Что за профессия кондуктор

Опубликовано: 04.07.2024

Кто такой кондуктор? Почему эти люди стесняются говорить о том, где они трудятся? Что это за работа такая: кондуктор троллейбуса? Кто и как может занять эту должность? И что общего у человека, продающего билеты, и приспособлением для сварки крупногабаритных деталей?

 кондуктор для сварки

Кондуктор - он не только человек

Кто такой кондуктор? Мы привыкли, что это человек, продающий билеты в городском транспорте. И мало кто из людей, не связанных с техникой, знает, что существует еще кондуктор для сварки. Что общего у них - предмета и человека? Вероятно, назначение. Кондуктор для сварки помогает фиксировать в нужном положении детали, которые необходимо сварить между собой. Человек, чья профессия называется таким же словом, позволяет фиксировать людей, заплативших и не заплативших за проезд. Тот, что нужен для сварки обеспечивает качество будущих механизмов. Тот, кто работает в городском транспорте, обеспечивает выполнение плана водителем и как следствие всей отрасли. Именно поэтому в должностных обязанностях этих специалистов закреплены очень серьезные требования. Как и любой рабочий человек, кондуктор троллейбуса или автобуса должен знать:

  • свои права и обязанности;
  • документы, имеющие отношение к его работе;
  • правила перевозки людей и багажа;
  • существующие тарифы;
  • абсолютно все остановки на маршруте.

Кроме этих очевидных обязанностей, кондуктор троллейбуса или любого другого транспорта должен обладать определенными навыками. Без них на официальную, оплачиваемую «белой» зарплатой, работу его могут не взять.

кондуктор троллейбуса

Кондуктор - друг пассажира

Кто такой кондуктор? Лучший друг пассажира. В городском транспорте может случиться всякое. Известны случаи, когда у людей начинался сердечный приступ или роды, люди ломали руки или ноги, начинали выяснять отношения при помощи кулаков.
Водитель не может отвлекаться на шум в салоне, поэтому миссия сохранения нормальной атмосферы полностью возложена на того, кто продает билеты. Должностные обязанности четко указывают, что кондуктор троллейбуса или трамвая, автобуса обязан знать:

кто такой кондуктор

  • правила оказания доврачебной помощи и уметь использовать эти знания на практике;
  • правила безопасной перевозки пассажиров, эксплуатации троллейбуса;
  • грамотно действовать в экстренной ситуации.

Требования к физическому состоянию кондуктора

Для того чтобы 8-12 часов (столько длится смена) проводить в салоне троллейбуса, постоянно перемещаясь из одного его конца в другой, кондуктор должен быть физически выносливым человеком. Он не должен бояться ни жары летом, ни мороза зимой, ни сквозняков круглый год. А еще хороший специалист:

  • говорит на языке пассажиров (это значит, что он не падает в обморок от обилия нецензурной лексики);
  • с детьми и интеллигентными пассажирами общается вежливо и культурно;
  • не боится требовать оплату с подвыпивших буянов и хулиганствующих подростков;
  • при случае может разрядить атмосферу удачной шуткой.

Эти требования не прописаны в инструкциях, необходимые навыки приобретаются только в процессе работы.

Кто может работать кондуктором?

работа кондуктором

Кто такой кондуктор? Работник с крошечной зарплатой. Занимать должность может любой человек, согласный получать за свой тяжелый труд 6-7 тысяч в месяц. Именно очень низкая зарплата делает профессию крайне непопулярной, а текучку на транспортных предприятиях непрерывной. Впрочем, водители находят выход. Во многих городах кондукторы работают неофициально, за наличное вознаграждение. Однако такое трудоустройство нарушает закон. Чаще всего билеты в транспорте продают люди, не имеющие образования, неспособные найти постоянную, высокооплачиваемую работу. Это не значит, что работа кондуктором не уважается в обществе. Почетны все профессии. Но вряд ли человек, закончивший институт, умеющий строить дома, учить или лечить людей, будет с удовольствием занимать такую должность.

Главная картинка статьи Кондуктор – актуальная профессия

Общественный транспорт для любого города — залог комфорта и удобства. И чем крупнее город, тем больше разновидностей общественного транспорта существует, поэтому профессия кондуктора востребована в любом городе.

Водителям трамваев, автобусов и троллейбусов удобнее концентрироваться на выполнении основной работы, не отвлекаясь на получение платы за проезд. Для выполнения этой работы требуются услуги кондуктора.

Особенности профессии кондуктор

профессия кондуктора

Появление общественного транспорта стало стимулом к возникновению этой профессии. Основные обязанности не претерпели значительных изменений, но со временем изменились способы взимания платежей.

В разное время профессия кондуктора переставала быть актуальной. Например, в Воронеже с 2003 года часть маршрутов стала бесплатной. Отдельные города также обходились без кондукторов, вместо них использовались компостеры, которые гасили проездные талоны.

Некоторые страны экспериментируют и вводят бесплатный общественный транспорт, для этого они предоставляют ряд аргументов:

  • Уменьшение пробок.
  • Улучшение экологии за счет уменьшения пользования автомобилями.
  • Снижение затрат на персонал.
  • Уменьшаются издержки на изготовление турникетов, билетов и талонов.

В крупных мегаполисах наземный транспорт часто обходится без кондукторов — их заменили валидаторы. Кондукторов оставляют только на междугородних рейсах.

Но профессия не исчезла. Кондукторов когда-нибудь вытеснят электронные средства контроля, но это долгий процесс, который наступит очень нескоро.

Профессия кондуктора имеет еще одну особенность — в основном ее выбирают женщины. Возможно это связано с тем, что средняя зарплата кондуктора низкая и мужчины реже соглашаются на такие условия работы.

Обязанности кондуктора

  • проведение операций по оплате проезда пассажиров;
  • проверка льготных документов пенсионеров и учащихся;
  • оказание помощи пассажирам при возникновении необходимости;
  • после завершения маршрута проведение осмотра транспорта на наличие оставленных вещей.

Кондуктор общественного транспорта для исполнения своих обязанностей должен знать:

  • принципы оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа;
  • тарифную сетку маршрута, где он работает;
  • названия остановок маршрута, их последовательность.

Также кондуктору необходимы знания по оказанию медицинской помощи, принципам охраны труда и противопожарной безопасности. С этими темами специалистов знакомят в рамках инструктажей при приеме на работу.

Требования к кондуктору

что должен делать кондуктор

Строгих требований к кондуктору не предъявляют, главное для работника — иметь хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Это нужно, так как смены могут длиться более 10 часов, а автобус почти все время находится в движении.

Будущему кондуктору также следует регулярно проходить медицинские обследования. Для работы не подойдет человек с проблемами в работе опорно-двигательного аппарата, плохим зрением и другими заболеваниями.

Ответственность кондуктора

Он несет личную ответственность за покупку билетов всеми пассажирами транспортного средства. В противном случае его ждут штрафные санкции со стороны работодателя, что отдельным пунктом прописывается в трудовом договоре.

Руководство предприятия несет ответственность за обеспечение специалистов всем необходимым для работы инструментарием, а также униформой.

Обучение кондукторов

Не существует учебных учреждений для получения профессии кондуктора. Все знания работник получает на рабочем месте. Поэтому должность кондуктора доступна практически каждому — это дает возможность получить работу людям без образования и специальных знаний.

Перспективы карьерного роста для кондукторов

Профессия кондуктора не подразумевает карьерного роста. Можно выполнять свою работу на разных видах транспорта, но это практически не сказывается на заработке.

Личностные качества профессии кондуктор

Работа кондуктора в первую очередь подразумевает общение с пассажирами, поэтому специалист должен проявлять следующие качества:

  1. вежливость;
  2. коммуникабельность;
  3. доброжелательность;
  4. стрессоустойчивость;
  5. ответственность;
  6. исполнительность.

Уровень заработной платы профессии кондуктор

зарплата кондуктора

По информации сервисов поиска сотрудников, работник может рассчитывать на следующую зарплату:

От людей этой профессии требуется повышенная бдительность, выносливость и превосходная память на лица. С раннего утра до позднего вечера и в жару, и в холод они находятся в движущихся вагонах, общаются с сотнями людей и знают город как свои пять пальцев. Мы же, пассажиры, проезжаем лишь несколько остановок и не задумываемся об их нелегком труде.

«У всех своя история»

Наверняка со стороны многим может показаться, что в этой профессии нет ничего сложного: нужно всего лишь ходить по вагону и продавать билеты. Однако на самом же деле это далеко не так. В улан-удэнских трамваях чаще всего нам встречаются в лице кондукторов представительницы прекрасной половины человечества. И именно им приходится целый день стоять на ногах, практически без возможности присесть, терпеть жару и холод, а также общаться с совершенно разными людьми. Сегодняшняя наша героиня - Юлия Фалилиева - работает кондуктором вот уже девять лет.

Женщина трудится шесть дней в неделю на разных маршрутах. Ее смена начинается и заканчивается по-разному, но наша собеседница предпочитает утренние часы.

Ежедневно кондуктор контактирует с тысячами людей. Одни из них - доброжелательные, другие - просто равнодушные, третьи бывают в алкогольном опьянении, а четвертые отказываются оплачивать проезд. Со всеми пассажирами Юлия должна быть вежливой и приветливой.

- «Зайцы» сегодня редко встречаются, нарушать правила проезда решаются немногие. Да и вычислить их можно без труда. Те кондукторы, которые уже давно работают, сразу замечают, кто без билета. Бывает, стоишь возле первой двери, видишь, что у человека глаза бегают, значит, без денег. Просто посмотришь на него, а он головой мотает, мол, сейчас выйду. Ну и из вагона его не выгонишь – трамвай-то тронулся. Так что одну остановку, да проедет, - рассказывает Юлия.

Но не всегда бывает так, что те, кто не платят, делают это умышленно. Все люди разные, и у каждого случаются разные истории, отмечает наша собеседница.

Что же касается нетрезвых пассажиров, то с ними у кондуктора разговор короткий. Проблем с платой за проезд с такими людьми обычно не бывает, чаще всего они просто нарушают общественный порядок.

Кроме коммуникативных способностей, кондукторы должны обладать и хорошей зрительной памятью. Профессионал запоминает всех пассажиров, получивших билет. А это, к слову, задача не из легких. По словам Юлии, у каждого работника для этого есть свои критерии.

Плюсом к хорошей памяти кондуктор должен иметь железные нервы и быть всегда приветливым. К сожалению, в большинстве случаев эта вежливость часто работает только в одну сторону.

Между тем, несмотря на все трудности, Юлия признается, что любит свою непростую работу. Оптимистичная и дружелюбная женщина старается находить во всем хорошие стороны.

Добросовестную работу Юлии отмечают не только пассажиры - в 2015 году она стала «Кондуктором года».

«Морально нужно быть готовым ко всему»

К слову, сегодня в штате МУП «Управление трамвая» насчитывается более 100 кондукторов. Большинство из них - давние и постоянные сотрудники. Но, как отмечает представитель предприятия Марина Раднаева, нехватка кадров по-прежнему остается большой проблемой.

- Почему-то считается, что профессия кондуктора не очень престижная, что там работают одни пенсионеры. Но на самом деле у нас и много молодых людей, - рассказывает она.

Сегодня устроиться на эту работу могут люди практически любого возраста. Для будущих кондукторов нет никаких требований по образованию, поэтому все, кто подходят по состоянию здоровья, могут смело начинать работу. Правда, морально нужно быть готовым ко всему. Эта профессия - одна из самых стрессовых.

- В прошлом году женщина написала жалобу на нашего кондуктора. Якобы она высадила ее ребенка. Посмотрели камеры, на самом деле все было по-другому. Мальчик зашел в вагон на Бабушкина, кондуктор подошла к нему, он отвернулся – денег у него не было. Наш работник пошла дальше, и ребенок спокойно доехал до своей остановки и вышел, не заплатив. Кондуктор не имела права высаживать ребенка, но тут нужно родителям провести работу. Сегодня он бесплатно поехал, завтра бесплатно взял что-то в магазине, послезавтра украл. Так что, если есть услуга, то нужно за нее заплатить, - говорит Марина Раднаева.

Тем временем МУП «Управление трамвая» приглашает кондукторов в свой дружный коллектив. Желающим нужно обратиться в отдел кадров по телефону: 43-31-39.

Кондуктор, контролер занимается продажей билетов и проверкой их наличия у пассажиров. Он может работать в автобусах, трамваях, троллейбусах, поездах. Специальное образование для этой профессии не нужно.

Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?

Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.


Особенности профессии кондуктора/контролера

Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.

В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.

Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:

  • Продажа билетов пассажирам.
  • Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
  • Взимание штрафов с безбилетников.

Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.

Плюсы и минусы профессии кондуктор/контролер

Плюсы

  1. Стабильная работа и заработная плата.
  2. Возможность общаться с разными людьми.
  3. Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.

Минусы

  1. Не очень высокий уровень дохода.
  2. Физические нагрузки.
  3. Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору.


Важные личные качества

Для того, чтобы успешно занять вакансию кондуктора/контролера, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.

Обучение на кондуктора/контролера

Это работа, на которую можно устроиться и без какого-либо специального образования. Главное – обладать качествами, которые были перечислены выше, и уметь быстро выполнять несложные математические подсчеты (если в обязанности входит продажа билетов за наличные). Как правило, муниципальные организации, которые нанимают таких сотрудников, быстро знакомят их со спецификой работы, и дополнительного обучения не требуется.

Место работы

Кондуктор/контролер может работать на любых маршрутах муниципального или коммерческого транспорта, где есть необходимость в сотруднике, продающем проездные документы и подтверждающем их наличие. Это могут быть как маршруты в пределах населенного пункта, так и междугородние направления.

Зарплата кондуктора/контролера

Уровень доходов такого работника обычно не очень высок и сильно зависит от количества отработанных часов и дней. При регулярной занятости он может доходить до средней зарплаты по региону.

Зарплата на 25.05.2021


Карьерный рост

Эта профессия не предполагает существенного карьерного роста. Хотя кондуктор может получить профильное образование и углубиться в сферу организации пассажирских перевозок как профессионал.

История автобусов в Перми началась в 1926 году. Примерно тогда же появились первые кондукторы — и вот спустя 95 лет эта профессия исчезает.

Городские власти планируют полностью заменить билетеров на роботов уже к лету 2021 года. Экспериментальные автоматизированные рейсы запустят уже с 1 февраля. А пока «В курсе.ру» предлагает вспомнить эпоху кондукторов в Перми.

Ваш билетик. Мой билетик

Профессия кондуктора не является престижной, за тяжелую работу билетеры получают всего около 20 тысяч рублей в месяц. Постоянные стрессы из-за толкающихся в часы пик пассажиров, «зайцы», а с прошлого года еще и штрафы за «безмасочников». Не удивительно, что с кондукторами в Перми связано множество скандальных историй.

Самые яркие «масочные скандалы» «В курсе.ру» вспоминал недавно. Но остаются истории, когда детей выгоняли из транспорта на мороз, драки из-за пьяных пассажиров.

Так, летом 2019 года в редакцию «В курсе.ру» обратился пассажир, которого кондуктор пнула в пах и выгнала из автобуса. Конфликт начался с того, что у молодого человека «не прошла» транспортная карта — якобы на ней закончились поездки. В итоге кондуктор начала кричать и требовать оплатить проезд наличными или выйти вообще. Ну а дальше потасовка и меткий пинок кондуктора. В автобусах установлены видеокамеры, поэтому нарушители привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Ревизор для кондуктора

Все эти скандалы в СМИ всплывали часто, но позицию кондукторов мало кто оправдывал. А им и без жалобщиков приходилось туго. В любой момент в автобус или трамвай могли заглянуть ревизоры с проверкой.

В 2020 году на базе МКУ «Гортранс» появилась контрольно-ревизорская служба, которая ежемесячно проверяла работу кондукторов. Вообще она существовала и раньше, но с прошлого года стала проверять общественный транспорт строже. Например, перевозчикам выписывали штрафы за курение на остановках или разговоры кондукторов по телефону.
Отдельно стоит вопрос внешнего вида кондукторов. Сейчас их можно узнать не только по набедренной сумочке с деньгами, но и по ярким жилеткам. Но пару лет назад на кондукторах в Перми была обычная одежда, чаще всего спортивная. А еще множество украшений, словно они защищались от негатива со стороны пассажиров.

Вообще в договоре о приеме на работу для кондукторов прописаны правила внешнего вида. Та же жилетка для них обязательна. Следить за этим должен перевозчик. Иначе очередной штраф.

«Это мое место»

Каждый пассажир должен знать, где сидит кондуктор. Такое место найти нетрудно. В старых автобусах оно было либо у передней двери, либо в середине машины. Но точно всегда там висела наклейка «Место кондуктора. Просьба не занимать». Вокруг обычно лежали личные вещи: куртка, новые рулоны билетиков, разноцветные подушки и накидки, а еще наклейки, календари, пакеты и так далее.

Сесть на такое кресло можно было только с разрешения кондуктора. Иначе скандал и требование покинуть кресло.

С момента, когда стало известно о введении автоматизированной системы выдачи билетов, кондукторские места должны были исчезнуть. В новых автобусах уже не предусмотрены столики для хранения личных вещей и наклейки, обозначающие запретное место. Только пермские кондукторы не стушевались. В последние месяцы работы они обосновались в самом центре автобуса на местах для инвалидов.

Пермские кондукторы


Фото: «В курсе.ру»

Куртки и подушки стали весить прямо на спинки, пакеты с мусором привязывать к ручкам для инвалидов. Но одно осталось неизменным: никому без разрешения нельзя садиться на это кресло.

Пермские кондуторы 1


Фото: «В курсе.ру»

— Однажды я стала свидетелем такой сцены: в полностью пустом автобусе мужчина сел на условное место кондуктора. Женщина подошла к нему и сказала пересесть. Причем не попросила, а поставила перед фактом. На вопрос, почему он не может сидеть здесь, ему ответили: «А что, не видно, что здесь занято? Это мое место». Мужчина спорить не стал, пересел, — поделилась личным опытом корреспондент «В курсе.ру».

Читайте также: