Что за профессия кондуктор грузовых поездов

Опубликовано: 02.10.2024

1.2. Кондуктор грузовых поездов назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Кондуктор грузовых поездов относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность кондуктора грузовых поездов назначается лицо, имеющее среднее образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности кондуктор грузовых поездов должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Кондуктор грузовых поездов должен знать:

  • техническо-распорядительные акты железнодорожных станций;
  • технологические процессы работы обслуживаемых железнодорожных станций;
  • инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования в объеме, необходимом для выполнения работ;
  • правила перевозок груза;
  • план формирования поездов и производства маневровой работы;
  • устройство тормозных упоров;
  • правила пользования тормозными башмаками и тормозными упорами;
  • общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава;
  • правила хранения и пользования переносной радиостанцией и другими средствами связи.

1.7. В период временного отсутствия кондуктора грузовых поездов его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Кондуктор грузовых поездов осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Обслуживание сборных, вывозных, передаточных и хозяйственных поездов на железнодорожных путях общего пользования, обеспечение сохранности перевозимого в них груза.

2.2. Прием и сдача перевозочных документов на вагоны, ознакомление работников локомотивной бригады с натурным листом на отправляемый поезд и планом маневровой работы.

2.3. Прием, сдача поездов и вагонов и их обслуживание на железнодорожных путях необщего пользования.

2.4. Проверка правильности формирования поезда и погрузки груза на открытом подвижном составе.

2.5. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда.

2.6. Ограждение и закрепление поезда тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке его на перегоне.

2.7. Выполнение маневровой работы.

2.8. Руководство действиями рабочих, участвующих в маневровой работе с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных железнодорожных станциях.

2.9. Обеспечение безопасности движения при сопровождении поездов и производстве маневровой работы.

2.10. Выгрузка на железнодорожных путях необщего пользования груза из думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов.

В случае служебной необходимости кондуктор грузовых поездов может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Кондуктор грузовых поездов имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы кондуктора грузовых поездов осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы кондуктора грузовых поездов является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы кондуктора грузовых поездов определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью кондуктор грузовых поездов обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Примечания:

1. Старший кондуктор грузовых поездов тарифицируется на один разряд выше кондукторов грузовых поездов, которыми он руководит.

2. При обслуживании поездов всех наименований на участках узкой колеи кондуктор грузовых поездов тарифицируется на один разряд ниже кондуктора грузовых поездов, обслуживающего соответствующие поезда широкой колеи.

Кондуктор на железной дороге: отголоски прошлого или актуальная в наши дни профессия?

Кондуктор грузовых поездов

Все мы знаем о таких «железнодорожных» профессиях, как проводник вагона, начальник поезда, машинист и… кондуктор. Но если с тремя первыми профессиями все более-менее понятно, то о кондукторах большинство из нас имеет самое туманное понятие.

Скорее даже так: многие люди знают, что на железной дороге работают кондуктор только из песен «Постой, паровоз…» и «Сиреневый туман».

Так что же это за профессия такая — кондуктор, и какие обязанности возложены на данных сотрудников российских железных дорог?

Обер-кондукторы были важными персонами на железных дорогах и даже имели свой форменный мундир

Когда возникла профессия кондуктора?

Работу кондуктором на первых российских железных дорогах можно без преувеличения назвать одной из самых ответственных и важных. В данной профессии была своя «табель о рангах», включающая в себя следующие должности:

  • обер-кондуктор;
  • старший кондуктор;
  • тормозной кондуктор («тормозильщик»);
  • хвостовой кондуктор;
  • смазчик.

Обязанности кондукторов в зависимости от их ранга были различными:

Название «собачник» имеет следующую этимологию: хвостовые кондукторы не хотели нести на себе через весь состав тяжеленный тормозной башмак, поэтому они привязывали его на длинную веревку и тащили волоком, как упирающуюся собаку.

  1. Обер-кондуктор не выполнял тяжелой физической работы, но это не означает, что он ничего не делал. Составление маршрута поездки, осуществление связи между дежурным по станции и машинистом локомотива, регулирование скорости движения и т.д. — от качества работы главного кондуктора напрямую зависела «функциональность» всего состава. Важной обязанностью был также контроль наличия свободных мест в вагонах различных классов. Поскольку в те времена у пассажиров не было возможности купить ж/д билеты через Интернет или хотя бы узнать, есть ли в поезде свободные места, зачастую вагоны III-IV классов оказывались набитыми битком, что нередко приводило к аварийным ситуациям (на пути выпадали вещи, а то и пассажиры). Так вот, задачей обер-кондуктора была проверка вагонов различных классов и передача информации о наполненности вагонов телеграфом на следующие станции. Кстати, именно главный кондуктор, убедившись, что поезд полностью готов к отправлению (кондукторские бригады на месте, все пассажиры заняли свои места, двери в вагоны закрыты), подавал машинисту сигнал с помощью свистка. Только услышав заливистую трель, машинист имел право тронуть состав с места. (Именно этот ответственный момент подачи сигнала свистом и отражен в песне «Сиреневый туман»: сердобольный кондуктор «не спешит» отправлять поезд, чтобы дать влюбленным возможность «попрощаться навсегда»).
  2. Старшие кондукторы координировали работу всей кондукторской бригады: тормозильщиков, смазчиков и т.д.
  3. Тормозные кондукторы — люди, отвечающие за своевременное торможение поезда. Именно их профессия увековечена в песне «Постой, паровоз, не стучите, колеса, кондуктор, нажми на тормоза…». На самом деле процесс остановки состава происходил именно так: услышав звуковой сигнал из паровоза поезда, тормозильщики, чьи площадки располагались через каждые несколько вагонов, с помощью рычага прижимали к бандажам колес ручные тормозные колодки. Работа тормозным кондуктором была очень тяжелой и требовала от своих исполнителей физической силы, выносливости, внимательности. В любую погоду, круглые сутки тормозильщики находились на своем посту — открытой всем ветрам, раскачивающейся тормозной площадке. Помимо своих основных обязанностей, старшие и младшие кондукторы также осуществляли сцепку и расцепку вагонов на станционных путях. Чрезвычайно тяжелый труд, отсутствие нормальных условий для работы и отдыха зачастую приводили к тому, что тормозной кондуктор просто засыпал на своем посту, и поезд, проезжая на закрытый семафор, попадал в аварию.

От слаженной работы кондукторской бригады зависело, благополучно ли дойдет поезд до станции назначения

Кондукторы в наше время

Профессия кондуктора была востребована в те времена, когда конструкция поездов была далеко не так совершенна как сейчас. В конце 1960 годов кондукторские бригады были упразднены, впрочем, не до конца.

Работа кондуктором возможна и сейчас, но только на сортировочных и грузовых станциях.

В наше время кондукторы грузовых поездов занимаются обслуживанием товарных поездов, участвуют в формировании состава, отвечают за сохранность груза, контролируют исправность автотормозов.

Инструкция кондуктора грузовых поездов

Кондуктор грузовых поездов

Кондуктор грузовых поездов

Кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд. При обслуживании поездов всех наименований на участках узкой колеи кондуктора тарифицируются на один разряд ниже кондукторов, обслуживающих соответствующие поезда широкой колеи.

1.2. На работу кондуктором грузовых поездов:

1.3. Кондуктор грузовых поездов должен знать:

1.4. Кондуктор грузовых поездов более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить кондукторами грузовых поездов более низкого разряда.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:

1) получает производственное задание;

2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

3) принимает смену;

4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;

5) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)

2.2. В процессе работы кондуктор грузовых поездов:

1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;

2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

7) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)

2.3. В течение рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:

1) обслуживает сборные, вывозные, передаточные и хозяйственные поезда на путях магистрального железнодорожного транспорта;

2) осуществляет прием и сдачу перевозочных документов на вагоны и ознакомление машиниста с составом отправляемого поезда по натурному листу;

3) осуществляет прием, сдачу и обслуживание поездов и вагонов на путях промышленных предприятий;

4) проверяет правильность формирования поезда и погрузки грузов на открытом подвижном составе;

5) принимает участие в опробовании автоматических тормозов поезда;

6) обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах;

7) выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне;

выполняет маневровую работу и руководит действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях;

9) обеспечивает безопасность движения сопровождаемых поездов и при производстве маневровых работ;

10) осуществляет разгрузку на подъездных путях думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов;

11) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.4. В конце рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:

1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;

2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;

3) сдает установленную отчетность;

4) производит осмотр (самоосмотр);

6) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)

3. Права

При выполнении своих обязанностей кондуктор грузовых поездов обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Кондуктор грузовых поездов привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2. Кондуктор грузовых поездов несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

4.3. Кондуктор грузовых поездов за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

1983 N 283/24-82),_______________________________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется приприеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _______________________________________________________________________________(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей___________________________________________________________________________ инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре__________________________________________________________________________. инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

Кондуктор на железной дороге: отголоски прошлого или актуальная в наши дни профессия?

Кондуктор грузовых поездов

Все мы знаем о таких «железнодорожных» профессиях, как проводник вагона, начальник поезда, машинист и… кондуктор. Но если с тремя первыми профессиями все более-менее понятно, то о кондукторах большинство из нас имеет самое туманное понятие.

Скорее даже так: многие люди знают, что на железной дороге работают кондуктор только из песен «Постой, паровоз…» и «Сиреневый туман».

Так что же это за профессия такая — кондуктор, и какие обязанности возложены на данных сотрудников российских железных дорог?

Обер-кондукторы были важными персонами на железных дорогах и даже имели свой форменный мундир

Когда возникла профессия кондуктора?

Работу кондуктором на первых российских железных дорогах можно без преувеличения назвать одной из самых ответственных и важных. В данной профессии была своя «табель о рангах», включающая в себя следующие должности:

  • обер-кондуктор;
  • старший кондуктор;
  • тормозной кондуктор («тормозильщик»);
  • хвостовой кондуктор;
  • смазчик.

Обязанности кондукторов в зависимости от их ранга были различными:

Название «собачник» имеет следующую этимологию: хвостовые кондукторы не хотели нести на себе через весь состав тяжеленный тормозной башмак, поэтому они привязывали его на длинную веревку и тащили волоком, как упирающуюся собаку.

  1. Обер-кондуктор не выполнял тяжелой физической работы, но это не означает, что он ничего не делал. Составление маршрута поездки, осуществление связи между дежурным по станции и машинистом локомотива, регулирование скорости движения и т.д. — от качества работы главного кондуктора напрямую зависела «функциональность» всего состава. Важной обязанностью был также контроль наличия свободных мест в вагонах различных классов. Поскольку в те времена у пассажиров не было возможности купить ж/д билеты через Интернет или хотя бы узнать, есть ли в поезде свободные места, зачастую вагоны III-IV классов оказывались набитыми битком, что нередко приводило к аварийным ситуациям (на пути выпадали вещи, а то и пассажиры). Так вот, задачей обер-кондуктора была проверка вагонов различных классов и передача информации о наполненности вагонов телеграфом на следующие станции. Кстати, именно главный кондуктор, убедившись, что поезд полностью готов к отправлению (кондукторские бригады на месте, все пассажиры заняли свои места, двери в вагоны закрыты), подавал машинисту сигнал с помощью свистка. Только услышав заливистую трель, машинист имел право тронуть состав с места. (Именно этот ответственный момент подачи сигнала свистом и отражен в песне «Сиреневый туман»: сердобольный кондуктор «не спешит» отправлять поезд, чтобы дать влюбленным возможность «попрощаться навсегда»).
  2. Старшие кондукторы координировали работу всей кондукторской бригады: тормозильщиков, смазчиков и т.д.
  3. Тормозные кондукторы — люди, отвечающие за своевременное торможение поезда. Именно их профессия увековечена в песне «Постой, паровоз, не стучите, колеса, кондуктор, нажми на тормоза…». На самом деле процесс остановки состава происходил именно так: услышав звуковой сигнал из паровоза поезда, тормозильщики, чьи площадки располагались через каждые несколько вагонов, с помощью рычага прижимали к бандажам колес ручные тормозные колодки. Работа тормозным кондуктором была очень тяжелой и требовала от своих исполнителей физической силы, выносливости, внимательности. В любую погоду, круглые сутки тормозильщики находились на своем посту — открытой всем ветрам, раскачивающейся тормозной площадке. Помимо своих основных обязанностей, старшие и младшие кондукторы также осуществляли сцепку и расцепку вагонов на станционных путях. Чрезвычайно тяжелый труд, отсутствие нормальных условий для работы и отдыха зачастую приводили к тому, что тормозной кондуктор просто засыпал на своем посту, и поезд, проезжая на закрытый семафор, попадал в аварию.

От слаженной работы кондукторской бригады зависело, благополучно ли дойдет поезд до станции назначения

Кондукторы в наше время

Профессия кондуктора была востребована в те времена, когда конструкция поездов была далеко не так совершенна как сейчас. В конце 1960 годов кондукторские бригады были упразднены, впрочем, не до конца.

Работа кондуктором возможна и сейчас, но только на сортировочных и грузовых станциях.

В наше время кондукторы грузовых поездов занимаются обслуживанием товарных поездов, участвуют в формировании состава, отвечают за сохранность груза, контролируют исправность автотормозов.

Инструкция кондуктора грузовых поездов

Кондуктор грузовых поездов

Кондуктор грузовых поездов

Кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд. При обслуживании поездов всех наименований на участках узкой колеи кондуктора тарифицируются на один разряд ниже кондукторов, обслуживающих соответствующие поезда широкой колеи.

1.2. На работу кондуктором грузовых поездов:

1.3. Кондуктор грузовых поездов должен знать:

1.4. Кондуктор грузовых поездов более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить кондукторами грузовых поездов более низкого разряда.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:

1) получает производственное задание;

2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

3) принимает смену;

4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;

5) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)

2.2. В процессе работы кондуктор грузовых поездов:

1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;

2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

7) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)

2.3. В течение рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:

1) обслуживает сборные, вывозные, передаточные и хозяйственные поезда на путях магистрального железнодорожного транспорта;

2) осуществляет прием и сдачу перевозочных документов на вагоны и ознакомление машиниста с составом отправляемого поезда по натурному листу;

3) осуществляет прием, сдачу и обслуживание поездов и вагонов на путях промышленных предприятий;

4) проверяет правильность формирования поезда и погрузки грузов на открытом подвижном составе;

5) принимает участие в опробовании автоматических тормозов поезда;

6) обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах;

7) выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне;

выполняет маневровую работу и руководит действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях;

9) обеспечивает безопасность движения сопровождаемых поездов и при производстве маневровых работ;

10) осуществляет разгрузку на подъездных путях думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов;

11) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.4. В конце рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:

1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;

2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;

3) сдает установленную отчетность;

4) производит осмотр (самоосмотр);

6) ___________________________________________________________________. (иные обязанности)

3. Права

При выполнении своих обязанностей кондуктор грузовых поездов обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Кондуктор грузовых поездов привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2. Кондуктор грузовых поездов несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

4.3. Кондуктор грузовых поездов за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

1983 N 283/24-82),_______________________________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется приприеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _______________________________________________________________________________(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей___________________________________________________________________________ инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре__________________________________________________________________________. инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

Кондуктор грузовых поездов

ИНСТРУКЦИЯ
------------------------------
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
--------- -------------------
(подпись) (инициалы, фамилия)
Кондуктора грузовых поездов 00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Кондуктор грузовых поездов <1> является рабочим и подчиняется
непосредственно __________________________________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.2. На работу кондуктором грузовых поездов:
- 2-го разряда принимается лицо, имеющее допуск к выполнению работ по обслуживанию грузовых поездов с выполнением маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования;
- 3-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению работ по обслуживанию хозяйственных поездов с выполнением маневровой работы на железнодорожных путях общего пользования;
- 4-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению работ по обслуживанию вывозных и передаточных поездов на железнодорожных путях общего пользования;
- 5-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению работ по обслуживанию сборных поездов на железнодорожных путях общего пользования.
1.3. Кондуктор грузовых поездов должен знать:
- техническо-распорядительные акты железнодорожных станций;
- технологические процессы работы обслуживаемых железнодорожных станций;
- инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования в объеме, необходимом для выполнения работ;
- правила перевозок груза;
- план формирования поездов и производства маневровой работы;
- устройство тормозных упоров;
- правила пользования тормозными башмаками и тормозными упорами;
- общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава;
- правила хранения и пользования переносной радиостанцией и другими средствами связи;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
- ____________________________________________________________________.
(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)
1.4. Кондуктор грузовых поездов более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить кондукторами грузовых поездов более низкого разряда.
1.5. ___________________________________________________________________.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:
1) получает производственное задание;
2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
3) принимает смену;
4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
5) ___________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.2. В процессе работы кондуктор грузовых поездов:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) ___________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.3. В течение рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:
1) обслуживает сборные, вывозные, передаточные и хозяйственные поезда на железнодорожных путях общего пользования, обеспечивает сохранность перевозимого в них груза;
2) осуществляет прием и сдачу перевозочных документов на вагоны и ознакомление работников локомотивной бригады с натурным листом на отправляемый поезд и планом маневровой работы;
3) осуществляет прием, сдачу поездов и вагонов и их обслуживание на железнодорожных путях необщего пользования;
4) проверяет правильность формирования поезда и погрузки грузов на открытом подвижном составе;
5) принимает участие в опробовании автоматических тормозов поезда;
6) обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах;
7) выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне;
8) выполняет маневровую работу и руководит действиями всех работников, участвующих в маневровой работе с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных железнодорожных станциях;
9) обеспечивает безопасность движения при сопровождении поездов и производстве маневровой работы;
10) производит выгрузку на железнодорожных путях необщего пользования груза из думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов;
11) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;
12) __________________________________________________________________.
(иные обязанности)
2.4. В конце рабочего дня (смены) кондуктор грузовых поездов:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) ___________________________________________________________________.
(иные обязанности)

3. Права

При выполнении своих обязанностей кондуктор грузовых поездов обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Кондуктор грузовых поездов привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, с учетом особенностей работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств, установленных статьей 330 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.2. Кондуктор грузовых поездов несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
4.3. Кондуктор грузовых поездов за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
4.4. ___________________________________________________________________.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая инструкция разработана на основе
Тарифно-квалификационных характеристик профессии "Кондуктор грузовых
поездов, 2 - 5 разряд" (Единый тарифно-квалификационный справочник работ
и профессий рабочих. Выпуск 52. Разделы: "Железнодорожный транспорт";
"Морской и речной транспорт", утвержденный Приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н), ______________
_______________________________________________________.
(реквизиты иных актов и документов)
5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ____
___________________________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
___________________________________________________________________________
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
__________________________________________________________________________.
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
5.3. ___________________________________________________________________.

--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Согласно примечанию к § 10 раздела 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 52, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н, старший кондуктор грузовых поездов тарифицируется на один разряд выше кондукторов грузовых поездов, которыми он руководит. При обслуживании поездов всех наименований на участках узкой колеи кондуктор грузовых поездов тарифицируется на один разряд ниже кондуктора грузовых поездов, обслуживающего соответствующие поезда широкой колеи.

--> Тяжёлой была кондукторская служба на железной дороге.

Слово «кондуктор» у нас сегодня чаще всего ассоциируется с человеком, который продаёт билеты в троллейбусе или автобусе. На железнодорожном транспорте было всё по-другому.

Это слово латинское, имеющее такие значения, как «сопровождающий, проводник». Досталось оно железным дорогам в наследство от гужевого транспорта – так называли человека, сопровождавшего почту. На русском флоте кондуктор (только с ударением на второе «о») – почти то же самое, что и боцман. Это специалист по боевой части на корабле. А «английский» кондуктор означает «дирижёр».

В царское время кондуктора на железных дорогах делились на главного кондуктора (обер-кондуктора), старшего, тормозных кондукторов («тормозильщиков»), смазчика и хвостового кондуктора. Дело в том, что в поездах до 1880-х годов не было воздушных тормозов, а поэтому тормозные колодки по звуковому сигналу с паровоза прижимали к бандажам колёс вручную – с помощью рычага, а потом и винта. На первых вагонах колодки были деревянными, а со временем их заменили на чугунные. Поэтому слова известной песни «Кондуктор, нажми на тормоза!» с «железнодорожной» точки зрения безупречны. Количество тормозных кондукторов определялось количеством вагонов в поезде. Тормозные кондуктора располагались через некоторое количество вагонов на своих тормозных площадках, на которой стояла для них деревянная лавка и были тормозной привод и штыри для сигнальных фонарей, ограждавших поезд с хвоста. Это так и называлось: «ехать на тормозе».

Вдоль любого поезда, вплоть до начала XX века, была протянута сигнальная верёвка, которую привязывали к паровозному свистку. Если нужно было подать сигнал машинисту об опасности, необходимости срочной остановки, кондуктора тянули за эту верёвку. Подать такой сигнал мог и смазчик, если видел, что загорелась букса. Кроме того, при разрыве поезда на перегоне сигнальная веревка опять же позволяла подать сигнал.

Смазчик (в годы советской власти он назывался уже поездным мастером) добавлял в пути следования в буксы масло, которое так и называлось – осевое, и производил мелкий ремонт вагонов. Вёз он с собой в особом продолговатом чемодане на случай выплавления подшипников мазь «антиаварийку», крючок, запасную подбивку для букс и инструменты. Профессия смазчика исчезла, когда пассажирские вагоны начали оборудоваться роликовыми подшипниками букс, не требовавшими постоянного ухода и добавления масла.

Хвостовых кондукторов в просторечии называли «собачниками». Идёт он вдоль поезда к хвостовой тормозной площадке, несёт четыре фонаря – три «повесить на хвост», четвертый – для себя, а ещё сумку с едой, спичками, куревом и инструментом. А на верёвке, словно собаку на привязи, тащит тормозной башмак. Башмак нужен для того, чтобы в случае разрыва поезда в пути или при отцепке вагонов от состава положить его под колёса хвостового вагона. Также хвостовой кондуктор смотрел, не упало ли что с вагонов на путь. Он же разжигал хвостовые фонари и сигнализировал ими.

Тяжёлой была кондукторская служба на товарных поездах. Зимой кондуктора ехали в тулупах, шубах, валенках или меховых унтах (это в Сибири), теплых рубахах, рукавицах. На открытых тормозных площадках сильно задувало, на хвосте поезда сильно качало, что было небезопасно для кондукторов. Если поезд в пути следования совершал манёвры на станциях, то кондуктора занимались сцепкой и расцепкой вагонов в пределах станционного пути, а нередко и их перемещением в качестве тяговой силы. Для сталкивания вагона с места использовалась специальная железная лапа, которую просовывали между колесом и рельсом и давили на неё сверху.

Кондукторские бригады, выполняя роль тормозильщиков, за смену беспрерывной работы – откручивания и закручивания рукояти тормоза, отцепок и прицепок вагонов на ветру, дожде и холоде – чрезмерно уставали. Такую тяжёлую работу выполняли старший и младшие кондуктора. Бывало, от переутомления кондуктор засыпал на тормозе, поезд проезжал на закрытый семафор, и дело заканчивалось крушением. Отдых кондукторов длился не более суток. Они были обязаны сами заботиться о явке к следующему рейсу. Наряды на поездку заблаговременно не составлялись. В ожидании назначения кондуктора нередко просиживали в табельной свой свободный день, и, не отдохнув, ехали в новый рейс. Обер-кондуктор в щеголеватой чёрной форме с витыми погонами-галунами и шапкой-бадейкой, похожий на городового, большей частью сидел в конторе дежурного по станции, а работой руководил старший кондуктор. Комнаты для отдыха кондукторов разделялись по рангам. На дверях помещений висели надписи «Для обер-кондукторов», «Для старших кондукторов», «Для младших кондукторов». В помещениях для обер-кондукторов стояли приличные кровати, а в комнатах младших – жёсткие деревянные топчаны. Обер-кондуктор был настоящим хозяином поезда. После начала Первой мировой войны слово «обер» из патриотических соображений заменили «главным», и до 1960-х годов главный кондуктор отвечал за всё, что происходило на поезде. Он вёл маршрут поездки, приносил на паровоз от дежурного по станции предупреждения о скорости и сигнальный жезл, носил в своей массивной сумке на ремне сопроводительные документы на вагоны, следил за расписанием, на больших станциях сообщал сведения о наличии мест специальному агенту, занятому на станции решением всех вопросов по перевозке пассажиров и багажа, а агент передавал эти сведения особой депешей по телеграфу на станции участка. Конечно, вагоны 3-го и 4-го класса на промежуточных станциях набивали пассажирами как хотели, вряд ли кассиры интересовались, есть в них места или нет. Если там явно было уж очень много народа, то обер-кондуктор на ближайшем телеграфе шёл к агенту службы движения или к начальнику станции и требовал передать «по проволоке» всей линии, чтобы в 3-й класс билетов не давали, «и так он битым битый идет, скоро лопнет». Такая возможность у обера была. А самое главное – он подавал своим свистком, как у футбольного судьи, сигнал к отправлению поезда. Без разливистой трели главного кондуктора машинист никогда не трогался с места. Эта трель означала, что поезд полностью готов к следованию, проводники, кондукторская бригада и смазчик на местах, пассажиры сели в вагоны. Кондуктор после третьего свистка сам влезал в вагон, или, если поезд товарный, то на ближайшую за паровозом тормозную площадку, на которой и ехал. На паровозе главные кондуктора ехали только в сильные морозы и дожди. Вслед за свистком кондуктора раздавался мощный гудок паровоза и поезд отправлялся.

В. Чивилихин в книге «Память» написал, что жёны кондукторов, когда ругались с жёнами машинистов, кричали на местном диалекте: «Мой не свисня, твой не поедя». В пассажирских поездах до революции оберы обходили поезд на предмет контроля общественного порядка и проверяли билеты. Вот тут им была настоящая кормушка: получали они мзду и от безбилетников, и от проводников, которых обязаны были проверять.

Главные кондуктора соревновались с машинистами по важности и почёту. Пользовались они почётом и в народе: недаром гробовых дел мастер Безенчук говорит Остапу Бендеру, что «самые могучие люди, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают». Выглядел главный кондуктор во все эпохи очень импозантно – фуражка, мундир, погоны, аксельбанты, начищенные сапоги, кожаная сумка через плечо, часы на цепочке, медный свисток тоже на цепочке. Машинист приезжал из поездки и говорил: «Я приехал». А кондуктор приезжал и всегда говорил: «Я привёл», как будто это он вёл поезд. На Московско-Киевском направлении был кондуктор, который говорил так: «Если по прибытии кочегар у меня кошёлку с вагона не примет, то я им в маршрут одни опоздания запишу». Считал, что все ему должны были прислуживать.

У кондукторов была своя служба – кондукторский резерв. Менялись они в пути, как правило, там же, где менялись и паровозы. В приказах о крушениях и авариях до 1940-х годов указывались фамилии не только машиниста, но и главного и старшего кондукторов.

Таким образом, вплоть до отмены кондукторов в начале 1960-х годов, поезда находились под их постоянным доглядом и уходом в пути следования. Машинисты в пути редко оглядывались на поезд, смотрели в основном только вперед. А отменили кондукторов потому, что усовершенствованные сигналы, вагоны, тормоза и буксы прежнего постоянного внимания к себе уже не требовали.

Увидеть кондуктора во сне – к появлению вынужденной необходимости сделать неприятную работу. Увидеть дружелюбного кондуктора — ваши близкие будут поддерживать вас в любых начинаниях. Ругаться во сне с этим лицом — сон означает, что неблагоприятные обстоятельства могут поссорить вас с друзьями. Самому быть проводником или кондуктором – станете кому-то обузой, доставите лишние хлопоты или испортите жизнь какому-то человеку. Образ кондуктора снится к приятным житейским отношениям со своими родственниками и друзьями.

Читайте также: