Какие возрастные особенности подростков влияют на выбор профессии

Опубликовано: 01.07.2024

Понятие "готовности к выбору профессии" в психолого-педагогических исследованиях. Внутриличностные противоречия, пути и способы их разрешения. Направления профессиональной ориентации. Эмпирическое изучение половозрастных особенностей выбора специальности.

Рубрика Психология
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 11.06.2013
Размер файла 50,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Многие недостатки рассмотренных двух типов профконсультации исключает развивающая (активизирующая) консультация. Основное её содержание- активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Главный момент в этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения.

Важным принципом этого типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференцированной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Социальным институт является школа, которая имеет возможности для раз-нообразной профориентационной помощи ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут знакомить школьников не только с определенными отраслями знания, но и с соответствующими производствами (на уроках химии - с химическими производствами, на уроках биологии - с биологическими профессиями и т.п.), тем более что школьни-кам это крайне интересно. Во-вторых, на уроках труда, где у школь-ников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь уча-щимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках, в своих склонностях и ценностных ориентациях, а также научить планировать перспективы своего развития. К сожалению, совре-менная школа выполняет эти задачи лишь частично.

Психолого-педагогические (или психолого - социально-реабилитационные) центры, службы занятости и т. п. Смысл деятельности этих центров состоит в том, чтобы, с одной стороны, оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторов профориентационной работы на уровне района, города или региона. Как уже отмечалось ранее, лучше, если такие центры буду подчиняться не отдельным ведомствам, а высшим органам власти на уровне района, региона и всей страны.

Таким образом, на формирование готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте оказывают важнейшие направления, такие как проф. информирование, проф. консультирование, проф. отбор и подбор и профессиональная, производственная, социальная адаптация.

Глава 2. Эмпирическое изучение половозрастных особенностей готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте

2.1 Организация и методы исследования половозрастных особенностей готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте

Следующие компоненты в структуре готовности к различным видам деятельности: мотивационный компонент по отношению к действию; ориентационный компонент на будущую специальность; операциональный компонент как владение необходимыми знаниями, умениями, навыками; волевой компонент, характеризующий поведение личности; оценочный компонент.

Результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте.

Рекомендации психологу по организации развивающих занятий по формированию готовности подростков к выбору профессии.

Профессиональная ориентация понятие многомерное. Профориентацию целесообразно рассматривать как одну из сфер деятельности психолога- это психологическое сопровождение самоопределяющейся личности.

Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии.

Старший школьный возраст - время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст - критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.

А теперь рассмотрим некоторые рекомендации психологу:

- Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности.

Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если это музыка, то от музыкального произведения к концерту. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины.

- расширяйте кругозор подростков в области профессий.

Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор;

- позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.

Готовность- это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; сформированные идеалы; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями. Достаточно лишь слушать и слышать своего ребенка;

- никогда не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.

Дайте подростку возможность получить свой опыт. Нельзя критиковать желания ребенка и зарубать их на корню. Лучше пусть он сам попробует и поймет свою ошибку. Ну, а если возникают трудности и вопросы как это сделать, то нужно обратиться за помощью к профессионалам.

- психологические тренинги помогают подросткам обрести готовность к выбору профессии. В ходе занятий дети участвуют в специально смоделированных коммуникативных и ролевых играх. Это позволяет им настроиться на самопознание, увидеть свои личностные особенности, получить доступ к своим желаниям, поверить в то, что можно добиться намеченных целей, если захотеть.

- профтестирование поможет определить подростку свои интересы, склонности и способности к той или иной профессии. Пройденный вовремя профтест можно сравнить с палочкой-выручалочкой: он помогает определиться не только с выбором вуза и будущей профессии, но и со специализацией в школе.

Психолог должен помнить, что часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, час-то модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше - физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, жить так, как живут «самые лучшие люди».

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процесса высокоэффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога - активно использовать современный арсенал просветительских средств.

Педагогу-психологу необходимо владеть информацией о существующих информационных сайтах учреждений и организаций по профориентации, правовой поддержке детей и молодежи, популярной психологии для разных возрастов и т.п. В этом направлении эффективным направлением работы является использование ресурсов Детского правового сайта (mir.pravo.by).

Профориентационная работа - важнейшая основа трудового воспитания. Многофакторный характер профессиональной ориентации предполагает координацию деятельности членов педагогического коллектива, в т.ч. заместителя директора школы по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, классных руководителей, учителей-предметников, библиотекаря, медицинских работников, педагога социального и педагога-психолога. Также к обеспечению реализации данного участка работы привлекаются специалисты региональных межшкольных учебно-производственных комбинатов, Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи, центров занятости, внешкольных учреждений и общественность и др. Кроме нормативной правовой и методической документации по соответствующему направлению деятельности целесообразно использовать «Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь» (утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 32/66/22/91).

Цель психологической работы по профессиональной ориентации учащихся - это создание условий, при которых учащийся осуществляет самостоятельный осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности.

Основными направлениями работы педагога-психолога в системе профориентационной работы учреждения образования являются:

1. Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся, готовности к выбору профессии.

Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе в ходе проведения различных психодиагностических мероприятий. Особое внимание данной работе уделяется с параллелями 7-11 классов. Педагогом-психологом должен быть собран оптимальный пакет психодиагностических методик, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность, готовность к выбору профессии. Результаты тестирования, доводимые до учащихся в индивидуальной или письменной форме, будут способствовать самопознанию, развитию рефлексии своих возможностей и склонностей.

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи предлагает комплект психодиагностических методик «Профиль», рекомендованный в качестве электронного пособия для педагогов-психологов (rcpom@ tut.by). Также можно использовать электронный комплекс психологического и информационно-справочного сопровождения школьников «Самоопределение» и электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь профессии» (факультативный курс «Мое профессиональное будущее»).

К формам и методам профессионального информирования относятся профориентационные занятия с использованием мультимедийных презентаций, профориентационные игры, интерактивные беседы, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учебные заведения, на предприятия, в т.ч. виртуальные, разнообразные средства наглядного информирования, активное использование Интернет ресурсов, сайта учреждения образования.

Психологическому взрослению старшеклассников должны способствовать развивающие психологические занятия, в т.ч. по личностному самоопределению, готовности к выбору профессии, формированию временной перспективы, навыков целеполагания.

Педагог-психолог доводит до сведения родителей результаты профориентационного тестирования в письменном виде, организует психологическое просвещение и консультирование родителей с целью оказания помощи в адекватном выборе профессии их детьми.

Педагог-психолог по результатам профориентационного тестирования и участия в психологических занятиях, создает базу данных и на основании имеющихся данных формулирует рекомендации для учащихся, родителей, классных руководителей и учителей предметников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что под психологической готовностью мы понимаем - это особое психическое состояние, подразумевающее целостную характеристику психической деятельности, которая может быть длительной или кратковременной в зависимости от индивидуальных особенностей личности и типа нервной деятельности, а также от условий, в которых протекает деятельность и как потенциальное состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности, принятию важного решения на когнитивном, эмоциональном, волевом уровнях, с другой стороны, как интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно - деятельностный компоненты.

Таким образом, на формирование готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте оказывают важнейшие направления, такие как проф. информирование, проф. консультирование, проф. отбор и подбор и профессиональная, производственная, социальная адаптация.

Таким образом, на формирование готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте, влияют индивидуально-личностные особенности: способности, интересы, наклонности, где ведущей деятельностью является общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.

В данном возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.

Для того, чтобы активизировать процесс формирования психологической готовности к выбору профессии, необходима развивающая профессиональная консультация. Главный момент - перенесения акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения, но нужно и учитывать движущую силу самоопределения - противоречие. Важной особенностью самоопределения выступает его обращённость в будущее.

Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы человека где, немаловажную роль играет и профессиональное воспитание.

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова Е.С. Особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36454 (дата обращения: 21.05.2021).

Вопрос «Кем быть?» возникает в жизни любого человека, находящегося на пути окончания школы. Особенно данный вопрос актуален для старшего подросткового возраста, т. к. именно этой возрастной категории учащихся предстоит сделать выбор: выбор профессии, выбор учебных предметов для сдачи необходимых экзаменов, выбор учебного заведения для получения профессионального образования. Перед сдачей экзаменов и поступлением в профессиональное учебное заведение перед учащимися появляется главная цель — профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации (4). В этот период происходит согласование социально-профессиональных потребностей и внутриличностных особенностей и склонностей личности, который проявляются в обучении и на всем жизненного пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.

Старшим подростковым возрастом называют период с 14 до 16 лет, но границы данного периода, как показывает Л. Ф. Обухова, могут отличаться в исследованиях авторов (2, с. 285). Данному возрасту уже не свойственны те импульсивность и неустойчивость, которые характерны для младших подростков. Наоборот, старшие подростки становятся более внимательны, стабильны и устойчивы в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, однако в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии.

На выбор профессии влияют различные факторы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности. На выбор профессии могут влиять различные обстоятельства и причины.

Многообразие мира профессий позволяет старшему подростку выбрать ту профессию, которая соответствует его личностным и профессиональным интересам, однако при таком многообразии с выбором нетрудно ошибиться. Е. А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии (3, с. 10):

Отношение к выбору профессии как «раз и навсегда». В современной профессиональной деятельности произошли определенные изменения: если раньше учащиеся выбирали профессию «на всю жизнь», то на данный момент такой задачи нет.

Престижность и популярность профессии. Престижность и популярность профессии зачастую может не соответствовать личностным и профессиональным интересам. В эпоху интеллектуального труда в современном профессиональном мире происходит дефицит рабочих профессий (технологи, конструкторы, строители и т. д.). Причинами недостатка рабочих профессий могут быть недостаточная заработная плата или престижность профессии.

Выбор профессии под влиянием семьи, друзей. При выборе профессии могут возникать разногласия не только между внешними обстоятельствами и внутренними интересами учащегося, но и с окружающими его людьми — семья, друзья, знакомые. Подростки склонны прислушиваться к мнению окружающих людей в силу психологических особенностей возрастной категории. Старший подросток хочет оправдать ожидания родителей и выбирает профессию, в которой родители хотели бы видеть его. Другие подростки подражают своим друзьям. А третьи выбирают профессию совершенно противоположную не только родительской, но и своим возможностям.

Какой человек — такая профессия. Пожалуй почти каждому человеку приходилось сталкиваться с непрофессиональной компетентностью в той или иной сфере, однако это может быть всего лишь единичный случай, который влияет на несоответствующее понимание специфики профессии.

Увлечение только внешней или частной стороной профессии. Наглядным примером могут служить люди, добившиеся успеха по карьерной лестнице, а также публичные люди — актеры, певцы, телеведущие. Учащиеся могут иметь представление о «легкости» достижения какой-либо цели, однако достижение любой цели требует максимальную активизацию внешних и внутренних ресурсов.

Незнание, недооценивание или переоценивание своих физических возможностей и способностей. При выборе профессии необходимо изучить ее влияние на физическое самочувствие и здоровье.

Незнание специфики трудовых действий выбираемой профессии или поверхностное представление о ней. Например, пилот самолета или стюардесса считаются «красивыми» профессиями. Однако нельзя исключать обратную сторону данного выбора (физическая, эмоциональная, дисциплинарная подготовленность).

Л. И. Божович отмечает, что проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. «Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» (1, с. 213).

Таким образом, выбор профессионального пути — одна из ключевых задач старшего подросткового возраста. При выборе профессии необходимо иметь четкое представление о своих способностях и возможностях, о возможностях обучения, о положении профессии на рынке труда и трудоустройства, а также о перспективах профессионального и карьерного роста. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, позволяет обезопасить от возможных ошибок, делает трудовую деятельность увлекательной и интересной, позволяет достичь профессиональных и карьерных успехов.

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Содержание

Введение
1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
2 Возрастные особенности формирования личности подростка.
3 Мотивы выбора профессии.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

профориентология.docx

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский Государственный университет физической культуры»

По профоринтологии

Выбор профессии в подростковом возрасте

Студентка 322 группы

специализации «Педагогика и психология»

  1. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
  2. Возрастные особенности формирования личности подростка.
  3. Мотивы выбора профессии.

Список использованных источников.

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [2, с.15]

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2, с.5]

Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [9, с.13]

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [14, c.138]

При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. [14, с.139]

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.

Слово “профессия” в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определённой подготовки и соответствующих качеств личности.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профориентация”. Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дают следующие определение: “Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности”. [12, с.12-13]

“Профессиональная ориентация как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества” – пишет А.В. Соловьёв. [11, с.6-7]

Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. [7, с.26]

Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута в “основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” [11, с.50] “Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производственном труде являются незнаменитыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития”.

Социальная важность профориентации требует, в свою очередь, комплексного подхода к решению проблем, связанных с её практической реализацией, тесного взаимодействия социально-экономических и психолого-педагогических направлений этой работы.

Социально-экономическое направление данной проблемы включает знакомство школьников с общей системой народного хозяйства нашей страны, его ведущими отраслями и потребностями в рабочих кадрах, изучение демографической структуры трудовых ресурсов, социального престижа отдельных профессий и специальностей, перспективы профессионального роста и т.п.

Суть психолого-педагогического подхода к решению задач профориентации молодёжи заключается, во-первых, в том, что каждый человек имеет свои, характерные лишь для него, психофизиологические особенности: направленность, темперамент, память, внимание, анатомо-физиологические возможности и т.д. Во-вторых, выбор профессии связан с социально-нравственным состоянием человека в будущем. [7, с.27]

Организация профессионального просвещения и воспитания учащихся, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, соответствующих психофизиологическим особенностям личности, своевременное выявление и развитие профессиональных наклонностей составляют педагогическую направленность данной проблемы.

В настоящее время при организации всей профориентационной работы с учащимися принято различать два основных её аспекта - диагностический и воспитательный, отличающиеся друг от друга по целям, содержанию работы, её методам и формам проведения.

  1. Методы наблюдения, анкетирования, беседа анализ школьной документации, результатов творческой деятельности, медицинское обследование, тестирование.
  2. Привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление с основными отраслями народного хозяйства, формирование трудовых навыков и умений, воспитание глубокого и устойчивого профессионального интереса с учётом потребности страны в кадрах. Экскурсии, беседы, диспуты, сборы, собрания, устные журналы, вечера и т.п. [7, с.29]

2 Возрастные особенности формирования личности подростка.

Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития (Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Абрамова Г.С., Немов Р.С. и т.д.). Удобнее всего будет взять за основу периодизацию Абрамовой Г.С., которая определяет границу подросткового возраста от 13 до 17 лет. Она рассматривает проблемы самопрезентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а так же гибко подходит к определению “подросток”, называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.

Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость. [15, с.25]

Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная. [6, с.35].Переход к старшему подростковому возрасту можно охарактеризовать как период, в который происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях. [1, с.540]

По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. [16, с.7]

Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

1 Этап: Зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

2 Этап: Целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

3 Этап: Вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

4 Этап: Реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Предлагаем рассмотреть возможные ошибки, совершаемые подростком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении. Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию. Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап. Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

1.Личные профессиональные предпочтения - то, что является потребностью подростка;

2.Позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

3.Позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

4.Позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

5.Способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

6.Уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней.

7.Информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

8.Склонности - это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения. Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

- «Карта интересов» Голомштока. Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда). Выявляет соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

Данные методики подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей, тестирование возможно провести самостоятельно по средствам интернет-ресурса на сайтах профориентации в режиме онлайн.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

1.Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений; наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия; умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Помните, что правильная профориентация — один из главных показателей развития человека.

2.Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются: руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации; неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.

3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка; неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами; ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии; руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей; наличие стереотипов; неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации; профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.

Различные проблемы поведения и формирования в подростковом возрасте. Невозможность или нежелание пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию, изучая себя.

С наилучшими пожеланиями, специалисты ЦПСМ

Материал: Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530-533.

Понятие "готовности к выбору профессии" в психолого-педагогических исследованиях. Внутриличностные противоречия, пути и способы их разрешения. Направления профессиональной ориентации. Эмпирическое изучение половозрастных особенностей выбора специальности.

Рубрика Психология
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 11.06.2013
Размер файла 50,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Многие недостатки рассмотренных двух типов профконсультации исключает развивающая (активизирующая) консультация. Основное её содержание- активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Главный момент в этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения.

Важным принципом этого типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференцированной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Социальным институт является школа, которая имеет возможности для раз-нообразной профориентационной помощи ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут знакомить школьников не только с определенными отраслями знания, но и с соответствующими производствами (на уроках химии - с химическими производствами, на уроках биологии - с биологическими профессиями и т.п.), тем более что школьни-кам это крайне интересно. Во-вторых, на уроках труда, где у школь-ников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь уча-щимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках, в своих склонностях и ценностных ориентациях, а также научить планировать перспективы своего развития. К сожалению, совре-менная школа выполняет эти задачи лишь частично.

Психолого-педагогические (или психолого - социально-реабилитационные) центры, службы занятости и т. п. Смысл деятельности этих центров состоит в том, чтобы, с одной стороны, оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторов профориентационной работы на уровне района, города или региона. Как уже отмечалось ранее, лучше, если такие центры буду подчиняться не отдельным ведомствам, а высшим органам власти на уровне района, региона и всей страны.

Таким образом, на формирование готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте оказывают важнейшие направления, такие как проф. информирование, проф. консультирование, проф. отбор и подбор и профессиональная, производственная, социальная адаптация.

Глава 2. Эмпирическое изучение половозрастных особенностей готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте

2.1 Организация и методы исследования половозрастных особенностей готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте

Следующие компоненты в структуре готовности к различным видам деятельности: мотивационный компонент по отношению к действию; ориентационный компонент на будущую специальность; операциональный компонент как владение необходимыми знаниями, умениями, навыками; волевой компонент, характеризующий поведение личности; оценочный компонент.

Результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте.

Рекомендации психологу по организации развивающих занятий по формированию готовности подростков к выбору профессии.

Профессиональная ориентация понятие многомерное. Профориентацию целесообразно рассматривать как одну из сфер деятельности психолога- это психологическое сопровождение самоопределяющейся личности.

Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии.

Старший школьный возраст - время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст - критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.

А теперь рассмотрим некоторые рекомендации психологу:

- Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности.

Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если это музыка, то от музыкального произведения к концерту. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины.

- расширяйте кругозор подростков в области профессий.

Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор;

- позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.

Готовность- это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; сформированные идеалы; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями. Достаточно лишь слушать и слышать своего ребенка;

- никогда не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.

Дайте подростку возможность получить свой опыт. Нельзя критиковать желания ребенка и зарубать их на корню. Лучше пусть он сам попробует и поймет свою ошибку. Ну, а если возникают трудности и вопросы как это сделать, то нужно обратиться за помощью к профессионалам.

- психологические тренинги помогают подросткам обрести готовность к выбору профессии. В ходе занятий дети участвуют в специально смоделированных коммуникативных и ролевых играх. Это позволяет им настроиться на самопознание, увидеть свои личностные особенности, получить доступ к своим желаниям, поверить в то, что можно добиться намеченных целей, если захотеть.

- профтестирование поможет определить подростку свои интересы, склонности и способности к той или иной профессии. Пройденный вовремя профтест можно сравнить с палочкой-выручалочкой: он помогает определиться не только с выбором вуза и будущей профессии, но и со специализацией в школе.

Психолог должен помнить, что часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, час-то модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше - физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, жить так, как живут «самые лучшие люди».

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процесса высокоэффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога - активно использовать современный арсенал просветительских средств.

Педагогу-психологу необходимо владеть информацией о существующих информационных сайтах учреждений и организаций по профориентации, правовой поддержке детей и молодежи, популярной психологии для разных возрастов и т.п. В этом направлении эффективным направлением работы является использование ресурсов Детского правового сайта (mir.pravo.by).

Профориентационная работа - важнейшая основа трудового воспитания. Многофакторный характер профессиональной ориентации предполагает координацию деятельности членов педагогического коллектива, в т.ч. заместителя директора школы по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, классных руководителей, учителей-предметников, библиотекаря, медицинских работников, педагога социального и педагога-психолога. Также к обеспечению реализации данного участка работы привлекаются специалисты региональных межшкольных учебно-производственных комбинатов, Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи, центров занятости, внешкольных учреждений и общественность и др. Кроме нормативной правовой и методической документации по соответствующему направлению деятельности целесообразно использовать «Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь» (утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 32/66/22/91).

Цель психологической работы по профессиональной ориентации учащихся - это создание условий, при которых учащийся осуществляет самостоятельный осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности.

Основными направлениями работы педагога-психолога в системе профориентационной работы учреждения образования являются:

1. Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся, готовности к выбору профессии.

Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе в ходе проведения различных психодиагностических мероприятий. Особое внимание данной работе уделяется с параллелями 7-11 классов. Педагогом-психологом должен быть собран оптимальный пакет психодиагностических методик, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность, готовность к выбору профессии. Результаты тестирования, доводимые до учащихся в индивидуальной или письменной форме, будут способствовать самопознанию, развитию рефлексии своих возможностей и склонностей.

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи предлагает комплект психодиагностических методик «Профиль», рекомендованный в качестве электронного пособия для педагогов-психологов (rcpom@ tut.by). Также можно использовать электронный комплекс психологического и информационно-справочного сопровождения школьников «Самоопределение» и электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь профессии» (факультативный курс «Мое профессиональное будущее»).

К формам и методам профессионального информирования относятся профориентационные занятия с использованием мультимедийных презентаций, профориентационные игры, интерактивные беседы, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учебные заведения, на предприятия, в т.ч. виртуальные, разнообразные средства наглядного информирования, активное использование Интернет ресурсов, сайта учреждения образования.

Психологическому взрослению старшеклассников должны способствовать развивающие психологические занятия, в т.ч. по личностному самоопределению, готовности к выбору профессии, формированию временной перспективы, навыков целеполагания.

Педагог-психолог доводит до сведения родителей результаты профориентационного тестирования в письменном виде, организует психологическое просвещение и консультирование родителей с целью оказания помощи в адекватном выборе профессии их детьми.

Педагог-психолог по результатам профориентационного тестирования и участия в психологических занятиях, создает базу данных и на основании имеющихся данных формулирует рекомендации для учащихся, родителей, классных руководителей и учителей предметников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что под психологической готовностью мы понимаем - это особое психическое состояние, подразумевающее целостную характеристику психической деятельности, которая может быть длительной или кратковременной в зависимости от индивидуальных особенностей личности и типа нервной деятельности, а также от условий, в которых протекает деятельность и как потенциальное состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности, принятию важного решения на когнитивном, эмоциональном, волевом уровнях, с другой стороны, как интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно - деятельностный компоненты.

Таким образом, на формирование готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте оказывают важнейшие направления, такие как проф. информирование, проф. консультирование, проф. отбор и подбор и профессиональная, производственная, социальная адаптация.

Таким образом, на формирование готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте, влияют индивидуально-личностные особенности: способности, интересы, наклонности, где ведущей деятельностью является общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.

В данном возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.

Для того, чтобы активизировать процесс формирования психологической готовности к выбору профессии, необходима развивающая профессиональная консультация. Главный момент - перенесения акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения, но нужно и учитывать движущую силу самоопределения - противоречие. Важной особенностью самоопределения выступает его обращённость в будущее.

Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы человека где, немаловажную роль играет и профессиональное воспитание.

Читайте также: