Что за должность дьякон

Опубликовано: 26.09.2024

Диа́кон (греч. διάκονος – слу­жи­тель) – первая сте­пень свя­щен­но­слу­жи­теля в Церкви, сле­ду­ю­щая перед пре­сви­те­ром и епи­ско­пом.

Диакон есть первая сту­пень в свя­щен­ной иерар­хии (свя­щен­но­на­ча­лии).

Диакон

Диакон имеет бла­го­дать непо­сред­ственно участ­во­вать в совер­ше­нии свя­щен­ни­ком или архи­ереем таинств, но не может совер­шать их само­сто­я­тельно (кроме Кре­ще­ния, кото­рое могут при необ­хо­ди­мо­сти совер­шать и миряне).

Во время бого­слу­же­ния диакон при­го­тав­ли­вает свя­щен­ные сосуды, воз­гла­шает екте­нии и т.п. Постав­ле­ние в диа­коны совер­ша­ется архи­ереем через руко­по­ло­же­ние.

про­то­и­е­рей В. Г. Певцов (Лекции по цер­ков­ному праву)

«По поста­нов­ле­нию древ­ней все­лен­ской Церкви, обя­зан­но­стью диа­ко­нов при бого­слу­же­нии было наблю­дать за его поряд­ком и бла­го­чин­ством, заве­до­вать цер­ков­ной утва­рью, гото­вить все необ­хо­ди­мое для свя­щен­но­дей­ствий, помо­гать епи­ско­пам и пре­сви­те­рам совер­шать неко­то­рые бого­слу­жеб­ные дей­ствия, глав­ным обра­зом – побуж­де­нием при­сут­ству­ю­щих к молитве (екте­нье) и чте­нием Слова Божия. Вне бого­слу­же­ния диа­коны, по назна­че­нию епи­скопа, раз­да­вали из цер­ков­ных средств вспо­мо­ще­ство­ва­ния бедным, над­зи­рали за низ­шими кли­ри­ками и испол­няли разные другие пору­че­ния епи­скопа, были бли­жай­шими его слу­жи­те­лями (по выра­же­нию неко­то­рых цер­ков­ных учи­те­лей, – были очами, ушами, устами, серд­цем, дес­ни­цей епи­скопа)».

Чин диа­кона – апо­столь­ского про­ис­хож­де­ния. В него про­из­во­дят через хиро­то­нию (руко­по­ло­же­ние, таин­ство свя­щен­ства). Кано­ни­че­ский воз­раст диа­кон­ской сте­пени – не ниже 25-тилет­него. Неже­на­тый диакон уже не имеет право всту­пить в брак после посвя­ще­ния. Сте­пень диа­кона – пред­ва­ри­тель­ная сте­пень для пре­сви­тер­ского слу­же­ния. Диа­кон­ский чин имеет сле­ду­ю­щие пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени – про­то­ди­а­кон и архи­ди­а­кон (стар­ший иеро­ди­а­кон).

1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

Звание диа­кона в хри­сти­ан­ской Церкви уста­нов­лено апо­сто­лами, кото­рые для слу­же­ния тра­пезе в Иеру­са­лим­ской общине пред­ло­жили избрать семь чело­век «изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти». Избран­ных поста­вили пред апо­сто­лами, и те, «помо­лив­шись, воз­ло­жили на них руки» ( Деян.6:1–6 ). Таким обра­зом – через избра­ние, постав­ле­ние пред апо­сто­лами, молитву и руко­по­ло­же­ние от святых апо­сто­лов – были хиро­то­ни­су­емы первые диа­коны.

Со времен святых апо­сто­лов свя­щен­но­слу­же­ние диа­кон­ское непре­рывно сохра­ня­ется в Пра­во­слав­ной Церкви как низшая сте­пень Свя­щен­ства.

Сооб­разно пер­во­на­чаль­ному избра­нию их «слу­жить тра­пе­зам» в обя­зан­ность диа­ко­нов входит помо­гать пре­сви­теру и епи­скопу при бого­слу­же­нии, при управ­ле­нии паст­вой и нази­да­нии ее. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских гово­рится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, серд­цем и душою анге­лом и про­ро­ком епи­скопа и пре­сви­тера». Посему диа­коны, по пре­да­нию апо­столь­скому, суть как бы «слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние» ( Евр.1:14 ). В соот­вет­ствии с этим назна­че­нием диа­кона ука­зы­ва­ется, что при бого­слу­же­нии, а равно и вне бого­слу­же­ния, диакон не бла­го­слов­ляет, но при­ем­лет бла­го­сло­ве­ние от епи­скопа и пре­сви­тера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Все­лен­ского собора).

В древ­но­сти круг обя­зан­но­стей диа­кона вклю­чал в себя, кроме пере­чис­лен­ных выше, еще попе­че­ние о бедных; диа­коны должны были раз­но­сить Евха­ри­стию боль­ным и тем хри­сти­а­нам, кото­рые не могли прийти на бого­слу­же­ние, и выпол­нять по пору­че­нию епи­скопа другие слу­жеб­ные функ­ции. Подобно первым диа­ко­нам Сте­фану и Филиппу ( Деян. 7, 8 5, 12, 34–40), диа­коны в после­ду­ю­щие века про­по­ве­до­вали слово Божие при бого­слу­же­нии. Так посту­пали, будучи диа­ко­нами, святые Иоанн Зла­то­уст, Ефрем Сирин, Гри­го­рий Вели­кий. Иногда диа­коны были дове­рен­ными лицами пат­ри­арха или мит­ро­по­лита в неко­то­рых делах: напри­мер, святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский в сане диа­кона был на Первом Все­лен­ском соборе и вместо свя­того епи­скопа, от его лица, обли­чил и осудил Ария. Иногда диа­ко­нам пору­ча­лось наблю­дать за сохран­но­стью цер­ков­ного иму­ще­ства, испы­ты­вать пове­де­ние лиц, желав­ших стать слу­жи­те­лями Церкви, а также забо­титься о вдовах и сиро­тах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Согласно обы­чаям древ­ней Церкви руко­по­ло­же­ние во диа­кона совер­ша­ется после пред­ва­ри­тель­ного испы­та­ния хиро­то­ни­су­е­мого, очи­ще­ния грехов молит­вою, постом и пока­я­нием, при усло­вии одно­крат­ного вступ­ле­ния его в хри­сти­ан­ский брак.

2. Схема чино­по­сле­до­ва­ния хиро­то­нии во диа­кона

Воз­гла­ше­ние: «Повели…, пове­лите…, повели, прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко»
Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
Трое­крат­ное шествие вокруг пре­стола
Пение тро­па­рей
Пре­кло­не­ние пра­вого колена пред святым пре­сто­лом
Воз­ло­же­ние края омо­фора на главу хиро­то­ни­су­е­мого
Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
Воз­ло­же­ние руки архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого
Тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва: «Боже­ствен­ная бла­го­дать…»
«Кирие эле­и­сон»
Две молитвы
Мирная екте­ния
Раз­ре­ше­ние пре­по­я­са­ния
Воз­гласы: «Аксиос»
Воз­ло­же­ние ораря и наде­ва­ние пору­чей
Вру­че­ние рипиды
Цело­ва­ние с диа­ко­нами
При­ча­ще­ние Святых Таин
Екте­ния: «Прости, при­имше…»
Потреб­ле­ние Святых Даров.

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий чина руко­по­ло­же­ния во диа­кона

При­ве­де­ние руко­по­ла­га­е­мого к алтарю выра­жает при­зва­ние Божие и сви­де­тель­ству­ется клиром, наро­дом и свя­ти­те­лем, согла­сие кото­рых вопро­шают диа­коны, воз­гла­шая: «Повели, пове­лите, повели прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко».

Трое­крат­ное обхож­де­ние вокруг пре­стола совер­ша­ется в честь Пре­свя­той Троицы и зна­ме­нует готов­ность став­лен­ника навсе­гда посвя­тить себя слу­же­нию у пре­стола Божия. Цело­ва­ние углов пре­стола озна­чает бла­го­го­ве­ние руко­по­ла­га­е­мого к свя­то­сти и горя­чую любовь его к Богу. Цело­ва­нием омо­фора, палицы и руки архи­ерея он выра­жает сынов­нюю покор­ность, бла­го­дар­ность и почте­ние к архи­ерею, через кото­рого Сам Хри­стос низ­во­дит на него бла­го­дать Божию.

В алтаре у пре­стола совер­ша­ется вен­ча­ние руко­по­ла­га­е­мого с Цер­ко­вью и посвя­ще­ние на осо­бен­ное ей слу­же­ние, поэтому во время трое­крат­ного обхож­де­ния вокруг пре­стола поются те же самые тро­пари, что и при совер­ше­нии Таин­ства Брака. В первом тро­паре: «Святии муче­ницы» при­зы­ва­ются стра­сто­терпцы, утвер­див­шие и рас­про­стра­нив­шие Цер­ковь, кото­рые увен­ча­лись венцом небес­ным. При диа­кон­ской хиро­то­нии этот тро­парь являет ново­по­свя­ща­е­мому образ муче­ни­ков, подобно кото­рым он должен обречь себя на слу­же­ние хри­сти­ан­ским Таин­ствам с само­по­жерт­во­ва­нием, как архи­ди­а­кон и пер­во­му­че­ник Стефан.

Второй тро­парь «Слава Тебе, Христе Боже…» воз­ве­щает руко­по­ла­га­е­мому, что, по при­меру апо­сто­лов и муче­ни­ков, про­по­ве­дью его должна про­слав­ляться Еди­но­сущ­ная Святая Троица.

В тре­тьем тро­паре: «Исаие, ликуй…» воз­ве­ли­чи­ва­ется один из глав­ней­ших дог­ма­тов Пра­во­слав­ной Церкви – вопло­ще­ние Сына Божия, осно­ва­теля ново­за­вет­ного Свя­щен­ства, от Пре­свя­той Девы Марии. Хиро­то­ни­су­е­мому вну­ша­ется посто­янно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей сви­де­тель­ство­вать почи­та­ние Спа­си­теля и Бого­ро­дицы.

Пре­кло­не­ние на одно колено озна­чает, что на диа­кона воз­ла­га­ется не полное свя­щен­но­слу­же­ние, а только часть его: слу­же­ние при Святых Тайнах, но не совер­ше­ние их.

Сло­вами тай­но­со­вер­ши­тель­ной молитвы испо­ве­ду­ется, что чело­век слабый и немощ­ный сам по себе, с помо­щью бла­го­дати Божией, кото­рая вос­пол­няет оску­де­ва­ю­щее, через свя­ти­тель­ское руко­воз­ло­же­ние дела­ется спо­соб­ным к слу­же­нию Церкви в меру дару­е­мой каждой сте­пени свя­щен­ства бла­го­дати.

При воз­ло­же­нии на его плечо ораря и вру­че­нии рипиды архи­ерей громко воз­гла­шает: «Аксиос» (Достоин), и хор повто­ряет следом за ним: «Аксиос». Этим воз­гла­ше­нием объ­яв­ля­ется, что руко­по­ло­жен­ный достоин быть обла­чен­ным в види­мые знаки своего сана и слу­же­ния (орарь, поручи, рипида) и что он, полу­чив бла­го­дать Свя­того Духа, сде­лался достой­ным совер­шать свя­щен­но­слу­же­ние.

Орарь воз­ла­га­ется на левое плечо, по тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, потому что диакон при­над­ле­жит к низ­шему чину. Когда же будет постав­лен в пре­сви­теры, тогда и на правое плечо полу­чит его, как полу­чив­ший бла­го­дать слу­жить и совер­шать Таин­ства. Воз­ло­же­ние ораря на плечо диа­кона озна­чает, кроме того, что он полу­чает спо­соб­ность слу­жить у пре­стола Божия, то есть зани­мать более высо­кую долж­ность, чем ипо­ди­а­кон, кото­рый был только пре­по­я­сан орарем. Подобно херу­ви­мам, кото­рые пред вели­чием Божиим, по словам про­рока, кры­льями своими закры­вают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выра­же­нию Церкви, «не смеют (чини анге­льстии) взи­рати», диакон во время молитв, про­из­но­си­мых им при бого­слу­же­нии, как бы закры­вает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других бла­го­го­веть и молиться пред Гос­по­дом.

Поручи, наде­ва­е­мые на руки посвя­ща­е­мого, служат види­мым знаком осо­бен­ной силы и помощи Божией для пре­ем­лю­щего Свя­щен­ство, потому что они, по тол­ко­ва­нию Симеона Солун­ского, изоб­ра­жают и «все­зи­жди­тель­ную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совер­шил свя­щен­но­дей­ствие соб­ствен­ного Тела и Крови», а равным обра­зом и «те узы, в кото­рых, по пре­да­тель­ству, Спа­си­тель был веден к Пилату».

Рипида, вру­ча­е­мая диа­кону, зна­ме­нует крылья анге­лов, херу­ви­мов и сера­фи­мов, кото­рые на ней изоб­ра­жены, «во образ тех, кото­рые были во вре­мена закона и осе­няли кивот и так назы­ва­е­мое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им сле­дует быть здесь, при откры­той Истине. И дей­стви­тельно, здесь при­сут­ствует мно­же­ство анге­лов, как многие из отцов наших и видели их, напол­ня­ю­щих храм Божий» (Симеон Солун­ский).

Взяв рипиду, руко­по­ло­жен­ный целует руку и плечо архи­ерея в знак бла­го­дар­но­сти за полу­че­ние через архи­ерея бла­го­дати Свя­щен­ства и ста­но­вится около левой сто­роны пре­стола, держа рипиду над дис­ко­сом до воз­гласа «Святая святым», то есть до вре­мени При­ча­ще­ния. Он при­ча­ща­ется первым из диа­ко­нов (вслед за про­то­ди­а­ко­ном), ибо в нем совер­ши­лось обнов­ле­ние и испол­не­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати.

По окон­ча­нии При­ча­ще­ния народа и пере­не­се­ния чаши со Свя­тыми Дарами на жерт­вен­ник ново­по­став­лен­ный диакон про­из­но­сит екте­нию «Прости, при­имше», пока­зы­вая народу, что он постав­лен слу­жи­те­лем Бога и полу­чил от Него бла­го­дать тво­рить про­ше­ния и при­зы­вать собрав­шихся к молит­вам и моле­ниям, воз­нося их к Богу».


Диа́кон (лит. форма; разг. дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Еще до разрушения Второго Храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло трое служителей, называемых парнасин (раздаватели милостыни) или габай цдака (габай — староста братства, цдака — благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай цдака также должны были хорошо знать Писание. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габай цдака, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος и древнееврейского цдака (צְדָקָה)).

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых Апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать Слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Следует, однако, отметить, что в тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение ( διακονία , диакониа) слова». В тексте нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле слова, в каком его употребляет апостол Павел. Некоторые иследователи считают, что в число семерых служителей входило трое парнасин, а также хазан синагоги.


В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие».

Диакон: служитель
Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень - диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.

На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω (diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».

Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. На уголь который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.

Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона – длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Великий русский писатель Н. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».

Диакон: служитель

В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6, 2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.

Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония – самый древний чин в Церкви после апостольского.

И самый первый мученик в истории Церкви – это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.

В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян. 7, 57). Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл – будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви.

Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы – «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.

Однако в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в Москве. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.

Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма

История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).

В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.


Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото:
ic.pics.livejournal.com
Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).

Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.

С IV века диаконы занимаются, в основном, богослужебными функциями.

Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.

В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.


Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото:
www.sb.by
«Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».

С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Дьяконское служение в эпоху раннего христианства

Из истории Церкви известно, что во времена первых христиан существовало подобное служение. Дьякон — это служитель, на которого тогда возлагались обязанности, связанные с благотворительностью. Благодаря тому, что он брал на себя все хлопоты по сбору и распределению между малообеспеченными прихожанами милостыни и провизии, священники имели возможность, не отвлекаясь на эти нужды, всецело посвятить себя богослужению.

Следует заметить, что в те давние времена были не только дьяконы-мужчины, но и женщины. Диакониссы ― в переводе «служительницы», занимались в основном уходом за больными женщинами и подготовкой прихожанок к Святому Крещению. Со временем это служение было упразднено.

Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными

В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:

  • указывать каждому место на богослужении в церкви;
  • смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
  • наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.

Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.

Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

Иерусалимская Церковь рукополагала в диаконы не более 7 человек.

В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.


Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото:
tatmitropolia.ru
Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.

Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Положение диаконов в Русской Православной Церкви такое же, как в древности

В Православной церкви иерархическое положение диаконов с древних времен не изменилось. Диаконы по-прежнему считаются помощниками при богослужении священников и епископов. Самостоятельно общественное богослужение они не совершают и не могут быть представителями христианской общины.

Именно потому, что священники имеют право совершать все службы и требы сами, во многих храмах диаконы не признаются необходимыми и поэтому отсутствуют.


Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет. И. Крамской. Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880). Когда Толстой был обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он переложил обязанность содержания диаконов на приходы. Фото:
upload.wikimedia.org
В царское время при церквях и приходах диаконов также сокращали. Это делалось для того, чтобы увеличить размер содержания священников. Так, например, когда должность обер-прокурора Святейшего синода занимал граф Д.А. Толстой, по просьбе прихожан диаконы поставлялись из псаломщиков только лишь в том случае, когда приход изъявляет на себя желание содержать самостоятельно диакон. Богатых приходов в то время было мало и именно поэтому количество диаконов значительно сократилось.

В I—VIII веках в древних Церквях существовал чин диаконесс.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» или «Ваше боголюбие» несмотря на то, что в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны.

Необходимо отметить, что во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem.


Диакон Католической Церкви римского обряда. Во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Фото:
upload.wikimedia.org
В I—VIII веках в древней церкви существовал чин женщин служителей, которых называли диаконисами, при этом участия в таинствах они не принимали. Этот институт исчез с распространением женского монашества.

Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве. При этом в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс поднят и в Русской Церкви. В 1911 году пытались открыть первую общину диаконесс в Москве. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 году, никакого решения по этому вопросу не принял.

Запреты

Как известно, у служителей церкви есть определенные табу в смысле личной жизни. Сан диакона – не исключение. В личной жизни слова его обязаны соответствовать действиям. Поступки — добрым намерениям. Он обязан быть абсолютно предан своему делу, людям, которые его окружают. Также ему нельзя употреблять спиртные напитки, играть в азартные игры и употреблять вешества, вызывающие скорую зависимость.

Дьякон — это человек, который живет по церковным заповедям. Он обязан совершать только поступки, которые не противоречат словам, сказанным в заповедях. Диакон – это человек, который живет по совести. Он никогда не позволит себе обидеть человека, оскорбить за какой-то недостаток, унизить на людях или совершить злое деяние. В случае наличия семьи он не должен иметь близких отношений с другими женщинами.

Он обязан любить своих детей, быть им добропорядочным отцом, а жене — верным супругом. Он ни в коем случае не имеет права предать свою жену, склонить к отрицательным действиям. Также человек, желающий иметь сан диакона, должен почитать своих родителей. Ему необходимо оказывать посильную помощь для решения их проблем, по возможности помогать, заниматься физическим трудом. Детей нужно воспитывать в строгости. Не лишать абсолютно всего, но и не позволять удовлетворять любую прихоть и желание.

В протестантизме диаконы составляют совет церкви

Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.

Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.


Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены. Фото:
cs9782.vkontakte.ru
В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.

Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.

Диакон не монах и в первый раз может жениться

Многие верующие спрашивают: как стать диаконом? Диакон ставиться до рукоположения из прихожан православной Церкви, а именно мужчин, чей возраст не превысил 25 лет. Если есть исключения из этого правила, то они очень редки.

В том случае, когда кандидат на должность диакона окончил духовную семинарию или же училище, это станет для него дополнительным плюсом.


Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука. Диакон не монах и может в первый раз жениться. Фото:
ic.pics.livejournal.com
Иногда спрашивают: может жениться будущий диакон или же нет? Тут необходимо знать, что в диаконы рукополагают неженатых, женатых первым браком или же вдовцов. Так что в первый раз жениться можно. Кроме того, кандидат на эту церковную должность не должен иметь препятствий физического, духовного или социального характера.

Глухой или слепой человек не может служить диаконом.

Под препятствиями физического характера признаются только те, которые могут помешать ему совершать священослужение, например, серьёзный физический недостаток. Именно поэтому диакон без руки или ноги служить может, а если он слепой или же глухой — нет.

Препятствие же духовного характера представляют собой некрепкую веру или же желание вступить в сан под воздействием тяжёлой болезни душевного характера. Желание стать диаконом должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.

Требования

Мы рассмотрели ответ на вопрос, каковы обязанности диаконов в церкви, а теперь давайте попробуем разобраться, какие требования должны предъявляться к нему. Человек, который хочет служить в церкви, должен быть добрым и отзывчивым. Он должен совершать бескорыстные и добрые поступки. Но кричать об этом на весь мир нельзя. Милосердие нужно оказывать просто так, не ожидая какой-либо похвалы или другой награды.

Этот человек должен иметь большую силу духа. Как мы знаем, священнослужители ограничивают себя в большинстве мирских радостей. Сан диакона — не исключение. Все, кто работает в церкви, обязаны соблюдать посты, усмирять свои страсти, не злословить.

Непременным условием является вера в Бога. Дьякон – это человек, который искренне верит в божественное начало. Он призывает своими действиями и поступками к такому пониманию мира и других людей.

В церковной среде он должен быть одобрен другими вышестоящими лицами. Для посвящения в диаконы священнослужители читают молитву. После произнесения ее диакон может приступать к своим обязанностям.

Как стать диаконом: рукоположение во время Литургии после освящения Святых Даров

Перед тем как кандидата рукоположат в диаконы, ставленник обязан пройти испытание, то есть ему будет необходимо пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу.

Далее духовник говорит епископу о том, готов ставленник принять сан или нет. Стоит отметить, что исповедь будущего диакона может быть как тайная, так и общая. Фото процедуры исповеди ставленника можно легко найти в интернете и воочию увидит как она проходит

Хиротония во диакона Виталия Ульянова. На 1 минуте 27 секунде начинается непосредственная процедура хиротонии во диакона. Происходит это во время Литургии после освящения Святых Даров.

Если ставленник допущен к хиротонии, то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Рукоположение диакона совершает местный архиерей или епископ.

Для этого ставленника трижды обводят вокруг Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии). Во время этого ставленник целует его углы.

После этого он встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Далее епископ или архиерей кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор, и на омофор, прочтя особую молитву, возлагает свои руки).

Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник

Так как диакон — это помощник священника, он обязан исполнять все его поручения. Именно поэтому в церковной литературе диакона сравнивают с ангельским чином, который призван помогать самому Господу Богу.

Диаконы оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, содержать церковный инвентарь и церковное имущество в исправном состоянии, убирать помещение до и после богослужения, оказывать помощь при организации похорон и т.д.

Проповедь диакона Романа Безменова. На 3 секунде автор начинает проповедь, так как диакон может это делать без особого возражения.

Иногда верующие спрашивают: может ли диакон проповедовать? В Русской Православной Церкви диакон может проповедовать Евангелие без какого-либо разрешения, если он имеет к тому дар от Господа. Кроме того, диакон имеет и другие права:

Случаи, когда диакон служит более 3-4 лет редки, так их обычно рукополагают во священники.

В любом случае диакон не имеет права заменять священника. При этом, наряду с ним, во время богослужения он может прикасаться к священным сосудам. Стрит отметить, что существует практика рукополагать диаконов в священники, что связанно с необходимостью обновлять клир. Именно поэтому диаконы служат обычно недолго, хотя в истории РПЦ зафиксированы случае, когда люди служили в этом чине 10 и более лет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Обязанности

Итак, мы узнали, что диакон – это служитель церкви. Также мы выяснили, что он не выполняет какой-то значимой функции. Теперь разберемся, каковы обязанности дьякона.

Он принимает непосредственное участие в действиях, осуществляемых священником. Также именно он перед таинствами распространяет по храму благовония. Руководство церкви стремится к тому, чтобы диакон выполнял как можно больше функций. Большинство стремятся выполнять свою работу хорошо.


Это впоследствии даст возможность достичь более высокого сана. Также в обязанности данного служителя входит мытье атрибутов церковных таинств. Дьяконы должны заниматься подготовкой к причастию, помогать проводить некоторые обряды.

Наверное, все знают отца Андрея Кураева, автора книг, фильмов и сюжетов многих СМИ. Они содержат неоднозначные и скандальные высказывания. Их тема — христианство, православие, отношение Русской Православной Церкви с иными конфессиями и представителями государства.

При этом многие миряне и даже верующие не могут сказать, к какой степени духовенства он принадлежит. А ведь отец Андрей простой дьякон, помощник священника или архиерея.

Дьякон — это представитель низшей степени духовенства, как в православии, так и в протестантской церкви

Православная Церковь имеет три степени священничества: диаконы, священники и епископы. Диаконы — это самая первая, низшая степень духовенства. Их задача стоит в помощи священникам и архиереям в совершении Таинств. Сама этимология слова «дьякон» указывают на такую вспомогательную роль.

Диакон, возглашающий екетинию. Андрей Рябушкин. 1888 год. Этюд. Государственный Русский музей. Основная задача диакона — оказывать священнику или епископу помощь при богослужении

Диакон, возглашающий екетинию. Андрей Рябушкин. 1888 год. Этюд. Государственный Русский музей. Основная задача диакона — оказывать священнику или епископу помощь при богослужении. Фото: upload.wikimedia.org

По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω(diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».

Таким образом, дьякон — это помощник священника. Ниже диаконов по чину только иподиаконы.

Задача диакона состоит в оказании помощи епископам и священникам во время богослужения. При этом самостоятельно предстоять на христианском собрании, а также совершать таинства они не могут. Он может совершить только таинство крещения, как и обычный мирянин.

Служение дьякона не обязательно и больше украшает богослужение, при этом епископ и священник могут возглавить богослужение и один. Служащий при епископе диакон называется протодиаконом или же архидиакон, в том же случае, когда он из монашествующих, его называют архидиаконом.

Диаконы РПЦ возжигают кадила. Кажение — одна из форм участия диаконов в богослужении

Диаконы РПЦ возжигают кадила. Кажение — одна из форм участия диаконов в богослужении. Фото: upload.wikimedia.org

Проставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Диаконское служение не может быть поручено мирянам. Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает екетинию и т.п. Диакона нельзя путать со священником. Несмотря на то, что он участвует в богослужении, священнической благодати у него нет.

Чин диакона введен впервые в иудаизме во времена Второго храма

История диаконского чина началась в Иерусалиме, во времена Второго храма. Тогда при каждой синагоге состояло трое служителей. Их называли парнасин или в переводе с иврита раздаватель милости. Так же его называли габай-иедака (собирающий благотворительность).

В его обязанности также входило заботиться о бедных. Кроме того, он должен был хорошо знать писание. В Иерусалимской церкви, которая в ранний период развития христианства переняла структуру синагоги, имелась должность габай-иедака. Она стала прототипом христианского диаконского служения.

Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви

Диакон Исавр. Фреска XI века. Считается, что впервые чин диакона появился в Иерусалимской Церкви. Фото: ic.pics.livejournal.com

Что же касается непосредственно Христианской Церкви, то первый раз в Библии слово «диакон», обозначающее определённое служение, встречается в Послании Павла к Филиппийцам (Фп. 1:1), а также в написанном несколько позже 1-м послании к Тимофею (1.Тмф. (3:8).

Христианское предание говорит о том, что диаконское служение возникло в первые годы возникновения Иерусалимской Церкви. Как говорят Деяния святых апостолов (Деян. 6:1—6), часть христианской общины жаловалась на неравномерную раздачу продуктов и иных припасов, в результате чего некоторые из вдов оказывались обделены.

Сами апостолы должны были проповедовать слово Божие, поэтому не имели возможности «печься о столах». Для этого свои рукоположением они на это служение посвятили семь избранных общиной почтенных лиц.

В Библии при этом ничего не говориться о чине диакона, так как термин «служение (διακονία, диакони́а) слова» они сохранили за собой. Именно поэтому этих семеро Священно Писание не называет диаконами и указывает на то, что их служение состояло исполнении лишь одной обязанности.

Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе»

Первый печатный устав, изданный по благословению патриарха Ермогена книгопечатником Анисимом Радишевским на московском Печатном дворе в 1610 год. Обязанности диаконов впервые закрепили в «Апостольском церковном уставе». Фото: www.sb.by

«Апостольское предание» говорит о том, что: « обязанности диакона состояли и в том, чтобы доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн».

С IV века в Христианской Церкви диаконское служение на первой план выводит богослужебные функции. В VII принято 16 правило Трулльского собора, согласно которому служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными

В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:

  • указывать каждому место на богослужении в церкви;
  • смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
  • наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.

Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.

Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.

Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления

Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото: tatmitropolia.ru

Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.

Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Положение диаконов в Русской Православной Церкви такое же, как в древности

В Православной церкви иерархическое положение диаконов с древних времен не изменилось. Диаконы по-прежнему считаются помощниками при богослужении священников и епископов. Самостоятельно общественное богослужение они не совершают и не могут быть представителями христианской общины.

Именно потому, что священники имеют право совершать все службы и требы сами, во многих храмах диаконы не признаются необходимыми и поэтому отсутствуют.

Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет. И. Крамской. Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880). Когда Толстой был обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он переложил обязанность содержания диаконов на приходы

Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет. И. Крамской. Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880). Когда Толстой был обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он переложил обязанность содержания диаконов на приходы. Фото: upload.wikimedia.org

В царское время при церквях и приходах диаконов также сокращали. Это делалось для того, чтобы увеличить размер содержания священников. Так, например, когда должность обер-прокурора Святейшего синода занимал граф Д.А. Толстой, по просьбе прихожан диаконы поставлялись из псаломщиков только лишь в том случае, когда приход изъявляет на себя желание содержать самостоятельно диакон. Богатых приходов в то время было мало и именно поэтому количество диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» или «Ваше боголюбие» несмотря на то, что в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны.

Необходимо отметить, что во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem.

Диакон Католической Церкви римского обряда. Во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата

Диакон Католической Церкви римского обряда. Во второй половине XX века в Католической церкви восстановили институт постоянного диаконата. Фото: upload.wikimedia.org

В I—VIII веках в древней церкви существовал чин женщин служителей, которых называли диаконисами, при этом участия в таинствах они не принимали. Этот институт исчез с распространением женского монашества.

Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве. При этом в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс поднят и в Русской Церкви. В 1911 году пытались открыть первую общину диаконесс в Москве. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 году, никакого решения по этому вопросу не принял.

В протестантизме диаконы составляют совет церкви

Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.

Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.

Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены

Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены. Фото: cs9782.vkontakte.ru

В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.

Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.

Диакон не монах и в первый раз может жениться

Многие верующие спрашивают: как стать диаконом? Диакон ставиться до рукоположения из прихожан православной Церкви, а именно мужчин, чей возраст не превысил 25 лет. Если есть исключения из этого правила, то они очень редки.

В том случае, когда кандидат на должность диакона окончил духовную семинарию или же училище, это станет для него дополнительным плюсом.

Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука. Диакон не монах и может в первый раз жениться

Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука. Диакон не монах и может в первый раз жениться. Фото: ic.pics.livejournal.com

Иногда спрашивают: может жениться будущий диакон или же нет? Тут необходимо знать, что в диаконы рукополагают неженатых, женатых первым браком или же вдовцов. Так что в первый раз жениться можно. Кроме того, кандидат на эту церковную должность не должен иметь препятствий физического, духовного или социального характера.

Под препятствиями физического характера признаются только те, которые могут помешать ему совершать священослужение, например, серьёзный физический недостаток. Именно поэтому диакон без руки или ноги служить может, а если он слепой или же глухой — нет.

Препятствие же духовного характера представляют собой некрепкую веру или же желание вступить в сан под воздействием тяжёлой болезни душевного характера. Желание стать диаконом должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.

Как стать диаконом: рукоположение во время Литургии после освящения Святых Даров

Перед тем как кандидата рукоположат в диаконы, ставленник обязан пройти испытание, то есть ему будет необходимо пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу.

Далее духовник говорит епископу о том, готов ставленник принять сан или нет. Стоит отметить, что исповедь будущего диакона может быть как тайная, так и общая. Фото процедуры исповеди ставленника можно легко найти в интернете и воочию увидит как она проходит

Хиротония во диакона Виталия Ульянова. На 1 минуте 27 секунде начинается непосредственная процедура хиротонии во диакона. Происходит это во время Литургии после освящения Святых Даров.

Если ставленник допущен к хиротонии, то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Рукоположение диакона совершает местный архиерей или епископ.

Для этого ставленника трижды обводят вокруг Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии). Во время этого ставленник целует его углы.

После этого он встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Далее епископ или архиерей кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор, и на омофор, прочтя особую молитву, возлагает свои руки).

Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник

Так как диакон — это помощник священника, он обязан исполнять все его поручения. Именно поэтому в церковной литературе диакона сравнивают с ангельским чином, который призван помогать самому Господу Богу.

Диаконы оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, содержать церковный инвентарь и церковное имущество в исправном состоянии, убирать помещение до и после богослужения, оказывать помощь при организации похорон и т.д.

Проповедь диакона Романа Безменова. На 3 секунде автор начинает проповедь, так как диакон может это делать без особого возражения.

Иногда верующие спрашивают: может ли диакон проповедовать? В Русской Православной Церкви диакон может проповедовать Евангелие без какого-либо разрешения, если он имеет к тому дар от Господа. Кроме того, диакон имеет и другие права:

Случаи, когда диакон служит более 3-4 лет редки, так их обычно рукополагают во священники.

В любом случае диакон не имеет права заменять священника. При этом, наряду с ним, во время богослужения он может прикасаться к священным сосудам. Стрит отметить, что существует практика рукополагать диаконов в священники, что связанно с необходимостью обновлять клир. Именно поэтому диаконы служат обычно недолго, хотя в истории РПЦ зафиксированы случае, когда люди служили в этом чине 10 и более лет.

Читайте также: