Что за должность президент университета

Опубликовано: 02.10.2024

В российских вузах, в том числе медицинских, появляется новая фигура - президент высшего учебного заведения. Соответствующие изменения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были внесены Госдумой РФ в конце прошлого года. При этом выборность ректора сохраняется, но происходит по новой схеме, а часть его полномочий переходит президенту вуза. Одним из первых на новую схему управления перешел Московский государственный медико-стоматологический университет. В мае решением вузовской конференции подавляющим большинством голосов был избран новый ректор, а единогласным решением ученого совета - президент университета. С ними - ректором профессором Олегом ЯНУШЕВИЧЕМ и президентом академиком РАМН Николаем ЮЩУКОМ - мы обсуждаем новую схему управления вузами.
- Прежде всего, Николай Дмитриевич и Олег Олегович, от имени коллектива «Медицинской газеты» разрешите поздравить вас с избранием на эти высокие должности и пожелать успешной и плодотворной работы. Пока новая схема управления действует лишь в семи медицинских вузах, поэтому хотелось бы услышать от вас суть нововведений и оценку их эффективности.
Н.Ющук. До принятия поправок к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» все кандидатуры на пост ректора медицинских вузов выбирались голосованием непосредственно на вузовских конференциях, а победителя утверждало Минздравсоцразвития России. Новый закон ввел в эту схему аттестационную комиссию по рассмотрению кандидатур на должность ректора, которая для вузов Росздрава была создана согласно приказу Минздравсоцразвития России № 35 от 16.01.07. Эта комиссия рассматривает кандидатуры на должность ректора, прошедшие выдвижение согласно уставу вуза. Выбирать ректора вуз может из числа рекомендованных аттестационной комиссией. Как и прежде, сами выборы происходят на вузовской конференции, затем ректор утверждается в Минздравсоцразвития России. Срок полномочий ректора остается прежним - до пяти лет.
Кроме того, в вузе может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. Согласно закону, президент вуза должен иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Он избирается на ученом совете и также утверждается Минздравсоцразвития России. Согласно Закону о высшем образовании, президент участвует в разработке концепции развития вуза; представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями; участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. А непосредственное управление высшим учебным заведением остается за ректором.
- Не получится ли так, что должность президента вуза станет формой почетного ухода предыдущего ректора?
О.Янушевич. В МГМСУ этого точно не случится. Приход нового ректора всегда влечет за собой смену курса, отражается на кадровой политике, распределении финансовых средств. Поэтому мы с самого начала решили, что президент должен быть гарантом преемственности, сохранения стратегии развития и стабильности курса вуза, заниматься его перспективами. В нашем университете за президентом закреплено руководство комиссией по кадровой политике, и без согласования с этой комиссией ректор не вправе принимать принципиальных кадровых решений.
Н.Ющук. Еще одна закрепленная за президентом вуза комиссия - по стоматологическому образованию. Когда я работал ректором, создание этой комиссии было в моих планах, но из-за занятости не всегда получалось реализовать задуманное. Теперь, при рациональном перераспределении полномочий между ректором и президентом вуза, мы этим начали целенаправленно заниматься. Главная задача этой и других комиссий - привлечь к управлению вузом как можно больше активных людей, представляющих разные поколения, чтобы выслушать и реализовать их идеи по совершенствованию работы.
Таким образом, речь идет не о почетной отставке и моральной поддержке бывших ректоров, а о новой системе управления вузом. При слаженной совместной работе ректор и президент могут сделать гораздо больше, чем один ректор.
Я добровольно, безо всякого давления со стороны Минздравсоцраз-вития России решил отказаться от должности ректора, когда истек 5-летний срок моего пребывания на ней. Я пришел к выводу, что смогу принести вузу гораздо большую пользу, если буду работать в паре с человеком молодым, энергичным, преданным делу, готовым на самопожертвование. Олег Олегович родился как ученый в нашем университете и прошел путь от санитара до заведующего кафедрой пародонтологии и гериатрической стоматологии. В 41 год он доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, под его руководством защищено 6 кандидатских и 2 докторские диссертации. Он сформировал свое научное направление, создал школу по уникальной проблеме - наращиванию стирающихся зубов и новым методам лечения па-родонотоза. Олег Олегович в течение 6 лет работал проректором и отвечал за самый тяжелый раздел работы - закупку оборудования. У меня не было сомнений в его честности и порядочности. И благодарен коллективу университета, который прислушался к моему мнению и выбрал ректором профессора Янушевича подавляющим большинством голосов.
О.Янушевич. Для меня принципиально, что президент является опорой стабильности развития вуза, потому что тот опыт, который приобретает ректор, его вес в обществе, помогают эффективно выполнять представительские функции, очень сложные для молодого ректора. Когда президент университета приезжает в Госдуму РФ, министерства и ведомства, то, естественно, для него многие кабинеты более доступны, чем для молодого ректора. Поэтому те задачи, которые ставит перед собой ректор, решать гораздо легче, опираясь на плечо президента. Я считаю, что эта форма управления абсолютно правильная.
Н.Ющук. Президент вуза - самостоятельная и независимая от ректора фигура. Ректор не может уволить президента, который утверждается учредителем. Да и просто игнорировать президента, играть на его чувствах, ректору не стоит. И коллектив вуза, и аттестационная комиссия Минздравсоцразвития России должны оценивать, насколько слаженно будет работать эта пара. В дружбе, при совместном деловом подходе можно многого добиться. Если ректор думает о вузе, а не о своих амбициях, он должен вместе с президентом впрячься и тянуть эту телегу. Насколько она тяжела, я знаю по своему опыту.
- Какие изменения в порядке приема в ваш университет произошли в этом году?
О.Янушевич. В этом году прием на 50% специальностей у нас идет по результатам ЕГЭ (клиническая психология, экономика здравоохранения). Минобрнауки РФ разрешило нам на этот год сохранить вступительные экзамены при приеме на клинические специальности (лечебное дело, стоматология), но по русскому языку учитываются результаты ЕГЭ.
Переход на ЕГЭ - серьезная проблема не только для медицинского образования, но и для высшего образования вообще. Мы идем к тому, что через год-два прием на все специальности будет проходить по результатам Единого госэкзамена. Реакция в вузах на это неоднозначная. Благая цель - борьба со злоупотреблениями - может обернуться тем, что коррупция перейдет на уровень школ. Для медицинских вузов полный переход на ЕГЭ особенно болезненный, так как при этом мы можем потерять мотивированных абитуриентов, нацеленных на профессию врача. У нас уже в течение 10 лет функционирует подготовительный факультет, потому что, к сожалению, школа не дает достаточного объема знаний для обучения в медицинском вузе.
Н.Ющук. Врач - это особая профессия. Молодому человеку надо иметь призвание, мотивацию. ЕГЭ не позволит нам отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Ведь и я, и Олег Олегович, и многие наши коллеги до поступления в вуз работали санитарами, средними медицинскими работниками. Мы знали медицину изнутри и осознанно шли к врачебной профессии. Будет ли такая же мотивация у школьников, имеющих хорошие баллы по ЕГЭ? Вопрос риторический. Поэтому было бы логичным, чтобы при переходе на ЕГЭ медицинские вузы ввели собеседование или тесты, чтобы мы могли быть уверенными в том, что у нас будет обучаться человек отзывчивый, настроенный на желание делать людям добро. Надо любить медицину, а не рассматривать ее как бизнес - для этого есть другие специальности.
О.Янушевич. Медицинские вузы и их учредитель - Росздрав - обязательно будут искать с Минобрнауки России компромисс между приемом по ЕГЭ и дополнительным этапом отбора мотивированных ребят, будь то собеседование или тестирование. Это очень важный момент, так как без хорошего отбора мы не сможем гарантировать хорошего качества на выходе.
Н.Ющук. На уровне Росздрава целесообразным создать систему, с помощью которой можно было бы в один день провести прием во все медицинские вузы, причем она должна функционировать независимо от самих вузов. Тогда их руководители не будут испытывать давления со стороны. Я как бывший ректор и президент считаю, что при таких условиях вузы только выиграют.
Такая же система должна быть введена и для итоговой аттестации. Сейчас - что греха таить - и «телефонное право» действует, и борьба за красный диплом идет далеко не всегда честными методами, что, к сожалению, зачастую его нивелирует. А если бы была единая и прозрачная система итоговой аттестации, то таких издержек удалось бы избежать. Мы многое делаем в нашем вузе для того, чтобы их не было, но проблема эта общая, и ее надо решать на федеральном уровне.
О.Янушевич. Даже если при переходе на ЕГЭ не удастся добиться дополнительного этапа для зачисления в вуз, то тогда альтернативой было бы разрешенное на законодательном уровне превышение набора на 5-7%. Это позволило бы нам в течение первого года отобрать людей, наиболее мотивированных для продолжения обучения с учетом специфики медицинского вуза.
Наши стоматологический и лечебный факультеты были лидерами по формированию методической базы для проведения многоступенчатого экзамена государственной аттестации. Сейчас мы хотим ввести такой междисциплинарный предклинический этап аттестации на 3-м курсе, для отбора студентов, которые могут работать в клинике. На 1-м курсе можно понять, готов ли человек воспринимать информацию и использовать ее для обучения. А 3-й курс показывает, может ли он работать в клинике. Это особенно важно для будущих хирургов, стоматологов, которые помимо теоретической базы должны иметь мануальные навыки, не бояться вида крови. У нас есть факультеты клинической психологии и экономический. Мы готовы переводить студентов, которые не могут работать в клинике, на эти факультеты, возможно, на контрактной основе.
- «МГ» уже сообщала о том, что ваш университет стал в этом году победителем Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ. Ваш проект называется «Разработка и внедрение в образовательный и лечебный процесс инновационных здоровье - и ресурсосберегающих технологий в медицинском университете», реализация его обойдется в 327,9 млн руб. На какую отдачу от него вы рассчитываете?
О.Янушевич. За получение этого гранта шла серьезная борьба, в том числе между медицинскими вузами. Так, хорошие проекты представили Сибирский и Самарский государственные медицинские университеты, всего же в конкурсе участвовало 10 медицинских вузов, у которых нам удалось выиграть в упорной борьбе на этапе предварительного отбора. Этот очень важный грант не только обеспечит приход денег, но и позволит решать узловые стратегические задачи, в том числе создать единое информационное пространство научно-образовательной среды университета. Крайне важен для нас проект по подготовке и созданию уникального для России фантомного класса для обучения стоматологов. Электронная система позволит не только отрабатывать практические навыки, но и оценивать качество их выполнения. В рамках проекта мы готовимся к проведению первой международной телеконференции по имплантологии с участием коллег из российских медицинских вузов, а также из ведущих по этому направлению университетов Японии (Токио и Осака) и Германии (Мюнстер и Аахен).
Н.Ющук. Наша долгосрочная программа объединила образование и здравоохранение, то есть два национальных проекта. Возможно, именно поэтому нам и удалось победить в конкурсе. Основная цель программы - совершенствование подготовки кадров и использование высоких медицинских технологий в повседневной медицинской практике. Например, хорошо известно, как много случается в нашей стране инфарктов миокарда, известен и современный алгоритм их лечения. Для того чтобы внедрить его в практическое здравоохранение, нужны техника и подготовленные кадры. Вуз получает технику для своих клинических баз и обучает специалистов современным технологиям. От этого выигрывают все - врачи, пациенты, преподаватели, студенты.
Подобный конкурс среди медицинских вузов сейчас проводит и Минздравсоцразвития России. Это очень важная инициатива для нашего здравоохранения. Объявлено о 10 грантах по 300 млн руб. и о 20 по 100 млн руб. Наш университет будет участвовать в очень трудной борьбе за них. У нас много уникальных кафедр - достойных претендентов на эти гранты. Например, детской хирургической стоматологии, которая разрабатывает и внедряет передовые технологии лечения детей с врожденными пороками челюсти. Или кафедры трансплантологии (заведующий - академик РАН и РАМН В.Шумаков), сердечно-сосудистой хирургии (заведующий - академик РАМН Л.Бокерия), репродуктивной медицины (заведующая - академик РАМН Л.Адамян). Заведующий кафедрой урологии МГМСУ профессор Д.Пушкарь - один из ведущих хирургов мира, создатель оригинальной методики малоинвазивных операций при раке предстательной железы.
Говоря о перспективах развития нашего университета, нельзя не отметить строительство 600-коечного клинического комплекса при поддержке Правительства и Минздравсоцразвития России. Первая его очередь будет введена в конце этого года. Университет получит собственные клиники по урологии, неотложной кардиологии, репродуктивной медицине. Это опять же поможет поднять как качество обучения в нашем вузе, так и уровень специализированной медицинской помощи.
Беседу вел Федор СМИРНОВ.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии | :Медицина и общество

Ректор МГУТУ Иванова В.Н.

Ректор – это глава высшего учебного заведения. Он руководит образовательной, финансовой, административной, хозяйственной и творческой деятельностью университета или института, формирует цели и задачи развития вуза. Он отвечает за работу преподавателей, обучение студентов и реализацию программ высшего образования. Ректор – главный представитель учебного заведения как внутри страны, так и за ее пределами.

Должностные обязанности и полномочия

Деятельность главы вуза регламентирована законами, уставом и другими нормативными документами. Обязанности ректора университета четко прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Основная задача главы вуза – управление образовательной деятельностью внутри учебного заведения. Ректор издает приказы, устанавливает правила приема абитуриентов, утверждает структуру вуза, а также расписание занятий. Будучи главой организации, он отвечает за прием и увольнение педагогов и других сотрудников, отслеживает ведение административной и хозяйственной деятельности. Руководитель следит за подготовкой финансовых и прочих отчетов о работе вуза, решает вопросы безопасности труда внутри учебного заведения. Кроме того, именно ректор занимается стратегическим планированием и определяет, в каком направлении учреждение будет развиваться. Традиционно у этого человека есть несколько заместителей, которые помогают ему.

Требования к кандидатам

Специалист, претендующий на пост ректора университета, обязан соответствовать определенным условиям. Он должен иметь высшее образование в сфере управления, экономики или педагогики, а также ученую степень. Согласно правилам, достаточно кандидатской, однако у докторов наук со званием профессора, члена-корреспондента или академика будет преимущество. Кроме того, потенциальный глава вуза должен иметь как минимум пятилетний стаж работы в качестве педагога или управленца, четко знать государственные образовательные стандарты, методы руководства вузом, законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность высшего учебного заведения. Существует и ограничение по возрасту – не старше 65 лет. Все эти правила описаны в квалификационных требованиях к работе ректора вуза.

Порядок избрания

Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.

Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.

Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.

В российских вузах, в том числе медицинских, появляется новая фигура - президент высшего учебного заведения. Соответствующие изменения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были внесены Госдумой РФ в конце прошлого года. При этом выборность ректора сохраняется, но происходит по новой схеме, а часть его полномочий переходит президенту вуза. Одним из первых на новую схему управления перешел Московский государственный медико-стоматологический университет. В мае решением вузовской конференции подавляющим большинством голосов был избран новый ректор, а единогласным решением ученого совета - президент университета. С ними - ректором профессором Олегом ЯНУШЕВИЧЕМ и президентом академиком РАМН Николаем ЮЩУКОМ - мы обсуждаем новую схему управления вузами.

- Прежде всего, Николай Дмитриевич и Олег Олегович, от имени коллектива «Медицинской газеты» разрешите поздравить вас с избранием на эти высокие должности и пожелать успешной и плодотворной работы. Пока новая схема управления действует лишь в семи медицинских вузах, поэтому хотелось бы услышать от вас суть нововведений и оценку их эффективности.

Н.Ющук. До принятия поправок к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» все кандидатуры на пост ректора медицинских вузов выбирались голосованием непосредственно на вузовских конференциях, а победителя утверждало Минздравсоцразвития России. Новый закон ввел в эту схему аттестационную комиссию по рассмотрению кандидатур на должность ректора, которая для вузов Росздрава была создана согласно приказу Минздравсоцразвития России № 35 от 16.01.07. Эта комиссия рассматривает кандидатуры на должность ректора, прошедшие выдвижение согласно уставу вуза. Выбирать ректора вуз может из числа рекомендованных аттестационной комиссией. Как и прежде, сами выборы происходят на вузовской конференции, затем ректор утверждается в Минздравсоцразвития России. Срок полномочий ректора остается прежним - до пяти лет.

Кроме того, в вузе может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. Согласно закону, президент вуза должен иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Он избирается на ученом совете и также утверждается Минздравсоцразвития России. Согласно Закону о высшем образовании, президент участвует в разработке концепции развития вуза; представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями; участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. А непосредственное управление высшим учебным заведением остается за ректором.

- Не получится ли так, что должность президента вуза станет формой почетного ухода предыдущего ректора?

О.Янушевич. В МГМСУ этого точно не случится. Приход нового ректора всегда влечет за собой смену курса, отражается на кадровой политике, распределении финансовых средств. Поэтому мы с самого начала решили, что президент должен быть гарантом преемственности, сохранения стратегии развития и стабильности курса вуза, заниматься его перспективами. В нашем университете за президентом закреплено руководство комиссией по кадровой политике, и без согласования с этой комиссией ректор не вправе принимать принципиальных кадровых решений.

Н.Ющук. Еще одна закрепленная за президентом вуза комиссия - по стоматологическому образованию. Когда я работал ректором, создание этой комиссии было в моих планах, но из-за занятости не всегда получалось реализовать задуманное. Теперь, при рациональном перераспределении полномочий между ректором и президентом вуза, мы этим начали целенаправленно заниматься. Главная задача этой и других комиссий - привлечь к управлению вузом как можно больше активных людей, представляющих разные поколения, чтобы выслушать и реализовать их идеи по совершенствованию работы.

Таким образом, речь идет не о почетной отставке и моральной поддержке бывших ректоров, а о новой системе управления вузом. При слаженной совместной работе ректор и президент могут сделать гораздо больше, чем один ректор.

Я добровольно, безо всякого давления со стороны Минздравсоцраз-вития России решил отказаться от должности ректора, когда истек 5-летний срок моего пребывания на ней. Я пришел к выводу, что смогу принести вузу гораздо большую пользу, если буду работать в паре с человеком молодым, энергичным, преданным делу, готовым на самопожертвование. Олег Олегович родился как ученый в нашем университете и прошел путь от санитара до заведующего кафедрой пародонтологии и гериатрической стоматологии. В 41 год он доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, под его руководством защищено 6 кандидатских и 2 докторские диссертации. Он сформировал свое научное направление, создал школу по уникальной проблеме - наращиванию стирающихся зубов и новым методам лечения па-родонотоза. Олег Олегович в течение 6 лет работал проректором и отвечал за самый тяжелый раздел работы - закупку оборудования. У меня не было сомнений в его честности и порядочности. И благодарен коллективу университета, который прислушался к моему мнению и выбрал ректором профессора Янушевича подавляющим большинством голосов.

О.Янушевич. Для меня принципиально, что президент является опорой стабильности развития вуза, потому что тот опыт, который приобретает ректор, его вес в обществе, помогают эффективно выполнять представительские функции, очень сложные для молодого ректора. Когда президент университета приезжает в Госдуму РФ, министерства и ведомства, то, естественно, для него многие кабинеты более доступны, чем для молодого ректора. Поэтому те задачи, которые ставит перед собой ректор, решать гораздо легче, опираясь на плечо президента. Я считаю, что эта форма управления абсолютно правильная.

Н.Ющук. Президент вуза - самостоятельная и независимая от ректора фигура. Ректор не может уволить президента, который утверждается учредителем. Да и просто игнорировать президента, играть на его чувствах, ректору не стоит. И коллектив вуза, и аттестационная комиссия Минздравсоцразвития России должны оценивать, насколько слаженно будет работать эта пара. В дружбе, при совместном деловом подходе можно многого добиться. Если ректор думает о вузе, а не о своих амбициях, он должен вместе с президентом впрячься и тянуть эту телегу. Насколько она тяжела, я знаю по своему опыту.

- Какие изменения в порядке приема в ваш университет произошли в этом году?

О.Янушевич. В этом году прием на 50% специальностей у нас идет по результатам ЕГЭ (клиническая психология, экономика здравоохранения). Минобрнауки РФ разрешило нам на этот год сохранить вступительные экзамены при приеме на клинические специальности (лечебное дело, стоматология), но по русскому языку учитываются результаты ЕГЭ.

Переход на ЕГЭ - серьезная проблема не только для медицинского образования, но и для высшего образования вообще. Мы идем к тому, что через год-два прием на все специальности будет проходить по результатам Единого госэкзамена. Реакция в вузах на это неоднозначная. Благая цель - борьба со злоупотреблениями - может обернуться тем, что коррупция перейдет на уровень школ. Для медицинских вузов полный переход на ЕГЭ особенно болезненный, так как при этом мы можем потерять мотивированных абитуриентов, нацеленных на профессию врача. У нас уже в течение 10 лет функционирует подготовительный факультет, потому что, к сожалению, школа не дает достаточного объема знаний для обучения в медицинском вузе.

Н.Ющук. Врач - это особая профессия. Молодому человеку надо иметь призвание, мотивацию. ЕГЭ не позволит нам отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Ведь и я, и Олег Олегович, и многие наши коллеги до поступления в вуз работали санитарами, средними медицинскими работниками. Мы знали медицину изнутри и осознанно шли к врачебной профессии. Будет ли такая же мотивация у школьников, имеющих хорошие баллы по ЕГЭ? Вопрос риторический. Поэтому было бы логичным, чтобы при переходе на ЕГЭ медицинские вузы ввели собеседование или тесты, чтобы мы могли быть уверенными в том, что у нас будет обучаться человек отзывчивый, настроенный на желание делать людям добро. Надо любить медицину, а не рассматривать ее как бизнес - для этого есть другие специальности.

О.Янушевич. Медицинские вузы и их учредитель - Росздрав - обязательно будут искать с Минобрнауки России компромисс между приемом по ЕГЭ и дополнительным этапом отбора мотивированных ребят, будь то собеседование или тестирование. Это очень важный момент, так как без хорошего отбора мы не сможем гарантировать хорошего качества на выходе.

Н.Ющук. На уровне Росздрава целесообразным создать систему, с помощью которой можно было бы в один день провести прием во все медицинские вузы, причем она должна функционировать независимо от самих вузов. Тогда их руководители не будут испытывать давления со стороны. Я как бывший ректор и президент считаю, что при таких условиях вузы только выиграют.

Такая же система должна быть введена и для итоговой аттестации. Сейчас - что греха таить - и «телефонное право» действует, и борьба за красный диплом идет далеко не всегда честными методами, что, к сожалению, зачастую его нивелирует. А если бы была единая и прозрачная система итоговой аттестации, то таких издержек удалось бы избежать. Мы многое делаем в нашем вузе для того, чтобы их не было, но проблема эта общая, и ее надо решать на федеральном уровне.

О.Янушевич. Даже если при переходе на ЕГЭ не удастся добиться дополнительного этапа для зачисления в вуз, то тогда альтернативой было бы разрешенное на законодательном уровне превышение набора на 5-7%. Это позволило бы нам в течение первого года отобрать людей, наиболее мотивированных для продолжения обучения с учетом специфики медицинского вуза.

Наши стоматологический и лечебный факультеты были лидерами по формированию методической базы для проведения многоступенчатого экзамена государственной аттестации. Сейчас мы хотим ввести такой междисциплинарный предклинический этап аттестации на 3-м курсе, для отбора студентов, которые могут работать в клинике. На 1-м курсе можно понять, готов ли человек воспринимать информацию и использовать ее для обучения. А 3-й курс показывает, может ли он работать в клинике. Это особенно важно для будущих хирургов, стоматологов, которые помимо теоретической базы должны иметь мануальные навыки, не бояться вида крови. У нас есть факультеты клинической психологии и экономический. Мы готовы переводить студентов, которые не могут работать в клинике, на эти факультеты, возможно, на контрактной основе.

- «МГ» уже сообщала о том, что ваш университет стал в этом году победителем Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ. Ваш проект называется «Разработка и внедрение в образовательный и лечебный процесс инновационных здоровье - и ресурсосберегающих технологий в медицинском университете», реализация его обойдется в 327,9 млн руб. На какую отдачу от него вы рассчитываете?

О.Янушевич. За получение этого гранта шла серьезная борьба, в том числе между медицинскими вузами. Так, хорошие проекты представили Сибирский и Самарский государственные медицинские университеты, всего же в конкурсе участвовало 10 медицинских вузов, у которых нам удалось выиграть в упорной борьбе на этапе предварительного отбора. Этот очень важный грант не только обеспечит приход денег, но и позволит решать узловые стратегические задачи, в том числе создать единое информационное пространство научно-образовательной среды университета. Крайне важен для нас проект по подготовке и созданию уникального для России фантомного класса для обучения стоматологов. Электронная система позволит не только отрабатывать практические навыки, но и оценивать качество их выполнения. В рамках проекта мы готовимся к проведению первой международной телеконференции по имплантологии с участием коллег из российских медицинских вузов, а также из ведущих по этому направлению университетов Японии (Токио и Осака) и Германии (Мюнстер и Аахен).

Н.Ющук. Наша долгосрочная программа объединила образование и здравоохранение, то есть два национальных проекта. Возможно, именно поэтому нам и удалось победить в конкурсе. Основная цель программы - совершенствование подготовки кадров и использование высоких медицинских технологий в повседневной медицинской практике. Например, хорошо известно, как много случается в нашей стране инфарктов миокарда, известен и современный алгоритм их лечения. Для того чтобы внедрить его в практическое здравоохранение, нужны техника и подготовленные кадры. Вуз получает технику для своих клинических баз и обучает специалистов современным технологиям. От этого выигрывают все - врачи, пациенты, преподаватели, студенты.

Подобный конкурс среди медицинских вузов сейчас проводит и Минздравсоцразвития России. Это очень важная инициатива для нашего здравоохранения. Объявлено о 10 грантах по 300 млн руб. и о 20 по 100 млн руб. Наш университет будет участвовать в очень трудной борьбе за них. У нас много уникальных кафедр - достойных претендентов на эти гранты. Например, детской хирургической стоматологии, которая разрабатывает и внедряет передовые технологии лечения детей с врожденными пороками челюсти. Или кафедры трансплантологии (заведующий - академик РАН и РАМН В.Шумаков), сердечно-сосудистой хирургии (заведующий - академик РАМН Л.Бокерия), репродуктивной медицины (заведующая - академик РАМН Л.Адамян). Заведующий кафедрой урологии МГМСУ профессор Д.Пушкарь - один из ведущих хирургов мира, создатель оригинальной методики малоинвазивных операций при раке предстательной железы.

Говоря о перспективах развития нашего университета, нельзя не отметить строительство 600-коечного клинического комплекса при поддержке Правительства и Минздравсоцразвития России. Первая его очередь будет введена в конце этого года. Университет получит собственные клиники по урологии, неотложной кардиологии, репродуктивной медицине. Это опять же поможет поднять как качество обучения в нашем вузе, так и уровень специализированной медицинской помощи.

Еще на стадии обсуждения этот документ вызвал немало нареканий. Дескать, он узаконивает назначение ректоров "сверху" и способствует появлению в вузах двоевластия.

О том, что же на самом деле предлагается в законопроекте, "РГ" рассказал его автор, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Николай Булаев.

Российская газета | Как приняли весть о появлении новой должности ректоры вузов?

Николай Булаев | Самое интересное, именно от них во многом исходило предложение о введении президентства. Думаю, что это нововведение поможет сделать вузовскую систему более демократичной. Ректоры понимают, что в сегодняшней ситуации необходимо сохранить жизненный и профессиональный опыт старших коллег - тех, кто по закону, определяющему возрастные ограничения для руководителя вуза, уже не может занимать это место.

РГ | Кто решает, нужен ли вузу президент?

Булаев | Ученый совет вуза, и только он. Никому другому такие полномочия не даются. После принятия решения оно согласовывается с федеральным ведомством, которое выдвигает кандидатуру на рассмотрение Ученого совета. Совет тайным голосование выбирает президента. Никакого давления сверху.

РГ | Всегда ли президент вуза - это бывший его ректор?

Булаев | В законе об этом не говорится, но во всех наших дискуссиях мы это подразумевали. Возможно, иногда будут такие ситуации, когда человек, работавший ректором, не вполне заслуживает должности президента. Федеральное ведомство не будет его рекомендовать. Но это не значит, что оно предложит человека со стороны. В законе четко прописано, что президент - это человек, имеющий опыт работы в вузе. Действует как бы система "двойного ключа", которая гарантирует приход в систему образования только профессионалов.

РГ | Президент "разгрузит" ректора, возьмет на себя часть его обязанностей?

Булаев | Обязанности президента прописаны в законе, дабы избежать возможного двоевластия. Президентские полномочия определяются по согласованию с ректором. По закону президент автоматически входит в Ученый совет, есть у него и представительские функции. Но, согласитесь, все-таки их нужно обсуждать с ректором. Неловко получится, если на одно и то же мероприятие придут и ректор, и президент.

РГ | Так кто кому все-таки подчиняется?

Булаев | Жесткого подчинения не подразумевается. Но, естественно, ректор ни в коем случае не подчиняется президенту. Ректор - главное исполнительное лицо в структуре вуза, он отвечает за его деятельность. Хочу особо подчеркнуть, что и финансово-хозяйственные обязательства остаются в ведении ректора. Президент сможет участвовать в определении стратегии развития учебного заведения. Но двоевластия в вузах не будет.

РГ | Предусматривается переизбрание президента или это "пожизненная" должность?

Булаев | Законопроект говорит об избрание сроком до пяти лет. И не нужно соединять вместе выборы ректора и выборы президента. Смена одного вовсе не означает автоматическую смену другого.

РГ | Законопроект касается не только должности президента, но и процедуры выбора ректоров вузов. Ваши оппоненты уверяют, что теперь ректоров будут назначать "сверху".

Булаев | Те, кто так говорит, искажают смысл, передергивают факты. Они попросту не читали законопроект. Подчеркиваю: мы не меняем процедуру выдвижения ректоров. Не меняем процедуру избрания - как было тайное голосование на конференции, так оно и остается. Но претендентам на должность ректора предстоит аттестация. Именно претендентам - аттестационная комиссия рекомендует вузовской конференции кандидатуры нескольких человек.

РГ | Кто входит в аттестационную комиссию?

Булаев | Федеральные органы власти и представители общественно-государственных организаций, в первую очередь Союза ректоров. Причем и тех, и других поровну, 50 на 50 процентов. При таком раскладе тот чиновничий беспредел, о котором говорят наши оппоненты, просто невозможен. Уверен, что такая комиссия будет ответственно подходить к оценке профессиональных качеств каждого из претендентов, особенно в тех случаях, когда на должность ректора претендует человек, не имеющий ни профессиональной подготовки, ни ученого звания. Есть и вообще вопиющие случаи, увы, не единичные, когда в ректоры "метят" люди с целями, далекими от образования. Ведь любой вуз - это достаточно большая собственность, как правило, земельный участок в центре города. Люди, нацеленные на "захват" этой собственности, не имеют права участвовать в конкурсе. Надеюсь, аттестационная комиссия будет разбираться с такими кандидатами.

РГ | Знакомиться с кандидатами комиссия будет по бумагам?

Булаев | Нет, конечно. Это будет "личное" знакомство с каждым после первоначальной экспертизы документов. Когда речь идет о региональном вузе, то в состав комиссии вводятся представители исполнительной, законодательной власти данного региона, регионального совета ректоров. Это сделает решение комиссии более взвешенным.

Иммануил Кант

Истина не есть главное совершенство общественной жизни: прекрасная видимость ведет здесь, как в живописи, гораздо дальше.

Президент Университета

Президент Университета избирается на заседании ученого совета Университета тайным голосованием простым большинством голосов. После избрания президента между ним и Учредителем заключается трудовой договор на срок до 5 лет.

Совмещение должностей ректора Университета и президента Университета не допускается.

Не позднее 2 месяцев до истечения срока трудового договора президент Университета отчитывается о проделанной работе на заседании ученого совета Университета.

Процедура избрания президента Университета определяется ученым советом Университета.

Президент Университета по согласованию с ректором Университета:

участвует в деятельности попечительского совета и иных органов управления Университета;

участвует в разработке концепции (программы) развития Университета;

представляет Университет в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;

участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности Университета.


mg_1473.jpg

Клемешев Андрей Павлович

президент БФУ им. И. Канта

Тел: 8 (4012) 313 - 301, 8 (4012) 595 - 595 (доб. 8883)
Почта: AKlemeshev@kantiana.ru

Адрес: г. Калининград, ул. Гайдара,6 (НТП «Фабрика»), офис 208
Приемная: 595 - 595 (доб. 8881)

Родился 18 июля 1957 года в Калининграде. В 1979 году с отличием окончил Ленинградский государственный университет по специальности «История», в 1982 - аспирантуру ЛГУ. Доктор политических наук, профессор.

С 1982 года работает в БФУ им. И. Канта (ранее Калининградский государственный университет и Российский государственный университет имени Иммануила Канта) на должностях ассистента, доцента, заведующего Научно-исследовательской лабораторией, заместителя директора по научной работе научно-исследовательского института комплексного исследования региона, директора Центра дополнительного профессионального образования, проректора. С 1998 по 2011 г. являлся ректором РГУ им. И. Канта.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года № 284-р назначен ректором федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».

Распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 27 февраля 2016 года №314-р Клемешев Андрей Павлович назначен ректором Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» сроком на 5 лет.

Указом Президента РФ Владимира Путина № 59 от 15 февраля 2016 года ректор БФУ им.И.Канта Андрей Клемешев награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени».

27 августа 2019 года на заседании Ученого совета БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев единогласно избран на должность президента университета. С 3 сентября 2019 года Андрей Клемешев занимает пост президента БФУ им. И. Канта.

Сфера научных интересов Андрея Клемешева – политология, политическая регионалистика, теория эксклавов. Имеет 136 научных работ, из них 19 монографий, в том числе «Проблема эксклавности в контексте глобализации» «Российский эксклав: преодоление конфликтогенности «Глобализация, регионализация и проблемы эксклавов». В 2012 году под редакцией А.Клемешева издан сборник научных трудов «Политические элиты в старых и новых демократиях». Профессор А.П. Клемешев руководит крупными научно-исследовательскими проектами в сфере региональной политики. В 2006 году А.П. Клемешеву присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Инфографика ректор_Монтажная область 1.jpg

А.П. Клемешев является членом правления Российского союза ректоров, первым вице-президентом Российской ассоциации политической науки, членом президиума УМО по классическому университетскому образованию, членом президиума Российской ассоциации международных исследований, председателем совета ректоров вузов Калининградского региона, член президиума Российского общества политологов.

Инфографика ректор-03.jpg



В 2016 году Андрей Клемешев вошел в состав членов совета Российского фонда фундаментальных исследований. Избран депутатом Калининградской Областной Думы.

Читайте также: