Сколько воинских должностей может занимать военнослужащий

Опубликовано: 08.05.2024

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность).
2. Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.
3. Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
4. Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно - штатных мероприятий - не более шести месяцев;
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу;
прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в пункте 1 статьи 44 настоящего Федерального закона;
в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Комментарий к статье 42
1. Став военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде схемы, состоящей из трех элементов: занимаемая воинская должность (1); наличие конкретного воинского звания (2); соответствующих штату (3) воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.
Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно - учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.
Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.
Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т.д.), обусловливается содержание военно - служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно - служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности).
Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.
Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа - это система его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе - в сфере обороны и безопасности).
Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.
2. Комментируемая статья устанавливает ряд требований к воинским должностям.
Во-первых, военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, за исключением случаев, указанных в п. 4 комментируемой статьи (по всей видимости, в тексте Закона допущена опечатка, так как п. 5 в ст. 42 отсутствует).
Во-вторых, военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает (см. комментарий к п. 2 ст. 43), при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы).
В-третьих, каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник - полковник).
3. П. 3 комментируемой статьи устанавливает порядок утверждения воинских должностей.
Президент Российской Федерации утверждает:
- единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
- общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Министр обороны РФ, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей.
В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
4. В Вооруженных Силах РФ Перечень должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие Приказом Министра обороны РФ от 5 февраля 1994 г. N 025; Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 16 октября 1998 г. N 461.
5. В Вооруженных Силах РФ замещение воинских должностей гражданским персоналом разрешается:
в отношении должностей военнослужащих - женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком, с заключением с гражданским персоналом соответствующих специальностей на указанный период срочных трудовых договоров в порядке, предусмотренном ст. 18 КЗоТ РФ. О заключении такого срочного договора должно быть указано в заявлении принимаемого на работу и в приказе о приеме на работу (директива Министра обороны СССР от 17 октября 1990 г. N Д-58);
в отношении должностей в высших военно - учебных заведениях, подлежащих комплектованию военнослужащими и являющихся вакантными, которые также могут замещаться гражданским персоналом по трудовому соглашению (контракту) или на условиях почасовой оплаты. Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с действующим законодательством (п. 21 Положения о высших военно - учебных заведениях Министерства обороны РФ, введенного в действие Приказом Министра обороны РФ от 5 апреля 1994 г. N 110; п. 20 Положения о высшем военно - учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации, утвержденного Приказом ФПС РФ от 18 октября 1996 г. N 699).
Приказ ФПС РФ от 18.10.1996 N 699 "Об утверждении Положения о высшем военно - учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Приказа ФПС РФ от 17.10.1999 N 573 "О признании утратившим силу Приказа ФПС России от 18 октября 1996 г. N 699 "Об утверждении Положения о высшем военно - учебном заведении Федеральной пограничной службы Российской Федерации". 6. Положением о суворовских военных, нахимовских военно - морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 944 // СЗ РФ. 1999. N 35. Ст. 4325), допускается возможность замещения преподавательских должностей, комплектующихся военнослужащими, гражданскими лицами, окончившими соответствующие высшие педагогические образовательные учреждения (п. 39).
Положением о военно - музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 944) также разрешено комплектовать должности командиров рот и офицеров - воспитателей офицерами запаса.
7. Замещение воинских должностей на конкурсной основе установлено для должностей преподавательского и научного состава вуза офицерами (п. 21 Положения о высших военно - учебных заведениях Министерства обороны РФ) - см. п. 13 комментария к ст. 43.
На конкурсной основе принимаются также офицеры Вооруженных Сил РФ, проходящие военную службу по контракту, имеющие высшее профессиональное образование, опыт практической работы на офицерских должностях, положительно зарекомендовавшие себя по службе и проявившие способности к педагогической или научной деятельности, в адъюнктуру.
По рекомендации ученых советов вузов (факультетов) в адъюнктуру по очной форме подготовки могут приниматься офицеры, удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, непосредственно после окончания вуза (п. 69 Положения о подготовке научно - педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от 16 июля 1999 г. N 310).
8. Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях, указанных в п. 4 ст. 42 комментируемого Закона и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы.
Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены должностным лицом, имеющим право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий, в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов.
Полномочия командира (начальника) издавать приказы (в том числе по строевой части) определены положениями о соответствующем органе военного управления, учреждении и т.д., а также функциональными обязанностями конкретных должностных лиц.
Зачислить в распоряжение имеет право только должностное лицо, имеющее право назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий (см. комментарий к п. 1 ст. 43).
9. Зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) - не более трех месяцев. В течение указанного срока военнослужащий подлежит назначению на новую воинскую должность, переводу, прикомандированию или увольнению с военной службы (п. 1 ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы);
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно - штатных мероприятий - не более шести месяцев (о понятии организационно - штатных мероприятий см. п. п. 37, 38 комментария к ст. 51). В течение указанного срока должен быть решен вопрос о назначении военнослужащего на новую воинскую должность (должность), переводе, прикомандировании или его увольнении с военной службы;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу. По уголовному делу могут быть приняты следующие решения:
- прекращение уголовного дела в случаях, предусмотренных в ст. ст. 5 - 9 УПК РСФСР;
- вынесение приговора (гл. 25 УПК РСФСР). В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, военнослужащий подлежит увольнению или может быть досрочно уволен с военной службы (см. комментарий к п. п. 1 и 2 ст. 51);
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, не годным к военной службе, - до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более срока, установленного Положением о военно - врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390.
Указанным Положением установлено, что, если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан негодным к военной службе и в период оформления увольнения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о том, что он нуждается в освобождении на срок, необходимый для оформления увольнения, но не более чем на 30 суток (п. 36);
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой - не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим (см. комментарий к подп. "м" п. 1 ст. 37);
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного - до его освобождения (см. подп. "л" п. 3 комментария к ст. 37);
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, - до окончания этого отпуска (см. п. 12 комментария к ст. 38);
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных комментируемым Законом и Положением о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38).
10. Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.
11. Статус военнослужащего на указанных лиц распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности. В соответствии с п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы на указанных лиц в связи со служебной необходимостью может быть возложено временное исполнение обязанностей следующей равной или высшей воинской должности:
а) вакантной (незанятой) воинской должности - с его согласия (временное исполнение должности - врид);
б) невакантной (занятой) воинской должности - в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей - врио) без его согласия.
12. Военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника) в связи с организационно - штатными мероприятиями, выплата окладов месячного содержания производится за все время нахождения в распоряжении, но не более чем в течение шести месяцев, а находящимся в распоряжении по другим основаниям - не более трех месяцев со дня, следующего за днем освобождения в установленном порядке от должности (Приказ Министра обороны РФ от 11 сентября 1998 г. N 414; п. п. 78 - 82 Положения о денежном довольствии военнослужащих, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1978 г. N 075).
При определении права на получение окладов денежного содержания в предусмотренные законодательством сроки пребывания военнослужащих в распоряжении не засчитываются периоды нахождения:
а) на излечении в госпиталях, лазаретах, клиниках, больницах и других аналогичных им лечебных учреждениях или подразделениях;
б) в санаториях и домах отдыха, куда военнослужащие после пребывания на излечении в госпиталях, лазаретах, клиниках, больницах и других аналогичных им лечебных учреждениях или подразделениях направлены по постановлению военно - врачебной комиссии;
в) на излечении в специализированных туберкулезных санаториях в связи с заболеванием открытой формой туберкулеза;
г) в отпуске по болезни по постановлению военно - врачебной комиссии;
д) в пути следования офицеров, убывающих из отдаленных местностей, от места прежней службы до места, где они будут находиться в распоряжении, а также время задержки этих офицеров в пути по независящим от них причинам, что должно быть удостоверено должностными лицами органов военных сообщений или гарнизонных комендатур, а при отсутствии их - начальниками вокзалов, пристаней, аэропортов;
е) под арестом в связи с привлечением к уголовной ответственности - в случаях прекращения уголовного дела или вынесения оправдательного приговора - со дня ареста и по день освобождения включительно;
ж) периоды временного исполнения офицерами вакантных должностей - со дня подписания приказа о допуске к временному исполнению должности и по день освобождения от должности включительно;
з) в очередном отпуске, в том числе по окончании военно - учебного заведения (ст. 81 Положения о денежном довольствии военнослужащих).
Выплата офицерам окладов денежного содержания, на получение которых они утратили право в связи с нахождением в распоряжении, возобновляется:
а) назначенным на должности - со дня подписания приказа о назначении;
б) направленным на излечение в лечебные учреждения или иные подразделения (ст. 81 указанного Положения) - со дня направления;
в) зачисленным слушателями в военно - учебные заведения на очное обучение либо в очную адъюнктуру - со дня направления на обучение или в адъюнктуру;
г) убывшим в очередной отпуск - со дня убытия в отпуск, указанного в приказе командира воинской части, при этом оклады выплачиваются по день окончания отпуска включительно (ст. 82 Положения о денежном довольствии военнослужащих).

3. Прохождение военной службы

Под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. В ряде случаев военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях при нахождении в распоряжении командира (начальника).
Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. При этом каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание. Порядок назначения на воинские должности определяется ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1-го ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации (руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться женщинами-военнослужащими, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами назначение на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производится указами Президента Российской Федерации.
Министр обороны Российской Федерации (руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) назначает военнослужащих на воинские должности, установленные п. 2 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1-го ранга. К ним, в частности, относятся воинские должности командира полка (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады; заместителя командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, а также другие воинские должности.
Полномочия других должностных лиц по назначению военнослужащих на иные воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления, устанавливаются Министром обороны Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
Воинские должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности, их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. Военнослужащие могут быть назначены:
- на первую воинскую должность;
- на высшую воинскую должность;
- на равную воинскую должность;
- на низшую воинскую должность.
На первую воинскую должность военнослужащие назначаются при поступлении (призыве) на военную службу.
Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:
- в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
- по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:
- по служебной необходимости;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;
- по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
- по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
- по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:
- в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
- по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
- по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
- по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
- в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.
Порядок освобождения от воинской должности определяется ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии с данной статьей военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
При этом право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
Отличительной чертой военной службы как вида государственной службы является наличие персональных воинских званий. Наличие у военнослужащего персонального воинского звания отражает его служебно-должностное положение и обеспечивает ясность и четкость во взаимоотношениях с другими военнослужащими. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.
Система воинских званий установлена ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". При этом воинские звания объединены в составы военнослужащих.
Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
Воинское звание может быть первым или очередным. Первым воинским званием начинается новый состав военнослужащих. Очередные воинские звания находятся внутри состава военнослужащих. Перейти в другой состав военнослужащий может, только получив первое воинское звание, предусмотренное для данного состава. В связи с этим Положением о порядке прохождения военной службы предусмотрены различные основания для присвоения первых и очередных воинских званий.
Статьей 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы определены основания и порядок лишения воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании. Так, военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.
Военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы (при окончании срока военной службы по призыву или срока контракта) или досрочно. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников). Основания увольнения можно подразделить на три группы:
- по которым военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в обязательном порядке и не может находиться на военной службе;
- по которым военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению соответствующего командира (начальника);
- по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6953), указами Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616; 2014, N 27, ст. 3754), от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670; N 23, ст. 2892; N 28, ст. 3813; N 49 (ч. VII), ст. 6399; 2014, N 30 (ч. II), ст. 4286) и от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1671; N 28, ст. 3813; N 49 (ч. VII), ст. 6399) приказываю:

1. Утвердить Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень) (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления организовать работу по ознакомлению с Перечнем в части, касающейся военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации и работников, замещающих на основании трудовых договоров должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации

генерал армии С. Шойгу

Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Воинские должности

1. В органах военного управления (центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, оперативно-стратегических территориальных, оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических объединениях), в воинских частях и организациях обеспечения и охраны органов военного управления:

помощник (офицер для особых поручений, адъютант) Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации - руководителя Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующего (войсками военного округа, флотом, родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войсками, родом войск вида Вооруженных Сил Российской Федерации, объединением);

начальник (главного управления, департамента, главного штаба, главного центра, управления, штаба, войск, учреждения, вооружения, центра управления, центра, командного пункта, направления, инспекции, службы, отдела, отделения, связи, группы);

заместитель начальника (главного управления, департамента, главного штаба, главного центра, управления, штаба, войск, учреждения, вооружения, центра управления, центра, командного пункта, направления, инспекции, службы, отдела, связи);

заместитель руководителя департамента;

председатель комитета (военно-научного);

заместитель председателя комитета (военно-научного);

помощник председателя комитета (военно-научного);

член комитета (военно-научного);

помощник начальника (войск, главного управления, инспекции);

начальник пункта (отбора на военную службу по контракту);

главный инспектор (эксперт, штурман, инспектор-летчик, инспектор-штурман, инженер-инспектор);

старший инспектор (штурман, инженер-инспектор, инспектор-штурман, инспектор-летчик, представитель военных сообщений);

представитель военных сообщений;

офицер (по тестированию и военно-профессиональной ориентации).

2. В боевых войсках (силах), специальных войсках, учебных воинских частях и организациях:

командир (начальник) (обособленного структурного подразделения воинской части, госпиталя);

заместитель командира (начальника) (обособленного структурного подразделения воинской части, госпиталя);

старший помощник командира (начальника) воинской части;

помощник командира (начальника) воинской части;

командир (начальник) (батальона, дивизиона, эскадрильи, корабля (в том числе авиационного), боевой части корабля, отряда, отдела, штаба, направления, центра, службы, цикла, курса, инспекции, лаборатории специального контроля, сборочной бригады, связи, полигона, арсенала, базы, склада, филиала, школы, управления, гауптвахты, комендатуры, роты материально-технического обеспечения);

заместитель командира (начальника) (батальона, дивизиона, эскадрильи, корабля, боевой части корабля, отряда, отдела, штаба (за исключением штаба батальона в составе соединения, воинской части), направления, центра, узла, службы, цикла, инспекции, лаборатории специального контроля, сборочной бригады, арсенала, базы, склада, района, филиала, школы, управления, гауптвахты, комендатуры);

заместитель (военного коменданта, председателя комиссии);

помощник (военного коменданта, председателя комиссии);

главный инспектор (инженер-инспектор);

старший инспектор (инженер-инспектор, инспектор-штурман, инспектор-летчик);

3. В военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных (проектных, испытательных) организациях Министерства обороны Российской Федерации:

начальник (командир) военной образовательной организации высшего образования (образовательной организации дополнительного профессионального образования, военной профессиональной образовательной организации, научной организации, филиала, института, центра, базы, полигона, структурного подразделения по подготовке младших специалистов, дивизиона, роты, управления, клиники, цикла, комплекса (учебного), отдела, службы, факультета, кафедры, курсов (курса), центральной лаборатории, группы, отделения (за исключением должностей, входящих в состав структурных подразделений равных роте), классов, узла связи, склада);

заместитель начальника (командира) военной образовательной организации высшего образования (образовательной организации дополнительного профессионального образования, военной профессиональной образовательной организации, научной организации, филиала, института, центра, базы, полигона, структурного подразделения по подготовке младших специалистов, дивизиона, управления, клиники, цикла, отдела, службы, факультета, кафедры);

старший помощник начальника отдела;

помощник начальника военной образовательной организации высшего образования (образовательной организации дополнительного профессионального образования, военной профессиональной образовательной организации, научной организации, филиала, института, центра, отдела);

главный инженер (научный сотрудник);

ведущий научный сотрудник;

профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель;

заместитель командира батальона;

4. В военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (на предприятиях, в организациях и учреждениях промышленности):

начальник (военного представительства, отдела);

заместитель начальника (военного представительства, отдела);

II. Должности федеральной государственной гражданской службы

5. В центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации:

начальник управления, заместитель начальника управления (Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в департаменте Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации);

начальник отдела, заместитель начальника отдела (в департаменте Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Министерства обороны Российской Федерации, в управлении Министерства обороны Российской Федерации, в главном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в главном командовании вида Вооруженных Сил Российской Федерации, в командовании рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении главного управления Министерства обороны Российской Федерации, в управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации);

руководитель представительства Министерства обороны Российской Федерации (по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом).

6. В отдельных центральных органах военного управления:

а) все должности в Главном управлении контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, Организационно-инспекторском департаменте Министерства обороны Российской Федерации, Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте вооружения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, Департаменте аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации, Государственной экспертизе Министерства обороны Российской Федерации, Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте бюджетного планирования Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, Департаменте финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) все должности, за исключением должности "старший специалист 1 разряда организационно-плановой группы", в Управлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации;

в) 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации:

главный специалист-эксперт отдела (по работе с личным составом);

главный специалист-эксперт 3 отдела 6 управления;

г) все должности, за исключением должностей отдела (по работе с ветеранами Вооруженных Сил) управления (государственно-патриотического воспитания) и отдела (информационного обеспечения) управления (культурно-досуговой работы), в Главном управлении по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации;

д) Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации:

консультант отдела (обеспечения вещевым имуществом) управления (вещевого);

все должности в отделе (сопровождения государственных контрактов по ресурсному обеспечению);

е) Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - ведущий советник и советник отдела (подготовки предложений в государственный оборонный заказ и Государственную программу вооружения, подготовки государственных контрактов).

III. Должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации

7. Должности руководителей организаций:

руководитель (начальник, директор, генеральный директор, главный врач, заведующий, председатель, военный комиссар) учреждений и организаций и их филиалов;

заместитель руководителя (начальника, директора, генерального директора, главного врача, заведующего, председателя, военного комиссара) учреждений и организаций и их филиалов.

8. Должности руководителей структурных подразделений организаций:

начальник (руководитель, заведующий): управления, центра, инспекции, комплекса, службы, гостиницы, поликлиники, отдела, отделения, части, бюро (входящего в состав Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации), пункта (сборного), в том числе входящих в состав других структурных подразделений;

заместитель начальника (руководителя, заведующего): управления, центра, инспекции, комплекса, службы, гостиницы, поликлиники, отдела, отделения, части, пункта (сборного), в том числе входящих в состав других структурных подразделений;

заместитель главного бухгалтера;

начальник финансово-экономического отдела (отделения) (главный бухгалтер);

заместитель начальника финансово-экономического отдела (отделения) (заместитель главного бухгалтера);

заведующий кафедрой, профессор, доцент кафедры;

председатель комиссии - врач-методист.

9. Должности специалистов организаций:

главный экономист (инспектор, юрисконсульт);

ведущий бухгалтер (экономист, юрисконсульт);

старший инспектор-ревизор (преподаватель кафедры);

инспектор по охране труда и технике безопасности;

старший помощник: военного комиссара, начальника отдела (отделения);

помощник: военного комиссара, начальника отдела (отделения).

Перечень приказов Министра обороны Российской Федерации, признанных утратившими силу

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп "О Перечне должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25898).

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 354дсп "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июня 2013 г., регистрационный N 28872).

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 ноября 2013 г. N 810дсп "О внесении изменений в Перечень должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах (в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации), об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах (в части, касающейся лиц, определенных законодательством Российской Федерации), об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 3313дсп" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30712).

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

  • нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;
  • нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;
  • нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу

В Вооруженных Силах Российской Федерации Перечень должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие Приказом министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г.;

Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден Приказом министра обороны Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 461.

К сожалению, этих документов я не нашел.

Военнослужащие из состава прапорщиков (мичманов) могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению младшими офицерами. Указанное назначение на воинские должности осуществляется при невозможности назначения военнослужащих соответствующего состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологических качеств и при условии, что у прапорщиков (мичманов) не будет в подчинении военнослужащих из состава офицеров.

Военнослужащие из состава солдат, матросов, сержантов и старшин могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами). Указанное назначение осуществляется не менее чем через шесть месяцев военной службы при невозможности назначения на воинские должности военнослужащих соответствующего состава с учетом уровня профессиональной подготовки, психологических качеств и при условии, что у солдат, матросов, сержантов и старшин не будет в подчинении военнослужащих старше их по воинскому званию.

При таких назначениях на воинские должности от военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, требуется согласие на то, что в случае назначения на эти воинские должности военнослужащих соответствующего состава или военнослужащих с соответствующим уровнем образования, дающим право на присвоение им воинских званий лейтенанта, младшего лейтенанта, прапорщика (мичмана), они согласны с назначением на низшие воинские должности, но не ниже тех, которые они занимают. При данном согласии у этих военнослужащих при назначении их на воинские должности делается соответствующая запись в п. 2 обоих экземпляров контракта о прохождении военной службы. При отказе военнослужащих от назначения на высшие воинские должности в данном порядке они на них не назначаются.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании)

Получается, что нет внештатных должностей. Зато есть внештатные обязанности!

Вы командиру ничего не докажете. А если будут доказывать вам ваши подчиненные – объясните им, что они просто должны глубже знать ту обязанность, которую на них возложили.

Допускается временное возложение на военнослужащего исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.

То есть оклад платится по старой должности.

А про совмещение обязанностей не говорится. Иными словами, оперируя терминами, всегда можно доказать, что работа на двух креслах вполне законна!

Возложение временного исполнения обязанностей на военнослужащего возможно только с освобождением его от исполнения обязанностей по основной должности.

Но это знать подчиненным ни к чему. Все равно правда будет на стороне командира!

Не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же воинской должности, установив непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускает возможность последующего возложения указанных обязанностей после перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от состава военнослужащих существуют такие воинские должности:

  • высших офицеров;
  • старших офицеров;
  • младших офицеров;
  • прапорщиков и мичманов;
  • солдат, матросов, сержантов и старшин.

В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.

1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военноучетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.

2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу; срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (к которым в частности относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами.

В зависимости от вида должностных лиц, назначающих военнослужащих на воинские должности, существуют:

1. воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент РФ (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);

2. воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (указанное должностное лицо осуществляет назначение, в частности, на следующие воинские должности:

    , другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;
  • заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;
  • военный комиссар;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации;
  • начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
  • начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования и др.).

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим существуют:




1. воинские должности начальников (по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

  • маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
  • сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части);
  • начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника;
  • начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;

2. воинские должности подчиненных.

Классификацию должностей правоохранительной службы

В упомянутых нормативных правовых актах о видах правоохранительной службы понятие "должность" применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установлении, кто является сотрудником органов данного вида правоохранительной службы, их состава и персональных званий.

В этих актах нет понятия "служащие", они оперируют термином "сотрудники" соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов наркоконтроля. Как тождественное понятию "сотрудники" ФЗо службе в таможенных органах РФ ввел понятие "должностные лица".

Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или (в таможенных органах) квалификационные разряды. В правоохранительных органах учреждаются также должности, замещаемые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.

В случаях, установленных нормативными правовыми актами, в правоохранительных органах учреждаются также должности гражданских служащих.

Должности, занимаемые сотрудниками правоохранительных органов, подразделяются на группы: рядовой состав, младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав, высший начальствующий состав.

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются звания:

1) рядовой состав:

  • рядовой полиции,
  • рядовой внутренней службы,
  • рядовой юстиции;

2) младший начальствующий состав:

  • младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
  • сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
  • старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
  • старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
  • прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
  • старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

3) средний начальствующий состав:

  • младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
  • лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
  • старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
  • капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

4) старший начальствующий состав:

  • майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
  • подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
  • полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

5) высший начальствующий состав:

  • генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
  • генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
  • генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
  • генерал полиции Российской Федерации.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания:

1) младшего начальствующего состава: прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

2) среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции; капитан полиции;

3) старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;

4) высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждаются директором ФСКН России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в нормативных актах, посвященных органам наркоконтроля, ФЗо службе в таможенных органах и т.д.

Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.

Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены актами об их службе и дисциплине.

Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально-бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.

Должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.

Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.

В зависимости от функционального назначения должности правоохранительной службы подразделяются на категории "руководители", "помощники (советники)" и "специалисты". В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются должности категории "обеспечивающие специалисты".

К категории "руководители" относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

К категории "помощники (советники)" относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

К категории "специалисты" - должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы

а) на постоянной основе;

б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.

Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:

Специальные звания. Они делятся на пять групп: V - младший состав; IV - младший начальствующий состав; III - средний начальствующий состав; II - старший начальствующий состав; I - высший начальствующий состав правоохранительной службы.

Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа - младшие, IV - старшие, III - ведущие, II - главные, I - высшие должности правоохранительной службы.

Должности категории "руководители" и "помощники (советники)" относятся соответственно к I, II и III группам должностей, категории "специалисты" - ко всем, кроме I, группам должностей.

Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу правоохранительной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего правоохранительной службы устанавливаются по должностям I группы - Президентом РФ, II - V групп - руководителем государственного органа, а к состоянию здоровья служащего применительно к группам и категориям должностей - Правительством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора служащих.

Читайте также: