Что за профессия машинист дорожных и строительных машин

Опубликовано: 04.07.2024

Учебный комбинат «Стремление» приглашает для обучения рабочих кадров по профессии «Машинист дорожных и строительных машин (ДСМ)» по программе Гостехнадзора. Результат обучения и качество полученных знаний контролируется комиссией Гостехнадзора.

Что это за профессия?

Машинист ДСМ после обучения в УК «Стремление» сможет самостоятельно управлять бульдозером и/или экскаватором и с легкостью проводить земляные, строительные и дорожные роботы любой сложности. Это специалист, который знает теоретическую часть и имеет опыт работы, необходимый при качественном уплотнении и выравнивании дорог.
Выпускник нашего УК «Стремление» сможет самостоятельно устранить любую неполадку или даже произвести серьёзный ремонт дорожно-строительных машин (бульдозеров, экскаваторов).

Требования

При всех широких возможностях специальности следует отметить, что Машинист ДСМ должен обладать хорошей выносливостью и физической силой. Все дело в том, что работа на технике специального назначения требует от машиниста достаточно большой самоотдачи. Помимо основной профессиональной задачи иногда приходится быстро делать незначительный ремонт механизмов прямо на месте работы и под открытым небом, при этом погодные условия могут быть самыми непредсказуемыми.

Помимо того, что данная работа потребует не малых физических нагрузок, ответственности, а также постоянной концентрации внимания, эта профессия не подойдет для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, страдающими от сезонных или постоянных аллергических реакций и других заболеваний, которые по предписанию врачей могут еще больше усугубиться.

В соответствии с ЕТКС Машинисты дорожных и строительных машин могут иметь от 1 до 5 разряда. Повышение разряда изменяет только вид и технические характеристики спецтехники, которыми может управлять машинист, а вот требования по практическим навыкам и знаниям теоретической части профессии остаются одинаковыми для любого разряда.

Квалифицированный выпускник нашего УК «Стремление» по специальности «Машинист ДСМ» должен знать:

  • параметры, виды классификации и общее техническое устройство бульдозера;
  • базовые машины бульдозера, их предназначение и техническое устройство;
  • определение, суть, режимы работы и особенности трансмиссий;
  • устройство каждой единицы сборки базовых машин в отдельности и основной принцип их работы в сборке;
  • комплектацию и особенности работы спецтехники на фоне глубокого понимания основных видов и технических характеристик ее рабочего оборудования;
  • разновидность и особенности поведения грунтов, подвергающихся разработке бульдозером;
  • разновидность и особенности земляных сооружений, которые формируются бульдозером;
  • технологию проведения земляных работ;
  • технику безопасности на рабочем месте.

Квалифицированный выпускник нашего УК «Стремление» по специальности «Машинист ДСМ» должен уметь:

  • читать чертежи, схемы сборочных деталей бульдозера;
  • контролировать и выявлять нарушения во взаимной работе отдельных узлов и целостных механизмов управления спецтехникой;
  • составлять план работы бульдозера и соблюдать технологическую последовательность при возведении с помощью спецтехники любых земляных сооружений.

Дисциплинарная программа обучения машинистов ДСМ

Она включает знаниях в таких сферах:

  • техническое устройство и особенности эксплуатации изучаемой спецтехники;
  • технологические основы дорожных работ;
  • ПДД. Ввиду того, что дорожные работы часто проводятся на проезжей части, машинист ДСМ просто обязан знать общепринятые правила дорожного движения;
  • основу и особенности техники безопасности на рабочем месте.

Почему мы?

В нашем УК «Стремление» подготовка специалистов, которая дает им право управлять самоходными машинами, проводится в соответствии с государственными стандартами и типовыми программами, утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства.

Удостоверение тракториста-машиниста дает право управления спецтехникой следующих категорий:

Программа курса обучения машиниста ДСМ включает в себя:

  • теоретическую часть,
  • практическую часть,
  • аттестацию,
  • прием экзамена.

Заключительным этапом обучающего курса является выдача удостоверения машиниста дорожных и строительных машин. Оно будет гарантом вашего профессионализма и позволит найти высокооплачиваемую работу по специальности. С образцом удостоверения вы сможете ознакомиться на официальном сайте нашего УК «Стремление». Также на сайте учебного комбината вы сможете найти всю контактную информацию. Свяжитесь с нами и получите ответы на все интересующие вас вопросы.

Благодаря возможности очного и заочного обучения наш УК «Стремление» гарантировано найдет возможность профессионального роста для каждого своего клиента.

Документы, выдаваемые профессионалу после окончания:

  • удостоверение установленного образца, протокол проверки знаний (без него удостоверение не действительно),
  • лицензия учебного комбината на право осуществления учебной деятельности.

Все вопросы по оплате, стоимости и сроках обучения уточняйте у специалистов.

. Говорят в автодорожном:

После выпуска, возможно,

Нам доверят трассу к солнцу проложить!

Значит, надо нам, ребята,

Быть готовым, как солдатам,

Даже в юной жизни что-то совершить.

Современный мир – это мир машин, и люди, управляющие машинами, по сути, управляют миром. Это особенно актуально, когда речь идет о специалистах по управлению дорожными и строительными машинами, ведь эти механизмы создают основу любой инфраструктуры. Без дорог, зданий, коммуникаций жизнь человека превратилась бы в сплошные мучения! А значит, человек с профессией машинист дорожно-строительных машин просто не имеет шансов на безработицу и бедность.

История этой профессии неразрывно связана с историей производства самой спецтехники. Еще в годы первой пятилетки в Советском Союзе впервые было начато производство строительных и дорожных машин. В 1930 году появился специальный трест дорожного машиностроения, в который вошли шесть заводов: Онежский, Одесский, Краснодарский, Кременчугский, Рыбинский и Николаевский. Однако дорожных машин все равно не хватало, так как объемы строительства дорог и промышленных объектов в годы индустриализации росли невероятным темпом. Поэтому в 1928 – 1930 годах Советский Союз закупал за границей (в США, Франции, Германии, Англии) экскаваторы, катки, бетоно- и асфальтосмесители, автомобильные и прицепные гудронаторы и другие машины. Во время Великой Отечественной войны производство мирных машин было фактически остановлено. Однако в послевоенные годы объемы их производства начали резко возрастать. Работа шла не только над количеством, но и над качеством – модернизировались системы управления, начали широко применять пневматику и гидравлику, а позже и гидростатический привод. Сегодня Россия успешно производит собственную спецтехнику, а также активно закупает за рубежом – в Германии, США, Китае, Южной Корее.

Современные машины – это роскошные механизмы со сложной электроникой. Изменились не только машины, поменялись технологии строительно-монтажных работ, повысились темпы возведения объектов, появились новые методы ведения работ, а также выросли требования к производительности труда. Поэтому сегодня машинист ДСМ – это человек ценной профессии, в которой важны профессиональная инициатива, самостоятельность мышления и высокая степень ответственности.

Итак, чем же занимается машинист ДСМ? Это квалифицированный рабочий, который выполняет строительные, земляные, дорожные работы с помощью бульдозеров, экскаваторов одноковшовых и роторных, скреперов, самоходных катков с гладкими вальцами, уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин, трубоукладчиков. Кроме того он ведет слесарные работы по ремонту различных дорожно-строительных машин и тракторов.

Характер и условия труда этих специалистов меняются год от года. В первую очередь перемены касаются качества техники. На смену допотопным экскаваторам, бульдозерам и каткам пришли новые машины, в которых помимо улучшенных характеристик и расширенного функционала много внимания уделяется условиям труда машиниста. Усилена шумоизоляция кабины, есть системы очистки и охлаждения воздуха, снижена вибрация, да и сама система управления стала удобнее – в современных машинах не нужно дергать рычаги, все манипуляции производятся с помощью кнопок и джойстиков. Даже специалисты со стажем приходят в восторг от современной техники, говорят, что любой мальчишка, который любил в детстве играть в машинки, влюбится в эту профессию раз и навсегда.

В Новосибирске получить профессию машинист ДСМ можно в техникуме автосервиса и дорожного хозяйства (http://xn--80ailszv.xn--p1ai/) на отделении дорожно-строительных машин и механизмов. Заместитель директора техникума по научно-методической работе Михаил Романченко отмечает, что помимо диплома выпускники получают удостоверения машиниста бульдозера, машиниста фронтального погрузчика, машиниста ковшового экскаватора, машиниста автогрейдера, машиниста катка с гладкими вальцами. Занятия проводятся в мастерских, на дорожном участке техникума, полигоне (трактородроме), а последний этап – на участке предприятия. Конечно же, теория здесь чередуется с практикой. На самом предприятии сейчас имеется современная техника, с помощью которой студенты овладевают специальностью. Между прочим, как отмечают в техникуме, почти 100% выпускников работают по специальности, получая зарплату от 40 тысяч рублей в месяц.

Востребованность специалистов подтверждают и те данные, которыми располагает ведущий инспектор отдела анализа рынка труда ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Дмитрий Зиновьев. По его словам, машинисты дорожных и строительных машин – общее наименование востребованных рабочих профессий на рынке труда города. В них на данный момент нуждаются 22 организации. В частности, в базе данных имеется 11 вакансий для машиниста бульдозера, 35 вакансий для машиниста автогрейдера, 39 вакансий для машиниста экскаватора, и этот список можно продолжить. Требования к опыту работы предъявляют 80% работодателей, к профессиональному образованию – больше половины.

В условиях кадрового дефицита компании вынуждены повышать квалифицированным специалистам зарплаты, завлекать хорошим соцпакетом. «Это немаловажно, – отмечает директор по персоналу и социальным вопросам ООО МСУ 78 (относится к ОАО ПМСП «Электрон») Николай Медов. – Рабочий должен чувствовать себя человеком, трудиться в нормальных условиях. В частности, на нашем предприятии все продумано и в сфере питания (есть столовая), и в сфере лечения (поликлиника, оплачивается 50% стоимости лекарств». Однако, по словам Медова, в первую очередь, компания заинтересована в крепких специалистах. Молодежь здесь стараются принимать толковую. В идеале, человек должен после небольшого адаптационного периода сесть на машину, как полноценный работник. «Тяжело, ответственно, но зато это работа, которая позволяет кормить семью», – подчеркивает Медов.

Кстати, заработать деньги эта профессия поможет в любой стране. Представьте себе, в Германии и США машинисты ДСМ сегодня также нужны, как и у нас. Так что востребованность в любой точке мира машинистам ДСМ гарантирована, что важно сегодня для мобильных молодых людей, которые мечтают посмотреть мир! Ну, а успешность зависит от способности человека изучить все нюансы этой профессии и стремления шагать в ногу с прогрессом. Ни одна отрасль не отличается столь бурным развитием, как мировое машиностроение. Современная мощная компьютеризированная техника может делать абсолютно все, но, конечно, при условии, что управляют ею настоящие профессионалы.

Машинист дорожных и строительных машин

Во времена, когда придумали эту полезнейшую машину большинство специалистов, работающих со сложной техникой, называли машинистами. Это было новшество и никто не отличал ещё чётко, какая машина выполняет какую работу, поскольку их видели не все и то очень редко. Трактор был изобретён в XIX веке. Тогда же появились и первые машинисты. Изобретатели в первую очередь думали о том, как облегчить труд крестьян, а значит и трактора придумывались для работы в сельском хозяйстве. Такая тенденция сохранялась вплоть до 30-х годов ХХ столетия. После на такую технику стали устанавливать уже другие функциональные инструменты, которые стали применяться в горной промышленности и строительстве.

Родственные профессии

Тракторист, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Преимущества профессии

Устойчивый высокий спрос на квалифицированных специалистов, участие в масштабных мега-проектах, разнообразие специализаций в рамках профессии, возможность выбора наиболее подходящей интересной работы. Мастера дорожного строительства, квалифицированные машинисты дорожно-строительной техники постоянно находятся в

почете среди механизаторов, имеют работу и хороший заработок.

Ограничения профессии

Труд, требующий физической выносливости, внимательности, аккуратности, упорство в достижении конечного результата.

Машинист дорожных и строительных машин – это квалифицированный рабочий, выполняющий земляные, дорожные и строительные работы с помощью бульдозера, скрепера и экскаваторов одноковшовых и роторных; уплотнение, разравнивание дорог с помощью самоходных катков с гладкими вальцами, полуприцепных на пневматических ш

инах; уплотнение дорог с помощью уплотняющих и планировочно- уплотняющих машин: укладку труб с помощью трубоукладчика: слесарные работы по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Основополагающими факторами, влияющими на изменение характера и содержание труда «Машинист дорожных и строительных машин», является внедрение в практику строительного производства прогрессивных технологий, средств малой механизации с модифицированными возможностями, а также появление новых материалов.

Требования к знаниям и умениям

Для успешного освоения профессии машиниста крана необходимо иметь базовые знания по физике, математике, химии.

Квалифицированный машинист дорожных и строительных машин должен уметь :

  • разбираться в схемах, чертежах конструкции сборочных единиц бульдозера
  • определять категорию и состояние грунта, рельеф местности
  • прослеживать взаимодействие узлов и механизмов управления бульдозерами
  • составлять технологическую последовательность выполнения бульдозерных работ при возведении различных земляных сооружений
  • выполнять срезание, перемещение, разравнивание отсыпного грунта, планировки площадки, засыпку траншей и сгребание снега
  • выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт бульдозера и всех его механизмов
  • определять неисправности в работе бульдозера его механизмов и устранять их
  • участвовать в проведении планово-предупредительного ремонта бульдозера
  • налаживать и регулировать рабочие органы бульдозера в зависимости от характера выполняемой работы с заменой оборудования
  • соблюдать правила охраны труда при техническом обслуживании, перегоне бульдозера и выполнении рабочего задания
  • соблюдать правила дорожного движения

Профессионально важные качества

Профессия предъявляет повышенные требования:

  • к физической силе и выносливости
  • остроте зрения
  • вестибулярному аппарату

Машинист дорожно-строительных машин должен обладать :

  • пространственным воображением и техническим мышлением
  • быть аккуратным и внимательным
  • зрительно-моторной координацией

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана людям, страдающим заболеваниями:

  • дыхательных органов
  • опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз и т.д.)
  • сердечно- сосудистой и нервной систем
  • расстройства психики
  • дефектами зрения и слуха

Условия труда

Уделять внимание вопросам охраны труда, технике безопасности, т.е. мерам, защищающим человека от воздействия на его организм вредностей, связанных с производственным процессом и условиями труда. Учитывать условия труда при низких температурах, т.е. на севере. В северных условиях нагрузки на человека выше, чем в обычных, это увеличивает теплоотдачу рабочего. Применение зимней теплой спецодежды, учет зимних условий при работе двигателя, умение обращаться с незамерзающими тормозными жидкостями. Соблюдение требований противопожарной безопасности.

Области применения профессии

Машинисты строительных и дорожных машин могут работать в любой отрасли промышленности, где необходимо: дорожная техника: горнодобывающие предприятия, дорожно-ремонтные строительства, карьеры, автосервисы.

Перспективы карьерного роста

  • специализация и освоение смежных областей – универсальность

Повышение разряда, освоение новых специальностей, овладев знания по устройству технологии применения и эксплуатации дорожно-строительных машин учащиеся могут стать высококвалифицированными машинистами, способными проявить мастерство высокопроизводительной и безопасной работе на вверенных машинах, поддержании их за весь срок эксплуатации в работоспособном состоянии, личный интерес в результатах труда.

  • управленческое карьерное развитие

Со временем, имея стаж и опыт работы, рабочий может претендовать на должность бригадира, техника. При этом необходимо повысить образовательный уровень в техническом колледже или профильном институте.

Машинист дорожных и строительных машин — это квалифицированный рабочий, выполняющий земляные, дорожные и строительные работы с помощью бульдозера, экскаваторов; уплотняет, разравнивает дороги с помощью специализированных машин. Выполняет слесарные работы по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Необходимы хорошее здоровье, физическая сила и выносливость, высокая острота слуха и зрения, высокая скорость и точность сенсомоторных реакций, развитый глазомер (линейный, плоскостной, объемный), умение распределять и быстро переключать внимание, хорошая зрительная память, склонность к работе с техникой.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы, имеющим пониженные показатели зрения и слуха, аллергию.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать слесарное дело, назначение, принцип работы и технические характеристики машин. Систему технического обслуживания и ремонта строительных машин. Требования к качеству земляных работ и методы оценки качества. Технологию выполнения работ, устройство и требования безопасного пользования ручными и механизированными инструментами

Родственные профессии

Мастер наладчик по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; слесарь-ремонтник; тракторист; водитель автотранспортных средств; контролер технического состояния транспортных средств.

«____» ____________ 20__ г.

Машиниста дорожно-транспортных машин

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста дорожно-транспортных машин [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Машинист дорожно-транспортных машин назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Машинист дорожно-транспортных машин относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Машинист дорожно-транспортных машин отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность машиниста дорожно-транспортных машин назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по данной специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.6. В практической деятельности машинист дорожно-транспортных машин должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Машинист дорожно-транспортных машин должен знать:

  • устройство и технические характеристики дорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений;
  • правила монтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управления ими;
  • системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания;
  • предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование;
  • правила дорожного движения;
  • допустимые углы спуска и подъема машины;
  • виды работ, выполняемые дорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения;
  • правила производства работ с прицепным и навесным оборудованием;
  • технические требования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог и площадок;
  • марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов;
  • способы определения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования;
  • схемы и периодичность смазки узлов и деталей;
  • порядок оформления приемо-сдаточных документов на выполненные работы;
  • слесарное дело.

1.8. В период временного отсутствия машиниста дорожно-транспортных машин его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Машинист дорожно-транспортных машин осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управление дорожно-транспортными машинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс, дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна, передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичных работ с применением основного и сменного навесного оборудования.

2.2. Заправка дорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узлов машин, навесного и прицепного оборудования.

2.3. Выявление и устранение неисправностей машин и механизмов в процессе работы.

2.4. Профилактический ремонт и участие в других видах ремонта обслуживаемого оборудования.

В случае служебной необходимости машинист дорожно-транспортных машин может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

Машинист дорожно-транспортных машин имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Машинист дорожно-транспортных машин несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы машиниста дорожно-транспортных машин осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы машиниста дорожно-транспортных машин является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы машиниста дорожно-транспортных машин определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью машинист дорожно-транспортных машин обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен __________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.


Выпуск утвержден Постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 61

§ 15. Машинист дорожно-транспортных машин

Характеристика работ . Управление дорожно-транспортными машинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс, дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна, передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичных работ с применением основного и сменного навесного оборудования. Заправка дорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узлов машин, навесного и прицепного оборудования. Выявление и устранение неисправностей машин и механизмов в процессе работы. Профилактический ремонт и участие в других видах ремонта обслуживаемого оборудования.

Должен знать: устройство и технические характеристики дорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений; правила монтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управления ими; системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания; предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование; правила дорожного движения; допустимые углы спуска и подъема машины; виды работ, выполняемые дорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения; правила производства работ с прицепным и навесным оборудованием; технические требования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог и площадок; марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов; способы определения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования; схемы и периодичность смазки узлов и деталей; порядок оформления приемо-сдаточных документов на выполненные работы; слесарное дело.

При управлении прицепным грейдером - 2-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью до 44,2 кВт (60 л.с.), моторным катком весом до 5 т - 3-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 44,2 до 73,5 кВт (от 60 до 100 л.с.), моторным катком весом более 5 т - 4-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 73,5 до 147,2 кВт (от 100 до 200 л.с.) - 5-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью свыше 147,2 кВт (200 л.с.) - 6-й разряд.

Характеристика работ . Управление дорожно-транспортнымимашинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс,дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна,передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичныхработ с применением основного и сменного навесного оборудования. Заправкадорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узловмашин, навесного и прицепного оборудования. Выявление и устранение неисправностеймашин и механизмов в процессе работы. Профилактический ремонт и участие вдругих видах ремонта обслуживаемого оборудования.

Должен знать: устройство и технические характеристикидорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений; правиламонтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управленияими; системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания;предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование; правила дорожного движения;допустимые углы спуска и подъема машины; виды работ, выполняемыедорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения; правилапроизводства работ с прицепным и навесным оборудованием; техническиетребования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог иплощадок; марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов; способыопределения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования;схемы и периодичность смазки узлов и деталей; порядок оформленияприемо-сдаточных документов на выполненные работы; слесарное дело.

При управлении прицепным грейдером - 2-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью до 44,2кВт (60 л.с.), моторным катком весом до 5 т - 3-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 44,2до 73,5 кВт (от 60 до 100 л.с.), моторным катком весом более 5 т - 4-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью от 73,5до 147,2 кВт (от 100 до 200 л.с.) - 5-й разряд;

при управлении автогрейдером с двигателем мощностью свыше147,2 кВт (200 л.с.) - 6-й разряд.

Современный мир – это мир машин, и люди, управляющие машинами, по сути, управляют миром. Это особенно актуально, когда речь идет о специалистах по управлению дорожными и строительными машинами, ведь эти механизмы создают основу любой инфраструктуры. Без дорог, зданий, коммуникаций жизнь человека превратилась бы в сплошные мучения! А значит, человек с профессией машинист дорожно-строительных машин просто не имеет шансов на безработицу и бедность.

История этой профессии неразрывно связана с историей производства самой спецтехники. Еще в годы первой пятилетки в Советском Союзе впервые было начато производство строительных и дорожных машин. В 1930 году появился специальный трест дорожного машиностроения, в который вошли шесть заводов: Онежский, Одесский, Краснодарский, Кременчугский, Рыбинский и Николаевский. Однако дорожных машин все равно не хватало, так как объемы строительства дорог и промышленных объектов в годы индустриализации росли невероятным темпом. Поэтому в 1928 – 1930 годах Советский Союз закупал за границей (в США, Франции, Германии, Англии) экскаваторы, катки, бетоно- и асфальтосмесители, автомобильные и прицепные гудронаторы и другие машины. Во время Великой Отечественной войны производство мирных машин было фактически остановлено. Однако в послевоенные годы объемы их производства начали резко возрастать. Работа шла не только над количеством, но и над качеством – модернизировались системы управления, начали широко применять пневматику и гидравлику, а позже и гидростатический привод. Сегодня Россия успешно производит собственную спецтехнику, а также активно закупает за рубежом – в Германии, США, Китае, Южной Корее.

Современные машины – это роскошные механизмы со сложной электроникой. Изменились не только машины, поменялись технологии строительно-монтажных работ, повысились темпы возведения объектов, появились новые методы ведения работ, а также выросли требования к производительности труда. Поэтому сегодня машинист ДСМ – это человек ценной профессии, в которой важны профессиональная инициатива, самостоятельность мышления и высокая степень ответственности.

Итак, чем же занимается машинист ДСМ? Это квалифицированный рабочий, который выполняет строительные, земляные, дорожные работы с помощью бульдозеров, экскаваторов одноковшовых и роторных, скреперов, самоходных катков с гладкими вальцами, уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин, трубоукладчиков. Кроме того он ведет слесарные работы по ремонту различных дорожно-строительных машин и тракторов.

Характер и условия труда этих специалистов меняются год от года. В первую очередь перемены касаются качества техники. На смену допотопным экскаваторам, бульдозерам и каткам пришли новые машины, в которых помимо улучшенных характеристик и расширенного функционала много внимания уделяется условиям труда машиниста. Усилена шумоизоляция кабины, есть системы очистки и охлаждения воздуха, снижена вибрация, да и сама система управления стала удобнее – в современных машинах не нужно дергать рычаги, все манипуляции производятся с помощью кнопок и джойстиков. Даже специалисты со стажем приходят в восторг от современной техники, говорят, что любой мальчишка, который любил в детстве играть в машинки, влюбится в эту профессию раз и навсегда.

В Новосибирске получить профессию машинист ДСМ можно в техникуме автосервиса и дорожного хозяйства (http://xn--80ailszv.xn--p1ai/) на отделении дорожно-строительных машин и механизмов. Заместитель директора техникума по научно-методической работе Михаил Романченко отмечает, что помимо диплома выпускники получают удостоверения машиниста бульдозера, машиниста фронтального погрузчика, машиниста ковшового экскаватора, машиниста автогрейдера, машиниста катка с гладкими вальцами. Занятия проводятся в мастерских, на дорожном участке техникума, полигоне (трактородроме), а последний этап – на участке предприятия. Конечно же, теория здесь чередуется с практикой. На самом предприятии сейчас имеется современная техника, с помощью которой студенты овладевают специальностью. Между прочим, как отмечают в техникуме, почти 100% выпускников работают по специальности, получая зарплату от 40 тысяч рублей в месяц.

Востребованность специалистов подтверждают и те данные, которыми располагает ведущий инспектор отдела анализа рынка труда ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Дмитрий Зиновьев. По его словам, машинисты дорожных и строительных машин – общее наименование востребованных рабочих профессий на рынке труда города. В них на данный момент нуждаются 22 организации. В частности, в базе данных имеется 11 вакансий для машиниста бульдозера, 35 вакансий для машиниста автогрейдера, 39 вакансий для машиниста экскаватора, и этот список можно продолжить. Требования к опыту работы предъявляют 80% работодателей, к профессиональному образованию – больше половины.

В условиях кадрового дефицита компании вынуждены повышать квалифицированным специалистам зарплаты, завлекать хорошим соцпакетом. «Это немаловажно, – отмечает директор по персоналу и социальным вопросам ООО МСУ 78 (относится к ОАО ПМСП «Электрон») Николай Медов. – Рабочий должен чувствовать себя человеком, трудиться в нормальных условиях. В частности, на нашем предприятии все продумано и в сфере питания (есть столовая), и в сфере лечения (поликлиника, оплачивается 50% стоимости лекарств». Однако, по словам Медова, в первую очередь, компания заинтересована в крепких специалистах. Молодежь здесь стараются принимать толковую. В идеале, человек должен после небольшого адаптационного периода сесть на машину, как полноценный работник. «Тяжело, ответственно, но зато это работа, которая позволяет кормить семью», – подчеркивает Медов.

Кстати, заработать деньги эта профессия поможет в любой стране. Представьте себе, в Германии и США машинисты ДСМ сегодня также нужны, как и у нас. Так что востребованность в любой точке мира машинистам ДСМ гарантирована, что важно сегодня для мобильных молодых людей, которые мечтают посмотреть мир! Ну, а успешность зависит от способности человека изучить все нюансы этой профессии и стремления шагать в ногу с прогрессом. Ни одна отрасль не отличается столь бурным развитием, как мировое машиностроение. Современная мощная компьютеризированная техника может делать абсолютно все, но, конечно, при условии, что управляют ею настоящие профессионалы.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста дорожно-транспортных машин [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Машинист дорожно-транспортных машин назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Машинист дорожно-транспортных машин относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Машинист дорожно-транспортных машин отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность машиниста дорожно-транспортных машин назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по данной специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.6. В практической деятельности машинист дорожно-транспортных машин должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Машинист дорожно-транспортных машин должен знать:

  • устройство и технические характеристики дорожно-транспортных машин, навесного оборудования и приспособлений;
  • правила монтажа и демонтажа навесного оборудования, принцип работы и систему управления ими;
  • системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания;
  • предельную нагрузку на обслуживаемое оборудование;
  • правила дорожного движения;
  • допустимые углы спуска и подъема машины;
  • виды работ, выполняемые дорожно-транспортными машинами, порядок и способы их выполнения;
  • правила производства работ с прицепным и навесным оборудованием;
  • технические требования, предъявляемые к материалам, применяемым при устройстве дорог и площадок;
  • марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов;
  • способы определения и устранения неисправностей обслуживаемых машин и оборудования;
  • схемы и периодичность смазки узлов и деталей;
  • порядок оформления приемо-сдаточных документов на выполненные работы;
  • слесарное дело.

1.8. В период временного отсутствия машиниста дорожно-транспортных машин его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Машинист дорожно-транспортных машин осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управление дорожно-транспортными машинами при выполнении работ по планировке площадок, профилированию трасс, дорог, перемещению грунтов и сыпучих материалов, укатке дорожного полотна, передвижке железнодорожных путей, рыхлению горной массы и других аналогичных работ с применением основного и сменного навесного оборудования.

2.2. Заправка дорожно-транспортных машин горючими и смазочными материалами, смазка узлов машин, навесного и прицепного оборудования.

2.3. Выявление и устранение неисправностей машин и механизмов в процессе работы.

2.4. Профилактический ремонт и участие в других видах ремонта обслуживаемого оборудования.

В случае служебной необходимости машинист дорожно-транспортных машин может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Машинист дорожно-транспортных машин имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Машинист дорожно-транспортных машин несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы машиниста дорожно-транспортных машин осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы машиниста дорожно-транспортных машин является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы машиниста дорожно-транспортных машин определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью машинист дорожно-транспортных машин обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен __________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Читайте также: