несколько этапов. Они непосредственно были связаны с развитием телевизионной техники.

Становление профессии оператор кино и телевидения

В течение последующих семи лет телевизионные передачи носят экспериментальный характер. Именно в середине тридцатых в первых «кустарных» студиях-комнатах и разрабатывались основы телевизионного производства передач. Первые телевизионные передачи принимают приемники, установленные в ряде крупных учреждений, заводов. Появляются телевизоры, собранные радиолюбителями. Но число телезрителей очень ограничено и исчислялось сотнями.

Регулярное «электронное» телевещание в Советском Союзе начинается в 1938 году с ввода в эксплуатацию пер­вых телецентров: Ленинградского и Московского. На телецентрах начали появляться такие профессии как «телережиссер» и «телеоператор». А с 1939 года начались пробные передачи в Киеве и других союзных городов.

Самые первые телевизионные камеры были настолько громоздки и тяжелы, что устанавливалась на неподвижные штативы, лишенные панорамных головок; участники телепередач были вынуждены «разыгрывать действие» перед абсолютно неподвижным аппаратом. Изображение на видоискателе было не электронным, а оптическим и проецировалось на матовое стекло, причем, в перевернутом «вверх ногами» виде. Точь-в-точь, как у павильонного фотоаппарата, заряжаемого стеклянными фотопластинками. Первые неподвижные телекамеры обслуживались инженерами и техниками телецентра.

Но когда на Шаболовском телецентре в Москв­е в 300 кв. м студии появились сразу три установленные на подвижные штативы камеры, а большое студийное пространство, оборудованное сложным стационар­ным светом, отличной для тех лет акустикой и системой вентилирования позволяло устанавливать сразу несколько декорационных площадок – выгородок, возникла необходимость в создании квалифицированных творческих групп.

Для новых задач камерный техник уже не подходил и в штатном расписании телецентра появляется новая должность: оператор телевидения. Телекамеры совершенствуются: становятся легче и удобнее в управлении. Телеоператоры перемещают их по студии на подвижных штативах, одновременно отслеживая композицию кадра и четкость изображения. Многие годы в должностные обязан­ности телеоператора входило: обеспечение на съемочной площадке необходимого уровня освещения, выполнение по требованию режиссера панорамирования и перемещение камеры в студийном пространстве, а также отслеживание четкости изображения. И все. Телеоператор здесь ис­полняет обязанности технического сотрудника телецентра.

Новая техника предоставила возможность телевидению выйти из павильона, с его условными декорациями, на натурные площадки и в интерьеры — стадионы, площади, цеха заводов и фа­брик, концертные залы, театры, музеи и т. д.

С появлением передвижных станций на телевидение развиваются новые жанры телепередач. Операторы осваивают самые разнообразные съемочные площадки. Здесь сталкиваются с рядом технических проблем: малочувствительные трубки создавали сложность в проведении трансляций. Количество выезд­ного света и схемы его разворота заранее просчитывались ведущим телеопера­тором телепрограммы. Требовался вдумчивый подход и при разво­роте тяжелых, маломаневренных камер ПТС.

Новые задачи способствовали росту операторского мастерства.

Появление в 1967 году сначала в студиях Останкинского телецентра в Москве, а через год — на Киевской студии цветного телевидения можно сравнить с появлением звука в кино в кино. Цвет на телевидение произвел настоящую революцию. Наконец-то электронное изображение технически стало мало в чем уступать кинематографу. Впредь, историю развития ТВ принято делить на периоды «до появления цвета» и «после его появления». До полного исчезновения на телецентрах черно-белых студий пройдет не менее пятнадцати лет. К 1983 году в Украине была закрыта последняя черно-белая студия.

Сотрудники телевидения, работа­ющие над первыми цветными передачами уделяли внимание каждой мелочи и детали в кадре. Объясняется это не только несовершенной техникой, которая могла неожиданно подвести, но и особой требовательностью технических служб к цветному изображению.

Времена меняются: и сегодня черно-белое изображение нередко вызывает у зрителей больший интерес, чем кад­ры, переливающиеся тысячами цветных тонов и оттенков.

Появление видеозаписи, (ВМЗ), невиданно расширило творческие возможности телевидения. Именно благодаря ней появляются первые видеофильмы.

ВМЗ, находящаяся в разработке с средины 50-х годов, в начале 70-е годы появляется как очередное выдающееся достижение развития телевидения.

Природа раннего телевидения очень близка природе театра, но не кино. И тут, и там — сиюминутность игры перед зрителем. И тут, и там — максимальная мобилизация участников «прямой» телепрограммы или спектакля. Можно вспомнить немало «одеревеневших» участ­ников «живой» телепередачи, после сигнала, извещающего о выходе студии в эфир. Похожее волнение и напряжение испытывает актер перед выходом на сцену. Ответственность всех участников телепередачи перед зрителями из-за ее эфирной сиюминутности становится основной причиной их волнении и, нередко, скованности перед камерами. Видеозапись в корне изменила природу телевидения, отдалив его от театрального зрелища и приблизила к кинематографическому.

Расширив творческие возможности, видеозапись одно­временно нанесла серьезный удар «живому» телевидению, в результате — ослаб­ла организационная производственная подготовка про­грамм. Безуслов­но, это сказалось и на профессионализме операторов.

Через некоторое время руководство Гостелерадио, подсчитав, во что обходится создание телепрограммы с использованием электронного монтажа, решило целесообразным некоторые из них вернуть в «живое» состояние и вовремя: давно не работавшие в прямом эфире люди начали терять навыки в работе за телевизионным пультом.

Появление в конце семидесятых годов на отечественном телевидении репортажных носимых видеокамер, (в Москве с 1979 года, в Киеве с 1980 года), пожалуй, как никакое другое техническое новшество, со временем переименованное в тележурналистский комплекс (ТЖК). ТЖК как никакое другое техническое нов­шество, оказал сильнейшее влияние на телеоператорскую школу.

Первые «ручные» телевизионные камеры появи­лись на отечественном телевидении с 1959 по 1963 год. Несовершенная элементная база, нестандартная частота видео­сигнала, чрезвычайно низкочувствительные, обладающие высокой инерционностью трубки — не позволяли тогда запус­тить их в серийное производство.

Первые профессиональные носимые камеры начали проникать в отечественное телепроиз­водство в самом конце 70-х. Эти модели подавали видеосигнал по кабелю на носимый за камерой видеомагнитофон. Его вес доходил до 30 килограмм. Это несколько ограничивало операторскую прыть. Тем не ме­нее, первая «БОШ-ФЕРЕНЗЕЙН» модели КСА-90, малоизве­стной тогда западногерманской фирмы, обладая «каприз­ным» характером (нелюбовь к жаре, влажности, морозу и яркому свету), практически все равно стала любимой «приемной дочерью» в телеоператорском отделе.

И уже к 1983 году она оправдала эту любовь, превратившись в кассетный камкордер Betacam. Понятие «камкордер» было предложено компанией SONY. Оно обозначало соединение в один корпус оптическую, камерную и видеозаписывающую головок. Менее чем через 10 лет камкордеры выживут из отечественного телевидения 16-миллиметровое киносъемочное оборудование. Так студия «Укртелефильм» полностью откажется от узкопленочного кинопроцесса и перейдет на появившийся видеоформат S-VHS.

А пока с новой 12-килограммовой камерой на плече, еще присоединенной кабелем к рулонному 29-ти килограммовому видеомагнито­фону, установленного на тележке, оператор будет восторгаться теми возможностями, которые она дает: с ней можно бегать, прыгать, приседать и наклоняться! Так возник неведо­мый раньше психологический момент в профессии телевизионного опера­тора — управление подвижной во всех плоскостях каме­рой. Сегодня воспринимать такие движения ка­меры как достижение техники — странно.

Телеоператор, автономно ра­ботающий с ТЖК-камкордером, стал менее контролируемый, чем опера­тор, работающий в студии или на ПТС. Он, наконец, приобрел возможность самостоятельно и оперативно принимать решения, превратившись в настоящего хроникера.

операторская камера

Оператор представляет собой не одну конкретную специальность, а целую группу профессий, которые охватывают совершенно разные отрасли. Так, операторы могут заниматься управлением каких-либо установок, проводить съемки. Кроме того, операторы есть и военной среде: оператор системы связи, штурман-оператор. Всего же различают примерно 350 направлений деятельности в профессии оператор.

Описание профессии

Профессия оператор

Источник фото: Racool_studio/freepik

Оператор – это определение для внушительного пласта разнообразных профессий из экономической, промышленной, общественной сфер человеческой жизни. Если попытаться объединить 350 наименований специальностей, то можно сделать вывод, что операторы имеют дело либо с информацией, либо с техникой.

К их обязанностям можно отнести следующее:

систематизация полученных данных;

программирование и настройка оборудования;

управление рабочими процессами установок, внесение необходимых корректировок.

В операторских профессиях принято выделять три «укрупнённые группы»:

3 — «Специалисты средней квалификации»;

4 — «Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием»;

8 — «Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики».

Профессии, которые относятся к 3 группе, требуют наличия среднего профессионального образования. Также выучиться на специальность из данной категории можно, если после получения среднего общего образования поступить на специальные курсы.

Можно назвать следующие специальности, которые могут служить примерами в данной группе:

оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом.

Для того, чтобы получить профессию 4 группы требуется получить начальное профессиональное образование. Кроме того, квалификация может быть достигнута без профильного образования при обучении на самом рабочем месте.

В качестве примеров специальностей данной группы можно привести:

оператор механизированного расчета в гостинице;

оператор при дежурном по станции.

К 8 укрепленной группе относятся специальности, которые в большинстве своем не требуют среднего специального образования.

Примерами подобных профессий могут служить:

оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок;

оператор копировальных и множительных машин.

Профессиональные требования зависят от типа работы, за которую оператор несет ответственность. Но в целом для грамотного выполнения поставленных перед ним задач специалист должен иметь общее представление об отрасли, понимать специфику своего направления деятельность, знать принципы устройства и эксплуатации вверенного ему оборудования, иметь навыки для его технологического обслуживания.

Где можно выучиться профессии оператор?

В большинстве своем для того, чтобы работать по специальности необходимо иметь профильное образование. И поскольку есть множество направлений деятельности в данной категории, то вариантов мест обучения также много.

Так, операторов могут готовить в училищах, колледжах и техникумах. В зависимости от профиля и уровня ранее полученного образования продолжительность обучения может варьироваться от одного года до трех лет. Также операторов готовят в институтах и академиях, где срок обучения составляет 4-6 лет.

С начальным профессиональным образованием специалист может работать:

на должности, которая требует навыков по обработке и систематизации статистических и электронных данных;

на должности, которая предполагает наличие навыков по управлению простыми процессами производства.

Наличие же среднего специального образования дает более широкие возможности. Занимаемые должности не только имеют обширный спектр задач, но и предполагают ответственность. При этом, операторы могут рассчитывать на дальнейший карьерный рост и профессиональные перспективы.

И, конечно, операторы, которые имеют высшее профильное образование, могут рассчитывать на руководящие позиции, большие перспективы и высокий уровень заработной платы.

Если же оператор хочет повысить уровень своих знаний и мастерства, ему необходимо пройти повышение квалификации, которое проводится на специальных курсах. Кроме того, профессиональному развитию также способствуют различные тренинги и семинары.

Обучение на оператора

Источник фото: Kyle Loftus

Личностные качества профессии оператор

Направлений деятельности у данной категории профессий достаточно много, при этом особенности каждой специальности диктуют необходимый перечень качеств. Некоторые операторские должности требуют крепкого здоровья и большой физической выносливости, другие же доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, характеристики, которые будут общими для всех, – это ответственность, исполнительность.

Уровень заработной платы профессии оператор

Величина оклада у разных представителей категории операторы сильно разнится. Так, оператор call-центра имеет фиксированный оклад около 20 000, а большая часть его заработной платы – процент от выполненного плана. Оператор почты получает в среднем 26 000 рублей. А размер зарплаты оператора ЧПУ может достигать 50 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии оператор

Среди положительных моментов данной категории профессий можно выделить следующее:

множество направлений деятельности, которые отвечают различным интересам, навыкам и физическим возможностям;

Читайте также: