Что за профессия киномеханик

Опубликовано: 15.05.2024

Киномеханик – человек, благодаря которому мы можем наслаждаться просмотром фильма в кинотеатре. Он один может обслуживать одновременно несколько кинозалов. Рассмотрим, чем он занимается и где можно обучиться этой профессии.

Экскурс в историю

Первые кинотеатры начали появляться в конце 19 столетия. В 1895 году братья Люмьер получили патент на изобретенный ими «Синематограф» – прибор, записывающий и воспроизводящий движущееся изображение. Родоначальники кино сначала сами демонстрировали свои фильмы зрителям. Они заправляли пленку в проектор, усаживались в зале вместе с посетителями и иногда комментировали то, что происходило на экране. Так появилась профессия «киномеханик».

Продолжительность рабочего дня такого специалиста составляла больше 12 часов. Первый сеанс мог начинаться в 9:00, а последний – заканчиваться в полночь. Помимо этого, работа с проектором была связана с высоким риском получить травму рук о его подвижные части или ожог. При разогреве пленки испарялись химические вещества, вдыхание которых негативно сказывалось на здоровье.

Каждую фильмокопию, которая поступала в кинотеатр, механик должен был внимательно проверить на предмет целостности и отсутствия каких-либо повреждений. Об этом составлялся отчет. Также в его обязанности входило проводить техосмотр аппаратуры, своевременно чистить и смазывать ее детали. Лентопротяжный механизм в те далекие годы очищали обыкновенной зубной щеткой.

Сегодня кинопрокат представляет собой огромную индустрию с современной аппаратурой. В кинотеатрах повсеместно используются объемный звук, 3D- и 4D-технологии. Фильмокопии доставляют в кинотеатр на жестких дисках и «заливают» их на сервер. Управление последним можно осуществлять дистанционно. В комплекте с каждым фильмом идут сертификат (документ, который подтверждает его происхождение) и электронный ключ активации, позволяющий прокатывать ленту строго оговоренное количество дней. Для цифрового показа хватает всего лишь одного небольшого кинопроектора, который располагается на специальной стойке с полками и клавиатурой. Управлять им не сложнее, чем домашним компьютером. Единственное, чему придется обучиться дополнительно, – составлению несложных плей-листов, куда, кроме самого фильма, входят трейлеры и рекламные ролики. Рабочее место киномеханика сегодня – маленькая комнатка с сервером и проектором. Он один может запускать показы в 10 залах одновременно.

Описание профессии

Как уже упоминалось, киномеханик – это специалист, который демонстрирует фильмы в кинотеатре. Практически всю работу по воспроизведению ленты за него выполняет цифровой проектор. Поэтому труд представителя этой профессии сегодня существенно облегчен. Однако следить за исправностью и бесперебойным функционированием аппаратуры ему все же приходится.

В некоторых кинотеатрах должности киномеханика и администратора совмещены. Обязанностей у такого «универсального солдата» достаточно много. Он контролирует билетеров, расписание сеансов, несет ответственность за наполняемость ассортимента бара, показывает фильмы, настраивает оборудование и иногда устраняет неисправности. Разумеется, основная работа – это демонстрация кино.

Цифровые проекторы существенно упростили работу киномеханика. Главное – сделать правильные настройки. Тогда система будет работать в автоматическом режиме. Правда, просто нажать кнопку и уйти пить чай не получится. Ведь даже идеально отлаженная техника иногда может дать сбой. Специалист должен внимательно следить за качеством изображения и звука. Если вдруг возникает какая-либо проблема, решать ее надо очень быстро, чтобы не потерять зрителя и доход фирмы.

Работа киномеханика подходит тем, кто «дружит» с техникой и готов постоянно обучаться. Приятный бонус – все премьеры кинематографа он видит первым.

Где учиться

Если вы выбрали профессию киномеханика, обучение должно быть специализированным. Диплом филолога вряд ли устроит работодателя. Обратите внимание на средние специальные и высшие учебные заведения технического профиля. Предпочтительные направления подготовки: «Киномеханик», «Аудиовизуальная техника» или «Театральная и аудиовизуальная техника».

Приведем в качестве примера несколько российских вузов, где можно получить необходимое образование:

  • Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова.
  • Санкт-Петербургский госуниверситет кино и телевидения.
  • Южный федеральный университет.
  • Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники.
  • Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики.
  • Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций им. проф. М. Бонч-Бруевича.
  • Московский технический университет связи и информатики.

Ссузы, где ведется подготовка специалистов по направлению «Аудиовизуальная техника»:

  • Марийский радиомеханический техникум
    Московский колледж предпринимательства.
  • Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.
  • Волжский политехнический техникум.
  • Марийский радиомеханический техникум.
  • Челябинский юридический колледж.

Для поступления в высшее учебное заведение абитуриенту нужно сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Кроме того, вузы предполагают творческий и профессиональный конкурс, результаты которых имеют определяющее значение.

В колледжи берут без ЕГЭ, но может потребоваться пройти творческое испытание или психологическое тестирование.

Обязанности

Круг обязанностей киномеханика зависит от оборудования, которое используется в кинотеатре, где он работает. В целом, этот специалист должен:

  1. «Заливать» файлы в формате DCP на сервер.
  2. Загружать электронные ключи, открывающие DCP-файлы.
  3. Регулировать освещение, контролировать синхронизацию звука и настройку опций на проекторе.
  4. Готовить кинопроекционные установки и прочую аппаратуру к показу фильмов.
  5. Обеспечивать демонстрацию согласно имеющимся инструкциям и нормам.
  6. Осматривать используемое оборудование с целью профилактики неисправностей.
  7. Своевременно обнаруживать и устранять технические неполадки и поломки приборов. При необходимости – договариваться о ремонте с компаниями, предоставляющими такие услуги.

Знания, умения и личностные качества

Кроме этого, специалисту необходимо обладать:

  • хорошими слухом и зрением;
  • умением концентрировать внимание на мелочах;
  • навыками работы с компьютерной техникой и автоматизированными приборами;
  • способностью быстро находить решение в кризисной ситуации;
  • внимательностью;
  • пунктуальностью;
  • терпеливостью;
  • аккуратностью.

Хорошее знание кинопрокатной аппаратуры (технические характеристики, новые модели) будет для киномеханика преимуществом. Он сможет консультировать руководство кинотеатра в процессе приобретения нового оборудования.

Зарплата

На уровень оплаты труда киномеханика влияют его опыт, нагрузка и региональные коэффициенты. Отметим, что зарплата специалиста, который работает с самым современным оборудованием, выше, чем у его коллеги, обслуживающего старые приборы. В крупных городах посещаемость кинотеатров выше. Там киномеханик может зарабатывать от 30 тысяч рублей.

В маленьких населенных пунктах минимальная зарплата такого специалиста стартует от 18 тысяч рублей, средняя – составляет порядка 25 тысяч рублей.

По информации сайтов с вакансиями, лучше всего труд представителя этой профессии оплачивается в Московской области. Размер средней зарплаты в столичном регионе – 36 500 рублей. На втором месте – Республика Бурятия с 33 тысячами рублей. Замыкает тройку лидеров Ямало-Ненецкий автономный округ. Там киномеханику готовы платить 28 тысяч рублей в месяц.

Работа и карьера

Киномеханик может трудоустроиться в кинотеатр, на киностудию или в развлекательный центр. Чтобы обзавестись хотя бы небольшим опытом, который затем станет преимуществом, начинать работать в этой сфере рекомендуется еще во время учебы.

Специфика этой профессии не дает широких возможностей для карьерного роста. Потолок –должность старшего киномеханика. При желании высококвалифицированный опытный специалист затем может сменить профиль деятельности и стать звукорежиссером или кинооператором.

Будущее профессии

Автоматизация технологических процессов, «умные» приборы, внедрение искусственного интеллекта – все это подталкивает к мысли, что профессия киномеханика, как и многие другие, вскоре исчезнет. Действительно, футурологи относят ее к категории вымирающих. Сегодня уже существуют кинотеатры без такого специалиста в штате. Его обязанности передают, как правило, администратору.

Стоит ли обучаться этой профессии? Если вам очень нравится кино и вы чувствуете себя комфортно в этой сфере – тогда осваивайте ее. В любом случае за несколько лет она не исчезнет, а обретенные навыки работы с современным цифровым оборудованием, несомненно, пригодятся.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия киномеханик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Киномеханик – демонстратор кинофильмов в кинотеатре.

киномеханик.jpg

Рабочее место отделяет от кинозала стена с окошком, сквозь которое фильм проецируется на экран. Это аппаратная, в которой стоят кинопроекторы. Более архаичное название – будка киномеханика. Работа киномеханика требует технической грамотности. Современные кинотеатры постепенно переходят на цифровую технику. В частности, для демонстрации фильмов в 3d-формате. А это значит, что и современному киномеханику нужно осваивать новую технологию.

В этом есть свои плюсы. Во-первых, просто интересно. Во-вторых, химический состав киноплёнки не безопасен для здоровья. Особенно, если находишься в одном помещении с ней целыми днями. Запах плёнки – это запах рабочего места «плёночного» киномеханика.

Профессия киномеханика появилась одновременно с первым кинотеатром. Это было в конце XIX века. Первыми киномеханиками можно считать братьев Люмьер. Они сами показывали свои фильмы публике. Заправив пленку в проектор, тогдашний киномеханик садился в зале среди зрителей и иногда комментировал происходящее на экране.

Когда в начале XX века появились крытые кинотеатры, потребовались квалифицированные специалисты, умевшие обращаться с киноаппаратурой. Кроме того киномеханики должны были выключать свет перед сеансом, открывать занавес и регулировать громкость музыки.

Сейчас, если киносеанс прошел без накладок, о работе киномеханика зрители даже не вспомнят. Однако, это необходимый работник кинотеатра.

Без киномеханика не начнется ни один фильм. Он не только включает и выключает кинопроцессор, но и отвечает за качество демонстрации фильма.

Хотя кино цифрового формата становятся все популярнее, большинство кинотеатров работает преимущественно с фильмами на пленочных носителях. Один фильм поступает в кинотеатр на 5-6 частях или больше. Длина каждой – примерно по 600 метров. Все части киномеханик склеивает в один 3-4-километровый рулон (длина пленки полуторачасового фильма), сюда же прикрепляет рекламные ролики. После чего пленка заправляется в киноаппарат.

Если пленка рвется, киномеханик должен починить ее. А если обрыв случился во время сеанса, неполадку нужно устранить буквально в течение минуты.

Киномеханик знаком с техническими данными, устройством, способами регулировки и наладки киноаппаратуры, может легко выявить и устранить неисправности. Не обойтись ему и без умения работать с современной звуковой аппаратурой, а иногда и синхронизировать изображение и звук.

Сейчас киномеханику не нужно каждый раз после показа фильма перематывать пленку вручную, как это было раньше, - за него всё сделает специальное устройство. Также благодаря современной киноаппаратуре и цифровому формату один киномеханик может одновременно обслуживать несколько кинозалов.

Условия работы: обычно, киномеханики работают в смену. Смена – это один рабочий день кинотеатра: от начала первого сеанса до окончания последнего. Без перерывов на обед. Поэтому и перекусывать приходится прямо на рабочем месте. Кроме этого, в кинотеатре еженедельно происходит смена репертуара. Поэтому ночь перед премьерами киномеханик обычно проводит на работе, склеивая части фильмов.

Места работы: кинотеатры, киностудии, развлекательные центры.

Киномеханик также должен следить за состоянием кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратурой, регулярно чистить и смазывать детали. В случае необходимости проводить ремонт и замену оборудования. Новая аппаратура, поступающая в кинотеатр, перед началом эксплуатации киномеханик проводит его технические испытания.

В обязанности киномеханика входит также надзора за исправностью электросети.

Демонстрация кинофильмов и техническое обслуживание киноустановок, оборудованных узкопленочной кинопроекционной аппаратурой. Демонстрация фильмов на 35-миллиметровых киноустановках под руководством киномехаников более высокой квалификации. Подготовка кинопроекционной аппаратуры и оборудования киноустановок стационарного и передвижного типа к демонстрированию фильма, чистка и смазка аппаратуры.

Демонстрация кинофильмов и техническое обслуживание киноустановок, оборудованных 16-, 35-, 70-миллиметровой кинопроекционной аппаратурой стационарного и передвижного типа, устройствами автоматизации кинопоказа. Проведение технических осмотров и регулирование аппаратуры с применением контрольно-измерительных приборов и приспособлений, входящих в комплект киноустановки. Выявление и устранение неисправностей в работе узкопленочной кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры, не требующей разборки механизмов и распайки монтажа. Проверка, перемотка, увлажнение, определение технического состояния и текущий ремонт фильмокопий. Ведение технической документации киноустановки.

Демонстрация фильмов в широкоформатных, панорамных и стереоскопических кинотеатрах со стереофоническим звуковоспроизведением, уход за киноаппаратурой. При показе с двух-трех пленок синхронное воспроизведение звука с одной или двух магнитных фонограмм совместно с демонстрированием изображения, воспроизведение звука с колец изображения при процессах озвучивания фильма, дубляжа и укладки текста, демонстрирование фильмокопий, равноценных негативу, а также фильмокопий после обработки, легко поддающихся повреждению. Выявление и устранение неисправностей в работе кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры, не требующих разборки механизмов и распайки монтажа. Определение технического состояния, ремонт и синхронизация панорамных фильмокопий, магнитных фонограмм.

Демонстрация фильмов и техническое обслуживание всех видов киноустановок. Комплексная проверка, наладка, регулирование, юстировка и текущий ремонт кинопроекционной, звуковоспроизводящей аппаратуры, электропитающих устройств, аппаратуры синхронизации, электрораспределительных и электросиловых устройств широкоформатных, панорамных и стереоскопических кинотеатров, средств автоматизации кинопоказа. Проведение работ по монтажу и замене кинотехнического оборудования. Техническая проверка и испытание всех типов новой кинопроекционной аппаратуры и оборудования после капитального ремонта. Осуществление технического надзора за электросетью и электрооборудованием киноустановок.

При работе на киноустановках с особо сложной аппаратурой с использованием микропроцессорной техники и электронных систем - 6-й разряд.

Важные качества: киномеханику будет интересно работать, если он любит кино. Но чтобы работать успешно, нужно интересоваться техникой. Важны организованность, ответственность. Киномеханик должен быть физически сильным человеком, ведь катушка с уже склеенным фильмом может весить до 40 кг. Ему нужно обладать высокой трудоспособностью, чтобы справляться с ненормированным рабочим днем. Киномеханик несет ответственность (в том числе материальную) за состояние пленки, поэтому он должен быть очень аккуратным, обращаться с ней бережно. Высокую степень внимательности он должен проявлять, склеивая части пленки. Если ее соединить неправильно, то фильм может с какого-то места может пойти вверх ногами.

Если пленка во время сеанса вдруг обрывается, или фильм останавливается по другим причинам, киномеханик должен быстро устранить неполадки. Для этого ему нужно обладать быстрой реакцией и сообразительностью.

Знания и навыки: нужно понимать принципы работы оборудования, уметь им пользоваться, настраивать, следить за исправностью.

Должен знать: устройство и технические данные кинопроекционной, звуковоспроизводящей аппаратуры и вспомогательного оборудования киноустановок, оборудованных узкопленочной аппаратурой; правила пользования киноустановкой, оборудованной узкопленочной аппаратурой; назначение, технические данные важнейших узлов и деталей кинопроекционной аппаратуры, вспомогательного оборудования 35-миллиметровых киноустановок.

Должен знать: устройство и технические данные, правила проведения технического осмотра и ремонта кинопроекционной, звуковоспроизводящей аппаратуры и вспомогательного оборудования, применяемых на стационарных и передвижных киноустановках, схему внешних соединений элементов киноустановки; правила пользования основными измерительными приборами и приспособлениями, применяемыми для проверки и регулирования киноаппаратуры; причины повреждения фильмокопий и способы их устранения; нормативно-техническую документацию.

Должен знать: устройство и технические данные кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры, средств автоматизации кинопоказа широкоформатных, панорамных и стереоскопических кинотеатров; принципы синхронизации кинопроекционной аппаратуры с аппаратами звуковоспроизведения при демонстрировании фильма на двух-трех пленках; способы устранения неисправностей в кинопроекции и звуковоспроизведении; основные технические требования, предъявляемые к узлам и деталям аппаратуры, оборудования киноустановки; инструкцию по определению технического состояния фильмокопий; технику ремонта панорамных фильмокопий и магнитных фонограмм; основы электротехники, кинопроекционной техники, автоматики кинопоказа, звукотехники и акустики в объеме программы учебных заведений по подготовке рабочих для киносети.

Должен знать: технические данные, устройство, принцип действия, способы регулирования, юстировки и наладки кинопроекционной аппаратуры, звуковоспроизводящих устройств, средств автоматизации кинопоказа широкоформатных, панорамных и стереоскопических кинотеатров; устройство и принцип действия нестандартного киностудийного, кинопроекционного и звуковоспроизводящего оборудования; правила замены и установки магнитных звуковоспроизводящих головок по тест-кольцам и измерительным приборам; принципы синхронизации изображения и звука при перезаписи звука; устройство и правила эксплуатации пульта управления; принцип устройства динамической электрорекламы; чертежи и монтажные схемы киноустановок.

Образование: начальное профессиональное - при колледжах действуют платные курсы для начинающих, а также для работающих киномехаников.

Умирающая профессия: киномеханик

Цифровая эра наступала постепенно. Первые кинопроекторы, работавшие не с пленкой, а с видеофайлами, появились в некоторых американских кинотеатрах в 2002-м. Конкуренции новинка не выдерживала: экранное изображение местами рябило артефактами, словно видео было недостаточно качественно оцифровано. Второе, доработанное поколение проекторов, представленное в 2006-м, было куда успешней: меньшие габариты и отсутствие искажений в передаваемой картинке заставили многих владельцев кинотеатров всерьез задуматься об открывающихся возможностях. Хотя вскоре оказалось, что выбора у них особого нет…

К выходу «Аватара» в 2009-м участь пленки была окончательно решена: киностудии все чаще выпускали свои ленты только в цифровом виде (что позволяло им очень хорошо экономить на печати дорогостоящих целлулоидных фильмокопий), и рассыпанным по всей стране кинотеатрам оставалось принять условия игры, купив цифровой проектор за $75 тысяч, или вылететь за борт. Некоторые из них действительно закрылись, другие сумели найти деньги и остались на плаву. Учитывая, что во многих залах использовались кинопроекторы возрастом по полвека и более (наткнуться в провинциальной киноаппаратной даже на 75-летний проектор еще недавно было совсем не сложно), можно представить, каким ударом переход на «новые рельсы» стал для киномехаников: все их умения в одночасье стали не нужны.

Киномеханик за работой, 1958 г.

Между тем обслуживание киноаппаратов требовало сноровки и быстроты реакции: при доходах, не превышавших уровень средней зарплаты, киномеханик должен был уметь довольно многое. Прежде всего – заправлять пленку в проекторы, которых на каждый зал требовалось как минимум два. В доцифровую эпоху ленты для транспортировки резались на 300-метровые куски, так что на стандартную бобину помещалось 10-20 минут фильма. Когда во время кинопоказа одна катушка заканчивалась (за 8 секунд до этого момента в углу кинокартинки на миг появлялось изображение сквозного отверстия – знак того, что механику надо приготовиться), требовалось быстро запустить на втором проекторе следующую пленку, подогнав конец одной бобины к началу другой стык-в-стык, чтобы переход произошел незаметно, – называлось это «перейти с поста на пост».

Также следовало учитывать, что перед началом трансляции аппарату нужно несколько секунд на разгон – если же катушка запускалась на недостаточно высокой скорости, звук, считываемый с отдельной дорожки фотоэлементом, мог исказиться, как на пленочном магнитофоне с севшими батарейками. Труд по совмещению концов требовал чутья и тренировок, что делало будни киномехаников чем-то похожими на работу диджея, которому нужно отыграть сет без сучка и задоринки.

Аппараты громко гудели, потому будка механика была звукоизолированной, а изображение проецировалось в зал сквозь застекленное окошко. Киноэкран же, напротив, был покрыт миллионами мелких отверстий, пропускающих звук к зрителю, поскольку динамики обычно устанавливались позади него. Некоторые аппараты позволяли заряжать в них катушки объемнее стандартных, что облегчало механику задачу: ночью накануне очередной премьеры несколько мотков пленки склеивались им в один, и бегать от проектора к проектору приходилось уже не раз в 10 минут, а реже (правда, поднять такой моток мог только физически сильный человек, кроме того, нужно было соблюдать внимательность, чтобы не приклеить какой-нибудь кусок «вверх ногами»). Позже, перед отправкой в следующий кинотеатр, требовалось разрезать все обратно и снова расфасовать мотки по коробкам-бюксам, а уже те укладывались 10-килограммовыми стопками в круглые ящики, называвшиеся «яуфами».

На старых аппаратах весь фильм, стандартная длина которого составляла 2,5-4 км (несколько десятков килограммов в весовом исчислении), приходилось перематывать назад вручную. А если пленка считалась отработанной и кинотеатр должен был сам ее утилизировать, то механику зачастую приходилось еще и поработать ножовкой, разрезая плотный целлулоидный моток на части. Отдельной головной болью были архаичные угольные дуговые лампы, которые выгорали очень быстро и требовали постоянной замены – лишь сравнительно недавно их вытеснили ксеноновые. (У последних также есть минусы: лампы эти весьма недешевы и, разогревшись до 1500 градусов, они иногда взрываются с таким грохотом, что закладывает уши.)

Чрезвычайно горючие компоненты, которыми кинопленка на основе нитроцеллюлозы «славилась» много лет, делали работу в киноаппаратной еще и пожароопасной: лампы проекторов давали такой жар, что если пленка по какой-то причине застревала во время демонстрации фильма, то под горячим лучом она шла пузырями и вспыхивала уже через несколько секунд (в своем кинопроекте «Грайндхаус», стилизованном под «ретро», Квентин Тарантино и Роберт Родригес специально имитировали эффект расплавившейся пленки, чтобы вызвать у зрителя чувство ностальгии). Несмотря на специальные противопожарные кожухи, которыми оборудовались проекторы, пленка часто самовозгоралась без видимых причин, к тому же она была недолговечной и быстро приходила в негодность, поэтому в 50-е, с изобретением замены на триацетатной (лавсановой) основе, нитроцеллюлозную пленку запретили законодательно и перестали выпускать.

Если пленка рвалась посреди сеанса, ее требовалось срочно склеить скотчем, пока зритель в зале не начал швыряться попкорном, – у профессионалов эта процедура, проделываемая с помощью специальной рамки, занимала куда меньше времени, чем пятнадцатиминутная перезарядка проекционного аппарата, неизбежно сопровождавшая все передвижные кинопоказы начала века (на которых человек, ответственный за техническую часть, собственной будки не имел и потому пересиживал показ в зрительном зале). И нельзя забывать о настройках яркости и резкости, которые механик тоже должен был знать как свои пять пальцев.

Стол для склейки кинопленки

Рабочий день киномеханика длился от начала первого сеанса до финальных титров последнего, то есть мог начаться в 9 часов утра, а закончиться в полночь. Новогоднюю ночь многие также проводили на рабочем месте – излишне говорить, что людям семейным в этом плане было непросто. Кроме того, в работе с аппаратом всегда существовал риск травмировать руки о его движущиеся части или обжечься, да и испарения разогретой пленки, которыми приходилось дышать весь день, ничуть не прибавляли здоровья (в трудовом договоре, подписываемом киномехаником, даже был специальный пункт насчет «профессиональных заболеваний»). Прибывшую в кинотеатр фильмокопию перед показом требовалось тщательно обследовать: все ли части на месте, нет ли брака или повреждений, о чем писался специальный отчет, – если же порча фиксировалась уже после показа, то и платил за нее механик из своего кармана (особенную группу риска представляли пленки, прошедшие реставрацию, значительно утратившие эластичность и оттого ломкие). Регулярный техосмотр аппаратуры, чистка и смазка деталей тоже были на нем – для чистки лентопротяжного механизма многими использовалась обычная зубная щетка.

Профессиональное отношение к работе даже позволяло сделать карьеру, после двукратного повышения став старшим киномехаником (это расширяло полномочия и, как следствие, отражалось на зарплате: «зеленым» студентам, например, не доверялась склейка пленки, для этого надо было обладать кое-каким опытом). Работа была ответственная и физически непростая, поэтому киномеханики нередко трудились парами – последнее позволяло старшим делиться опытом с младшими и иметь подстраховку на случай всяких непредвиденных ситуаций типа поломки киноаппарата. Лишняя пара рук помогала оперативно устранить проблему и спасти репутацию заведения, поскольку запасной проектор имелся далеко не в каждом кинозале. Специфика профессии заставляла механиков радоваться своей незаметности: ведь если за целый день никто не вспомнил о киномеханике, это значит, что все показы прошли без проблем, срывов, поломок и накладок.

Как механики развлекались на рабочем месте? Перекусывали, а кто-то, вероятно, даже и выпивал – сегодня вездесущие службы безопасности, которым до всего есть дело, делают такой досуг невозможным. Многие, пресытившись бесплатным кино, урывали время на чтение книг. Синефилы не упускали возможности вырезать себе пару эксклюзивных кадров из любимого фильма для личной коллекции слайдов. (Старожилы вспоминают случай с советским пропагандистским киножурналом, в котором в 70-е годы мельком была обругана группа Beatles. Молодежь валила в кино толпами, только чтобы увидеть трехсекундный кадр с ливерпульской четверкой, но и киномеханики не дремали – каждый откусывал себе по кадрику перед передачей пленки в следующий кинотеатр, так что в результате от «Битлов» в журнале не осталось вообще ничего.) В книге Чака Паланика «Бойцовский клуб» описывается обратный случай: там один из персонажей, работая в кинотеатре, не изымал кадры, а, напротив, вставлял в фильмокопии семейных кинолент кадры из порно. Что получалось из такого хулиганства? «Народ смотрел и ничего не замечал. Зрители пили и жевали как прежде, но что-то изменялось в их подсознании. Некоторым внезапно становилось дурно или они начинали плакать безо всякой причины. Никто не понимал, в чем дело. Только птичка колибри смогла бы поймать Тайлера за руку».

Переходу на «цифру» до самого последнего момента сопротивлялись многие кинодеятели, считающие, что пленка – «живая», и перевод старых фильмов в дигитальный формат разрушит «магию кино», поэтому пленочные фильмы надо и демонстрировать только с пленки. Это мнение аргументировалось как минимум тем, что пленка способна на передачу более качественного изображения. Но исследования показали, что, хотя популярные 35 мм и дают изначальную картинку, сопоставимую по контрастности с цифровым стандартом 4K (4096×2160 пикселей), после перевода изображения в «позитив» и прочей постобработки качество падает чуть ли не вдвое – то есть большинство цифровых кинопроекторов, дающих 2К (2048×1080), уже сейчас идут с пленкой «ноздря в ноздрю», а те, кому лень ввязываться в бесплодные споры, не мелочатся и сразу берут новые модели, поддерживающие 4K. Вне конкуренции остается 70-миллиметровый стандарт IMAX, до качества которого дигитальные копии пока не допрыгнули, но цена на такую пленку по зубам далеко не каждой студии, да и киноэкранов, способных раскрывать ее потенциал, в мире не то чтобы много. В общем, можно сказать, что эту битву целлулоид проиграл.

Кейс с цифровой копией фильма

Статистика говорит, что сегодня в США залов, работающих на старом оборудовании, осталось менее 10%, и в следующие пару лет эта цифра сократится еще как минимум вдвое. Мировые объемы производства кинопленки упали в десятки раз – близок тот день, когда она уйдет в прошлое, как недавно ушли видеокассеты. Какие же плюсы дал человечеству переход от аналоговых показов к цифровым? Посчитать их легко, здесь все на поверхности: зрителю больше не приходится иметь дело с царапинами поперек картинки, прокатчикам – рисковать, печатая кинокопии, которые могут не окупиться, а киномеханикам – сражаться с зажеванной пленкой и таскать тяжеленные яуфы весом в десятки килограммов.

Сегодня фильмокопия весом от 60 до 300 гигабайт доставляется в кинотеатр на жестком диске и сливается на сервер, управление которым можно осуществлять удаленно. Фильм сопровождается сертификатом прокатчика, подтверждающим его происхождение, и электронным ключом активации, дающим возможность прокатывать DCP-копию определенное количество дней (т.е. после показов владелец кинотеатра уже не может «толкнуть» пленку налево, чтобы на ней тихонько и без всякого контракта подзаработали коллеги, что в кинобизнесе издавна считалось одной из форм пиратства). Для цифровых показов достаточно всего одного малогабаритного кинопроектора, размещаемого на стойке с несколькими полками и оснащенного клавиатурой, – управлять такой машиной, не имеющей ничего общего со стрекочущими пленочными монстрами, не сложнее, чем проигрывать фильм на домашнем ноутбуке, нужно лишь уметь составлять простенькие плей-листы, в которые помимо фильма добавляется реклама и трейлеры. На все про все современному мультиплексу достаточно лишь маленькой комнатки с сервером и одного человека, который может управлять показами в пятнадцати залах сразу.

Есть и минусы, которые общество вряд ли заметит: автоматизация всего за несколько лет обесценила труд большинства киномехаников, выдавив их на улицу и вынудив искать другой способ пропитания. Многие предпочли просто выйти на пенсию, поскольку человеку «старой закалки», не дружащему с электроникой, найти при таком раскладе новую работу по специальности слишком сложно. У тех же, кто решил освоить цифровой формат и перековаться в «оператора кинопроекции», есть шансы остаться в «системе». Далеко не все эти люди считают отказ от пленки злом. Например, Питер Хауден из британского Далстона романтизировать свою профессию вообще не склонен: «Я не думаю, что демонстрация фильмов на 35-миллиметровой пленке была актом искусства. Это просто рутинная работа, позволяющая презентовать ленту на неплохом уровне. Никакого “авторского почерка” киномеханик иметь не может, и если какие-то необычайно интересные моменты на его долю и выпадают, то чисто случайно. То же самое, думаю, можно сказать и о цифровых показах».

Хаудену вторит Сэм Клементс из Брикстона, которому не очень пришлась по душе прихоть Квентина Тарантино показать своих «Бесславных ублюдков» в аналоговом формате: «Это было просто тяжело. Фильм длился три часа, что означает девять коробок с пленкой. Ничего веселого в обслуживании таких заказов нет. Эти пленки тяжелые, один человек из кинотеатра в кинотеатр их просто не перетащит». В свою очередь, глава известной американской дистрибуционной компании Soda Pictures Эдвард Флетчер считает, что доступность «цифры» породит множество новых рабочих мест и что «в ближайшие годы нас ждет расцвет маленьких уличных кинотеатров, разумно сочетающих показы мейнстримного и независимого кино».

«Будки киномехаников привносят чудесный романтический элемент в кинопроцесс, – рассуждает режиссер Питер Флинн, посвятивший профессии механика документальный фильм “Умирающий свет”. – Вот этот сноп света из окошка кинопроекционной, тени на экране… Но для меня гораздо более романтично другое: люди ведь стареют так же, как устаревают технологии. И нам повезло жить именно сейчас, поскольку мы станем первым поколением, которое заглянуло в будущее».

Проекционная

В России дигитализация идет не такими темпами, как в США, – здесь наряду с новыми цифровыми проекторами все еще в ходу динозавры советской эпохи, так что люди, умеющие совладать с обоими форматами, по-прежнему востребованы, хоть и не в таком количестве, как раньше. Разумеется, поступь прогресса неотвратима, и во всех странах пленка планомерно вытесняется более удобной «цифрой», так что единственный вопрос состоит не в том, отомрет ли целлулоид, а лишь когда это произойдет. Но как раз здесь полной ясности пока нет, поскольку в этом году Голливуд решил притормозить процесс. После того как в 2013-м компания Fujifilm попрощалась с «фабрикой грез» и то же самое подумывали сделать представители Kodak, выяснилось, что большое количество знаменитых режиссеров никак не мыслят своего будущего без кинопленки.

«Цифровой формат означает смерть кинематографа, каким я его знаю, – заявил Квентин Тарантино в Каннах в прошлом году. – Показы в цифровом формате превращают кино в телевидение. Если вам охота смотреть цифровой релиз, с тем же успехом можно и дома остаться». С Квентином согласились такие влиятельные коллеги, как Кристофер Нолан и Джей Джей Абрамс, в результате чего шесть крупнейших американских студий (20th Century Fox, Disney, Warner Brothers, NBC Universal, Paramount и Sony Pictures) заключили с Kodak эксклюзивный контракт на поставку пленки для будущих нужд Голливуда. «Это, без сомнения, затратная затея, – прокомментировал продюсер Боб Вайнштейн февральское соглашение. – Но я не знаю, как бы мы смотрели в глаза некоторым нашим режиссерам, если бы не сделали этого».

Время покажет, чем обернется эта последняя отчаянная попытка спасти аналоговый кинематограф. Но сейчас у пленки действительно мощное лобби, о чем говорят хотя бы прошлогодние целлулоидные релизы, среди которых «Отель “Гранд Будапешт”», «Интерстеллар», «Левиафан», «Врожденный порок», «Игра в имитацию» и прочие нашумевшие хиты. В этом году масла в огонь подольют новые «Звездные войны», пятая «Невыполнима миссия», «Бэтмен против Супермена», «Человек-муравей», «Мир Юрского периода» и другие фильмы, которых с нетерпением ждет огромное количество людей… В конечном счете даже скептики вроде Сэма Клементса, вдоволь поругавшись на сопутствующие неудобства, соглашаются с тем, что пленка – вещь совершенно особенная. Словами этого киномеханика мы и закончим, пожалуй, нашу статью.

35 мм пленка Kodak

«Работая в кинотеатре, я получил шанс прикоснуться к кое-каким совершенно чудесным старым лентам, – признался Клеменс. – Недавно, например, я добыл копии “Зеркала” и “Сталкера” Тарковского. Там не хватает некоторых кадров, что говорит о возможных повреждениях во время показов, или, может, какой-то российский киномеханик решил вырезать себе кое-что для коллекции… Знаете, это совершенно удивительное ощущение – держать в руках пленки, которые показывались еще до вашего рождения. Мне нравится, что у каждого из этих фильмов имеется некий бэкграунд, своя собственная история. Это та самая вещь, которую нельзя сымитировать и которой у “цифровой” копии не будет никогда».

киномеханик в кинотеатре

Киномехаником является специалист, который отвечает за демонстрацию фильмов в кинотеатре.

Содержание:

История профессии

Конец XIX столетия ознаменован открытием первых кинотеатров.

В 1895 году братья Люмьер смогли запатентовать сконструированный ими «Синематограф» – устройство, с помощью которого удавалось записывать и воспроизводит движущееся изображение.

Изначально они самостоятельно демонстрировали фильмы зрителям: заправляли пленку в проектор и пребывали в зале, чтобы по потребности прокомментировать происходящее на экране.

Профессия киномеханик официально возникла в начале XX века одновременно с открытием никелодеонов ― дешевых кинотеатров. Возникла острая потребность в квалифицированных специалистах, которые умели грамотно обращаться с проекторами. Обслуживание первых киноаппаратов являло собой довольно трудоемкий процесс.

Особенности профессии

Киномеханик ― это профессия, что претерпела существенные изменения с момента возникновения. Сегодня труд ее представителя значительно облегчен благодаря наличию современной кинопрокатной аппаратуры.

Профессия не подходит людям с плохим слухом и зрением, наличием психических и нервных заболеваний, а также ― болезнями опорно-двигательного аппарата.

Обязанности

Перечень обязанностей киномеханика варьируется в зависимости от технического оснащения, что применяется в конкретном кинотеатре.

Как правило, специалист должен:

  • «Заливать» файлы в формате DCP на сервер;
  • загружать электронные ключи для открытия DCP-файлов;
  • подбирать оптимальный уровень освещения, контролировать синхронизацию звука и настройку опций на проекторе;
  • осуществлять подготовку необходимой аппаратуры к показу фильмов;
  • обеспечивать демонстрацию в соответствии с общепринятыми стандартами и инструкцией;
  • проводить регулярный профилактический осмотр эксплуатируемого технического оснащения с целью убедиться в его исправности;
  • вовремя обнаруживать и оперативно устранять неполадки и поломки приборов. По необходимости договариваться о ремонте с компаниями, что предоставляют соответствующие услуги.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать киномеханик:

  • ответственность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • быстрая реакция;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • хороший слух и зрение;
  • интерес к кинематографу.

Навыки и знания

Профессия киномеханик требует технической грамотности.

В современных кинотеатрах активно применяют цифровую технику, в частности ― для демонстрации фильмов формата 3d. Поэтому в работе специалисту требуются знания эксплуатационных характеристик и особенностей функционирования используемой кинопрокатной аппаратуры. Это позволит грамотно проконсультировать руководство театра на этапе покупки нового оборудования.

Перспективы и карьера

Киномеханик ― это специалист, в услугах которого нуждаются кинотеатры, киностудии или развлекательные центры.

Еще во время учебы стоит искать возможности для совершенствования полученных навыков на практике.

Следует учесть, что специфика данной профессии не предусматривает особой перспективы продвижения по карьерной лестнице. Ответственный подход к выполнению обязанностей позволит занять должность старшего киномеханика. При этом грамотный специалист с опытом работы может переквалифицироваться на звукорежиссера либо кинооператора.

Обучение

Работать киномехаником могут выпускники средних специальных и высших заведений технического профиля.

Необходимо освоить одну из следующих специальностей: «Киномеханик», «Аудиовизуальная техника» или «Театральная и аудиовизуальная техника».

О тех, на кого начинают свистеть, если фильм в кинотеатре прервался, хотя бы на полминуты, и совершенно о них не помнят, если сеанс прошел без сучка и задоринки. Они тому и рады, но все-таки не откажутся от своих 5 минут славы.

Киномеханики. Изображение № 1.

Киномеханик — профессия, зародившаяся одновременно с появлением кино. Даже в самых первых кинотеатрах были операторы проекторов, которые следили за тем, чтобы зритель думал только о картинке на экране. С начала 20 века их работа менялась, эволюционировала и пополнялась все новыми и новыми устройствами и нюансами. Неизменным осталось только то, что они, в большинстве своем, так хорошо выполняют свою работу, что посетители кинотеатров уже забыли об их существовании.

Киномеханики. Изображение № 2.

Первые кинотеатры, а соответственно и киномеханики, появились еще в конце 19 века. Томас Эдиссон тогда решил продать несколько своих Витаскоп-проекторов. Это послужило началом эпохи кинопоказов для широких масс из которого выросли кинотеатры, которые мы знаем сейчас. В начале 20 века появились кинотеатры никелодионы (от никель – англ. — 5 центов и odeion — греч. — крытый театр). Для них-то и понадобились высококвалифицированные специалисты, которые могли умело обращаться с проектором. Со времени появления кинотеатров обязанности киномехаников варьировались от необходимости тушить свет перед сеансом и открытия занавеса, до регуляции громкости музыки и управления специальными световыми эффектами.

Пленка

Киномеханики. Изображение № 3.

Даже сейчас, когда многие процессы автоматизированы и работа механиков, казалось бы, становится проще, отдыхать им не приходится. Каждый фильм поставляется на частях примерно по 600 метров каждая. Полный метраж полуторачасового фильма составляет порядка 3,5 – 4 километров. Задача киномеханика заключается в том, чтобы, когда фильм поступает в кинотеатр проверить, все ли части на месте, пригодна ли пленка для показа, нет ли полос на изображении. После этого все нужно смонтировать в отдельный рулон. И в дни, когда происходит пересдача материала (одни фильмы снимаются в проката, другие приходят) киномеханик всю ночь, обычно со среды на четверг, клеит фильмы. Этот процесс нужно проводить очень внимательно, потому что, если киномеханик случайно ошибется, фильм может с середины пойти вверх ногами.

Киномеханики. Изображение № 4.

Второй важный момент это фонограмма. Фонограмм сейчас применяется две: цифровая и аналоговая. В цифровой дается разбивка на все динамики в зале. Собака залаяла справа, паровоз загудел слева. Цифровая фонограмма иногда повреждается или может быть просто не качественно прописана. В этих случаях она может «слетать». Чтобы звук совсем не пропадал, она дублируется аналоговой фонограммой.

Раньше использовалась «горючая пленка», на нитро основе, которая буквально воспламенялась. Точь-в-точь как в фильме «Бесславные ублюдки». Были случаи, когда сгорали целые кинотеатры. Но это было еще до 60-х годов. Потом ее изъяли и перешли на триацитатную пленку — не горючую. Пленка, с которой кинотеатры работают сейчас, кроме того что не горит, редко рвется. Если хорошо выполнены склейки такая вещь как «обрыв», частая в 70-80 годы, сейчас почти исключена.

Киномеханики. Изображение № 5.

Проверка, монтаж пленки и фонограммы — все это предшествует сеансу, но и во время кинопросмотра киномеханик не сидит без дела. В некоторых кинотеатрах по прежнему используется система с двумя параллельными проекторами, которые нужно менять в означенный момент. Раньше, когда приходилось делать переход каждые 20 минут, на каждом сеансе дежурили по два киномеханика. В современных многозальных кинотеатрах одна пленка может прокручиваться одновременно в нескольких залах. Это называется система Interlock. Пленка может идти на 3-4 зала. Из одного проектора в другой с разницей секунд в 20, пока пленка едет между проекторами. В современных кинотеатрах для удобства используется бесперемоточная система показа. Пленка берется и накручивается обратно на бобины сразу в правильном виде.

Киномеханики. Изображение № 6.

Леонид. Кинотеатр «35ММ», стаж 19 лет

Научился пленку заряжать и сидишь. Но ведь это еще не все. А что если с проектором что случится? Можешь на глаз определить где начало, а где конец на куске пленки? Нужно уважать себя и если человек чем-то занимается, то нужно делать это как можно лучше. Тем более здесь мы работаем для живых людей. Если про меня не вспомнил никто, значит я иду с работы с нормальным настроением.

Теперь с приходом цифрового формата и появлением мультиплексов один киномеханик может обслуживать по 10-12 залов.

Киномеханики. Изображение № 7.

Цифровой формат

В плане управления это совершенно разные вещи. В случае с пленкой приходится больше работать руками а, с цифровым требуется более серьезная подготовка в работе с программами. Фильм поставляется на жестком диске. Все ролики забиваются в плеер, в специальную программу. С одной стороны это выглядит проще, но знаний об оборудовании нужно несколько больше. Начинающему специалисту довольно сложно запомнить сразу все нюансы управления. Пленку нужно резать, склеивать, а здесь это больше напоминает работу с медиа-плеером. Кроме того, с пленки формат 3D уже практически не транслируется. Только iMAX кинотеатры до сих пор используют пленочные 3D копии фильмов. Для того чтобы добиться стереоэффекта фильм транслируется сразу с двух проекторов. В остальных кинотеатрах 3D транслируется с одного проектора уже в цифре. Кроме того, механики отмечают, что цифровой формат не только не уступает в качестве пленке, но напротив показывает более четкую и яркую картинку. Однако вечный спор о цифровом и аналоговом находит место и здесь.

Киномеханики. Изображение № 8.

Киномеханики в кино

Не удивительно что в самом кино киномеханики тоже заняли свое достойное место. От второстепенных персонажей в боевиках («Последний герой боевика») до главных протагонистов короткометражных мультфильмов. Вот наиболее яркие из киномехаников засветившиеся в кино.

Киномеханики. Изображение № 9.

В культовом фильме 1971 года актер Чак МакКанн играет киномеханика маленького кинотеатра, который большую часть жизни проводит, смотря, цитируя и погружаясь в кино. В своих
фантазиях он перевоплощается в Капитана Флэша, который должен спасти мир, победив злодея Бэта и его нацистов.

Тайлер Дарден является, наверное, самым известным киномехаником-любителем современной поп культуры. Едва ли можно забыть его бытовой терроризм,
в виде вклеивания в белоснежку фрагментов порно. Благодаря ему широкие массы узнали про такой технический термин как «сигаретный прожег» — сигнал к смене проектора.

Красавица Мелори, киномеханик из последнего фильма Тарантино, прославилась нестандартным использованием пленки и принципиальным выбором репертуара для своего небольшого кинотеатра в Париже. Ее работа сыграла ключевую роль в созданной режиссером фантазии на тему Второй Мировой Войны.

Фильм Андрея Кончаловского это трагическая история офицера КГБ Ивана Санчина, который работал личным киномехаником Сталина с 1939 года до самой его смерти. Помимо профессиональных обязанностей рассказывает о смертельно опасных махинациях в стенах Кремля.

Профессия

Многие идут работать киномеханиками, потому что кино это интересно. Поучившись, они увидят, что здесь в основном железки, совсем не то, что просто кино смотреть. А если попал в киносеть, где один фильм идет, например, месяц, то смотреть его уже скучно. Люди охладевают, а иные и вовсе считают, что это и не профессия. Но едва ли можно представить себе человека важнее чем киномеханик в кинотеатре. Именно благодаря им до зрителя доходит работа актеров и режиссеров и в их руках условия, в которых люди посмотрят фильм. Даже в век цифровых технологий иногда приходится разбираться в устройстве 16 мм проектора, чтобы показать фестивальный японский фильм 50-х годов или просидеть ночь, склеивая 5 километров пленки.

Киномеханики. Изображение № 10.

Александр. Кинотеатр «Пионер», стаж 6 лет

Дома кино смотрю редко. Хватает. Привыкли уже к качеству. Ты становишься на столько гурманом кино. Знаешь какой фильм плохой, какой хороший. Что смотреть, что не смотреть. Редки фильмы, которые тебе нравятся. Нас уже сложно чем-то удивить. Самое главное пожелание — чтобы зритель был терпим.

Люди ходят в кино в праздники, вечером. Когда все отдыхают — киномеханик работает. С этим приходится мириться. Но труд киномеханика всегда будет востребован, даже не смотря на то, что его работу замечают только тогда, когда что-то идет не так.

Читайте также: