Что входит в состав фос по программе для профессии специальности

Опубликовано: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям техникума при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю.Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, государственной (итоговой) аттестации (ГИА) для специальностей, реализуемых в техникуме. Разработка фондов оценочных средств связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования
«Вяземский лесхоз - техникум им. Н.В. Усенко»

(КГБОУ СПО Вяземский техникум)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Дрозач Т. Л. Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств. – К ГБОУ СПО «Вяземский техникум», 2015.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям техникума при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

1. СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………8

2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ ПАСПОРТА ФОС…………………….9

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ И ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ………………………………………………………17

4. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКТА КОС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ……19

5. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКТА КОС ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ………………………………………………………………………………………36

6. ТРЕБОАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УД И ПМ……………………………………………………………………….57

Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, государственной (итоговой) аттестации (ГИА) для специальностей, реализуемых в техникуме. Разработка фондов оценочных средств связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.

В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной профессиональной образовательной программы и ее основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей и т.д.

Согласно требованиям ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для ГИА – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплекты контрольно - оценочных средств (ККОС) под каждый профессиональный модуль и учебную дисциплину.

Фонды оценочных средств входят в состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

В состав фонда оценочных средств по учебной и профессиональному модулю входят комплекты контрольно-оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации.

Настоящие методические рекомендации построены таким образом, чтобы помочь преподавателям в разработке комплектов контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине и профессиональному модулю.

В Методических рекомендациях объясняется порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению контрольно-оценочных средств (далее – КОС) для контроля образовательных результатов обучающихся по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, входящим в состав основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ОПОП СПО), реализуемых в КГБОУ СПО «Вяземский техникум».

Методические рекомендации разработаны на основании следующих документов:

- Закона РФ «Об образовании» (от 01.12.2007 г. № 309 – ФЗ);

-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Согласно требованиям п. 8.4. ФГОС оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух направления:

оценка уровня освоения дисциплин (умения, знания);

оценка компетенций обучающихся.

Компетенция – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области.

Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Общие компетенции формируются, как правило, в ходе освоения всей ОПОП.

Профессиональные компетенции формируются, как правило, в ходе освоения учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Фонд оценочных средств – комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.

Оценочные средства – это контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала учебной дисциплины, профессионального модуля.

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплекты контрольно - оценочных средств (КОС) под каждый профессиональный модуль и учебную дисциплину, а также государственную (итоговую) аттестацию.

КОС по учебной дисциплине и профессиональному модулю являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и обеспечивают повышение качества образовательного процесса колледжа.

КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.

КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

КОС входит в состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины и профессионального модуля (далее УМК).

Структура фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств по специальности/профессии состоит из программы государственной итоговой аттестации и ФОС по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с учебным планом.

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине состоит из КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся и КОС для промежуточной аттестации обучающихся.

Фонд оценочных средств по профессиональному модулю состоит из:

- КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и темам профессионального модуля;

- КОС для промежуточной аттестации обучающихся по междисциплинарному курсу(ам), учебной и производственной практикам (по профилю специальности);

- КОС для экзамена (квалификационного).

Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС СПО.

Структурными элементами фонда оценочных средств по учебной дисциплине являются:

1. Паспорт фонда оценочных средств (Макет 1)

2. Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний в ходе освоения учебной дисциплины

2.1 Комплект материалов для проведения контрольных работ

2.2 Комплект материалов для проведения тестового контроля

2.3 Комплект материалов для проведения лабораторных работ и практических занятий

2.4 Комплект материалов по оценке результатов самостоятельной работы

2.5 Комплект материалов для промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины

Структурными элементами фонда оценочных средств по профессиональному модулю являются:

1. Паспорт фонда оценочных средств (Макет 2)

2. Комплект материалов для текущего контроля

3. Комплект материалов для промежуточной аттестации

4. Контрольно-оценочные средства для экзамена (квалификационного)

Инструкция по заполнению таблицы паспорта ФОС:

Таблица Паспорт ФОС представляет собой планирование, сортирование и представление вашего накопленного материала по контролю знаний и умений студентов. Она призвана определить и выделить набор необходимых знаний и умений, которые будут сформированы Вами у студентов на протяжении изучения всей дисциплины. Также она дает представление о том, с каким багажом знаний и умений, а также навыков выйдет ваш студент на этап освоения выбранной специальности.

Заполняем столбик №3 «Наименование темы». Информацию берем из программы по дисциплине

Далее распределяем знания и умения (полные из начала рабочей программы, пункт 1.3.) по ходу их формирования и распределяем по темам, желательно в скобках знания и умения конкретизировать по каждой теме.

Заполняем столбик 4 «Уровень освоения темы». Определяем на каком уровне должна быть освоена данная тема.

Если выбран уровень 1 ознакомительный, то формы контроля должны будут проверить только умение узнавать изученный материал, свойства и т.д.

Если выбран уровень 2 репродуктивный, то формы контроля предполагают самостоятельную деятельность обучающихся по заданию преподавателя, по инструкции под руководством.

Уровень 3 продуктивный предполагает проверочные работы выполняемые студентами самостоятельно.

В соответствие с выбранным уровнем заполняем столбики 5 и 6, виды контроля

Лучше начать с 6 столбика «Промежуточная аттестация», в соответствие с учебным планом указать место, где проводится зачет, дифференцированный зачет или экзамен. Контрольным средством является программа промежуточной аттестации (форма контроля может быть представлена в виде тестирования или контрольной работы, либо сдачи в традиционной форме зачета или экзамена по билетам)

Далее заполняем столбик 6 «текущий контроль», где мы определяем виды и уровень трудности для проведения поурочного контроля уровня освоения материала по данным темам.

В конце заполняем столбик 2. Указываем, какие ОК формируются на протяжении изучения материала дисциплины.

Перечень ОК берем из ФГОС 3 по данной специальности (из сайта http://mon.gov.ru/ ФГОС/ СПО далее выбираем нужную специальность, смотрим список ОК страница № 4.).

Определяем, какие форма проведения контроля знаний формируют данные компетенции и распределяем их по темам.

Далее собирается конкретный материал оценочных средств (приложение столбик 2), при разработке данного материала обязательно учитываются выделенные знания и умения по темам, компетенции и уровень освоения, указанные в паспорте.

1.3 Оценочные материалы создаются в виде фондов оценочных средств (далее ФОС). ФОС включают в себя:

  • ФОС (оценочные материалы) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям), практикам;
  • ФОС (оценочные материалы) для государственной итоговой аттестации.

1.4 ФОС должен формироваться на ключевых принципах оценивания: валидности, надежности, объективности.

2 Основные термины и определения

Этапы формирования компетенций:

Виды оценочных средств по уровню сложности:

  • репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины (модуля);
  • реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
  • практико-ориентированного и/или исследовательского уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

3 Требования к структуре, содержанию и оформлению ФОС

3.1 При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

  • ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • ОП ВО направления подготовки (специальности) (профилю или специализации);
  • рабочей программе дисциплины (модуля), программе практики, программе государственной итоговой аттестации;
  • образовательным технологиям, используемым в обучении по конкретной дисциплине (модулю) и в организации всех видов практик.

3.2 ФОС предназначен для оценивания запланированных результатов обучения (знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, практического опыта) обучающихся и позволяет определить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы (компетенциям выпускников, установленных ФГОС ВО и компетенциям выпускников, установленных университетом (в случае установления таких компетенций).

3.3.1 перечень компетенций с указанием этапа их формирования в процессе освоения образовательной программы;

3.3.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3.3.3 типовые контрольные задания и (или) иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике;

3.3.4 процедуру оценивания результатов освоения дисциплины (модуля), результатов обучения по практике.

3.4 ФОС для государственной итоговой аттестации (пример макета Приложение 3) включает:

3.4.1 перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

3.4.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

3.4.3 типовые задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

3.4.4 процедуру оценивания результатов освоения образовательной программы.

3.6 Оценочные средства могут быть разделены на следующие блоки с учетом этапов формирования компетенций.

Блок D. Оценочными средствами, используемыми в рамках промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в форме экзамена или зачетa являются экзаменационные вопросы (вопросы к зачету) и (или) задания.

3.7 Процедура оценивания результатов освоения дисциплины (модуля) указывается в зависимости от формы контроля, выносимой на промежуточную аттестацию и применяемых образовательных технологий.

4 Порядок разработки и утверждения ФОС

4.1 ФОС разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) и практике, закрепленными за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина (модуль) с одинаковыми требованиями к ее содержанию и результатом освоения, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине (модулю) для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины (модуля).

4.2 Ответственным исполнителем разработки ФОС является заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина (модуль) и (или) практика.

4.3 Ответственным исполнителем разработки ФОС для государственной итоговой аттестации является заведующий выпускающей кафедрой.

4.4 Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве. Разработчик(и) ФОС несут ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления ФОС.

4.5 ФОС фиксируются на бумажных и электронных носителях и входят в состав ОП ВО. ФОС рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплин (модулей) и организацию практик.

4.6 ФОС ОП ВО формируется из ФОС по дисциплинам (модулям), практикам и ФОС для ГИА.

4.7 ФОС по дисциплине (модулю), практикам и ГИА подлежит обновлению по мере необходимости с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы до начала учебного года. Разработка новых ФОС в обязательном порядке производится при утверждении новых ФГОС ВО, при утверждении нового учебного плана по направлению подготовки (специальности), новой рабочей программы дисциплины (модуля) / программы практики / программы ГИА.

4.8 ФОСы размещаются в электронной информационно-образовательной среде университета. Кафедра, являющаяся разработчиком ФОС вносит электронные версии документов в базу данных информационно-аналитической системы университета и несет ответственность за соответствие печатного варианта документов их электронным аналогам, размещенным в базе данных информационно-аналитической системы университета.

4.9 При разработке ФОС для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в состав ФОС (при необходимости) включаются адаптивные оценочные средства и методические материалы, учитывающие особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся.

5 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

5.1 Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения утверждаются решением ученого совета университета.

1.3 Оценочные материалы создаются в виде фондов оценочных средств (далее ФОС). ФОС включают в себя:

  • ФОС (оценочные материалы) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям), практикам;
  • ФОС (оценочные материалы) для государственной итоговой аттестации.

1.4 ФОС должен формироваться на ключевых принципах оценивания: валидности, надежности, объективности.

2 Основные термины и определения

Этапы формирования компетенций:

Виды оценочных средств по уровню сложности:

  • репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины (модуля);
  • реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
  • практико-ориентированного и/или исследовательского уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

3 Требования к структуре, содержанию и оформлению ФОС

3.1 При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

  • ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • ОП ВО направления подготовки (специальности) (профилю или специализации);
  • рабочей программе дисциплины (модуля), программе практики, программе государственной итоговой аттестации;
  • образовательным технологиям, используемым в обучении по конкретной дисциплине (модулю) и в организации всех видов практик.

3.2 ФОС предназначен для оценивания запланированных результатов обучения (знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, практического опыта) обучающихся и позволяет определить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы (компетенциям выпускников, установленных ФГОС ВО и компетенциям выпускников, установленных университетом (в случае установления таких компетенций).

3.3.1 перечень компетенций с указанием этапа их формирования в процессе освоения образовательной программы;

3.3.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3.3.3 типовые контрольные задания и (или) иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике;

3.3.4 процедуру оценивания результатов освоения дисциплины (модуля), результатов обучения по практике.

3.4 ФОС для государственной итоговой аттестации (пример макета Приложение 3) включает:

3.4.1 перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

3.4.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

3.4.3 типовые задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

3.4.4 процедуру оценивания результатов освоения образовательной программы.

3.6 Оценочные средства могут быть разделены на следующие блоки с учетом этапов формирования компетенций.

Блок D. Оценочными средствами, используемыми в рамках промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в форме экзамена или зачетa являются экзаменационные вопросы (вопросы к зачету) и (или) задания.

3.7 Процедура оценивания результатов освоения дисциплины (модуля) указывается в зависимости от формы контроля, выносимой на промежуточную аттестацию и применяемых образовательных технологий.

4 Порядок разработки и утверждения ФОС

4.1 ФОС разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) и практике, закрепленными за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина (модуль) с одинаковыми требованиями к ее содержанию и результатом освоения, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине (модулю) для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины (модуля).

4.2 Ответственным исполнителем разработки ФОС является заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина (модуль) и (или) практика.

4.3 Ответственным исполнителем разработки ФОС для государственной итоговой аттестации является заведующий выпускающей кафедрой.

4.4 Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве. Разработчик(и) ФОС несут ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления ФОС.

4.5 ФОС фиксируются на бумажных и электронных носителях и входят в состав ОП ВО. ФОС рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплин (модулей) и организацию практик.

4.6 ФОС ОП ВО формируется из ФОС по дисциплинам (модулям), практикам и ФОС для ГИА.

4.7 ФОС по дисциплине (модулю), практикам и ГИА подлежит обновлению по мере необходимости с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы до начала учебного года. Разработка новых ФОС в обязательном порядке производится при утверждении новых ФГОС ВО, при утверждении нового учебного плана по направлению подготовки (специальности), новой рабочей программы дисциплины (модуля) / программы практики / программы ГИА.

4.8 ФОСы размещаются в электронной информационно-образовательной среде университета. Кафедра, являющаяся разработчиком ФОС вносит электронные версии документов в базу данных информационно-аналитической системы университета и несет ответственность за соответствие печатного варианта документов их электронным аналогам, размещенным в базе данных информационно-аналитической системы университета.

4.9 При разработке ФОС для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в состав ФОС (при необходимости) включаются адаптивные оценочные средства и методические материалы, учитывающие особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся.

5 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

5.1 Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения утверждаются решением ученого совета университета.

1. Общие положения
1.1. Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ______ составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:
nbsp; Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1, с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона от 03 декабря 2011 г. № 385-ФЗ;
Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543;
Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
Федеральными государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО, ФГОС НПО).
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих и профессиональных компетенций обучающихся по учебным дисциплинам, профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП), реализуемых в ___________________________.

1.3. Фонд оценочных средств является составной частью основной профессиональной образовательной программы по соответствующей профессии НПО / специальности СПО.

2. Задачи фонда оценочных средств

2.1. В соответствии с ФГОС НПО и ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО / НПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

2.2. В соответствии с требованиями ФГОС НПО и ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

2.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя, мастера производственного обучения. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и общими компетенциями.

2.2.2. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины, междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания.

2.2.3. Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций.

2.2.4. Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.

2.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС НПО / СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.

  • валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
  • надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
  • объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.
  • интегративность;
  • проблемно-деятельностный характер;
  • актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
  • связь критериев с планируемыми результатами;
  • экспертиза в профессиональном сообществе.

3.1. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой профессии НПО / специальности СПО, реализуемым в ___________________.

3.2. Фонд оценочных средств по отдельной профессии НПО/специальности СПО состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю.

3.3. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе (методист техникума).

3.4. Ответственность за разработку комплектов КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю по профессии НПО / специальности СПО несет председатель предметно-цикловой комиссии.

3.5. Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей профессии / специальности. Комплект контрольно-оценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя предметно-цикловой комиссии.

3.6. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:

• Федеральному государственному образовательному стандарту НПО / СПО по соответствующему направлению подготовки (профессии/специальности);
• основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и учебному плану соответствующей профессии НПО/специальности СПО;
• рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля реализуемым в соответствии с ФГОС НПО и ФГОС СПО.
• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины, профессионального модуля.

3.7. Работы, связанные с разработкой комплекта контрольно-оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.

4. Структура и содержание фонда оценочных средств

4.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП СПО и ОПОП НПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения.

4.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС.

4.3. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных профессиях, специальностях, то по ней создается единый комплект контрольно-оценочных средств.

  • Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
  • Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов);
  • Оценка по учебной и (или) производственной практике
  • Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).
  • Общие положения;
  • Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;
  • Оценка освоения умений и знаний (типовые задания);
  • Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по дисциплине.
  • текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
  • текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой различаются: текст задания, верный ответ;
  • в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания;
  • на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного тестового задания.

5. Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств

5.1. Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю должны проходить экспертизу. Итоги экспертизы оформляются документами (экспертное заключение или рецензия), подтверждающими факт согласования комплекта контрольно-оценочных средств, входящего в состав ОПОП, с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.). Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам не проходят экспертизу работодателей.

5.2. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю утверждается директором учебного заведения. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.

5.3. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю, учебной дисциплине рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии. Решение о включении комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю в ФОС принимается на заседании методического совета техникума после рассмотрения на заседании ПЦК, проведения соответствующей экспертизы, апробации и оформляется протоколом заседания МС.

5.4. Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается на заседании предметно-цикловой комиссии, отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется протоколом заседания ПЦК.

6. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств

6.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю входит в состав комплекта документов ОПОП. Он также хранится в составе учебно-методических комплексов по профессиональному модулю.

6.2. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине хранится в составе учебно-методических комплексов по учебной дисциплине в кабинете преподавателя или методическом кабинете.

6.3. Фонд оценочных средств по профессиям НПО / специальностям СПО, реализуемым в техникуме, является собственностью учебного заведения.

6.4. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется разработчиком в методическую службу.

6.6. Электронный вариант (аналог) оценочных средств хранится в электронной базе данных на сервере учебного заведения

1.1 Настоящее Положение является документом системы менеджмента качества, устанавливающим требования к структуре, содержанию и оформлению, порядку разработки, а также процедуре согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее - ФОС). ФОС разрабатывается для контроля уровней усвоения знаний, освоения умений и компетенций студентами по учебным дисциплинам и профессиональным модулям образовательных программ, реализуемых в колледже.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования;
  • Примерными основными образовательными программами (для учебных дисциплин, профессиональных модулей по наиболее востребованным на рынке труда, новых и перспективных специальностей);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
  • Уставом колледжа;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. № 464).
  • Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291);

Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости обучающихся;

Положением о промежуточной аттестации студентов;

Положением об учебной и производственной практике

1.3 Настоящее Положение обязательно к применению всеми педагогическими работниками колледжа

1.4 Фонд оценочных средств входит в состав комплекта документов основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) по специальности и состоит из комплектов оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебной и производственной практикам, государственной (итоговой) аттестации

1.5 Пользователями ФОС являются: административно-педагогический состав, обучающиеся их законные представители, работодатели.

  • организует разработку и экспертизу оценочных средств;
  • осуществляет контроль хранения и учета ФОС;
  • обеспечивает невозможность несанкционированного доступа к оценочным средствам.
  • разрабатывают паспорта КОС;
  • участвуют в формировании и экспертизе оценочных средств;
  • осуществляют хранение комплектов оценочных средств;
  • принимают меры, исключающие несанкционированный доступ к оценочным средствам;
  • обеспечивают обучающихся примерами оценочных средств для подготовки к аттестации
  • используют примеры оценочных средств для подготовки к аттестации;
  • проходят аттестацию с использованием вариантов оценочных средств

2. Задачи и условия формирования фонда оценочных средств

2.1 Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО.

2.2 Фонд оценочных средств должен решать следующие задачи:

  • контроль и управление процессом освоения обучающимися необходимых умений, знаний, формирования общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО по специальности в качестве результатов освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей;
  • оценка персональных достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины (модуля) с выделением результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс колледжа;
  • оценка законными представителями обучающихся, работодателями и другими заинтересованными лицами уровня результативности учебного процесса, образовательной программы, степени их адекватности, актуальности условиям профессиональной деятельности

2.3. В соответствии с ФГОС СПО, оценка качества освоения обучающимися ОПОП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и Государственную (итоговую) аттестацию обучающихся

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра согласно требованиям Положения «Виды контроля и критерии оценок».

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине (модулю) (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) осуществляется по завершению изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практик, профессионального модуля в соответствии Положением «Промежуточная аттестация».

Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется по завершению освоения ОПОП в соответствии с Программой государственной итоговой аттестации

2.4 ФОС должен формироваться на следующих принципах оценивания:

  • валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
  • надежность: использование единообразных норм и критериев для оценивания достижений;
  • объективность: все обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;
  • эффективность: степень соответствия результатов контроля поставленным целям при минимизации времени контроля и повышении его качества;
  • полнота и адекватность отображения требованиям ФГОС СПО и вариативной части ОПОП

2.5 Оценочные средства по учебной дисциплине (модулю) и по ОПОП в целом, должны отражать результаты обучения и уровень сформированности общих и профес-сиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными ФГОС СПО по специальностям

3. Разработка ФОС

3.1 ФОС разрабатываются по каждой ОПОП, реализуемой в колледже

3.2 Основой разработки ФОС для оценки уровня освоения учебной дисциплины (модуля) образовательной программы и/или для оценки освоения ОПОП в целом служат требования ФГОС СПО:

  • к результатам освоения ОПОП;
  • к структуре ОПОП

3.3 Требования к ФОС:

  • предметная направленность (соответствие целям изучения конкретной учебной дисциплины/профессионального модуля);
  • содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины, профессионального модуля);
  • объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС необходимый и достаточный для оценки уровня компетенций);
  • качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

3.4 Непосредственный исполнитель разработки контрольно-оценочных средств, входящих в состав ФОС является преподаватель

3.5 При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

  • ФГОС СПО по соответствующей специальности;
  • ОПОП и учебному плану специальности;
  • рабочим программам учебных дисциплин, профессиональных модулей реализуемых по ФГОС СПО

3.6 Построение ФОС включает следующие этапы:

  1. предварительный - осуществляется идентификация требований образовательной программы, определяется количество учебных дисциплин, модулей, практик, включаемых в ФОС, производится их ранжирование по значимости.
  2. основной - при оценке умений, знаний и компетенций создаются комплекты оценочных средств для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины
  3. завершающий – анализ достаточности КОС для оценки уровня умений, знаний, компетенций, в соответствии с требованиями ФГОС специальности

3.7 Работы, связанные с разработкой ФОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения

4 Структура и содержание фонда оценочных средств и систем оценивания

4.1 Структурными элементами фонда оценочных средств являются:

4.1.1 Матрица соответствия компетенций, составных частей ОПОП и оценочных средств по специальности (Приложение А- информационное)

4.1.2 Комплект оценочных средств по учебным дисциплинам (Приложение Б)

4.1.3 Комплект оценочных средств по профессиональным модулям, в т.ч. оценочные средства по учебной и производственной практикам (Приложение В)

Комплект оценочных средств по учебной дисциплине/профессиональному модулю включает в себя паспорт комплекта и пакет контрольно-оценочных средств.

Оценочные средства (ОС) – это контрольные задания, вопросы, практические задачи, экзаменационные билеты и др, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися материала учебной дисциплины, профессионального модуля.

Оценочные средства разрабатываются для оценивания качества освоения ОПОП по специальности и являются действенным средством не только оценки, но и обучения.

При разработке ОС необходимо соблюдать следующие требования:

  • соответствие ОС требованием ФГОС;
  • достаточная вариативность ОС (не менее 4-х);
  • дифференцированность: разработка ОС с учетом уровней освоения учебного материала и способностей обучающихся;
  • своевременное рассмотрение и утверждение ОС

Теоретические и практические вопросы и задания в разрабатываемых ОС могут иметь равное соотношение, приоритетным является контроль освоения практического опыта, умений.

По компетентностному признаку, ОС относятся к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональным компетенциям в соответствии с ФГОС СПО

Оценочные средства по учебной дисциплине (модулю) разрабатываются в соответствии с приложением Г

4.1.4 Комплект контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам, МДК выносимым на промежуточную аттестацию разрабатывается в соответствии с Положением о промежуточной аттестации и должны содержать:

  • экзаменационные билеты;
  • вопросы для подготовки к экзаменам;
  • тренировочные задачи (задания);
  • перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенные к использованию на экзамене (Приложение З);

4.1.5 Программа Государственной (итоговой) аттестации.

4.2 Содержательная принадлежность ФОС отражает иерархию содержательной вложенности по требованиям ФГОС СПО и ОПОП: цикл – учебная дисциплина (модуль) – раздел – тема

4.3 В ФОС должна предусматриваться классификация ОС по объектам контроля и оценки: компетенции, практический опыт (по основному показателю оценки результата подготовки), продуктивные умения, репродуктивные умения и знания

4.4 Виды контроля, входящие в ФОС приведены в Положении «Виды контроля и критерии оценки»

5 Процедура экспертизы и согласования фонда оценочных средств

5.1 Экспертизу ФОС проводит цикловая комиссия, путем обсуждения, представленных материалов разработчиком. В результате обсуждения Председатель цикловой комиссии, делает заключение о применении ФОС или его части

Итоги экспертизы оформляются протоколом заседания цикловой комиссии. Экспертиза ФОС проводится с целью установления соответствий:

  • требованиям ФГОС СПО;
  • ОПОП по специальности;
  • рабочей программе учебной дисциплины (модуля), реализуемой по ФГОС СПО

5.2 ФОС по специальности утверждается заместителем директора по учебно-методической работе

6 Ответственность за разработку, обновление и хранение фонда оценочных средств

6.1 Ответственность за разработку фондов оценочных средств несет цикловая комиссия, за которой закреплены данные учебные дисциплины и профессиональные модули в соответствии учебным планом специальности. Ответственным исполнителем формирования ФОС является председатель цикловой комиссии

6.2 Разработчик оценочного средства несет ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления КОС

6.3 Ответственность за координацию действий цикловых комиссий по созданию ФОС в целом по ОПОП возлагается на заведующего отделением

6.4 Решение об актуализации, изменении, включении новых оценочных средств в ФОС принимается решением цикловой комиссией и осуществляется путем внесения изменений и (или) переизданием ФОС

6.5 Печатный экземпляр ФОС хранится в составе учебно-методического комплекса по специальности в методическом кабинете

6.6 Типовые задания, тренировочные тесты и другие образцы заданий вместе с описанием процедур контроля, показателей и критериев оценки размещются на сайте колледжа

Читайте также: