Что включает в себя психологическая готовность к профессии

Опубликовано: 12.05.2024


Кучерявенко, И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4055/ (дата обращения: 27.05.2021).

В условиях смены образовательных стереотипов, быстро изменяющихся социальных, экономических условий, профессиональная деятельность значительно усложняется, предъявляя тем самым повышенные требования к работнику, актуализирует психологические ресурсы личности. Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности предопределяется особенностями психологической готовности специалиста.

В зависимости от подхода к определению понятия «психологическая готовность», разными авторами выделяются её структура, основные компоненты, строятся пути его формирования. Изучение данной проблемы началось в 50-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Наиболее общее определения готовности звучит следующим образом - это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться как самим человеком, так и всей системой мероприятий, проводимых государством в целом [3].

Успешное формирование личности как профессионала и деятельности будущих специалистов основывающееся на их готовности к труду. Одной из главных компонентов готовности к профессиональной деятельности выступает психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как комплекс операциональных, функциональных и личностных компонентов.

Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в опреде­ленной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей». В.А. Крутецкий под готовностью к деятельности понимает весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности [1].

К.К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Качества, определяющие психологическую готовность, относятся автором - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, про­фессиональную - к опыту личности.

В психологической литературе достаточно большое внимание уделяется кон­кретным формам готовности: установке (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н. Д. Левитов, К. К. Платонов и др.). Для раскрытия природы психологической го­товности к труду большое значение имеют проводимые исследования по профпригодности к деятельности (К. М. Гуревич и др.), по профессиональному самоопределению (Е. А. Климов и др.).

Готовность человека к труду рассматривалась по-разному, в зависимо­сти от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств лич­ности общее психо­физиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможно­стей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.). Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я.Л. Коломинский). Л.В. Кондрашова считает, что готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых отношений, свойств и качеств личности, установок, которые дадут будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно приступить и творчески выполнить свои профессиональные обязанности. Н.В. Кузьмина считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм (психологическая готовность) в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения.

Проблему готовности принято рассматривать в связи с тремя основными этапами становления, формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе, начало получения профессионального образования (профессиональное самоопределение) и самостоятельная профессиональная деятельность (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, И. Шванцар, Г. Вицлак).

Как отмечается в психологическом словаре, главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является её интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности.

О.М. Краснорядцева рассуждая о психологической готовность к профессиональной деятельности, говорит о том, что она может проявляться в следующем:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира;

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.

В личностно-деятельностной плоскости рассмотрения проблемы готовности к профессиональной деятельности готовность представляется как проявление всех сторон личности в их целостности, дающим возможность эффективного выполнения свои функций (А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович и др.).

П.А. Рудик рассматривая понятие «готовность» говорит о важности личностного подхода к изучению состояния готовности, видит в нем сложное психологическое образование. Автор придает большое значение познавательным психическим процессам отражающим важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые, в свою очередь, могут усиливать или ослаблять активность человека, волевых компонентов, помогающих совершению эффективных действий по достижению цели.

А.А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты. Им выделяются условия формирования готовности к творческому труду: 1) самостоятельность и критическое усвоение культуры; 2) активное участие в решении общественно-значимых задач; 3) специальное развитие творческого потенциала личности – её психических процессов [2].

Достаточно много работ посвящено анализу психологической готовности к отдельным видам профессионально-психологической деятельности, так в частности, Е.Ю. Райкова выделяет три компонента психологической готовности к консультированию по проблемам детско-родительских отношений:

– профессиональный компонент, который определяется значимостью эмоционально-волевой направленности будущего специалиста;

– творческий компонент, переживаемый личностью как неосознаваемая уверенность в своих способностях, способствующий разрешению кризисных и проблемных ситуаций, несмотря на то, что до этого у индивида не было опыта разрешения подобных ситуаций;

– личностный компонент, включающий в себя содержание и направленность системы смысложизненных ценностей, совокупность психологических и социальных свойств человека как субъекта деятельности [4].

Таким образом, понятие профессиональной готовности рассматривается как категория теории деятельности и понимается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой – установки на что-то. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения. В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности, сложилась практика формирования профессиональной готовности специалиста.

Готовность к деятельности рассматривается как целостное проявление личности и под готовностью к деятельности понимают особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.

Психологическая готовность включает в себя все необходимые элементы действия, которые необходимы для успешного решения поставленной задачи. Психологическая готовность проявляется в профессиональной направленности личности. Одним из элементов психологической готовности является осознанная потребность. Психологическая готовность к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идёт выработка плана, моделей, схем предстоящих действий. После человек переходит к реализации появившейся готовности в предметных действиях, применяет определённые средства и способы деятельности, сравнивает ход и полученные результаты с поставленной целью, вносит необходимые изменения. Анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности.

Состояние психологической готовности к деятельности следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Человек, в практической деятельности, стремясь удовлетворить свои потребности, на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определённую цель и достигает результата.

В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т.к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предель­но сформированные умения» [5].

Структура личностного уровня готовности к профессиональной деятельности представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный. В структуре готовности к профессиональной деятельности центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент.

Ананьев Б.Г. Избр. психолог. труды. т. I.- М.: Педагогика, 1980. – 230с.

Деркач А.А., Кузнецов Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 168с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность М.: Наука, 1986.- С.49-52.

Райкова Е.Ю. Содержание и формы психологического консультирования по проблемам родительско-детских отношений // Психология обучения и воспитания. Ученые записи кафедры психологии. Сборник статей. Том 2. - Самара, 2005.

В психологии к исследованию проблемы готовности обращались М.И. Дьяченко, Г.Н. Жуков, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Л.С.Нерсесян, К.К. Платонов, А.И.Пуни, В.Н. Пушкин, В.А. Сластенин, О.И. Шишкина, Д.Н. Узнадзе и др.

Применительно к профессиональной деятельности готовность рассматривалась по-разному, в зависимости от специфики структуры того или иного вида деятельности. Большинство авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; как направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.C. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.).

Говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, К.К. Платонов считает необходимым рассматривать ее в нескольких аспектах. Во-первых, профессиональная готовность - как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Во-вторых, профессиональная подготовленность - как оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности. В-третьих, готовность к труду - как сложное образование, включающее две подструктуры: операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, мотивы и интерес к нему, привычки и отношения, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности) компоненты [3].

В психологической литературе описаны различные виды готовности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [1] выделяют, например, следующие виды психологической готовности: заблаговременную готовность (общую или длительную); временную готовность и ситуативную (состояние готовности). Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность - это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:

  • а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
  • б) познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки их значимости, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях ситуации);
  • в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);
  • г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).

С данной точкой зрения созвучна позиция О.И. Шишкиной [4], которая рассматривает две формы готовности к деятельности - долговременную готовность и ситуативную. Первая понимается как относительно устойчивые свойства, характеристики, качества человека, обусловливающие потенциальную возможность включения его в деятельность и ее успешное выполнение. Ситуативная готовность представлена как состояние человека, предшествующее деятельности и определяющее возможность и успешность ее протекания. При этом отмечается необходимость рассмотрения ситуативной и долговременной готовности в единстве. Возникновение готовности как состояния в существенной мере зависит от долговременной готовности. В свою очередь ситуативная готовность есть конкретизация долговременной готовности в данных обстоятельствах.

По мнению О.М. Краснорядцевой [2], психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется: 1) в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; 2) в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); 3) в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.

В нашем исследовании под готовностью мы будем подразумевать субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности в условиях специфической профессиональной ситуации и стремящейся ее выполнять.

Как видим, способность и готовность неразрывно связаны, выступают в единстве и целостности, как интегральное качество субъекта. В то же время, мы подчеркиваем, что хотя и способность, и готовность связаны с успешным осуществлением деятельности, быть способным и быть готовым к какой-либо деятельности - не одно и то же. Это принципиально важно для нашего исследования. Слово готовность (к освоению и осуществлению деятельности) ограничивает круг индивидуально-психологических свойств личности, оставляя за его пределами знания, умения, навыки. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Есть, например, люди с феноменальной способностью совершать в уме сложные вычисления, но при этом обладающие весьма посредственными математическими способностями.

Формирование у будущего специалиста социально-профессиональных компетенций с необходимостью предполагает осуществление его психологической подготовки к выполнению профессиональных действий в реальной специфической социально-профессиональной ситуации. Вне такой психологической подготовки возникнут серьезные трудности в реализации способностей субъекта, применении им на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Проблема гуманизации труда социальных отношений на производстве и в организации является одной из важнейших проблем в современном обществе. В рамках решения данной проблемы современные исследования обращаются к вопросу готовности к деятельности, так как наблюдается ее дефицит в различных видах практической деятельности.

В рамках психологической науки понятие «психологическая готовность к деятельности» исследуется с конца 50-ых годов. Исследования посвящены психологической готовности к обучению, профессиональной деятельности, труду в целом. На данный момент исследователями выделены различные виды готовности, компоненты её структуры, существует достаточно большое количество определений «психологической готовности».

Понятие готовность в словаре С.И. Ожегова определяется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [59].

Необходимо дать определение понятию «готовность к профессиональной деятельности». Как отмечается в Психологическом словаре, главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является её интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности [65].

В психологической литературе встречаются определения готовности как состояния и как качества личности, Н.Д. Левитов, отмечая, что термин «состояние» применяется в разных областях науки и жизни, причем в различных значениях, выделяет психологическое состояние как готовность к действию. В психологии труда и инженерной психологии (М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко и др.) накоплен большой материал о состоянии готовности к экстремальным действиям.

В авиационной психологии ряд авторов (В.Л. Марищук, Б.Л. Покровский и др.) рассматривают готовность как активное состояние, необходимое для качественного выполнения своих обязанностей.

Изучению состояния готовности к деятельности большое внимание уделялось в работах А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Пушкина и др.

Различные авторы по-разному именовали психологическую готовность. Обобщенные её характеристики они обозначали близкими, но не идентичными понятиями: «бдительность», «мобилизационная готовность», «настроенность» и т.д.

По Б. Г. Ананьеву [4], понятие «психологическая готовность» характеризует психологическое соответствие субъекта требованиям определенной деятельности. Также Б.Г. Ананьев указывает, что «готовность» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни связана с «проявлением способностей» [1]. А понятие готовности к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев определяет как проявление способностей (1967) [4], В.А. Крутецкий (1974) [49] предлагает называть готовностью к деятельности весь ансамбль, синтез свойств личности как значительно более широкое понятие, чем способности.

В психологической литературе значительное внимание уделено конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, Платонов, А.П Ковалев, А.В. Веденов, Л.А. Кандыбович, П.Р. Чамата и др.), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, АД. Ганюшкин, О.А. Черникова и др.).

В концепции психологической готовности Ю.М. Забродин определяет психологическую готовность как системообразующий стержень, по крайней мере, для трёх понятийных систем (профессиональная пригодность, направленность, профессиональная подготовленность), который отображает важнейшие аспекты человеческой жизни: развитие субъекта; его готовность к профессиональной деятельности (с многообразием пластов различных видов готовности); движение субъекта на отрезке жизненного пути в фазе «ситуационного кризиса», когда возникают действительные или мнимые проблемы между возможностями субъекта и его перспективами, ограниченными развитием реальной ситуации [39].




В исследовании характера психологической готовности к деятельности кадров государственной службы В.Н. Кузнецов определяет психологическую готовность как сложное комплексное психическое образование, сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющий динамичную структуру, между элементами которой имеются функциональные зависимости. В структуру психологической готовности к профессиональной деятельности В.Н. Кузнецовым включены: мотивы деятельности и сформировавшиеся установки, знания, умения и навыки, определённые личностные качества [35].

Л.А. Одинцова и С.В. Завицкая дают следующие определение психологической готовности: «Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности, а также мотивационно - ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект - субъектные отношения»[11].

В своей работе Н. В. Кузьмина охарактеризовала психологическую готовность к профессиональной деятельности наличием у специалиста и навыков, позволяющих ему осуществлять свою профессиональную самореализацию на уровне современных требований науки и техники, более узко психологическая готовность в ней обнаруживается в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения»[36].

В монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» А.Э. Штейнмец определил психологическую готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности (системы) психических образований - представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др.,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности»[51].

М.П. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича обобщили исследования посвященные проблемам психологической готовности [35].

Эти исследователи выделяют следующие виды психологической готовности: заблаговременную готовность (общую или длительную); временную готовность и ситуативную (состояние готовности). Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности – это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность – это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:

а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

б) познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки их значимости, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях ситуации);

в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);

г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Похожую структуру можно найти А.А. Деркача. Он определяет психологическую готовность как целостное проявление мировоззренческой, нравственной, мотивационной, интеллектуальной, волевой сторон личности [32].

Е.А. Пырьев изучая готовность молодежи к педагогической деятельности выдвигает подструктуры личности учителя как компоненты психологической. Этими компонентами выступают: профессиональная направленность; профессионально-ценностные ориентации; профессионально важные качества личности, которые соответствуют трем первым компонентам (эмоциональному, когнитивному и поведенческому) структуры длительной (устойчивой) психологической готовности, выделенной М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовичем (1975).

По мнению В.В. Согалаева, в структуру психологической готовности входят такие компоненты, как «мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный» [58] .

Как видно из обзора основных работ, различные авторы употребляют в разработке темы готовности такие близкие понятия, как «психологическая готовность к деятельности», «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная готовность», «профессионализм», «личностные качества».

Ученые не проводят чёткой грани между пониманием психологической готовности к профессиональной деятельности и профессиональной готовности. Говоря о профессиональной готовности, авторы, как правило, имеют в виду долговременную, заблаговременную готовность к тому или иному виду профессиональной деятельности, суть которых сводится в значительной степени к наличию и функционированию ситуативной готовности, основанной на опыте личности.

Можно отметить, что психологическая готовность к деятельности в большинстве случаев понимается как готовность к предстоящей деятельности, различной по своей модальности и психологической структуре (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Ю.М. Забродин, В.Д. Шадриков, А.А. Деркач, В.Н. Кузнецов и др.). Психологическая структура такой деятельности рассматривается, как единство цели, мотивов, способов, условий протекания и результата.

Профессиональная готовность может отличаться по степени выраженности ее различных компонентов. В таком случае, выделяют устойчивые компоненты готовности, которые в своей совокупности предопределяют готовность к профессиональной деятельности (на всех уровнях профессионализма) (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Ю.М. Забродин, В. Д. Шадриков, А.А. Деркач, В.Н. Кузнецов и др.). При этом существует и ситуативная готовность к деятельности (В.В. Алаторцев, А.В. Вартанян, Н.Д. Левитов и др.), так как даже высококвалифицированный профессионал в конкретный момент времени может быть не готов выполнять свои обязанности в силу отсутствия на данный момент времени, должного уровня мотивации, достаточного уровня и системности в развитии интеллектуальных, волевых, мотивационных и иных компонентов готовности к деятельности (о которых пишут М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко), в силу усталости, психофизиологической истощенности и т.д.

Очевидно, что готовность к профессиональной деятельности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека (Е.А. Климов, 1969; Е.А. Ильин, 1988; А.К. Маркова; А.Я. Никонова, 1987; И.И. Резвицкий, 1984; В.Д. Шадриков и др.).

У каждой конкретной личности вырабатывается своя, индивидуальная структура профессиональной готовности, а у каждого профессионала, следовательно, свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Действительно, учитывая индивидуальность каждой личности, можно говорить о том, что для достижения высоких результатов как в учебной, так и в профессиональной деятельности, как правило, используют индивидуальные алгоритмы деятельности, в какой-то степени видоизменяя её стиль под свои личностные особенности.

Таким образом, в психологической литературе проблема психологической готовности к деятельности, рассмотрение её структуры вызывает достаточно большой интерес. Структуру психологической готовности к различным видам деятельности исследователи понимают неоднозначно. При этом они согласны в том, что готовность необходимо рассматривать как многокомпонентное и многомерное образование.

В данной работе мы будем опираться на определение психологической готовности к профессиональной деятельности Д.С. Киселевой. Она предлагает следующее: «Состояние психологической готовности к деятельности следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости» [42] .

Наиболее обобщенно структуру психологической готовности представила А.Ю.Попова [64] . Она, на основе работ Л. И. Божович, А. Л. Венгера, Г. А. Цукермана, Д. Б. Эльконина, а также опираясь на работы А. И. Донцова, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, Г. М. Любимовой, Д. А. Леонтьева, выделила три компонента психологической готовности к профессиональной деятельности:

1) Мотивационный компонент — развитие у студентов мотивации профессионального учения, который определяется, в первую очередь, мотивами развития себя как будущих профессионалов. В центре внимания учащихся оказываются не психологические знания сами по себе, а содержание и способы работы психолога.

2) Когнитивный компонент, наряду со становлением системы психологического знания — развитие представлений студентов о предстоящей профессиональной деятельности (образ профессии).

3) Личностно-смысловой компонент — прежде всего, раскрытие студентами личностного смысла избранной профессии, развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также становление ценностно-нравственной основы субъектного осуществления профессиональной деятельности.

«Психологическая готовность педагога к работе».

Составила: Краснова О. Ю., заместитель заведующего

по УВР МКДОУ д/с №26 г. о. Чехов

«Будь готов - ВСЕГДА ГОТОВ!»

Слова из пионерского стихотворения, родом из детства. На самом деле, каждому человеку не все так просто дается в жизни. Психологическая готовность к работеу всех людей неодинаковая: кто- то любит её, а кто- то преодолевает определенные усилия, чтобы продолжать работать.

Кузьмина Н. В., психолог, считает, что

психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется

наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять

свою деятельность на уровне современных требований науки и техники.

Другими словами, если ты знаешь свою работу, умеешь правильно применить свои знания и доносишь их в нужной форме до детей, значит, ты психологически подготовлен к ней. Но педагог (ко всему вышесказанному) должен успевать идти «в ногу со временем»: знать современные требования и применять их в практической деятельности.

Так, наступают времена, когда каждому приходится выходить на РАБОТУ…

После отпуска тяжело настроить себя на рабочий лад. Организм борется, не хочет, препятствует, бунтует, потому что расслаблен после отдыха.Но нужно помнить: что за праздниками всегда наступают будни. И от Вашего настроя, психологической готовности,зависит: долгим ли будет адаптационный период «ломки» постотпускного периода.

Человек не может всегда отдыхать. Всему своёвремя: и отдыху, и работе. В мире все должно быть сбалансированно и гармонично дополнять друг друга.

Не забывайте о том, что психологическая готовность педагога к работевключает в себя следующие параметры: доброта, спокойствие, отзывчивость, уравновешенность, умение найти компромисс, чуткость, взаимоуважение, любовь к профессии, компетентность, профессионализм, толерантность и др.

Известны и разрушающие факторы: нервозность, ранимость; неуважительное к др. другу, родителям, детям, профессии; конфликтность, раздражительность;

Если человек здоров внутри, значит, он здоров и снаружи!

Психическое здоровье напрямую зависит от физического состояния человека и наоборот.

Помните об этом!

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - Познакомить родителей.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению» Мамы и папы будущих первоклассников! Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка. Почему же.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ". Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультирование родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Психологическая готовность ребенка к школе. Что такое психологическая готовность к школе Психологическая готовность, или школьная зрелость,.

Психологическая готовность к школе Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поймёте, что такое психологическая готовность ребёнка к.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Луговская Е. А. Воспитатель Автономная некоммерческая организация «Планета детства «Лада» детский сад №137 «Чижик» г. о. Тольятти Психологическая.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Шиф И. А., психолог ГБУ ЦСПСиД «Гелиос» Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Начало школьного обучения – естественный этап.

Одним из основных факторов в структуре деятельности человека является готовность начать данную деятельность, собирая в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.

Рассмотрение феномена психологической готовности требует пояснения соотношения данного термина и некоторых, наиболее часто употребляемых в публикациях выражений, производных от категории «готовность».

Прежде всего, готовность может быть двоякой: и к определенной профессиональной деятельности и к деятельности, в общем. Также близки по смыслу термины «психологическая готовность» и «психологическая подготовленность», часто употребляемые как синонимы. [45].

А. К. Маркова различает эти два понятия, ставя их в соответствие с основными сферами профессионализма. Она определяет, что готовность к профессиональной деятельности выступает как характеристика мотивационной сферы, а подготовленность к труду - как характеристика операциональной сферы профессионализма [41].

К.К. Платонов считает, что готовность к деятельности имеет широкое значение, как готовность к любому труду, выражающаяся в желании трудиться вообще и более конкретное - как потребность в труде, ставшем профессией. Этот вид готовности обусловлен профессиональным развитием и уровнем социальной зрелости личности. Наиболее конкретный вид - это готовность к предстоящему труду. Таким образом, различаются общая готовность и особенная психологическая готовность[54].

В литературе отмечается, что готовность к деятельности - более объемлющая категория, чем профессиональная готовность. Собственно психологическая готовность же есть элемент последней.

Более подробно соотношение этих понятий приведено в исследовании Б.В. Скорикова. По его мнению, готовность к деятельности представляет «совокупность индивидуальных факторов, обеспечивающих эффективное включение в деятельность» [64]. Также Б.В. Скориков определяет понятие «психологическая готовность», как отражение личностного компонента индивидуальных факторов, являющихся важной составляющей общей готовности[64]. Таким образом, психологическая готовность и профессиональная готовность - два взаимопересекающихся понятия; пересечение этих понятий и представляет собой психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Готовность к деятельности как личностное явление не может существовать вне лежащих в его основе функциональных механизмов и процессов. Иллюстрацией единства данных аспектов может служить разработанный А.А. Понукалиным уровневый подход к готовности[55]. Автор выделяет три уровня состояния готовности к деятельности:

Физиологический уровень состояния готовности обеспечивает его энергетически посредством интенсификации общей и специфической активности «обслуживающих» его активационных и регуляторных систем, характеристики которых оптимизируются этой интенсификацией, при этом системы сами организуются в интегральные комплексы и функциональные подсистемы, необходимые для обеспечения деятельности в данной ситуации.

Психологический объективный уровень обеспечивает сигнальную основу деятельности, принципы и правила интеграции сигналов и условия формирования целеустремленной исполнительной системы. Этот уровень обеспечивает преобразование объективных психических явлений в их субъективные формы интеграции и «репрезентации».

Субъективный уровень состояния готовности обуславливает все фазы настройки и представлен чувствами, переживаниями, образами, суждениями, антиципациями его можно назвать личностным. По мнению автора на этом уровне вся разветвленная структура объективных разноуровневых и промежуточных состояний предстает в целостных формах субъективных явлений [55].

Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется:

· в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

· в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

· в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации. [35]

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н. Д. Левитов)[38].

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

1. положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

2. черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;

3. необходимые знания, навыки, умения;

4. устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности — это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1. мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2. познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3. эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4. волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

· осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;

· осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;

· осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

· определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

· прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

· мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

Психологическая готовность, как было сказано ранее, является компонентом общей готовности. Психологическая готовность испытывает на себе влияние внешних (социальных, природных) и внутренних (психологических, физиологических) факторов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на уровень готовности, через деятельность, на внешнюю среду и состояние индивида. Все это говорит в пользу правомерности трактовки психологической готовности как элемента нескольких систем различной степени сложности. При этом она сама есть сложное образование. Не отрицая целостного состояния готовности, К. М. Дурай – Новакова считает, что оно не самостоятельное однородное качество, а, скорее, синдром, система свойств, обусловленных всей структурой личности.[17]

В психологической литературе широко распространено понимание готовности как залога успешности и эффективности деятельности, такую мысль высказывают в своих работах Л.Г. Ахтариева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Именно наличие психологической готовности обеспечивает быстрое освоение деятельности. А.Д. Ганюшкин [10], Б.Д. Парыгин [49] указывают роль готовности для оптимального осуществления деятельности в сложных, динамично меняющихся ситуациях с наименьшими психологическими и социальными потерями.

Проблема психологической готовности не нова для отечественной психологической науки. Достаточно интенсивно готовность изучалась А.Г. Асмоловым и Д.Н. Узнадзе в рамках теории установки, А.М. Столяренко в военной психологии, Л.Г.Ахтариевой, Л.И. Божович в педагогической психологии.

Многие авторы указывают на многокомпонентность в системе готовности к профессиональной деятельности. Например, Е.Р. Хиллгард - эмоциональный, мотивационный и интеллектуальный[46]. Я.Л. Коломинский рассматривает социально-психологическую готовность в структурном плане в единстве трех компонентов: когнитивного, включающего понимание важности совместного труда, знания по его организации; эмоционального, включающего интерес к совместной деятельности, удовлетворенность от его результатов и операционально-поведенческого, включающего умения и навыки коммуникативного характера[57]. Асмолов А.Г., Битянова М.Р. так же выделяют три компонента: когнитивные образования (знания, убеждения, понимание), аффекты (эмоции и чувства), поведенческие акты (умения и навыки). [5,7].

Еще одной особенностью психологической готовности является то, что не только готовность влияет на эффективность деятельности, но и деятельность как таковая способствует формированию готовности к успешному ее осуществлению. С получением профессионального и жизненного опыта человек все более познает особенности деятельности, становится готовым к осуществлению ее в различных условиях, получая дополнительные знания, определяя возможные трудности, оптимальные для себя функциональные состояния, расставляя приоритеты в деятельности.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности может рассматриваться в качестве характеристики меры настроенности человека, как на активное включение, так и на наиболее полную отдачу в ней в соответствии со смыслом и характером последней. Этому сопутствует и такой показатель психологической готовности, каким является реальная деятельность.

По мнению Б. Д. Парыгина: «Если есть, например, психологическая готовность к активному участию в управленческой деятельности, то она должна неизбежно проявиться в действии. Не может быть такой готовности, которая никак не могла бы себя обнаружить. Бесспорно вместе с тем и то, что даже самое активное участие еще не является свидетельством полной психологической готовности к этой деятельности»[49].

Другой, не менее значимой составляющей психологической готовности к профессиональной деятельности является способность к эффективной деятельности, то есть к такой активности, которая приводит к разрешению целого ряда реальных задач данной профессиональной сферы. Именно эта составляющая психологической готовности и является в конечном итоге самой главной для оценки ее состояния.

Таким образом, психологическая готовность к деятельности - целостное системное явление и имеет целостную, недискретную структуру, внутри которой можно выделять компоненты, взаимопроникающие друг в друга (мотивационно-волевая, операционально-мыслительная и субъектно-образная компоненты).

Данной проблеме в отечественных и зарубежных исследованиях уделяется большое внимание. В отечественной психологии проблема готовности человека к деятельности рассматривается с 50 - 60 гг. XX века. О функциональной роли, выполняемой состоянием готовности в ходе деятельности, можно сказать следующее: в психологической литературе широко распространено понимание готовности как залога успешности и эффективности деятельности. Именно наличие психологической готовности обеспечивает быстрое освоение деятельности. Б.Д. Парыгин указывает на роль готовности в процессе оптимального осуществления деятельности в сложных, динамично меняющихся ситуациях с наименьшими психологическими и социальными потерями[49].

В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются ее структура, главные составляющие, строятся пути ее формирования. Если определяющая составляющая – профессиональное мышление, то формирование психологической готовности строится через обучение приемам анализа (Кашапов М.М.) [26].

Там, где в основу кладется профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей (профессионализма), определяющих психологическую готовность, она проходит через профессиональную направленность. (В.Г. Кузнецов, М.А. Паламарчук, С.Ф. Ступницкая)[36].

А.К. Маркова определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно-смысловой структуры мировосприятия личности.

В.В. Согалаев отмечает, что в структуру психологической готовности входят мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты[65].

А.А. Деркач рассматривает готовность в качестве основы не только осуществления деятельности, но и ее совершенствования. Кроме того, он говорит, что психологическая готовность выполняет некоторую предохранительную от стресса функцию, и обращает внимание на то, что в случае несформированности психологической готовности или низкого ее уровня неизбежен стресс и выходящие из него отрицательные последствия[14].

Таким образом, проблема готовности актуальна в любой профессиональной деятельности и связана с психологическим обеспечением профессионального отбора, подготовки и переподготовки кадров, что предполагает исследование и развитие соответствующих установок, способностей и навыков.

Итак, психологическая готовность обеспечивает динамичное включение человека в деятельность, равно как и последующую надежность, и эффективность всей ее стратегии. Существенно и то, что психологическая готовность является универсальной предпосылкой эффективности не только любой деятельности, но и других характеристик социально-психологической жизнедеятельности человека – его общения и отношений с другими людьми, являющимися весьма важными для осуществления успешного взаимодействия.

Л.Ю. Шемятихина определяет психологическую готовность к профессиональной деятельности как системное образование, которое формируется под влиянием множества факторов и может рассматриваться, по крайней мере, на трех уровнях: как процесс, как состояние и как результат. Психологическая готовность к профессиональной деятельности является целью длительного процесса формирования специалиста. Этот процесс обеспечивается подготовкой к профессиональному обучению (профессиональной ориентацией), выявлением способных к овладению данной специальностью (профессиональным отбором), обучением соответствующим профессиям (профессиональной подготовкой), приобретением профессионально важных качеств личности и мастерства, вхождением в работу после окончания вуза (профессиональной адаптацией)[70].

Как видно из обзора литературы понятие психологической готовности в современной психолого-педагогической литературе трактуется достаточно широко и для нашей работы необходима конкретизация этого понятия, выделение в нем значимых для нашей работы аспектов.

Психологическую готовность к профессиональной деятельности мы будем понимать как степень сформированности в личности студента мотивационно-направленной структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность. Конечно же, психологическая готовность к профессиональной деятельности включает в себя помимо мотивационно-направленного блока также операциональный блок (степень освоения профессионально значимых ЗУН), индивидуально-типологические особенности человека (степень соответствия их профессии). Но для нашей работы мы выделяем мотивационно-направленный аспект психологической готовности предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Читайте также: