Что за профессия обережный

Опубликовано: 02.10.2024

Необычные профессии на Руси.

Вопленицы - плакальщицы

Представительницы этих профессий получали денежные вознаграждения за то, что могли громко, пронзительно и долго лить слезы и заунывно причитать. Впервые плакальщицы появились в глубокой древности. В Греции и Риме без них не обходились скорбные обряды.

На Руси их профессиональнее обязанности были широки. На похоронах плакальщицы создавали скорбную атмосферу. И хотя родственники, как правило, и без того горевали по усопшему, присутствие профессиональных скорбящих было обязательным.

Без воплениц не проходила ни одна свадьба. По традициям того времени, невеста, покидая родительский дом, должна была горевать. Но не всегда новоиспеченная жена могла это сделать искренне. Здесь на помощь и приходили плакальщицы, затягивали свои заунывные притчи, и слезы наворачивались на глаза почти у всех.

Интересно, что в это профессии были свои тонкости. Например, больше всего получала та, которая могла вопить на разный лад, обладала актерским талантом, умела сходу складывать притчи, ориентируясь по обстановке. Такому специалисту предлагали дополнительные вознаграждения за то, чтобы именно она присутствовала на обрядовых мероприятиях.

Наузницы

На Руси узлы имели особо значение. Люди считали, что все хитросплетения - запутанные волосы, гривы лошадей, хозяйственные веревки, нитки пряжи - происки нечистой силы. В противовес им работали наузницы. Они создавали узлы разных размеров и форм, каждый имел особое значение.

Сплетались узлы для привлечения удачи, богатства, исцеления от страшных недугов, приворота любимого, укрепления семьи. Были и варианты, которые использовали люди для мести недругам - наузницы могли отобрать везение или навлечь смерть.

По особым заказам вязались обереги с использованием разных устрашающих элементов - костей, иголок, когтей, перьев и частей тел мелких животных. Репутацию и популярность каждая наузница нарабатывала сама себе. Чем больше оберегов, созданных мастерицей, справились со своей задачей, тем более востребованной народная молва делала ее.

Плевальщики

Представители этой профессии на Руси были в почете. Их задачей было сеять репу, выплевывая семена. Посевной материал был очень мелкий, при посадке руками зерна терялись, либо падали в землю кучкой в одно место.

Работа эта была не столь легка. Плевальщику было необходимо научиться контролировать силу плевка, рассчитывать оптимальное количество семян для определенной площади земли. Профессионалы имели достойный заработок и за отдельное вознаграждение учили секретам ремесла всех желающих. В разгар посевной за лучших плевальщиков боролись богатые земледельцы, обещая хорошие деньги за работу именно на их поле.

Дегтекуры и смолокуры

Дегтекуры на Руси встречались довольно часто. Их задача была - добывать деготь из березовой коры. Деготь в те времена был весьма востребованным, его использовали для смазки механизмов, пропитки строительных материалов, применялся для ухода за одеждой и обувью. Самым популярным применением дегтя было производство особого вида кожи - черной юфти. Ее использовали для изготовления качественной, долговечной сбруи, обуви, спецодежды. Работали дегтекуры в специальных ямах, весь процесс перегонки бересты в деготь происходил вручную.

Смолокуры зачастую работали плечом к плечу с дегтекурами. Они их деревьев хвойных пород путем перегонки добывали смолу. Ее применяли для защиты от влаги и гниения, веревки и канаты смолили для придания им прочности. Смолокуры использовали в работе специальные печи или крытые ямы. Именно в них сжигали хвойную древесину, которая при определенных температурах и без доступа воздуха выделяла смолы.

Пастильщицы

Для этой профессии отбирали девушек сильных, крепких и выносливых. Процесс создания популярной сладости был поделен на этапы. Сначала две пастильщицы взбивали яблоки до однородной массы - это занимало у них двое суток. Затем яблочное пюре размещалось тонким слоем на специальной бумаге. Показателем профессионализма считалось умение нанести сырье максимально тонко, не нарушив при этом целостность покрытия. Пастила несколько суток затвердевала и только после этого нарезалась на ровные полоски определенного размера. Бонусом для крестьянок была возможность вволю наесться обрезками пастилы.

Ловцы пиявок и продавцы хвостов

Ловцы пиявок были востребованы благодаря популярности гирудотерапии. В давние времена знахари и целители именно с помощью кровососущих лечили десятки болезней. «Пускать дурную кровь» было принято при любом недомогании - от похмелья до болезней костей и суставов.

Ловцы пиявок работали на болотах. Они стучали палками по поверхности, заставляю пиявок выбраться на поверхность. Все дело в инстинктах - любое колебание воды кровососущие воспринимали как вход в воду потенциальных жертв и устремлялись к месту вибраций. Популярен был метод «ловли на живца». Доброволец заходил в воду и, как только необходимое количество пиявок было набрано, выходил и перемещал их в специальные емкости. В работе были свои нюансы - в лечебных и профилактических целях применялись пиявки определенного размера и выловленные в определенные периоды.

Профессия «продавец хвостов» возникла, благодаря хитрости народа. Особо предприимчивые создавали целый бизнес. Смысл его был в том, что в периоды лютых зим из-за нападения волков на людей, правительство объявляло хорошие вознаграждения за поимку хищников. Доказательством проделанной работы служил предоставленный волчий хвост. Людям настолько понравилось получать за это деньги, что когда волков переловили, они стали делать волчьи хвосты из подручных материалов - волчьих, собачьих шкур и даже пеньки. Таким образом, пока хитрость не была распознана, многие смогли получить хорошие деньги.

Тряпичники и крючочники

Представители этих профессий могут считаться основоположникам технологий по вторичной переработке различного сырья. Они ходили по улицам и собирали ненужные тряпки, банки, железки, ненужный бумажный хлам. Люди отдавали им старые предметы быта, а взамен могли получить сладости и небольшие безделицы.

Существовал целый бизнес, и даже имела место своеобразная иерархия. Самым низшим считался крючочник. Название профессии пошло от орудия труда - он работал палкой, на конце которой был железный крюк. С помощью нее работник ворошил кучи мусора. Все находки сдавались тряпичным тузам, а они уже отдавали сырье хозяевам или напрямую переправляли крупным предприятиям.

На Руси существовало две разновидности работников этой сферы - одни ходили по дворам и скупали сырье, вторые добывали его бесплатно на помойных кучах и в мусорных ямах. Дело это было весьма прибыльным и востребованным, но постепенно сошло на нет.

Никто не будет спорить с тем, что Россия – очень самобытная страна, где может происходить то, что невозможно в любой другой стране. Особые потребности русских людей порождали необычные, зачастую уникальные в своем роде ремесла. О семи таких старинных и немного странных профессиях мы хотим вам рассказать.


Скоморох


Точное значение слова «скоморох» неизвестно, но историки и лингвисты склонны считать, что произошло оно от византийского «скоммарх» – веселить, делать смешное. В пользу этого говорит и образ жизни русских скоморохов, который был таким же кочевым как и у коллег из Византии.

Правда говорить о том, что наши странствующие актеры-юмористы полностью идентичны заморским нельзя – существенная разница таится в репертуаре. Если византийские скоммархи шутили на бытовые темы и разыгрывали житейские сценки, то наши обожали остро-социальные и неприятные для власти представления.

Поэтому наши власть имущие не слишком жаловали острых на язык бродячих артистов, а духовенство и вовсе считало их подельниками нечистой силы. Даже одевались скоморохи, по мнению православных святош, грешно – в короткополые кафтаны, пестрые колпаки с бубенцами и возмутительные маски, нередко подозрительно узнаваемые.


Особой кастой бродячих артистов были кукольники, которые в своих представления использовали в качестве ширмы длинные юбки с обручами, которые задирали выше головы. Само по себе это было уже непотребством, а если учесть, что часто героями кукольного спектакля бывал поп, черт, купец и боярин, то становится ясно, за что артистов этого жанра любили в народе и ненавидели в верхах.

Но бывали и исключения. Обожал скоморохов царь Иван Грозный. Любовь сурового правителя к этим артистам была так велика, что он мог не сдержаться и сам, обрядившись в бесовские одежи, отплясывать с ними посреди палат. Высоко ценил этих артистов и царь Петр I, известный своими пристрастиями к сомнительным представлениям и греховным пирам.

Бубнодел


Непременным атрибутом любого скомороха был бубен. Этот примитивный, на первый взгляд, музыкальный инструмент все же был весьма не прост и для его изготовления нужен был специалист. Бубнодел – редкая и ценная профессия, представители которой занимались производством, вообще, любых ударных инструментов.

Из мастерской бубнодела выходили бубны, барабаны и даже литавры. Для армии эти умельцы создавали огромные набаты, звук которых напоминал раскаты грома и внушал трепет противнику. Для игры на таком инструменте требовались сразу три-четыре ударника.

Хороший бубнодел был всегда на вес золота. Профессия эта имела множество своих секретов, которые передавались из поколения в поколение. Мастер должен был уметь обращаться с кожей, деревом и металлом, а также сам играть на своих изделиях.

Специалисты знали, что лучшие обода получались из березы, но перед тем как согнуть дерево в кольцо, его вымачивали в воде не меньше недели. Были свои тонкости и в работе с кожами. Допустив оплошность в выборе или обработке материала, бубнодел рисковал получить бесполезную поделку с глухим или дребезжащим звучанием.

Кошкодав или кошкарь


Люди этой древней профессии сегодня наверняка бы подвергались серьезным гонениям. Их работа заключалась в том, чтобы ходить по деревням и предлагать жителям разную бытовую мелочевку, в обмен на ненужных котов и собак. В старые времена люди были практичнее и не столь сентиментальны.

Состарились Мурка или Жучка и больше не приносят пользы? Почему не обменять их на нужную в хозяйстве вещицу у кошкодава. Животных этот бродячий бизнесмен убивал и свежевал, а их шкурки шли на пошив недорогой одежды. Колотковый (кошачий) и сторожковый (собачий) мех пользовался спросом у крестьян и небогатых мещан.

Нужно сказать, что кошкарь брал в оборот домашних питомцев с разрешения их хозяев. Поэтому люди этой неприятной профессии любили приговаривать, забивая животину: «Не я бью – хозяин бьет!». Впрочем, говаривали, что люди этого ремесла не гнушались и кражами кошек и собак, если на честный обмен никто не шел.

Каталь


Валенки считаются исконно русской обувью, но современное название они получили относительно недавно. На Руси их называли катаниками, а людей, которые их изготавливают – каталями. Обувка эта ценилась очень высоко, особенно в северных районах, а работа по их изготовлению была тяжелой и очень вредной.

Катали трудились круглый год в духоте и сырости. Сырье для валенок – овечью шерсть, нужно было сначала тщательно очистить от мусора. После этого ее раскладывали и «колотили» специально изготовленной палкой. Позднее для этого стали использовать натянутую струну, и труд каталя стал немного легче.

Разбитую «в пух и прах» шерсть (термин, кстати, из катального дела), раскладывали в форме буквы «Т», сметывали и обрабатывали кипящей водой. Эта технология сегодня называется мокрым валянием и сам процесс выполняют машины. Но в старину все приходилось делать руками и нехитрым деревянным инструментарием.

Валенки могли быть не только разного размера, но и разного фасона. Больше всего ценилась шерстяная обувь с тонким голенищем, изготовленная точно по ноге клиента. Такой заказ мог выполнить далеко не каждый каталь и обходился такой «шик» клиенту совсем недешево.

Бортник


Мед на Руси ценился во все времена, особенно дикий, лесной. А вот желающих лезть в дупло к пчелам всегда было немного и эти люди выделились в особую профессию. Бортники знали про пчел и места их обитания абсолютно все, поэтому успешно изымали мед с минимальным для себя ущербом.

Позднее кому-то в голову пришла в голову мысль, что бортничество может обойтись без изнурительных лесных походов и лазаний по деревьям. Пчелам начали подсовывать готовое дупло в виде выдолбленного внутри ствола дерева. Такое бревно называлось «борть» и украшалось личным клеймом изготовителя.

Бортники узнавали борти друг друга и поддерживали профессиональную этику, отбирая мед и воск только на своих угодьях. Воров, которых иногда ловили за выборкой чужого меда, могли не только крепко избить, но и вовсе порешить – дело-то лесное, скрытное.

Косторез


Кости для наших предков всегда имели некое сакральное значение. Поэтому князья так любили пить меды из кубков, изготовленных из вражеских черепов. В менее суровые времена этот добрый обычай упразднили и начали делать разную нужную и просто красивую утварь из костей коров, моржей, китов и ископаемых зверей.

Работа с костью давалась далеко не каждому. Одного умения и таланта тут было недостаточно – требовалось еще и огромное терпение, которое было не у всех. В России было несколько мест, где резьба по кости стала традиционным народным промыслом и изделия тамошних мастеров легко узнавались специалистами по стилю и особым рабочим приемам.

Особо высоко ценилась продукция из северных Холмогор. Два резных ларца из «рыбьего зуба», то есть бивня моржа, мастера преподнесли Екатерине I. Один из них был украшен золотом, а другой серебром. При Петре I это искусство достигло особых высот – царь люби диковинки и мастера старались превзойти один другого. Из кости вырезали миниатюрные игральные карты и шахматы, табакерки и пудреницы, целые трости и даже крошечные туфельки.

Зверовщики


Если для простого люда охота была промыслом и способом добыть мясо и мех, то для царей, князей и бояр она была своеобразным спортом. Все старались превзойти друг друга в охотничьем мастерстве, а промашки воспринимались как позор. Поэтому русские аристократы и нанимали таких людей, как зверовщики.

Это были настоящие эксперты охоты, нередко прожившие большую часть своей жизни в глухих лесных краях. В обязанности зверовщика входил подбор времени и места охоты, а также непосредственный загон дичи. Он должен был выгнать зверя на нужного человека, чтобы тот смог лично его убить или поймать.

Позже сфера деятельности зверовщиков расширилась, вместе с приходом моды на зверинцы. Русские цари очень любили похвастаться перед гостями диковинными питомцами, а те, в свою очередь, нередко преподносили хозяину экзотические живые подарки.

Павлины, леопарды, крокодилы и даже слоны – кого только не было в зверинцах русских самодержцев. Не отставали от царей и персоны рангом пониже – если не было возможности завести тигра или льва, воеводы и градоначальники заводили медведей, оленей и лосей. За всю эту живность и отвечал зверовщик, которому приходилось превращаться в специалиста по местным и заморским зверям.

Плевальщики
Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

Дегтекуры
На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Ямщики и извозчики
Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

Косари
Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

Коробейники
Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Скоморохи
Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

Плакальщицы
Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

Горшечницы
В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче - украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.

Пастильщицы
Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название - "Пастила Толстых".

Наузницы
Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений. Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.

Повитухи
Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти.

Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие.

Вы на себя плетёте петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?

На мне убогая сермяга,
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.

В мой хлеб мешаете вы пепел,
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.

Вы обошли моря и сушу,
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня - мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.

Работник родины свободной
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как тёрн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?

Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.

В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.

Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.

Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

Дёгтекур и смолокур

Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.

Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Подробнее о лаптях на Руси.

Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви. Какая ещё была обувь на Руси.

Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.

Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.

Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.

Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.

Красильщик – ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.

Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Подробнее.

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность – ткачество.

Вышивальщица

Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Руская народная вышивка.

Кружевная мастерица

На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.

На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.

Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.

Водовоз

Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.

Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.

В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.

На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.

Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Ямщик, извозчик, ломовик

Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.

А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.

«Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.

Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.

Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Щепетильник, банкоброшник, балагол… Думаете, эти странные слова являются забавными характеристиками человека или, быть может, обозначают детали какого-нибудь механизма? Вовсе нет, речь идет о вполне распространенных в старину специальностях, названия которых сейчас известны разве что историкам. Давайте вспомним самые любопытные профессии прошлого и посмотрим, чем же занимались работники тех лет.

Мастера минувших дней

Балаголы владели упряжными телегами и перевозили на них мебель, домашнюю утварь и пр. За небольшую доплату могли занести тяжелые вещи в помещение.

Банкоброшник трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша — машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.

Бруковщики мостили дороги брусчаткой.

Глашатаи информировали население об общезначимых событиях: чествовании прославленных полководцев, прибывающих в город послах, очередной раздаче продовольствия или планирующейся театральной постановке. Они выкрикивали различные объявления, сообщали о новых государственных распоряжениях, указах и т. д.

Гонтари покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов — гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.

Гужевник делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.

Клакеров нанимали для создания искусственного успеха или провала спектакля. Они стремились заразить своим настроением публику в оперных театрах, побуждая зрителей вслед за собой либо шикать артисту, либо аплодировать и кричать «Браво!».

Комашники пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.

Лирники — бродячие музыканты, аккомпанирующие себе на лире, — развлекали народ на рынках и в других общественных местах.

Лудильщики занимались пайкой из медных сплавов (меди, латуни и бронзы). Позже возникла близкая по направленности профессия «сварщик».

Маркитанты в военное время следовали за войском, торгуя съестными и другими припасами.

Метранпажами (от франц. metteur en pages — «верстающий в страницы») называли руководителей группы наборщиков в типографии.

Офени странствовали по городам и весям и торговали всякой всячиной: иголками, бумагой, мелкими поделками, лубочными картинками и пр. Со временем у них сформировался особый уклад жизни и собственный язык (феня), непонятный для большинства окружающих.

Стельмахи изготавливали колеса для телег, бричек, карет. Труд таких специалистов был востребован вплоть до индустриальной революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла.

Таперы, расположившись в кинозале и поглядывая на экран, во время сеанса играли на фортепиано фрагменты различных музыкальных произведений, стараясь, чтобы они более или менее соответствовали каждому эпизоду фильма: веселому, трагичному, торжественному… В эпоху немого кинематографа многие поднаторевшие в своем деле таперы так искусно соединяли мелодии, что получалась живая фонограмма.

Факторы выполняли частные поручения и оказывали посреднические услуги: они всегда знали, кто продает недвижимость, в какой семье на выданье девушка с богатым приданым, где можно выгодно приобрести кур, уток, коров, и сводили продавцов и покупателей. При этом они получали щедрые комиссионные.

Цагельщики занимались лепкой кирпича — цеглы.

Щепетильниками называли купцов, торговавших вразнос перстнями, запонками, серьгами, импортной галантереей и парфюмерией, а также прочим «щепетильным» товаром.

Старые песни на новый лад

Кстати, то, что вышеперечисленные слова исчезли из обихода и стали архаизмами, отнюдь не означает, что канули в Лету и сами профессии. Многие из них в том или ином виде дошли до наших дней, хотя, конечно, эти специальности теперь вряд ли назовешь массовыми. На старых площадях и в центре мегаполисов, имеющих многовековую историю, по-прежнему можно увидеть плоды труда бруковщиков. Они продолжают мостить улицы булыжником, тем самым помогая восстановить исторический облик городов. Благодаря интересу со стороны отечественных и в особенности иностранных туристов обрели вторую жизнь различные ремесленные специальности: в открытых по всей стране «городах мастеров» люди лепят поделки из глины, работают на гончарных кругах, ткут рушники, изготавливают конскую упряжь и многое, многое другое. Функции балаголов в наши дни выполняют водители грузового такси. В подземных переходах и прочих местах большого скопления людей выступают уличные музыканты (правда, никому и в голову не придет назвать их лирниками, тем более что их излюбленный инструмент — гитара). А вместо типографских наборщиков и метранпажей в издательствах сейчас работают дизайнеры-верстальщики, выполняя, в общем-то, те же обязанности, что и их далекие предшественники.

Нельзя не отметить, что с некоторыми профессиями за прошедшие века произошли прямо-таки чудесные превращения. Щепетильники и офени послужили прообразами современных менеджеров по продажам, а глашатаи стали прародителями нынешних рекламщиков и прочих представителей PR-индустрии. Как отмечают историки, помимо государственных указов они озвучивали призывы сильных мира того и сообщали различные компрометирующие сведения, то есть активно использовали агитацию, пропаганду и прочие хорошо известные нам методы политического пиара. Что уж говорить о факторах, буквально наводнивших нашу страну после перестройки? На посредничестве сделали деньги многие бизнесмены, да и сейчас такого рода услуги оказывает огромное количество контор. Так что не будем ставить крест на специальностях, кажущихся нам безнадежно устаревшими: кто знает, быть может, когда-нибудь они вновь появятся на страницах современной истории…

Читайте также: