Что значит наименование должности с наименованием оив

Опубликовано: 15.05.2024

(В настоящей инструкции некоторые названия органов, должностей и т.д. приведены в качестве образца правильного их написания).

- Названия органов при Президенте Российской Федерации пишутся (приводятся в качестве образца правильности написания):**

с прописной буквы:

Совет Безопасности Российской Федерации

Совет обороны Российской Федерации

Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

Администрация Президента Российской Федерации

Пресс-служба Президента Российской Федерации

со строчной буквы:

аппарат Совета Безопасности Российской Федерации

аппарат Совета обороны Российской Федерации

отдел кадровой политики в субъектах Российской Федерации Управления

кадровой политики Президента Российской Федерации

- Названия должностей пишутся:

с прописной буквы:

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

Председатель Совета обороны Российской Федерации

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

со строчной буквы:

председатель Совета по внешней политике при Президенте Российской Федерации

помощник Президента Российской Федерации

советник Президента Российской Федерации

руководитель протокола Президента Российской Федерации - помощник Президента Российской Федерации

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации

начальник Управления кадров Администрации Президента Российской Федерации

- Названия квалификационных разрядов федеральных государственных служащих пишутся со строчной буквы:

действительный государственный советник Российской Федерации 1 (2, 3) класса

государственный советник Российской Федерации 1 (2, 3) класса

советник государственной службы 1 (2, 3) класса

референт государственной службы 1 (2, 3) класса

- Названия актов Президента Российской Федерации пишутся:

Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 313 "О Канцелярии Президента Российской Федерации"

указы Президента Российской Федерации от 3.04.1997 N 283 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8.мая.1997 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" и от 28.04.1997 N 42 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425

распоряжение Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 189-рп

распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 117-рп "Об Исследовательском центре частного права"

проект указа Президента Российской Федерации (название в кавычках)

распоряжение Администрации Президента Российской Федерации

- Названия комитетов, комиссий и других структурных подразделений аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации пишутся:

с прописной буквы - название палаты, первое слово в полных названиях комитетов, комиссий палаты, образованных ею рабочих органов, рабочих органов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовой системе

Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики

Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Правовое управление Аппарата Совета Федерации

Управление делопроизводства Аппарата Совета Федерации

- аппарат Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики

- редакционно-издательский отдел Управления делопроизводства Аппарата Совета Федерации

- Со строчной буквы пишутся названия согласительных и иных комиссий, образованных Советом Федерации (в том числе совместно с другими федеральными органами государственной власти), рабочих органов, образованных для обеспечения проведения заседаний палаты:

рабочий секретариат заседаний Совета Федерации

- Названия должностей пишутся:

с прописной буквы

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

со строчной буквы

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики

начальник Правового управления Аппарата Совета Федерации

Примечание : в проектах федеральных конституционных, федеральных законов, постановлений, заявлений, обращений и других актов палаты рекомендуется употреблять полные названия комитетов, комиссий палаты, образованных ею рабочих органов, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, должностей.

- Названия комитетов, комиссий и других структурных подразделений аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пишутся:

с прописной буквы - название палаты, первое слово в названиях комитетов, комиссий палаты, образованных ею рабочих органов, рабочих органов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, структурных подразделений Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике

Комитет Государственной Думы по охране здоровья

Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Организационное управление Аппарата Государственной Думы

Управление документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы

аппарат Комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности

аппарат Комитета Государственной Думы по обороне

- Со строчной буквы пишутся названия согласительных и иных комиссий, образованных Государственной Думой (в том числе совместно с другими федеральными органами государственной власти), рабочих органов, образованных для обеспечения проведения заседаний палаты:

Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье

- Названия должностей пишутся:

с прописной буквы

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Руководитель Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

со строчной буквы

заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

председатель Комитета Государственной Думы по обороне

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по здравоохранению

начальник Организационного управления Аппарата Государственной Думы помощник Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Названия депутатский фракций и групп в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации пишутся:

фракция "Единая Россия"

фракция "Либерально-демократическая партия России"

фракция "Коммунистическая партия Российской Федерации"

Названия федеральных конституционных законов, федеральных законов постановлений, обращений, заявлений, распоряжений, других документов пишутся:

Закон Российской Федерации "О залоге"

Федеральный конституционный закон "О конституционном Суде Российской Федерации"

Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"

Договор об общественном согласии

законы Российской Федерации

федеральные конституционные законы

проект федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 января 1996 года N 10-II ГД "Об образовании комитетов Государственной Думы"

- Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти. Органы при Правительстве Российской Федерации.

В наименованиях федеральных органов исполнительной власти пишутся с прописной буквы первое слово и имена собственные.

В федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах, принимаемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации рекомендуется употреблять полные наименования федеральных органов исполнительной власти.

В распоряжениях Президента Российской Федерации, председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, стенограммах и протоколах заседаний и совещаний, служебных письмах, а также в документах справочного характера и приложениях (нетекстовых) к перечисленным актам рекомендуется употреблять сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти.

Названия федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств установлены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. N 649 " Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

Слова министерство, агентство, федеральная служба, комиссия во множественном числе или не в качестве имен собственных пишутся со строчной буквы. Если эти слова употребляются в документе вместо полного названия при повторении, возможно их написание с прописной буквы.

Названия департаментов, главных управлений, управлений Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти пишутся с прописной буквы, названия отделов - со строчной:

Департамент развития медицинской помощи и курортного дела Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации

Отдел защиты прав потребителей Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

При отсутствии полного названия слова департамент, главное управление, управление пишутся со строчной буквы.

Названия должностей пишутся:

с прописной буквы

Председатель Правительства Российской Федерации

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

со строчной буквы

управляющий делами Президента Российской Федерации

заместитель Министра экономики Российской Федерации

председатель Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации

начальник отдела регулирования внешнеэкономической деятельности международного сотрудничества Аппарата Правительства Российской Федерации

полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Названия актов Правительства Российской Федерации пишутся со строчной буквы:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развитая Российской Федерации"

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 742-р

Судебная система. Прокуратура

Названия высших органов и должностей в системе судебной власти и прокурорского надзора Российской Федерации пишутся:

Конституционный Суд Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральный прокурор Российской Федерации

Названия соответствующих органов и должностей в субъектах Российской Федерации пишутся:

Верховный суд Республики Башкортостан

Арбитражный суд Республики Ингушетия

председатель Арбитражного суда Тюменской области

Если названия суда начинается с географического определения, то оно пишется с прописной буквы:

Кировский областной суд

Московский областной суд

Первомайский районный суд

Названия субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов) пишутся:

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Марий Эл

Ненецкий автономный округ

Корякский автономный округ

Чукотский автономный округ

В наименованиях учреждений, организаций и фондов единичного характера с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные, входящие в эти наименования:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Ассоциация врачей России

Наименования предприятий, объединений, акционерных обществ с условным наименованием в кавычках пишутся со строчной буквы.

С прописной буквы пишется первое из поставленных в кавычки слов:

акционерное общество "ГипроНИИздрав"

акционерное общество "Росфармация"

научно-производственное объединение "Витамины"

С прописной буквы пишется первое слово в сложных названиях, начинающихся словами "Государственный", "Всероссийский", "Центральный", "Международный", или порядковыми числительными (Первый, Второй и т.п.):

Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"

Российское акционерное общество "Газпром"

государственное унитарное предприятие "Аллерген"

Наименование, указывающее специализацию, пишется со строчной буквы:

детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова

поликлиника N 140

медико-санитарная часть N 10

центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора

В наименованиях академий, научных и высших образовательных учреждений с прописной буквы пишется первое слово, а также имена собственные, входящие в наименование:

Российская академия наук

Научно-исследовательский институт трансплантологии и искусственных органов

Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

В наименованиях средних учебных заведений неединичного характера (техникумы, училища) пишутся со строчной буквы:

медицинское училище N 3

медицинский колледж N 1

Наименования частей и отделов учреждений, организаций, а также слова типа:

коллегия, президиум, ученый совет, факультет, отделение, сектор пишутся со строчной буквы:

президиум Российской академии медицинских наук

сектор гигиены питания

отделение профилактики медицины

Наименования должностей руководителей предприятий, учреждений, организаций пишутся со строчной буквы:

главный редактор "Медицинской газеты"

ректор Российского медицинского университета

Наименования воинских и почетных званий, ученых степеней пишутся со строчной буквы:

действительный член Российской академии медицинских наук, академик

член-корреспондент Российской академии наук

лауреат Государственной премии

Высшее звание Российской Федерации пишется с прописной буквы:

Герой Российской Федерации

Почетные звания Российской Федерации пишутся в кавычках и с прописной буквы при их установлении и присвоении. В других случаях почетные звания пишутся без кавычек и со строчной буквы:

установить почетное звание "Народный артист Российской Федерации"

присвоить почетное звание "Заслуженный врач Российской Федерации"

наградить народного артиста Российской Федерации

Рекомендуемые обозначения чисел и дат

в 1995-1996 годах

с 1990 по 1996 год

в 1996-м (если нет слова "год")

в зимний период 1995/96 года

1995/96 учебный год

I квартал (первый квартал)

инвалид I группы, рабочие III разряда

от одного до трех лет

две трети голосов

3 процента, 100 процентов, 66,5 процента

7 килограммов, 70 килограммов

6 рублей, 16 246 385 тыс. рублей (но не 16 млрд. 246 млн. 385 тыс. рублей)

241 млн. рублей, но: 241 миллион нам выделили

4 куб. метра, 500 куб. метров

21 млрд. киловатт-часов

12 тыс. кв. метров

на 600 гектарах

* Краткий справочник по оформлению актов федеральных органов государственном власти. М.: Изд-во "Полиграфическое объединение "Известия" Управления делами Президента Российском Федерации", 1997.


<< Приложение
N 1. Бланк проекта приказа

Приложение >>
N 3. Примерный перечень документов, подлежащих утверждению
Содержание
Инструкция по делопроизводству в Федеральном государственном учреждении здравоохранения "Федеральный центр гигиены и.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 июля 2008 года N 943/788

(с изменениями на 23 сентября 2010 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Подразделениям Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации при подготовке проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных официальных документов (международных договоров и других) использовать полные наименования федеральных органов исполнительной власти.

Сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти использовать только при подготовке проектов распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, протоколов заседаний и совещаний, служебных писем, документов справочного характера и приложений (нетекстовых) к указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации, а также при подготовке проектов положений о федеральных органах исполнительной власти, утверждаемых актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти прилагается.

2. Поручить начальнику Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации совместно с директором Департамента делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации вносить в указанный в пункте 1 настоящего распоряжения перечень необходимые изменения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Руководитель
Администрации Президента
Российской Федерации
С.Нарышкин

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Руководитель
Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ
полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти

(с изменениями на 23 сентября 2010 года)

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

(позиция дополнительно включена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N П41-29274)

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

Служба внешней разведки Российской Федерации

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная служба охраны Российской Федерации

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

Управление делами Президента Российской Федерации

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия

Федеральное архивное агентство

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство регионального развития Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

(позиция в редакции совместного распоряжения Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N П41-2338 - см. предыдущую редакцию)

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по туризму

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба страхового надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 2 марта 2009 года N П41-6596. - См. предыдущую редакцию.

Федеральное агентство по государственным резервам

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 2 марта 2009 года N П41-6596. - См. предыдущую редакцию.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

(позиция дополнительно включена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N П41-7286)

Федеральное космическое агентство

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство лесного хозяйства

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

1. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2. Наделены оперативной самостоятельностью;

3. Имеют, как правило, постоянные штаты;

4. Образуются вышестоящими органами;

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ), положениями.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Структура Федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314.

1. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ

· государственная и территориальная целостность РФ;

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;

· единство системы государственной власти;

· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

· самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

· самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

· право разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

· право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функцию и компетенцию между различными видами органов;

· право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

· право осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.

Система органов исполнительной власти возглавляется Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тыва). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

Система органов исполнительной власти, в которой Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия).

Система органов исполнительной власти, которая в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентов по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

Система органов исполнительной власти, характеризующаяся отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

Главу исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Калерия).

Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Республика Удмуртия).

Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его Председателя (Государственный Совет и Правительство Республики Дагестан).

3. Организация исполнительной власти в субъектах РФ

Глава администрации (Губернатор) непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);

Глава исполнительной власти (Губернатор, Глава администрации) к предметам ведения РФ и совместного ведения РФ ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входят:

В систему органов государственной администрации субъектов РФ, руководимую главой исполнительной власти (Президентом Республики, Председателем Правительства, Главой администрации, Губернатором) могут входить:

· органы совместного подчинения, входящие в систему федеральной государственной администрации и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти субъекта федерации (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения);

· органы государственной администрации субъекта Федерации, строящие свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендация и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);

· территориальные органы исполнительной власти субъекта федерации общей специальной компетенции. Территориальные органы общей компетенции (префекты, управляющие и т.д.) осуществляют исполнительную власть на территории округов (префектур), объединяющих несколько административно-территориальных единиц (районов в городе, районов и городов). Главы округов (префектур) по должности входят в состав правительства субъекта Федерации (Москва, Ленинградская область). Деконцентрация исполнительной власти субъекта Федерации имеет свои особенности в Свердловской области, где администрация управленческих округов имеет статус территориальных межотраслевых органов государственной власти и координирует на своей территории деятельность ведомств субъекта Федерации. Все эти органы создаются не как органы административно-территориальных единиц, а как органы субъекта РФ на местах. К органам специальной компетенции относятся территориальные органы в городах и районах, представляющие отраслевые и межотраслевые ведомства субъекта РФ (Краснодарский край и др.);

Таким образом, наличие единой вертикали исполнительной власти в РФ не исключает разнообразие вариантов организации исполнительной власти в субъектах Федерации. Они отражают специфику деятельности государственной администрации субъектов РФ и по своему разнообразию превосходят варианты организаций других органов государственной власти в этих субъектах. Это многообразие не редко приводит к ряду несоответствий конституционному принципу разделения властей.

В Российской Федерации существует и функционирует сложная система исполнительной власти. Эта система имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ являются неотъемлемой составляющей органов исполнительной власти РФ.

Органов исполнительной власти субъектов Федерации, в соответствии с Конституцией, образуются субъектами Федерации, имеющими свои уставы и законодательство.

Правовое положение органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами.

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (Ред. От 27.07.2006 ) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (принят ГД РФ 22.09.1999)

3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» приводится в редакции Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года № 3-ФКЗ, от 19 июня 2004 года № 4-ФКЗ, от 3 ноября 2004 года № 6-ФКЗ и от 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ.

4. Устав Читинской области В редакции Закона Читинской области от 30 мая 2001 года № 300-ЗЧО с изменениями, внесенными законами Читинской области от 15 декабря 2006 года №865-ЗЧО.

5. Постановлением Губернатора Читинской области от 22.09.2005 № 87 «О структуре исполнительных органов государственной власти Читинской области»

И снова вопрос, и снова нужна консультация вашего журнала! Училась, училась на делопроизводителя 5 лет, проработала по специальности N-е количество лет, но так и «плаваю» в вопросе правильного написания наименования должности по отношению к наименованию отдела и/или компании. Проще объяснить на конкретном примере. Есть должность: главный специалист сектора делопроизводства компании (каждое слово намеренно написано мною с маленькой буквы). Согласитесь, по написанию каждого слова – уйма вариантов. А как же все-таки верно и с точки зрения грамматики русского языка, и с точки зрения написания по делопроизводству?

И потом, наименование должности может оформляться как отдельным реквизитом, так и употребляться по тексту документа, и, я так понимаю, в зависимости от ситуации применяется разное написание слов. Например, мы оформляем реквизит «подпись» как «Генеральный директор», а по тексту письма пишем «генеральный» с маленькой буквы.

Буду в очередной раз признательна вам за квалифицированный ответ, ведь так приятно с полной уверенностью отстаивать свою точку зрения, а если есть еще и на что сослаться, вообще замечательно!

У нас на предприятии в служебных документах руководители, исполнители, нормоконтролеры считают, что в тексте надо писать слова «генеральный директор» и «заместитель генерального директора» с прописной буквы, а не со строчной. Доказывая обратное, я ссылаюсь на правила русского языка, но это их не убеждает, в ГОСТе Р.30-2003 об этом ничего не сказано. Убедительная просьба указать нормативные документы (а не рекомендации), которыми я смогу оперировать.

Прошу дать разъяснение по использованию женского рода для написания должностей. Правильно ли это? Например, как следует писать – «заведующая архивом Е.С. Смирнова» или «заведующий архивом Е.С. Смирнова»? Встречала разные мнения на этот счет, поэтому интересно будет узнать аргументацию мэтра.

Е динственным нормативным документом, содержащим правила употребления прописной и строчной буквы в именах, фамилиях, официальных наименованиях и др. словах, являются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР (далее – Правила). Именно на этих Правилах основываются составители учебной и справочной литературы по культуре речи. В отношении наименований должностей в Правилах имеются два положения:

  • § 95, Примечание 6: «Наименования званий, титулов и должностей пишутся со строчной буквы, например: министр, президент, маршал, заслуженный деятель науки, ученый секретарь, сенатор, статский советник, папа, король, шах, хан, паша».
    Примечание 7: «Наименования высших должностей и почетных званий в СССР – Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза – пишутся с прописных букв».
  • § 109: «В текстах официальных сообщений и документов написание наименований должностей, званий, установлений и т.п. с прописной или строчной буквы определяется специальными ведомственными инструкциями».

Из § 95 Правил следует, что названия должностей, кроме высших, пишутся со строчной буквы. Поэтому такие названия должностей, как директор, генеральный директор, руководитель департамента, директор департамента, начальник управления, заведующий отделом и др., следует писать со строчной (маленькой) буквы. Этому же правилу подчиняется написание должности «главный специалист сектора делопроизводства компании», в названии которой мы все слова пишем со строчной буквы. В этом примере в название должности входит еще и название структурного подразделения («сектор делопроизводства»). Правила устанавливают (§ 106), что прописная буква используется только в наименованиях организаций (партийных, правительственных и др.), использования прописной буквы в названиях структурных подразделений Правила не предусматривают.

Хотя сейчас широкое распространение получила практика в крупных организациях писать наименование управлений и департаментов с большой буквы, а входящих в них структур (подразделений более низкого уровня) – с маленькой. Правилами это не предусмотрено, но повсеместно уже считается нормой. Например: «начальник Управления делами», «начальник отдела методологии Департамента экономики и финансов».

Следует сделать оговорку в отношении названия должности «президент». В то время, когда составлялись Правила, такой должности в составе высших должностей нашего государства не было, а в настоящее время Президент Российской Федерации – это одна из высших должностей, в силу чего ее название мы должны писать с прописной буквы (подчеркиваю, если речь идет именно о Президенте Российской Федерации, а не о президенте какой-нибудь компании).

Нужно обратить внимание на § 109 Правил, в котором говорится, что специальными ведомственными инструкциями может устанавливаться использование прописной или строчной буквы в названиях должностей, званий, установлений и т.п. Этим правилом воспользовались для написания должности Мэра Москвы с большой буквы:

Могу в качестве примера привести такой документ, как Регламент Правительства Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП, приложение 4 к которому включает Правила написания слов и словосочетаний, где, в частности, сказано:

«С прописной буквы пишется наименование должности Мэра Москвы.

Со строчной буквы пишутся все должности руководителей органов исполнительной власти города Москвы, организаций, структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы, должностных лиц исполнительной власти города Москвы (кроме Мэра Москвы), например: первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, советник Мэра Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы, начальник Правового управления Правительства Москвы, заведующий Приемной Правительства Москвы».

Из приведенного примера следует, что ведомственным нормативным документом установлено написание с прописной буквы только одной (высшей) должности в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для остальных должностей принято общее правило: написание со строчной буквы.

Что же касается оформления реквизитов, в частности, реквизита «подпись», то естественно, мы используем в написании прописную букву в первом слове названия должности, поскольку каждый реквизит – это отдельный самостоятельный элемент оформления документа. Поэтому автор вопроса прав, утверждая, что при оформлении реквизита «подпись» мы пишем «Генеральный директор», а в тексте документа – «генеральный» с маленькой буквы. И не правы те руководители, исполнители, нормоконтролеры, которые считают, что в тексте надо писать должности «генеральный директор» и «заместитель генерального директора» с прописной буквы, а не со строчной.

При этом особенно часто любят писать должности с большой буквы в преамбулах договоров. Правильно это делать с маленькой буквы. Хотя на юридическую силу документа это все равно не повлияет. Важно только при указании должности подписавшего от одной организации с большой буквы должность представителя другой организации из уважения к ней тоже писать с большой буквы. Например: «ЗАО «Холмогоры», далее именуемое Заказчик, в лице Генерального директора Долговязова Д.О., действующего на основании Устава, и ООО «Трехглав», в лице Коммерческого директора Кумового К.Н., действующего на основании доверенности. ».

А теперь разберемся с использованием женского рода при написании должностей. Как правильно: «заведующая архивом Е.С. Смирнова» или «заведующий архивом Е.С. Смирнова»?

В русском языке существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, занятию, званию, подразделяются на несколько групп:

  • Слова, не имеющие парных образований: педагог, судья, адвокат, менеджер, доцент, профессор, кандидат наук, лауреат конкурса, специалист, консультант, юрист, заведующий отделом, директор и др. В официальной речи существительные этой группы сохраняют форму мужского рода и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола. Например: «педагог Петрова Н.Н. предложила. », «профессор Михайлова Р.О. опубликовала монографию. », «Анисимова В.А. принята на должность заведующего отделом конфиденциального делопроизводства» и т.п.
  • Слова, имеющие парные образования: учитель – учительница, ткач – ткачиха, летчик – летчица. Как правило, парные образования имеются у существительных, обозначающих лиц по профессиям или видам деятельности, в равной мере свойственных мужчинам и женщинам. Но, несмотря на наличие форм женского рода, в официальном общении предпочтение отдается форме мужского рода, например, в тексте документа: «На должность учителя начальных классов принята Петрова А.В.».
    В других стилях речи существительные женского рода используются в тех случаях, когда иными средствами показать, что речь идет о лицах женского пола, невозможно, например: «Команда наших баскетболисток одержала убедительную победу».
  • Слова, имеющие парные образования, используемые преимущественно в разговорной речи. В основном это существительные, оканчивающиеся на -ша и –иха: докторша, билетерша, секретарша, директорша, профессорша, лифтерша, врачиха, дворничиха, сторожиха и др.
    В большинстве своем такие слова являются просторечными, часто имеют пренебрежительную окраску, поэтому используются очень ограничено. Нейтральную экспрессивно-оценочную окраску имеют лишь некоторые слова этой группы: портниха, ткачиха, маникюрша (поскольку они являются единственными обозначениями профессий).

При употреблении существительных, обозначающих лиц женского пола по профессии, должности, занятию, званию, в текстах официальных документов нужно учитывать, что:

Читайте также: